Г. Коненко. Состояние торгово-экономических отношений между Россией и Молдавией в 2006 – 2008 гг.
27.06.08
Геннадий Коненко, зав отделом Приднестровья и Молдовы
Института стран СНГ
Надо сказать, что в отношениях между Россией и Молдовой
в области торговли и экономических связей к 2006 г. накопилось предостаточное
количество проблем. Кардинальные изменения во внешней политике Молдовы, когда
основным ее вектором стало развитие связей с Западом, привели к тому, что
решения 7-го заседания Межправительственной комиссии по торгово-экономическому,
научно-техническому и культурно-гуманитарному сотрудничеству между РФ и РМ,
состоявшегося 27 июня 2003 г., остались, по сути дела, невыполненными. Главным
образом, это коснулось двустороннего сотрудничества в области энергетики.
Кишинев под предлогом уменьшения зависимости от России стал постепенно
отказываться от выполнения своих обязательств, возводить искусственные преграды
для российских инвесторов, особенно в приднестровском регионе, несмотря на то,
что эти вопросы были предварительно с ним согласованы, и т.д.
В то же время Молдова по-прежнему пользовалась
известными торговыми льготами и привилегиями, предоставленными ей Россией в
торгово-экономическом сотрудничестве, что фактически было безвозмездным
кредитованием молдавской экономики и не раз помогало коммунистическому
руководству страны успешно отстаивать свои позиции во внутриполитической борьбе
с оппозицией. Поэтому все обращения российской стороны о необходимости
возобновления работы Межправительственной комиссии оставались Кишиневом не
услышанными. И только тогда, когда Россия стала в большей степени учитывать свои
национальные интересы при осуществлении торгово-экономических связей с Молдовой,
перейдя, в частности, на международные стандарты при определении цены на
поставляемые в Молдову российские энергоносители, к более эффективному контролю
за качеством экспортируемых в Россию молдавских товаров, Кишинев был вынужден
согласиться с предложением Москвы о срочном проведении заседания
Межправительственной комиссии.
Однако и 8-е заседание Межправкомиссии, которое
состоялось в Москве в ноябре 2006 г., не смогло решить все накопившиеся за три
года проблемы.
По итогам 8-е заседания МПК 27 ноября 2006 г. была
подписана Программа сотрудничества между Правительством Российской Федерации и
Правительством Республики Молдова в гуманитарной сфере на 2006-2007 гг.,
межправительственные соглашения об урегулировании задолженности Республики
Молдова перед Российской Федерацией и об урегулировании вопросов, связанных с
государственным внутренним валютным долгом бывшего СССР (российская сторона
пошла на реструктуризацию долга с рассрочкой на 15 лет, начиная с 2005 г.), а
также межведомственное Соглашение о сотрудничестве в области образования.
Важной договоренностью на этом заседании было согласие
Молдовы на вступление России в ВТО. Соответствующий протокол между РФ и РМ был
подписан также 27 декабря 2006 г.
Товарооборот между РФ и РМ в 2006 г. составил 986,9 млн.
долл. США и снизился по сравнению с 2005 г. на 1%. Экспорт России составил 663,6
млн. долл. (увеличился на 48%), импорт – 323,3 млн. (снизился на 41%).
Положительное сальдо для России превысило 340 млн. долю США.
Снижение импорта из Молдовы в 2006 г. было связано,
главным образом, с тем, что с конца марта 2006 г. Россия ввела запрет на
поставки в нашу страну молдавской винодельческой продукции, поскольку в
поставляемых на российский рынок винах были обнаружены пестициды и тяжелые
металлы.
В 2005 г. Москвой был наложен запрет на ввоз с
территории Молдовы мяса, фруктов, овощей и др. растениеводческой продукции,
которая не соответствовала санитарным нормам. В этой связи в 2006 г. в Молдавии
было закуплено, например, мяса лишь на 1,2 млн. долл. США, тогда как в 2005 г.
