МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
Хроника
15 сентября.
Правительство Молдавии обратилось к МВФ с просьбой оказать поддержку в
реструктуризации внешнего долга республики в рамках Парижского клуба кредиторов.
Эту просьбу на встрече с миссией МВФ озвучил вице-премьер, министр экономики РМ
Ш. Одажиу. Он отметил, что рост ВВП в первом полугодии составил 6,4%. По его
словам, правительство Молдавии приняло ряд мер по сокращению налогового бремени,
продвижению экспорта, привлечению инвестиций и поддержке малого бизнеса.
15 сентября.
Оппозиция представила содокладчикам Совета Европы по Республике Молдова
субъективный отчет о выполнении молдавским руководством рекомендаций, принятых
Парламентской Ассамблеей Совета Европы 24 апреля текущего года, заявил
председатель парламентской комиссии по внешней политике, депутат А.Негуцэ. По
словам Негуцэ, по меньшей мере шесть пунктов списка рекомендаций можно смело
занести в графу «выполнено». Речь идет об отмене уголовного преследования
депутатов оппозиции, организовавших уличные протесты; продлении моратория на
изучение истории Молдавии и статус русского языка; изменении регламента
деятельности парламента с тем, чтобы исключить возможность преследования
депутатов; фактическом превращении национального телевидения в общественную
компанию.
Он выразил убежденность в том, что
докладчики, которые выступят с официальным отчетом 26 сентября в Страсбурге,
констатируют выполнение 6 из общего числа 16 рекомендаций. В ходе встреч со
страсбургскими докладчиками лидер парламентской фракции
Христианско-демократической народной партии Ю.Рошка, равно как и Д.Брагиш, лидер
парламентской фракции социал-демократической направленности, выразили
недовольство тем, что руководство страны пыталось лишь сымитировать выполнение
рекомендаций. Оба они обратили особое внимание докладчиков на дальнейшее
существование полной зависимости национального радио и телевидения от властных
структур.
16 сентября. В
Тирасполе состоялась встреча президента ПМР И. Смирнова с главой миссии ОБСЕ в
Республике Молдова Д. Суорцем, полномочным представителем президента Украины в
переговорном процессе П.Чалым и послом Российской Федерации в РМ П. Петровским.
Во встрече также принял участие министр иностранных дел Приднестровья В.
Лицкай.
Главной темой переговоров стало обсуждение
итогов консультаций по молдо-приднестровскому урегулированию, которые проходили
в Кишиневе в конце августа-начале сентября с. г.
"Мы приехали, чтобы проинформировать
руководство Приднестровья о проделанной работе в ходе кишиневского раунда
переговоров по урегулированию", - сообщил после встречи Д. Суорц. По его словам,
"очень важно, чтобы как можно скорее были сняты и решены все проблемы, которые
мешают работе над политическими вопросами". Глава миссии ОБСЕ уточнил, что речь
идет о выполнении сторонами ранее подписанных договоренностей. Он отметил также,
что к 1 октября экспертные группы сторон должны будут представить подробные
отчеты о проделанной работе. Кроме того, как сообщил Д.Суорц, достигнута
договоренность о том, что тираспольский раунд пятисторонних консультаций в
рамках постоянного совещания представителей Молдовы, Приднестровья, России,
Украины и ОБСЕ начнется в Тирасполе 18 сентября.
Свое мнение о встрече высказал и министр
иностранных дел ПМР В. Лицкай. "Посредники намерены постоянно поддерживать
диалог, и в связи с этим они выразили желание встретиться с президентами Молдовы
и Приднестровья. В. Воронин не принял посредников - он находится в отпуске.
Встреча же с И. Смирновым сегодня состоялась", - уточнил глава приднестровского
МИДа.
По словам министра, "в Тирасполе произошел
очень широкий обмен мнениями, в том числе и по экономическим вопросам". Кроме
того, на встрече был представлен ряд предложений, разработанных приднестровскими
экспертами. "Мы представили сегодня протокольное решение по проблеме
торгово-промышленных палат и сертификатов, а также Меморандум стран-гарантов по
безусловному выполнению договоренностей. В свою очередь, посредники взяли
обязательство довести их до молдавской стороны", - сообщил В.Лицкай.
"Сегодняшняя встреча была весьма полезной, и я думаю, что мы будем проводить
подобные консультации периодически, с тем, чтобы непосредственно доводить точку
зрения руководства Приднестровья до гарантов и посредников", - отметил мининдел
Приднестровья.
16 сентября.
Информационное агентство ПМР «Ольвия – пресс» сообщило, что 11 сентября
президент И.Смирнов встретился с послом Украины в Молдове, представителем
президента Украины в переговорном процессе П.Чалым, а также группой видных
украинских бизнесменов. Темой встречи стало обсуждение возможностей развития
многостороннего экономического сотрудничества. Украинские бизнесмены обсудили с
приднестровской стороной вопросы расширения и укрепления взаимовыгодных
связей.
16 сентября.
Парламент РМ возобновил свою работу. Под председательством заместителя
спикера парламента В.Мишина состоялось заседание председателей постоянных
комиссий, где был рассмотрен ряд законопроектов, которые предстоит включить в
повестку дня первого пленарного заседания парламента.
17 сентября.
Кандидат от Партии коммунистов на пост главы Гагаузской автономии на выборах 6
октября 2002 г. Г.Табунщик заявил, что намерен добиваться «осознанного
объединения крестьян в коллективные агрохозяйства», т.к. на маленьких участках
земли невозможно применять современные технологии. Он высказался за
восстановление старых административных районов в автономии, а также за развитие
гагаузского языка, но с сохранением при этом в Гагаузии русского в качестве
языка обучения. По его мнению, в автономии должны быть три официальных языка –
гагаузский, русский и молдавский. Проект соглашения между Кишиневом и
Тирасполем, предложенный ОБСЕ, он называет «разумной предпосылкой для решения
приднестровской проблемы», причем, по его словам, Гагаузия должна быть
наделена таким же статусом, что и Приднестровье.
17 сентября.
На базе военного института в Кишиневе начались молдавско-американские военные
учения по поддержанию мира, которые продлятся 3 дня. В них принимают участие 35
военных Национальной армии Молдавии и 22 военных Национальной гвардии США.
Учения проходят на компьютерной технике. Цель акции – совершенствование
взаимодействий в рамках многосторонних учений по поддержанию мира. Учения
проходят в соответствии с программой двустороннего сотрудничества между
министерствами обороны РМ и США. Расходы по их проведению полностью взяла на
себя американская сторона.
18 сентября .
Делегация Республики Молдова приняла участие в официальном открытии первых
дельфийских игр среди юниоров стран СНГ, которые проходили с 14 по 18 сентября в
Брянске. Первые дельфийские игры среди стран СНГ проводятся согласно Программе
сотрудничества стран СНГ в области культуры на 2002 год. Организаторами этих
соревнований, в которых участвовала и Молдавия, является Национальный
дельфийский комитет Российской Федерации, администрация Брянской области и
города и др. В рамках дельфийских игр проводятся музыкальные, танцевальные,
театральные конкурсы и др. В программу игр вошел и «круглый стол» представителей
стран-участниц, на котором обсуждались вопросы, связанные с развитием
дельфийского движения в разных странах.
18 сентября.
Глава миссии ОБСЕ в РМ Д.Суорц считает, что до конца 2002 года Россия может не
успеть выполнить в полном объеме свои обязательства по вывозу из Приднестровья
вооружений и боеприпасов в соответствии с соглашениями стамбульского саммита
ОБСЕ.
Он подчеркнул, что российская сторона
готова завершить этот процесс в оговоренные сроки, однако претворение в жизнь их
намерений зависит от позиции Приднестровья, которое пока препятствует вывозу.
Д.Суорц отметил, что ОБСЕ заинтересована в том, чтобы все хранящиеся на складах
российские боеприпасы были вывезены из Приднестровья или уничтожены на месте при
помощи специального оборудования, доставленного в Молдову.
В конце минувшей недели, сказал Д.Суорц,
его вновь не пропустили на территорию складов в Колбасна, в связи с чем он
выразил озабоченность действиями представителей приднестровской администрации,
которые противоречат условиям Соглашения, подписанного ранее между ОБСЕ и
Приднестровьем. Этот документ, уточнил Д.Суорц, дает право сотрудникам миссии
ОБСЕ на беспрепятственное перемещение по приднестровской территории. Он отметил,
что нарушение договоренностей со стороны Тирасполя может иметь для него тяжелые
последствия.
18 сентября. В Тирасполе прошел очередной
раунд переговоров по приднестровскому урегулированию в рамках Постоянного
совещания представителей Молдавии, Приднестровья, России, Украины и ОБСЕ.
Участники встречи продолжали обсуждать статьи проекта Соглашения по
окончательному урегулированию отношений между РМ и ПМР.
18 сентября.
Министерство внутренних дел Молдавии выражает обеспокоенность в связи с
увеличением числа иностранных граждан, незаконно находящихся на территории ПМ, и
усилением пропаганды со стороны различных исламских организаций. Как сообщили в
МВД РМ, в последнее время создан ряд обществ и неправительственных организаций,
«главная задача которых состоит в пропаганде исламской культуры и религии». В
настоящее время полиция выявила ряд центров исламской пропаганды и
импровизированные мечети в квартирах, где проживают студенты, в частности, из
стран Ближнего Востока или Северной Африки. Эти организации действуют, хотя в
Республике Молдова ислам не зарегистрирован официально, а «Высшая судебная
палата дважды отклоняла ходатайство о регистрации этого культа, мотивируя свой
отказ отсутствием мусульманских общин в нашем государстве».
19 сентября.
