Лукашенко: шаг в сторону Европы
www.posicia.by,
30.09.08
Юрий Шевцов
Выборы в белорусский парламент, несмотря на всю
незначительность этого института в системе власти Беларуси, все равно стали
важным событием.
Основным вопросом в ходе выборов было признает ли их
Запад или нет. То есть станут ли выборы точкой полномасштабного примирения
Запада и Беларуси или нет. Выборы прошли, реакция главного органа Запада по
наблюдению за ними – ОБСЕ – уже есть. Можно подвести некоторый итог. ОБСЕ не
признала выборы полностью соответствующими правилам ОБСЕ, но призвала ЕС
все-таки сделать шаги по сближению с Беларусью в силу того, что «прогресс»
имеется и вообще «надо прекращать холодную войну».
То есть сближение Беларуси и Запада, прежде всего
Беларуси и ЕС, скорее всего, продолжится. Просто примирение не будет слишком
быстрым в его публичной плоскости. Зависимость западной политики от
общественного мнения, формируемого СМИ и разного рода негосударственными
организациями сродни зависимости решений руководства СССР от заключений
идеологических отделов КПСС. Необходимо время, чтобы вписать белорусские реалии
в систему догматов, на которых держится западное общество и европейские
ценности.
Видимо. Стоит ожидать, что вопрос о следующих шагах по
примирению с Беларусью в Европе будет отдан на усмотрение самих стран ЕС. И,
видимо, страны-соседи Беларуси по Восточной Европе постараются этой ситуацией
воспользоваться и вывести отношения с Беларусью на более высокий уровень. Прежде
всего в экономической плоскости.
Одним из основных показателей примирения также станет
белорусский инвестиционный форум в Великобритании, намеченный на ноябрь. В
качестве главы белорусской делегации там уже заявлен премьер-министр
С.Сидорский. Если его впустят в Лондон, это тоже придаст ясности отношениям.
Но вряд ли возможен сейчас диалог между Беларусью и
странами ЕС по политическим вопросам. Конечно, у А.Лукашенко лежит приглашение
В.Ющенко на форум по голодомору в ноябре, но на этот форум, видимо, сам
А.Лукашенко вряд ли поедет. А по другим темам диалога пока не заметно.
Такое положение, если оно действительно установится:
рост экономического взаимодействия при небольшом политическом сближении –
полностью удовлетворит реальные потребности Беларуси в отношениях с Западом.
Большее сближение все равно на деле не просто невозможно, а и опасно для РБ.
Основным препятствием для примирения Беларуси и Запада
является белорусская «непримиримая оппозиция». Эта своеобразная политическая
корпорация глубоко вошла в систему контактов на западе и в западные СМИ. Она
претендует на роль третей силы в диалоге РБ-Запад. Но опорой ее в этой претензии
выступают не внутренние позиции, а – именно интеграция в западные структуры. В
этом смысле белорусская оппозиция – это с одной стороны пятое колесо в телеге, с
другой – пятая колонна, с третьей – еще один западный субъект политики со своими
собственными интересами относительно РБ.
Следующие шаги по сближению Беларуси и Запада требуют
убрать этого симулякра из большой политики. Судя по результатам выборов,
оппозиция получила свои 10-20% голосов, но в силу того, что выборы в РБ только
мажоритарные, партийных списков нет, оппозиция не получила ни одного депутата в
парламенте. Даже в польских районах оппозиция не имеет заметного влияния, своей
западной Украины у белорусской оппозиции в РБ – нет. На массовую акцию протеста,
от которой зависело политическое выживание опп-корпорации, пришло менее 500
человек, чей запал выветрился в течение трех часов. Эту акцию власть даже не
разгоняла. Протестного потенциала у оппозиции тоже не оказалось. Теперь только
от Запада зависит следующий уровень сближения с Режимом. Если Запад пойдет на
этот следующий шаг, мы это увидим резкое понижение уровня контактов между
белорусской оппозицией и Западом. Скорее всего чего-то в этом духе и стоит
ожидать.
