Мария Сошина: Театральный художник всегда зависит от режиссера
www.ferghana.ru, 12.09.08
Люция Расмус
Когда-то она мечтала стать живописцем. А Судьба вместо
плоского мольберта подарила ей уникальное пространство театральной сцены,
которое можно не только осваивать, но и творить каждый раз по-новому. Самое
интересное, что многие новомодные жанры современного искусства – все эти
инсталляции, инвайронмент, объекты, перформансы и так далее – не что иное, как
попытка выйти за пределы обычного холста и представить мир во всем его
разнообразии. Художники среднего и даже старшего поколения пытаются найти себя
во всей этой инновационной феерии, зачастую - весьма неловко. Но для нее прошло
время разбрасывать камни, теперь она их собирает.
12 сентября в ташкентском театре «Ильхом» при поддержке
Швейцарского бюро по развитию и сотрудничеству открылась персональная выставка
Марии Сошиной «Театр костюма».
Фергана.Ру: - Мария, это первая твоя персональная
выставка?
М.Сошина: - Да, я давно о ней мечтала. Это очень большое
дело – собрать в одном зале так много костюмов, сделанных за очень значительный
период моей работы.
Фергана.Ру: - Судя по названию, на выставке будут
представлены только костюмы. Но ведь тобою были созданы декорации, огромное
количество эскизов…
М.Сошина: - В экспозиции будет представлено все –
костюмы, эскизы, фотографии, видео практически со всех спектаклей. Овлякули
Ходжакули (театральный режиссер, руководитель театра-студии «Эски Масжид», г.
Карши. - Прим. ред.) готовит оригинальную шоу-программу, которая будет
составлена из музыкальных отрывков из наших совместных спектаклей.
Фергана.Ру: - Расскажи о тех людях, с которыми начинала,
ведь ты являешься представителем «творческой семьи» легендарного театрального
художника Георгия Брима, не так ли?
М.Сошина: - Да, можно сказать, я его «внучка». Я его
застала, когда он еще был здесь. Мой преподаватель в институте Шухрат
Абдумаликов – один из любимых учеников Георгия Брима, его «творческий сын»
(Именно Шухрату Абдумаликову Георгий Брим оставил свою мастерскую. - Прим.
ред.). Но своими учителями я все-таки больше считаю Овлякули, моего самого
любимого преподавателя в училище имени Бенькова Юсифа Гусейнова и художника
Анатолия Жибоедова.
Фергана.Ру: - Как состоялась твоя встреча с Овлякули
Ходжакули?
М.Сошина: - Познакомились мы в театре Аброра Хидоятова,
где я работала в бутафорском цехе и была художником по костюмам. А впервые мы
поработали вместе в театре Горького над спектаклем «Айвовые сны».
Фергана.Ру: - Следуешь ли ты заповедям своих учителей
или уже начала формулировать собственные?
М.Сошина: - Сейчас идет поиск себя на той почве, которая
была подготовлена моими педагогами, ведь мне посчастливилось работать с такими
талантливыми людьми.
Фергана.Ру: - Режиссеры, с которыми ты работала –
Овлякули, Марк Вайль, – обладают уникальным талантом и видением. Как проходила
твоя работа с ними, кто ставил конкретные задачи, кто полагался на твою
инициативу?
М.Сошина: - Овлякули, как художник, очень хорошо видит -
именно визуально - свой спектакль. Он объясняет так, что сразу становится
понятно, что же на самом деле надо делать. С Марком Яковлевичем в этом плане
было сложнее. Он даже сам признавался: «Я не знаю, что ты сделаешь на сцене.
Хотелось, чтобы из того, что ты сделаешь, получилось такое настроение!». И у
меня появлялось желание больше покопаться, к тому же именно в такой работе было
больше интересных открытий. С Марком Яковлевичем мы работали только над одним
спектаклем, это была «Орестея». Костюмы, музыкальные фрагменты этого спектакля
тоже будут представлены на этой выставке.
Фергана.Ру: - Ты представишь антологию всех спектаклей
последних лет?
М.Сошина: - К сожалению, не всех, потому что есть
спектакли, которые «живут» за границей и они просто недоступны для нас, а
некоторые просто «ушли из жизни». Преждевременно. Я собрала все, что смогла.
Фергана.Ру: - Несколько слов о той самой загранице, где
тебе удалось не только поработать, но и поучаствовать в международных
фестивалях…
М.Сошина: - И работать, и просто ездить – это всегда
полезно, хотя бы потому, что кругозор расширяется, да и увидеть все своими
глазами - лучше, чем посмотреть в видеозаписи. Благодаря Французскому
культурному центру имени Виктора Гюго я смогла съездить на фестиваль уличного
театра в маленький французский город Орийяк. Там я увидела огромное количество
уличных театров – и любительских, и профессиональных. Была еще поездка на
фестиваль в Нанси, где мы показывали наш спектакль и тоже имели возможность
пообщаться с людьми из разных стран.
