«Автономные» страдания
"Молодежь Эстонии", 08.09.08
Илья Громов
Инициаторы создания Русской культурной автономии никак
не могут получить от Министерства культуры Эстонии разрешение на составление
списка своих членов. С момента подачи заявки прошло уже более двух лет, но воз и
ныне там.
30 марта 2006 года некоммерческое объединение «Русская
культурная автономия», возглавляемое председателем Русской партии Эстонии
Станиславом Черепановым, представило в Министерство культуры ходатайство о
составлении списка членов русского национального меньшинства, согласно
требованиям Закона о культурных автономиях национальных меньшинств.
В 2006-2007 годах велась обширная переписка между
заинтересованными сторонами и канцлером права. Безрезультатно. У Министерства
культуры возникло сомнение: может ли возглавляемое политиком и юристом
Черепановым объединение «Русская культурная автономия» считаться культурной
организацией, и пользуется ли оно достаточно широкой поддержкой русской общины.
Министерство обвиняет Черепанова в нежелании предоставить дополнительные данные
о своем объединении. Ходатайствующие о регистрации автономии указывают на
искусственное затягивание Министерством культуры процесса регистрации.
19 мая 2008 года Таллиннский административный суд обязал
Министерство культуры в 30-дневный срок рассмотреть вопрос о регистрации Русской
культурной автономии. 18 июня 2008 года Министерство культуры подало апелляцию в
Таллиннский окружной суд. Дело в суде и поныне.
Суть недопонимания
Глава инициативной группы по созданию Русской культурной
автономии, лидер Русской партии Эстонии Станислав Черепанов:
«В марте 2006 года мы подали заявление в Министерство
культуры о том, что хотели бы в соответствии с законом начать собирать данные
русских, проживающих в Эстонии и имеющих гражданство. Сначала составляются
списки меньшинства (тех, кто захочет вступить), затем происходят выборы. На
данный момент свои автономии создали финны и шведы. Министерство культуры
опубликовало, согласно закону, информацию в прессе. Там было сказано: «Просим
все общества русского национального меньшинства, желающие сотрудничать с
авторами инициативы, представить свои предложения в министерство в течение
месяца». И тут мы встретились с противостоянием со стороны лиц, связанных с
Центристской партией, да и в СОРСЭ на этот счет также выразились негативно. В
течение этого месяца другие общества желания сотрудничать не выразили, но мы
выполнили все, что требуется по закону. Тем не менее решение затягивалось.
Нам пришлось обращаться к канцлеру права Алару Йыксу,
который дважды признавал нарушение Министерством культуры закона и дал срок для
принятия решения в декабре прошло года, но Министерство культуры не сочло нужным
выполнить требование канцлера.
После почти двухгодичной безрезультатной переписки мы
обратились в суд. Суд обязал Министерство культуры принять решение, теперь они
обжаловали это решение в суде второй инстанции. Сложилась ситуация, что в
Эстонии чиновник может не принимать решения и не давать ответа почти три года.
Естественно, мы не говорим о том, что решение обязательно должно быть
положительным. Нам никто не говорит ни да, ни нет. И это непонятно».
Катрин Арвисто, сотрудник пресс-службы Министерства
культуры:
«Согласно Закону о культурной автономии, у русского
национального меньшинства в Эстонии есть право на ее создание. В том же законе
говорится, что право на создание автономии имеют культурные объединения и их
союзы. Но ни у Министерства культуры, ни у Бюро министра по делам
народонаселения не имеется никаких данных о конкретной деятельности объединения
«Русская Культурная автономия» в области культуры. Представитель данного
объединения за-прашиваемой нами информации не предоставил и отказался от встречи
с министром культуры. Кроме этого проживающие в Эстонии русские не оказали
поддержки ходатайству господина Черепанова.
После публикации в двух ежедневных газетах информации о
ходатайстве мы не получили ни одного заявления в поддержку начинания недоходного
объединения «Русская культурная автономия». В то же время Ассоциация русских
культурных организаций Эстонии, Союз русских просветительных и благотворительных
обществ Эстонии, «Русский Дом» и другие крупные русские культурные объединения
Эстонии публично высказали свою негативную позицию относительно намерений
господина Черепанова».
По словам Катрин Арвисто, при запросе дополнительной
информации Министерство культуры исходило из статьи 6 Закона о делопроизводстве,
согласно которой надзорные органы обязаны прояснять все необходимые значимые
обстоятельства, касающиеся рассматриваемого дела, и при необходимости наводить
справки по собственной инициативе.
