Вооруженные столкновения в столице Туркмении:первые итоги
19.09.08
Андрей Грозин,
зав. отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ
Судя по всему, руководство Туркмении сталкивается с
перспективой постепенного разрушения мифа о «стабильности» республики.
Из событий произошедших в минувшие выходные в
Ашхабаде следует ряд принципиально важных выводов.
Во-первых, имевшие место многочасовые вооруженные
столкновения в столице страны с применением бронетехники носили жесткий
характер и, исходя из имеющейся на настоящее время информации, не согласуются с
официальной версией, озвученной Генпрокуратурой, МИДом, а затем и президентом
Бердымухамедовым. Напомним, что по официальным версиям, "В результате
проведенных оперативно-розыскных действий в г. Ашхабаде была выявлена
преступная группа лиц, занимавшихся незаконным оборотом наркотиков. В этой
связи 13 сентября 2008 года специальными подразделениями правоохранительных
органов Туркменистана была проведена операция по задержанию, в результате
которой указанная преступная группа была обезврежена". Туркменский
президент на совещании Совета государственной безопасности страны заявил о
ликвидации группы наркодельцов, упомянул о потерях среди личного состава
правоохранительных органов, не сообщив их количество, и поручил силовым
структурам провести тщательный анализ этих событий. Т.о. власти Туркмении
настаивают, что ситуацию дестабилизировала чуть ли не группа наркоманов,
которую пришлось ликвидировать почти двое суток. В эту версию крайне трудно
поверить любому здравомыслящему человеку.
Все происходившее в республике больше согласуется не
с официальной, «наркотической» версией, а скорее похоже либо на пи-ар - попытку
государственного мятежа (условно говоря, «межклановая» версия), либо пи-ар –
выступление исламистов, поддержанных с территории Афганистана. Не исключено,
что «исламистская» и «межклановая» версии боев в Ашхабаде взаимопереплетаются и
дополняют друг друга.
Тем более, что почва для этого в республике имеется.
Социально-экономическая ситуация в Туркмении, сложившаяся во время правления
С.Ниязова, с его смертью не улучшилась. Особенно это заметно в социальной
сфере. В республике широко распространена скрытая безработица: при наличии
ограниченного количества предприятий в республике, морально устаревшей техники,
а порой и технически отсталой инфраструктуры. Низкий прожиточный уровень
населения также не играет в пользу существовавшего режима. Зарплата, получаемая
гражданами Туркменистана, по реальной покупательной способности является одной
из самых низких в регионе и СНГ. Скрытая инфляция наблюдается уже несколько
лет. Манат (национальная валюта Туркменистана) со дня его ввода в оборот
обесценился в 12,5 тыс. раз. В стране в настоящее время серьезно осложнилась
ситуация со снабжением населения товарами первой необходимости, в первую
очередь продовольствием.
При этом влияние «системной» (светской, прозападной)
оппозиции на внутриэлитные процессы совершенно незначительно. Туркменский
политический класс пронизан многочисленными родственными и региональными
взаимосвязями, но после удаления Б.Шихмурадова, Х.Оразова, Н.Ханамова и других
"номенклатурных оппозиционеров" из власти их родственники были
вытеснены из властных эшелонов и бизнеса.Оппозиции внутри страны не существует
- Ниязов "зачистил" ее давно и полностью. Те же из оппозиционеров,
кто находится за рубежом, не способны дистанционно управлять ситуацией.
Говорить о возможности имеющего политические
перспективы организованного протеста населения можно только в случае серьезных
финансовых и технологических инвестиций в рамках сценария очередной "цветной
революции". Вооруженная стрельба в столице страны, возможно, и является
признаком попытки «экспорта демократии» с использованием жестких,
апробированных еще в Киргизии («цветная революция» в пакете с погромами) и,
особенно, в узбекском Андижане весной 2005 г.
Это тем более возможно в связи с тем, что вся
туркменская элита ограничена в ресурсах, лишена каких-либо ярких фигур и
самостоятельно едва ли способна была устроить президенту такой сюрприз.
