Основные направления поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом в 2002-2005 г.г. (проект)
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Основные направления поддержки Российской
Федерацией соотечественников за рубежом на современном этапе представляют собой
систему практических мер по созданию эффективных механизмов взаимодействия
российского государства с зарубежной диаспорой в интересах защиты и поощрения
прав и свобод соотечественников, проживающих за рубежом, более адекватному
обеспечению их законных интересов и сохранению этнокультурной самобытности, а
также активизации их роли в расширении сотрудничества России с зарубежными
государствами и дальнейшем развитии демократических преобразований в Российской
Федерации.
Правовую основу действий Российской
Федерации по поддержке соотечественников составляют общепризнанные принципы и
нормы международного права и международные договоры Российской Федерации,
Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные
правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность федеральных
органов государственной власти в сфере внешней и внутренней политики. Реализация
мероприятий по поддержке соотечественников в конкретных зарубежных государствах
осуществляется в рамках и с учетом национального законодательства этих
государств и общепринятой мировой практики.
Поддержка соотечественников за рубежом
предполагает использование всего имеющегося арсенала механизмов, форм и методов
политико-дипломатического, экономического, культурного, гуманитарного и
информационного характера в общем контексте обеспечения национальных интересов
Российской Федерации.
Работа федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
дипломатических представительств и консульских учреждений России с российской
диаспорой за рубежом проводится в интересах развития ее собственной активности в
сотрудничестве с институтами российского гражданского общества.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПОДДЕРЖКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИЕЙ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЗА РУБЕЖОМ
Главными целями поддержки Российской
Федерацией соотечественников за рубежом являются:
всестороннее содействие полноценной
реализации и эффективному обеспечению прав и свобод соотечественников, а также
их других законных интересов в странах проживания на основе соблюдения норм
международного права;
налаживание и развитие всесторонних связей
Российской Федерации с соотечественниками, а также их организациями;
активизация роли соотечественников и их
организаций в расширении равноправных и взаимовыгодных отношений России с
зарубежными государствами и дальнейшем развитии демократических преобразований в
Российской Федерации.
Реализация этих целей является одним из
важнейших факторов укрепления международной стабильности и безопасности,
углубления взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными странами, обеспечения
национальных интересов России. Эффективное решение наиболее острых и масштабных
проблем соотечественников, проживающих, в частности, в «ближнем» зарубежье,
составляет важное условие формирования вдоль российских рубежей надежного пояса
добрососедства и сотрудничества.
Российская Федерация исходит из того, что
основную ответственность за гарантированное осуществление индивидуальных и
коллективных прав, за обеспечение достойных условий социального существования
всех своих жителей несут государства их проживания (пребывания).
Россия твердо настаивает на предоставлении
и обеспечении соотечественникам в государствах их проживания полного объема
гражданских, политических, социальных. экономических, культурных и иных прав и
свобод в соответствии с общепризнанными международными нормами и стандартами,
строит практические отношения с этими государствами в соответствии с их
готовностью должным образом обеспечивать указанные права и свободы.
Российская политика в отношении
соотечественников за рубежом направлена на их адаптацию и интеграцию в жизнь
стран проживания при добровольном сохранении этнокультурной самобытности, а
также на формирование механизмов их законной, контролируемой миграции в Россию,
достижение оптимального баланса между этими процессами. Россия, в соответствии
со своими международными обязательствами и национальным законодательством,
намерена принимать на своей территории соотечественников, переселяющихся на
добровольной основе или вследствие возникновения чрезвычайных обстоятельств в
странах их нынешнего проживания.
Выступая в защиту принципа культурного
многообразия, Российская Федерация придает важное значение развитию и
распространению за рубежом русской культуры и русского языка, а также
поддерживает меры по сохранению в среде соотечественников иных родных для них
языков и культур.
