Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №205(07.10.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
УКРАИНА
БЕЛОРУССИЯ
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Подведена черта под «холодной войной» Белоруссии и Запада

www.imperiya.by, 4.10.08

Юрий Баранчик

Главный итог прошедших 28 сентября парламентских выборов в Белоруссии можно охарактеризовать кратко: несмотря на отказ ОБСЕ признать выборы в парламент, многолетняя «холодная война» между Западом и Белоруссией окончена.

В центре геополитических качелей

Основными характеристиками «холодной войны между» СССР и США были два фактора: ядерное сдерживание как военно-стратегический фактор и «железный занавес» как фактор идеологический.

Применительно к отношениям Белоруссии и Запада (преимущественно белорусско-американским отношениям) с учетом принципиально иного масштаба этого противостояния функцию «ядерного сдерживания» в отношениях между двумя странами играла и играет Россия. В области идеологии жесткий конфликт между Беларусью и Западом был обусловлен отказом белорусского руководства следовать в русле американской геополитики. Соответственно, после многократных и неудачных попыток вестернизировать Белоруссию, Запад выстроил для руководства страны новый «железный занавес» (свертывание официальных контактов, запрет для ряда белорусских чиновников во главе с президентом на въезд в страны ЕС и США).

Об остроте публичного противостояния между Белоруссией и Западом за последние четырнадцать лет говорят такие факты, как объявление американцами Белоруссии страной-«изгоем», неоднократная высылка из Белоруссии американских дипломатов, наконец, дипломатический скандал зимы - весны 2008 года, когда Минск отозвал из США своего посла и потребовал отзыва американского посла из Белоруссии.

Вообще Запад не признает ни белорусского президента, ни парламент страны с 1996 года. Однако в отличие от прошлых лет, за нынешним непризнанием не стоит ужесточение политики Запада в отношении Белоруссии и ее руководства. Наоборот, стороны говорят о намерении осуществлять курс на сближение позиций, демонстрируя готовность закончить «холодную войну» и начать выстраивать отношения, так сказать, с чистого листа.

Чем можно объяснить такое изменение западной стратегии по отношению к Белоруссии? Объяснение простое: Запад перестал декларировать идеологические цели (демократия, права человека и т.п.) и поставил во главу угла геополитику – игру на отрыв Белоруссии от России. А так как перспектив прихода к власти нынешней слабой и беззубой белорусской оппозиции в обозримом будущем не предвидится, ставка сделана на налаживание отношений с белорусским руководством.

Готовность Минска к сближению с Западом также понятна: она проистекает, главным образом, из боязни потери управляемости страной в случае построения Союзного государства с Россией. А. Лукашенко достаточно долго затягивал союзное строительство, но после того, как в ответ Москва стала сокращать дотации Белоруссии (в виде цены на нефть и газ), страна столкнулась с серьезным ухудшением социально-экономических показателей и снижением уровня жизни людей. Это поставило перед белорусским руководством серьезный вопрос: как в новых условиях сохранить политическую самостоятельность и темпы экономического роста с учетом того, что цены на энергоносители рано или поздно выйдут на мировой уровень.

Минск видит ответ на этот вопрос в сохранении для себя России и Запада (США) в качестве противовесов друг друга. Здесь должна быть полная асимметрия: ухудшение отношений с Америкой должно вести к улучшению отношений с Россией и наоборот. Это позволит Белоруссии все время оставаться в центре геополитических качелей.

Именно этим можно объяснить наблюдавшееся последнее время внешнее похолодание в белорусско-российских отношениях: Белоруссия должна была решить ряд своих внешнеполитических задач, суть которых состоит в нормализации отношений с Западом. Белоруссия должна выйти из положения политической «черной дыры» в центре Европы, что отвечает интересам и Белоруссии, и России, и Европы. Теперь, когда эта задача, в принципе, начала решаться, Минск может себе позволить пойти на дальнейшее сближение с Россией в виде заключения соглашения о совместной системе ПВО и признания Южной Осетии и Абхазии.

Выход на новый уровень цен на российский газ для Белоруссии в 2009 году не является уже столь острой проблемой в двусторонних отношениях. Цена будет зафиксирована на том уровне, который соответствует уровню политического доверия между руководством двух стран, что можно только приветствовать.

После улучшения отношений с Россией наступит новый этап в белорусской внешней политике - этап улучшения отношений с Соединенными Штатами, Евросоюзом и т.д.

Позиция Запада («выборы не признаны, но дверь открыта»). Минск удовлетворён

30 сентября миссия ОБСЕ в Белоруссии огласила свою оценку итогов выборов в нижнюю палату белорусского парламента: они не были признаны соответствующими нормам ОБСЕ. Однако это не повлияло на готовность Вашингтона и Брюсселя продолжить диалог с белорусским руководством. Хотя власть, как и прежде, отрезала оппозицию от парламента, Запад не стал, как это было раньше, загонять официальный Минск за «железный занавес» и включать режим санкций, а сделал ставку на постепенное наращивание своего присутствия в общественно-политической жизни республики. Процесс носит двусторонний характер, причем, налицо изменение качества процесса: если раньше основным партнером Запада по диалогу была белорусская оппозиция, то теперь его основным партнером становится власть, что самым серьезным образом и в самое ближайшее время переструктурирует политическое пространство республики.

