Обамериканившиеся и другие
russkiymir.ru, 23.06.08
За кого будут голосовать русские граждане США на
президентских выборах?
.Чтобы ответить на этот вопрос, нужно представить себе
хотя бы в общих чертах социальную структуру русской диаспоры и её уклад.
Но русские в Америке делятся на живущих «жизнью
диаспоры» и оторвавшихся от неё.
Сразу заметим, что отрыв от диаспоры не означает, как
некоторые думают, «подлинной интеграции в американское общество». США страна
иммигрантов. И интеграция происходит прежде всего через институт диаспоры.
Диаспорическая идентичность, otherness – важнейшая
инвестиция в американский социальный процесс для русского. Так же, как и
для итальянца, например. Чтобы быть своим – надо быть «другим».
И надо, чтобы у тебя самого были «свои» – с тем же
наследием. В виде старой родины, её языка и культуры, политической традиции и
общего уклада, который с детства сидит в голове.
Для взрослых русских американцев первого поколения таким
укладом является концептуальный язык, кругозор советского человека. Точнее,
какие-то отдельные элементы его.
Русских нашего возраста, активно живущих жизнью
диаспоры, можно подразделить ещё на две группы.
Первая группа – это те, кто флиртуют с Америкой по линии
богемно-молодежных ценностных ориентиров: путешествия, тусовка, ночная жизнь,
мультилингвизм, интерес к англоязычным радио- и телешоу, англоязычное
остроумие...
Как правило, это те, чей образ жизни определяется
«гуманитарным образованием», то есть «лирики-романтики» в советской системе
координат. Они предпочитают жить в крупном мегаполисе. Часто имеют
друзей-американцев. Идентифицируются с местной космополитической богемой,
«свободными художниками», фрилансерами, более буржуазно-успешные – с академией.
Вполне логично, что эти русские голосуют обычно за
демократов, и сегодня их кандидат – Барак Обама. Рациональные мотивации этого
выбора дополняются психологическим триггером, важнейшим для поколения
горбачевской перестройки – музыкально-продюсерским стилем предвыборной компании
демократического кандидата. Его лозунг «We Need Change» в исполнении Will.i.am.,
музыканта из группы Black Eyed Peas, звучит почти что цитатой из цоевского «Мы
ждем перемен»...
К этой группе идеологически примыкают и
«профессиональные русские»: русскоязычные писатели и журналисты, специалисты по
русскому языку, культуре и истории, преподаватели этих дисциплин. Их интеграция
происходит посредством условной космополитической сети – богемы, академии,
различных сообществ национальных элит. И поскольку это представители родины,
метрополии в Америке, то их политический выбор обусловлен их «российской»
идентичностью.
Большинство из них дома были бы, наверное,
либералами-демократами в российском смысле слова. Ведь, будучи консерваторами в
российском смысле, они наверняка не жили бы в Америке. Поэтому можно
предположить, что многие из них будут голосовать за Обаму.
Вторая большая группа – в советской системе координат –
это бывшие «физики-прагматики», флиртующие с Америкой через American Dream и
формат «взрослых ценностей». Идентифицируются с upper middle class,
ориентируются на долгосрочную постоянную full-time job с хорошей зарплатой,
домом в рассрочку и т.д. С американцами дружно работают в офисе и запросто
светски общаются на parties, однако в частной жизни сближаются редко.
Обычно это managerial professionals, работающие в
software companies. Среди них есть и переквалифицировавшиеся советские
«гуманитарии», или теоретики фундаментальных наук. В некоторых отраслях
возможна ориентация представителей этой группы на солидную академическую карьеру
и пожизненное университетсткое профессорство.
Такие русские обычно голосуют за республиканцев, следуя
афоризму: «Кто республиканец до 30 лет, у того нет сердца. Кто демократ после 30
лет, у того нет разума».
Об Обаме же мне лично приходилось слышать от неглупых,
вроде бы, людей, что «если он придет к власти, то белых лишат всех прав».
Тут нетрудно обнаружить травестированный русско-советский паттерн: «меня волнует
положение в Родезии», в сочетании с этим милейшим «скепсисом» по отношению к
демократическим институтам своей же собственной страны.
Сторонников Обамы такие русские обычно подозревают в
наивности, незрелости, инфантилизме и мифотворчестве. Но «республиканство» их на
поверку тоже выглядит скорее жестом-знаком, определяемым русскими мотивами в
голове, чем рациональным выбором среднего политически грамотного американца.
Не случайно в качестве «своего» кандидата многие русские
называют отнюдь не Маккейна, а бывшего нью-йоркского мэра Руди Джулиани. Образ
Джулиани, как и Обамы, легко накладывается на постсоветские понятийные матрицы.
Согласно местным русским нарративам, он был «твёрдой рукой», «хозяином в
городе», «навёл порядок в Нью-Йорке», прогнав оттуда «чёрных и бомжей». А
итальянская фамилия вызывает смутное чувство солидарности с якобы представителем
«такой же, как наша» диаспоры.
Мешает тут сущий пустяк – Руди Джулиани не участвует в
финальной предвыборной гонке. Проголосовать за него можно только «сердцем».
Поэтому подавляющему большинству русской диаспоры (каковым, вроде бы, является
эта группа) придется голосовать за Маккейна, в пользу которого снял свою
кандидатуру Джулиани.
Остается теперь сказать о тех немногочисленных русских,
которые практически не поддерживают связей с диаспорой. Это те, кто женился и
вышел замуж за местных. Или поселился в городе, где нет русской общины. Или по
своему личному биографическому мотиву принял решение отказаться от своего
наследия.
Поскольку в условиях Америки это девиантная модель
интеграции, то для неё уместен особый термин – «обамериканивание», по аналогии с
«обрусением», «онемечиванием» и тому подобными терминами. Речь идет о тех
русских, которые предпочитают по каким-то причинам не интегрироваться
естественным путём, то есть через диаспорическое сознание, а прямо и
непосредственно «обамериканиться».
Можно ли предсказать политический выбор этих
избирателей?
По-видимому, нет. Потому что у них отсутствует тот
концептуальный советский фон, который делает выбор предсказуемым.
«Обамериканившиеся» проголосуют «кто как».
|