Важной частью задачи содействия адаптации
и интеграции соотечественников является поддержка их самоорганизации. Решение
этой задачи способно существенно расширить возможности соотечественников
законными средствами обеспечивать в стране проживания свой равный статус с
гражданами других национальностей, адекватное политическое представительство и
участие в принятии решений, доступ к материальным и иным ресурсам, что является
необходимым условием для сохранения и развития собственной культуры
соотечественников наряду с приобщением к культуре страны проживания.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКИ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЗА РУБЕЖОМ
3.1. Использование действующих и создание
новых международных механизмов и процедур обеспечения и защиты прав и основных
свобод человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам
В двусторонних отношениях с зарубежными
государствами и других формах международного сотрудничества Российская Федерация
учитывает правовое и социально-экономическое положение соотечественников. Россия
исходит из того, что плодотворное двустороннее и многостороннее сотрудничество,
в том числе политическое, торгово-экономическое, научно-техническое и военное,
возможно при соблюдении соответствующими государствами всего комплекса прав и
свобод проживающих там российских соотечественников, включая право на получение
гражданства страны проживания, сохранение культурной самобытности, свободное
пользование родным языком.
С учетом особой значимости русского языка
как одного из мировых языков, являющегося средством межнационального общения на
постсоветском пространстве и рабочим языком СНГ, Российская Федерация, в
соответствии с нормами международного права и общепринятой практикой, принимает
все возможные меры для поддержания статуса и расширения сферы использования
русского языка, в том числе в качестве официального.
Будучи приверженной соблюдению
общепризнанных международных норм в области обеспечения прав и свобод человека,
включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам, Россия намерена совместно с
другими государствами прилагать энергичные усилия к приведению национальных
законодательств и правоприменительной практики всех государств в соответствие с
международными нормами и их международными обязательствами.
Россия поддерживает принцип, согласно
которому обеспечение прав человека, включая права лиц, принадлежащих к
меньшинствам, не является исключительно внутренним делом государства. В этой
связи Российская Федерация призывает к интенсификации сотрудничества в сфере
прав человека в рамках ООН, ОБСЕ, Совета Европы, Совета государств Балтийского
моря, других международных организаций.
Россия открыта для сотрудничества с
международными и национальными неправительственными правозащитными и
религиозными организациями, осуществляющими мониторинг соблюдения прав человека,
ожидая от них реального вклада в улучшение положения соотечественников, в
повсеместное укрепление верховенства права, в создание и упрочение
демократических институтов.
Необходимым условием создания
благоприятного политического климата и установления мер доверия между странами
является принятие соответствующих обязательств государствами, пока не
присоединившимися к основополагающим международно-правовым актам о правах и
основных свободах человека, включая права лиц, принадлежащих к национальным
меньшинствам.
Россия намерена в случае необходимости
выносить вопросы обеспечения прав и свобод человека, включая права лиц,
принадлежащих к меньшинствам, для рассмотрения на заседаниях высших уставных
органов СНГ, а также в рамках двухсторонних контактов с руководством государств
- участников СНГ и государств Балтии.
Россия выступает за интенсификацию
переговоров с государствами - участниками СНГ и государствами Балтии по
заключению двусторонних и многосторонних соглашений о формах и способах
урегулирования всего комплекса проблем, связанных с правовым и гражданским
статусом соотечественников. Акцент при этом делается на выработку эффективных и
надежных гарантий достойного и полного обеспечения их гражданских, политических,
социальных, культурных, религиозных и иных прав и свобод, а также создание
механизмов реализации достигнутых договоренностей. Особое внимание уделяется
правам соотечественников - граждан Российской Федерации и лиц без гражданства,
проживающих за пределами России, решению проблемы приобретения последними
гражданства.
Исходя из того, что нарушения прав
человека и дискриминация по этническому, языковому, религиозному и иным
признакам препятствуют нормальной адаптации соотечественников в государствах
проживания, служат одной из основных причин их вынужденных перемещений,
Российская Федерация придает большое значение мониторингу соблюдения этих прав и
считает своим долгом информировать отечественную и мировую общественность о
положении российской диаспоры в зарубежных государствах, включая государства -
участники СНГ и страны Балтии.
Меры по формированию условий для реального
соблюдения прав и свобод соотечественников, в том числе с использованием
международных механизмов и процедур, изложены в приложении № 1.
3.2. Финансовая и экономическая поддержка
соотечественников в странах нового зарубежья.
Исходя из того, что значительная часть
соотечественников, проживающих в странах СНГ и Балтии, относится к социально
незащищенным слоям населения, Российская Федерация рассматривает оказание им
помощи и поддержки как одну из важных составных частей государственной политики
в отношении соотечественников в этих странах. Для этих целей используются
средства федерального бюджета в пределах ассигнований соответствующего года.
