В Бишкеке открывается региональный филиал Института стран СНГ
30.09.2008. Фергана
ру
Записал Даниил Кислов
В Бишкеке создается региональный филиал российского
Института диаспоры и интеграции (Института стран СНГ), который возглавляет
депутат Государственной думы России Константин Затулин. О своем видении проблем
Содружества Независимых Государств, а также о целях и задачах филиала
«Фергане.Ру» рассказывают его директор, доктор исторических наук, профессор
Александр Князев и ведущий эксперт филиала, доктор экономических наук, профессор
Аза Мигранян.
Фергана.Ру: — Почему филиал Института стран СНГ
создается именно сегодня? «Подтолкнула» ситуация на Кавказе? С уходом Грузии
«зашаталось» само Содружество?
А.Князев: - Именно сейчас — это скорее случайность, а в
чем-то — проявление возрастания активности России в Центральной Азии, отмеченное
в последнее время. Ситуация на Кавказе и выход из СНГ Грузии — это частности, не
имеющие сами по себе влияния на судьбу СНГ. Другое дело, что реформирование
этого образования давно назревало и без всякой там Грузии. Можно подумать, что
Грузия в СНГ когда-либо играла какую-то существенную роль…
Созданное как «форма цивилизованного развода», говоря
словами Владимира Путина, с которыми я вполне согласен, Содружество не могло
продолжать пребывать в том виде, в котором было создано в декабре 1991 года.
Задачи «цивилизованного развода» в общем и целом решены, но есть большой ряд
потребностей во взаимодействии, обусловленных и общим прошлым, и сегодняшним
днем. Их множество — глобальных и локальных, и от них никуда и уже никогда,
наверное, не денется большинство постсоветских стран. Скажем, в состоянии ли
Киргизия или Таджикистан иметь собственные системы ПВО? Никогда! А кого еще
подыскать в партнеры кроме России, Казахстана, Узбекистана? Можно, конечно,
обратиться за поддержкой к КНР — пусть-де возьмут под свой «щит», но вы же
понимаете, что это нереально, этого никогда не произойдет. А объединенная
система ПВО СНГ худо-бедно, но работает уже семнадцать лет. Таких примеров можно
привести много. Кроме того, назрела необходимость в определенной дифференциации
внутри СНГ. За семнадцать лет некоторые из бывших советских республик избрали
путь развития с ориентацией «на сторону», так сказать. Та же Грузия. Настала
пора размежеваться.
Не думаю, что это будет на пользу тем, кто уйдет. Есть и
другие объединения, конечно, но это особое блокотворчество (скажем, ГУАМ)
происходит вне зависимости от объективных причин и потребностей. Эта активность
связана с интересами внешних центров силы. Объединение несовместимых партнеров
происходит по правилам, навязанным со стороны и не имеющим под собой реальных
оснований для экономического сотрудничества. Это продиктовано чистой политикой
и, в конечном итоге, создает только дополнительную конфликтность. И Грузия с ее
стремление в ЕС и НАТО и антироссийскостью как инструментом достижения этих
целей — ярчайший тому пример. Стать таким примером помасштабнее изо всех сил
сейчас стремится Украина.
К слову, я не завидую тем, кто выйдет из СНГ, хотя бы по
тому пункту, который именуется территориальной целостностью и нерушимостью
границ. Ведь в поддержании статус-кво в этом вопросе и состоит один из главных
смыслов СНГ. Кто не является членом СНГ, по отношению к тому обязательств не
существует. А проблем территориального, этно-территориального характера хватает
у каждой из бывших союзных республик.
А.Мигранян: — Кроме всего массива разнообразных
политических интересов, существование СНГ, сама потребность в нем обусловлены и
экономическими мотивами, которые ощущает на себе каждый гражданин любой из
стран-членов Содружества. Во-первых, именно СНГ не позволило окончательно
разорвать существующие с советских времен межхозяйственные связи (результаты
хотя бы частичного сохранения которых сегодня пожинают Казахстан, Россия,
Таджикистан, Узбекистан, их частично пытается восстанавливать Киргизия).
