Россия без Приднестровья: груз заблуждений, потерь и разочарований
Российско-приднестровский информационно-аналитический
центр, «Лента ПМР», 01.06.08
Приднестровье многим обязано России - и во многом же
зависит от российской поддержки. Российские миротворцы охраняют мир на берегах
Днестра, благодаря российской финансовой помощи наши пенсионеры получают
добавку к пенсии, крупный российский бизнес инвестирует в наши предприятия,
такие как Рыбницкий металлургический завод, Молдавская ГРЭС, «Молдавкабель» и
цементно-шиферный завод. Россия, как государство-гарант приднестровского
урегулирования приложила немало усилий для поддержания стабильности и
безопасности в регионе. 11 апреля при посредничестве и активной позиции России
состоялась встреча Президентов Приднестровья и Молдовы, по итогам которой было
решено возобновить контакты на уровне отраслевых экспертов и продолжить встречи
на высшем уровне. Мы - за переговоры. Но мы не можем не видеть и того, что
Кишинев и Тирасполь видят их конечную цель очень по-разному.
Россия помогает Приднестровью, прежде всего, из
патриотических соображений. Не будучи формально частью России мы остаемся в
сфере русского мира, и, по сути, являем собой «маленькую Россию» на балканском
направлении. Но мы не можем не видеть и того, что в самой России также
существует различное видение тех целей, которые должны быть достигнуты в
результате молдо-приднестровских переговоров. Отдельные российские политики, в
большинстве своем – слабо знающие историю и причины конфликта, нередко –
односторонне информированные из Кишинева, прикрываясь многословными
рассуждениями о благе урегулирования и мира пытаются затолкать Приднестровье
Молдову. Многие из этих людей называют себя российскими патриотами.
Допускаю, что кто-то из них даже в это верит.
Разумеется, под эти попытки подводится определенная
глубокомысленная теория. Предполагается, во-первых, что «рядовой
бессарабец» - «любит Россию». «Рядовой бессарабец» - термин столь же
осмысленный, как и средняя температура по больнице, но именно его принимают за
отправную точку подобных рассуждений. В качестве примера на сцену тут же
вытаскивают нескольких прикормленных комедиантов.
Из этого изящно следует и второй посыл: нельзя
отдавать столь верных и преданных друзей на разрыв и поругание врагам-румынам и,
следовательно, пророссийскую составляющую Молдовы нужно укрепить, втолкнув
туда Приднестровье. Тогда приднестровцы, оказавшись в безвыходном
положении, поддержат «верных бессарабцев», отобьют все атаки румын, и Молдова
немедленно станет пророссийской - вся, целиком. Если этого не сделать, ее
заберут в Румынию – а России достанется одно только непризнанное Приднестровье,
от которого будут только убытки. Общее резюме: лучше получить все – и с выгодой,
чем часть – и себе в убыток.
Такие примерно рассуждения недалеких политиков и
подкрепляют идею сдачи Приднестровья в Молдову. Разумеется, все это облекается в
пристойные наряды, дополняется, штукатурится, но суть остается той же, а весь
анализ ситуации происходит на уровне маркетинговой стратегии при покупке двух
пучков ранней редиски.
Какова же ситуация в действительности. Что
приобретет и что потеряет Россия, сдав в Молдову Приднестровье? И вообще, что
собой представляют сегодня Молдова и Приднестровье?
Молдова - краткий обзор
ситуации
Молдова – типичная постсоветская республика.
Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что она – самая типичная постсоветская
республика, типичная из типичных. Почему? Потому что главное, что отличает такие
республики - их неспособность к самостоятельному существованию.
Многие независимые государства, образовавшиеся на
месте СССР, через этот этап прошли, и его преодолели. Но Молдова застряла в нем
намертво. Ее зависимость не сводится к экономике, культуре, языку, политике – к
какому-то, пусть большому, но все же относительно ограниченному набору областей.
Молдова неспособна к самостоятельному существованию абсолютно во всем.
