Умом Россию не понять…
«Ольвия-пресс», 30.05.08
Визит главы комитета Государственной думы по делам СНГ и
связям с соотечественниками Алексея Островского в Кишинев, а затем в Тирасполь
наглядно показал, что в России подросли представители новой, точнее молодой
политической элиты, далекие от понимания существующих на постсоветском
пространстве политических реалий и исторических процессов.
Сам Алексей Островский родился 14 января 1976 года в
Москве, где благополучно учился, жил и работал всю свою жизнь. Развал Советского
Союза и бурные конец 80-х - начало 90-х гг. он встретил, будучи
школьником, далеким от политики и понимания происходящих политических событий.
Подобные ему политики не отличаются мировоззренческими позициями и знанием
новейшей истории от большинства своих сверстников.
Однако непонимание существующих реалий в контексте их
исторического развития, чревато непредсказуемыми последствиями. Полное
непонимание всех перипетий молдо-приднестровских отношений
продемонстрировал и глава комитета Государственной думы по делам СНГ и связям с
соотечественниками. Винить его за это нельзя. Ведь, как мы уже говорили,
события, послужившие началу конфликта, Островский встречал за школьной партой и
вряд ли его особо интересовало, что где-то далеко, за пределами его мира,
убивают в Приднестровье русских только за то, что они не хотят стать изгоями на
своей земле, не хотят говорить на чуждом их языке, жить по инородным обычаям и
культурным традициям. Вряд ли его интересовали и события в Абхазии, Южной
Осетии, Нагорном Карабахе, странах Прибалтики и Средней Азии, потому и нет
уверенности, что молодой политик разбирается во всех тонкостях и хитросплетениях
происходящих сегодня на территории СНГ событий. По крайней мере,
молдо-приднестровский визит Алексея Островского однозначно показал всю «глубину»
его познаний в вопросах взаимоотношений двух берегов Днестра и
внутриполитических реалий двух государств.
Будучи в Кишиневе, глава комитета Госдумы в восторге от
рассказанных сказок о том, как хорошо живется здесь русскому населению, изрек
следующее: «В Молдове созданы лучшие в СНГ условия для сохранения
национально-культурной идентичности ее русскоязычных граждан, и это может стать
примером для многих постсоветских стран!»
Увы, Алексей не ходил по кишиневским улицам, не общался,
к примеру, с «истинными» радетелями молдавского государства, не желающими
ответить на элементарный вопрос, если он задан на русском языке, не расспрашивал
русских учителей о том, как обстоят дела с получением образования для русских
детей в Молдове. А зря. Он бы узнал о закрытии большинства русских школ,
достаточно благоустроенных и оснащенных технически, и открытии вместо них (в тех
же зданиях) школ с молдавским языком обучения, узнал бы о переводе русских школ
из центра на окраины, о ликвидации вокруг русских школ детских садов на русском
языке. Высокому гостю рассказали бы о том, что за годы независимости Молдовы
доля детей в русскоязычных дошкольных заведениях уменьшилось с 39% до 23%, в
школах - с 39% до 26%, в колледжах - с 51% до 18%, в вузах - с 55% до 31%.
Мало того, стремление руководства Молдовы принизить статус русского языка
проявлялось не только в сокращении обучения на русском языке, но и в том, что в
высших и средних специальных учебных заведениях (колледжах) и ПТУ русские группы
оставались в основном там, где обучение шло по менее престижным профессиям.
Узнал бы Островский и о том, что за 17 лет существования молдавского государства
в стране существенно сократилась доля печатных изданий на русском языке, радио-
и телепередач, а законодательное закрепление молдавского языка как единственного
государственного и отказ Воронина придать статус второго государственного языка
– русскому, привело к тому, что все делопроизводство в Молдове ориентированно
только на людей, знающих молдавский язык с латинской графикой.
Все это, конечно, «достойный пример для многих
постсоветских стран», как считает Островский. Пример – может быть. Достоинства,
правда, в нем маловато. Складывается впечатление, что Алексей Островский
проглотил все, что ему преподнесли на блюдечке с голубой каемочкой молдавские
власти, не удосужившись проверить эту информацию. Хотя, по большому счету,
готовясь к визиту на высшем уровне, надо бы было столь высокому представителю
законодательной власти РФ хоть немного поинтересоваться реальным положением
вещей, причинами молдо-приднестровского конфликта и его неурегулированности на
протяжении почти двух десятилетий. Тогда бы, может быть, и не было заявления,
высказанного в Тирасполе о том, что «стремление руководства и населения
Приднестровья к признанию независимости республики - это путь в никуда. Нам
непонятно желание видеть Россию в качестве гаранта признания независимости
Приднестровья, которое исходит с левого берега Днестра. Мы выступаем за
территориальную целостность государств во всем мире. Более того, ситуация,
которая сейчас сложилась в Приднестровье, подталкивает Россию, в первую очередь,
к тому, чтобы выходить на достижение каких-либо конкретных договоренностей с
Молдавией».