Во-вторых, существование СНГ заложило основу для создания и развития Таможенного
союза, который сейчас действует в рамках ЕврАзЭС, а это существенно упрощает
развитие торгово-экономических отношений между странами-участницами СНГ, создает
почву для еще большего сближения экономического пространства. В-третьих, только
на последнем заседании Экономического Совета СНГ обсуждались семнадцать
экономических вопросов, требующих незамедлительного решения. Начиная от
приоритетных направлений сотрудничества стран СНГ, борьбы с оборотом
фальсифицированных лекарственных средств, взаимного признания льгот и гарантий
для участников и инвалидов Великой Отечественной войны и до проблем внедрения
международных стандартов бухгалтерской отчетности. На первый взгляд, все эти
вопросы кажутся незначительными, и многие твердят о низкой эффективности
экономических проектов СНГ. Но стоит помнить о том, что именно такие вот
рутинные проекты создают основу для эффективного экономического развития не
только в сфере товарного обмена, но и по всем направлениям экономического
взаимодействия, да и не только экономического.
Фергана.Ру: — А почему региональный филиал открывается
именно в Бишкеке, а не в Алма-Ате/Астане, к примеру, или в Ташкенте — более
крупных и влиятельных центрах региона?
А.Князев: - Для работы такого рода, которой мы
занимаемся, совсем не обязательно находиться в ведущих столицах. Важнее иметь
некоторые условия для работы, которыми в нашем случае располагает Бишкек. И
важны люди, способные эту работу выполнять. Последнее — главное, так что
считайте, что филиал будет находиться в Бишкеке, потому что здесь пока живем
мы.
Фергана.Ру: — Расскажите о ближайших планах деятельности
филиала Института стран СНГ.
А.Князев: - Они не так грандиозны, как кому-то могло бы
показаться. Для начала нужно организовать условия для того, чтобы полноценно
отслеживать все экономические, социальные, политические и этнополитические, да и
все иные процессы как минимум в четырех республиках: в Узбекистане, Казахстане,
Киргизии и Таджикистане. Подразумевается, что Туркмения тоже входит в ареал
нашей деятельности, но понятно, что там возможности весьма и весьма ограничены и
этой республикой мы будем заниматься пока достаточно умеренно. Это уже не так
мало, учитывая более чем скромный штат нашего филиала. Кроме сбора и анализа
текущей информации работа филиала подразумевает проведение научных и экспертных
мероприятий, о каком-либо плане которых, если честно, мы пока не думали. Сейчас
надо успешно пройти организационный этап.
А.Мигранян: — Стоит добавить и необходимость научной
экспертизы текущей информации, ее систематизации и внедрения в практический
оборот. В политической, экономической и социальной сферах сильны именно
научно-методические исследования отдельных направлений, но наши ученые несколько
оторваны от практики. И в этом смысле необходимо учесть опыт
социально-политических исследований, которые имеют большую практическую
направленность и, соответственно, более известны и популяризованы. Именно по
этой причине при принятии конкретных решений, при оценке экономических
результатов СНГ роль экономического фактора часто принижается. Хорошо было бы
хоть как-то заполнить эту брешь.
Фергана.Ру: — Деятельность Института стран СНГ заметна
лишь по выступлениям его сотрудников - в основном, Затулина и Грозина, в
последнее время — Хлюпина. Чем, кроме выступлений в прессе, будете заниматься вы
в Бишкеке?
А.Князев: - А чем так уж заметна деятельность
академических научно-исследовательских институтов, различных структур типа
«институтов стратегических исследований»? Наша главная задача — анализ ситуации
в странах региона. Это кабинетная работа. Выступления в прессе, безусловно,
будут.
Популяризация идей интеграции постсоветского
пространства — это одна из наших задач, но она не единственная и для Затулина, и
для Грозина с Хлюпиным, и для Князева и Мигранян. Главное — это
информационно-аналитическая работа, доминантой которой является анализ состояния
и прогнозирование основных тенденций развития внутренней и внешней политики
стран региона, разработка моделей экономической, политической, военной и
культурной интеграции. В уставе Института говорится, что его главной целью
является определение и научное обеспечение российских интересов на территории
бывшего СССР. Наверное, этим все и сказано? Хотя понимают это по-разному.
Тут мне недавно одна казахстанская журналистка задала
такой вопрос: «Если главной целью Института является определение и научное
обеспечение российских интересов на территории бывшего СССР, то, выходит, это
чисто российский проект? Я бы сказала, что новый институт — это легализованный
русский шпионаж на территории СНГ». Наверное, любая страна должна стремиться
иметь полное представление и том, что происходит в странах-партнерах, чего от
них можно ожидать. Вопрос только в том, что эта информационная деятельность
должна оставаться в рамках законодательства той или иной страны. У нас нет
задачи собирать закрытую информацию, думаю, что предостаточно будет работы по
обработке того, что публикуется открыто. Скажем, в России, в тех кругах, где
принимаются решения, нет, как мне кажется, адекватного представления о том, что
происходит в экономической сфере стран региона.