Прямая финансовая поддержка (в пределах выделенных на эти цели бюджетных
средств) будет оказываться в первую очередь социально не защищенным группам
соотечественников, проживающим (пребывающим) в государствах-участниках СНГ и
государствах Балтии.
При этом поддерживаются усилия
неправительственных организаций, привлекающих средства из внебюджетных
источников.
Меры по оказанию финансовой и
экономической поддержки соотечественникам представлены в приложениях №№ 2 и
4.
3.3. Развитие гуманитарных, культурных,
образовательных, научных, информационных и деловых связей и контактов с
соотечественниками.
Российская Федерация поддерживает развитие
сотрудничества с соотечественниками в области образования, культуры и искусства,
в различных сферах научных, гуманитарных, информационных, деловых,
профессиональных, спортивных, детских, молодежных, женских, ветеранских,
парламентских, творческих, религиозных и других контактов и связей, в том числе
на основе многосторонних и двусторонних соглашений с зарубежными государствами,
и способствует их последовательной реализации.
Позиция России строится на необходимости
учитывать культурные, информационные, образовательные, религиозные и иные
духовные потребности соотечественников, их готовность взаимодействовать с
российскими государственными и неправительственными структурами в осуществлении
проектов гуманитарного, культурного, научного и иного характера.
К основным направлениям деятельности в
сфере культурного присутствия России в зарубежных государствах относятся:
создание и развитие сети российских центров науки и культуры, прежде всего в
ближайших для России государствах, интенсификация культурных связей на основе
имеющихся договоров и соглашений и заключения новых;
содействие всем видам обменов и контактов
между Российской Федерацией и соотечественниками; популяризация культуры народов
России за рубежом.
Россия намерена продолжать оказывать
содействие соотечественникам в получении образования и повышении квалификации в
учебных и научно-исследовательских учреждениях Российской Федерации, а также в
рамках межправительственных договоренностей и на базе договоренностей между
соответствующими организациями поддерживать деятельность средних, средних
специальных, высших и иных образовательных учреждений с преподаванием на русском
языке в зарубежных странах, способствовать налаживанию их сотрудничества с
российскими образовательными и научно-исследовательскими учреждениями.
Вместе с тем, признавая особую роль семьи
и семейного воспитания в сохранении этнокультурной идентичности, осознании
причастности к исторической судьбе России независимо от места конкретного
проживания, Российская Федерация будет всячески способствовать процессам
неформального сплочения своих соотечественников в каждом государстве, прежде
всего по линии создания детских, юношеских и женских клубов, любых совместных
видов организации семейного досуга, проведения общероссийских, национальных и
традиционных религиозных праздников.
Российская Федерация содействует
реализации прав соотечественников на получение, использование и распространение
информации на русском и других языках народов России, на сохранение и развитие
информационных связей между российской диаспорой и Российской Федерацией, а
также внутри российской диаспоры. В этих целях Россия принимает меры по
заключению межгосударственных соглашений по сотрудничеству в целях обеспечения
этнокультурных, образовательных, информационных, языковых и иных потребностей
соотечественников, а также по реализации соответствующих программ
сотрудничества.
Российская Федерации содействует и
поощряет развитие всесторонних контактов и связей между общественными
организациями и отдельными гражданами в России и в странах проживания
соотечественников, а также развитие общественных инициатив, направленных на
поддержку и взаимодействие с соотечественниками за рубежом, включая создание
специализированных общественных организаций.
Российская Федерация приветствует и
поощряет в рамках действующего законодательства сотрудничество соотечественников
и их организаций с российскими предпринимательскими структурами всех форм
собственности.
Меры содействия развитию гуманитарных,
культурных, образовательных, информационных и других связей и контактов с
соотечественниками изложены в приложении № 2.
3.4. Поддержка общественных организаций
(ассоциаций) и объединений соотечественников
Россия в рамках своего национального
законодательства и в соответствии с нормами международного права оказывает
поддержку общественным организациям соотечественников, деятельность которых
осуществляется в соответствии с законодательством стран проживания и направлена
на сохранение их этнической и культурной самобытности, защиту и обеспечение прав
и свобод человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам, развитие и
укрепление контактов с Россией.
Особое значение придается мерам в
поддержку молодежных организаций соотечественников, русскоговорящей молодежи,
сохранению и развитию их связей с Россией.
