СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Хроника
26 сентября. В столице
Кыргызстана будет создан Центральноазиатский региональный филиал российского
Института диаспоры и интеграции (Института стран СНГ), возглавляемого депутатом
Государственной думы России Константином Затулиным. Директором филиала Института
стран СНГ назначен доктор исторических наук, профессор Александр Князев.
Среди задач филиала: комплексное изучение положения
государств – бывших союзных республик СССР Центральноазиатского региона;
прогнозирование их развития; разработка проблематики экономической,
политической, культурной и иной интеграции на постсоветском пространстве;
изучение положения российских соотечественников за рубежом; мониторинг
конфликтов и выработка рекомендаций по их предотвращению и разрешению;
популяризация идей интеграции на территории стран СНГ.
26 сентября. На заседании
Народного совета Туркмении (Халк Маслахаты) была принята новая редакция
основного закона. Основным отличием новой конституции от старой (принятой в
начале 1990-х годов, во время правления Сапармурата Ниязова) стало упразднение
одного из высших органов власти - собственно Народного совета.
Этот орган формировался из чиновников различных уровней,
депутатов и представителей общественных организаций. В него входили 2507
человек. Прежний президент Туркмении Сапармурат Ниязов был бессменным
председателем Халк Маслахаты, после смерти Ниязова координировать работу
Народного совета стал новый глава республики Гурбангулы Бердымухаммедов.
По старой Конституции, Халк Маслахаты имел значительные
полномочия, в частности, он мог принимать поправки к основному закону,
формировать ЦИК и назначать выборы и референдумы, решать вопросы об изменении
государственной границы и административно-территориального деления страны.
Теперь эти полномочия распределены между президентом и парламентом
(Меджлисом).Туркменские власти объяснили принятие новой Конституции
"многочисленными обращениями, поступившими от граждан". Наблюдатели между тем
связывают изменение основного закона с намерением действующего главы республики
сконцентрировать власть в своих руках.
26 сентября. С Казахстаном
достигнута договоренность по поставке 250 миллионов киловатт-часов
электроэнергии в Кыргызстан", - заявил на заседании парламента страны
премьер-министр Игорь Чудинов.
Напомним, ранее правительство КР заявляло, что ведет
переговоры с Казахстаном по поставкам 250 миллионов киловатт-часов от
Джамбульской ГРЭС с началом отопительного сезона, то есть где-то во второй
половине октября 2008 года.
Как ранее сообщало ИА "24.kg", глава комитета по
топливно-энергетическому комплексу и недропользованию Жогорку Кенеша КР Юрий
Данилов предположил, что цена казахстанской электроэнергии составит 3-4 сома за
1 киловатт-час.
28 сентября. В Киргизии
абонент, доведенный до отчаяния "веерными" отключениями света, выстрелил из
ружья в электромонтера, сообщает пресс-служба ОАО "Северэлектро".
По сообщению пресс-службы, беспрецедентный случай
произошел вечером при отключении трехфазного ввода у абонента в Бишкеке. Житель
столицы "выстрелил из охотничьего ружья в электромонтeра оперативной бригады
Западного РЭС Бишкека Каныбека Курманбаева в момент спуска последнего с опоры.
Пуля не задела электромонтера", отмечается в сообщении.
28 сентября. Согласно отчету
Международной организации труда, Киргизия стала третьим после Узбекистана и
Таджикистана поставщиком трудовых мигрантов в Россию. По официальным данным, на
заработки туда уехало 350 000 киргизстанцев.
Порядка 20 процентов населения Киргизии хотело бы
покинуть свою страну. К таким неутешительным выводам пришли эксперты
Международной организации труда в ходе исследования процессов занятости и
миграции среди киргизстанцев. Результаты этого исследования были оглашены в ходе
национальной конференции по вопросам труда и миграции.
В Кыргызстане большая часть потенциальных мигрантов – 71
процент – кыргызы. По другим данным, их доля выше – 80 процентов, говорится в
исследовании, проведенном Международной организацией труда.
Как отмечается в документе, в настоящее время около 20
процентов населения Кыргызстана хотят покинуть страну и получить гражданство
Казахстана или России.
Согласно данным исследования, среди мигрантов из КР 68,5
процента составляют кыргызы, 15,8 процента – узбеки, 10,9 процента – русские и
4,8 процента – представители других национальностей. Средний возраст
гастарбайтеров сейчас составляет 32,2 года.
29 сентября. Аудиторы
Военно-воздушных сил США заявили, что авиабаза "Манас" самая неэффективная из
всех, которые занимаются снабжением войск Соединенных Штатов в Ираке и
Афганистане. Об этом сообщает газета американских ВВС Air Force Times.
По ее данным, "когда аудиторы Военно-воздушных сил в
ноябре 2007 года ознакомились с тем, как ведутся транспортные операции в Ираке и
Афганистане, то они обнаружили, что каждый пятый рейс внутри театра военных
действий был порожним, а более сорока процентов перелетов не были заполнены
грузами даже наполовину".
Кроме авиабазы "Манас" ревизоры проверили деятельность
авиабазы "Баграм" в Афганистане, объединенной базы "Баллад" в Ираке, авиабаз
"Али Аль Салем" в Кувейте и "Аль Удейд" в Катаре.
В докладе Аудиторского агентства ВВС США говорится, что
"самые эффективные грузовые операции осуществляются на базе "Баллад", где только
23 процента грузового пространства бортов оказались не использованными. На базе
"Манас", которая является основной базой поддержки миссии в Афганистане, 80
процентов грузового пространства были незаполненными".
По мнению военных аудиторов, "в то время, когда
транспортная служба ВВС усиленно пытается экономить на топливе, сотрудники
службы, планировавшей авиационные грузоперевозки в регионе, оказались не в
состоянии изменить графики полетов, поскольку возросла роль коммерческих
воздушных перевозок".