В данной связи стоит вспомнит, что вскоре после
вступления в должность президента Гурбангулы Бердымухамедов в интервью журналу
«Туркменистан» заявил, что демократию как «нежную субстанцию» невозможно
«насаждать, используя готовые импортные модели». В ответ на вопрос журналистов
о собственных политических пристрастиях президент республики назвал себя
умеренным политиком. По словам Бердымухаммедова, вместо применения «импортной
модели» в построении демократического общества он намерен руководствоваться
национальным опытом и традициями предыдущих поколений. Впрочем, процесс
формирования «нежной субстанции» вполне можно и подстегнуть использую весьма
малозатратные технологии: отряд боевиков, многочасовой бой и, в результате,
руководство страны, рассчитывающее руководит еще много лет, станет гораздо
внимательнее относиться к призывам активнее подключаться к проектам поставок
газа минующих территорию России.
Во-вторых, ранее, несмотря на весь авторитаризм
Ниязова, он все годы после развала СССР обеспечивал в стране относительную
стабильность. Благодаря жесткому режиму Туркмения избежала побочных явлений
распада - не было гражданских войн, криминального беспредела, экономических
потрясений и шоковых реформ, серьезных выступлений оппозиции или недовольного
населения.
Теперь стало ясно, что вся туркменская
«стабильность» - весьма преувеличена и при применении соответствующих
технологий ее легко раскачать. Армия и спецслужбы продемонстрировали слабость и
вопиющую неподготовленность. Отсюда и многочисленные разговоры о том, что
«проблему» в конечном итоге удалось решить лишь после привлечения российских
специалистов соответствующего профиля.
Перестрелка в Туркмении указала на то, что
нейтральный статус и невхождение в региональные организации, призванные решать
проблемы безопасности (ОДКБ и ШОС) в сочетании с прозрачной границей с
Афганистаном создают для республики просто огромное «окно уязвимости».
Возможно, Г.Бердымухамедову стоит самым серьезным образом задуматься о
целесообразности последовать примеру четырех остальных постсоветских азиатских
республик и более реалистично оценить свои собственные возможности по
парированию многочисленных внешних угроз (как потенциальных, так и традиционно
существующих).
В любом случае, бои в Ашхабаде – «проба пера» и
высока вероятность повторения подобных событий, но уже в большем масштабе и с
гораздо худшими для безопасности государства результатами.
В-третьих, дестабилизация (и даже имитация
дестабилизации) в Туркмении не нужна властям. Признание существования в стране
вооруженной исламистской или клановой оппозиции способно развеять миф о жесткой
внутриполитической стабильности республики, усиленно создававшийся со времени
распада СССР. До сих пор никто не сомневался в надежности Туркмении в качестве
поставщика энергоресурсов.
Туркменское руководство поставило перед собой задачу
войти в число ведущих стран – экспортеров энергоресурсов. Это подразумевает не
только наращивание объемов добычи углеводородов, но и привлечение
дополнительных инвестиций. А для этого необходима репутация стабильного и
управляемого государства, гарантирующего целостность вкладов иностранного
бизнеса. Без этого получается эффект «центральноазиатской Нигерии»: добыча
есть, но и вялотекущая гражданская война – тоже. Теперь финансовые институты,
которые должны вкладывать миллиарды долларов, естественно, будут учитывать и
новую ситуацию в Туркмении.
И совсем интересно в данной связи выглядит
утверждение корреспондента «Немецкой волны» в киргизском Бишкеке Шербото Тегина
о том, что, по данным его анонимных источников, «Осенью текущего года готовится
вторжение пяти тысяч боевиков из Афганистана в Центральную Азию - Таджикистан,
Киргизию, Узбекистан и Казахстан. В центрально-азиатские страны уже переброшено
огромное количество оружия, в регионе созданы ячейки из числа исламских
радикалов. Как утверждает анонимный источник корреспондента (информация
неподтвержденная), финансируется данное "предприятие" Вашингтоном, а
к вторжению готовятся боевики Исламского движения Узбекистана, а также
уйгурские сепаратисты».
Если эти данные верны, то Центральная Азия стоит на
пороге колоссальных потрясений, реальную помощь в преодолении которых
республикам региона смогут оказать только Россия и Китай.
|