Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №60(01.10.2002)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Российско-Приднестровский Информационно-аналитический центр

Незаконченная пьеса для механического пианино

Одной из реальных возможностей урегулирования "исключительно мирными, политическими средствами последствий конфликта", имевшем место в Приднестровье в начале 90-х годов и объединения Молдовы стал представленный в Киеве миссией ОБСЕ проект федерализации республики. В целом проект получил поддержку, как в Кишиневе, так и в Тирасполе, но особой радости не наблюдалось.

Совсем недавно завершилось второе заседание в рамках Кишиневского раунда переговоров представителей по политическим вопросам Молдовы, Приднестровья, России, Украины и ОБСЕ, добавившее больше вопросов, чем ответов.

Все чаще возникает ощущение того, что чем дальше стороны и посредники залезают в чащи переговорного процесса, тем все больше и больше переговоры ведутся ради самих переговоров. И дело тут вовсе не в том, что господа переговорщики оградили себя от прессы, отказываясь от каких-либо комментариев. На наш взгляд, причина, довольно прохладного отношения сторон к предложенному проекту, несколько в другом.

Говоря об "объединении страны", а именно так записано в преамбуле проекта Соглашения, авторы проекта изначально поставили стороны в неравные условия, признавая за одной из сторон права, за другой лишь обязанности.

Хочу еще раз заметить, речь идет именно об объединении, а не о воссоединении, присоединении или воссоздании, потому что соединиться с целью образования единой организации, одного целого (имеется в виду государства) значит объединиться.

Но объединение предполагает соединение в одно целое частей или субъектов, да непросто субъектов, а равных субъектов, именно таковы сегодняшние реалии. Что и подтверждается на словах при каждом удобном случае.

Однако, когда речь заходит о чем-то конкретном - в данном случае проект Соглашения, о равных правах либо забывают, либо умалчивают.

Судите сами. Приднестровью предлагают объединиться с Молдовой в качестве государственно-территориального образования, которое должно поступиться частью своих прав. В частности, правом на государственную собственность и управление ею, правом на финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, правом на налоги и сборы, правом на внешнеполитическую и внешнеэкономическую деятельность, правом на оборону и безопасность и т.д.

Что же теряет Молдова, поступившись своей невинностью, то есть унитарностью?

Отсюда вполне прогнозируемая реакция приднестровской стороны.

Давайте отдадим дань исторической справедливости. Приднестровье никогда не входило в состав современной, унитарной Молдовы - Молдовы, самопровозгласившей себя в 1991 году суверенным и независимым государством. С 1990 года Приднестровье живет своей самостоятельной жизнью, плохой ли, хорошей ли не в этом суть.

Предложенный ОБСЕ механизм решения приднестровского вопроса чем-то напоминает присоединение метрополией колонии. Но Приднестровье не колония, да и Молдова явно не тянет на роль метрополии. За свою недолгую историю Молдова успела удивить мир огромным внешним долгом и сотнями тысяч своих граждан и гражданок, отправившихся искать элементарной работы за пределы своей Родины.

Ведь как бы не хотели посредники переговорного процесса между Молдовой и Приднестровьем жизнь намного ярче и разнообразнее и втиснуть ее в рамки пьесы для механического пианино вряд ли получится. Пройдет некоторое время и Молдова, так еще окончательно не определившаяся стать ли ей провинцией "великой Румынии" или идти по самостоятельному пути, вполне может выбрать первое. Что тогда будут гарантировать господа гаранты - право народа Приднестровья на самоопределение или "мирную" румынизацию? Скорее всего второе, судя по выступлению на пресс-конференции 1 августа 2202 года в Кишиневе, посола Соединенных Штатов Америки в РМ Памелы Смит. "Мы не признаем государственность Приднестровья в настоящее время и не думаем, что данный проект предполагает признание государственности Приднестровья в будущем. Тот проект, который мы имеем сегодня, предполагает интеграцию Приднестровья в федеративное государство - Республику Молдова ",- отметила она. А что озвучил американский посол, устами которого говорит Белый дом, считай директива ОБСЕ. Вот такое неравное равноправие.

Времена, когда государства прирастали за счет присоединения территорий, на которых обитали аборигены, не имевшие своей государственности, даже если это назвать по-современному интеграцией, тоже безвозвратно ушли. Ничейных территорий в мире не осталось. Государственность Приднестровья - Приднестровская Молдавская республика (ПМР) существует 12 лет, являясь относительно цивилизованным демократическим государством с развитой экономикой. Государственность ПМР на год старше государственности Молдовы, не зависимо от признания или не признания извне.

Отсюда единственный путь к решению приднестровской проблемы, объединению Молдовы - юридическое закрепление за сторонами равных прав на деле, то есть объединение равноправных.

И здесь кажется неслучайным видение руководством Приднестровья несколько иного пути преодоления противоречий между Молдовой и Приднестровьем и включения их в общеевропейские и мировые интеграционные процессы. Речь идет о новой модели межгосударственной ассоциации на примере Сербии и Черногории, которая дает одинаковые шансы и для идеи независимости и для идеи создания единого государства.

Думается, что именно эта прогрессивная модель, созвучная духу времени, должна быть учтена в продолжающихся переговорах политических посредников по приднестровскому урегулированию.

Не всегда написанное для механического дива ласкает слух и душу.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