Вот уж, воистину заявление, достойное политика новой
волны, несведущего, нежелающего вникнуть в суть проблемы, не понимающего реалий
современной действительности. Во-первых, председателю комитета Государственной
думы по делам СНГ и связям с соотечественниками не гоже не знать о том, что
именно Россия в лице своего президента и министерства иностранных дел не
единожды заявляла о том, что косовский прецедент имеет универсальных характер, и
что в случае признания независимости Косово, РФ пойдет на аналогичные шаги в
отношении непризнанных республик постсоветского пространства. Кстати, на
парламентских слушаниях, прошедших 13 марта в Москве, и на которых господин
Островский играл чуть ли не первую скрипку, в отношении Абхазии и Южной Осетии
было приятно решение о признании их независимости в случае, если Грузия вступит
в НАТО или начнет военные действия в отношении этих республик. И после этого
заявлять, что «нам непонятно желание видеть Россию в качестве гаранта признания
независимости Приднестровья, которое исходит с левого берега Днестра», по
меньшей мере, нелогично и бестактно.
Еще более бестактно заявлять о том, что выбранный
народом Приднестровья путь независимости ведет в никуда. Хочется в стотысячный
раз напомнить российским неополитикам, что Приднестровье никогда не являлось
частью Молдовы, за исключением тех лет, когда по решению Сталина к Молдавской
Автономной ССР, созданной искусственно на землях Украины, была присоединена
Бесарабия, и никакого юридического обоснования повторного объединения двух
различных общностей людей нет. Хочется также напомнить новорусским
возделывателям политической нивы о записанном в Уставе ООН праве наций на
самоопределение, Пакте ООН 1966 года о гражданских и политических правах и
Итоговом документе Венской встречи 1986 года представителей государств —
участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, где черным по
белому записано, что любая нация и народность имеют право защищать свой язык и
культуру и при необходимости создавать свою государственность. Следовало бы
молодым российским политикам обратиться и к закону СССР «О разграничении
полномочий между СССР и субъектами Федерации» от 26 апреля 1990 года, где
записано: «Автономные республики, автономные образования
входят в состав союзных республик на основе
свободного самоопределения народов, обладают всей полнотой
государственной власти на своей территории
вне пределов полномочий, переданных ими в ведение Союза ССР и союзных
республик, а также к Закону СССР от 3 апреля 1991 г. "О порядке решения
вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР", который предоставлял
право на самоопределение не только для союзных республик, но и автономиям
и компактно проживающим этническим группам.
Но ведь это труд – тщательно изучить все исторические
документы, подзаконные акты и законы. Куда проще приехать в Тирасполь и
по-чапаевски помахать шашкой, то бишь кинуть пару ничего не значащих для сытого
молодого москвича, не знающего, что такое война, унижения и ненависть только за
то, что в графе паспорта у тебя стоит национальность: «русский», фраз, типа:
«соглашение об объединении Молдавии и Приднестровья позволит снять ряд
экономических вопросов. Предприятия левого берега Днестра получат возможность
нормального передвижения товаров через границу, получения и привлечения
инвестиций, в первую очередь российских. Никто не будет вкладывать деньги в
Приднестровье, пока не будет понятно, каким образом можно возвращать затраченные
ресурсы и извлекать прибыль».
Новорусскому политику сложно понять, что волеизъявление
народа – это не пустой звук, а референдум – это выбор всего народа, решение,
которое никто не вправе игнорировать. Иначе бы не заявил господин Островский,
что «мы знаем о том, что 96% населения вашей республики высказались за
суверенитет и независимость. Тем не менее, мы понимаем, что независимость
Приднестровья на сегодня не готовы признать главные внешнеполитические игроки.
Это и страны ЕС, и США».
С каких это пор мнение Запада для России стало истиной в
первой инстанции, непреложным законом для исполнения? К тому же российскому
политику надо отдавать себе отчет, почему США и ЕС не хочет признавать
Приднестровье по принципу Косово. Приднестровье всегда на протяжении 18 лет
всегда заявляло о своей пророссийской ориентации, кстати, в отличие от Молдовы,
которая запела пророссийские песенки совсем недавно. Если бы ПМР позиционировало
себя как проамериканский анклав, оно давно бы уже влилось в семью признанных
международным сообществом государств. Нам же теперь тыкают в глаза за то, что мы
связывали и связываем свою судьбу с Россией, гражданами которой является
большинство приднестровцев, заявляют, что России непонятно желание
приднестровцев видеть ее в качестве гаранта признания независимости. Что это –
безграмотность российского политика или новая политика Москвы в отношении нашего
многострадального государства?
Как сказал великий Тютчев «Умом Россию не понять»… А
значит, приднестровцам остается в Россию только верить… Слава Богу, Алексей
Островский – это еще не вся Россия.
А.Галин
|