К итогам саммита Шанхайской организации сотрудничества в Душанбе
29.08.08
Андрей Грозин, зав. отделом Средней Азии и Казахстана
Института стран СНГ
Шанхайская организация сотрудничества является одним из
динамично развивающихся центров силы не только в Евразии, но и в мире в целом,
потому что в нее входят в качестве лидеров Россия и Китай, а также целый ряд
государств Центральной Азии. В числе последних - Казахстан, Киргизия,
Таджикистан и Узбекистан. Все перечисленные страны являются полноправными
постоянными членами ШОС. Кроме того, в эту организацию входят Монголия, Иран,
Пакистан и Индия на правах наблюдателей.
В совокупности под крышей этого блока сейчас находится
четыре государства, которые обладают ядерным оружием, страны, имеющие
внушительный экономический и демографический потенциал, и даже постоянные члены
Совбеза ООН. Перечисленные обстоятельства делают ШОС важным элементом системы
глобальной безопасности.
Решение последнего, закончившегося 28 августа в душанбе
саммита ШОС - в целом оказались в пользу России, поскольку фактически страны
Шанхайской организации сотрудничества заявили, что понимают наши действия в
Грузии. Это самым разительным образом отличается от оценки западных держав,
которые пока демонстрируют единодушное и резкое осуждение действий Москвы в
Закавказье.
При этом ясно, что государствам ШОС все же не хочется
осложнять свои отношения с США и Европой, поэтому они постарались уклониться от
однозначности и пока не пошли на полную и масштабную поддержку Кремля в виде
признания Южной Осетии и Абхазии. Чтобы убедить их в необходимости признания,
России придется заплатить определенную цену в дипломатическом, финансовом и
экономическом плане.
Ни одна из стран ШОС не высказала готовность
конфликтовать с Россией из-за того, что Москва, как и ранее Вашингтон, вышла из
рамок Ялтинского мира и уже явно «омертвелых» ооновских правил. Одновременно с
этим в Душанбе страны-участники выразили то, что для России сейчас особенно
важно - именно молчаливое одобрение. На фоне истеричной реакции Запада
неосуждение шагов Кремля есть молчаливое одобрение. Третий момент, важный для
нас, - российская дипломатия выстроила устойчивые двусторонние коммуникации со
всеми странами-членами и наблюдателями ШОС.
Единая позиция ШОС по миссии России на Кавказе далась
организации не без труда. Не столько потому, что решения в ней принимаются
консенсусом. Дело в том, что почти все страны - члены ШОС сами в той или иной
мере сталкиваются с проблемами внутреннего сепаратизма: в случае с Китаем,
например, это проблемы Тайванем, Тибетом и Синьцзянем. Открытая поддержка факта
признания Россией независимости Южной Осетии и Абхазии вполне могла бы создать
для самих членов ШОС дополнительные трудности.
Тем не менее, ШОС пришла к единой позиции по этому
вопросу, которая Москву вполне удовлетворила.
Не вызывает никаких сомнений то, что Китай, как и Россия
обеспокоенный присутствием США в регионе, который он считает сферой своих прямых
национальных интересов, уже не первый год форсирует превращение Шанхайской
организации сотрудничества, образовавшейся в 2001 г. из формата шанхайской
"пятерки", в своеобразный региональный «противовес» «внерегиональным силам».
Интересно, что в сентябре 2003 г., когда страны-участницы ШОС подписали в Пекине
долгосрочную торгово-экономическую программу на период до 2020 года (включая
создание пространства для свободного движения товаров и услуг), тогдашний
премьер-министр Казахстана Даниал Ахметов (ныне – министр обороны РК) заявил,
что «ее принятие можно рассматривать как региональный ответ на вызовы
глобализации».
Пока ШОС остается организацией ориентированной, в первую
очередь, на «противодействие терроризму и формирование действующего механизма
для выполнения этой задачи», но многое указывает на то, что при активном участии
Пекина и Москвы, Шанхайская организация сотрудничества уже в обозримом будущем
может стать мощным регулирующим и притягательным фактором в регионе.
