Новые правила игры
10.09.08,
«Ольвия-пресс», Тирасполь
А.Галин
После признания Россией независимости Южной Осетии и
Абхазии Запад заметно активизировал свою деятельность на приднестровском
направлении. Не сумев обеспечить Грузии территориальную целостность, США и
Европа решили взять реванш при разрешении молдо-приднестровского конфликта. Еще
бы, Россия дала по носу не только натренированной натовскими военспецами
грузинской армии и возведенному цэрэушниками на трон Саакашвили, она дала по
носу всей западной экспансии в Восточной Европе. Поэтому Вашингтон и Брюссель
усиленно ищут способ отыграться, вернуть утраченные позиции, доказать России,
что они тоже имеют право распоряжаться на этой земле.
Западные «мироустроители» не в восторге от осознания,
что Россия опередила их и на молдо-приднестровском направлении. Переговоры с
президентами ПРМ и РМ прошли без участия в них Запада. Возмущенный до глубины
души этим фактом, специальный представитель ЕС в Молдавии Кальман Мижей заявил,
что «Евросоюз считает аморальными переговоры по приднестровскому урегулированию
в трехстороннем формате – Россия, Молдова и Приднестровье. Проблема может быть
решена только в формате "5+2", и отход от этого формата недопустим». Ущербность
подобного заявления очевидна. Формат «5+2» носит совещательный характер и
окончательных решений по урегулированию конфликта не принимает. Это прерогатива
президентов Приднестровья и Молдовы, которые, несмотря на разнополярность
взглядов на пути разрешения молдо-приднестровской проблемы и благодаря усилиям
Москвы, все же готовы возобновить диалог уже в сентябре-октябре.
Старания перехватить инициативу у России в
урегулировании молдо-приднестровского конфликта вылились в венскую встречу в
формате «три плюс два» (Россия, Украина, ОБСЕ и в качестве наблюдателей США и
ЕС), где в который уж раз принимается решение о необходимости возобновления
переговоров с участием конфликтующих сторон. Впрочем, подобные решения
принимались и год, и два назад. Ничего принципиально нового консультации в Вене
не дали.
В тот же самый день, когда проходила венская встреча, в
Тирасполь прибывает делегация Парламентской ассамблеи Совета Европы по Молдове в
лице представителей комитета по мониторингу Совета Европы Жозетт Дюрье и
Эгидиюса Варейкиса, а также спецпредставителя генерального секретаря СЕ в
Молдове Владимира Ристовского.
Разумеется, главный вопрос, который их интересует - это
видение приднестровской стороной своего политического будущего в свете признания
Российской Федерацией независимости Абхазии и Южной Осетии. По большому счету,
можно было и не спрашивать. Позиция приднестровской стороны озвучивалась в
последнее время неоднократно, и она предельно четко сформулирована. Ответ МИДа
Приднестровья на их вопрос был ясен: «На данном этапе существует весомый дефицит
доверия к официальному Кишиневу». Поэтому, как считают приднестровские
дипломаты, «заявив о снятии временного моратория на контакты с органами власти
Республики Молдова, Приднестровская Молдавская Республика ожидает от молдавской
стороны конкретных шагов, направленных на поиск компромисса с неизменным
соблюдением демократических принципов равноправия и справедливости».
Впрочем, судя по заявлениям Владимира Воронина,
главы правительства Молдовы, а также парламентариев о каком-либо равноправии и
справедливости Молдова речи не ведет. Следует также учитывать, что влияние
Запада на официальный Кишинев велико, срыв подписания «меморандума Козака», а
также то, что Молдова не осудила действия Грузии в Южной Осетии и Абхазии - тому
подтверждение. Понятно, что советы и рекомендации Вашингтона и Брюсселя Кишиневу
будут преследовать определенную цель – российское влияние должно быть
минимизировано. Поэтому можно сказать, что «дефицит доверия» у Приднестровья
есть не только к Кишиневу, но и к Вашингтону и Брюсселю, впрочем, как и к ОБСЕ,
которая неоднократно показывала свою ангажированность и предвзятость. События в
Южной Осетии последний наглядный тому пример.
В последнее время западные миссионеры зачастили в
Приднестровье. По всей видимости, количество подобных «ходоков» будет
увеличиваться в геометрической прогрессии, причем, прямо пропорционально
усилению роли России на молдо-приднестровском направлении. Москва однозначно
заявила о том, что конфликт может разрешиться только тогда, когда найдут
взаимоприемлемые решения сами Тирасполь и Кишинев без всякой диктовки извне, как
это произошло в 2003 году с известным «меморандумом Козака». Судя по заявлениям
западных чиновников, твердая позиция России их отнюдь не радует, а возможно и
раздражает. Но, так или иначе, а считаться с мнением России теперь все же
придется.
|