ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
«Фестиваль имеет важное значение…»
Регнум, 21.06.08
В Армении обсуждаются проблемы русскоязычного вещания в
странах СНГ
Договоренности между странами-участницами СНГ создают
широкие возможности для русскоязычных СМИ этих стран. Об этом на
пресс-конференции 21 июня в Ереване заявил член Экспертного Совета РИА Новости,
помощник руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
России Лев Дзугаев, комментируя проходящий 20-22 июня в Ереване первый
международный фестиваль русскоязычного радиовещания.
Как отметил Дзугаев, среди главных вопросов, стоящих
перед организаторами мероприятия, вопрос о необходимости максимального
использования русскоязычного радиовещания, как важной составляющей
информационного взаимодействия стран содружества. Дзугаев подчеркнул, что
русскоязычное вещание остается востребованным не только для русскоязычного
населения стран СНГ, но и для тех, кто интересуется русской культурой и жизнью,
чье будущее связано с русской реальностью.
Ведущий "City FM" (Армения) Армен Манукян заметил, что
если в мире общим информационным языком является английский, то на территории
СНГ таким должен быть русский язык. "Все мы знаем, что средство массовой
информации интересно, значимо и имеет какой-то смысл, если оно обладает
возможностью обмена, передачи и получения оперативной информации. Технические
средства у всех практически есть, но очень часто встает языковая преграда", -
отметил Манукян.
Генеральный директор ООО "Sound key" Софья Сокколова
согласившись с Манукяном заметила, что очень часто не хватает "живых взглядов" с
места событий, так как, зачастую для получения информации из стран СНГ, из-за
языковых преград приходится обращаться не напрямую к представителям тех стран,
где происходит то или иное событие, а к западным СМИ, которые не дают четкой
информации.
Участники пресс-конференции отметили, что фестиваль
имеет важное значение для налаживания личных контактов представителей
радиостанций, тем более, что были представлены практически все страны
Содружества. Лев Дзугаев заметил, что проведение подобного рода мероприятий
играет большую роль в формировании необходимой основы для взаимовыгодного,
плодотворного сотрудничества, в котором нуждается все постсоветское
пространство. "Личные знакомства, которые формируются в ходе подобных встреч и
фестивалей являются залогом будущего плодотворного сотрудничества. Считаю, что в
этом смысле первый международный фестиваль свою задачу в значительной степени
выполнил", - пояснил он.
Отметим, что Первый международный гуманитарный фестиваль
русскоязычного радиовещания проходит в Ереване 20-22 июня под эгидой и при
поддержке "Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества
государств-участников СНГ". Фестиваль организован радиостанцией "City-FM"
(Армения) при посредничестве министерства культуры Армении. В мероприятии
принимают участие около 40 участников из 10 стран - радиовещательные компании из
Белоруссии, Грузии, Киргизии, Казахстана, Молдавии, России, Узбекистана,
Украины. В фестивале принимают участие представители российского телеканала
"Культура", Межгосударственной телерадиокомпании "Мир", РИА Новости,
радиостанции "Голос России", Фонда эффективной политики и фонда "Русский мир", а
также Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям России. На
фестиваль приглашены и все армянские радиовещательные компании.
Отметим, что о необходимости уделить пристальное
внимание русскоязычному телерадиовещанию недавно говорил и президент России
Дмитрий Медведев. Выступая на Всемирном конгрессе русской прессы 11 июня,
Медведев заявил, что "Россия будет поддерживать русскоязычные СМИ за рубежом и
реагировать на попытки их вытеснения из информационного пространства, которые
предпринимаются в некоторых странах".
Напомним, что весной 2008 года при МИД России было
создано Федеральное агентство по делам СНГ, которое будет заниматься, в том
числе и вопросами русскоязычных СМИ.
Обращение Русской общины Полтавской области «По поводу провокационного решения полтавских городских властей вынести русскую школу в сельскую резервацию».
rdu.org.ua,
27.06.08
Президенту Российской Федерации
Медведеву Д.А.
Председателю Правительства Российской
Федерации
Путину В.В.
Депутатам Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации
Чрезвычайному и полномочному Послу
Российской Федерации на Украине
Черномырдину В.С.
ОБРАЩЕНИЕ
Как стало известно, полтавским горисполкомом, без
проведения серьезных консультаций, без реального анализа действительности, без
учета мнения структур системы образования и главное - мнения русской
общественности города Полтава, принято решение о создании некой «русской школы»
в селе Яковцы, на базе существующей украинской школы №24.
При этом, как аргумент для «перепрофилирования» этой
сельской школы в «русскую», городские власти ссылаются на некий «меморандум о
сотрудничестве Полтавы с Посольством Российской Федерации на Украине»,
подписанный в конце марта 2008 года в Киеве. На этом основании в Москву
методично ездят представители горисполкома и так называемого «Оргкомитета по
подготовке отмечания 300-летия Полтавской битвы». В российской столице их
встречают на высоком уровне и пытаются оказывать содействие. Так, группа
чиновников уже посетила земскую гимназию в Балашихе, якобы для «обмена
опытом».