ШОС, безусловно, не является военным блоком, но, тем не
менее, с самого начала Запад к Шанхайской организации относился настороженно.
Ясно, что после того, как ШОС в целом поддержала действия России в Южной Осетии,
опасения Запада усилятся.
США изначально и не скрывали своего мнения, что этот
блок создается в качестве некоей «восточной альтернативы НАТО», противовеса
Западу в Центральной Азии. Кроме того, когда Вашингтон попытался получить статус
наблюдателя в ШОС им было отказано.
Народно-освободительная армия Китая участвовала в
нескольких совместных учениях с военными подразделениями других государств ШОС,
в том числе в первых в истории двусторонних совместных учениях с российской
армией, прошедших летом 2005 г. Летом 2007 г. впервые прошли широкомасштабные
совместные военные учения "Мирная миссия-2007" стран-участниц ШОС и ОДКБ под
Челябинском. Эти учения стали самым крупным за все время существования ШОС
военным мероприятием. От России в нем участвовали 4,7 тыс. солдат, от Китая –
1,7 тыс. Казахстан и Таджикистан представляли десантно-штурмовые роты, Киргизию
– десантно-штурмовой взвод. Узбекистан солдат не прислал, но его офицеры активно
участвовали в штабных учениях и руководстве маневрами. В учениях было
задействовано почти 2 тыс. единиц техники. Практически все расходы на их
организацию (более 2 млрд рублей) взяла на себя России.
По оценкам западных экспертов, «способность к
взаимодействию российских и китайских вооруженных сил многократно усиливает
совокупную военную мощь двух стран в случае серьезного военного конфликта, и
Пентагон очень встревожен возможностью скоординированных российско-китайских
операций».
Саммит ШОС в Ташкенте (июнь 2004 г.) был отмечен не
только заявлением глав стран-участниц организации о начале полноценной работы
постоянно действующих органов ШОС (секретариат в Пекине и штаб-квартира
Региональной антитеррористической структуры в Ташкенте), но и активизацией
позиций КНР. Китай, помимо того, что именно на него ложится основное финансовое
бремя в рамках ШОС, принял решение о выделении своим партнерам по ШОС торговых
кредитов на сумму в 900 млн. долларов. Россия прохладно отнеслись к этому
предложению. В случае принятия предложения Китая и дальнейшего развития в этом
направлении ШОС угрожало бы превратиться в «экономический протекторат» Китая. На
юбилейном саммите ШОС в Шанхае в июне 2006 г. Москва заявила о намерении
инвестировать до 500 млн. долларов на крупные экономические проекты в рамках
Фонда развития и Делового совета ШОС.
Сейчас ШОС находится этапе, когда члены организации
пытаются направить свое сотрудничество и в экономическое русло. Активным
сторонником этого сценария является Китай. Именно он предложил тактику "двух
колес": первое колесо – это безопасность, второе – экономика. Китай все время
расширяет сферы своего экономического сотрудничества. Это уже не только вопросы
поставки энергоносителей и других видов сырья (хотя это направление и остается
магистральным). Теперь речь идет о строительстве фабрик по производству
продуктов питания и товаров легкой промышленности, объектов энергетики в ряде
государств Центральной Азии.
Все же, хотя основную долю мероприятий по линии ШОС и
составляют меры по совершенствованию экономического взаимодействия, военный
аспект тоже ощутимо присутствует. Высока вероятность того, что в перспективе, в
случае продолжения роста напряженности внутри и вокруг Центральной Азии, он
может усилиться.
Представляется, что ШОС необходимо идти по пути
превращения в своеобразные ООН и ОБСЕ для Центральной и Южной Азии. Необходимо
принять в организацию Иран, Индию и Пакистан и решать все их проблемы на этой
площадке. ООН и ОБСЕ – уже политические трупы, не способные выполнять даже
части тех функций, ради которых они были созданы. Именно ШОС способно решить
проблемы региона, поскольку эти проблемы и принадлежат странам здесь
расположенным.
|