Первая генерация молдавских политиков это понимала –
возможно, не все, но самые прагматичные из них. И потому, оказавшись перед
фактом развала СССР, немедленно взяла курс на объединение с Румынией. Это,
повторяю, был, в целом, прагматичный шаг, поскольку самостоятельно существовать
Молдова не могла. Правда, несколько увлекшись, эта первая генерация смешала все
в одну кучу: во-первых, решила увести в Румынию всю Молдову, без учета ее
региональной специфики, а, во-вторых, сильно поторопилась и попыталась ускорить
процесс, надавив на национальные меньшинства, которые в Румынию отнюдь не
стремились. В результате получили то, что и должны были получить: войну на
Днестре и конфликт в Гагаузии. Уход в Румынию был остановлен. Молдова начала
влачить самостоятельное существование. Точнее – подобие самостоятельного
существования.
Почему подобие? Потому что молдавское государство
всегда жило за чужой счет. Государство, по большому счету, есть служащий,
нанятый налогоплательщиками – полицейский, дворник и социальный работник в одном
лице. Но Молдова как государство не несла ни одной полезной функции. Сменявшие
друг друга кишиневские власти сначала промотали и расхитили все советское
наследство, затем некоторое время жили в долг, набирая займы, где только
возможно, и, наконец, стали жить за счет грабежа гастарбайтеров, пересылающих
деньги семьям, остающимся в Молдове. Грабеж осуществляется с помощью изощренной
многоступенчатой системы поборов: от завышенных цен на импортные товары – а
ничего своего, кроме вина, Молдова давно уже не производит - до налогов,
различных платежей, и т.п. К примеру, Молдова – единственная страна в мире,
извлекающая серьезные, на государственном уровне, доходы от продажи своим
гражданам заграничных паспортов по ценам, в 50-100 раз превышающим их
себестоимость.
Однако и этот этап подходит к концу. Гастарбайтеры
все чаще устраиваются за рубежом достаточно прочно и вывозят свои семьи к себе.
Граждане из Молдовы бегут и бегут массово. И в Кишиневе лихорадочно ищут новый
источник финансовых поступлений. Перебрав многие варианты, там решили сыграть на
теме «собирания земель», ставшей популярной в сегодняшней России, предложив себя
на роль «верных бессарабцев». Характерно, что эта идея одновременно пришла
в голову и нынешней партии власти и ее оппонентам.
Но может ли Молдова стать действительно
пророссийской страной, надежным союзником, на которого можно опереться? Судите
сами: русскоязычная община республики фактически вытеснена из политики,
общественной жизни и государственного управления, причем, этот процесс
продолжается, и число сфер, где человек, говорящий по-русски, тем более - с
русской фамилией и этнической принадлежностью, может реализовать себя,
стремительно сокращается. То же самое, кстати сказать, относится и к этническим
украинцам. Дело доходит до смешного: среди лидеров «пророссийских» партий
Молдовы, фактически нет самих русских.
Приглядевшись к молдавскому политикуму
повнимательнее, обнаружим еще одну закономерность. Помимо полнейшей
нетерпимости к инородным чужакам, все молдавские политики оказываются
очень схожи и в своих пророссийских симпатиях! Степень их теплого
отношения к России пропорциональна их провалам: те, кого потеснили от властной
кормушки, спешат обрести российскую поддержку. Разумеется, ни о каком
устойчивом пророссийском курсе речь в этом случае не идет. Как только ситуация
хоть немного изменяется в их пользу, очередные «пророссийские» политики
сбрасывают свою «пророссийскую ориентацию», как змея кожу. Подобные истории
случались уже не раз – но, тем не менее, в России снова и снова рождаются
надежды, что уж вот этот очередной союзник - ну точно не сдаст. А они
сдают, снова и снова. По простой причине: никакой политик не может не считаться
с мнением своих избирателей.