До конца октября Молдова планирует открыть в рамках своих дипломатических миссий
за рубежом четыре торгово-экономических представительства – в России, Украине,
Белоруссии и Бельгии. По словам вице-премьера, министра экономики Ш.Одажиу, они
будут заниматься изучением местных рынков, а также продвижением экспорта
отечественных товаров. Ш.Одажиу отметил, что в октябре Молдова планирует открыть
также свои торговые дома в Германии и Болгарии. Кроме того, в скором времени
Торговый дом Молдовы должен появиться в северной российской столице –
Санкт-Петербурге.
20 сентября.
“Предстоящее расширение Евросоюза до границ Молдовы ни в коем случае не означает
установления железного занавеса», - считает посол Королевства Нидерландов в
Молдове с резиденцией в Киеве М.Франк, которая встретилась с премьер-министром
В.Тарлевым и обсудила с ним вопросы сотрудничества двух стран и интеграции
Молдовы в европейские структуры. Г-жа Франк считает, что успешная интеграция
Молдовы в Европу зависит, прежде всего, от готовности властей республики решать
внутренние проблемы. На встрече министр иностранных дел Н.Дудэу и голландский
дипломат обсудили также вопрос подготовки Молдовы к председательству в 2003 г. в
Комитете министров Совета Европы.
23 сентября. В Приднестровье вылетела делегация Минобороны России
во главе с заместителем министра генералом армии В.И.Исаковым, которая в
очередной раз обсудит с приднестровским руководством вопросы вывоза российского
военного имущества.
23 сентября .
Правительство России приняло решение о погашении части «газового» долга
Приднестровья на сумму 100 млн.долл.США, что было, по заявлениям тираспольских
властей, основным препятствием в деле вывоза из региона российской военной
техники, вооружений и боеприпасов в соответствии со взятыми Россией на себя
обязательствами на стамбульском саммите ОБСЕ в 1999 году.
23 сентября.
Президент В.Воронин принял посла Российской Федерации в Республике Молдова
П.Петровского, посла США П.Смит и главу Миссии ОБСЕ в Молдове Д.Суорца.
В ходе встречи с послом России обсуждались
вопросы подготовки саммита СНГ в Кишиневе. В.Воронин и П.Петровский затронули
также аспекты урегулирования приднестровского конфликта. Глава государства
выразил удовлетворение тем, что переговорный процесс проходит в установленном
порядке и носит постоянный характер.
Главной темой встречи главы государства с
послом США в Республике Молдова и главой Миссии ОБСЕ было урегулирование
приднестровского конфликта, в котором США начинают играть все более важную роль.
В.Воронин высоко оценил вклад США и ОБСЕ в процесс восстановления целостности
Молдавии.
24 сентября –
Заместитель Главнокомандующего сухопутными войсками России по миротворческим
силам генерал-лейтенант В.Евневич, бывший командующий Оперативной группой
российских войск (ОГРВ) в Приднестровье, заявил, что к 1 декабря 2002 г. Россия
оставит в приднестровском регионе Молдовы лишь миротворческие подразделения. Он
заявил о готовности России выполнять обязательства, взятые ею на саммите ОБСЕ в
Стамбуле в 1999 г., согласно которым вывод российских войск из Молдовы должен
завершиться до конца 2002 г. В прошлом году Россия досрочно выполнила
обязательства по вывозу и утилизации тяжелой военной техники в соответствии с
Соглашением об ограничении обычных вооружений в Европе. Однако затем
администрация Приднестровья заблокировала вывоз военного имущества, потребовав
от России компенсации на 100 млн.долл.США. Лидер ПМР И.Смирнов на
пресс-конференции 31 августа обвинил Россию в невыполнении финансовых
обязательств и подтвердил решимость Приднестровья препятствовать процессу вывоза
до решения финансовых проблем. В свою очередь глава миссии ОБСЕ в Кишиневе
Д.Суорц заявил журналистам, что ОБСЕ согласна с тем, что до завершения процесса
вывоза вооружения и боеприпасов нет необходимости сокращать численность
воинского контингента. На протяжении последних лет он был сокращен в несколько
раз и составляет чуть более двух тысяч человек. Это необходимый минимум для
того, чтобы обеспечить сохранность огромных арсеналов с вооружением и
боеприпасами.
24 сентября.
Лидер парламентской фракции коммунистов В.Степанюк считает, что решение
приднестровского вопроса возможно за полтора года – срок, в течение которого
необходимо присутствие российских миротворческих сил в зоне конфликта.
Цитируемый правительственной газетой «Независимая Молдова», лидер
парламентариев-коммунистов отмечает, что «российские вооруженные миротворческие
силы на левом берегу Днестра следует сохранить до осуществления проекта
соглашения о реинтеграции страны.
«Кишинев и Тирасполь придерживаются пока
разных точек зрения на проблему объединения, но, думаю, за полтора года
разногласия будут преодолены…, и тогда можно будет поднять вопрос о пересмотре
структуры миротворческого контингента», сказал Степанюк, подчеркнув при этом,
что переход «голубых касок» под эгидой ОБСЕ преждевременен. Он высказался за
«сохранение российских военных» в приднестровском регионе «до вывоза тех 40 тыс.
тонн российских боеприпасов, находящихся на левом берегу Днестра».
Лидер парламентской фракции молдавских
коммунистов выступил с комментариями по данному вопросу после прозвучавшего
накануне заявления заместителя Главнокомандующего сухопутных войск по
миротворческой деятельности генерал-лейтенанта В.Евневича, согласно которому
российские войска будут выведены из Приднестровья до 1 декабря текущего года, а
Москва ограничит своё военное присутствие в регионе лишь миротворческими
подразделениями.
24 сентября.
Правительство одобрило законопроект о государственном бюджете на 2003 г. Министр
финансов З.Гречаная отметила, что документ разработан на основании
макроэкономических прогнозов, в соответствии с которыми объем ВВП в 2003 г.
составит 25,2 млрд. леев. Уровень инфляции планируется в пределах 8% против 10%,
спрогнозированных на 2002 г. Предполагается, что обменный курс национальной
валюты не превысит 14,6 лея за 1 долл.США. В соответствии с законопроектом,
доходная часть консолидированного бюджета составит 5,564 млрд. леев – на 12,1%
больше уровня 2002 г. Расходная – увеличена на 9,1% и запланирована на уровне
5,765 млрд. леев, с дефицитом 201 млн. леев – 0,8% от ВВП. (В 2002 г. – 1,2% от
ВВП). Покрытие дефицита предусматривается за счет внешних гарантов (около 140
млн. леев), а также средств от приватизации. Доходы государственного бюджета по
прогнозам Минфина – 3,1 млрд. леев, расходы – 4,2 млрд. Размер подоходного
налога остается прежним – 10, 15 и 25% в зависимости от заработка. Налог на
прибыль юридических лиц предлагается установить в размере 20%, снизив его на 5%
по сравнению с 2002 г. Потери бюджета от этого снижения составят 130 млн. леев.
Компенсация потерь предусматривается за счет налогообложения процентов от
депозитных вкладов юридических лиц, увеличения ставок налога на прибыль
экономических агентств-нерезидентов с 5 до 10%, обложения налогом прибылей,
перечисляемых за границу, а также за счет некоторых изменений в области
расходной политики. Другим новшеством налоговой политики является освобождение
от налога на прибыль предприятий аграрного сектора. Удельный вес прямых налогов
в ВВП 2003 г. составит 4,5% против 4,1% в 2002 г. Проект предусматривает
выделить 1,22 млрд. леев, или 31% доходной части бюджета на оплату внешних
долгов. В бюджете заложено 500 млн. леев на повышение заработной платы
бюджетникам, стипендий студентам.
25 сентября.В
Тирасполе завершился шестой раунд переговоров по приднестровскому
урегулированию. Представители Молдавии, Приднестровья, России, Украины и ОБСЕ
вновь обсудили постатейно положения проекта Соглашения об урегулировании
приднестровской проблемы, представленного в Киеве 2-3 июля с.г. представителем
ОБСЕ Д.Суорцем от имени посредников в переговорном процессе (Россия, Украина и
ОБСЕ).
Хотя между участниками переговоров
достигнута договоренность не сообщать прессе конкретные детали дискуссий по
данной проблеме, ряд местных наблюдателей характеризуют проходящие переговоры
выражением «шаг вперед – два шага назад».
25 сентября.
Учебный предмет «История» в любой стране следует преподавать с научной точки
зрения, а не с политической», - заявил на открытии международного семинара
«Преподавание истории в Молдове» представитель миссии ОБСЕ в Кишиневе Г.Ханне.
Он напомнил, что разногласия относительно правильного названия школьного
предмета «История» в Молдове начались еще в 1999 г. «С тех пор предмет получил
политическую окраску и страсти о том, как он должен называться – «История румын»
или «История Молдовы» – не утихают до сих пор. В рамках семинара предстоит
определить, какую из них следует преподавать в школах республики. Вице-премьер
В.Кристя считает, что представители Совета Европы, ученые и эксперты помогут
правительству найти оптимальный вариант в разрешении разногласий». Он отметил,
что участники семинара постараются найти ответы на вопросы: «Как преподавать
историю в школах?», «Каким должно быть содержание учебника истории?», «Как
должен называться учебник?». Семинар организован Бюро информирования Совета
Европы в Молдове, министерством просвещения и миссией ОБСЕ в Кишиневе.
26 сентября. Делегация Минобороны России во главе с заместителем
министра генералом армии В.И.Исаковым продолжила переговоры с приднестровским
руководством по вопросу вывоза из Приднестровья российского военного
имущества.
Накануне состоялась встреча военной
делегации с президентом ПМР И.Смирновым. Как стало известно, приднестровская
сторона приняла к сведению информацию о списании с ПМР части её долга за
поставки российского газа в размере 100 млн.долл.США, о чём говорится в письме
заместителя председателя Правительства России, министра финансов А.Кудрина на
имя руководителя Приднестровья И.Смирнова. Ожидается, что окончательный ответ
Тирасполя относительно возобновления в ближайшее время вывоза российской военной
техники, вооружений и боеприпасов из региона будет получен после завершения
переговоров.
