«Карабах Азербайджану не мешает»
Постсоветское
Пространство, 27.06.08
М.Леонтьев
Как стало известно, посол США в Азербайджане заявила о
том, что в июле этого года в рамках двусторонних американо-азербайджанских
консультаций по безопасности, которые пройдут в Баку, будет рассмотрена
возможность вступления Азербайджана в НАТО. В этой связи необходимо заметить
следующее.
Геополитическое положение Азербайджана таково, что было
бы странно, если бы наши американские «братья» не стремились бы втянуть его в
североатлантические структуры. Тем более что на фоне всех остальных закавказских
республик Азербайджан, очевидно, гораздо более успешен. В первую очередь -
благодаря наличию энергетических (прежде всего - нефтяных) ресурсов. Однако не
менее важны и перспективы организации углеводородного транзита из Центральной
Азии в Европу в обход России. Конечно, в этом вопросе существует застарелый
конфликт с нашей страной. В свое время его очень искусно умел микшировать Гейдар
Алиев. Его сыну пока этого не удается.
Кроме того, существует конфликт вокруг Карабаха. Не
секрет, что в карабахской истории Россия в значительной степени встала на
сторону Армении. Это - крайне сложный клубок взаимоотношений. Но здесь есть одно
объективное обстоятельство. В свое время именно карабахский конфликт был тем
рычагом, с помощью которого начали разваливать Советский Союз.
РФ пришла в Закавказье, чтобы
спасти армян и грузин от истребления
Тогдашние «властители умов», звавшие людей к демократии
(такие, как Галина Старовойтова и академик Сахаров, между прочим), всяческим
образом раздували этот конфликт. Они внесли в общественную дискуссию идею
пересмотра границ, чем, собственно, и взорвали этот вопрос. Когда мы говорим о
том, что Армения является нашим основным союзником в Закавказье, то это -
действительно так, и этому есть целый ряд предпосылок. Во-первых, исторических:
Россия пришла в Закавказье для того, чтобы спасти от физического истребления
армян и грузин. Другое дело, что, как показывает ситуация с Грузией, напрямую из
этого ничего не следует. Но в сложившихся обстоятельствах Армении просто некуда
деться.
В те же самые времена внутри тогдашних демократов из АОД
(Армянского общенационального движения) были очень сильны националистические
настроения. В основном, конечно, антисоветского, но и в какой-то степени
антироссийского свойства. Давайте вспомним, как вообще начиналось это движение.
Это антисоветское и антирусское националистическое движение подняло со дна
всякого рода дашнакские структуры. С другой стороны, демократы ратовали за
решение экологических вопросов (выступали за закрытие армянской АЭС). Однако
потом выяснилось, что и то, и другое для Армении больше не актуально. И, тем не
менее, это и есть в какой-то степени цена вопроса, которую Армения и Россия
платят за нынешнюю ситуацию.
Кроме России, Армения не имеет
других естественных союзников в регионе
Армения - единственная республика в Закавказье, на
территории которой существует большая российская военная база (и существует
неплохо). Это действительно наш военно-политический союзник, хотя в нем идут
достаточно сложные процессы. Но они скорее связаны со слабостями нашей политики
(с отсутствием внятной стратегии) и с тем, как структурируется политика на
постсоветском пространстве в целом. Второй момент, который необходимо учитывать
- это то, что Армения не имеет других естественных союзников в регионе. Потому
что конфликт с Турцией в первую очередь находится в плоскости решения
карабахского вопроса, а не в вопросе признания геноцида армян. Последний
является как раз решаемым, в отличие от первого. В этом смысле Армения находится
практически в изоляции. Кроме того, она не обладает теми ресурсами, которые есть
у Азербайджана.
Если несколько лет назад можно было говорить о примерном
военном паритете двух стран (притом, что армянская и карабахская армии были даже
более боеспособны, чем азербайджанская), то сейчас ни о каком паритете речи уже
не идет. Азербайджан очень быстро развивается. С другой стороны, до последнего
времени у Баку не было острого желания вступать в прямую конфронтацию с Россией.