мясной продукции было закуплено на сумму 8,9 млн. долл.
В январе 2007 г. между сельскохозяйственными
ветеринарными ведомствами РФ и РМ была достигнута договоренность о возобновлении
поставок молдавского мяса. Молдавская сторона обратилась с просьбой расширить
ассортимент поставляемой в Россию продукции животноводства и птицеводства за
счет уменьшения поставок говядины.
В январе же был подписан молдавско-российский протокол о
поставках пробной партии растениеводческой продукции. Вскоре в Россию поступило
около 3 тысяч тонн яблок, винограда, табачного сырья и семян
подсолнечника. По итогам мониторинга стороны подписали протокол о
взаимодействии в области фитосанитарного регулирования. Российские специалисты
продолжили обследование молдавских садов и питомников, поставляющих свою
продукцию в Россию. Был обследован также ряд винодельческих предприятий Молдовы,
25 из которых получили положительные заключения. Поставки молдавского вина и
коньяков возобновились с 1 ноября 2007 г. в режиме «одного окна».
Сотрудничество между двумя странами в области энергетики
в 2006 г. выражалось, прежде всего, в том, что поставки природного газа из
России были регулярными и обеспечили потребности Молдовы в полном объеме и
молдавской стороной были оплачены полностью. В первом полугодии 2006 г.
цена 1 тысячи кубов газа равнялась 110 долл. США, во втором – 160 долл.
Плата за транзит российского газа через молдавскую территорию в 2006 г.
по-прежнему составляла 2,5 долл. США за тысячу кубов на 100 км.
После долгих переговоров правительство Молдовы
согласилось на приобретение "Газпромом" 13,4% акций в "Молдова-газ",
принадлежавших приднестровской стороне, что увеличило пакет акций "Газпрома" до
63,4%. Но, по нашим данным, окончательно эта сделка еще не завершена.
В конце 2006 г. между российской компанией «Интер РАО
ЕЭС» и Молдавской ГРЭС, расположенной в Приднестровье, был заключен договор о
купле-продаже электроэнергии. Однако из-за требований молдавской стороны о
снижении ценовых параметров, предложенных «Интер РАО ЕЭС», не удалось подписать
договор с госкомпанией РМ «Энергоком» о долгосрочной поставке российской
электроэнергии по стабильным ценам в Молдову. И, как следствие, не был подписан
документ с той же «Энергоком» о передаче электроэнергии с Молдавской ГРЭС в
страны балканского региона.
На переговорах в сентябре 2007 г. министр образования и
науки РФ, российский сопредседатель комиссии А.Фурсенко и первый вице-премьер
Республики Молдова, молдавский сопредседатель комиссии З.Гречаная (ныне
премьер-министр РМ) при участии замминистра иностранных дел России Г.Карасина
приняли решение девятое заседание МПК провести, не откладывая в долгий ящик, и
оно состоялось 29 октября в Кишиневе. В ходе заседания был рассмотрен ряд
актуальных вопросов двустороннего торгово-экономического и гуманитарного
сотрудничества, приняты решения о развитии сотрудничества в
топливно-энергетической сфере, упрощения поставок молдавской
сельскохозяйственной продукции на российский рынок, о шагах по открытию торговых
представительств России и Молдовы, соответственно в Кишиневе и Москве, по
взаимодействию в области транспорта, трудовой миграции. Решено также ускорить
разработку межправительственной Программы сотрудничества в гуманитарной сфере на
2008-2009 гг.
По данным Федеральной таможенной службы России, в 2007
г. российско-молдавский товарооборот (включая Приднестровье) перевалил далеко за
1 млрд. долл. США и составил 1359,4 млн. долл. (рост - 37,6% к 2006 г.), в том
числе российский экспорт 869,7 млн. (30,9%), импорт – 489,7 млн. (51.5%).
Сальдо внешней торговли – 341 млн. долл. долл. в пользу России.
