GazetaSNG, 18 сентября 2002 "Зеленые береты" Грузию не минуютАлексей Балиев
Российско-грузинские отношения периодически
обостряются то из-за Абхазии, то из-за баз террористов на севере Грузии. Чем
чаще возникают такие эксцессы, тем больше активизируется военно-политическое
присутствие США и НАТО в этой закавказской стране. Похоже, до конца 2002 г.
многие районы Грузии окажутся под опекой американцев и их союзников - в первую
очередь, благодаря недавнему ультиматуму со стороны Москвы. Не для кого не
секрет, что темпы сближения Тбилиси с Западом в военно-политической и
экономической сферах, прямо пропорциональны темпам ухудшения
российско-грузинских отношений. Например, в 1995 г., когда Грузия подписала
специальную программу партнерства с НАТО, предусматривающую, в частности,
постоянное присутствие военно-морских сил альянса в грузинских портах "в случае
необходимости", Россия начала свертывать переговоры о сооружении газопровода в
Турцию транзитом через Грузию и Армению. А ведь эта артерия смогла бы бессрочно
"привязать" Тбилиси с Ереваном к геополитическим и внешнеэкономическим интересам
России - по аналогии с транзитными нефтепроводами через страны Балтии.
Во второй половине 90-х западные нефтяные
и финансовые корпорации окончательно "присоединили" Грузию к известному
нефтетранзитному проекту Баку - Джейхан, который обеспечит грузинской казне
100-120 миллионов "нефтетранзитных" долларов в год. Но в то же самое время
Россия фактически законсервировала переговоры о сооружении стальной магистрали
через главный Кавказский хребет - Владикавказ - Тбилиси, которую намечалось
построить еще в первой половине 70-х, затем к середине 80-х годов. А ведь эта
артерия могла бы разблокировать Транскавказский контейнерный мост, созданный в
60-х годах, но бездействующий со времени армяно-азербайджанского конфликта. Зато
сегодня Грузия завершает переговоры о прямом железнодорожном сообщении с Турцией
(через Ахалцихе - Ахалкалаки).
Крупные месторождения энергетического угля
и марганца (Ткибули, Ткварчели, Чиатура) на севере Грузии остались
невостребованными соседними российскими регионами, где сохраняется высокий
уровень дефицита топлива и металосырья. Ведь ситуация Чечне фактически
"выключила" нефтепереработку (причем мощности это отрасли в Чечне были самыми
высокотехнологичными в бывшем СССР) из российской, особенно северокавказской
экономики. Прерваны были несколько лет назад и переговоры о создании совместных
лечебно-оздоровительных и туристических комплексов в Бакуриани, Амбастумани,
Боржоми, Цхалтубо, Кобулети, Палеостоми, Батуми.
Между тем в прошлом году Грузию приняли во
Всемирную торговую организацию (ВТО) в статусе "страны с развивающейся
переходной экономикой". Это означает, что в отношении грузинских товаров нельзя
вводить высокие (т.е. защитные) импортные пошлины, вынуждать Тбилиси
расплачиваться собственностью за внешние долги, которые, вдобавок, нужно
постепенно прощать. В такой ситуации неудивительно, что, например, периодическое
отключение Грузии от российской электроэнергии или от поставок газа из РФ (опять
же, за грузинские долги) осуждается и Соединенными Штатами, и той же ВТО. А это,
в свою очередь, усложняет и без того непростые переговоры России с ВТО.
Включение же всего азовско-черноморского
региона в сферу ответственности южноевропейского командования войск США в 1998
г. закрепило западное присутствие в Грузии. К тому же весной 2002 г. Вашингтон и
Тбилиси согласовали программу ускоренного сближения Грузии с НАТО. В частности,
бывшие "советско-российские" военные базы там (Ахалкалаки, Вазиани, Батуми) уже
переводятся под стандарты НАТО с помощью США, Турции и Великобритании. Кстати,
Россия почему-то не заручилась обязательством Грузии не передавать базы войскам
НАТО.