26 сентября.
Меры по активизации интеграционных процессов в рамках Содружества Независимых
государств будут разработаны на саммите СНГ, который пройдет в Кишиневе 6-7
октября. Об этом сообщил в программе Национального телевидения министр
иностранных дел РМ Н.Дудэу. Он заявил, что в повестку дня саммита будут включены
важнейшие для развития Содружества вопросы. По словам министра, «на встрече 6-7
октября ожидается глубокий анализ состояния дел в Содружестве с целью выявления
факторов, тормозящих развитие СНГ». Одним из приоритетных направлений развития
многостороннего сотрудничества в рамках Содружества может стать создание зоны
свободной торговли, т.к. все без исключения страны СНГ заинтересованы в
обеспечении беспрепятственного передвижения на всем пространстве Содружества
товаров и услуг, рабочей силы и капитала. «Объединяющими для всех государств СНГ
являются и концепции создания единой транспортной системы Содружества,
энергетического альянса СНГ, внедрения на всем пространстве Содружества единых
стандартов, совместимых со стандартами ЕС», - подчеркнул Н.Дудэу. Он уточнил,
что «в преддверии саммита проводится большая работа по определению
согласованного концептуального видения приоритетных направлений дальнейшего
развития Содружества». Важнейшим условием их реализации является добросовестное
выполнение каждым государством принятых на себя обязательств в рамках
Сообщества. Вот почему на кишиневской встрече в верхах планируется рассмотреть
со всей принципиальностью вопросы обеспечения своевременного вступления в силу
для каждого государства договоров и соглашений, подписываемых в рамках СНГ, а
также выработки механизмов, способствующих их безусловному выполнению», -
отметил Н.Дудэу. Глава молдавского МИДа сообщил, что в кишиневском саммите
ожидается участие около 700 представителей из 12-ти государств Содружества.
О положении соотечественников в МолдавииГеннадий Коненко
Согласно данным последней переписи
населения (1989 г.), из 4,3 млн. жителей Молдавии русские составляли 13% или 562
тыс. чел. В Приднестровье же из почти 750 тыс. населения русских насчитывалось
тогда 28% или примерно 210 тыс. чел. До настоящего времени, как показывают
подсчеты статистических служб Молдавии и Приднестровья, эти цифры не претерпели
больших изменений.
На консульском учете Посольства Российской
Федерации в Республике Молдова на начало 2002 года состояло 74 тыс. российских
граждан, постоянно проживающих в Республике Молдова, из них в Приднестровье -–60
тыс. чел.
Количество же всех принявших российское
гражданство в РМ и ПМР в порядке регистрации и по ходатайству, видимо, превышает
80 тыс. чел., т.к. многие выехавшие на постоянное место жительство в Россию на
консульском учете не состоят. И число таких граждан превышает 8 тыс. чел.
В настоящее время в Республике Молдова,
включая Приднестровье, действуют более 20 общественных организаций российских
соотечественников. В июле 2000 г. большинство организаций на Правобережье
объединилось в рамках Координационного совета русских общин. Наиболее
влиятельными сегодня являются Республиканская русская община “Содружество”,
“Фонд славянской письменности и культуры”, Центр русской культуры, Славянская
правозащитная организация “Вече”, Ассоциация славянских учебных заведений РМ.
После состоявшихся 25 февраля с.г. выборов в законодательный орган страны
председателем Комиссии по правам человека и нацменьшинствам парламента избран
руководитель Координационного Совета русских общин в РМ М.И.Сидоров.
Подобный Координационный Совет,
объединивший русские общины, создан и в Приднестровье. Здесь наиболее активно
действуют общины “Добрыня” в Бендерах, им. А.В.Суворова в Рыбнице, «Отчизна» в
Тирасполе, движение “Россияне” в Слободзее. Общественных организаций российских
граждан в РМ нет.
Россия оказывает существенную помощь
проживающим в Молдавии соотечественникам. В 2001 г. по линии Правительственной
комиссии по делам соотечественников (ПКДС) в Молдавию было направлено 140 тыс.
учебников для русских школ. Приднестровье получило из них 1/3 общего числа книг.
В 2002 г. молдавскому правительству для средних школ с русским языком обучения
было передано ещё 130 тыс. учебников. Кроме этого, в Молдавию и Приднестровье
планируется поставить уже в ближайшее время учебники издательств «Просвещение» и
«Дрофа» общим тиражом более 250 тыс. экземпляров, стоимостью в 9 млн. руб.
В Молдавии существует достаточно развитая
сеть практически всех видов СМИ на русском языке. Осуществляется ретрансляция
многих российских теле- и радиоканалов. На государственном телеканале РМ в
информационные и художественные программы обязательно включаются блоки на
русском языке.
Здесь издаются на русском языке молдавские
газеты - официальная «Независимая Молдова», «Молдавские ведомости», «Кишиневские
новости», «Время», а также российские - «Комсомольская правда», «Аргументы и
факты», «Труд» с молдавскими приложениями и ряд других. Координационным Советом
русских общих Республики Молдова издается газета «Русское слово», Союзом русских
общин Приднестровья – газета «Русских рубеж».
В стране в целом уже создана правовая
база, регулирующая межэтнические отношения. Парламент РМ национальное
законодательство в области прав человека постепенно приводил в соответствие с
нормами международного права.
На сегодня Молдавия ратифицировала более
30 международных и европейских конвенций. Наиболее значимыми из них, как считают
в Кишиневе, являются Заключительный Акт совещания по безопасности и
сотрудничеству в Европе, Документ Копенгагенского совещания конференции по
человеческому измерению СБСЕ, Женевская Конвенция о статусе беженцев,
пересмотренная Европейская конвенция о защите прав и основных свобод и др.
Присоединилась РМ также к Рамочной Конвенции СЕ о защите национальных
меньшинств, Европейской хартии региональных языков и языков национальных
меньшинств. В некоторых документах о присоединении Молдавии к упомянутым
конвенциям содержится, правда, ряд оговорок, связанных в основном с финансовыми
и материальными расходами по их имплементации.
Пришедшее к власти в конце 2001 г.
руководство страны, включая, прежде всего, парламент РМ, приступило к
последовательному закреплению билингвизма в стране и введению правовых норм,
способствующих межэтническому согласию. В конце апреля 2001 г. депутаты приняли
Закон об актах гражданского состояния, согласно которому вся документация должна
оформляться не только на молдавском, но и на русском языке.
Наиболее существенным документом,
затрагивающим интересы соотечественников, можно считать принятый в июле 2001
года Закон о правах лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, и правовом
статусе их организаций. Помимо подтверждения прав национальных меньшинств,
установленных международным правом, закон содержит ряд положений, приближающих
русский язык к статусу официального, а также предусматривает пропорциональное
представительство национальных меньшинств в структурах исполнительной и судебной
власти всех уровней, в армии, органах охраны общественного порядка и т.д.
Вместе с тем следует сказать, что пока
правительство не выполнило положений статьи 33 закона, где оно обязывалось
представить парламенту предложения по приведению действующего законодательства в
соответствие с законом о правах национальных меньшинств и принять нормативные
акты, обеспечивающие его выполнение. Таким образом, пока не создано механизма по
имплементации упомянутого закона.
Что касается пропорционального
представительства нацменьшинств в органах власти, пока до полного осуществления
положений закона на этот счёт ещё далеко. Это связано не только с нехваткой
финансовых средств, но и недостаточным знанием государственного языка
русскоязычным населением Молдавии. Хотя нельзя не отметить и того факта, что
представителей наших соотечественников стало значительно больше и в
администрации нового президента, и в парламенте, и в органах исполнительной
власти как в Центре, так и на местах.
В августе 2001 г. был предпринят ряд мер
по восстановлению позиций русского языка в системе образования. В частности,
было введено обязательное изучение в школе русского языка со 2-го класса и
истории Молдавии вместо истории румын. Число групп с русским языком обучения
было решено довести до 28-30% в ВУЗах и до 23% в сфере среднего и
специального образования.
Однако организованные правыми
националистами во главе с Христианско-демократической народной партией массовые
акции протеста при поддержке Румынии и Запада в целом вынудили руководство
страны отменить действие соответствующих приказов Минобразования и пойти на
уступки. Изучение русского языка со 2-го класса пока будет возможным только с
согласия родителей учеников, а изучение истории Молдавии было отменено до
издания соответствующего учебника.
Кроме того, Конституционный Суд РМ, куда
националистами были поданы жалобы относительно конституционности принятых
законов по актам гражданского состояния и правам национальных меньшинств,
признал ряд положений эти законов несоответствующих Конституции Республики
Молдова, в частности, положений о дублировании на русском языке документов
ЗАГСов, наименований населенных пунктов и государственных учреждений и т.д.
В этой связи в настоящий момент молдавским
парламентом готовится ряд проектов по внесению изменений в действующий Основной
закон страны, прежде всего, ст.13, согласно которой молдавский язык является
единственным государственным языком РМ.
Из других законодательных актов, которые
так или иначе не учитывают интересы граждан России, можно назвать Закон от 14
апреля 2000 года об особой социальной защите некоторых категорий населения
(инвалиды, ветераны войны и труда, пострадавшие в результате аварии на ЧАЭС,
одинокие пенсионеры, многодетные семьи и др.), где право на получение адресных
льгот и компенсаций (оплата коммунальных услуг, электроэнергии, газа и т.д. и
т.п.) имеют только граждане Молдавии, что явно нарушает права проживающих здесь
российских граждан, наиболее нуждающихся в защите.