29 сентября. В Министерстве
обороны Казахстана состоялась презентация Стратегического плана МО на 2009-2011
годы. По этому поводу на встречу с министром обороны Даниалом Ахметовым и
руководящим составом Комитета начальников штабов прибыл помощник Президента
Республики Казахстан – секретарь Совета безопасности РК Каирбек Сулейменов.
Провел презентацию Стратегического плана первый
заместитель министра обороны – председатель Комитета начальников штабов МО РК
генерал армии Мухтар Алтынбаев, представив гостю цели и задачи военного
ведомства на ближайшие три года.
Встреча секретаря Совбеза с руководством Министерства
обороны продолжилась обсуждением мер по повышению боеготовности войск с учетом
анализа хода и последствий грузино-осетинского конфликта на Кавказе. С докладом
по этой теме выступил заместитель министра обороны генерал-лейтенант Булат
Джанасаев.
29 сентября. Генеральная
прокуратура Кыргызстана намерена допросить главу президентской администрации в
связи с выступлением Клары Кабиловой. Об этом заявил на встрече с прессой глава
ГП КР Эльмурза Сатыбалдиев.
Он подчеркнул, что глава президентской администрации,
равно как и сын главы государства, упоминаемые в видеообращении Клары Кабиловой,
будут допрошены в качестве свидетелей. Эльмурза Сатыбалдиев отметил, что
уголовное дело было возбуждено, чтобы выяснить все обстоятельства
произошедшего.
Эльмурза Сатыбалдиев сообщил, что, по данным Генеральной
прокуратуры, Клара Кабилова в настоящее время находится в Москве. Тем временем
специально созданная группа Генеральной прокуратуры Кыргызстана, сформированная
из следователей по особо важным делам, находится в ЦИК, где выясняет
обстоятельства произошедшего. Глава ГП КР заявил, что пока личной встречи или
беседы представителей Генпрокуратуры с Кларой Кабиловой не было. Сам Эльмурза
Сатыбалдиев полагает, что встреча с бывшей главой ЦИК могла бы поспособствовать
выяснению всех обстоятельств дела.
Как заявил Эльмурза Сатыбалдиев, Генеральная прокуратура
возбудила уголовное дело по признакам статьи 139 части 2 УК Кыргызстана
"Воспрепятствование деятельности избирательной комиссии". Глава ГП КР сообщил,
что видеозаявление Клары Кабиловой об ее оскорблении в нецензурной форме имеет
характер частного обвинения. Таким образом, в связи с этим обстоятельством она
может обратиться в суд в частном характере.
Генеральный прокурор также сообщил, что если факты,
изложенные в видеообращении Клары Кабиловой, не подтвердятся, уголовное дело
будет прекращено. При этом сама Клара Кабилова не будет подвергаться какому-либо
преследованию, поскольку сама не обращалась с заявлением в Генеральную
прокуратуру с просьбой провести расследование по указанным ею
обстоятельствам.
Эльмурза Сатыбалдиев предполагает, что выезд Клары
Кабиловой за пределы страны не связан с возможными угрозами и ее безопасностью.
"Заявление бывшей главы ЦИК – уже гарантия ее безопасности", - отметил Эльмурза
Сатыбалдиев. Он также подчеркнул, что независимо от результатов расследования по
фактам, указанным в видеообращении Клары Кабиловой, президент страны нести
ответственность не будет. "В нашем государстве отец не отвечает за действия
сына, а сын – за действия отца, - подчеркнул глава ГП КР. – Каждый гражданин
самостоятелен в принятии решений".
29 сентября. Президент
Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов объявил решительную войну наркомании.
Эта мера необходима для сохранения генофонда нации в чистоте, подчеркнул глава
государства в своем выступлении на XXI заседании Халк Маслахаты. По его словам,
Туркмении "нужна молодежь, здоровая физически и духовно, нужны умные и
талантливые молодые люди".
– По-видимому, кому-то выгодно, я имею в виду тех, кто
хотел бы завладеть нашими природными богатствами, развращать нашу молодежь.
Именно с этой целью в нашу страну направляются большие партии наркотиков,
делаются попытки приучить к ним молодых людей, – сказал Гурбангулы
Бердымухамедов.
– Все эти игры устраиваются для того, чтобы обессилить
народ, загнать его в сети наркозависимости, не дать ему возродить здоровое
поколение. Нас хотят сделать слабой, безвольной страной, которую легко
поработить. Не выйдет, мы этого не позволим! – заявил он.
29 сентября. В Туркмении в
ходе заседания Кабинета министров президент Гурбангулы Бердымухамедов заявил о
необходимости учреждения специальной структуры – Комитета по управлению
свободными экономическими зонами Туркменистана.
– Стартовавший чуть более года назад на побережье Каспия
проект создания морского курорта мирового класса получил широкую поддержку в
деловых кругах мира, крупных инвестиционных компаний, – отметил Гурбангулы
Бердымухамедов. – "Аваза" положила начало принципиально новому направлению в
экономическом развитии страны, связанному с деятельностью свободных
экономических зон, которые будут действовать в Туркменистане уже в ближайшей
перспективе.
Как передает Turkmenistan.ru, глава государства поручил
соответствующим руководителям детально проработать этот вопрос.
30 сентября. Правительство
Казахстана создаст «фонд стрессовых активов» для поддержания финансовой системы
страны, сообщает РИА Новости со ссылкой на заявление премьер-министра Казахстана
Карима Масимова. По его словам, банки стали испытывать ухудшение качества
активов, однако ни одна из финансовых организаций пока не допустила дефолта ни
по внутренним, ни по внешним обязательствам.