Увеличение российского экспорта в стоимостном выражении
было обусловлено в основном ростом цен на энергоносители, а импорта -
увеличением поставок изделий из черных металлов (из Приднестровья), а также
снятием части ограничений на импорт растительной и мясомолочной продукции.
В декабре 2006 г. между «Газпромом» и правительством РМ
был подписан новый протокол о сотрудничестве до 2011 г., который определял цену
и объём поставок на достаточно длительный период. С января 2007 г. цена газа
возросла до 170 долл. за тысячу куб. м топлива. Потребности в природном
газе в 2007 г. покрывались в полном объеме. На 1 января 2008 г. «Газпром»
поставил молдавско-российской компании «Молдова-газ» чуть больше 2,7 млрд. куб.
м голубого топлива, в том числе для Приднестровья – 1,4 млрд. кубов.
В январе-феврале 2008 г. Молдова получила 728,3 млн.
кубов природного газа на сумму почти 139 млн. долл. США, Приднестровье – около
342 млн. куб. м, стоимостью в 65,2 млн. долл. В первом квартале 2008 г.
цена на газ составляла почти 188 долл. США за тысячу кубов, во втором –
около 213 долл.
Задолженность АО «Молдова-газ» на конец марта 2008 г.
равнялась сумме почти в 208 млн. долл. США, Приднестровья – 1,64 млрд. долл.
Если в Молдове к этому времени за поставки газа рассчитывались в полном объеме
(100%), то общий уровень расчета в Приднестровье за в 2007 г., по словам
председатель правления «Молдова-газ» Г.Абашкина, составил всего 17%.
По данным специалистов «Молдова-газ», низкий уровень
оплаты газа обусловлен тем, что в Приднестровье «голубое топливо» реализуется по
тарифам, которые на 60% меньше его закупочной цены.
С целью улучшения финансового положения «Молдова-газ»
руководство «Газпрома» приняло решение не начислять на молдавскую и
приднестровскую стороны пени за несвоевременную оплату поставок голубого топлива
в 2005-2006 гг.
По-прежнему не удается юридически до конца оформить
производственные отношения между Молдавской ГРЭС и правительством РМ, а также
молдавскими энергопредприятиями. С начала 2007 г. МГРЭС удалось выйти на внешние
рынки (в Румынию) и увеличить свои мощности. В среднесрочных планах -
обеспечение электроэнергией Одесской области, выход на потребителей на
балканском направлении. Однако зарубежные энергопоставки Молдавской ГРЭС по
новым правилам каждые полгода подлежат лицензированию в соответствующих
молдавских ведомствах.
С июля 2007 г. электроэнергия со станции поставляется в
основном на пассивный остров нагрузки в энергосистему Румынии. С января 2008 г.
по техническим причинам прекращены поставки вырабатываемой МГРЭС электроэнергии
в российскую ЕЭС через Украину, а также транзитные поставки электроэнергии из
России в Молдову.
18 июля 2007 г., в Москве был подписан Протокол к
межправительственному соглашению о принципах взимания косвенных налогов во
взаимной торговле от 29 мая 2001 г., в соответствии с которым НДС на нефть, газ
и газовый конденсат будет взиматься в стране назначения. На данный момент
протокол не вступил в силу, т.к. российская сторона его еще не
ратифицировала.
По состоянию на 1 февраля 2008 г. сумма задолженности РМ
перед РФ (госдолг) равняется 139 млн. долл. США. Надо сказать, что Молдова
своевременно и в полном объеме выполняет свои обязательства по погашению
основного долга и оплате процентов.
В ноябре 2006 г. стороны подписали Межправительственное
соглашение об урегулировании вопросов, связанных с государственным внутренним
долгом бывшего СССР, и Соглашение об урегулировании задолженности РМ перед РФ.
По данным Росстата, российские инвестиции в Молдавии на
январь 2008 г. составили более 250 млн. долл. США (около 22% всех иностранных
капиталовложений), Молдавские инвестиции в экономику России – 29,7 млн. долл.
