Продлен по взаимному умолчанию?
Версии, 27.09.08
Владимир Скачко
И так разбалансированная внутренним противостоянием
Украина должна проскочить еще один внешний "риф" — 1 октября 2008 года. В этот
день начинаются те шесть месяцев, когда Украина и Россия уже не смогут уведомить
друг друга о том, что Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве (так
называемый Большой договор — БД) между ними утрачивает силу.
Следовательно, он будет работать еще 10 лет. БД, как
известно, был подписан президентами России Борисом Ельциным и Украины Леонидом
Кучмой 31 мая 1997 года. Ратификационными грамотами Киев и Москва обменялись
только 1 апреля 1999 года. Отсюда и сегодняшние невеселые расчеты, густо
приправленные взаимными недоверием, обвинениями и подозрениями.
Российский МИД уже заявил, что Москва не будет требовать
прекращения действия БД. Секретариат Президента Украины обещает высказаться по
этому поводу, когда "шеф" — Виктор Ющенко — вернется с заседания Генассамблеи
ООН. Но по общему мнению участников украинско-российской конференции "10 лет
спустя. Итоги Договора о дружбе, сотрудничестве и стратегическом партнерстве
между Россией и Украиной", все вроде бы должно разрешиться положительно. Для
договора. И, может быть, для двух стран, его подписавших и продливших.
Первый зампредседателя Комитета Госдумы России по делам
СНГ и связям с соотечественниками, директор Института СНГ и "по
совместительству" персона нон-грата в Украине Константин Затулин на упомянутой и
им же организованной в Москве конференции 24 сентября сего года заявил, что БД,
скорее всего, "будет продлен по взаимному умолчанию". Потому что, по его словам,
логика договора — в том, что Украине и России действительно нужны дружба,
партнерство и стратегическое (или не стратегическое?) сотрудничество, а значит,
если договор и несовершенен, то его нужно не отменять, а совершенствовать. И
лучше всего это можно сделать, если выполнить все статьи и наполнить их новым
содержанием.
А так называемая "проблема БД" возникла из-за того, что,
по мнению не только Затулина, но и многих российских специалистов, в
двусторонних отношениях между Украиной и Россией не просто случился очередной
кризис, коих и раньше бывало немало, а речь вообще идет о спасении этих
отношений. Поэтому пока будет действовать старый БД, затулинский Институт СНГ
берется, заявил его директор, подготовить новый — общественный — вариант нового
аналогичного документа. Общественный потому, что постарается привлечь к
выработке его статей не только дипломатов или политиков, но и представителей
гражданских обществ двух стран. Грубо говоря, тех простых людей, кому конкретно
работать и — это очень важно! — жить по договору.
Главная претензия российской стороны к БД сводится к
тому, что он более выгоден Украине, чем России, и что Россия его выполняет в
полном объеме, а вот Украина выбирает только то, что нужно ей.
Ибо, во-первых, господствует то, что глава украинского
филиала Института СНГ Владимир Корнилов весьма удачно назвал
"экономикоцентризмом". Это когда из договора вычленяется одна его —
экономическая — составляющая, а все остальное игнорируется. Так оно, в принципе,
и есть. Экономическое сотрудничество между Украиной и Россией развивается
успешно, несмотря на все кризисы и взаимные колкости политиков, и уже в общем
исчислении приближается к 40 млрд. долларов.
Но есть один очень важный момент. Это сотрудничество не
совсем равноправное, ибо Россия, продавая Украине энергоносители по заниженным
ценам в обмен на обещания геополитической лояльности, фактически дотировала
украинскую экономику. Тогдашний президент России Владимир Путин назвал и сумму —
около 3—5 млрд. долларов ежегодно. Экс-сотрудник его администрации Модест
Колеров, отвечавший за международные и культурные связи с зарубежными странами,
и сейчас, на конференции, выступил против пролонгации БД без дополнительных
условий к Киеву со стороны Москвы, называя ее "поддержкой нынешней линии Ющенко
и капитуляцией России перед ней". По его мнению, упомянутый экономикоцентризм —
это не что иное, как бизнес-эгоизм тех, кто получает прибыли с такого вот
украинско-российского сотрудничества, и "финансирование антироссийской политики
Украины". Это, кстати, очень симптоматично, что бывший соратник Путина выступил
большим "ястребом" в отношении Украины, чем, к примеру, такие известные и
ненавидимые нынешней "оранжевой" властью любители "страны в центре Европы", как
сам Затулин, еще одна персона нон-грата в Украине — политолог Сергей Марков или
политолог Глеб Павловский. Они как раз сдержанно поддержали продление действия
БД…
Кроме того, настаивает Москва, экономика — это только
один из трех "китов", на которых стоит любой договор. Россия считает, что
игнорируются два остальных "кита" — политика (в том числе гуманитарная) и
безопасность, которые должны быть тесно увязаны с экономикой. И потому Москва
недовольна. И находит сторонников в Украине — тех, чьи права договор не
защищает, а должен. Имеются в виду этнические русские Украины и русскоязычные
украинцы.
Во-вторых, этот документ — договор, в первую очередь, о
границе. В нем Украина еще 10 лет назад добилась главного — признания Россией в
международно признанном документе (статья 2) нерушимости существующих границ и
уважения своей территориальной целостности. То есть Крым и Севастополь навсегда
признавались украинскими. Теперь в Москве распространены другие веяния. Как
заявил на конференции сотрудник ВЦИОМ Вадим Балытников, анализировавший БД с
юридической точки зрения, все больше российских политиков готовы вернуться к
тому, что Крым и Севастополь в 1954 году переданы Украине с нарушением
действовавших в СССР законов, а значит, и сегодня украинскую принадлежность их
можно и нужно оспорить. Чтобы выполнить Конституцию России, где сказано, что все
российские земли нужно защищать. А Госдума России, как известно, еще в 1996 году
признала Крым российским, и эти ее постановления не отменены…
В-третьих, по мнению многих россиян и представителей
русскоязычных украинцев, поводом для прекращения действия БД Москвой может стать
невыполнение Киевом его "гуманитарных" статей 10, 12 и 24, которые
предусматривают защиту и поддержку развития русской культуры и языка в Украине.
Потому что в Украине при "оранжевых" взят курс на построение этнонационального
украинского государства с подавлением и вытеснением на периферию всех остальных
языков и культур, в первую очередь, русских.
И, наконец, в-четвертых, самое страшное, что, с точки
зрения России, делает Украина, — это движется в НАТО. Это в Москве тоже
рассматривается как нарушение БД, так как в нем сказано, что стороны
воздерживаются от использования своих территорий третьими странами во вред
безопасности друг друга (статья 6). А приближение НАТО к своим границам Россия
рассматривает как угрозу своей нацбезопасности №1. Госдума еще 4 июня сего года
обратилась к президенту Дмитрию Медведеву и предложила ему считать присоединение
Украины к ПДЧ НАТО ее односторонним выходом из БД и рассмотреть возможность
аналогичного шага со стороны России. Последовавшие затем события на Южном
Кавказе, реакция на них США и НАТО только убедили Москву, что Альянс — это
враждебная России структура. И уж конечно, Россию напугало еще одно "достижение"
Ющенко — недавнее признание Конгрессом США Голодомора 1932—1933 годов "геноцидом
украинского народа"…
…Однако сегодня стороны, похоже, оказались не готовыми к
тому, чтобы что-то резкое делать с БД. И решили его продлить. Но в Москве
уверены, что разорвать документ в любой момент им не помешает никто. Особенно
если Киев еще и "поможет". Осталось узнать, готова ли к этому Украина…
|