Константин Затулин: Программа переселения соотечественников – мертворожденная
Накануне.ru, 15.09.08
Cергей Хурбатов
Накануне Госдума приняла поправки, закрепляющие
упрощенное получение гражданства соотечественниками, решившими принять участь в
госпрограмме переселения. Несмотря на то, что программа запущена (в ряде
случаев формально), очевидно, что она требует существенных изменений в
законодательстве. Об этом говорят сделанные подсчеты: для того, чтобы
соотечественнику тронуться с места, где он жил, ему нужны подъемные не менее
30-40 тыс. евро на человека. Оправдывает ли себя программа \"великого
переселения народов\" и каковы ее главные проблемы реализации? Об этом и не
только в интервью Накануне.RU рассказал первый заместитель председателя
комитета ГД по делам СНГ и связям с соотечественниками, директор Института
стран СНГ Константин Затулин.
Вопрос: Госдума утвердила упрощенный порядок
получения гражданства для участников программы переселения соотечественников.
Как бы Вы оценили необходимость принятия этих поправок, и какие будут
дальнейшие шаги?
Константин Затулин: То, что принято Госдумой – это
дополнение в закон \"О гражданстве\", которое бессрочно предоставляет
гражданство тем, кто решил принять участие в программе переселения в РФ, по
упрощенному варианту, которое не требует ценза оседлости, подтверждения
источников дохода и других формальностей.
Это, безусловно, правильный шаг. Но наши предложения
должны быть гораздо радикальнее. Мы должны были сохранить упрощенный порядок
получения гражданства всем нашим соотечественникам, которые могут и хотят
претендовать на российское гражданство – не только участникам программы.
Надо сказать, что программа переселения идет с
большим трудом. Частично вопрос о стимулах принятием поправок предлагается
решать, но я считаю, что их в настоящее время явно недостаточно. Самая коренная
ошибка – формально бюрократическая, и оттого еще более горькая. Она заключается
в том, что в отношении вынужденных переселенцев, которые сегодня живут в
России, уже много лет не выполняются нормы закона, который предполагает
наделение их жильем. У нас выдается примерно 1 тыс. жилищных сертификатов в год
вынужденным переселенцам, в бюджет будущего года заложено всего 920 таких
сертификатов, между тем, число вынужденных переселенцев, нуждающихся в жилье,
составляет 28 тыс. человек. Если в таком темпе обеспечивать их жильем, то они,
если не вымрут к этому времени, то только через 28 лет получат необходимое
жилье.
Ясно, что это люди, которые приехали в Россию еще до
программы добровольного переселения в самые тяжелые годы. Если бы мы
продемонстрировали настоящее гостеприимство по отношению к переселенцам, то у
нас сегодня был бы вал желающих переселиться в Россию, между тем, переселенцы в
России продолжают \"мыкаться по углам\", очень часто пополнять армию
безработных, а иногда они \"ударяются\" в криминальные структуры,
просто потому что у них нет другого выхода. Это серьезнейший упрек нашей работе
– как законодателей, так и исполнительной власти, и он должен быть, безусловно,
поправлен.
Вопрос: Как Вы считаете, изменится ли ситуация со
стимулами после принятия закона \"О соотечественниках\", который, как
известно, сейчас дорабатывается?
Константин Затулин: Этот законопроект дорабатывается
очень медленно. Мы начали прорабатывать этот законопроект в одной обстановке, а
сейчас сложилась совершенно иная обстановка, которая требует качественно нового
подхода. За это время целый ряд стран приняли льготное законодательство по
отношению к своим соотечественникам. Речь идет и льготах по гражданству, и о
льготах по поступлению в вузы, и о льготах по визовому режиму. Что касается
нас, то мы топчемся на месте в вопросе о льготах, потому что однажды решили,
что все, связанное со льготами, надо придать анафеме из-за коррупции,
возможного неправильного использования. Но даже издержки от неправильного
использования льгот в отношении соотечественников не идут ни в какое сравнение
с политическим эффектом от их льгот нашей диаспоре. И до сих пор в этом вопросе
не удалось обеспечить взаимопонимание – как внутри законодательного корпуса,
так и в рамках федеральных властей.