Фергана.Ру: - Если проанализировать общий процесс, то
первое, что бросается в глаза, – преобладание в выставочных залах самых
различных инновационных жанров. Насколько ты готова к их использованию в своей
работе в театре?
М.Сошина: - Готова полноценно использовать их в любом
объеме, но при одном условии - если у театров будет такая возможность. Ведь я
очень сильно завишу от того, с каким театром и какими финансами связана моя
работа.
Фергана.Ру: - С какими театрами ты сотрудничаешь на
постоянной основе?
М.Сошина: - С «Ильхомом», Русским драматическим
театром.
Фергана.Ру: - Какие проекты сейчас в работе?
М.Сошина: - Овлякули делает проект с ансамблем
«Омнибус». Это вроде детская опера, но он ее сделает в другом жанре.
Фергана.Ру: - Каждый год и училище, и институт выпускают
определенное количество театральных художников, но почему их никто не знает? С
чем это связано, по–твоему? Может быть, просто не все выпускники работают по
специальности?
М.Сошина: - Думаю, что это связано с тем, что сейчас
мало молодых, да и не только молодых, – вообще мало хороших режиссеров. Может,
это сказано слишком громко, но на самом деле так оно и есть. А театральный
художник зависит от режиссера. Нет режиссера – нет и художника.
Фергана.Ру: - Как считаешь, твоя профессиональная
востребованность - это результат везения или трудолюбия?
М.Сошина: - Думаю, и того, и другого. Везение везением,
а без труда, как известно… Но не могу сказать, что я такой трудоголик, и кроме
работы ничего не вижу.
Фергана.Ру: - Кроме театра, ты пробовала себя и в
кино.
М.Сошина: - Да, кинорежиссер Зульфикар Мусаков пригласил
меня, когда я еще училась в училище. В его фильме «Яратганга шукур»
(«Благодарение Создателю») я была художником по костюмам. А с Тимуром Мусаковым
мы работали совсем недавно. Но, честно скажу, мне больше нравится быть
сценографом, поэтому в кино я мало работаю.
Фергана.Ру: - А предложений от кинорежиссеров много?
М.Сошина: - Да, предложения постоянно идут, но в кино
другая специфика – все надо быстро решать, нет возможности созерцания,
творчества, обдумывания. Там идет съемочная смена, тебе некуда деваться –
выкручивайся, как можешь, многое делается тяп-ляп, чего я потом не могу себе
простить. Поэтому в кино я чувствую себя некомфортно, а в театре, где все
размеренно, есть возможность спокойно работать до премьеры, – это для меня
нормальное творческое состояние.
Коротко о главном
Мария Сошина в 1998 году окончила художественное училище
имени П.Бенькова по специальности сценография. В 2005 году стала выпускницей
Национального института живописи и дизайна имени К.Бехзода по той же
специальности. С 1998 по 2001 годы работала в театре имени А.Хидоятова
художником по костюмам.
Работала также в следующих театрах: «Ильхом», «Русский
драматический театр», «Национальный Академический драматический театр
Узбекистана», «Эски масчит», «Национальный Академический драматический театр
Киргизстана», театр-студия «ЛИК» и других.
Спектакли: режиссера Овлякули Ходжакули - «Шафрановая
сари», Харша; «Тайна китаянки», по мотивам произведений А.Навои «Семь планет»;
«Кровавая свадьба», Г.Лорка; «Саломея», О.Уайльд; «Раксу Съамо», по мотивам
произведений А.Навои «Семь планет»; «Барс Бек», киргизский эпос; «Натан мудрый»,
Г.Лессинг; «Сон в летнюю ночь», У.Шекспир; «Эдип», по Софоклу и Сенеке; «Язык
птиц», по А.Навои и Ф.Аттору; «Ла-лай На-най», Э.де Филиппо; «Медея», Еврипид и
Сенека; режиссера Е.Лопатко - «Обыкновенное чудо», Е.Шварц; «Вестсайдская
история»; «Бунт невесток», С.Ахмад.
Фильмы: «Эдип» по Софоклу и Сенеке (реж. О.Ходжакули),
«Плывущий против течения» (реж. О.Ходжакули), «Небо рядом»(«Осмон якин», реж.
Т.Мусаков).
Выставки: «Констелляции» (2005 г.), «Неосуществленные
замыслы» (2005 г.), «Молодежная выставка» (2006 г.), «Констелляции постскриптум»
(2007 г.), «Биенале» (2007 г.)
В 2003 году на международном театральном фестивале
«Арт-Ордо» в Бишкеке Мария Сошина получила приз за лучшую сценографию. В 2006-м
- на том же фестивале удостоена приза за лучшую разработку сценического костюма.
В 2008 году ей присуждена премия имени Марка Вайля в номинации «Лучший художник
по костюмам».
|