В целом проживание граждан России на
территории Молдавии регламентируется законом «О правовом положении иностранных
граждан и лиц без гражданства». В соответствии с ним наши сограждане
приравниваются к иностранцам, что связано с существенным ограничением их прав и
свобод: им зачастую отказывают в трудоустройстве или увольняют с работы,
мотивируя недостаточным знанием государственного языка; они испытывают
затруднения в получении социальных льгот и пособий; они не обладают правами на
приватизацию собственности (например, земли), находящейся на территории
Молдавии.
Формально для граждан России нет
препятствий для получения образования в Молдове. Одно из существенных положений
закона о национальных меньшинствах гласит, что государство гарантирует «право
лиц, принадлежащих к нацменьшинствам, получать дошкольное, начальное, среднее,
высшее образование на молдавском и русском языках».
И всё же доля учащихся русских школ
сократилась сегодня до 22,3% (в 1989 г. – 32,7%). Преподавание в госсистеме
высшего образования РМ ведется в основном на молдавском языке, что ограничивает
количество российских граждан, желающих получить такое образование на
льготных условиях или бесплатно. Высшее образование же на русском языке
переведено фактически на платную основу.
Есть ещё ряд нерешенных проблем, связанных
с положением соотечественников. В трудной ситуации находятся единственный в
республике профессиональный русский театр им А.П.Чехова, Дом-музей А.С.Пушкина и
его филиал в селе Долна, несмотря на помощь, оказываемую время от времени
российскими властями и работающими в Молдавии российскими компаниями «Лукойл» и
«Итера».
В стране наблюдаются проявления т.н.
«бытового» национализма и нетерпимости по национальному признаку, хотя
дискриминационную подоплёку того или иного такого рода деяния доказать порою не
представляется возможным, чаще всего они попадают под рассмотрение с точки
зрения административного права. А имеющие здесь до сих пор всплески русофобии и
национализма носят организованный характер. Так было, например, в январе-апреле
и начале сентября 2002 г., когда крайне правые националистические силы,
руководимые уже упоминавшейся прорумынски настроенной ХДНП, организовали
антиправительственные манифестации, направленные на дестабилизацию существующей
власти, которая выступает за всестороннее развитие отношений с Россией, за
придание русскому языку официального статуса и достижение в Молдавии
максимального межэтнического согласия.
Следует отметить также, что обеспечению
прав российских граждан в Молдавии и их интересов служит также ряд подписанных
между РФ и РМ двусторонних документов в правовой области,. Это, прежде всего,
Договор о дружбе и сотрудничестве между нашими странами (ст.ст. 16,17,20,24),
Соглашение о трудовой деятельности и социальной защите граждан РФ в РМ и граждан
РМ в РФ. В ближайшем времени будет подписано Соглашение о регулировании
процессов переселения и защите прав переселенцев, готовится также Договор о
правовом статусе граждан РФ, проживающих на территории РМ, и правовом статусе
граждан РМ, проживающих на территории РФ.
Надо сказать, что улучшению положения
российских граждан в Молдавии и соотечественников, не имеющих гражданства
России, способствовало бы заключение между Российской Федерацией и Республикой
Молдова соглашения о двойном гражданстве. В Основном законе страны оно не
предусмотрено, но Конституционный суд недавно дал положительное заключение на
представленный правительством законопроект о введении множественного
гражданства. В настоящее время власти де-факто не препятствуют молдавским
гражданам в получении гражданства иностранных государств, в т.ч. РФ. И многие
граждане РМ такое гражданство имеют.
После провозглашения независимости все
лица, проживавшие на территории Молдавии, были объявлены её гражданами, и
большинство русских на Правобережье было вынуждено по разным причинам официально
оформить молдавское гражданство. Это давало право на приватизацию недвижимости,
получение социальных льгот и т.д., а также возможность иметь правовую защиту в
тот период, когда в стране проводилась политика дискриминации русского
населения. В связи с этим соглашение о двойном гражданстве позволило бы более
эффективно защищать права соотечественников – граждан Молдавии, что пока может
расцениваться как вмешательство во внутренние дела.
Несмотря на ещё имеющиеся в Молдавии
проблемы с точки зрения обеспечения прав и свобод проживающих здесь российских
граждан и наших соотечественников, не имеющих гражданства России, нет оснований
для драматизации сегодняшней ситуации. Эти проблемы представляются разрешимыми.
С приходом к власти в стране нового руководства в правозащитной сфере в целом
складывается положительная динамика.
Что касается Приднестровья, то здесь
практически нет явлений, связанных с проявлением национализма и ущемлением прав
русскоязычного населения и российских граждан, проживающих постоянно в
регионе.
По Конституции ПМР официальными языками
являются русский, украинский и молдавский. В органах власти – судебной,
законодательной и исполнительной как в Тирасполе, так и на местах присутствуют
представители всех национальностей. Руководителем Приднестровья, например,
является русский, председателем Верховного Совета – молдаванин. Таких примеров
можно привести очень много.
В области образования картина аналогичная.
Правда, русских общеобразовательных школ в ПМР насчитывается больше, чем других,
хотя начальных и средних учебных заведений с преподаванием на молдавском и
украинском языках здесь также достаточное количество. В высших учебных
заведениях преподавание, как правило, ведется на русском языке.
В области культуры также существует
равноправие. Ярким свидетельством этого является существование большого числа
фольклорных ансамблей, участие их в различных культурных мероприятиях, и не
только праздничного характера.
Для приднестровцев без гражданства или
имеющих гражданство непризнанной Приднестровской Молдавской Республики
подписание Соглашения между Молдавией и Россией о двойном гражданстве также было
бы выходом, так как большинство этих людей считают себя россиянами и хотят
получить гражданство РФ.
В последнее время, как показывают факты, в
Приднестровье наблюдается активизация представителей Украины, в т.ч. на
официальном уровне, с целью усиления здесь украинского присутствия. Весьма
настойчивая пропагандистская работа ведется, прежде всего, с гражданами
украинского происхождения, введен облегченный порядок приобретения ими
гражданства Украины. Киев через своё посольство оказывает значительную
финансовую и материальную помощь местной украинской диаспоре. Во время выборов в
Верховный Совет ПМР через диаспору проводилась кампания по выдвижению кандидатов
– украинцев, которые «смогли бы лучше отстаивать интересы украинского населения
Приднестровья». К сожалению, власти в Тирасполе, занятые в это время
нейтрализацией кандидатов от «промосковской», по им мнению, общественной
организации «Единство Приднестровья», не придали этому обстоятельству нужного
внимания.
Коммерсант Plus, 13 сентября 2002 Серафим Урекян: Решение о федерализации может принять только народ
Российско-Приднестровский
Информационно-аналитический центр
Будучи одним из первых сторонников
федеративной идеи применительно к расколотой Молдове и причисляя себя к людям,
которых всерьез волнует судьба собственной страны, я испытываю сейчас ощутимую
двойственность положения, потому что тот путь, который казался мне еще вчера
верным и единственно возможным, вдруг предстает осложненным, по крайней мере,
одним серьезнейшим препятствием и уже не кажется безошибочным. Об этом и хочу
порассуждать начистоту.
Сегодня, когда опубликован, широко
обсужден и одобрен на международном уровне соответствующий Проект ОБСЕ, в
Республике Молдова появилось неожиданно много его сторонников. Оглядишься – бог
ты мой, да у нас, оказывается, чуть ли не все политики и общественные деятели
обеими руками "за". Они, оказывается, тоже федералисты! До поры до времени эти
политики надеялись, что их протесты против федеративного устройства Молдовы
окажут воздействие на западные европейские структуры или хотя бы будут ими
учтены. Но теперь выступать против модели государственного устройства, которая
рекомендована нам Западом и Западом же одобрена – значит проявлять себя
антизападником. А на это многие из них не решаются.
Итак, у нас в стране сложилась такая
ситуация: с одной стороны, умножающаяся масса "федералистов" и день ото дня
редеющая кучка "антифедералистов". Но при всем при том – огромное молчаливое
большинство, мнение которого нам неизвестно. Да, именно так: весь шум вокруг
проекта ОБСЕ, весь масштаб обсуждения этого документа и принципов, на которых
должен выстраиваться процесс объединения страны, ограничились политическими
партиями в пределах, главным образом, столичного асфальта, структур власти и
мероприятиями с участием иностранных держав и международных организаций, опять
же на высшем уровне. Но, сколь бы велики ни были эти державы и авторитетны
международные структуры, какими бы важными ни считали себя партии, включая
правящую ПКРМ, – всего этого не просто маловато, но абсолютно недостаточно для
того, чтобы не то что начинать процесс интеграции, но даже говорить о нем в
императивном наклонении. Потому что до сих пор никто еще не спросил у граждан, у
населения обоих берегов Днестра: люди добрые, как вы относитесь к идее
объединения вообще и к проекту ОБСЕ в частности?
Между тем, по Конституции Республики
Молдова, унитарный характер нашего государства может быть изменен всенародным
референдумом, и только референдумом. Хорош или плох наш Основной закон, но он
таков, хорошо это или плохо – унитарное государство, но оно у нас сегодня именно
такое. А сделать государство другим вправе только народ, обладающий, по духу и
букве конституции, высшей властью, определяющей и статус государства.
Таким образом, изначально в планах
федерализации, в процессе воссоединения берегов через Проект ОБСЕ была совершена
серьезная ошибка. И ее необходимо безотлагательно исправить, иначе она станет
фатальной преградой в деле воссоздания единой Молдовы. Получилось так, - хотел
этого кто-то или не хотел (думаю, специально никто не планировал), - что телега
оказалась впереди лошади: политики начали решать за народ, вместо того чтобы
предварительно испросить у народа его согласие на те или иные интеграционные
меры. И теперь единственный выход, пока еще не поздно, – провести референдум по
поводу процесса объединения страны через создание молдавской федерации.
Я лично не сомневаюсь, что большинство
населения все же выскажется за воссоединение и за создание единого государства.