Объем «стрессового» фонда пока не известен и, по словам
Масимова, будет определен лишь по результатам исполнения государственного
бюджета по итогам первых девяти месяцев 2008 года. Не исключено, что
правительство пересмотрит текущий бюджет, чтобы снизить некоторые расходы и
направить эти средства на создание «стрессового» фонда. По некоторым оценкам,
его объем может составить не менее миллиарда долларов.
Активы казахстанских банков с начала года увеличились на
4,3 процента, а собственный капитал - на 11,4 процента. Тем не менее, по данным
Международного валютного фонда (МВФ), прибыльность финансовых организаций
Казахстана снижается. При этом стране в будущем году предстоит погасить большие
объемы внешнего долга. В этих условиях банкам необходимо создавать резервы,
которые могут быть потрачены на покрытие безнадежных кредитов.
Для поддержания банковского сектора правительство
Казахстана также разрабатывает проект закона «О финансовой устойчивости».
Согласно законопроекту, крупные участники финансовых организаций будут нести
ответственность в случае, если банк не сможет платить по своим обязательствам.
Кроме того, проект закона определит процедуры приобретения государством акций
банков, в случае резкого ухудшения их финансового состояния.
30 сентября. Сын президента
Киргизии Максим Бакиев утром был допрошен сотрудниками генеральной прокуратуры
республики. Как сообщил журналистам представитель генпрокуратуры Учкун Каримов,
М.Бакиев был вызван на допрос в рамках уголовного дела, возбужденного по статье
139 часть 2 УК КР "Воспрепятствование работе избирательной комиссии".
Напомним, 27 сентября Генпрокуратурой было возбуждено
уголовное дело по факту видеообращения экс-председателя Центризбиркома Клары
Кабиловой, в котором она обвинила Максима Бакиева в оскорблении и препятствии
работы избирательной комиссии.
По словам У.Каримова, допрос М.Бакиева продолжался около
часа. Однако представитель прокуратуры отказался разглашать его показания,
ссылаясь на тайну следствия.
На 2 октября планируется проведение допроса
оппозиционеров, которые 26 сентября обнародовали заявление Кабиловой посредством
проведения пресс-конференции. В их числе депутаты Жогорку Кенеша от фракции СДПК
Бакыт Бешимов, Иса Омуркулов, Роза Отунбаева, а также лидер партии "Ата Мекен"
Омурбек Текебаев, лидер партии "Акшумкар" Темир Сариев, общественный деятель
Чолпон Джакупова.
Между тем, как сообщил представитель Генпрокуратуры, на
данный момент у следствия не имеется вопросов к руководителю Администрации
президента Медету Садыркулову, таким образом, его пока допрашивать не будут. "В
обращении Кабиловой нет фактов, указывающих на то, что М.Садыркулов
препятствовал работе ЦИК", - пояснил Каримов.
В данное время устанавливается местонахождение Клары
Кабиловой, даны поручения МВД и ГКНБ, чтобы они через родственников уточнили ее
местонахождение. Как отметил У.Каримов, подлинность видеообращения у следствия
сомнений не вызывает. Работа следственной группы продолжается по намеченному
плану.
30 сентября. В Казахстане
(Джамбульская область) стали известны результаты экспертизы литературы, изъятой
при задержании на дачном массиве областного центра членов
религиозно-экстремистской партии "Хизб-ут-Тахрир", деятельность которой
запрещена на территории республики.
Как сообщили ИА Казинформ в пресс-службе ДВД региона,
экспертиза подтвердила экстремистский характер изъятых файлов с песнями и
воззваниями, листовок, книг и брошюр религиозного содержания, видео- и
аудиокассет экстремистского содержания, более 130 дисков "DVD, CD" и рукописных
тетрадей с записями религиозного содержания, принадлежавших членам
религиозно-экстремистской партии "Хизб-ут-Тахрир".
Среди задержанных - 25-летний уроженец Тараза, развивший
религиозную деятельность под псевдонимом "Абубакир", 27-летний и 33-летний
жители Кентау ЮКО, 37-летний уроженец Казалинского района Кызылординской
области.
30 сентября. Заместитель
начальника Генштаба ВС РФ генерал-полковник Василий Смирнов сообщил журналистам,
что в Вооруженных силах России проходят службу в качестве контрактников 295
иностранных граждан. "В соответствии с ранее принятыми решениями мы имеем право
призывать на службу в армию иностранных граждан. Сегодня в ней проходят службу
295 человек", - сказал В.Смирнов.
По его словам, иностранные граждане имеют право
заключить контракт на службу в российской армии. Законодательством
предусмотрено, что через три года службы они имеют право получить российское
гражданство.
В.Смирнов сообщил, что контрактники из числа иностранных
граждан проходят службу в частях и соединениях, переведенных на контракт.
Он привел данные о количестве иностранных граждан из
стран СНГ, которые роходят службу в российской армии. В частности, в Вооруженных
силах России служат 187 граждан стран Центральной Азии: 89 - Таджикистана, 66 -
Узбекистана, 12 - Казахстана, 11 - Киргизии, 9 - Туркмении. Также служат 22
гражданина Азербайджана, 22 - Армении, 8 - Белоруссии, 1 - Грузии, 17 -
Молдавии, 9 - Украины.
30 сентября.
Казахстанско-российские военные учения "Алдаспан-2008" пройдут 3 октября в
учебном центре сухопутных войск Министерства обороны РК под Алматы. Об этом
агентству сообщила пресс-служба оборонного ведомства РК.
"3 октября 2008 года в учебном центре сухопутных войск
(поселок Гвардейский) пройдет активная фаза совместного оперативно-тактического
командно-штабного учения с органами управления регионального командования "Юг" и
войсками обозначения "Алдаспан-2008", - сообщили в пресс-службе.
"В предстоящих маневрах от Вооруженных сил РК будут
задействованы органы управления Регионального командования "Юг", аэромобильных
войск и войска обозначения от Вооруженных сил РК с привлечением оперативной
группы главного командования военно-воздушных сил, боевой авиации и одной группы
специального назначения Генерального штаба Вооруженных сил Российской
Федерации", - уточнили в МО.
