Комментарий Министерства иностранных дел ПМР
«Ольвия-пресс»,
Тирасполь, 3.10.08
В Приднестровье обратили внимание на недавние
выступления Президента Республики Молдова В. Воронина, в которых высказывались
оценки ситуации вокруг молдо-приднестровского урегулирования, а также выражалось
мнение относительно перспектив и основ урегулирования конфликта.
Не вдаваясь в комментарии по поводу выбранных
руководителем соседнего государства мест для заявлений и тональности отдельных
реплик, приднестровская сторона отмечает, что в сделанных господином Ворониным
заявлениях содержится ряд умышленных искажений сути и задач переговорного
процесса.
Во-первых, Приднестровье напоминает, что на
протяжении последних лет приднестровская сторона демонстрировала гибкость и
прагматичность в подходах, готовность к компромиссу, цивилизованному и
равноправному диалогу. Официальный Тирасполь предлагал рассмотреть возможность
урегулирования на основе федерации, конфедерации, межгосударственной ассоциации
в интересах мира и стабильности в данном регионе Европы. Однако Воронин, как и
его предшественники, по-видимому, воспринимал готовность Приднестровья к
компромиссам как слабость и неизменно отстаивал исключительно унитарную модель
урегулирования, что подтвердил принятый в 2005 году закон, который
представляется президентом Молдовы как «основа урегулирования».
В связи с этим приднестровская сторона вновь
подчеркивает, что основой урегулирования могут быть исключительно договоренности
сторон конфликта, достигнутые на принципах равноправия, неприменения силы и иных
форм давления, невмешательства во внутренние дела друг друга, учета существующих
реалий и международных гарантий.
Во-вторых, Приднестровье обращает внимание на то,
что жизнеспособными форматами урегулирования являются те форматы, в которых
стороны представлены должностными лицами, уполномоченными принимать юридически и
политически обязательные решения. Таковыми должностными лицами являются
исключительно Президенты Приднестровья, Молдовы как сторон конфликта,
государств-гарантов – Российской Федерации, Украины и Действующий Председатель
ОБСЕ.
Никакие консультативные форматы не могут
подменять собой международно-признанный формат урегулирования, закрепленный в
договоренностях переговорного процесса. Если в процессе диалога стороны примут
решение о повышении статуса иных участников консультативных форматов, то это
будет оформлено отдельной договоренностью на высшем уровне.
В-третьих, вопрос о военном присутствии
российских войск на территории Приднестровья является предметом двустороннего
диалога между уполномоченными органами власти Российской Федерации и
Приднестровья. Данный вопрос будет решаться исходя из приоритета физической
безопасности граждан Приднестровья, гарантом которой является российское военное
присутствие, подтверждением чему являются недавние события на Кавказе.
Наконец, приднестровская сторона напоминает о
том, что на протяжении последнего времени именно Тирасполь выдвигал инициативы о
проведении встречи на высшем уровне, предлагая различные варианты данной
встречи. Однако Кишинев под различными предлогами уклонялся от ее проведения,
используя в качестве «аргументов» то дату, то место, то агрессивную
риторику.
Все это свидетельствует об отсутствии у правящего
в Молдове режима реальной политической воли для ответственного поиска путей
справедливого урегулирования отношений между Республикой Молдова и
Приднестровской Молдавской Республикой на добрососедской основе. Поэтому нас не
удивляет ни агрессивная и оскорбительная лексика молдавского Президента, ни его
непоследовательность во внешнеполитических приоритетах.
Тем не менее, приднестровская сторона в очередной
раз подтверждает свою приверженность равноправному диалогу и мирным политическим
средствам урегулирования. Мы направили очередные предложения Кишиневу по дате
проведения встречи в первой декаде октября с.г. и надеемся, что на этот раз
ничто не помешает молдавским властям продемонстрировать свою готовность решать
проблемы в интересах населения Молдовы и Приднестровья, мира и безопасности в
регионе.
|