Но это не более чем мое личное, субъективное мнение. Точно так же должен,
по-моему, рассуждать любой политик, будь он пламенный сторонник указанного
процесса и лежащего в его основе документа или яростный противник. Если мы все
будем и далее в структурах власти, в общественных местах и в СМИ обсуждать
Проект ОБСЕ, его положительные стороны и недостатки, спорить и предлагать пути
реализации, – то, как бы ни были хороши наши предложения, сам процесс не
продвинется вперед ни на шаг. Судя по целому ряду нюансов, впору подозревать,
что именно так и выстраивается уже сегодня стратегия нынешних активных
“федералистов” от власти: заболтать, заговорить, утопить в деталях и частностях,
оттянуть, наколько можно, или “заволокитить” в полной мере проект ОБСЕ.
Слишком много влиятельных (де-факто и
де-юре) лиц заинтересовано именно в том, чтобы судьбоносный для страны вопрос не
был решен или чтобы его решение было оттянуто как можно дальше в неопределенное
будущее. В частности и поэтому крайне необходимо безотлагательно провести
референдум, который расставит точки над “i” и придаст обсуждаемому процессу
совершенно обязательный и предельно конкретный (в том числе и по срокам)
характер, ибо будет получено не только мнение народа – носителя высшей власти,
как следует из самого смысла демократии (народовластия), но и санкция народа на
вполне определенные действия.
И здесь я вынужден, не вдаваясь в
обсуждение Проекта ОБСЕ, указать на один его коренной недостаток, который при
проведении референдума должен быть устранен. Из документа вообще неясен состав
федерации, а вопросы, вынесенные на плебисцит, должны быть сформулированы в
окончательном, предельно конкретном, не подлежащем разночтениям виде. Словом,
проблему количества и территориальной конфигурации субъектов молдавской
федерации следовало уже решить, ибо промедление может крайне неблагоприятно
сказаться на всем процессе. Хотелось бы, чтобы после опубликования в открытой
печати проекта ОБСЕ в президентуре и парламенте в полной мере осознали всю
серьезность складывающейся общественно-политической обстановки. Как организовать
плебисцит?
Есть мнение, что проведение отдельного
референдума в Приднестровье, параллельно с таковым же на правобережной части
страны, невозможно, ибо ПМР как государственное образование непризнана и,
соответственно, результаты такого плебисцита будут нелегитимными. Эту точку
зрения следует оспорить. Напротив, именно устранение жителей левого берега от
всемолдавского референдума и сделает нелигитимными любые его итоги.
Ну а на участие в едином, общем для
Молдовы референдуме может не согласиться тираспольская администрация. Казалось
бы, тупиковая ситуация. Но, по-моему, референдум реально можно провести как бы
"по частям" (отдельно на левом и правом берегах) под эгидой международных
наблюдателей, из той же ОБСЕ. Помочь соблюсти правовые нюансы призваны юристы.
Не будучи таковым, все же хочу напомнить, что очень часто неординарные
политические решения вынужденно принимаются в условиях определенного "правового
вакуума". Так было, к примеру, при объединении Германии, при распаде СССР и
создании СНГ. Сам дальнейший ход событий должен подсказать, каким образом ввести
в правовое русло реальный процесс политического урегулирования приднестровского
конфликта, чтобы он проходил под демократическим контролем стран-гарантов и
международных наблюдателей.
Надо сказать, что, в принципе,
разъединенность нашей страны не просто надоела людям. Она противоестественна,
сугубо вредоносна и каждодневно подпитывает торжество бюрократизма, большие и
малые безобразия и беззакония. Разъединенность, наличие двойных контрольных
органов, различий в законодательствах и т. д. исключительно выгодны
многочисленному чиновничеству обоих берегов, начиная от рядовых представителей
компетентных органов и кончая крупными столоначальниками. Используя неизбежные
нестыковки и объективно существующие препоны, играя на противоречиях, исподволь
культивируя их и раздувая, эти люди извлекают немалую выгоду из страданий и
неудобств людей. Речь идет, прежде всего, о банальном взяточничестве, поборах, а
также и более серьезных вещах – коррупции, контрабанде, теневой экономике,
основанных на возможностях запретительства, протекционизма и массы иных внешне
законных мер, провоцирующих и питающих текущий беспредел.
Убежден, что, как бы серьезны ни были все
эти явления, осложняющие жизнь большинства людей обоих берегов Днестра, самая
серьезная преграда выстраивается в силу их субъективных интересов. Об этом уже
столько сказано и написано, что не стоит повторяться. Достаточно напомнить, что
объединительный процесс подразумевает неизбежные новые выборы.
Во-первых, как говорится, "процесс пошел",
причем под контролем стран-гарантов и ОБСЕ, и, шире, при заинтересованном
внимании Запада. Теперь прервать его, по сути, невозможно, можно лишь, как уже
сказано, выстроить "стратегию волокиты". А во-вторых, и это самое главное, то,
что надо с особой силой подчеркнуть: проведение референдума, который должен
прояснить ситуацию и придать императивный характер начавшемуся процессу, – это
процесс не дискуссионный и вообще не вопрос. Это – конституционная данность,
которой обязаны подчиниться все. Вот почему на более чем актуальные ныне вопросы
"что делать?" и "с чего начать?" следует ответить совершенно определенно. Надо
провести референдум и с этого начать объединение страны.
Российско-Приднестровский Информационно-аналитический центр Незаконченная пьеса для механического пианино
Одной из реальных возможностей
урегулирования "исключительно мирными, политическими средствами последствий
конфликта", имевшем место в Приднестровье в начале 90-х годов и объединения
Молдовы стал представленный в Киеве миссией ОБСЕ проект федерализации
республики. В целом проект получил поддержку, как в Кишиневе, так и в Тирасполе,
но особой радости
не наблюдалось.
Совсем недавно завершилось второе
заседание в рамках Кишиневского раунда переговоров представителей по
политическим вопросам Молдовы, Приднестровья, России, Украины и ОБСЕ, добавившее
больше вопросов, чем ответов.
Все чаще возникает ощущение того, что чем
дальше стороны и посредники залезают в чащи переговорного процесса, тем все
больше и больше переговоры ведутся ради самих переговоров. И дело тут вовсе не в
том, что господа переговорщики оградили себя от прессы, отказываясь от
каких-либо комментариев. На наш взгляд, причина, довольно прохладного отношения
сторон к предложенному проекту, несколько в другом.
Говоря об "объединении страны", а именно
так записано в преамбуле проекта Соглашения, авторы проекта изначально поставили
стороны в неравные условия, признавая за одной из сторон права, за другой лишь
обязанности.
Хочу еще раз заметить, речь идет именно об
объединении, а не о воссоединении, присоединении или воссоздании, потому что
соединиться с целью образования единой организации, одного целого (имеется в
виду государства) значит объединиться.
Но объединение предполагает соединение в
одно целое частей или субъектов, да непросто субъектов, а равных субъектов,
именно таковы сегодняшние реалии. Что и подтверждается на словах при каждом
удобном случае.
Однако, когда речь заходит о чем-то
конкретном - в данном случае проект Соглашения, о равных правах либо забывают,
либо умалчивают.
Судите сами. Приднестровью предлагают
объединиться с Молдовой в качестве государственно-территориального образования,
которое должно поступиться частью своих прав. В частности, правом на
государственную собственность и управление ею, правом на финансовое, валютное,
кредитное, таможенное регулирование, правом на налоги и сборы, правом на
внешнеполитическую и внешнеэкономическую деятельность, правом на оборону и
безопасность и т.д.
Что же теряет Молдова, поступившись своей
невинностью, то есть унитарностью?
Отсюда вполне прогнозируемая реакция
приднестровской стороны.
Давайте отдадим дань исторической
справедливости. Приднестровье никогда не входило в состав современной, унитарной
Молдовы - Молдовы, самопровозгласившей себя в 1991 году суверенным и независимым
государством. С 1990 года Приднестровье живет своей самостоятельной жизнью,
плохой ли, хорошей ли не в этом суть.
Предложенный ОБСЕ механизм решения
приднестровского вопроса чем-то напоминает присоединение метрополией колонии. Но
Приднестровье не колония, да и Молдова явно не тянет на роль метрополии. За свою
недолгую историю Молдова успела удивить мир огромным внешним долгом и сотнями
тысяч своих граждан и гражданок, отправившихся искать элементарной работы за
пределы своей Родины.
Ведь как бы не хотели посредники
переговорного процесса между Молдовой и Приднестровьем жизнь намного ярче и
разнообразнее и втиснуть ее в рамки пьесы для механического пианино вряд ли
получится. Пройдет некоторое время и Молдова, так еще окончательно не
определившаяся стать ли ей провинцией "великой Румынии" или идти по
самостоятельному пути, вполне может выбрать первое. Что тогда будут
гарантировать господа гаранты - право народа Приднестровья на самоопределение
или "мирную" румынизацию? Скорее всего второе, судя по выступлению на
пресс-конференции 1 августа 2202 года в Кишиневе, посола Соединенных Штатов
Америки в РМ Памелы Смит. "Мы не признаем государственность Приднестровья в
настоящее время и не думаем, что данный проект предполагает признание
государственности Приднестровья в будущем. Тот проект, который мы имеем сегодня,
предполагает интеграцию Приднестровья в федеративное государство - Республику
Молдова ",- отметила она. А что озвучил американский посол, устами которого
говорит Белый дом, считай директива ОБСЕ. Вот такое неравное равноправие.
Времена, когда государства прирастали за
счет присоединения территорий, на которых обитали аборигены, не имевшие своей
государственности, даже если это назвать по-современному интеграцией, тоже
безвозвратно ушли. Ничейных территорий в мире не осталось. Государственность
Приднестровья - Приднестровская Молдавская республика (ПМР) существует 12 лет,
являясь относительно цивилизованным демократическим государством с развитой
экономикой. Государственность ПМР на год старше государственности Молдовы, не
зависимо от признания или не признания извне.