А.Мигранян: — Абсолютно правильно. Именно отсутствие или
недостаток информации приводит к снижению экономической активности
стран-партнеров на соседних рынках. Если, к примеру, рассматривать Киргизию,
здесь созданы неплохие условия для инвесторов, есть определенный уровень свободы
предпринимательства. Но при этом низка активность российских, казахстанских
бизнесменов. В основном, развиваются проекты, находящиеся под государственным
патронажем (по статистике, в Кыргызстане всего тринадцать российских
предприятий, зарегистрированных в «Yellow page KG»), так что очевидна
недостаточная презентация столь благоприятных условий для бизнеса в этих
странах. Почему бы не способствовать решению этой задачи хотя бы через
предназначенные для представителей российского бизнеса PR-акции нашего филиала
Института стран СНГ? Кому от этого будет плохо?
Фергана.Ру: — Кыргызстан, как и другие страны
Центральной Азии, входит в зону геополитических интересов России. Как вы в
рамках полномочий регионального филиала намерены реализовывать политику усиления
российского влияния в Центральной Азии?
А.Князев: - Исключительно в пределах своей
профессиональной компетенции. Мы — исследовательская, научная, экспертная
организация. И не более того.
А.Мигранян: — Добавлю: будем работать, используя
публичную информацию, а также основываясь на научных теориях и концепциях
современной политической и экономической теории, на объективных закономерностях
интеграционного развития и глобализации мировой экономики, мировой системы
международных отношений, частью которых являются политические и экономические
системы стран-участниц СНГ, включая и республики Центральной Азии. И только в
рамках действующих национальных законодательств стран региона и международного
права, в том числе - межгосударственных соглашений стран-участниц СНГ.
Фергана.Ру: — Каковы основные приоритетные направления
той информационно-аналитической работы, которой вы будете заниматься? Это
политика, тема русскоязычного населения или что-то иное?
А.Князев: - Это политика во всех ее проявлениях, это
вопросы безопасности, это тема русскоязычного населения, становящаяся все более
актуальной в политике руководства России. Это экономика.
А.Мигранян: — В экономической сфере это, прежде всего,
мониторинг социально-экономического развития стран СНГ и состояния рынков этих
стран, вопросы интеграции в таможенной сфере, финансовых институтов, расширения
торговых отношений и развития возможностей роста сотрудничества в промышленном
секторе и в сельском хозяйстве. Немаловажным объектом изучения должен стать и
рынок топливно-энергетических ресурсов.
Фергана.Ру: — Большинство региональных организаций,
начиная с СНГ и заканчивая ОДКБ и ШОС, во многом дублируют свои функции. В чем
принципиальное отличие СНГ?
А.Мигранян: — В том, что СНГ сохранило союзные отношения
между бывшими партнерами по Советскому Союзу и создало почву для развития
интеграции на основе рыночных механизмов. Эту роль СНГ выполнило достаточно
успешно. Хоронить его рано, так как организациям постсоветского формата — будь
то ЕврАзЭС, ШОС или ОДКБ — все еще нужна страховая «подушка безопасности»,
которая пока скрепляет и ускоряет интеграционные процессы в указанных
организациях.
Еще раз повторю, что без рутинной ежедневной работы,
создающей нормальные условия для функционирования страновых экономик, без
дополнительных барьеров при входе на национальные рынки стран-участниц СНГ
реальная интеграция невозможна вообще. С этой точки зрения, если говорить об
эффективности интеграционного образования, прежде всего, следует исследовать
поставленные в момент развала СССР цели и достигнутые к нынешнему времени
экономические результаты таковой интеграции.
За годы существования СНГ были получены следующие
результаты. Сформировано устойчивое экономическое ядро, ориентированное как на
внутрирегиональные проблемы, так и на реализацию экономических интересов в
общемировом масштабе. Обеспечен рост экономических связей с другими
государствами региона (Китай, Пакистан, Иран, Индия и так далее). В общем и
целом преодолены проблемы «склонности» региона к дефициту торгового баланса
из-за невысокой товарной насыщенности и низкой конкурентоспособности экспортных
товаров. Решены проблемы эффективного развития зон свободной торговли и услуг,
единого рынка капиталов и труда. Сформирован механизм принятия согласованной
политики по ценовым, таможенным и валютным вопросам; созданы координирующие
структуры для упрощения таможенных мер, гармонизации таможенного
законодательства, унификации таможенной документации, устранения тарифных и
нетарифных барьеров в движении товаров, пассажиров и грузов. Неужели этого
мало?
