GazetaSNG, 20 сентября 2002 Случайное совпадение?Александр Орлов
На этой неделе в Армении практически
одновременно находились с визитом два высокопоставленных лица: руководитель
администрации президента России Александр Волошин и министр обороны Грузии Давид
Тевзадзе. Сохраняющееся напряжение ситуации вокруг Панкисского ущелья невольно
наводит на мысль о неслучайности и достаточной многозначительности совпадения сроков визитов.
Ситуация в Панкиси, естественно, не может
не вызывать тревогу армянского руководства и общественности. Помимо зависимости
от транспортных коммуникаций соседней страны, Армения крайне заинтересована в
мирном разрешении и нормализации российско-грузинских взаимоотношений еще и в
силу обстановки в армянонаселенной Джавахетии, откуда планируется вывод
российской военной части. Это чревато не только социальной напряженностью,
связанной с тем, что работа на базе является источником стабильного дохода для
многих тысяч местных семей, но и проблемами геополитического характера:
ахалкалакские армяне серьезно озабочены возможностью размещения на этой
территории турецкой военной части взамен российской. Вспомним, что армянская
сторона не раз высказывала обеспокоенность углубляющимся военным сотрудничеством
Грузии с Турцией при участии, разумеется, Азербайджана. Вспомним также, что
совсем недавно, в самый разгар обострения отношений между Москвой и Тбилиси
официальный Ереван заявил о готовности выступить посредником с целью мирного
разрешения противоречий.
Оба визита прошли в обстановке практически
полной закрытости для прессы: кроме общих фраз, которыми отделались и Тевзадзе,
и Волошин, в информационных сводках ничего нет - не состоялись даже традиционные
короткие брифинги. Однако даже из скупых официальных сообщений становится ясно,
что основными темами переговоров стали, как и следовало ожидать, именно эти две
проблемы: ситуация в Панкиси и Джавахетии. Тевзадзе в очередной раз заверил
руководство Армении, что о присутствии турецких военных баз в Джавахетии не
может быть и речи, хотя и очевидно, что одними устными обещаниями вопрос не
может быть урегулирован. Министр также передал президенту Роберту Кочаряну
послание Эдуарда Шеварднадзе относительно ситуации в Панкисском ущелье. При этом
Давид Тевзадзе подчеркнул, что его визит не связан конкретно с обострением
ситуации на этом отрезке российско-грузинской границы, а был запланирован давно.
Кстати, отметим, что министр обороны Грузии встретился не только с политическим
и военным руководством Армении, но и был принят Католикосом всех армян, что
лишний раз подчеркивает значимость визита.
Еще более скупыми на информацию оказались
переговоры Роберта Кочаряна с руководителем администрации российского президента
Александра Волошина. Кроме общей фразы об "обсуждении вопросов двустороннего
сотрудничества", сообщается еще, что обсуждена ситуация вокруг Панкисского
ущелья. Подробности, естественно, опущены.
Тем не менее, сам факт состоявшихся
визитов в Ереван высокопоставленных чиновников из Москвы и Тбилиси не может не
наводить на определенные мысли. Учитывая стратегическое партнерство России и
Армении, можно предположить, что Ереван рассматривается Москвой и Тбилиси как
третья и весьма заинтересованная сторона, способная в определенной ситуации
сыграть роль посредника. В этом смысле интересно, что именно в дни визитов
традиционно пророссийски настроенные армяне Джавахетии заявили о готовности
принять участие в антитеррористической операции по очистке территории Грузии от
бандформирований в случае, если власти Грузии объявят о наборе добровольцев.
Пока от руководства Грузии трудно ожидать
подобной инициативы. Однако креативные игры, не первый год продолжающиеся в
сложном и противоречивом регионе Закавказья, несомненно, ведутся с учетом всех
факторов. И армянский фактор в этом ряду в какой-то момент может вполне
оказаться решающим. Целиком положившись на США в противостоянии с Россией,
Грузия не может, конечно же, не осознавать роли и влияния России в Закавказье. И
вполне возможно, что для сохранения имиджа грузинское руководство предпочтет
переговоры не напрямую, а через третью сторону, пусть даже не называя это
посредничеством. И Армения в таком случае, как никто другой, подходит на эту
роль.
|