"Целями двусторонних учений "Алдаспан-2008" является
проверка слаженности и готовности воинских частей и подразделений к совместным
действиям при выполнении боевой задачи в оборонительном бою, а также
совершенствование полевой и воздушной выучки соединений, частей и подразделений
Вооруженных сил РК и РФ", - говорится в распространенном сообщении.
1 октября. Износ основного
оборудования энергостанций Казахстана достиг 70%. Об этом в ходе совещания в
Павлодаре с участием президента республики Нурсултана Назарбаева заявил министр
энергетики и минеральных ресурсов Сауат Мынбаев.
"Износ основного оборудования энергостанций в целом
достиг 70%. К 2010 году ресурсы исчерпают уже около 90% оборудования. Таким
образом, генерирующее оборудование энергостанций приближается к техническому
пределу своих возможностей, после которого происходит выбытие мощностей", -
отметил Мынбаев.
По его словам, уровень износа электрических сетей
составляет около 65%. "Вследствие этого увеличились аварийные отказы
оборудования и объемы технических потерь в сетях", - пояснил министр.
Он сообщил, что общая картина по регионам выглядит
по-разному. Так, по словам С. Мынбаева, наименьшие потери в Акмолинской (4,5%),
в Мангистауской (9%) и в Павлодарской (10%) областях. "Здесь как-то налажен учет
и идут более-менее инвестиции", - подчеркнул министр.
В то же время, по его словам, наибольшие потери
наблюдаются в Южно-Казахстанской (22%), Кызылординской (21%) областях и в
Кокшетау (20%). Это, по мнению С. Мынбаева, связано в первую очередь с частой
сменой собственников и отсутствием инвестиций.
"В теплосетях еще сложнее, они изношены почти везде", -
отметил министр.
По его словам, для реконструкции энергосистемы
необходима мощная государственная поддержка, а также увеличение частных
инвестиций.
1 октября. "В 2007 году
количество иностранных прибытий в Республику Узбекистан составил более 1 млн.
человек", - сообщили в национальной компании "Узбектуризм". Это существенный
показатель рациональной политики правительства страны в области туризма.
17 апреля 2006 года принято постановление Президента
Республики Узбекистан "О мерах по ускорению развития сферы услуг и сервиса в
Республике Узбекистан в 2006-2010 годах".
"В нем основным направлением признано создание
благоприятных условий для дальнейшего расширения предпринимательской инициативы
в сфере услуг, в том числе путем устранения бюрократических барьеров, и
обеспечение на этой основе высоких темпов роста объемов услуг, а также повышение
их доли в валовом внутреннем продукте до 49 % к 2010 году. Число занятых в сфере
услуг в 2006–2010 гг. должно возрасти в 1,6 раза", - пояснили в узбекской
компании.
В компании "Узбектуризм" также отметили, что
постановлением предусмотрено расширение действующих и разработка новых
туристско-экскурсионных маршрутов, организация познавательных,
культурно-развлекательных и спортивных программ, в т.ч. альтернативных видов
туризма (рыбалка, охота, альпинизм и т.д.) по внутреннему и въездному туризму и
тем самым увеличение туристского потока по внутреннему и въездному туризму в
среднем ежегодно до 6%. Развитие туризма требует создания определенной
инфраструктуры сферы услуг и сервиса.
За последние три десятилетия прибыль от международного
туризма выросла в 5 раз. Если в 1950 году международных туристов было 20 млн.,
то к 2020 году это число возрастет до 1,5 млрд. в год. Ежегодно туристы
используют на путешествия и связанные с ними расходы $682 млрд.
1 октября. Министерство
сельского хозяйства Казахстана интересуют высокие показатели, а население -
наличие недорогих буханок хлеба на прилавке. Это противоречие пытались разрешить
участники селекторного совещания в правительстве республики.
Массу вопросов у премьер-министра РК К.Масимова а вызвал
озвученный министром сельского хозяйства Акылбеком Куришбаевым "урожайный"
показатель - 16 миллионов тонн зерна.
- Вы отвечаете как министерство, что это реальная
цифра, а не нарисованная на бумаге? - усомнился Карим Масимов.
Глава Минсельхоза РК обещал еще раз все проверить и
перепроверить. По его словам, министерство в этом году организует дополнительный
двухэтапный мониторинг ситуации. Первый этап проведет Агентство по статистике, а
на втором этапе министерские инспекторы будут проверять наличие зерна в
элеваторе у каждого хозсубъекта. Премьер предложил третий вариант.
- Для населения самое главное - это наличие хлеба в
магазинах, - подчеркнул он. - Вам персонально было поручено, совместно с
акимами, с компаниями, входящими в холдинг "КазАгро", и Зерновым союзом
отрегулировать этот вопрос. Вы персонально отвечаете! Деньги у вас есть,
механизмы есть. Нужно организовать процесс таким образом, чтобы население в
осенне-зимний период не почувствовало на себе каких-либо колебаний в цене. Хлеб
должен везде быть, и он должен быть по той цене, которая на сегодняшний день
существует.
1 октября. Из-за
перегруженности экспортных каналов Казахстан стал испытывать трудности с
экспортом зерна в Европу. "За 20 дней сентября, с момента снятия запрета на
экспорт пшеницы, из страны вывезено всего 290 тысяч тонн зерна и муки", – заявил
в ходе селекторного совещания правительства министр сельского хозяйства Акылбек
Куришбаев. В этой ситуации, по мнению министра, необходимо переориентироваться
на страны Центральной Азии. "Однако и здесь в последнее время возникают
проблемы, связанные с нехваткой зерновозов и резким ограничением приема вагонов
со стороны Узбекистана", – сообщил Куришбаев. Объемы валового сбора зерна
ожидаются на уровне прогнозных, то есть в пределах 17 млн. тонн в бункерном
весе.