«Сообщали о себе, и готовы снова эту информацию
предоставить, — заявляет Черепанов, — но нам предлагают, как в старой доброй
комсомольской организации: «Расскажите о себе еще что-нибудь». Право
инициировать создание автономии гарантировано Конституцией и Законом о
культурной автономии нацменьшинства. Никаких требований предоставления
дополнительной информации ни в одном правовом акте нет. Представьте, что вы
приходите в авторегистр получать водительское удостоверение (естественно, сдав
необходимые тесты), а чиновник вам говорит: «Права выдать не можем, так как мы
вас не знаем, вас никто не поддерживает, да и информации о вашей деятельности
маловато...»
Потому мы и заняли такую позицию в суде. Мы сделали все,
что требует закон. Толкованием закона должен заниматься суд, а не Министерство
культуры. Пусть следят в прессе о тех мероприятиях, которые мы проводили.
Например, о «Дне народного единения», который проводится не один год и который
всегда широко освещался прессой и телевидением».
Чего хотят
«Мы, — говорит Станислав Черепанов, — как национальное
меньшинство (а мы действительно де-факто таковым являемся — нас здесь меньше)
заинтересованы в сохранении и поддержании своей культуры в Эстонии, и самое
главное для нас — вопрос образования. Сейчас образование постепенно переходит на
эстонский язык, и мы не можем этому препятствовать. Те люди, которые хотели бы
дополнительно к существующей системе образования давать своим детям еще и
русское образование, могли бы делать это через культурную автономию. Мы могли бы
открывать и в эстонских школах, и в пока еще русских школах дополнительные
классы с углубленным изу-чением русского языка, литературы, русской истории и
так далее. Все это должно быть добро-вольным для тех родителей, которые пожелают
дать своим детям дополнительное образование. Ну, и, разумеется, автономия должна
брать на себя решение вопросов, связанных с культурой».
Не требуется
Отсутствие поддержки, которую русские общественные
организации не спешат оказывать ини-циаторам создания Русской культурной
автономии, объясняется, по крайней мере, официально, следующим. Представители
Союза российских соотечественников считают, что для регистрации автономии еще не
пришло время. Основные препоны заключаются в принятом, точнее, восстановленном в
1993 году Законе о культурных автономиях 1925 года. По мнению соотечественников,
он нуждается в серьезной доработке.
«Автономия нам не нужна, — заявляет председатель Союза
объединений российских соотечественников Сергей Сергеев. — Дело в том, что этот
закон создавался в начале 20-х годов, когда процентное отношение иноязычного
населения было совершенно другим. Сейчас этот закон, если и подходит, то лишь
тем национальностям, которых насчитывается менее одного процента от общего числа
жителей. Многие его положения не ясны и противоречивы; формулировки юридически
некорректны; определение меньшинства, данное в законе и основанное на наличии
эстонского гражданства, не соответствует реальной ситуации в Эстонии и вызывает
критику со стороны международных экспертов. Более того, в редакции 1993 года
отсутствуют ключевые положения закона 1925 года, связанные с финансированием
автономии. Думаю, Министерство культуры понимает, что в данной ситуации это
будет мертворожденное дитя».
Закон, по словам Сергеева, совершенно не вписывается в
современную систему и практику защиты прав меньшинств ни на уровне ООН, ни в
рамках Совета Европы, не отвечает требованиям и минимальным стандартам рамочной
Конвенции по защите национальных меньшинств и Декларации ООН о правах лиц,
принадлежащих к национальным или этническим меньшинствам.
Несовершенство Закона о культурных автономиях признает и
сам Станислав Черепанов. Вместе с тем, считает он, основные положения закона
позволяют начать работу:
«Закон предусматривает возможности финансирования
автономии из государственного и местного бюджетов. И, как показывает практика, и
финны, и шведы, которые создали свои культурные автономии, имеют строку в
госбюджете, Минфин выделяет им деньги. Сейчас создалась непонятная ситуация,
когда определенные политические силы не хотят принимать никакого решения по
этому вопросу. Культурная автономия не исключает деятельности не входящих в нее
национальных культурных организаций. Более того, eсли большинство местных
русских хотят видеть автономию, но с другими лицами во главе — пусть
присоединяются и переизбирают. Ничего равно-ценного культурной автономии не
предлагается. Теоретизировать на эту тему можно сколько угодно, но на практике
автономия — единственная реальная возможность русским самим сделать что-то для
себя, получив государственные гарантии сохранения русского языка, возможности
образования на родном языке и русской культуры в Эстонии».
Надо — не надо?
Владимир Вельман, депутат Рийгикогу:
«Я категорически против этого Закона о культурной
автономии потому, что Эстонии уже давно пора ратифицировать европейскую
Конвенцию по защите национальных меньшинств в полном объеме. Просто культурная
автономия — вообще нонсенс в сегодняшнем мире. Искусственно загонять себя в
гетто никто не намерен. Заявка подана больше двух лет назад. Я был в комиссии
Министерства культуры по этой проблематике, и я сразу же сказал, что не намерен
играть в эти игры. Автономия на сегодняшний день никому не нужна — ни самим
русским, ни эстонскому государству».
|