Отсюда единственный путь к решению
приднестровской проблемы, объединению Молдовы - юридическое закрепление за
сторонами равных прав на деле, то есть объединение равноправных.
И здесь кажется неслучайным видение
руководством Приднестровья несколько иного пути преодоления противоречий между
Молдовой и Приднестровьем и включения их в общеевропейские и мировые
интеграционные процессы. Речь идет о новой модели межгосударственной ассоциации
на примере Сербии и Черногории, которая дает одинаковые шансы и для идеи
независимости и для идеи создания единого государства.
Думается, что именно эта прогрессивная
модель, созвучная духу времени, должна быть учтена в продолжающихся переговорах
политических посредников по приднестровскому урегулированию.
Не всегда написанное для механического
дива ласкает слух и душу.
reporter.md, 16 сентября 2002 Внутренние проблемы представлены на суд СЕЮлиана Бордеяну
В ходе встречи с докладчиками Совета
Европы лидеры парламентских групп представили политическую ситуацию в стране и,
в частности, выполнение резолюции Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 24
апреля этого года с разных точек зрения.
До конца визита представителям
европейского форума предстоит решить, насколько верны заявления властей о полном
выполнении рекомендации резолюции ПАСЕ и насколько объективны язвительные оценки
оппозиции. Аналогичная проблема возникла и в случае компании
"Телерадио-Молдова", преобразованной недавно в общественное учреждение. Ее
работники заявляют, что в последнее время цензура была легализирована, а не
устранена, в то время как исполняющий обязанности директора компании Ион Гонца
утверждает, что дела идут намного лучше, чем раньше, и что позитивные изменения
налицо. Вывод содокладчиков будет отражен в докладе, который должен быть
представлен на осенней сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы.
Руководитель Наблюдательной комиссии
Совета Европы Жозетт Дюрье подчеркнула, что визит докладчиков в Европу
обусловлен необходимостью удостовериться в том, как выполняются положения
Резолюции Совета Европы.
В свою очередь лидеры оппозиционных
парламентских партий воспользовались случаем и указали на другие недостатки в
образе правления Партии коммунистов. В ответ на просьбу высказать свое мнение
относительно того, как выполняются положения Резолюции ПАСЕ, руководитель
Христианско- демократической партии Юрие Рошка заявил, что представил
докладчикам СЕ ноту о политической ситуации в Республике Молдова и о выполнении
положений Резолюции от 24 апреля этого года. В частности, в документе указано,
что "руководство выполнило единственный пункт Резолюции – касающийся регистрации
Митрополии Бессарабии". В контексте Юрие Рошка заявил, что этот процесс
сопровождался внесением изменений в ст. 143 Уголовного кодекса,
предусматривающую наказание в виде лишения свободы на срок до 15 лет для
церковных лиц из приходов, переходящих из одной религиозной юрисдикции в другую.
Таким образом, создается впечатление, что
проблема все еще в моде. Напомним, что на последнем заседании Постоянного
Круглого стола многие представители внепарламентской оппозиции пеняли
заместителю председателя Партии коммунистов Думитру Прижмэряну на то, что
священники и прихожане при Митрополии Бессарабии подвергаются со стороны властей
различным притеснениям.
Рошка также заявил, что продолжаются
судебные и административные преследования организаторов и участников акций
протеста, прошедших в январе-апреле этого года, так и не раскрыт случай
похищения Влада Кубрякова, была проигнорирована экспертиза ЕС по принятию Закона
об общественном учреждении Телерадиовещания, продолжает ликвидироваться местная
автономия, не гарантируется независимость судопроизводства, а также был нарушен
мораторий по проблемам языка и истории.
В свою очередь лидер парламентской группы
Социал-демократический альянс Думитру Брагиш представил докладчикам прошение,
утвержденное в ходе последнего заседания ПДКС. Этот документ во многом
соприкасается с нотой, которую представил Рошка, но все же он составлен в более
сдержанной форме. В данном прошении политические партии и общественные
организации обращаются к СЕ с просьбой провести мониторинг ситуации в области
функционирования демократических институтов, подчеркнув, что фактически
единственным достижением руководства в плане выполнения Резолюции ПАСЕ является
регистрация Митрополии Бессарабии и частично преобразование государственного
телевидения в общественное учреждение.
В то же время лидер мажоритарной
парламентской фракции Виктор Степанюк считает, что большинство пунктов резолюции
выполнено. Он подчеркнул, что в целях расширения прав оппозиции были приняты
поправки к Закону о статусе депутата, к Регламенту парламента, к Закону о
деятельности правительства.
В свою очередь депутат Андрей Негуцэ,
руководитель комиссии по внешней политике, заявил, что правящая партия выполнила
рекомендации ПАСе практически в полном объеме. Негуцэ отметил, что, хотя в
законе о компании "Телерадио-Молдова", принятом парламентом, есть пробелы,
важно, что этот документ устанавливает преобразование компании в общественное
учреждение, что соответствует рекомендациям ПАСЕ.
Следует отметить, что в настоящее время
для нашего государства чрезвычайно важно предстать перед ПАСЕ в хорошем свете,
так как от доклада, который представят прибывшие к нам два докладчика, в большой
степени зависит принятие Республикой Молдова председательства в Комитете
министров СЕ в мае будущего года.
Напомним, что несколько месяцев назад от
этого учреждения в адрес президента поступило письмо, в котором кишиневские
власти уведомляются, что в случае невыполнения всех рекомендаций резолюции ПАСЕ
о функционировании демократических институтов в Молдове, последствия будут
плачевными.
Кроме того, до обнародования доклада
правительству предстоит решить еще одну проблему…погасить задолженность перед
европейским форумом. Уже несколько лет наше государство игнорировало тот факт,
что, будучи членом СЕ, обязано платить членские взносы, а сейчас европейцы
предъявили нам счет.
Премьер уже дал указания изыскать средства
в самые кратчайшие сроки. В случае погашения долга и признание степени
выполнения резолюции удовлетворительной у нас появится шанс повысить престиж
государства, улучшить наш имидж в качестве председателя Комитета министров СЕ.
Но об этих достижениях пока рано говорить с уверенностью.
Днестровский курьер №25 Илашку разговорился
Отпущенный из тюрьмы террорист и убийца
Илие Илашку, именуемый в Молдове и в Европе не иначе, как "бывший
политзаключенный", заявил в интервью кишиневским СМИ, что "тираспольскому режиму
пришлось его освободить в результате личного вмешательства российского
президента Владимира Путина, которому позвонил глава румынского государства Ион Илиеску".
"Россия в тот момент переживала острый
имиджкризис на международной арене, - продолжил Илашку. Путину оказались
совершенно ни к чему лишние вопросительные знаки по поводу "некоего Илашку", так
сказал мне председатель комиссии по внешним связям Государственной Думы Дмитрий
Рогозин"
Убийца, ставший с подачи двух президентов:
Путина и Илиеску - румынским сенатором, на просьбу дать оценку позиции России во
время вооруженного конфликта на Днестре летом 1992 года заявил, что после ареста
его доставили не в подразделение приднестровских гвардейцев, а в "военную
комендатуру 14-й армии, в службу контрразведки". "Три полковника занимались
мною, пытаясь убедить, что свою жизнь и семью я смогу сохранить только при
условии, что приму их условия... Все их старания сводились к одному -
дискредитации Румынии, если бы я признал, что прошел подготовку за Прутом и там
же был вооружен. Только в таком случае Россия могла оправдать свою агрессию в
Республике Молдова".
Илашку еще раз подтвердил факт своего
сотрудничества с молдавскими секретными службами - упорно отрицаемый до
настоящего времени официальной Молдовой. Он лишь заявил, что был не
"завербован", а "мобилизован". "На тот момент еще не была создана Национальная
армия и мобилизация шла в рамках Министерства национальной безопасности. Я
получил специальную подготовку в Советской армии, где служил в войсках особого
назначения. Так что когда начался конфликт, мое досье не могло остаться
незамеченным. Разумеется, к тому моменту моя физическая подготовка не
представляла собой ничего особенного, но психологическая закалка осталась".
Сенатор - террорист заявил, что
мобилизация, проведенная тогда МНБ, имела особое значение. " Здесь спекулировали
на национальном чувстве. Со 2 марта, когда начался конфликт, и до 16 мая
мобилизации как таковой не было, шло зачисление добровольцев. Конечно, сразу же
появились разного рода "агитаторы", которые будоражили людей, крича, что родина
в опасности. Реагировали самые честные люди, подлинные патриоты".
Отвечая на вопрос о том, насколько реален
проект федерализации Республики Молдова, Илашку заявил, что "никакой
федерализации не будет", потому что первыми выступят против "ребята, воевавшие
за целостность страны". По мнению Илашку, урегулирование приднестровского
кризиса станет возможным только после вывоза вооружения, "и не только со складов
российской армии, но весь арсенал, "вынесенный со складов в 1992 году и в
последующие годы". "После того, как агрессор будет разоружен и армия вывезена,
напряжение спадет само по себе", - заявил он.
Напомним, что по неофициальным но вполне
достоверным сведениям Илие Илашку, уже более полугода безвыездно находящийся в
Кишиневе является основным консультантом СИБ Молдовы и лично президента Воронина
по организации диверсионной и пропагандистской работы на территории ПМР.
Российско-Приднестровский Информационно-аналитический центр Приднестровье: специальное предложение
29 августа заместитель помощника
Госсекретаря США Стивен Пайфер в беседе с молдавскими журналистами поделился
откровениями по проекту приднестровского урегулирования, предложенного ОБСЕ в
Киеве. Событие действительно достойное внимания. Тем более, что ни один
комментарий о федерализации Молдовы не обходился без слов - ОНИ САМИ (в смысле
Америка)
высказались "за".
