Митрополит Филарет о новом законопроекте и политике Ватикана
(Фрагмент из
статьи-интервью «Формула любви к жизни» Г.Улитенок, "СБ",
№220,2002,17.09.)
- Удовлетворены ли
Вы тем, как процессы религиозной жизни страны отражаются в белорусском
законодательстве?
Ответ Митрополита Минского и Слуцкого,
Патриаршего экзарха всея Беларуси Филарета(Вахромеева): Действующий Закон
"О свободе вероисповеданий и религиозных организациях" был принят в декабре 1992
года, когда мы еще не имели представления о таком явлении, как современное
сектантство в его подлинном обличье. Многим тогда казалось, что оно не
представит большой общественной опасности.
К сожалению, получилось иначе. Сегодня
последователями неокультов становятся в первую очередь молодые люди, находящиеся
в состоянии духовного поиска. В условиях прерванности нашей духовной традиции,
религиозной неграмотности, а также повышенного интереса современного человека к
неизведанным "знаниям", ощущениям и приключениям это приводит его в итоге в
какое-нибудь экзотическое сообщество.
Закон 1992 года уже не вполне учитывает
реально сложившуюся в обществе ситуацию. Он, с нашей точки зрения, уступает
европейскому законодательству, особенно в деле защиты и сохранения духовного и
культурного наследия народа. Если в европейских государствах существует понятие
традиционной религии, церкви большинства либо даже государственной церкви, то в
отечественном законодательстве бытует недифференцированный подход к
вероисповеданиям.
Закон 1992 года не отражает изменений,
произошедших в Конституции в 1996 году. Поэтому логичным явилось начало нового
обсуждения проекта закона осенью минувшего года.
Законопроект содержит преамбулу, в которой
констатируется роль пяти традиционных религий в истории и культуре Беларуси. Не
в последнюю очередь это явилось причиной неудовольствия со стороны новых
религиозных движений, появившихся у нас за последние 10 - 15 лет. Но чего им
бояться, если в их деятельности нет ничего противозаконного? А тот факт, что они
создают атмосферу нервозности вокруг нового законопроекта, наводит на мысль о
том, что стремление к религиозному миру не простирается далее заявлений и
деклараций.
В целом законопроект не только не ущемляет
прав верующих, но, напротив, дает достаточные возможности для исповедания веры
гражданами. При этом предполагается больше гарантий духовной безопасности детей,
защиты от вторжения в личную жизнь граждан со стороны ряда неокультов. По
свидетельству специалистов, проект сможет значительно приблизить белорусское
законодательство о религии к европейским нормам.
Все традиционные конфессии в целом
положительно относятся к законопроекту и одобрили его, так же, как и клирики и
миряне Православной церкви.
- Для новых храмов и приходов требуются
кадры священников. Что происходит в этой сфере?
- Неплохо работают духовные семинария и
академия в Жировичах. Но мы озабочены тем, чтобы наша высшая школа - академия -
находилась в столице, где больше доступ к другим научным, общественным и учебным
центрам, библиотекам.
Для будущего православного духовного
центра имени святителя Кирилла Туровского в Минске уже переданы строения рядом с
кафедральным собором.
- Духовный центр - самое большое
строительство?..
- Я бы сказал, самое трудное
строительство, потому что там мы имеем дело с историко-архитектурным
наследием.
- А как вообще складываются дела с
возвратом Церкви ее прежнего имущества - памятников архитектуры, истории и
искусства?
- Нам вернули многое. Хотя, конечно,
бывают разные ситуации... Но и они решаются, не без трудностей, но решаются.
Здесь нет каких-то непреодолимых препятствий ни с той, ни с другой стороны. Мы
тоже понимаем возникающие сложности, и потому, например, три года ждали, пока
консерватория освободит дом при соборе. Терпеливо ждали уже после того, как было
принято решение о передаче.
- Что Вы можете рассказать о внешних
связях Белорусского Экзархата?
- Мы являемся Церковью Московского
Патриархата, но Белорусский Экзархат имеет определенное самостоятельное
положение, что зафиксировано в соответствующих документах. Я, естественно,
докладываю о нашей деятельности Святейшему Патриарху, на какие-то мероприятия
беру благословение, но в целом действуем самостоятельно. И среди католиков, и
среди евангеликов Германии, да и в Соединенных Штатах Америки у нас очень много
добрых хороших друзей.
- Празднование двухтысячелетия Рождества
Христова вызвало религиозный подъем в мире. Имеет ли он своим следствием
реальное сближение позиций православия и католицизма?
- События, последовавшие сразу же за
торжествами, разворачивались таким образом, что искренние души не могли понять
происходящее: только что отпраздновали Рождество Христово - 2000 лет! - а у
церквей опять начинается соперничество. Причиной тому - новая наступательная
политика Ватикана на православный Восток, отнюдь не братские решения и поступки,
нежелание советоваться и согласовывать свои действия. Договорились ведь когда-то
Константинопольский Патриарх и Римский папа о так называемом "диалоге любви
Церквей-сестер". Но сейчас в лоне Ватикана появился специальный документ, в
котором пересматривается само понятие "Церкви-сестры". А это - шаг назад от
достигнутых соглашений. Я откровенно говорю нашим инославным гостям о своем
несогласии с политикой Ватикана. Но мы не должны терять нормальных человеческих
христианских отношений на нашем уровне православно-католического общения. И
потому будем продолжать диалог с инославием.
- Нынче очень много говорят о религиозном
фанатизме как источнике конфронтации во всем мире. Что Вы вкладываете в понятие
"религиозный фанатизм"? Существует ли оно для Вас вообще?
- Конечно, существует. Все грешат им, и
православные в том числе. А как различить фанатизм и здоровый энтузиазм? Порою
это трудно определить, а порою все совершенно очевидно. Фанатизм - отсутствие
любви, той любви, которая движет нашей жизнью, жизнью всего мира. "Во всем, как
хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними", - гласит
христианский закон (Мф. 7: 12).
Краткая справка: Митрополит Филарет(Кирилл Варфоломеевич Вахромеев) родился в
Москве 21.04.1935. В 1957 г. окончил Московскую Духовную семинарию, а затем Московскую
Духовную академию (в 1961 г.). До своего назначения епископом Тихвинским, викарием
Ленинградской епархии в 1965 г., архимандрит Филарет преподавал в Московской Духовной
академии, был ее инспектором, заведующим аспирантурой. В 1966 г. Патриарх Московский
и всея Руси Алексий и Священный Синод определили преосвященному Филарету быть
епископом Дмитровским, викарием Московской епархии и ректором Московской Духовной
академии. В сан митрополита преосвященный Филарет был возведен Патриархом Пименом
в 1975 г. С 1978 г. Филарет становится митрополитом Минским и Белорусским, Патриаршим
экзархом Западной Европы. В 1981-1989 гг. был председателем Отдела внешних церковных
сношений Московского Патриархата. 16.10.1989 митрополит Минский и Гродненский
Филарет был назначен главой Патриаршего экзархата Русской Православной Церкви
в Белоруссии. Полный титул владыки Филарета в настоящее время звучит так: Митрополит
Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Беларуси, священноархимандрит Свято-Успенской
Жировичской обители.
|