(3,1%).
Структура российских инвестиций характеризуется заметным
преобладанием капиталовложений в энергетический сектор. Один «Газпром»
инвестировал в экономику Молдовы более 145 млн. долл. США. «ЛУКойл» инвестировал
более 60 млн. долларов, не считая вложенного капитала в молдавский
коммерческий банк «Unibank». Последнее инвестированиекомпания "ЛУКОЙЛ-Молдова"
осуществила в строительство модернизированного топливозаправочного комплекса в
международном аэропорту Кишинева, открытого в апреле 2007 г. Стоимость проекта
составила 8 млн. долл. США.
В последнее время значительные средства направлялись в
пищевую промышленность, сельское хозяйство (в основном в виноградарство),
машиностроение, приборостроение, производство стройматериалов. Определенный
интерес для потенциальных инвесторов может представить отмена Кишиневом налога
на реинвестируемую прибыль и предоставление ЕС Молдове с марта 2008 г.
дополнительных автономных преференций (беспошлинный импорт почти 12 тыс.
товарных позиций). Преференции дают возможность для Молдовы экспортировать
большинство производимых в стране товаров с нулевым тарифом, за исключением
некоторых сельскохозяйственных продуктов, которые являются особенно
чувствительными для европейских производителей.
В Молдавии зарегистрировано 435 предприятий с участием
российского бизнеса, из них 85 можно отнести к средним и крупным. Крупнейшие из
них: Молдавский металлургический завод (Рыбница, ПМР), Машиностроительный завод,
завод «Молдавкабель», завод «Молдавизолит», завод «Прибор» (все находятся в
Бендерах, ПМР), Молдавская ГРЭС (Кучурган, ПМР) и др.
В последние три года наблюдается спад инвестиционной
активности российских компаний, что связано с нестабильностью внутриполитической
обстановки в Молдавии, неуверенностью в благополучном будущем их бизнеса в этой
стране, особенно в Приднестровье, где Кишинев признал не все сделки по
приобретению ряда приднестровских предприятий российскими инвесторами.
Следует отметить, что доля Приднестровья в общей
российско-молдавской торговле достигает 27%, что для России весьма важно. В
поставляемых в Россию приднестровских товарах преобладает промышленная
продукция, в том числе военного характера, продукция же Молдовы, как правило,
аграрного происхождения.
В июле 2004 г. кишиневские власти приняли поправку к
Закону о приватизации 1991 года, в соответствии с которой право собственности на
экономические объекты, расположенные в Приднестровье, не гарантируется, если они
были приватизированы «без согласования в установленном порядке с правительством
Республики Молдова». А в октябре 2004 г. принимается специальный закон «О
приватизации предприятий в населенных пунктах левобережья Днестра и муниципии
Бендеры» (расположен на правом берегу реки – прим. автора), который прямо
затрагивает интересы российских инвесторов в
регионе.
Проводя политику репрессивных экономических мер по
отношению к Приднестровью с целью заставить его пойти на молдавские условия
урегулирования приднестровской проблемы, включая, по сути, осуществление
торгово-экономической и транспортной блокады региона, Кишинев применяет и такую
меру, как не включение предприятий Приднестровья в программы кооперационных
поставок между Россией и Молдавией, а они составляют до 95% поставок такого
рода. Так было с программами на 2005-2006 гг. Так это происходит и сегодня,
несмотря на подписанный в марте 2007 г. межправительственный протокол о
поставках товаров по производственной кооперации и приложение к нему с перечнем
предприятий, в который были включены и приднестровские заводы.