Однако решение горисполкома уже вызвало непонимание и
протест среди жителей села Яковцы и работников украинской школы. В недоумении
находятся чиновники системы образования. Обманутыми чувствуют себя русские и
русскоговорящие жители Полтавы, за спиной которых кто-то решает их судьбы.
При этом отмечаем, что среди полтавских городских
чиновников и членов Оргкомитета, в контексте функционирования которого и
осуществляется данная операция со школой, есть люди, непосредственно причастные
к уничтожению русского образования в городе и области, не раз заявляющие
антироссийские и антирусские лозунги. В подведомственной горисполкому газете
«Полтавский вестник» систематически публикуются материалы, извращающие русскую
историю, оскорбляющие и задевающие честь и достоинство исторических деятелей
России и ее нынешнего руководства.
Принимая подобное решение, власти города проигнорировали
наличие в черте города, более того, в его русскоязычном анклаве (авиагородке),
средней школы №13, с правом набора первых классов с русским языком обучения.
Именно ее в Полтаве знают, как «русскую школу».
Во главе школы талантливый и признанный директор,
искренне пытающийся сохранить последний очаг русскоязычия. Здесь собран крепкий
педагогический коллектив, разработаны и внедряются новые, прогрессивные
программы и курсы русского языка, На базе школы давно и успешно проводятся
различные акции, конкурсы и мероприятия, направленные на защиту и сохранение
русского языка, русской истории, русской культуры. В школе действует своя
радиостанция, телеклуб, проводятся телемосты. Именно сюда со всего города едут
русские и русскоязычные дети.
Тем не менее, власть решила вынести русскую школу в
пригородное украинское село за 15 километров от города, при возможном
использовании российского ресурса.
Данный факт трактуется эмиссарами горисполкома и
Оргкомитета в Москве, как «особая забота о русских и о русском образовании», как
некий реверанс для получения инвестиций. Причем очевидно, что русские дети не
будут ездить в эту загороднюю школу, после чего последует заявление об
отсутствии желающих обучаться на русском языке.
Русская община Полтавской области, Полтавский областной
Координационный совет российских соотечественников, от имени всех русских нашего
города, от имени учителей русской школы, выступает с резким протестом по поводу
подобных решений местных властей.
Нам не нужна такая забота о русских и
русскоговорящих.
Мы расцениваем данный факт, как профанацию «вынужденной
русофилии» в предверии юбилея Полтавской битвы.
Полтавские власти не только систематически игнорируют
мнение русской общественности, но в данном случае дискредитируют российскую
сторону, ссылаясь на некий «договор» или «меморандум о сотрудничестве».
Считаем решение полтавских городских властей в большей
степени провокационным, которое уже повлекло за собой, разочарование в политике
России, особенно перед столь значимом для нее юбилее, а также вызвало возмущение
и непонимание полтавской общественности и негативную реакцию националистически
настроенных кругов, за чем может последовать серьезный скандал.
Мы просим российскую сторону, которую неоднократно
предупреждали о необходимости быть осторожными в общении с чиновниками такого
рода, которым нельзя ни верить, ни доверять, ни сотрудничать с ними.
Российская сторона должна разобраться с ситуацией и
сократить контакты с полтавскими городскими властями, которые проводят подобные
действия.
По поручению Совета Русской общины Полтавской
области:
Виктор Шестаков, председатель Русской общины Полтавской
области
Николай Яременко, председатель Союза русских литераторов
и журналистов Полтавщины, член Совета Русской общины Полтавской области.
Юрий Погода, член союза писателей и журналистов Украины,
литератор, публицист, член Совета Русской общины Полтавской области.
Как выглядит геополитический портрет Украины?
rdu.org.ua,
27.06.08/
В Русской общине Крыма состоялось очередное заседание
научных собраний в Русском доме («Русские вторники», 24 июня 2008 г., 15 час). В
мероприятии приняли участие крымские учёные, политики, журналисты, представители
общественности. С базовым тематическим докладом "Украина: штрихи к
геополитическому портрету в культурно-историческом интерьере" выступил доцент
кафедры политических наук и социологии Таврического национального университета,
кандидат исторических наук Андрей Никифоров.
Вёл заседание научных собраний заместитель директора
украинского филиала Института стран СНГ по научной работе, кандидат философских
наук Анатолий Филатов.
rdu.org.ua,
27.06.08/
А.Р. Никифоров
Украина: штрихи к геополитическому портрету в
культурно-историческом интерьере
Тезисы доклада
1. Совокупность территорий, составляющих современное
государственное пространство Украины, неоднократно становилась
(прото)политическим центром для всего Евразийского пространства, базой для
движения из глубин Евразии в направлении Западной Европы, Балканского
полуострова, Ближнего и Среднего Востока. Эта территория лежит в центре
Славянского мира, генетически связана с западной и южной ветвями Славянства,
являясь при этом колыбелью восточных славян. Значимость и ценность территории
Украины не подлежит сомнению. Сомнительны ее геополитическая целостность и
культурно-историческая полнота.