Потому что совершенно очевидно, что решение о вступлении в НАТО - это решение
начать конфронтацию с Россией.
Иранцы считают Азербайджан
частью своей территории
Алиев - при наличии очень серьезных проблем в наших
отношениях - ухитрялся поддерживать достаточно лояльные, и, я бы даже сказал,
конструктивные отношения с Россией. С какими процессами может быть связан отход
от этой политики, сказать сложно. Хотя надо сказать, что одним из ее следствий
было выставление американцами требований к азербайджанской демократии. Причем
они использовались в классическом ключе. Сначала выдвигались претензии, потом
закулисно решались какие-то вопросы, а требования «уходили в песок». А потом все
повторялось: такая вот «вечная пугалка».
На самом деле нынешняя ситуация дает Азербайджану
огромное количество разных преимуществ в очень сложном регионе. Особенно если
учитывать американские отношения с Ираном. Как известно, значительная часть
исторического Азербайджана находится в Иране. Впрочем, исторические претензии
носят взаимный характер. Они не выдвигались на официальном уровне. Но понятно,
что в Азербайджане определенная часть политической элиты рассматривает огромный
кусок Ирана в качестве своей потенциальной территории. И наоборот: иранцы
склонны считать Азербайджан как внешний Азербайджан, который вторичен по
отношению к внутреннему.
Мэттью Брайза сделал глупое
заявление
Конечно, ни один из азербайджанских политиков никогда со
мной не согласится, но правда заключается в том, что Нагорный Карабах ничем
Азербайджану не мешает. На самом деле вместе с армянскими территориями в ходе
войны под контролем карабахских вооруженных сил оказались большие и
стратегически важные районы. Причем они никогда не были армянскими. И на которые
Нагорный Карабах, в общем-то, не претендует. Они являются предметом для торга.
Только сам торг не идет.
Я думаю, что для нынешнего руководства Азербайджана все
эти разговоры являются хорошим инструментом для оказания давления. Как известно,
американцы вместе с Россией и Францией проголосовали против подготовленной
Азербайджаном резолюции по Нагорному Карабаху, практически заветировав ее, что
вызвало очень серьезную реакцию в Азербайджане. Понятно, что против этого
документа проголосовали те страны, у которых достаточно специфические отношения
с Арменией или имеется достаточно сильное армянское лобби. Это все - элементы
большой многоходовой игры.
Небезызвестный замгоссекретаря США Мэттью Брайза недавно
заявил о том, что «сохранение статус-кво в Нагорном Карабахе опасно и
нежелательно». На мой взгляд, это достаточно глупое заявление. Хотя бы потому,
что статус-кво, по мнению даже некоторых армянских политиков, сохранить
невозможно. Это - не тот случай.
Вероятность замораживания
конфликтов в Закавказье в целом очень мала
Существуют самые странные алармистские (в том числе
американские) идеи об урегулировании всей этой карабахской истории через раздел
территории. Но я думаю, что этот процесс будет скорее определяться тем, что
происходит вокруг, в частности, ситуацией вокруг Грузии. В нынешних
обстоятельствах вероятность замораживания конфликтов в Закавказье в целом (если
взять всю эту мозаику) очень мала. Вся эта штука должна сдвинуться с мертвой
точки. Причем в самых разных направлениях. Это - игра, в которой действуют
факторы даже не двух- или трехсторонние, а очень многосторонние. К тому же к
происходящему имеют отношение не только сами страны Закавказья (в меру своей
сателлитности или независимости). А также не только РФ, США или ЕС, но и,
например, Иран.
Кроме того, от Закавказья зависят и перспективы
сохранения единого иракского государства. Тут же возникает курдская проблема,
которая напрямую затрагивает многих игроков. Повторюсь: речь идет об очень
многофакторной игре. Поэтому я бы не стал говорить о том, что заявление Брайзы
не есть объявление некоего нового курса. Конечно, было бы очень странно, если бы
американцы не стремились к заявленному. Но для них самих существуют огромные
препятствия (как внутриполитические, так и на международном уровне) для
реализации такого рода вещей.
|