Новое время (г. Павлодар), 18 сентября 2002 Бедные детки и “интегрированный синтез”Анна Уралова
В ряду учебных предметов в нынешнем году
появился еще один - “Самопознание”. Нынешний учебный год с урока “Самопознания”
начался для малышни из детского сада №111, учащихся СШ №24 и студентов ПГУ. Все
они получили в подарок от создательницы нового предмета Сары Назарбаевой учебную
литературу музыкальные центры, видеомагнитофоны, словом, все необходимое для учебного процесса.
И процесс пошел. Хотя сами преподаватели
нового предмета еще смутно представляют себе его цель и назначение. Не в
восторге от данного нововведения и родители. “Не лучше ли детям сначала изучить
букварь. И что такое вообще самопознание? Да и надо ли детям в раннем возрасте
забивать головы самопознанием?”
Но руководство даже в мыслях не допускает
подобных сомнений:
- Этот предмет в школе сегодня просто
необходим, - говорит г-н Каримжанов, начальник департамента образования. - Дети
нуждаются в духовно-нравственном воспитании. Учебный курс самопознания означает
обращение к своим истокам, обращение человека к человеческому естеству. Если
ребенок с детских лет будет четко представлять кто он, с какой миссией на этой
земле, каковы его права и обязанности - разве это плохо? Думаю, напротив мы
будем воспитывать грамотных, умных людей. И далеко продвинемся в этих делах.
Сейчас в качестве эксперимента взяты три возрастных группы, и я думаю, это
правильно. Когда получат результат, уже смогут проанализировать. Но я думаю,
начинать изучение нового предмета именно с детсадовского возраста будет более
эффективно.
- Новый предмет как-то связан с уже
изучаемой в школах и колледжах валеологией?
- Он связан абсолютно со всем - и с
духовно-нравственным воспитанием, и с валеологией, то есть это как бы
интегрированный синтез... Есть же предмет “Познание мира”, мы ведь его почему-то
не критикуем, так почему же у нас должны возникать негативные ассоциации при
упоминании “Самопознания”? Это ново, мы к этому не привыкли. А подрастающее
поколение надо воспитывать именно на самопознании - и тогда у него не будет
рабской психологии, на которой выросли мы. Хотим мы этого или нет, но мы ведь с
вами не свободные люди, у нас нет внутренней свободы. А подрастающее поколение
нужно воспитывать свободными людьми, плюс уважение общечеловеческих ценностей,
общественной морали, законов - на все это и направлено самопознание.
- И учебная литература по этому предмету
есть?
- Конечно, Сара Назарбаева подарила аудио-
и видеотехнику, библиотеку – а это и есть те учебники, по которым детей готовят.
Это шикарная библиотека! Пока эксперимент проводился в Алматы, сейчас, слава
богу, дошел и до провинции, в частности, до нас. И если он даст нормальные
результаты, естественно, мы потом будем рекомендовать и другим школам введение
этого предмета.
- Преподавателей его готовили
специально?
- Да, они отбирались и готовились очень
тщательно, потому что просто так этот предмет, без подготовки педагога, не
пойдет - там очень много тонких моментов. И потом, сам педагог должен обладать
огромными знаниями психологии, педагогики. То есть он должен быть педагогом в
самом высоком смысле этого слова. Все преподаватели прошли специальные
подготовительные курсы, получили сертификаты.
- Правда ли, что в основе “Самопознания”
лежит учение Порфирия Иванова “Детка”?
- Это не основа, а составляющая часть
предмета. Заповеди там нормальные, оздоровление физическое и духовное.
- Известно ли, как этот предмет будет
действовать на неокрепшую психику ребенка? Не станет ли он подобием резко
критикуемых во многих странах дианетики, саентологии и им подобных учений?
- Вот здесь вы в корне не правы! Напротив,
“Самопознание” - это освобождение от всех предрассудков. Сам предмет направлен
на то, чтобы вызвать у ребенка интерес к себе, к себе любимому! Возникает
вопрос: а не создадим ли мы тогда общество эгоистов? Да, и такая крайность
возможна, но вместе с тем мы сможем пробудить в человеке его внутренние силы,
чтобы он был более стоек к социальному негативу. Вот она, цель! Так что я думаю,
это история еще оценит. Ведь говорят же - не умея любить себя, нельзя полюбить
другого, не умея уважать себя, человек не будет уважать другого - отсюда целая
цепочка проблем...
Как видим, внятно объяснить цели и задачи
нового предмета не удалось даже г-ну Каримжанову, хотя должность обязывает
досконально знать, чему во вверенных ему школах будут учить детей. А детская
душа - не компьютер, в который можно вложить любую программу, и если что-то не
получилось – стереть ее из памяти. А детский сад, школьный класс - не виварий,
не лабораторный испытательный стенд, не полигон, где из безопасного укрытия
можно наблюдать за тем, как проходит “эксперимент”...
Беда, коль сапоги начнут тачать пирожники,
а создавать новые школьные программы - дилетанты. В том, что они нагородят, не
смогут разобраться и настоящие профессора, а не такие, каких у нас сегодня
большинство - “диссертации” и звания, купленные “за баранов”. Нормально, когда
учение полубезумного старика настойчиво внедряется в жизнь в узком кругу
родственников и добрых друзей, но зачем тащить его в школы, детские сады, вузы,
армию? Кстати, интересно, хотя бы в Министерстве образования и подведомственных
ему департаментах и управлениях следуют ли предписаниям “Детки”? По правде
говоря, не приходилось еще видеть чиновников, идущих на совещание босиком и в
трусах, как наказывал дедушка Порфирий Иванов...
|