Заметим, что летом текущего года США
заявили о возможности обеспечить международную защиту транзитных нефтегазовых
артерий и крупных портов в Закавказье, включая нефтепровод Баку - Тбилиси -
Джейхан, прилегающий район к трассе азербайджано-грузино-турецкого газопровода,
а также терминалы в Батуми и Поти. Лишь в августе 2002 г. некоторые российские и
турецкие фирмы согласовали проект нефтепровода вдоль черноморского побережья
(Новороссийск-Туапсе - Сухуми - Поти - Батуми - Восточная Турция), но,
опять-таки, обострение российско-грузинских отношений поставило эту идею, мягко
говоря, под вопрос. И в то же самое время так называемый "Транскавказский
энергетический консорциум" (ТЭК), созданный в Лондоне в 1994 г. (после отделения
российского Прикаспия от РФ) американскими, британскими, арабскими и турецкими
фирмами, а также финансовыми структурами зарубежной чеченской и ингушской
диаспоры, разработал проект транзита дагестанской и чечено-ингушской нефти через
черноморские порты Грузии. Главные же советники и, по сути, идеологи ТЭКа -
небезызвестные Збигнев Бжезинский и Маргарет Тэтчер.
Складывается впечатление, что весьма
влиятельные политические, да и экономические группировки в России намеренно
провоцируют и экономико-политический "уход" РФ из Грузии, и обострение
российско-грузинских отношений. Скажем, базы северокавказских сепаратистов
(отметим, не только чеченских) - существуют с конца 80-х годов, но высшее
руководство России ни словом не протестовало в отношении такой политики Тбилиси,
если не считать половинчатых заявлений МИДа РФ и "наездов" некоторых чиновников
российского Минобороны. В нынешних условиях всерьез заявлять о военной операции
в Панкисском ущелье - это значит спровоцировать быстрое вступление Грузии в
НАТО, а, если точнее - американскую оккупацию Грузии, в том числе всей
грузино-российской границы. Проще говоря, эта страна превратится в аналог Косово
или иракского Курдистана, по сути - в плацдарм НАТО в "подбрюшье" России.
При таком развитии событий окажутся
полностью блокированными российские военные базы в Армении, как это в свое время
произошло в Таджикистане. Ну, а затем неизбежна их эвакуация. Но, может, на
упомянутое развитие событий и сделана ставка? Может, ее "обкатывают" на Грузии
для других соседей России - например, Украины, Казахстана, стран Прибалтики?
Кстати, на южном фланге США и
Великобритания усиливают свое военное присутствие. Так, создаются новые
военно-разведывательные объекты этих стран в Турции, бассейне Персидского
Залива, Центральной Азии, Афганистане; в ближайшее время спецподразделение ВМС
США будет патрулировать вместе с турецкими союзниками почти всю акваторию
Черного моря - вплоть до берегов Крыма и Керченского пролива. А к 2005-2006
годам в НАТО примут Болгарию и Румынию. У России же не остается, скажем так,
должных ответных ходов. Тем более, если учесть недавние советы чиновников
американского госдепартамента насчет необходимости переговоров с Масхадовым и
урегулирования проблем Чечни "с учетом чаяний и волеизъявления чеченского
народа". А ведь это, напомним, совместимо с идеями упомянутого Транскавказского
энергетического консорцима.
Так или иначе, но американские и турецкие
военные советники уже вовсю фотографируются у памятников и бюстов Сталину в
Гори, Батуми и Тбилиси, символизируя новую эпоху во взаимоотношениях Грузии с
Западом. Игнорирование же Россией долговременных экономических факторов в
российско-грузинских отношениях лишь ускоряет переход Грузии под полный контроль
США, НАТО и ВТО. По крайней мере, внешнеторговые и финансовые взаимоотношения
Грузии с РФ уже контролируются Всемирной торговой организацией.
|