А.Князев: - А можно ли привести примеры того, как ОДКБ и
ШОС дублируют функции друг друга? Нет таких примеров, поскольку это организации
разных форматов. ОДКБ – организация военно-политического характера и слово
«военного» в этой конструкции является несущим. ШОС – политический альянс,
который, к тому же, пока еще не определился со своей миссией, со своим мандатом,
и процесс этого определения, учитывая участие Китая с его интересами, не будет
быстрым. ШОС стоит особняком в любом перечне региональных организаций. СНГ – это
механизм решения текущих вопросов. Хотя я не исключаю того, что предстоящее
реформирование СНГ может, в какой-то мере, опереться на структуры ЕврАзЭС и ОДКБ
в силу того, что состав участников этих организаций очень уж совпадает с тем
потенциальным ядром, которое, на мой взгляд, сохранится в составе СНГ.
Фергана.Ру: — Значит, существование СНГ можно считать
оправданным и с политической, и с экономической точек зрения?
А.Мигранян: — Экономический эффект интеграции может
возникнуть при условии наличия устойчивой положительной динамики следующих
индикаторов в странах, образующих интеграционное образование: это внешняя
торговля и позиции в мировой торговле, инвестиции в основной капитал и прямые
иностранные инвестиции, диверсификация (доля экспорта сырья в совокупном
экспорте), инфляция, темпы роста ВВП. Анализ этих показателей в рамках СНГ имеет
положительную динамику, пожалуй, по всем параметрам, кроме инфляции. Но и
показатель инфляции подвержен влиянию мировых тенденций. Так что ответ в целом
положительный, для этого достаточно изучить статистику. Другое дело, что рост
этих показателей не столь высок, как требуется для ускоренного выхода из
экономических кризисов, одолевающих национальные экономики стран-участниц СНГ.
Так ведь эта проблема и есть самый важный аргумент в пользу реформирования
Содружества и развития экономического, политического сотрудничества на другом,
более качественном уровне.
Фергана.Ру: — То есть, если говорить о состоянии СНГ, вы
полагаете, что пациент скорее жив, нежели мертв?
А.Князев: - О бессмысленности СНГ говорят люди, не
вполне информированные о том, что это такое и зачем оно есть. Или те, кто
оценивает то же СНГ исключительно с позиций собственных ожиданий. Скажем, для
людей, ностальгирующих по СССР, желательна была бы эволюция этого образования к
чему-то очень общему, что напоминало бы им бывший Союз. Увы.
Надо четко представлять себе задачи СНГ в момент развала
СССР в 1991-м. Не прими руководители тогдашних союзных республик в декабре 1991
года целого ряда соглашений, последующее развитие событий могло бы происходить
по куда более мрачному сценарию, нежели мы имели. От этого наследия многое
остается и сейчас, и будет сохраняться еще долгое время. Кроме того, интеграция
— не пустое место, потребность в ней очевидна, и значительно легче осуществлять
интеграционные процессы на взаимовыгодной основе там, где уже имеется некий
базис. Пресловутый американский проект «Большой Центральной Азии» предлагает
странам региона интегрироваться с Афганистаном и Пакистаном. Слов нет, связи в
этом направлении тоже могут быть полезны и нужны. Но представьте себе, как много
связывает между собой страны бывшего СССР, в том числе и страны нашего региона.
Какой тут Афганистан, какой Пакистан рядом стоял?!
Военный конфликт России с Грузией, последующее признание
независимости Южной Осетии и Абхазии Россией и выход Грузии из СНГ – это начало
нового этапа мировой истории, об этом уже говорил кто-то из руководителей
России. Абсолютно верно, если говорить о международном позиционировании России.
Но это — и начало этапа, когда интеграция России с большей частью бывших
советских республик получит новое наполнение, новое качество. Кое-кто уже сделал
для себя выбор: мало того, что еще в августе Нурсултан Назарбаев поддержал
позицию России на Кавказе отдельным публичным заявлением. Казахстан сейчас
стремительно сворачивает все свои экономические проекты в Грузии, судьба которой
мне лично представляется весьма грустной.
Надо определяться и всем остальным, время
неопределенности и так называемой «многовекторности» закончилось. Наверное, на
предстоящем саммите глав государств-участников СНГ работа по поиску этой
определенности и начнется.
|