Да, Америка каким-то незаметным образом
выдвинула себя на первую роль и в решении приднестровского вопроса, несмотря на
то, что не является ни страной-гарантом, ни посредником в переговорном процессе
между Кишиневом и Тирасполем. Чего следовало ожидать, даже не имея особых
аналитических способностей, то и произошло.
Судите сами. В конце февраля с.г. скромно,
ненавязчиво заместитель помощника Госсекретаря США, будучи с визитом в Молдове и
Приднестровье, заявил, что США готовы оказать содействие в урегулировании
приднестровского конфликта.
В апреле специальный посланник
Государственного департамента США Рудольф Перина в ходе визита в Приднестровье
делает ряд серьезных заявлений (как сейчас говорят - "знаковых"). Оценивая
нынешнюю роль стран-гарантов в переговорном процессе, специальный посланник дал
понять, что они занимают довольно пассивную позицию. Россия, будучи основным
гарантом, практически не обеспечивает выполнение ранее подписанных документов.
Из-за этого переговорный процесс давно уже находится в "замороженном" состоянии.
Если Россия и далее будет не в силах оживить его, то это могут попытаться
сделать другие - например, США. Обратите внимание не президент Молдовы В.
Воронин, а Россия завели переговоры в тупик.
Май развязал руки Америке полностью. В
Совместной декларации о новых стратегических отношениях между Российской
Федерацией и Соединенными Штатами Америки президенты двух стран заявили: "
Россия и США будут сотрудничать в решении региональных конфликтов, в том числе в
Абхазии и Нагорном Карабахе, а также приднестровского вопроса в Молдавии".
Короче говоря, можно с большой долей уверенности говорить о признании Россией за
Соединенными Штатами "сольной роли" в мире и права вмешиваться в решение
конфликтных вопросов на пост советском пространстве. Чем США и не преминули
воспользоваться.
Отвечая на вопрос корреспондента
"Баса-пресс" Стивен Пайфер сказал: "Формально мы не являемся посредником и тем
не менее намереваемся оставаться активными в том, что касается попытки
продвинуть решение приднестровской проблемы". Формально нет, а фактически?
Однако не хочется в умилении хлопать в
ладоши и не загораются радостным огнем глаза от присоединения Америки к
приднестровскому урегулированию, даже несмотря на те благие цели, которые
озвучил господин Пайфер: "Это в интересах людей как Молдовы, так и
Приднестровья, а также в интересах достижения более широкой цели - формирования
более стабильной и безопасной Европы".
А все потому, что как-то верится с трудом
в то, что "избранная нация" в одночасье стала другом всех "униженных и
оскорбленных", напрочь забыв любимую формулу "товар-деньги- и еще раз деньги".
Как американцы "формировали стабильную и
безопасную Европу" достаточно вспомнить Югославию. Отстрелявшись авиационными
снарядами с урановыми сердечниками и отбомбившись по сербским городам "умными
бомбами", Соединенные Штаты ретировались с поля боя, позорно предоставив старой
Европе решать вопрос взлелеянных албанских националистов в Косово и Македонии,
ради той же "широкой цели".
Если так хочется формировать стабильную и
безопасную Европу, разумнее было бы погасить Молдове внешний долг, сопоставимый
с расходами всего лишь двух дней ведения Америкой боевых действий в Афганистане.
Вдумайтесь! Два дня мирной жизни и можно списать двухмиллиардный долг самой
бедной страны Европы.
Зато по инвестициям в молдавскую экономику
(около 35 млн. долларов) самая богатая страна занимает лишь третье, правда тоже
"почетное" место, после России и Испании. Даже глава американского
дипломатического представительства выразила удивление мизерностью суммы деловых
инвестиций США в Молдове. Думается, что действительно было бы намного стабильней
и безопасней, если бы каждый третий житель Молдовы не искал работу за пределами
своей страны, а работал бы у себя на родине, если бы многие молдаване, загнанные
в угол безысходностью не продавали свои органы, контрабандно спасая жизни тех же
американцев.
Рассматривая урегулирование
приднестровского конфликта на основе предоставления автономии Приднестровью в
рамках единого молдавского государства, Америка нарушает один из основных
принципов, на которых базировались и базируются переговоры - равноправие. Почему
Приднестровье должно поступится своими правами, стать частью единого молдавского
государства? Только лишь потому, что так хочется за океаном? "Позиция, которую мы заняли, когда распался Советский Союз
(и считаю, что она правильная), заключалась в признании республик бывшего
Советского Союза в рамках границ, существовавших на момент распада СССР", -
заявил Стивен Пайфер корреспонденту "Независимой Молдовы".
Честно говоря, странная позиция,
нарушающая подписанные самими же США хельсинкские договоренности о нерушимости
послевоенных границ. Значит, когда это выгодно можно нарушать, выдавая нарушение
как великое благо, когда нет - занимать жесткую позицию, отказывая народу в
праве решать свою судьбу.
Жаль, что не появился еще потомок
Чингизхана с претензией на восстановление Золотой Орды, объединяющей желательно
все нефте- и газоносные территории России. Думается, тут поддержка Соединенных
Штатов была бы непременной и немедленной с глубочайшими научными обоснованиями в
праве на "самоотделение" от остальной России.
А пока Соединенные Штаты остаются
"активными в том, что касается попытки продвинуть решение приднестровской
проблемы", правда со свойственной для "мирового устроителя" категоричностью,
отказывая Приднестровью в существовании какой-либо государственности и выставляя
Приднестровье на торги в качестве специального предложения.
Коммерсант Plus, 20 сентября 2002 Изменение Конституции не должно проходить с нарушением самой КонституцииНиколай Андроник
Не секрет, что структура органов
государственной власти Молдовы, закрепленная в ее Конституции, делалась под
конкретных людей. В 1993-1994 гг. и президент, и председатель парламента, и
премьер-министр тянули одеяло каждый на себя. При этом первые двое старались
забрать как можно больше полномочий у правительства. Главным образом из-за того,
что люди создавали Конституцию "под себя", вследствие чего возникли многие
конфликты и неразбериха. Так, Молдова была задумана как полупрезидентская
республика, но при этом обязанности главы государства в его отсутствие исполняет
спикер парламента, что неверно в корне. Ибо спикер - это такой же депутат, как и
все остальные, лишь наделенный правом вести заседания и подписывать коллективные
решения депутатов.
В любом случае он связан решениями
коллегиального органа. Очевидно, что замещать президента должен премьер-министр.
Но в том, что касается государственного устройства Молдовы, принципов
суверенитета, территориальной целостности, унитаризма, расхождений между теми,
кто составлял и принимал Конституцию, не было и быть не могло. Кто бы и как бы
ни пытался поменять сегодня государственное устройство Молдовы, он должен
уважать действующую Конституцию, в которой четко определено, кто и как может
изменить Основной закон.
Тот проект соглашения между Молдовой и
Приднестровьем, который появился в июле и во многом скопирован с Конституции
Российской Федерации, написан непонятно где и непонятно кем. Он даже проектом не
может быть, потому что, согласно статье 75 Конституции, правом законодательной
инициативы обладают депутаты парламента, президент и правительство, но не
международные организации, зарубежные правительства, дипломаты и эксперты.
Для того, чтобы обсуждать этот проект на
вполне легальном основании, президент должен найти в себе мужество и оформить
его в качестве собственной законодательной инициативы или инициативы
мажоритарной фракции. Только тогда можно будет предложить какой-то документ
приднестровцам, когда будет выражена воля президента, или группы депутатов, или
правительства.
Сегодня же мы наблюдаем странную ситуацию:
обсуждается непонятно какой документ якобы о федерации, но никто в Молдове не
взял на себя политическую ответственность за выдвижение этого проекта, никто не
объяснил народу, о какой же федерации идет речь. Само понятие “федерации” даже
не обсуждается. "Дискуссия" ведется на очень примитивном уровне: мол, те, кто за
этот проект - то есть мы, коммунисты, и наши сателлиты из числа разных
политических подпевал - являются сторонниками Запада. А те, кто проект
критикует, выступают против Запада.
Но хоть кто-то поднял вопрос о том,
сколько стоит этот проект? Во сколько обойдется избирателям и налогоплательщикам
содержание государственного аппарата, парламентов, представителей президента и
т.п. в субъектах федерации? Практика той же России показывает, что все подобные
расходы осуществляются за счет урезания пенсий, расходов на здравоохранение,
образование, борьбу с преступностью.
Другой вопрос: решает ли федеративное
устройство проблему законодательной чехарды? Опять же, опыт той же России
показывает, что нет. Москва пытается привести все местное законодательство в
соответствие с федеральным, и та законодательная автономия, которую предлагают
Молдове, в России сворачивается.
Третий вопрос: способствует ли
федеративное устройство решению межэтнических, региональных, территориальных
конфликтов? Как видим, в той же России, где федеральный центр ведет войну с
Чечней, то есть с одним из субъектов федерации, не способствует. Вспомним и
печальный опыт югославской федерации, где более десяти лет не угасали
межэтнические и межконфессиональные войны.
В той геополитической конъюнктуре, в
которой находится Молдова, территория Левобережья используется различными
политическими авантюристами - как с правого, так и с левого берега, равно как и
из-за пределов Молдовы - для того, чтобы нажить не только политический капитал.
В таких условиях упрощенный подход, стремление быстро и с наскока решить
проблему всегда настораживает.
Президент Молдовы, видимо, ухватился за
этот проект, полагая, что тем самым он решит приднестровский вопрос. Но при этом
он не понимает (или делает вид, что не понимает), что президент России Владимир
Путин, обещая кишиневским властям поддержку в решении приднестровской проблемы,
никогда не переступит через так называемую защиту интересов соотечественников,
проживающих за пределами России. В том числе интересов ее гражданина Игоря
Смирнова.
