Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №193(23.06.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Азербайджан: главные аспекты военного строительства

«Зеркало»(Баку), 05.06.08

По мнению экспертов, для объективной оценки ситуации в области обороны и безопасности того или иного государства достаточно определить ряд моментов и серьезно их проанализировать. Международные эксперты, занятые исследованием армий мира, утверждают, что для прояснения ситуации в вооруженных силах какого-либо государства следует изучить главным образом следующие аспекты:

1. Уровень военных расходов этой страны и его роль в социальном обеспечении военнослужащих и членов их семей, в усилении материально-технического обеспечения армии, эффективное использование бюджетных средств и факты коррупции в этой сфере.

2. Негативные явления в вооруженных силах и прозрачность в деятельности военного руководства по их расследованию. Обеспечение возможностей для свободного вмешательства в процесс государственных структур, неправительственных организаций и представителей общественности. Доведение до общественности результатов расследования негативных событий, особенно касающихся неуставных отношений, потерь в этой связи и их причин.

3. Степень отношения общественности страны к армейским проблемам. Обеспечение взаимодействия гражданских и военных структур. Полное утверждение в общественности девиза «Солдат - это гражданин в военной форме». Уровень прозрачности силовых структур для общества и обеспечение отчетности оборонных структур перед гражданскими.

4. Наличие четких доктринальных документов, предусматривающих перспективное развитие вооруженных сил. Информированность отдельных лиц, особенно военнослужащих, относительно будущего сферы обороны и безопасности государства. Просветительская работа в этом направлении.

5. Социальное положение военнослужащих, находящихся в запасе. Наличие государственных структур, эффективно занимающихся решением их проблем. Решение проблемы трудоустройства находящихся в запасе военнослужащих и удовлетворение их физических и нравственных потребностей.

6. Состояние работы по военно-патриотическому воспитанию молодежи и поощрение ее к военной службе, уровень преподавания военной подготовки в средних школах, высших учебных заведениях. Обеспечение в обществе высокого уровня доверия к вооруженным силам.

7. Усовершенствование мобилизационных резервов государства и наличие сил, «готовых к войне». Постоянное проведение военных сборов и обучение в этих рамках резервистов современным военным навыкам, применению образцов нового оружия и военной техники.

Военные расходы не прозрачны

В государствах мира вопрос максимальной прозрачности военных расходов всегда находится в центре внимания. Деятельность неправительственных организаций, гражданских структур направлена на постоянное получение сведений о том, куда и в каких целях расходуются финансовые средства, выделенные силовым структурам, ибо они являются средствами налогоплательщиков. По этой причине люди должны знать, на приобретение какого вооружения и какой техники расходуются их средства.
Однако в Азербайджане ситуация совсем иная. Как мы отмечали в предыдущих выпусках «Армейского «Зеркала», в нашей стране о расходовании бюджетных средств никому, включая парламент, ничего не сообщается. Хотя ряд депутатов периодически поднимает данный вопрос с парламентской трибуны, никто не может сказать, куда уйдут 2 миллиарда долларов, выделенных на оборону.

Таким образом, у азербайджанской общественности возникают подозрения относительно эффективного использования все - возрастающих оборонных средств. Усиливает подозрения тот факт, что увеличение оборонных ассигнований никоим образом не сказывается на заработной плате отдельных групп военнослужащих. Сегодня заработная плата большинства военнослужащих практически на том же уровне, когда оборонный бюджет составлял 800-900 миллионов долларов. Таким образом, можно сказать, что нынешние военные расходы в Азербайджане не оказывают столь существенного влияния на социальное положение военнослужащих и их семей. Так, по крайней мере, кажется: не решен жилищный вопрос военнослужащих, «продовольственная компенсация» выросла на мизерную сумму, каких-либо подвижек в области социального обеспечения членов семей военнослужащих не заметно.

В таком случае, хотим мы того или нет, но возникает такой вопрос: «Не допускается ли коррупция при использовании средств, выделенных на оборону?»

