Моя Столица, 26 сентября 2002 Не созрели для переменЗамир Осоров
Вся страна, и в первую очередь ее столица,
на наших глазах как бы обращается в один сплошной Гайд-парк - место, где
собираются люди, чтобы откровенно высказаться в надежде решить свои проблемы.
Они у всех разные, но в то же время разительно схожие. В Аксы, в Таласе и в
Бишкеке рядовые граждане Кыргызстана - сознательно или бессознательно - пытаются
добиться того, чтобы власти с уважением относились к их законным
требованиям.
Ситуация действительно изменяется
кардинальным образом. Народ жаждет стать источником власти. Однако именно в силу
этого все те, кто слишком долго стоял над ним и помыкал им как хотел, столь
болезненно реагируют теперь на этот процесс. Вся существующая инфраструктура,
начиная от управления и кончая хозяйственными объектами (и складом ума наших
чиновников), построена по старым законам, когда все решалось по команде сверху.
В этом и заключается драма многих наших руководителей, и не только их одних, но
и лидеров оппозиции тоже. Вне всякого сомнения, такие руководители, как Темирбек
Акматалиев, Аманбек Карыпкулов, Жусупбек Шарипов, Накен Касиев, Курманбек
Осмонов, Осмонакун Ибраимов, - эти разнородные политические деятели и просто
крупные фигуры в Кыргызстане наделены немалыми талантами и организаторскими
способностями. Но существенно то, что почти все они исповедуют принципы,
согласно которым для них в первую очередь важно проявление лояльности по
отношению к существующей верховной власти, в данном случае к президенту страны и
его ближайшему окружению. И только после этого (и в гораздо меньшей степени) - к
обществу, народу Кыргызстана. Вся существующая проправительственная пресса
исповедует тот же самый принцип. Большинство НПО, в том числе и те из них,
которые созданы с целью развития демократических процессов, в критические минуты
склоняют головы перед властью, подчиняясь суровым реалиям нашей
действительности.
Механизм народовластия и общественного
контроля слишком недоразвит и слаб, чтобы с народом кто-то из вышеупомянутых
персон серьезно считался. Именно поэтому пролилась кровь в Аксы. Ведь важно было
неукоснительно исполнить приказы и наставления, спускаемые сверху, выразить свою
преданность верхам и только после этого подумать о народе. Этот народ в
понимании абсолютного большинства наших нынешних политиков все еще остается
бессловесной толпой, которой нужно и следует помыкать. Для ее же собственного
блага. Сам народ часто не верит в свои силы. И этому тоже не следует удивляться:
все мы вышли из тоталитарного прошлого.
Аксыйцы предприняли героическую попытку к
прорыву этого порочного круга. В какой-то степени им это удалось. Однако наше
общество в целом оказалось не готовым к решительным переменам, которые, если бы
они все-таки свершились, может быть, уже сегодня позволили нам жить в совершенно
ином государстве и другом нравственно-политическом климате. Мы бы стали очень
похожи на Чехию и даже на Англию, где народ как бы в абсолютном большинстве
состоит из аксыйцев. То есть из людей, не склонных мириться с проявлениями
несправедливости и притеснения своих прав со стороны властных структур. В этом
их главное отличие. Суд истории в их понимании - оценка их деяний согражданами.
У нас же в данное время даже это право узурпировано или приватизировано
исполнительной властью.
Только страхом перед президентом (но не
перед своим народом) можно объяснить и антинародное поведение бывшего акима
Аксыйского района Шермамата Осмонова (к слову сказать, хорошего хозяйственника),
начальника РОВД и областного прокурора, приведшее к трагическим событиям 17 и 18
марта сего года. Кстати, бывший губернатор Джалал-Абадской области Султан
Урманаев в те дни, по-моему, проявил себя далеко не самым худшим образом. Он,
как и бывший премьер-министр Курманбек Бакиев, дал понять своими действиями, что
наряду со страхом перед высшей властью у него развит и страх перед народом.
Нынешний губернатор области Жусупбек Шарипов так же, как и Темирбек Акматалиев и
Шермамат Осмонов, уже в гораздо меньшей степени наделены последним
качеством.
Самое любопытное, что даже аксыйский кумир
Азимбек Бекназаров, которого сотворил народ, в сущности отплатил этому самому
народу тем, что без консультации с ним решил участь похода на Бишкек в
Кара-Куле. Да и сам комитет по защите Бекназарова, и лидеры этого неформального
движения, несмотря на то, что постоянно апеллируют к народу, если судить по
тому, как они расходуют деньги, собранные из пожертвований, как выносят
коллективные решения, тоже не считают себя обязанными перед ним.
И даже Турсунбек Акун, оставшийся в
одиночестве в Кара-Куле, после того, как автобусы с участниками незавершившегося
похода на Бишкек отъехали в обратном направлении, выражает досаду прежде всего в
связи с тем, что его не пригласили на процесс переговоров с властями.
Между тем именно народ, в данном случае
участники похода на Бишкек, около 800 аксыйцев, имеют право на недоумение и
возмущение по поводу того, как обошелся с ними Бекназаров. Разумеется, депутат
сделал это исходя из лучших побуждений. Чтобы не было войны, как принято
говорить. Но ведь вся эпопея с Бекназаровым - это, в сущности, борьба народа за
свое определение и право решать свою судьбу самостоятельно. Чтобы местные власти
и народные представители считались прежде всего с ним, народом, и только после
этого - со всеми остальными чиновниками. Весьма примечательно в связи с этим
обвинение Бекназарова в адрес Акуна: "Разве нет твоей вины в том, что произошло
в Аксы? Чего же ты добиваешься на этот раз?". Это подсознательное откровение
депутата еще раз говорит о том, насколько, в сущности, плохо он понимает (или
недооценивает) то, что происходило и происходит по сей день в его родном
районе.
Одним словом, требования аксыйцев,
непонятые ни властью, ни их лидером, так и остались гласом вопиющего в
пустыне.
|