Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №193(23.06.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Достаточно искры - и Кавказ взорвется

«Постсоветское  пространство», 02.06.08

Несоблюдение условий ДОВСЕ на Южном Кавказе может привести к возобновлению вооруженных конфликтов в регионе

Сегодня пожалуй только Армения из числа государств Южного Кавказа, как признанных, так и непризнанных, обеспокоена бурной милитаризацией региона. В то же время, по мнению всех международных организаций, занимающихся региональными проблемами в Закавказье, невероятная милитаризация несет в себе угрозу возобновления трех ныне замороженных конфликтов. И Азербайджан, и Грузия - страны, каждая из которых является одним из мировых лидеров в гонке вооружений, видят в этом единственный шанс достичь побед в конфликтах со своими бывшими автономиями. В принципе, правильно видят. Мощная и современная армия дает хотя бы теоретический шанс вернуть утерянные территории. Но проблема как раз таки в том, что шанс этот теоретический. С противоположных сторон конфликта тоже видят эти тенденции и не остаются в долгу. Оборонный потенциал непризнанных стран значительно менее прозрачен, нежели потенциал призаннных, но по оценкам военных специалистов, составляет более пятой части общего объема вооружений в регионе.

По поводу Абхазии и Нагорного Карабаха, по крайней мере, одно можно сказать точно. Их фактические военные бюджеты превышают номинальные объемы госбюджетов этих стран. В одном из последних интервью министр внутренних дел Грузии Вано Мерабишвили жаловался на количественные и качественные показатели техники, стоящей на вооружении абхазских Вооруженных сил. По его мнению, вызывает опасения наличие современного вооружения в Абхазии. В то же время в Абхазии вызывает вполне обосонованные опасения все увеличивающееся число современной техники, стоящей на вооружении грузинской армии. Несмотря на демагогию свойственную в этом вопросе грузинским и азербайджанским политикам, совершенно понятно, против кого вооружаются эти страны. Поэтому процесс гонки вооружений не может быть односторонним. Рост числа вооружений в непризаннных государствах региона - естественный итог грузинской и азербайджанской гонки вооружений.

Именно поэтому военные эксперты опасаются, что и в Грузии и в Азербайджане необоснованные надежды на военное превосходство могут привести к возобновлению вооруженных конфликтов. Решить их силой оружия невозможно, но развязать крупномасштабные войны реально.

В данном контексте менее выразительно выглядит Армения. Ее военный бюджет в 2007 году превысил 270 млн. долларов. Это «всего лишь» 3,5% ВВП страны. Это на самом деле более чем скромные результаты относительно соседей, чьи военные бюджеты имеют цифры с девятью нулями. Военный бюджет Армении разрабатывается с учетом реальной военной угрозы со стороны Азербайджана и возможной со стороны Турции. И даже эти скромные показатели дали возможность ряду экспертов и организаций обвинить Армению в том, что она является локомотивом милитаризации Южного Кавказа. Они обвиняют Ереван в том, что он превышает квоты, предусмотренные для него Договором об обычных вооруженных силах в Европе. В том числе Азербайджан обвиняет Армению в содержании на территории Карабаха не предусмотеренных Договором вооружений. Поводом для таких обвинений стал перевод из Грузии в Армению имущества ликвидированной российской военной части в Ахалкалаки. В ответ армянские власти заявляют о том, что данное военное имущество принадлежит России, а процесс его вывода из Грузии происходил вполне прозрачно и в соответствии с квотами ДОВСЕ. И, напротив, Ереван предоставляет все новые и новые доказательства того, что Азербайджан постоянно нарушает квоты ДОВСЕ. Так, в прошлом году разгорелся скандал из-за того, что Баку приобрел на Украине и в Беларуси в течение 2007 года 41 танк, тем самым существенно превысив квоты ДОВСЕ. В Ереване по этому поводу заявили, что либо международное сообщество заставит Баку выполнять требования ДОВСЕ, либо Азерабайджан должен из него выйти.

Принципиально большие военные возможности Азербайджана Армения компенсирует с помощью Договора о коллективной безопасности и союза с Россией. Так, в частности, в 2007 году на боевое дежурство российско-армянской группировки ПВО была поставлена новая система. Произошло это после того, как Азербайджан закупил у Украины современные истребители МИГ–29.

Три далеких от разрешения жестких конфликта сделали Южный Кавказ самым милитаризиованным регионом Европы. Здесь на миллион жителей приходится 75 танков. А непризанные государства напичканы оружием под завязку. Там на сто тысяч человек приходится такое количество танков. Темпы роста военных расходов минимум в двадцать раз превышают темпы роста ВВП. Стоит заметить, что куда более большие государства, непосредственно граничащие с Южным Кавказом, как Россия, Турция или Иран на фиксированное число населения обладают значительным меньшим объемом военной техники.

Однако военные эксперты пока не смогли ответить на вопрос, где границы гонки вооружений в регионе и каковой должна быть милитаризация Южного Кавказа, чтобы сохранить нынешний мир. С одной стороны, две страны региона, использующие военную реформу и модернизацию Вооруженных сил для того, чтобы вернуть потерянные территории несут в себе колоссальный источник угрозы стабильности. С другой, милитаризация и гонка вооружений последних лет обеспечили стабильность. Весь мир знает, что способствовать кажущимся локальными войнам в регионе нельзя, так как все стороны конфликтов хорошо оснащены. И этот момент заставляет внешних игроков добиваться сохранения текущего баланса сил, который при всей своей противоречивости сохраняет мир.

Антон Кривенюк


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