В Бишкеке открывается региональный филиал Института стран СНГ
30.09.2008. Фергана
ру
Записал Даниил Кислов
В Бишкеке создается региональный филиал российского
Института диаспоры и интеграции (Института стран СНГ), который возглавляет
депутат Государственной думы России Константин Затулин. О своем видении проблем
Содружества Независимых Государств, а также о целях и задачах филиала
«Фергане.Ру» рассказывают его директор, доктор исторических наук, профессор
Александр Князев и ведущий эксперт филиала, доктор экономических наук, профессор
Аза Мигранян.
Фергана.Ру: — Почему филиал Института стран СНГ
создается именно сегодня? «Подтолкнула» ситуация на Кавказе? С уходом Грузии
«зашаталось» само Содружество?
А.Князев: - Именно сейчас — это скорее случайность, а в
чем-то — проявление возрастания активности России в Центральной Азии, отмеченное
в последнее время. Ситуация на Кавказе и выход из СНГ Грузии — это частности, не
имеющие сами по себе влияния на судьбу СНГ. Другое дело, что реформирование
этого образования давно назревало и без всякой там Грузии. Можно подумать, что
Грузия в СНГ когда-либо играла какую-то существенную роль…
Созданное как «форма цивилизованного развода», говоря
словами Владимира Путина, с которыми я вполне согласен, Содружество не могло
продолжать пребывать в том виде, в котором было создано в декабре 1991 года.
Задачи «цивилизованного развода» в общем и целом решены, но есть большой ряд
потребностей во взаимодействии, обусловленных и общим прошлым, и сегодняшним
днем. Их множество — глобальных и локальных, и от них никуда и уже никогда,
наверное, не денется большинство постсоветских стран. Скажем, в состоянии ли
Киргизия или Таджикистан иметь собственные системы ПВО? Никогда! А кого еще
подыскать в партнеры кроме России, Казахстана, Узбекистана? Можно, конечно,
обратиться за поддержкой к КНР — пусть-де возьмут под свой «щит», но вы же
понимаете, что это нереально, этого никогда не произойдет. А объединенная
система ПВО СНГ худо-бедно, но работает уже семнадцать лет. Таких примеров можно
привести много. Кроме того, назрела необходимость в определенной дифференциации
внутри СНГ. За семнадцать лет некоторые из бывших советских республик избрали
путь развития с ориентацией «на сторону», так сказать. Та же Грузия. Настала
пора размежеваться.
Не думаю, что это будет на пользу тем, кто уйдет. Есть и
другие объединения, конечно, но это особое блокотворчество (скажем, ГУАМ)
происходит вне зависимости от объективных причин и потребностей. Эта активность
связана с интересами внешних центров силы. Объединение несовместимых партнеров
происходит по правилам, навязанным со стороны и не имеющим под собой реальных
оснований для экономического сотрудничества. Это продиктовано чистой политикой
и, в конечном итоге, создает только дополнительную конфликтность. И Грузия с ее
стремление в ЕС и НАТО и антироссийскостью как инструментом достижения этих
целей — ярчайший тому пример. Стать таким примером помасштабнее изо всех сил
сейчас стремится Украина.
К слову, я не завидую тем, кто выйдет из СНГ, хотя бы по
тому пункту, который именуется территориальной целостностью и нерушимостью
границ. Ведь в поддержании статус-кво в этом вопросе и состоит один из главных
смыслов СНГ. Кто не является членом СНГ, по отношению к тому обязательств не
существует. А проблем территориального, этно-территориального характера хватает
у каждой из бывших союзных республик.
А.Мигранян: — Кроме всего массива разнообразных
политических интересов, существование СНГ, сама потребность в нем обусловлены и
экономическими мотивами, которые ощущает на себе каждый гражданин любой из
стран-членов Содружества. Во-первых, именно СНГ не позволило окончательно
разорвать существующие с советских времен межхозяйственные связи (результаты
хотя бы частичного сохранения которых сегодня пожинают Казахстан, Россия,
Таджикистан, Узбекистан, их частично пытается восстанавливать Киргизия).
Во-вторых, существование СНГ заложило основу для создания и развития Таможенного
союза, который сейчас действует в рамках ЕврАзЭС, а это существенно упрощает
развитие торгово-экономических отношений между странами-участницами СНГ, создает
почву для еще большего сближения экономического пространства. В-третьих, только
на последнем заседании Экономического Совета СНГ обсуждались семнадцать
экономических вопросов, требующих незамедлительного решения. Начиная от
приоритетных направлений сотрудничества стран СНГ, борьбы с оборотом
фальсифицированных лекарственных средств, взаимного признания льгот и гарантий
для участников и инвалидов Великой Отечественной войны и до проблем внедрения
международных стандартов бухгалтерской отчетности. На первый взгляд, все эти
вопросы кажутся незначительными, и многие твердят о низкой эффективности
экономических проектов СНГ. Но стоит помнить о том, что именно такие вот
рутинные проекты создают основу для эффективного экономического развития не
только в сфере товарного обмена, но и по всем направлениям экономического
взаимодействия, да и не только экономического.
Фергана.Ру: — А почему региональный филиал открывается
именно в Бишкеке, а не в Алма-Ате/Астане, к примеру, или в Ташкенте — более
крупных и влиятельных центрах региона?
А.Князев: - Для работы такого рода, которой мы
занимаемся, совсем не обязательно находиться в ведущих столицах. Важнее иметь
некоторые условия для работы, которыми в нашем случае располагает Бишкек. И
важны люди, способные эту работу выполнять. Последнее — главное, так что
считайте, что филиал будет находиться в Бишкеке, потому что здесь пока живем
мы.
Фергана.Ру: — Расскажите о ближайших планах деятельности
филиала Института стран СНГ.