Мы в этом законе пойдем либо по пути косметического
изменения, либо мы будем его кардинально менять – значит, надо будет пойти на
какие-то жертвы в счет федерального бюджета, потому что всякие льготы имеют
свое стоимостное обновление.
Пока на пути к этому стоят жесткие позиции Минфина и
других структур, которые не готовы сегодня разговаривать о финансируемой всерьез
программе соотечественников. У нас на нужды соотечественников выделяется 400
млн руб. в год – сумма смехотворная, если иметь в виду размеры нашей диаспоры и
проблемы, с которыми сталкиваются наши соотечественники хотя бы в ближнем
зарубежье, где идет борьба за русский язык, за умонастроения и историческую
память. Нам придется тратить средства для того, чтобы утверждать не только свой
образ настоящего, но и свой образ прошлого, потому что есть страны, такие как
Украина, которые перечитывают прошлое, и строят на этом внутреннюю, а, может
быть, и внешнюю политику. У нас выбора нет, если мы не хотим столкнуться через
поколение с враждебным соседним государством и населением, которое воспитано в
духе ненависти к России, ее прошлому и настоящему.
Вопрос: Известно ли, когда законопроект будет, если
не принят, то доработан?
Константин Затулин: Сначала предполагалось, что это
будет сделано к ноябрю, но теперь уже речь идет о том, что это может быть
сделано к конгрессу соотечественников, который намечен на весну будущего года.
Вопрос: На Ваш взгляд, оправдывает ли себя программа
переселения соотечественников в настоящее время?
Константин Затулин: Безусловно, нет. Она как
политическая декларация – прозвучала – Россия заявила, что в случае
необходимости готова принять переселенцев. Но если говорить о программе как об
эффективном инструменте, то она никакой критики не выдерживает – это
мертворожденная программа.
Во-первых, она начинает все с чистого листа, как
будто не было предыдущей истории. Во-вторых, программа \"сплавляет\"
большую часть проблем по обустройству и трудоустройству добровольных
переселенцев регионам. Программа носит характер федеральный, но средства на
реальную адаптацию должны быть найдены в региональных бюджетах. Естественно,
регионы сопротивляются этой программе, хотя есть пилотные регионы, где молодые
и энергичные губернаторы хотят продемонстрировать свое желание участвовать в
ней, и то у них возникают огромные трудности.
Наконец, третье обстоятельство. Мы стали заложниками
формального подхода в вопросе, откуда, прежде всего, стимулировать переселение.
Большого ума не надо открыть переселенческие пункты в Симферополе, Севастополе,
в Крыму или северном Казахстане. Но правильно ли будет, думая о проблемах наших
взаимоотношений с Украиной, Казахстаном, Белоруссией, стимулировать выезд из
этих стран? Программа на этот вопрос не отвечает. Но тогда должны быть
внутренние инструменты. Этот вопрос остается висящим в воздухе.
ФМС пооткрывала свои пункты в Харькове, Симферополе
– зачем? Чтобы оттуда людей вывозить? И что будет с Украиной через поколение,
если вывезем всех русских? Действия ФМС, таким образом, сугубо формальны. На
мой взгляд, мы должны вести работу по переселению в странах Центральной Азии, в
Закавказье, мы должны, по всей вероятности, вести работу в Эстонии. Не думаю,
что это должно делаться в Латвии, где русских больше и где они себя защищают
численностью. Не нужно паниковать и вести русских из Украины – это кризис
русского фактора в этой стране – ключевой стране, за влияние на которую идет
острая борьба между нами, американцами, а также внутри самой Украины – между
Западом и Востоком страны. Нужно бить по рукам за попытки вытаскивать оттуда
русское население.
Прогнозы переселения провалились как в прошлом, так
и в этом году – переселение мизерное, поэтому переселенцев хотят
\"нагнать\" откуда угодно. Сейчас речь идет о сотнях переезжающих семей
– десять раз пересчитанных и удвоенных, но не о тысячах.
|