А избиратели в Молдове настроены вовсе не
пророссийски. Российские флаги в Кишиневе жгут вполне регулярно. Тех, кто
относился к России позитивно, частью вынудили эмигрировать, в том числе – и в
Приднестровье, частью вытеснили на обочину жизни, напрочь отбив желание
проявлять гражданскую активность. Сторонники союза с Россией в Молдове сегодня
практически не существуют как политический фактор. Полсотни-сотня
подученных ряженых, собираемых к приезду в Кишинев московских визитеров –
не в счет. Не в счет и гастарбайтеры, которых, виду их крайне зависимого
положения, очень легко заставить сказать все что угодно, пойти на любой съезд и
проголосовать за кого угодно. Естественно, только тогда, когда они находятся в
Москве.
В целом же, абсолютное большинство рядовых граждан
Молдовы рассматривает Россию как место, где можно относительно легко
трудоустроиться - и не более. И то сказать - вытеснение русскоязычных из
общественной жизни никогда не могло бы осуществиться одним лишь распоряжением
сверху. Агрессивная толпа, направившаяся в печально знаменитый «гагаузский
поход» состояла из добровольцев, и насчитывала около 25 тысяч человек.
Число же граждан Молдовы, рискнувших публично осудить националистическую истерию
начала 90-х, исчезающее мало. Ни один мало-мальски заметный политик или
общественный деятель не рискнул выступить с таким публичным осуждением. Ни
один! Но почему? Казалось бы – насколько выгодная позиция: осуди войну в
Приднестровье, осуди массовые увольнения по национальному признаку, осуди
вытеснение русскоязычных – и ты на коне! «Пророссийские бессарабцы» и
изобиженные русскоязычные валом повалят под знамена такого политика! Однако
ничего подобного не происходит – по банальной причине отсутствия в реальной
жизни перечисленных категорий избирателей. Бессарабцы отнюдь не раскаиваются в
своем национализме. Более того, они, в абсолютном большинстве своем, твердо
убеждены, что подобное разделение на граждан первого и второго сорта
справедливо и оправдано. И знание государственного языка тут совсем ни при чем,
есть десятки примеров, когда «инородцев», в совершенстве знающих язык,
прессовали с удвоенной яростью, именно потому, что они, с их знанием языка, были
особенно опасным конкурентами! И никакие экспортированные из-за Прута румыны тут
тоже были ни при чем!
Для чего же Молдова, точнее – молдавские политики
стремятся сблизиться с Россией? Для того чтобы ее использовать! Чтобы ее руками
вернуть себе Приднестровье. Чтобы получить материальную и информационную
поддержку на выборах. Словом, чтобы сорвать с России все, что можно, а затем
уйти в сторону.
Приднестровье – краткий
обзор
Фактически, Приднестровье – это часть бывшей
Новороссии, некогда присоединенная к части бывшей Бессарабской губернии. С
похожей целью: создать внутри новообразованной МССР мощный фактор привязки к
Москве.
План этот, прямо скажем, не удался. Сразу после
распада СССР бывшая Советская Молдавия дезинтегрировалась: ее чужеродные части
просто отторгли друг друга. Бессарабия устремилась в Румынию. Приднестровцы,
памятуя о МАССР в составе Украины, обратились, было, к Киеву, но официальный
Киев слушать их не стал.
Гайдаровско-ельцинская Россия тоже не желала помогать
Приднестровью. Но в дело вмешался человеческий и гражданский фактор. 14 армия,
костяк которой был расквартирован в Приднестровье, заколебалась. Когда стало
ясно, что Кишиневу не под силу сломить сопротивление приднестровцев, а приказы о
нейтралитете и невмешательстве армии втихую саботируются их непосредственными
исполнителями, Россия мужественно взяла на себя роль страны-миротворца. Военный
конфликт 1991-92 годов (а не одного только лета 92, как почему-то принято писать
и говорить) был приостановлен. Говоря о конфликте, нелишне вспомнить и о том,
что приднестровские молдаване составили существенный процент защитников ПМР. Без
поддержки молдавского населения Приднестровье не имело шансов на успех. Многие
лидеры народно-освободительного движения так же были молдаванами – Григорий
Маракуца, Александр Караман, Юрий Затыка, Василий Яковлев и сотни других.
