Достаточно искры - и Кавказ взорвется
«Постсоветское пространство», 02.06.08
Несоблюдение условий ДОВСЕ на
Южном Кавказе может привести к возобновлению вооруженных конфликтов в регионе
Сегодня пожалуй только Армения из числа государств
Южного Кавказа, как признанных, так и непризнанных, обеспокоена бурной
милитаризацией региона. В то же время, по мнению всех международных организаций,
занимающихся региональными проблемами в Закавказье, невероятная милитаризация
несет в себе угрозу возобновления трех ныне замороженных конфликтов. И
Азербайджан, и Грузия - страны, каждая из которых является одним из мировых
лидеров в гонке вооружений, видят в этом единственный шанс достичь побед в
конфликтах со своими бывшими автономиями. В принципе, правильно видят. Мощная и
современная армия дает хотя бы теоретический шанс вернуть утерянные территории.
Но проблема как раз таки в том, что шанс этот теоретический. С противоположных
сторон конфликта тоже видят эти тенденции и не остаются в долгу. Оборонный
потенциал непризнанных стран значительно менее прозрачен, нежели потенциал
призаннных, но по оценкам военных специалистов, составляет более пятой части
общего объема вооружений в регионе.
По поводу Абхазии и Нагорного Карабаха, по крайней мере,
одно можно сказать точно. Их фактические военные бюджеты превышают номинальные
объемы госбюджетов этих стран. В одном из последних интервью министр внутренних
дел Грузии Вано Мерабишвили жаловался на количественные и качественные
показатели техники, стоящей на вооружении абхазских Вооруженных сил. По его
мнению, вызывает опасения наличие современного вооружения в Абхазии. В то же
время в Абхазии вызывает вполне обосонованные опасения все увеличивающееся число
современной техники, стоящей на вооружении грузинской армии. Несмотря на
демагогию свойственную в этом вопросе грузинским и азербайджанским политикам,
совершенно понятно, против кого вооружаются эти страны. Поэтому процесс гонки
вооружений не может быть односторонним. Рост числа вооружений в непризаннных
государствах региона - естественный итог грузинской и азербайджанской гонки
вооружений.
Именно поэтому военные эксперты опасаются, что и в
Грузии и в Азербайджане необоснованные надежды на военное превосходство могут
привести к возобновлению вооруженных конфликтов. Решить их силой оружия
невозможно, но развязать крупномасштабные войны реально.
В данном контексте менее выразительно выглядит Армения.
Ее военный бюджет в 2007 году превысил 270 млн. долларов. Это «всего лишь» 3,5%
ВВП страны. Это на самом деле более чем скромные результаты относительно
соседей, чьи военные бюджеты имеют цифры с девятью нулями. Военный бюджет
Армении разрабатывается с учетом реальной военной угрозы со стороны Азербайджана
и возможной со стороны Турции. И даже эти скромные показатели дали возможность
ряду экспертов и организаций обвинить Армению в том, что она является
локомотивом милитаризации Южного Кавказа. Они обвиняют Ереван в том, что он
превышает квоты, предусмотренные для него Договором об обычных вооруженных силах
в Европе. В том числе Азербайджан обвиняет Армению в содержании на территории
Карабаха не предусмотеренных Договором вооружений. Поводом для таких обвинений
стал перевод из Грузии в Армению имущества ликвидированной российской военной
части в Ахалкалаки. В ответ армянские власти заявляют о том, что данное военное
имущество принадлежит России, а процесс его вывода из Грузии происходил вполне
прозрачно и в соответствии с квотами ДОВСЕ. И, напротив, Ереван предоставляет
все новые и новые доказательства того, что Азербайджан постоянно нарушает квоты
ДОВСЕ. Так, в прошлом году разгорелся скандал из-за того, что Баку приобрел на
Украине и в Беларуси в течение 2007 года 41 танк, тем самым существенно превысив
квоты ДОВСЕ. В Ереване по этому поводу заявили, что либо международное
сообщество заставит Баку выполнять требования ДОВСЕ, либо Азерабайджан должен из
него выйти.
Принципиально большие военные возможности Азербайджана
Армения компенсирует с помощью Договора о коллективной безопасности и союза с
Россией. Так, в частности, в 2007 году на боевое дежурство российско-армянской
группировки ПВО была поставлена новая система. Произошло это после того, как
Азербайджан закупил у Украины современные истребители МИГ–29.
Три далеких от разрешения жестких конфликта сделали
Южный Кавказ самым милитаризиованным регионом Европы. Здесь на миллион жителей
приходится 75 танков. А непризанные государства напичканы оружием под завязку.
Там на сто тысяч человек приходится такое количество танков. Темпы роста военных
расходов минимум в двадцать раз превышают темпы роста ВВП. Стоит заметить, что
куда более большие государства, непосредственно граничащие с Южным Кавказом, как
Россия, Турция или Иран на фиксированное число населения обладают значительным
меньшим объемом военной техники.
Однако военные эксперты пока не смогли ответить на
вопрос, где границы гонки вооружений в регионе и каковой должна быть
милитаризация Южного Кавказа, чтобы сохранить нынешний мир. С одной стороны, две
страны региона, использующие военную реформу и модернизацию Вооруженных сил для
того, чтобы вернуть потерянные территории несут в себе колоссальный источник
угрозы стабильности. С другой, милитаризация и гонка вооружений последних лет
обеспечили стабильность. Весь мир знает, что способствовать кажущимся локальными
войнам в регионе нельзя, так как все стороны конфликтов хорошо оснащены. И этот
момент заставляет внешних игроков добиваться сохранения текущего баланса сил,
который при всей своей противоречивости сохраняет мир.
Антон Кривенюк
|