Общество все еще безразлично к армии

Безразличие простых граждан к Военнослужащим вооруженных сил, возникшее после первой карабахской войны, продолжает иметь место и сейчас. По мнению экспертов, причина кроется в продолжающейся оккупации азербайджанских земель и бездействии Вооруженных сил в решении конфликта.

Сегодня не может считаться удовлетворительным отношение общественности к проблемам армии. НПО, за исключением нескольких, руководимых бывшими офицерами, активности не проявляют, ни одно «гражданское» НПО не желает связываться с военными проблемами: они или не имеют опыта в этой сфере, или считают армейскую проблематику «малорентабельной».

Эксперты считают, что в Азербайджане существуют возможности для укрепления связей общественности и армии. Едва ли не самым главным среди них является то, что представленные в руководстве армии, в особенности в руководстве силовых структур, лица должны считаться с общественностью, с ее отдельными официальными структурами. Короче, выступление руководителей силовых структур, в особенности руководства Министерства обороны, с отчетом перед гражданскими структурами станет толчком к сотрудничеству военных и гражданских структур в стране.

Другой причиной безразличного отношения общественности Азербайджана к военнослужащим является многочисленность негативных событий в армии.

Темное будущее армии

Непринятие Военной доктрины Азербайджана продолжает порождать вопросы. Ровно пять лет - с 2003 года - даются обещания принять Военную доктрину, но воз и ныне там.

В прошлом году были большие надежды на обсуждение и принятие этого важного документа парламентом страны. Однако этого не произошло. Остается надеяться на 2008 год. Впрочем, многие эксперты склонны считать, что и в нынешнем году документ не будет принят.

Если для многих Военная доктрина представляет собой обычный документ технического характера, то специалисты уверены, что в нем найдут отражение многие важные моменты. Главным является ясное и четкое обозначение будущих контуров сферы обороны и безопасности Азербайджана. Эти контуры должны найти отражение именно в Военной доктрине. При наличии этого документа можно будет точно высказаться о приоритетах военного строительства Азербайджана.

Таким образом, и общественность, и официальные лица, и представители армии находятся в неведении относительно будущего азербайджанской армии. Официальные заявления, которые иногда звучат из уст отдельных официальных лиц о будущем армии Азербайджана, в большинстве случаев резко противоречат друг другу. Одни говорят о скором переходе армии на контрактную основу. Другие утверждают о натовских стандартах армии страны. Есть и такие, которые говорят о применении советских военных стандартов при строительстве армии Азербайджана.

Сложившаяся ситуация вызывает падение духа у военнослужащих, а также принижает авторитет армии в глазах народа.

Препятствия на пути из армии на «гражданку»

В армии радуются дважды: в первый раз - когда приходят, второй раз - когда уходят. Это выражение, ставшее поговоркой, известно каждому прослужившему в армии человеку. Однако радость уволенных из армии бывает кратковременной. Будучи в запасе, военнослужащие сталкиваются с большими проблемами. Главными среди них являются квартирный вопрос и обеспечение работой.

Сегодня в Азербайджане нет эффективной государственной структуры, напрямую занимающейся социальными проблемами военнослужащих запаса. Во многих случаях военнослужащие не знают, к кому обратиться со своими проблемами. При этом речь не идет только об офицерах низших чинов. Порою и генералы живут в нужде, вынуждены для улучшения материального благосостояния выполнять работу, не соответствующую высокому рангу.

На взгляд экспертов, сложное положение уволенных в запас военнослужащих является одной из главных помех на пути укрепления среди молодежи духа патриотизма. Молодые люди видят сложную ситуацию, в которой находятся бывшие военнослужащие, и особого рвения стать военнослужащими не проявляют.

Кстати, о тяжелом материальном положении военнослужащих. Как известно, в январе выдаваемая военнослужащим «продовольственная компенсация» выросла с 24 манатов до 32 манатов. Однако военнослужащие запаса по сей день не могут получить причитающуюся им разницу. Они уже привыкли к ситуации, когда задерживаются или несвоевременно пересчитываются пенсии после повышения зарплаты военнослужащих.