Иными словами, в ходе конфликта проявились принципиальные различия в
ментальности молдаван-бессарабцев и молдаван-приднестровцев.
С момента начала российской миротворческой миссии
Приднестровье стало с надеждой и верой смотреть на Россию. С другими видами
российской поддержкой дела обстояли по-разному, иногда поддерживали больше,
иногда - меньше, но фактор миротворцев присутствовал всегда, и уже это было
достаточным поводом для таких надежд. Правда, надежды омрачались неизменной
официальной позицией Москвы об уважении к территориальной целостности
Молдовы. Позиция во многом понятная, но вместе с тем и спорная. И дело не
только, и не столько в косовском прецеденте. Косовский прецедент мало что
значит, тем более, с учетом позиции России по отношению к нему. Международное
признание Молдовы и безо всяких прецедентов протекало при весьма
сомнительных и спорных обстоятельствах.
Но вернемся к Приднестровью. Независимо от
формального статуса, Приднестровье сегодня представляет собой международный
анклав, политически ориентированный на Россию. Международный – потому, что ввиду
непризнанности приднестровского гражданства, приднестровцы в массовом порядке
обзаводятся вторым, чаще всего – российским, молдавским и украинским, что дает
им возможность получить загранпаспорт и выезжать за пределы страны. Об общей
российской ориентации региона уже было сказано выше. Несмотря на три
государственных языка (русский, украинский и молдавский) наиболее распространено
общение по-русски. Система образования и законы – максимально приближены к
российским стандартам. О референдуме 2006 года, на котором абсолютное
большинство населения проголосовало за вхождение в состав России, я просто
промолчу – это отдельная тема. Для того чтобы понять, на какую страну
ориентировано Приднестровье, достаточно и всего сказанного, без ссылки на
референдум.
Есть только две проблемы. Первая: почти двадцать
лет непризнанности измотали Приднестровье. Непризнанность – даже в чисто
юридическом плане - означает отсутствие очень и очень многих условий для
нормального развития страны. Плюс постоянные таможенные проблемы, возникающие с
подачи Кишинева. Плюс психологическое ощущение пребывания в осажденной крепости.
От непризнанности все в Приднестровье страшно устали. А на вопрос о том, почему
непризнанность государства должна отражаться на его гражданах, которые,
фактически, оказываются сильно ограничены в своих общечеловеческих правах, вам
не ответит никто.
Вторая: Приднестровье значительно меньше Молдовы.
И даже Приднестровье плюс Гагаузия – все равно значительно меньше Молдовы. Планы
о привязке Молдовы к России с помощью Гагаузии и Приднестровья проистекают от
слабого знания географии региона. Полмиллиона – в общей сложности, с учетом
уехавших на заработки, жителей Приднестровья и Гагаузии попросту растворятся в
четырехмиллионной Молдове. Никакой «привязки» не получится. Даже если каким-то
чудом удастся избежать кровопролития в ходе неизбежной реакции отторжения двух
чужеродных тел - Молдовы и Приднестровья. Даже если это отторжение не приведет к
новой войне и новому вводу миротворцев. А я, признаюсь откровенно, не вижу,
каким образом можно будет избежать новой войны. За милыми улыбками
кишиневских чиновников и дипломатов, за заверениями о приверженности к
исключительно мирным способам урегулирования, то и дело проглядывает ненависть
такого накала, что становится понятно, какими методами Кишинев будет
интегрировать в себя возвращенные ему «заднестровские территории».
Варианты, потери и
приобретения
Итак, ситуация вокруг Молдовы и
Приднестровья подошла к той точке, когда дальнейшая ее консервация стала уже
невозможна. Тому есть много причин: здесь и косовская история, и экономическая
ситуация в Молдове и в Приднестровье, и политические процессы в Молдове и
в соседней Румынии. Словом, нужно что-то менять.