3 марта 2006 г. Киевом по договоренности с Кишиневом и
при поддержке Евросоюза и США был введен новый таможенный режим для
экономических агентов Приднестровья. Украинские и молдавские власти договорились
пропускать внешнеэкономические грузы региона только на основании молдавского
таможенного оформления (до этого на основании существовавших между Молдовой и
Приднестровьем договоренностей таможенное оформление осуществлялось
приднестровской стороной). От приднестровских предприятий потребовали не только
регистрации, но и оплаты пошлин за экспорт и импорт через банковскую систему в
бюджет Молдовы. По оценкам приднестровской стороны, в 2006 г. потери региона в
связи с блокадой, вызванные задержкой поставок и возникновением дополнительных
расходов при экспорте и импорте продукции, превысили 500 млн. долл. Сейчас
положение несколько выравнилось, после того как в этот регламент были внесены
поправки, позволяющие Тирасполю временно (до конца 2007 года) освободиться от
фискальных обязательств перед Кишиневом. В сентябре 2007 г. молдавские власти
под нажимом европейцев продлили приднестровцам режим временной регистрации.
Аргументация западных партнеров насчет того, что новые правила осуществления
внешнеэкономической деятельности Приднестровья отвечают требованиям ВТО,
некорректна. Вступая в 2001 году в эту организацию, Молдова заявляла, что ее
таможенные проблемы с Приднестровьем отрегулированы на основе Московского
Меморандума 1997 года, который дал региону право на самостоятельность в
установлении внешнеэкономических, научно-технических и культурных связей с
зарубежными странами.
Многие молдавские и особенно приднестровские предприятия
работают на российском сырье. С 1 июля 2007 г. Кишинев объявил о введении
контроля над импортом для приднестровских предприятий, что может привести к
остановке производства целого ряда крупнейших предприятий региона – Бендерского
машиностроительного завода, завода «Молдавкабель», завода «Молдавизолит»,
Рыбницкого насосного завода, особенно Молдавского металлургического завода (он
обеспечивает до 30% поступлений в приднестровский бюджет).
Очевидно, что Кишинев добивается углубления кризисной
ситуации в социально-экономической сфере, роста внутренней напряженности и
массовых проявлений недовольства в Приднестровье, что, по плану молдаван, должно
привести к замене неугодного им режима И.Н.Смирнова на более сговорчивый,
готовый, повторим, к принятию молдавского плана урегулирования приднестровской
проблемы.
С ноября 2006 г. таможенные органы Молдовы не разрешают
вывоз продукции принадлежащего российскому капиталу Бендерского
машиностроительного завода, который поставляет комплектующие для оборонных
предприятий России в соответствии с российско-молдавским соглашением от февраля
1994 г. о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонной
промышленности. Власти Молдовы требуют зарегистрировать завод в Кишиневе на
постоянной основе (временная регистрация у завода есть). Совершенно
очевидно, что молдавская сторона хотела бы таким образом установить полный
контроль над производством и сбытом продукции завода. Примерно такая же картина
и по другим предприятиям ВПК Приднестровья, которые были приватизированы
российскими инвесторами и сотрудничают с ВПК России, хотя на этот счет есть
соответствующие договоренности между Москвой и Кишиневом на правительственном
уровне. Но, несмотря на обращения заинтересованных российских предприятий и
сопредседателя Межправительственной российско-молдавской комиссии по
экономическому сотрудничеству, министра А.Фурсенко, Кишинев этот вопрос пока так
и не решил. В настоящее время готовится 10-е заседание МПК, которое должно
состояться в Москве в октябре-ноябре 2008 г.
20 июня в Москве прошла встреча председателя
правительства России В.Путина с премьер-министром Молдовы З.Гречаной, на
которой стороны дали положительную оценку состоянию российско-молдавских
отношений и оптимистично высказались относительно их будущего развития.
Российский премьер считает, что взаимоотношения между Россией и Молдавией будут
развиваться в конструктивном ключе, в т.ч. и в топливно-энергетической сфере.
Касаясь сотрудничества в области ТЭК, он сказал: "Вопросов там много, но, тем не
менее, все они решаются".