А.Князев: - Они не так грандиозны, как кому-то могло бы
показаться. Для начала нужно организовать условия для того, чтобы полноценно
отслеживать все экономические, социальные, политические и этнополитические, да и
все иные процессы как минимум в четырех республиках: в Узбекистане, Казахстане,
Киргизии и Таджикистане. Подразумевается, что Туркмения тоже входит в ареал
нашей деятельности, но понятно, что там возможности весьма и весьма ограничены и
этой республикой мы будем заниматься пока достаточно умеренно. Это уже не так
мало, учитывая более чем скромный штат нашего филиала. Кроме сбора и анализа
текущей информации работа филиала подразумевает проведение научных и экспертных
мероприятий, о каком-либо плане которых, если честно, мы пока не думали. Сейчас
надо успешно пройти организационный этап.
А.Мигранян: — Стоит добавить и необходимость научной
экспертизы текущей информации, ее систематизации и внедрения в практический
оборот. В политической, экономической и социальной сферах сильны именно
научно-методические исследования отдельных направлений, но наши ученые несколько
оторваны от практики. И в этом смысле необходимо учесть опыт
социально-политических исследований, которые имеют большую практическую
направленность и, соответственно, более известны и популяризованы. Именно по
этой причине при принятии конкретных решений, при оценке экономических
результатов СНГ роль экономического фактора часто принижается. Хорошо было бы
хоть как-то заполнить эту брешь.
Фергана.Ру: — Деятельность Института стран СНГ заметна
лишь по выступлениям его сотрудников - в основном, Затулина и Грозина, в
последнее время — Хлюпина. Чем, кроме выступлений в прессе, будете заниматься вы
в Бишкеке?
А.Князев: - А чем так уж заметна деятельность
академических научно-исследовательских институтов, различных структур типа
«институтов стратегических исследований»? Наша главная задача — анализ ситуации
в странах региона. Это кабинетная работа. Выступления в прессе, безусловно,
будут.
Популяризация идей интеграции постсоветского
пространства — это одна из наших задач, но она не единственная и для Затулина, и
для Грозина с Хлюпиным, и для Князева и Мигранян. Главное — это
информационно-аналитическая работа, доминантой которой является анализ состояния
и прогнозирование основных тенденций развития внутренней и внешней политики
стран региона, разработка моделей экономической, политической, военной и
культурной интеграции. В уставе Института говорится, что его главной целью
является определение и научное обеспечение российских интересов на территории
бывшего СССР. Наверное, этим все и сказано? Хотя понимают это по-разному.
Тут мне недавно одна казахстанская журналистка задала
такой вопрос: «Если главной целью Института является определение и научное
обеспечение российских интересов на территории бывшего СССР, то, выходит, это
чисто российский проект? Я бы сказала, что новый институт — это легализованный
русский шпионаж на территории СНГ». Наверное, любая страна должна стремиться
иметь полное представление и том, что происходит в странах-партнерах, чего от
них можно ожидать. Вопрос только в том, что эта информационная деятельность
должна оставаться в рамках законодательства той или иной страны. У нас нет
задачи собирать закрытую информацию, думаю, что предостаточно будет работы по
обработке того, что публикуется открыто. Скажем, в России, в тех кругах, где
принимаются решения, нет, как мне кажется, адекватного представления о том, что
происходит в экономической сфере стран региона.
А.Мигранян: — Абсолютно правильно. Именно отсутствие или
недостаток информации приводит к снижению экономической активности
стран-партнеров на соседних рынках. Если, к примеру, рассматривать Киргизию,
здесь созданы неплохие условия для инвесторов, есть определенный уровень свободы
предпринимательства. Но при этом низка активность российских, казахстанских
бизнесменов. В основном, развиваются проекты, находящиеся под государственным
патронажем (по статистике, в Кыргызстане всего тринадцать российских
предприятий, зарегистрированных в «Yellow page KG»), так что очевидна
недостаточная презентация столь благоприятных условий для бизнеса в этих
странах. Почему бы не способствовать решению этой задачи хотя бы через
предназначенные для представителей российского бизнеса PR-акции нашего филиала
Института стран СНГ? Кому от этого будет плохо?
Фергана.Ру: — Кыргызстан, как и другие страны
Центральной Азии, входит в зону геополитических интересов России. Как вы в
рамках полномочий регионального филиала намерены реализовывать политику усиления
российского влияния в Центральной Азии?
А.Князев: - Исключительно в пределах своей
профессиональной компетенции. Мы — исследовательская, научная, экспертная
организация. И не более того.
А.Мигранян: — Добавлю: будем работать, используя
публичную информацию, а также основываясь на научных теориях и концепциях
современной политической и экономической теории, на объективных закономерностях
интеграционного развития и глобализации мировой экономики, мировой системы
международных отношений, частью которых являются политические и экономические
системы стран-участниц СНГ, включая и республики Центральной Азии. И только в
рамках действующих национальных законодательств стран региона и международного
права, в том числе - межгосударственных соглашений стран-участниц СНГ.
Фергана.Ру: — Каковы основные приоритетные направления
той информационно-аналитической работы, которой вы будете заниматься? Это
политика, тема русскоязычного населения или что-то иное?
А.Князев: - Это политика во всех ее проявлениях, это
вопросы безопасности, это тема русскоязычного населения, становящаяся все более
актуальной в политике руководства России. Это экономика.
А.Мигранян: — В экономической сфере это, прежде всего,
мониторинг социально-экономического развития стран СНГ и состояния рынков этих
стран, вопросы интеграции в таможенной сфере, финансовых институтов, расширения
торговых отношений и развития возможностей роста сотрудничества в промышленном
секторе и в сельском хозяйстве. Немаловажным объектом изучения должен стать и
рынок топливно-энергетических ресурсов.
