Подведена черта под «холодной войной» Белоруссии и Запада
www.imperiya.by,
4.10.08
Юрий Баранчик
Главный итог прошедших 28 сентября парламентских выборов
в Белоруссии можно охарактеризовать кратко: несмотря на отказ ОБСЕ признать
выборы в парламент, многолетняя «холодная война» между Западом и Белоруссией
окончена.
В центре геополитических качелей
Основными характеристиками «холодной войны между» СССР и
США были два фактора: ядерное сдерживание как военно-стратегический фактор и
«железный занавес» как фактор идеологический.
Применительно к отношениям Белоруссии и Запада
(преимущественно белорусско-американским отношениям) с учетом принципиально
иного масштаба этого противостояния функцию «ядерного сдерживания» в отношениях
между двумя странами играла и играет Россия. В области идеологии жесткий
конфликт между Беларусью и Западом был обусловлен отказом белорусского
руководства следовать в русле американской геополитики. Соответственно, после
многократных и неудачных попыток вестернизировать Белоруссию, Запад выстроил для
руководства страны новый «железный занавес» (свертывание официальных контактов,
запрет для ряда белорусских чиновников во главе с президентом на въезд в страны
ЕС и США).
Об остроте публичного противостояния между Белоруссией и
Западом за последние четырнадцать лет говорят такие факты, как объявление
американцами Белоруссии страной-«изгоем», неоднократная высылка из Белоруссии
американских дипломатов, наконец, дипломатический скандал зимы - весны 2008
года, когда Минск отозвал из США своего посла и потребовал отзыва американского
посла из Белоруссии.
Вообще Запад не признает ни белорусского президента, ни
парламент страны с 1996 года. Однако в отличие от прошлых лет, за нынешним
непризнанием не стоит ужесточение политики Запада в отношении Белоруссии и ее
руководства. Наоборот, стороны говорят о намерении осуществлять курс на
сближение позиций, демонстрируя готовность закончить «холодную войну» и начать
выстраивать отношения, так сказать, с чистого листа.
Чем можно объяснить такое изменение западной стратегии
по отношению к Белоруссии? Объяснение простое: Запад перестал декларировать
идеологические цели (демократия, права человека и т.п.) и поставил во главу угла
геополитику – игру на отрыв Белоруссии от России. А так как перспектив прихода к
власти нынешней слабой и беззубой белорусской оппозиции в обозримом будущем не
предвидится, ставка сделана на налаживание отношений с белорусским руководством.
Готовность Минска к сближению с Западом также понятна:
она проистекает, главным образом, из боязни потери управляемости страной в
случае построения Союзного государства с Россией. А. Лукашенко достаточно долго
затягивал союзное строительство, но после того, как в ответ Москва стала
сокращать дотации Белоруссии (в виде цены на нефть и газ), страна столкнулась с
серьезным ухудшением социально-экономических показателей и снижением уровня
жизни людей. Это поставило перед белорусским руководством серьезный вопрос: как
в новых условиях сохранить политическую самостоятельность и темпы экономического
роста с учетом того, что цены на энергоносители рано или поздно выйдут на
мировой уровень.
Минск видит ответ на этот вопрос в сохранении для себя
России и Запада (США) в качестве противовесов друг друга. Здесь должна быть
полная асимметрия: ухудшение отношений с Америкой должно вести к улучшению
отношений с Россией и наоборот. Это позволит Белоруссии все время оставаться в
центре геополитических качелей.
Именно этим можно объяснить наблюдавшееся последнее
время внешнее похолодание в белорусско-российских отношениях: Белоруссия должна
была решить ряд своих внешнеполитических задач, суть которых состоит в
нормализации отношений с Западом. Белоруссия должна выйти из положения
политической «черной дыры» в центре Европы, что отвечает интересам и Белоруссии,
и России, и Европы. Теперь, когда эта задача, в принципе, начала решаться, Минск
может себе позволить пойти на дальнейшее сближение с Россией в виде заключения
соглашения о совместной системе ПВО и признания Южной Осетии и Абхазии.
Выход на новый уровень цен на российский газ для
Белоруссии в 2009 году не является уже столь острой проблемой в двусторонних
отношениях. Цена будет зафиксирована на том уровне, который соответствует уровню
политического доверия между руководством двух стран, что можно только
приветствовать.
После улучшения отношений с Россией наступит новый этап
в белорусской внешней политике - этап улучшения отношений с Соединенными
Штатами, Евросоюзом и т.д.
Позиция Запада («выборы не признаны, но дверь открыта»).
Минск удовлетворён
30 сентября миссия ОБСЕ в Белоруссии огласила свою
оценку итогов выборов в нижнюю палату белорусского парламента: они не были
признаны соответствующими нормам ОБСЕ. Однако это не повлияло на готовность
Вашингтона и Брюсселя продолжить диалог с белорусским руководством. Хотя власть,
как и прежде, отрезала оппозицию от парламента, Запад не стал, как это было
раньше, загонять официальный Минск за «железный занавес» и включать режим
санкций, а сделал ставку на постепенное наращивание своего присутствия в
общественно-политической жизни республики. Процесс носит двусторонний характер,
причем, налицо изменение качества процесса: если раньше основным партнером
Запада по диалогу была белорусская оппозиция, то теперь его основным партнером
становится власть, что самым серьезным образом и в самое ближайшее время
переструктурирует политическое пространство республики.
