Евросоюз перестал скрывать свои настоящие взгляды на Приднестровье
09.09.08, Информационное агентство
«Днестр-медиа», Тирасполь
Похоже, что традиционная сдержанность, которой западные
представители всегда прикрывали свои настоящие интересы на берегах Днестра,
быстро уходит в прошлое. Скромная роль «наблюдателя», с которой Запад все это
время выступал в молдо-приднестровском урегулировании, на прошлой неделе
неожиданно изменилась. В пятницу на семинаре «Приднестровские диалоги»,
прошедшем в молдавском поселке Вадул-луй-Водэ, спецпредставитель Евросоюза в
Молдове Кальман Мижей достаточно откровенно поведал о том, чего в
действительности хотят здесь западные институты.
Предваряя встречу посредников и наблюдателей в Вене,
вовлеченных в процесс на Днестре, европейский посол рассказал, чего ждет на ней
западное сообщество от России. «В Вене Россия имеет хорошую возможность
показать, что может быть конструктивным партнером, и продемонстрировать свою
волю к сотрудничеству», – заявил господин Мижей. Он недвусмысленно дал понять,
что понимает Европа под российской «конструктивностью». Прежде всего,
европейский спецпредставитель заявил о неприемлемости для ЕС «Меморандума
Козака», от которого Кишинев отказался в 2003 году. Напомним, что в этом проекте
урегулирования одно из ключевых положений предусматривало сохранение в регионе
военного присутствия России. Кроме того, в Меморандуме отдельно были закреплены
механизмы, которыми приднестровцы могли обезопасить себя от возможного
кишиневского произвола в объединенной молдавской конфедерации. Как считает
Мижей, Приднестровью такие гарантии не нужны, потому что они чрезмерны. «У
Меморандума Козака были такие недостатки, которые не позволяют ему быть основой
договоренности», – сказал европейский спецпредставитель. По его словам,
Приднестровью вполне подойдет такой автономный статус, который определит Молдова
своим конституционным законом.
Впрочем, Евросоюз волен иметь любые взгляды на формулу
урегулирования. Важно другое – объективная заинтересованность в том, чтобы на
берегах Днестра было найдено такое решение, которое сможет устроить и Кишинев, и
Тирасполь. Именно с этой позиции выступает Россия, заявлявшая неоднократно о
том, что поддержит любую договоренность, которую достигнут в итоге обе стороны.
Ранее предполагалось, что такого же конструктивного взгляда придерживается и
Евросоюз. Но как пояснил Мижей, у Европы свое представление о
конструктивности.
По словам европейского дипломата, двусторонние
переговоры Тирасполя и Кишинева, возобновлению которых сегодня способствует
Москва, не могут заменить полноценный переговорный процесс в формате 5+2 (с
участием западных представителей). Именно в нем, как считает Мижей, существует
«легитимная методология поиска решений». Даже если президенты Молдовы и
Приднестровья подпишут в присутствии Дмитрия Медведева некий рамочный документ
(такой вариант активно сейчас обсуждается в дипломатических кругах), он вряд ли
будет поддержан на Западе – дал понять Кальман Мижей. По его словам, «процесс,
исключающий наиболее важных партнеров, не может привести к выработке
жизнеспособного документа».
Из слов европейского дипломата логически вытекает, что
«наиболее важными» партнерами в урегулировании Запад, оказывается, считает не
Молдову и Приднестровье, а ОБСЕ, США и Европейский Союз. Мижей, по сути,
признал, что Европу мало интересует, будет ли разрешен конфликт. Для нее важнее
закрепить здесь свое влияние и минимизировать роль России. Ради этого Запад
готов заблокировать любой документ, принятый сторонами при посредничестве
Москвы. Собственно, так уже и случилось в 2003 году – с «Меморандумом Козака»,
от предварительной подписи под которым молдавский лидер Воронин отказался после
беседы с американскими и европейскими представителями.
Выступление европейского дипломата показывает, что с тех
пор Европа и США не изменили свои подходы к ситуации на Днестре. Однако они не
учитывают, что изменилась Россия. Похоже, на Западе все еще не смирились с
новой, самостоятельной ролью России в международных делах. И по-прежнему ждут,
что Москва откажется от защиты своих интересов и интересов своих
соотечественников ради западной благосклонности.
Там же, на семинаре, спецпредставитель Евросоюза выразил
убежденность в том, что для урегулирования нужна политическая воля. Однако не
всех сторон. По словам дипломата, эту волю должны проявить Россия и
Приднестровье. О роли Молдовы, сорвавшей переговорный процесс и до сих пор не
отказавшейся от тактики экономического и политического давления на Тирасполь,
Кальман Мижей вообще предпочитает не упоминать. Все претензии Евросоюза
адресованы только Тирасполю и Москве. «После событий в Грузии не в интересах
наших партнеров делать переговоры нежизнеспособными», – угрожающе заявил
европейский спецпредставитель. И это притом, что ранее нежизнеспособными их
сделал фактически Кишинев, приняв в 2005 году свой закон о статусе
Приднестровья. Самостоятельно определив полномочия «левобережных районов
Днестра», молдавское руководство сделало бессмысленным сам процесс переговоров с
Тирасполем. В результате они и были заведены в тупик, о чем в свое время прямо
сказал в своем заявлении МИД России.
Так получилось, что именно в это время США и Евросоюз
стали официальными наблюдателями в урегулировании. За прошедшие несколько лет у
Запада, представленного в регионе также через посредника – ОБСЕ – было
достаточно средств для того, чтобы проявить свои миротворческие способности.
Однако стоит открыто признать, что их присутствие в процессе политического
урегулирования так и не сдвинуло его с мертвой точки.
Западные партнеры, преисполненные чувства собственной
важности, вряд ли могут похвастаться конструктивным вкладом в урегулирование и
других постсоветских конфликтов. ОБСЕ, знавшая о готовящейся агрессии Грузии
против Южной Осетии и преступно молчавшая, и другие западные институты,
молчаливо смотревшие, как грузинская армия стирает с лица земли осетинские села
– вряд ли это достойный опыт. И сегодня, после такого позорного поведения,
западным представителям стоит обеспокоиться не Россией, а собственною судьбой на
берегах Днестра. У Тирасполя есть сейчас все разумные основания для того, чтобы
поднять вопрос о целесообразности участия США и ЕС в процессе урегулирования.
Заявления, которые сделал Мижей, только добавили для этого аргументов.
|