Фергана.Ру: — Большинство региональных организаций,
начиная с СНГ и заканчивая ОДКБ и ШОС, во многом дублируют свои функции. В чем
принципиальное отличие СНГ?
А.Мигранян: — В том, что СНГ сохранило союзные отношения
между бывшими партнерами по Советскому Союзу и создало почву для развития
интеграции на основе рыночных механизмов. Эту роль СНГ выполнило достаточно
успешно. Хоронить его рано, так как организациям постсоветского формата — будь
то ЕврАзЭС, ШОС или ОДКБ — все еще нужна страховая «подушка безопасности»,
которая пока скрепляет и ускоряет интеграционные процессы в указанных
организациях.
Еще раз повторю, что без рутинной ежедневной работы,
создающей нормальные условия для функционирования страновых экономик, без
дополнительных барьеров при входе на национальные рынки стран-участниц СНГ
реальная интеграция невозможна вообще. С этой точки зрения, если говорить об
эффективности интеграционного образования, прежде всего, следует исследовать
поставленные в момент развала СССР цели и достигнутые к нынешнему времени
экономические результаты таковой интеграции.
За годы существования СНГ были получены следующие
результаты. Сформировано устойчивое экономическое ядро, ориентированное как на
внутрирегиональные проблемы, так и на реализацию экономических интересов в
общемировом масштабе. Обеспечен рост экономических связей с другими
государствами региона (Китай, Пакистан, Иран, Индия и так далее). В общем и
целом преодолены проблемы «склонности» региона к дефициту торгового баланса
из-за невысокой товарной насыщенности и низкой конкурентоспособности экспортных
товаров. Решены проблемы эффективного развития зон свободной торговли и услуг,
единого рынка капиталов и труда. Сформирован механизм принятия согласованной
политики по ценовым, таможенным и валютным вопросам; созданы координирующие
структуры для упрощения таможенных мер, гармонизации таможенного
законодательства, унификации таможенной документации, устранения тарифных и
нетарифных барьеров в движении товаров, пассажиров и грузов. Неужели этого
мало?
А.Князев: - А можно ли привести примеры того, как ОДКБ и
ШОС дублируют функции друг друга? Нет таких примеров, поскольку это организации
разных форматов. ОДКБ – организация военно-политического характера и слово
«военного» в этой конструкции является несущим. ШОС – политический альянс,
который, к тому же, пока еще не определился со своей миссией, со своим мандатом,
и процесс этого определения, учитывая участие Китая с его интересами, не будет
быстрым. ШОС стоит особняком в любом перечне региональных организаций. СНГ – это
механизм решения текущих вопросов. Хотя я не исключаю того, что предстоящее
реформирование СНГ может, в какой-то мере, опереться на структуры ЕврАзЭС и ОДКБ
в силу того, что состав участников этих организаций очень уж совпадает с тем
потенциальным ядром, которое, на мой взгляд, сохранится в составе СНГ.
Фергана.Ру: — Значит, существование СНГ можно считать
оправданным и с политической, и с экономической точек зрения?
А.Мигранян: — Экономический эффект интеграции может
возникнуть при условии наличия устойчивой положительной динамики следующих
индикаторов в странах, образующих интеграционное образование: это внешняя
торговля и позиции в мировой торговле, инвестиции в основной капитал и прямые
иностранные инвестиции, диверсификация (доля экспорта сырья в совокупном
экспорте), инфляция, темпы роста ВВП. Анализ этих показателей в рамках СНГ имеет
положительную динамику, пожалуй, по всем параметрам, кроме инфляции. Но и
показатель инфляции подвержен влиянию мировых тенденций. Так что ответ в целом
положительный, для этого достаточно изучить статистику. Другое дело, что рост
этих показателей не столь высок, как требуется для ускоренного выхода из
экономических кризисов, одолевающих национальные экономики стран-участниц СНГ.
Так ведь эта проблема и есть самый важный аргумент в пользу реформирования
Содружества и развития экономического, политического сотрудничества на другом,
более качественном уровне.
Фергана.Ру: — То есть, если говорить о состоянии СНГ, вы
полагаете, что пациент скорее жив, нежели мертв?
А.Князев: - О бессмысленности СНГ говорят люди, не
вполне информированные о том, что это такое и зачем оно есть. Или те, кто
оценивает то же СНГ исключительно с позиций собственных ожиданий. Скажем, для
людей, ностальгирующих по СССР, желательна была бы эволюция этого образования к
чему-то очень общему, что напоминало бы им бывший Союз. Увы.
Надо четко представлять себе задачи СНГ в момент развала
СССР в 1991-м. Не прими руководители тогдашних союзных республик в декабре 1991
года целого ряда соглашений, последующее развитие событий могло бы происходить
по куда более мрачному сценарию, нежели мы имели. От этого наследия многое
остается и сейчас, и будет сохраняться еще долгое время. Кроме того, интеграция
— не пустое место, потребность в ней очевидна, и значительно легче осуществлять
интеграционные процессы на взаимовыгодной основе там, где уже имеется некий
базис. Пресловутый американский проект «Большой Центральной Азии» предлагает
странам региона интегрироваться с Афганистаном и Пакистаном. Слов нет, связи в
этом направлении тоже могут быть полезны и нужны. Но представьте себе, как много
связывает между собой страны бывшего СССР, в том числе и страны нашего региона.
Какой тут Афганистан, какой Пакистан рядом стоял?!
Военный конфликт России с Грузией, последующее признание
независимости Южной Осетии и Абхазии Россией и выход Грузии из СНГ – это начало
нового этапа мировой истории, об этом уже говорил кто-то из руководителей
России. Абсолютно верно, если говорить о международном позиционировании России.
