Воронин и Смирнов сверят позиции в сентябре
09.09.08
«Независимая газета», Москва
Марина Перевозкина
Тирасполь выступает за сохранение в регионе российского
военного присутствия
В понедельник в Вене начались консультации посредников и
наблюдателей, участвующих в урегулировании конфликта в Приднестровье. Накануне
приднестровский МИД официально объявил о снятии введенного 12 августа моратория
на контакты с властями Молдавии. После недавней встречи президента России с
приднестровским лидером переговорный процесс сдвинулся с мертвой точки. Как
сообщил «НГ» и.о. министра иностранных дел Приднестровья Владимир Ястребчак,
Владимир Воронин и Игорь Смирнов могут встретиться в течение месяца. После чего
будет назначена дата другой встречи, в трехстороннем формате – с участием
президента России.
– Когда может произойти личная встреча лидеров
конфликтующих сторон?
– Думаю, в обозримые сроки: в сентябре – начале октября.
Пока мы попробуем придать новый импульс деятельности рабочих групп, которые
должны заниматься проблематикой социально-экономического взаимодействия между
Молдовой и Приднестровьем. Дальнейший ход переговоров будет зависеть от итогов
встречи президентов и взаимодействия по социально-экономической проблематике.
– Во время встречи в апреле двух лидеров в Бендерах
Игорь Смирнов вручил Владимиру Воронину проект Договора о дружбе и
сотрудничестве между Приднестровской Молдавской Республикой и Республикой
Молдова. Понятно, что заключение подобного договора предполагает независимый
статус Приднестровья. С тех пор позиция приднестровской стороны изменилась?
– Проект был вручен, и мы по-прежнему ожидаем ответа на
том же уровне, на котором он вручался. Пока мы внятного сигнала по этому поводу
от наших молдавских партнеров не получили.
– Министр реинтеграции Молдавии Василий Шова вроде бы
написал в Москву, что проект неприемлем.
– Предложений, которые бы молдавская сторона считала
приемлемыми, пожалуй, нет. Есть только закон Молдавии 2005 года о статусе
Приднестровья, который не является предметом для обсуждения. В свое время один
из молдавских политиков произнес замечательную фразу: «Если вы не находите себе
места в Конституции Республики Молдова, вам надо искать себе место в ее
Уголовном кодексе».
– Что вам предложила Россия, как ей удалось смягчить
позицию приднестровской стороны, уговорить возобновить переговоры с Кишиневом?
– Для нас было важно, что российская сторона подтвердила
свою позицию: ею будет принята любая договоренность сторон.
– То есть переговоры будут идти между Тирасполем и
Кишиневом при посредничестве Москвы. А как же остальные участники процесса? Вот
уже молдавские политологи подозревают, что Москва хочет постепенно изменить
нынешний формат переговоров – 5+2 (Молдавия, Приднестровье, Россия, Украина,
ОБСЕ плюс США и ЕС в качестве наблюдателей): заменить его трехсторонним.
– Сложно говорить о позиции Москвы, но думаю, что формат
5+2 сохраняет для нее свою ценность. Однако договариваться должны стороны. В
каком формате будет достигнута наиболее эффективная договоренность, покажет
время. 5+2 – это всего лишь консультативный формат, созданный в условиях острого
кризиса переговорного процесса в 2002 году. В формате 5+2 решение может
обсуждаться, но не утверждаться. США и ЕС здесь всего лишь наблюдатели.
Думаю, что консультации с посредниками будут
продолжаться хотя бы для того, чтобы избежать ситуации 2003 года с «меморандумом
Козака», когда все сорвалось в последний момент. Этот опыт показал, что попытки
поставить международных посредников перед фактом могут быть контрпродуктивными в
силу того влияния, которое Запад имеет на молдавское руководство.
– Российская сторона, по некоторым данным, планирует
реанимацию плана Козака по Приднестровью. Однако из Тирасполя уже звучат
заявления о его неприемлемости.
– С нашей стороны заявлений официальных лиц о
неприемлемости «меморандума Козака» не было. С молдавской стороны такое
заявление прозвучало на уровне премьер-министра. У нас позиция следующая: этот
документ представлял собой наш предельный компромисс с молдавской стороной. С
тех пор прошло 5 лет, за которые позиции сторон еще больше отдалились. Поэтому
меморандум уже требует определенной корректировки. Я не вижу оснований для того,
чтобы мы шли на еще большие уступки. В конце концов, не мы срывали подписание
этого документа. Я считаю, что в то время был реальный шанс строительства общего
государства. Этого не случилось.
– Но Москва, судя по некоторым заявлениям ее
представителей, заинтересована в том, чтобы этот документ стал основой
урегулирования.
– Москва ничего нам не навязывает.
– Игорь Смирнов недавно заявил о необходимости увеличить
в Приднестровье количество российских миротворцев. Это предложение в силе?
– Мы считаем, что российское военное присутствие в
регионе необходимо сохранять. Причем как миротворческое, так и в виде
оперативной группировки российских войск. Считаем, что необходимо
договорно-правовое оформление этого присутствия и образование на территории
Приднестровья стационарной российской военной базы. Мы приветствовали бы и
увеличение численности миротворческого контингента РФ. Но это предмет диалога
между Россией и Украиной – ведь военнослужащие могут попасть в Приднестровье
только через украинскую территорию.
Соглашениями 1992 года оговорена численность российского
миротворческого контингента – три тысячи человек. Кроме того, у нас до 1998 года
находилась вертолетная эскадрилья, которая тоже действовала в составе
миротворческих сил. В 1998 году были подписаны одесские соглашения, которые
предусматривали сокращение количества миротворцев и вывод этой эскадрильи. Мы бы
хотели вернуть эскадрилью тоже. Но четкого ответа от российской стороны на наши
предложения мы пока не получили.
– В Приднестровье, видимо, невозможно повторение
недавних событий в Южной Осетии?
– Мы очень на это рассчитываем. Мы приветствуем
заявления молдавского правительства о неприемлемости силового сценария. Но
считаем, что взаимные обязательства о неприменении силы должны быть облечены в
правовую форму.
Однако замороженные конфликты можно размораживать
по-разному. И не только военным путем. Можно – экономическими средствами, что
произошло у нас в 2006 году, когда были приняты известные решения молдавской
стороны по ограничительным мерам для наших товаров, поддержанные Украиной.
Молдавия сохраняет рычаги для разогрева ситуации.
|