Самый простой способ – толкнуть Приднестровье в
Молдову. Но, исходя из общей ситуации, обрисованной выше, это не принесет России
дополнительного влияния в регионе. Напротив, это объективно сведет российское
влияние на нет, поскольку Приднестровье отнюдь не прикрепит Молдову к России, а,
напротив, растворится в ней.
Процесс такого растворения будет далеко не
бесконфликтным. Он вызовет большие трения в самой Молдове. Даже если дело не
дойдет до большой крови, неизбежен будет исход из Приднестровья, по меньшей
мере, нескольких десятков тысяч человек, их страдания и потери вряд ли кто-то
компенсирует. Понятно, что это не прибавит российской власти авторитета ни в
СНГ, ни внутри самой России. Международного авторитета России это тоже не
прибавит - в мире не уважают страны, так отрыто подставляющих своих
граждан, а в Приднестровье живет 120 000 граждан России. Если же дело обернется
новыми вооруженными столкновениями – а это более чем вероятно, то будут
перечеркнуты и российские миротворческие успехи.
Сдача Приднестровья принесет совершенно иные
настроения и в другие непризнанные государства: Абхазию и Южную Осетию. В обеих
Осетиях это вызовет неизбежное брожение, которое, в итоге, может окончиться
войной с Грузией – в попытке перечеркнуть любые планы, аналогичные
приднестровским. В Абхазии – другая ситуация, там есть выход к морю, к ней
проявляют интерес американские посредник и турки. В ситуации, когда угроза сдачи
в Грузию станет реальной, Сухуми может обратиться к ним – в обмен на
гарантии независимости.
Вся эта вторичная волна опять-таки сильно ударит и
по международному авторитету России, и по ее позициям в СНГ. В мире не уважают
слабых…
Об экономических потерях я уже не говорю – это
отдельная тема. Даже гарантии неприкосновенности российской собственности не
защитят от потерь ММЗ и Рыбницкий цементный завод, а МолдГРЭС вообще рискует
оказаться нерентабельной. Гарантии ведь даются на право собственности, но вовсе
не на иммунитет от таможни, налогов и прочих законов страны пребывания.
Итак, все разговоры о том, что содействие
воссоединению Молдовы укрепит российские позиции, и в регионе, и в СНГ
оказываются ложным посылом. Неразумное, всесторонне не просчитанное и поспешное
«воссоединение» будет подобно поспешному и неграмотному разминированию. С тем же
результатом…
Каковы альтернативы? Теоретически Россия могла бы
признать Приднестровье в полном объеме. Но будем реалистами - в
настоящее время условий для этого еще нет. Такое поспешное признание способно
принести не меньше вреда, чем поспешное «воссоединение». Оно тоже может взорвать
СНГ и обернуться чередой конфликтов и разрушений. Очевидно, что время
окончательного разрешения проблемы непризнанных государств еще не настало.
Остается третий – и пока, по-видимому,
единственный способ. Он в том, чтобы, искусно лавируя, пройти меж двух
крайностей, и пройдя - найти разумный промежуточный вариант, который
стабилизировал бы ситуацию на ближайшие 10-15 лет. Промежуточный – но иной, не
такой как сейчас. Сегодняшнее состояние непризнанных государств исчерпало себя –
это уже хорошо видно и в Приднестровье, и в Абхазии и в Южной Осетии.
Сегодняшнее состояние прямиком идет к дестабилизации и нужно немедленно что-то
предпринимать. Например, экономически признать Приднестровье, закрепив таким
образом за ним статус государства с переходным периодом развития. Очень важно,
чтобы именно сегодня в ПМР пришли крупные российские инвестиции, был сохранен
миротворческий контингент России и ОГРВ, а экономические агенты республики могли
бы напрямую сотрудничать с аналогичными агентами в России.
|