На переговорах, состоявшихся также 20 июня в российской
столице, премьер-министр РМ З.Гречаная и председатель правления «Газпрома»
А.Миллер подтвердили, что Россия и Молдова намерены осуществить на территории
Молдавии ряд инвестиционных проектов, в том числе по строительству магистральных
газопроводов. На эти цели «Молдова-газ» уже запланировал выделить около 30 млн.
долл. США, а в ходе обсуждалась возможность увеличения объема инвестиций.
Представитель «Газпрома» заявил, что компания готова
реструктуризировать т.н. исторические долги Молдовы за поставленное «голубое
топливо».
Известно, что Кишинев неоднократно ставил перед Москвой
вопрос о возможности транспортировать в Молдову через территорию России
среднеазиатский газ, надеясь получать «голубое» топливо из Узбекистана,
Казахстана и Туркмении по более низкой цене, чем он покупает сегодня у
«Газпрома». Но после встречи с председателем российского газового концерна
премьер-министр РМ З.Гречаная заявила, что Молдова по-прежнему намерена
импортировать газ напрямую из России без каких-либо посредников из других
стран.
"У нас есть еще неразрешенные проблемы, которые мы будем
решать", - сказала Гречаный. Она выразила надежду на взаимовыгодное
сотрудничество в газовой сфере и развитии совместного предприятия
"Молдова-газ".
А новая проблема может возникнуть. Как известно, 25
апреля 2008 г. Кабинет министров РМ инициировал процедуру инвентаризации и
переоценки газопроводов. По завершении изучения вопроса молдавские власти
намерены принять решение о возможном включении газотранспортной инфраструктуры в
долю государства в уставном капитале общества «Молдова-газ», рассчитывая таким
образом увеличить свое участие в этой компании. Однако собственником
газопроводов на территории Молдавии как раз и является это совместное
предприятие, и если «Газпром» согласиться на их переоценку, то пропорционально
увеличится и его доля в уставном капитале «Молдова-газ».
На встрече В.Путина и З.Гречаной обсуждался также вопрос
о расширении поставок на российский рынок молдавской сельскохозяйственной и
винодельческой продукции, "Мы сегодня говорили о том, что существует возможность
расширить поставки сельскохозяйственной продукции, продукции растениеводства и
винодельческой продукции на российский рынок", - сказал глава правительства
России.
Он напомнил, что существовали проблемы в сфере поставок
винодельческой продукции, однако на сегодняшний день они урегулированы. В
ближайшее время в Молдавию выезжают российские эксперты, которые будут на месте
работать над вопросом о возможном расширении поставок в Россию продукции
винно-коньячной промышленности.
Как сказал российский премьер, если решение будет
принято положительное, то поставлять эту продукцию в Россию будут 50
молдавских предприятий" (сейчас их 25).
В ходе своего визита в Москву молдавский премьер
З.Гречаная встретилась также с сопредседателем МПК с российской стороны,
министром образования и науки РФ А.Фурсенко.
Во встрече принял участие первый вице-премьер-министр,
министр экономики и торговли РМ И.Додон, который заменил З.Гречаную на посту
сопредседателя МПК с молдавской стороны, а также замминистра иностранных дел РФ
Г.Карасин.
Стороны обменялись мнениями по различным аспектам
молдавско-российского сотрудничества в торгово-экономической области, а также в
научно-технических отраслях.
Во время пребывания в мае 2008 г. в Молдавии спикер
Совета Федерации Федерального Собрания РФ С.Миронов с учетом того, что Программа
долгосрочного экономического сотрудничества между Молдовой и Россией на
1999-2008 гг. завершается в этом году, предложил разработать программу
сотрудничества между нашими странами по 2020 г. включительно. Предложение,
которое он изложил президенту Молдовы В.Воронину, было принято молдавской
стороной. В настоящее время эксперты обеих сторон делают ее наброски с тем,
чтобы первый вариант проекта можно было бы рассмотреть на ближайшем заседании
МПК, которое, как было сказано выше, состоится, видимо, не раньше ноября.
|