Нельзя надеяться на то, что какой-то
проект будет принят с помощью силового давления на приднестровцев. Как мы видим,
сегодня приднестровцы не хотят федерации с Молдовой. Они ведут речь о каком-то
союзе государств, наподобие того, что американцы предложили Сербии с
Черногорией.
О настроениях в Кремле свидетельствует и
то предложение, которое российский президент недавно сделал Минску: пожалуйста,
включайте Белоруссию в состав России в качестве нового субъекта федерации, это и
будет Союз России и Белоруссии.
С другой стороны, есть пример Украины,
которая, по Конституции, является унитарным государством, но при этом в ее
состав входит Республика Крым со своей конституцией, верховным советом и
правительством. При том, что Крым имеет свою государственность, никто не
собирается менять все конституционное устройство Украины.
Правые силы на правом берегу всегда
говорили о национальном государстве в расчете на то, что когда-то Республика
Молдова присоединится к Румынии. Приднестровские политики всегда выступали
против, не признавая национальное государство, настаивая на приоритете прав
национальных меньшинств, считая таковым в первую очередь молдаван. Никогда
тираспольские политики не чувствовали себя гражданами Молдовы. Все их разговоры
об "угрозе со стороны молдавских (румынских) националистов" были лишь ширмой, за
которой скрывалось нежелание идти на реинтеграцию Молдовы. Сначала они
настаивали на смене первого, "фронтистского" парламента. Он поменялся. К власти
пришли аграрии, с которыми приднестровцы также не хотели договариваться. Сегодня
у власти коммунисты, с которыми Тирасполь тоже на хочет вести дела. Какая еще
власть в Кишиневе нужна приднестровцам, чтобы они согласились на
реинтеграцию?
Как автор диссертации о государственном
суверенитете Республики Молдова, я хотел бы сделать и несколько теоретических
замечаний по данной теме. На мой взгляд, они тем более необходимы в нашем
нынешнем контексте: все спорят о федерации, но мало кто удосуживается вникнуть в
смысл связанных с ней понятий.
Главное во всех современных демократиях,
независимо от исторических, экономических и культурных различий, - это власть,
идущая от воли народа. Эта власть, обладает необратимыми свойствами
верховенства, единства и независимости. В этом суть суверенитета. Принцип
народного суверенитета заключается в том, что источником всей власти считается
народ. Власть народа - это и есть демократия в буквальном смысле слова. Она
осуществляется в представительной и непосредственной формах, воплощая в жизнь
государственный суверенитет.
Суверенитет народа воплощает единую волю
политически и идейно единого народа, придает этой воле целенаправленный
характер. Общенародная воля - это совокупная воля социальных групп общества.
Народ наделяет свое государство правом на
осуществление суверенитета. И воплощая в себе власть народа,
его суверенитет, государство само
становится суверенным. По своей социальной сущности суверенитет народа и
суверенитет государства едины, нераздельны. Это единый народный суверенитет,
осуществляемый как непосредственно народом, так и посредством его
государственной власти.
Федерация - это целостное, суверенное
государство с общей для входящих в него субъектов конституцией, системой
федеральных государственных органов и учреждений, общей территорией, общим
гражданством.
Федерации образуются либо в результате
договора между независимыми государствами, осознавшими необходимость
государственного объединения для совместной реализации своих общих интересов и
превращающимися в субъекты федерации, либо вследствие присоединения к
государству территорий с сохранением их определенной государственной
обособленности, либо в результате возрастания степени автономии территориальных
единиц высшего уровня и приобретения ими государственно-подобных черт.
Как свидетельствует история, вместе с
образованием федераций возникла и сама проблема суверенитета, определяющая
соотношение общего и особенного, целостного и частичного в федеративном
государстве.
Эта проблема имела практический смысл, и
ее решение должно было дать ответ на вопросы о том, кому должен принадлежать
суверенитет - всей федерации в целом или ее субъектам, как разграничить
компетенцию между ними, каким комплексом прав и обязанностей они будут
располагать. Подобные проблемы возникали и возникают в каждой вновь созданной
федерации. Их решение зависит от многих причин, но в первую очередь от
социального и национально особенного в сущности общества и государства.
Конституции многих федеративных государств
повышенное внимание уделяют гарантиям целостности федерации. Практически ни одна
из ныне действующих конституций не признает за субъектами федераций права
сецессии, т.е. права на выход. Федеративное государство, как и унитарное,
характеризуется единством народного, государственного и национального
суверенитета.
Обычно число субъектов федерации не
зависит от размеров государства, да и в рамках одной и той же федерации
параметры ее субъектов, прежде всего величина территории и численность
населения, разнятся порой очень резко. Федерации могут быть симметричными, когда
все их субъекты имеют одинаковый статус, или ассиметричными, когда разные
субъекты имеют свои особенности. Разнообразны и названия субъектов различных
федераций: штаты, кантоны, провинции, земли, области, республики.
Суверенитет федеративного государства как
единого целого и его субъектов слит воедино, однако, их компетенция поддается
разграничению, в силу чего и федеративное государство, и входящие в него
субъекты обладают своими определенными полномочиями. Разграничение компетенции
федерального государства и его субъектов производится на основании учета
объективных тенденций экономического развития, принципов федерации, устоев
законодательства. Имеются в виду три объективно связанных между собой аспекта:
экономический, политический и правовой.
Компетенция федеративного государства
складывается из его исключительной компетенции и компетенции субъектов, входящих
в федерацию. Права и обязанности, осуществляемые самими субъектами государства,
образуют их исключительную компетенцию.
Распределение компетенции и отношения
между федерацией и ее субъектами - ключевой вопрос федеративного устройства,
поскольку в зависимости от того, как он разрешен, определяется баланс власти. В
мире накоплен огромный опыт разграничения полномочий между федерациями и
субъектами.
Сегодня мы не говорим о том, плох или
хорош предложенный проект соглашения между Молдовой и Приднестровьем. Но чтобы
принимать осознанные решения, люди должны понимать, что такое конфедерация,
федерация или унитарное государство. Одно дело, когда эти понятия не
политизируются, и совсем другое, когда через какие-то соглашения кто-то
стремится побыстрее покинуть "общее" государство, а кто-то заработать
политические очки, записав себя в демократы и европейцы, а оппонентов - в
ретрограды и антизападники. Власть должна прийти к консенсусу с большей частью
населения в отношении того, что она делает. Было бы логично создать комиссию из
компетентных специалистов и представителей влиятельных сил общества, которые
предложили бы план урегулирования 12-летнего конфликта, план, который устроил бы
и большинство населения на правом берегу. Те, кто сейчас находятся у власти,
должны объяснить: почему они взяли за основу для переговоров именно тот, а не
иной проект?
Людей не волнует, сколько депутатов будут
заседать в парламенте и сколько в нем будет палат. Мошу Иону из села Трифэнешть
все равно, кто "пахан" в сегодняшней Молдове и кто им станет после объединения
страны.
Население должно знать, во сколько
обойдется федерализация налогоплательщикам. Людям следует четко сказать: кто
будет погашать долги правого и левого берега, как будет происходить интеграция в
сельском хозяйстве, что будет с промышленными предприятиями, на каких принципах
и кто будет проводить приватизацию. Если такие вопросы не будут с самого начала
проработаны и решены, это приведет лишь к тому, что Воронин и Смирнов, каждый
вкупе со своим окружением, окончательно загрызут друг друга при дележе того, что
еще осталось не поделенным.
Еще раз повторю: изменение Конституции не
должно проходить с нарушением самой Конституции.
Коммунисты должны соблюдать все процедуры,
предусмотренные Основным законом. Анонимный проект, предложенный посредниками,
должен быть оформлен в качестве законодательной инициативы и представлен в
Конституционный суд. В течение трех месяцев Конституционный суд должен дать свое
заключение. Затем должно пройти еще шесть месяцев, чтобы свою позицию высказал
парламент.
Если следовать букве Конституции, то
формальная процедура ее пересмотра займет не менее года. К тому же, унитарный
характер государства может быть изменен только через референдум, большинством
голосов большинства зарегистрированных избирателей. Третьего не дано, если,
конечно, коммунисты не собираются нарушать 142-ю статью Конституции. Весной 2003
г. должны быть проведены очередные местные выборы, в начале 2005 г. - очередные
парламентские выборы. Республиканский референдум не может проводиться за 120
дней до и спустя 120 дней после таких выборов. Если проведение референдума по
федерализации будет приближено по времени к какой-либо избирательной кампании,
то эта проблема, опять-таки, будет крайне политизирована и, в итоге, не решена.
Таким образом, подход коммунистических властей к проблеме Приднестровья
доказывает отсутствие системы, политической воли и знаний.
Этот проект, как и вся проблема в целом,
представляет собой камень преткновения не для оппозиции, а для самой правящей
партии. Коммунисты обещали укрепить государственность Молдовы. Правда,
одновременно обещали привести ее в Союз России и Белоруссии и сделать русский
язык вторым государственным. Эти обещания они не выполнили. Их единственное
достижение - это регистрация Митрополии Бессарабии, а такого обещания в
программе этой партии мы не находим.
В целом же, складывается впечатление, что
коммунисты затеяли дискуссии на тему федерализации для того, чтобы отвлечь
внимание людей от острых экономических и социальных проблем. Примечание
Помещая в нашем
информационно-аналитическом бюллетене статью известного политического деятеля
Молдавии Н.Андроника "Изменение Конституции не должно проходить с нарушением
самой Конституции," в которой затрагиваются проблемы,связанные с приднестровским
урегулированием, считаем необходимым отметить, что многие ее положения не
разделяются Институтом стран СНГ. Статья публикуется в порядке заочной
дискуссии.
|