Дилемма Лукашенко
stoletie.ru,
17.09.08
Ярослав Бутаков
Белорусский лидер не спешит признавать новые кавказские
государства
Президент Белоруссии Александр Лукашенко объявил, что
вопрос о признании Абхазии и Южной Осетии рассмотрит будущий парламент,
избираемый 28 сентября. Что стоит за этой уклончивой позицией ближайшего
союзника России?
После признания 26 августа Россией независимости Абхазии
и Южной Осетии стали выдвигаться многочисленные прогнозы того, как поведут себя
в этом вопросе страны, считающиеся союзниками России. С тех пор пока только
президент Никарагуа объявил об официальном признании двух новых кавказских
государств. Даже президент Венесуэлы, несмотря на весь свой антиамериканский
пафос, поддержав в целом действия России, пока воздерживается от любых
дальнейших дипломатических шагов. Что же, Южная Америка от нас далеко, и Уго
Чавесу действительно, скорее всего, ни к чему открытие посольств где-то в Сухуме
и Цхинвале.
А что касается наших ближайших соседей по СНГ, то здесь
Россия не получила ожидаемой массовой поддержки со стороны союзников.
Армения, несмотря на проблему Нагорного Карабаха, а,
скорее всего, именно из-за неё, хранит молчание. Ереван надеется
международно-легитимным способом решить карабахский вопрос в свою пользу
благодаря поддержке США и ЕС, ибо в последнее время на этом направлении
наметился некоторый прогресс – так, во всяком случае, видимо, считают многие
армянские политики. Вообще, ориентация на Запад по объективным причинам
завоёвывает в Армении всё больше сторонников. Армения хочет положить конец
вынужденной геополитической изоляции, а для этого ей неплохо дружить с Грузией и
Азербайджаном, да и с Турцией, несмотря на все прошлые обиды. Кстати, недавний
визит президента Турции в Армению состоялся во многом благодаря посредничеству и
настояниям западных политиков. Поэтому Ереван не хочет раздражать Брюссель и
Вашингтон.
Ближайший союзник России – Белоруссия, с которой наша
страна даже вроде бы образует Союзное государство, также не торопится с
признанием независимости Южной Осетии и Абхазии. Удивительно не это, а то, что
такого скорейшего признания со стороны Лукашенко ожидали многие политологи.
Между тем, вся прежняя внешнеполитическая линия
белорусского президента должна была показывать, что он не будет идти целиком в
фарватере Москвы.
Уже 27 августа, уклоняясь от самостоятельного решения,
Лукашенко предложил вынести вопрос о признании доселе непризнанных государств на
саммит ОДКБ. Естественно, заранее зная сдержанную реакцию на это большинства
своих коллег по организации. А 29 августа Лукашенко уже недвусмысленно
высказался по поводу складывающейся на Кавказе ситуации, заявив, что действия
России (буквально – «конфликт на Кавказе») создают новые угрозы Белоруссии, ибо
провоцируют усиление сил НАТО у белорусских границ. Подобных заявлений
белорусский лидер не делал с начала конфликта, а сказал это только после
российского акта о признании двух кавказских государств, что должно было
свидетельствовать о неодобрении Лукашенко именно новых шагов российского
руководства.
С другой стороны, и первые лица вновь признанных
государств, и некоторые российские политики допустили ряд бестактностей,
усиливших настороженность Лукашенко. Так, лидеры Абхазии и Южной Осетии, явно не
без подачи со стороны России, объявили, что хотят добиваться членства своих
республик в Союзном государстве России и Белоруссии. Президент Южной Осетии
сделал это вскоре после того, как заявил о намерении войти в состав России,
каковое заявление, видимо, показалось кому-то в Москве весьма
нежелательным.
Как должен был реагировать на это белорусский
президент?
Естественно, ему не могло улыбаться то, что его страну с
10-миллионным населением и огромным промышленным потенциалом желают поставить на
одну доску с маленькими аграрными республиками с населением всего лишь в
несколько сот тысяч человек.
Очевидно, что в любом межгосударственном союзе с Россией
Абхазии и Южной Осетии может принадлежать лишь декорация суверенитета.
Самостоятельность Белоруссии в таком союзе поэтому также рано или поздно будет
низведена до уровня его формальных членов – таково вполне обоснованное опасение
белорусского лидера. Минск никогда не признает Сухум и Цхинвал равными себе
партнёрами по Союзному государству, а предпочтёт, скорее, выйти из него – это
политики в Москве должны понимать отчётливо.
Вот потому-то Лукашенко и вынужден пока уходить от
ответа на прямые вопросы о признании Абхазии и Южной Осетии, что он и сделал
виртуозно на пресс-конференции для российских журналистов, совершавших пресс-тур
по белорусским регионам, 8 сентября. Единственная позитивная информация,
содержавшаяся в ответе Лукашенко, сводилась к тому, что решение о признании
должен принять новый парламент, избираемый 28 сентября. Хотя по конституции
окончательное решение, как и в России, должен принимать президент.
Ссылка Лукашенко на волю нового парламента объясняется в
свете наметившегося потепления отношений Беларуси с Западом.
Вернее, Запад, в условиях обострившегося противостояния
с Россией, принимает все усилия, чтобы привлечь на свою сторону российских
союзников.
Вот уже, после визита в Минск главы МИД Польши,
совет министров иностранных дел ЕС обсуждает вопрос о смягчении санкций против
Белоруссии. А 13 октября, на очередной совет глав МИД Евросоюза в Брюссель,
весьма вероятно, поедет руководитель белорусского дипведомства.
Как отмечает известный политолог, постоянный критик
Лукашенко Андрей Суздальцев, «Минск на межмидовских консультациях согласовывает
с Москвой исключительно то, что берется сделать Россия на международной арене в
защиту позиций РБ, но вот допустить к диалогу с Вашингтоном и ЕС Россию
категорически не желает и, более того, утаивает его суть». Замечание верное, но
с той необходимой оговоркой, что и Россия не допускает Белоруссию к
консультациям в рамках Союзного государства по своим переговорам, например, со
странами-добытчиками энергоносителей в Центральной Азии, хотя результаты таких
переговоров напрямую отражаются на энергетической безопасности Белоруссии.
Оба государства действуют совершенно суверенно, а любые
ссылки на Союзное государство, бывшее изначально и оставшееся до сих пор фикцией
и пиар-акцией, несостоятельны для серьёзного политика.
Выборы 28 сентября Запад намерен сделать «экзаменом на
демократию» для белорусского лидера. Очевидно, что оппозиция не имеет шансов на
победу. Но для Лукашенко, если он намерен развивать диалог с Западом, важно,
чтобы какая-то часть оппозиционеров прошла в новый парламент.
Однако на этом пути имеется опасность. Не использует ли
оппозиция выборы для попытки устроить в Минске «оранжевый майдан»? Примет ли она
протянутую ей властью руку и удовлетворится ли дозированным участием в
парламенте на условиях воздержания от эпатажных акций? Как ни странно, но
активизация белорусской оппозиции и угроза смены власти в Минске в нынешних
условиях едва ли не выгоднее Москве, чем Западу. Явная угроза «оранжада» и
открытая поддержка оппозиции Брюсселем и Вашингтоном могут побудить Лукашенко
занять более пророссийскую позицию в вопросах внешней политики. В том числе и по
теме признания Абхазии и Южной Осетии.
|