Но выведение белорусской оппозиции из большой политики –
это вопрос гораздо более сложный, чем просто проблема нормализации отношений с
Режимом. Сама политическая система ЕС, прежде всего ЕС, породила этот странный
феномен виртуальной политической структуры, способной влиять на стратегически
важные для Европы вопросы. Убрать белорусскую оппозицию из большой политики
возможно только в контексте выстраивания эффективной политической системы ЕС
вообще. Такого рода симулякры в Европе присутствуют и по другим вопросам. Во
многом именно таким симулякром стало в свое время албанское меньшинство в Косово
и вообще проблема Косово. Таким же симулякром является демонизация России и еще
множество тем. Следующий виток европейской интеграции, после выборов в
Европарламент по идее должен стать временем наведения порядка в европейской
политической системе.
Такие симулякры – это форма коррупции, элементы
ослабляющие европейскую политическую систему. И Беларусь обязательно будет
сближаться с Европой через механизм наведения порядка в самой Европе. В этом –
своего рода хитрость нынешней фазы примирения РБ и ЕС. Убрать белорусскую
оппозицию из большой политики значит усилить Европу в ее реальных ценностях и
интересах. А эти интересы обязательно включают в себя нормальные отношения с
Беларусью и Россией. Те, кто провоцируют конфликт с Россией – работают на
ослабление Европы. Эту логику важно понять. Она будет влиять на дальнейшие шаги
в белорусско-европейских отношениях. Смысл этих отношений не просто сблизиться с
Европой, а сблизиться так, чтобы и сама Европа изменилась сообразно интересам
Беларуси, союзником которой была и есть Россия. Никакого перехода «Лукашенко» из
одного лагеря в другой, от союза с Россией к союзу с ЕС и НАТО не
предполагается.
Внутри страны оппозиции надо просто заняться
выстраиванием своих низовых структур и поиском места в существующей системе
власти, начиная с регионов, уйдя от идеологических конфронтационных тем. То есть
уйдя из большой политики даже на уровне РБ. Те, кто на это в среде оппозиции
пойдут. Имеют шансы на политическое выживание.
В общем, западный вектор политики РБ определился:
примирение со скандалами и взаимными обвинениями продолжается. Беларусь вступила
еще по одному направлению в сложную внутриевропейскую игру. Маргинализация
белорусской оппозиции в самой Европе является одним из новых, ранее не
использовавшихся всерьез Беларусью рычагов для этой внутриевропейской игры.
Как происшедшие выборы отразятся на отношениях Беларуси
и России, на российских интересах вообще?
По большому счету – никак. Но важны детали.
Договор о Союзном Государстве ревизии ни Беларусью ни
Россией не подвергается, союз сохранится. 6.10 в Минск должен прибыть В.Путин.
Ему подготовлены 15 программ для «подписи», в основном текущие экономические
вопросы. В ходе этого визита станет ясно, о каких деталях во взаимных отношениях
идет речь. Пока ясности нет. Но теперь Беларусь имеет более устойчивую позицию
во взаимоотношениях с РФ по экономическим вопросам.
Участие западных корпораций в приватизационных проектах
теперь не так жестко как раньше сдерживается консолидированной позицией
европейских стран относительно белорусской оппозиции и осуждения Режима. Если
утрировать, то обычная информационная компания о формах коррупционных связей,
например, литовских спецслужб, как утверждал В.Ландсбергис с белорусской
оппозицией (литовские офицеры якобы просто украли полмиллиарда баксов,
выделенных через США на свержение Режима посредством бел. оппозиции) наверняка
откроет капиталу данной страны возможности войти со своим инвестпроектами в
РБ.
Скорее всего, теперь Беларусь больше готова к
политическому сближению с Россией. Ведь время видимо играет в пользу РБ на
западном направлении и позиции Лукашенко в переговорах с Россией скорее всего
теперь будут постоянно усиливаться за счет западного фактора. Опасений оказаться
один на один с российской политической машиной теперь у него будет меньше. А
национальные интересы Беларуси все-таки связаны прежде всего с Россией, а не с
Западом. Запад сейчас стал заменять «последнему Диктатору Европы» ту опору в
отношениях с Кремлем, которую много лет выполняли протестные настроения, левые
партии и частично националисты в России. Но это потенциал как ранее так и теперь
нужен для успешных интеграционных проектов с Россией, а не наоборот. Эту логику
также очень важно понять.