Последующая стратегия Запада в отношении Белоруссии, скорее всего, будет включать в себя следующие элементы: во-первых, отмену санкций в отношении невыездных представителей белорусской власти; во-вторых, смягчение 12-ти требований ЕС (их частичный пересмотр, а главное – отказ от их жесткой формулировки), смягчение риторики; в-третьих, перевод отношений по линии ЕС - Белоруссия в рамки двусторонних отношений Республики Беларусь  с отдельными странами Европы. Первостепенную роль здесь будут играть Германия, Англия, Польша, Литва, Латвия.

По горячим следам парламентских выборов следует также отметить следующее. Во-первых, несмотря на отказ ОБСЕ признать выборы, белорусское руководство не пошло на разрыв отношений с Западом. Во-вторых, отказ ОБСЕ признать выборы развязал руки официальному Минску в плане признания Южной Осетии и Абхазии. В-третьих, к переговорам с В. Путиным, намеченным на 6 октября, А. Лукашенко сумел не только сохранить Запад на чаше переговорных весов Минск - Москва, но и создать предпосылки для прогресса в тех вопросах, в которых Россия имеет прямую заинтересованность (это только подтверждает наше предположение о новом качестве белорусской внешней политики).

Важно отметить также, что сближение сторон (Белоруссии и Запада) происходит очень аккуратно и, главное, без потери лица. Запад получил долгожданный доступ наблюдателей на выборы, изменение белоруской риторики, ряд публичных шагов навстречу своим пожеланиям и требованиям. Вместе с тем, непризнание итогов белорусских выборов удовлетворяет западное общественное мнение, а дверь для дальнейших переговоров с Минском остается открытой.

Для позиции, занятой Западом в отношении белорусских выборов, показательны следующие высказывания.

Временный поверенный в делах США в Беларуси Джонатан Мур: «Выборы были важной возможностью. Мы надеялись, что они пройдут лучше. Но выборы не являются единственной возможностью. У Евросоюза, например, список из 12 условий. Мы будем рассматривать другие возможности, на которых мы сможем строить наши отношения и на основании этого идти дальше».

Один из дипломатов Евросоюза: «Разговор об отмене санкций не идет. Имеется в виду частичная их приостановка в отношении тех представителей режима, которые непосредственно не обвинялись в преследованиях или преступлениях в отношении представителей оппозиции. Вероятно, приостановка санкций касалась бы и Александра Лукашенко. Однако в любой момент Евросоюз мог бы пересмотреть свое решение и вернуть санкции. Все недовольны выборами. Однако мы считаем, что определенные подвижки в избирательном процессе были ».

Газета Frankfurter Rundschau: «Евросоюз не станет подвергать жесткой критике столь очевидные недостатки и сделает акцент на микроскопическом демократическом прогрессе. Причина подобной осторожности в том, что в ближайшие годы предстоит сделать выбор относительно дальнейшего пути развития страны, расположенной между Россией и Евросоюзом. С того момента как Кремль продемонстрировал на Кавказе агрессивную сторону своей внешней политики, вновь вступили в действие законы "холодной войны". Сейчас каждая из сторон пытается усилить свое влияние на Белоруссию».

Посмотрим теперь, во что играла на этих выборах и какой результат получила белорусская власть. На уровне риторики для внутреннего потребления власть сохранила лицо («перед Западом на колени не стали»). Достигнуты главные цели избирательной кампании: а) сохранение контроля над парламентом, б) отсутствие в парламенте оппозиции.

И самое главное: А.Лукашенко не пошел на поводу окопавшейся вокруг него прозападной группировки и не позволил Соединенным Штатам и Евросоюзу получить односторонние преимущества (иначе новоизбранный белорусский парламент был бы признан со стороны ОБСЕ, и в этом случае тональность высказываний на Западе по адресу официального Минска была бы совершенно иной).

Выводы

Белоруссия уже выиграла. Сохранена монолитность власти и управленческой вертикали, вместе с тем открыты возможности для трансформации власти. Запад удержан на переговорных весах с Россией. Осталось в ходе переговоров Путин – Лукашенко 6 октября сохранить Россию на переговорных весах с Западом, а это возможно лишь в рамках курса на улучшение нынешних белорусско-российских отношений. Если улучшения не произойдет, сразу же усилятся переговорные позиции Запада в его диалоге с Белоруссией.

Избавляясь от искусственно навязанного ей образа страны-«изгоя», Республика Беларусь активно входит в европейское политическое пространство. Официальный Минск получил лоббистов своих интересов на мировой арене, и сейчас будет гораздо увереннее и безопаснее чувствовать себя во внутренней политике. Со временем это должно привести к либерализации экономической и политической жизни Белоруссии.

Таким образом, на мой взгляд, длительный период «холодной войны» между Республикой Беларусь и Западом закончился. Для белорусского руководства, как и для страны в целом, открылись новые перспективы. Если движение по линии нормализации отношений с Западом будет дополнено прогрессом в области белорусско-российской интеграцией, позиции Белоруссии на международной арене закрепятся на принципиально новом уровне.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