Военно-патриотический дух молодежи низок

В последние годы часто звучат заявления о повышении военно-патриотического духа у молодежи Азербайджана. Однако, на чем основан этот оптимизм, непонятно. В республике по сей день не проведен реальный, всесторонний, серьезный социологический опрос.

В действительности же существуют различные причины падения интереса сегодняшней молодежи Азербайджана к военной службе. Главнейшая в их числе, как мы отметили выше, - это негативные явления в армии. В годы существования СССР в ходе занятий по военной подготовке учащиеся средних школ проявляли интерес к военной науке. Однако в последующем, в силу неудовлетворительного преподавания предмета «Допризывная подготовка молодежи», а порою и отказа от данного предмета, у школьников возникло безразличие к военному делу.

Местные эксперты считают, что достижение высокого уровня доверия азербайджанской общественности к Вооруженным силам должно стать первостепенной задачей правительства. В этих рамках важен поиск различных путей поощрения молодежи к военной службе. В особенности в центре внимания должен стать вопрос положения военного обучения в вузах. Отметим, что несколько лет назад в вузах были упразднены военные кафедры. Эксперты больше говорят о вреде, нежели о пользе этого шага. Впрочем, пока не поздно это исправить.

Страна готова к войне?

Сегодня Азербайджан является самым богатым людскими ресурсами государством на Южном Кавказе. По подсчетам сайта Milaz.info, мобилизационный резерв Азербайджана составляет более 800 тысяч человек. В Армении этот показатель выражается цифрой 300 тысяч, в Грузии - 450-500 тысяч.

Во второй карабахской войне против каждого армянского военного могут воевать три азербайджанских. Для этого следует принять серьезную концепцию подготовки мобилизационного резерва страны.

Армии XXI века считаются «тайными армиями». Согласно исследованиям западных аналитиков, в отличие от прошлых столетий, ныне государства мира избегают демонстративных показов возможностей своих армий. Официальная армия бывает малочисленной, подвижной и профессиональной. Однако основным личным составом армии признаются военнослужащие, проходящие службу в запасе.

Со времени обретения независимости по сей день усовершенствование мобилизационных резервов Азербайджана всегда считалось проблематичным. Хотя закон «О мобилизации» и существует, тем не менее, практическая его реализация оставляет желать лучшего. Соответственно, сегодня солдаты будущей войны представлены сами себе. Сегодня в Азербайджане не проводятся военные сборы, граждане находятся в неведении относительно новых правил ведения боевых действий, современных боевых тактик, вооружения и техники.

По мнению экспертов, такая ситуация очень опасна. Они считают, что если Азербайджан желает готовиться к войне, то должен привести в порядок свои мобилизационные резервы. В противном случае говорить о военном успехе будет трудно.

Почему растут потери в армии?

Как было отмечено выше, негативные события в Вооруженных силах и прозрачная деятельность военного руководства при их расследовании являются одним из критериев оценки положения ВС. На Западе этому вопросу уделяется особое внимание, здесь обеспечено открытое вмешательство гражданских государственных структур, неправительственных организаций и представителей общественности в процесс расследования негативных событий в армии. В итоге результаты расследования становятся достоянием общественности. За примерами далеко ходить не надо. Возьмем армии Турции и даже России. Информация о потерях в армиях этих стран размещается на сайтах министерств обороны. В обеих странах дается моментальная реакция на негативные явления, что положительно сказывается на армейском строительстве.

Однако в Азербайджане официальная информация о потерях в Вооруженных силах не распространяется. Сведения о численности и причинах гибели военнослужащих за период прекращения огня держатся в тайне от СМИ и общественности. Безусловно, это порождает определенное недоверие в обществе.

Однако, несмотря на это, ряд неправительственных организаций ведет учет потерь в Вооруженных силах Азербайджана и периодически сообщает о них общественности. Если посмотреть на список потерь, то становится ясно, что истекшие пять месяцев не были удачными для Вооруженных сил Азербайджана. В 2008 году потери азербайджанской армии не уменьшились, наоборот, пошли по нарастающей. Специалисты считают необходимым внимательное изучение причин роста числа потерь на фоне резкого роста военных расходов.

Джасур Сумеринли


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