Последующая стратегия Запада в отношении Белоруссии,
скорее всего, будет включать в себя следующие элементы: во-первых, отмену
санкций в отношении невыездных представителей белорусской власти; во-вторых,
смягчение 12-ти требований ЕС (их частичный пересмотр, а главное – отказ от их
жесткой формулировки), смягчение риторики; в-третьих, перевод отношений по линии
ЕС - Белоруссия в рамки двусторонних отношений Республики Беларусь с
отдельными странами Европы. Первостепенную роль здесь будут играть Германия,
Англия, Польша, Литва, Латвия.
По горячим следам парламентских выборов следует также
отметить следующее. Во-первых, несмотря на отказ ОБСЕ признать выборы,
белорусское руководство не пошло на разрыв отношений с Западом. Во-вторых, отказ
ОБСЕ признать выборы развязал руки официальному Минску в плане признания Южной
Осетии и Абхазии. В-третьих, к переговорам с В. Путиным, намеченным на 6
октября, А. Лукашенко сумел не только сохранить Запад на чаше переговорных весов
Минск - Москва, но и создать предпосылки для прогресса в тех вопросах, в которых
Россия имеет прямую заинтересованность (это только подтверждает наше
предположение о новом качестве белорусской внешней политики).
Важно отметить также, что сближение сторон (Белоруссии и
Запада) происходит очень аккуратно и, главное, без потери лица. Запад получил
долгожданный доступ наблюдателей на выборы, изменение белоруской риторики, ряд
публичных шагов навстречу своим пожеланиям и требованиям. Вместе с тем,
непризнание итогов белорусских выборов удовлетворяет западное общественное
мнение, а дверь для дальнейших переговоров с Минском остается открытой.
Для позиции, занятой Западом в отношении белорусских
выборов, показательны следующие высказывания.
Временный поверенный в делах США в Беларуси Джонатан
Мур: «Выборы были важной возможностью. Мы надеялись, что они пройдут лучше. Но
выборы не являются единственной возможностью. У Евросоюза, например, список из
12 условий. Мы будем рассматривать другие возможности, на которых мы сможем
строить наши отношения и на основании этого идти дальше».
Один из дипломатов Евросоюза: «Разговор об отмене
санкций не идет. Имеется в виду частичная их приостановка в отношении тех
представителей режима, которые непосредственно не обвинялись в преследованиях
или преступлениях в отношении представителей оппозиции. Вероятно, приостановка
санкций касалась бы и Александра Лукашенко. Однако в любой момент Евросоюз мог
бы пересмотреть свое решение и вернуть санкции. Все недовольны выборами. Однако
мы считаем, что определенные подвижки в избирательном процессе были ».
Газета Frankfurter Rundschau: «Евросоюз не станет
подвергать жесткой критике столь очевидные недостатки и сделает акцент на
микроскопическом демократическом прогрессе. Причина подобной осторожности в том,
что в ближайшие годы предстоит сделать выбор относительно дальнейшего пути
развития страны, расположенной между Россией и Евросоюзом. С того момента как
Кремль продемонстрировал на Кавказе агрессивную сторону своей внешней политики,
вновь вступили в действие законы "холодной войны". Сейчас каждая из сторон
пытается усилить свое влияние на Белоруссию».
Посмотрим теперь, во что играла на этих выборах и какой
результат получила белорусская власть. На уровне риторики для внутреннего
потребления власть сохранила лицо («перед Западом на колени не стали»).
Достигнуты главные цели избирательной кампании: а) сохранение контроля над
парламентом, б) отсутствие в парламенте оппозиции.
И самое главное: А.Лукашенко не пошел на поводу
окопавшейся вокруг него прозападной группировки и не позволил Соединенным Штатам
и Евросоюзу получить односторонние преимущества (иначе новоизбранный белорусский
парламент был бы признан со стороны ОБСЕ, и в этом случае тональность
высказываний на Западе по адресу официального Минска была бы совершенно иной).
Выводы
Белоруссия уже выиграла. Сохранена монолитность власти и
управленческой вертикали, вместе с тем открыты возможности для трансформации
власти. Запад удержан на переговорных весах с Россией. Осталось в ходе
переговоров Путин – Лукашенко 6 октября сохранить Россию на переговорных весах с
Западом, а это возможно лишь в рамках курса на улучшение нынешних
белорусско-российских отношений. Если улучшения не произойдет, сразу же усилятся
переговорные позиции Запада в его диалоге с Белоруссией.
Избавляясь от искусственно навязанного ей образа
страны-«изгоя», Республика Беларусь активно входит в европейское политическое
пространство. Официальный Минск получил лоббистов своих интересов на мировой
арене, и сейчас будет гораздо увереннее и безопаснее чувствовать себя во
внутренней политике. Со временем это должно привести к либерализации
экономической и политической жизни Белоруссии.
Таким образом, на мой взгляд, длительный период
«холодной войны» между Республикой Беларусь и Западом закончился. Для
белорусского руководства, как и для страны в целом, открылись новые перспективы.
Если движение по линии нормализации отношений с Западом будет дополнено
прогрессом в области белорусско-российской интеграцией, позиции Белоруссии на
международной арене закрепятся на принципиально новом уровне.
|