2. Украина как геополитический организм не определена,
не измерена и не описана. Все попытки обозначения геополитической сущности
Украины относятся к периодам отсутствия полноценной украинской
государственности. При этом украинская независимость как проект рассматривается
в качестве элемента собственной геостратегии внешними по отношению к ней
геополитическими игроками на протяжении по крайней мере последних полутораста
лет.
3. Основные установки по поводу геополитической миссии
Украины как внешними силами (от Турции до США), так и маркетологами от
украинской независимости (от Орлика до Немыри) сводятся к использованию
украинского пространства в качестве буфера (элемента буфера), призванного
затруднить России непосредственный доступ к Западной Европе, Средиземноморью,
Ближнему и Среднему Востоку. Поиск объяснения такого упорного возращения к
одному и тому же проекту предлагается поискать в культурно-исторической
специфике украинского пространства.
4. В культурно-историческом плане Украина представляет
собой конгломерат регионов, выступавших в разные времена как месторазвитие
различных и разновозрастных восточнославянских (русских) субэтносов. В данный
момент все они, кроме одного, пребывают в мемориальной фазе развития. Эти
«старые» восточнославянские регионы соседствуют с обширной зоной позднейшей
восточнославянской переселенческой колонизации, известной как «Юго-Восток
Украины» (юго-западный фрагмент Новороссии в трактовке Е.Ф. Морозова).
5. Культурно-историческое районирование Украины
практически идентично географии электоральных предпочтений, зафиксированных в
ходе общенациональных выборов и иных голосований. Так, разлом, зафиксированный
во втором туре президентских выборов 1994 г. («линия Кравчука-Кучмы») повторяет
границу России, закрепленную Бахчисарайском договором (1681 г.) и «Трактатом о
вечном мире» (1686 г.). Культурно-исторические регионы (в первом приближении – 3
зоны, во втором – 8 регионов), четко продемонстрировали особенности своих
электоральных предпочтений в ходе парламентских выборов 1998, 2002 (голосование
за партийные списки), 2006 и 2007 гг., а также – в ходе президентских выборов
1999 и 2004-2005 гг.
6. Наличие таких устойчивых предпочтений (гораздо более
устойчивых, чем программные установки украинских политических лидеров и партий)
и стиля поведения украинских культурно-исторических зон и регионов
свидетельствуют о ментальной природе политического выбора, который делают
украинские избиратели в ходе голосований на общегосударственном уровне.
7. Четко фиксируется динамика плавного
убывания/возрастания противоположных (зачастую – взаимоисключающих) ментальных
установок населения Украины по линии Запад – Юго-Восток как между
культурно-историческими зонами, так и внутри них. Именно эта «эластичность»
украинского культурно-исторического поля не позволяет разорвать его четко
выраженным и противоположно политически направленным полюсам (расположенным на
«крайнем» Западе и на «крайнем» Юго-Востоке страны).
8. Общими факторами для украинских регионов является их
периферийность (окраинность) по отношению к общерусскому Центру
(геополитическому ядру), а также (за исключением Юго-Востока) – архаичность
комплекса ментальных стереотипов. Отсюда – отрицательная идентификация: украинцы
= НЕ-русские, Украина = НЕ-Россия и т.п.
9. В этногенезе Русского народа наличествует несколько
исторических эпох, в ходе каждой из которых лидировал тот или иной субэтнос,
сформированный в условиях определенного типа ландшафта. Симбиоз
субэтнос/ландшафт становились базой для формирования геополитического ядра
Русской политической системы, характерной для каждой эпохи. Такова, например,
Малороссия (Среднее Поднепровье) для древнерусской эпохи и Северо-Восточная Русь
(Волго-Окское междуречье) для имперско-советской эпохи. Каждая последующая эпоха
есть попытка преодоления слабых мест и ограничений эпохи предыдущей. Каждый
новый русский субэтнос появляется в результате этнической мутации.
10. Украина-НЕ-Россия как политическая реальность стала
возможна в уникальных условиях (природных, культурно-исторических,
геополитических) Юго-Западной Руси в период закладки нового русского
геополитического ядра и очередной этнической мутации. Украинская казачья
«старшина», ставшая матрицей для «украинской политической элиты», есть побочный
продукт этой мутации, ее отбраковка, генетический уродец.
11. Преодоление раскола культурно-исторического поля
внутри Украины возможно или в ходе погружения его в более общий
(восточнославянский, общерусский) контекст, или – в ходе установления в этом
поле доминирования Юго-Востока. Что, в конечном счете, одно и то же. Достижение
этого результата возможно не в ходе жесткой конкурентной борьбы между регионами,
а на пути кардинальной смены принципов формирования политической элиты,
избавления от генетических уродцев, стремящихся «перестроить» Украину по своему
образу и подобию - на принципах этнической химеры.
|