Очень вероятно, что А.Лукашенко пойдет на подписание
договора о создании Единой системы ПВО РБ и РФ, который он обещал в августе
подписать текущей осенью. Переоценить значение этого договора, если он будет
подписан, для России сложно. Дело в том, что сейчас РФ на Западе имеет против
всего блока НАТО по сути только так называемую Объединенную воинскую группировку
РБ и РФ, а также свой Балтфлот и Стратегические ядерные силы. Если пренебречь
СЯО, этого очень мало. Тем более на фоне усиления конфронтации с самим НАТО, а
также Украиной и сложной ситуации на Кавказе. Лоббисты интересов США в России
отлично понимают, какие огромные затраты лягут на плечи РФ, если разорвать
военный союз с Беларусью. Придется создавать в чистом поле крупную воинскую
группировку на суше против Беларуси и Украины одновременно. Не говоря уже о
системе ПВО и защите Калининградской области собственными силами. В то же время
одна лишь Вторая чеченская война потребовала мобилизации чуть ли ни всех
боеспособных сухопутных сил РФ. А ведь на Кавказе надо сохранять крупную
группировку в любом случае.
Самым простым и дешевым решением, способным резко
усилить российские военные позиции в Европе относительно НАТО является создание
Единой системы ПВО с Беларусью. Нынешнее взаимодействие РБ и РФ оставляет
принятие решения о применении оружия в руках командования ПВО РБ, Если же центр
принятия решения уйдет в Москву, тогда с одной стороны защищенность РБ от НАТО
вырастет в разы. Беларусь станет практически неуязвимой: время принятия решений
сократится, будет задействован для защиты РБ и ядерный потенциал сил ПВО и т.д.
С другой стороны, это означает отказ Беларуси от военного суверенитета де-факто.
И военное планирование придется перестроить. На фоне пошагового примирения
Беларуси Запада такой отказ оправдан и возможен, ибо будет сопровождаться
одновременной реальной системой сдержек напряженности в Европе вокруг Беларуси
во всяком случае. Плюсы РФ от Единой системы ПВО также очевидны: дешевый, почти
бесплатный ответ на ПРО США в ВЕ, на интеграцию в НАТО Украины и чтобы то ни
было в Прибалтике. Ну и усиление собственного веса России на уровне отношений с
США и НАТО. Такая система позволит и далее рассчитывать на белорусские
сухопутные силы и не тратить средства на создание крупного кулака в районе
Смоленска-Брянска.
Теперь Кремль может перестать опасаться Лукашенко на
своем внутреннем политическом поле. Если точкой опоры Лукашенко как политика
становится постепенно Европа, он как игрок внутри РФ вряд ли сможет развернуться
в лидера ястребов. А в лидера «западников» ему не превратиться «никогда» уже в
силу набранной инерции восприятия его в России. Теперь можно ставить всерьез
вопрос о признании Беларусью Южной Осетии и Абхазии и о включении их в Союзное
Государство. Это было бы неплохим ответом, кстати, на неоднозначное заявление
ОБСЕ по белорусским выборам. Общему тренду улучшения отношений РБ и ЕС такое
признание лишним скандалом бы всерьез не помешало, а вот какие-то проблемы
России разрешить бы помогло.
Прошедшие выборы в Беларуси и новый шаг по примирению РБ
с Западом никакой угрозы интересам России не несет. Но создает некоторые новые
факторы, которые надо учитывать в дипломатических схемах. Главный из них:
сближение Запада, прежде всего ЕС, и Беларуси является долгосрочной тенденцией.
Российскую политику относительно Беларуси надо вырабатывать исходя теперь в
первую очередь из этой тенденции. Союз Беларуси и России должен приобрести
несколько новых – направленных на Европу – функций.
|