Но это — и начало этапа, когда интеграция России с большей частью бывших
советских республик получит новое наполнение, новое качество. Кое-кто уже сделал
для себя выбор: мало того, что еще в августе Нурсултан Назарбаев поддержал
позицию России на Кавказе отдельным публичным заявлением. Казахстан сейчас
стремительно сворачивает все свои экономические проекты в Грузии, судьба которой
мне лично представляется весьма грустной.
Надо определяться и всем остальным, время
неопределенности и так называемой «многовекторности» закончилось. Наверное, на
предстоящем саммите глав государств-участников СНГ работа по поиску этой
определенности и начнется.
В Грузии свертывание казахстанских инвестиций называют «успехом России»
30.09.2008. Радио
Свобода
Есен Смагулов
На днях стало известно об отказе Астаны от нескольких
крупных инвестиционных проектов в Грузии. На карту поставлена судьба нефтяного
экспорта по кавказскому маршруту.
Агентство Reuters сообщило об отказе Казахстана,
являвшегося одним из крупнейших зарубежных инвесторов в Грузии, от планов
строительства нефтеперерабатывающего завода в Батуми. Источник в государственной
нефтегазовой компании «КазМунайГаз» сообщил корреспонденту, что решение не
связано с политикой.
«У нас есть заинтересованность в различных проектах, но
при их выборе мы полагаемся только на экономическую целесообразность, – заявил
представитель «КазМунайГаза». – Так что не следует видеть в этом политику…, наши
эксперты тщательно изучили все, и решили, что не стоит осуществлять этот
проект». Таким образом, Грузия лишилась инвестиций на сумму в один миллиард
долларов США. Завод предполагалось построить на территории порта Батуми.
France Press также ссылается на представителя
«КазМунайГаза», отметившего, что главной причиной отказа от проекта в Батуми
стало приобретение нефтеперерабатывающего завода Rompetrol в Румынии. По словам
представителя Астаны, мощностей румынского предприятия, также расположенного на
черноморском побережье, хватит для переработки поступающий в регион
казахстанской нефти.
France Press информирует, что Казахстан отказался и от
других инвестиционных планов в Грузии. Речь идет об отмене покупки грузинской
газораспределительной компании «Тбилгаз» казахстанским «Казтрансгазом» и отказе
от планов строительства зернового терминала в Поти. Министр сельского хозяйства
Казахстана Акылбек Куришбаев объяснил последнее решение «политической
нестабильностью» в Грузии.
Публикация базирующегося в Грузии англоязычного сайта
Georgian Daily отражает беспокойство Тбилиси по поводу возможного сворачивания
казахстанского экспорта нефти через грузинские порты, хотя такой шаг вполне
может оказаться следующим в цепочке решений Астаны.
Что касается официальной реакции, то Вахтанг Лежава,
первый заместитель министра экономики Грузии, заявил, что Тбилиси «крайне
удивлен» решением Астаны прекратить строительство завода. По его словам, «только
казахстанские компании после войны приняли решения отказаться от инвестиционных
планов в Грузии, в то время как другие продолжают инвестировать в нашу
страну».
Автор статьи на сайте Georgian Daily полагает, что
переориентация экспортных потоков из стран Центральной Азии и Кавказа, прежде
проходивших через Грузию, даст Москве новые рычаги давления на эти страны. К
тому же решение Казахстана может распространиться и на углеводороды, поскольку
нестабильность в Грузии может быть связана не только с нынешней ситуацией, но и
быть создана новой серией нападений на трубопроводы и насосные станции.
«Во время российского вторжения в Грузию в ряде средств
массовой информации были опубликованы фотографии, где запечатлена воронка от
взрыва бомбы на расстоянии 100 метров от трубопровода “Баку-Тбилиси-Джейхан”.
Это не нанесло ущерб, но, как отметили некоторые обозреватели,
продемонстрировало, что это возможно, если Москва решится на такой шаг», –
говорится в публикации.
Еще один базирующийся в Грузии сайт, на этот раз
немецкоязычный Georgien Nachrichten прямо называет отказ Казахстана от
инвестиционных планов в Грузии «успехом России», а именно «российских
оккупационных войск».
Ситуация вызывает беспокойство и на Западе. Влиятельную
британскую деловую газету Financial Times волнуют судьбы поставок по кавказскому
маршруту углеводородов, значительная доля которых исходит из Казахстана. Кризис
на Кавказе поставил под сомнение будущее ключевых транзитных линий, проложенных
в обход России.
Газета напоминает, что в настоящее время около одного
миллиона баррелей нефти в сутки – что составляет примерно один процент мировой
добычи – транспортируется через Кавказ, большей частью по поддерживаемому
Соединенными Штатами трубопроводу “Баку-Тбилиси-Джейхан”. Газ в Турцию
поставляется через южно-кавказский трубопровод.
«Предпринимаемые Соединенными Штатами усилия с целью
убедить страны Центральной Азии, чтобы использовать эти трубопроводы, встречают
неоднозначную реакцию, а теперь и вовсе могут быть пущены под откос, – пишет
Financial Times. – Казахстан, который временно приостановил работу своих
нефтяных терминалов в Батуми на грузинском побережье Черного моря во время
конфликта, на этой неделе вел переговоры с Москвой о новых экспортных
трубопроводах, проходящих через Россию».
Как бы то ни было, отказ Астаны от участия в проектах на
Кавказе означает не просто утрату символического статуса одного из ведущих
инвесторов в Грузии. Такая политика может усилить зависимость Казахстана, не
имеющего прямого выхода к мировому океану, от России и ее транзитных
возможностей. Так, зерновой терминал в Поти, стоимость которого составляла всего
10 миллионов долларов, мог стать единственным транспортным узлом такого рода в
регионе, обеспечив экспорт пшеницы из Казахстана в направлении Средиземного
моря. А отказ от строительства нефтеперерабатывающих мощностей в Батуми
заставляет задуматься о том, нужен ли теперь «КазМунайГазу» сам этот порт и его
терминалы.
|