Важным направлением является также
взаимодействие с религиозными объединениями соотечественников, особенно в тех
местах, где они являются весомым фактором сплочения соотечественников или
нуждаются в помощи и защите от дискриминации и притеснений. Россия готова
содействовать социально значимым инициативам Русской Православной Церкви и
других традиционных конфессий по духовной и культурной помощи
соотечественникам.
Россия намерена поощрять инициативы
российских государственных и общественных организаций в их контактах с
общественными организациями и иными структурами соотечественников, а также
содействовать объединению их усилий для конструктивной деятельности в этой
области.
В интересах консолидации российской
диаспоры Россия с пониманием относится к инициативе соотечественников по
созданию всемирной и региональных международных неправительственных общественных
организаций российской диаспоры, объединяющих юридических и физических лиц -
резидентов зарубежных стран и Российской Федерации.
Загранучреждения МИД России, российские
центры науки и культуры за рубежом, представительства других российских
министерств и ведомств осуществляют постоянные контакты с общественными
организациями соотечественников, информируют их представителей о государственной
политике Российской Федерации на этом направлении.
Меры поддержки общественных организаций
(ассоциаций) и объединений соотечественников изложены в приложении № 3.
3.5. Поддержка социально незащищенных
категорий соотечественников
Российская Федерация в рамках,
установленных национальным законодательством, и на основе межгосударственных
договоренностей оказывает поддержку социально незащищенным категориям
соотечественников. Наиболее нуждающимся, а также оказавшимся в экстремальных
ситуациях соотечественникам, проживающим (пребывающим) прежде всего в странах
СНГ и Балтии, может в утвержденном порядке и на индивидуальной основе
предоставляться прямая финансовая и иная материальная помощь. Для этих целей
используются средства федерального бюджета в пределах ассигнований
соответствующего финансового года.
Специальное внимание уделяется оказанию
материальной поддержки соотечественникам - ветеранам Великой Отечественной войны
и приравненным к ним лицам, которые проживают в тех государствах,
законодательство которых не предусматривает предоставления им льгот, аналогичных
по объему и содержанию льготам, установленным законодательством Российской
Федерацией.
Меры поддержки социально незащищенных
слоев соотечественников представлены в приложении № 4.
4. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ
НАПРАВЛЕНИИ
Реализация мер по поддержке
соотечественников за рубежом осуществляется путем скоординированных и
последовательных усилий федеральных органов власти и управления, органов
исполнительной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации с
привлечением иных заинтересованных партнеров, включая общественные, религиозные
и иные организации, хозяйствующие субъекты, средства массовой коммуникации.
Координирующим органом Правительства
Российской Федерации, обеспечивающим эту работу, является Правительственная
комиссия по делам соотечественников за рубежом (далее - Правительственная
комиссия).
Финансирование соответствующих
мероприятий, реализуемых в Российской Федерации и за рубежом, осуществляется за
счет средств федерального бюджета, выделяемых ежегодно на цели поддержки
соотечественников за рубежом.
Правительственная комиссия по
представлению МИД России рассматривает и утверждает направления использования
средств федерального бюджета, выделяемых ежегодно на цели поддержки
соотечественников за рубежом, вносит в них изменения и дополнения, контролирует
исполнение в установленном порядке.
Правительственная комиссия принимает также
меры по привлечению на поддержку соотечественников средств из внебюджетных
источников и, по согласованию, из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Использование этих средств осуществляется в установленном порядке.
Порядок использования средств федерального
бюджета на реализацию мероприятий по поддержке соотечественников за рубежом
определяется Правительством Российской Федерации.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к
Основным направлениям поддержки Российской Федерацией соотечественников за
рубежом в 2002-2005 гг.
Меры по формированию условий для эффективной защиты и
поощрения прав и свобод соотечественников, в том числе с использованием
международных механизмов и процедур
Мероприятия |
Исполнители |
1. Взаимодействие с
зарубежными государствами и международными организациями в целях защиты
прав и законных интересов соотечественников. |
МИД России с участием
комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации (по
согласованию) |
2. Формирование
дополнительных механизмов защиты прав соотечественников, в том числе
создание при Правительственной комиссии по делам соотечественников за
рубежом рабочей группы по оказанию правовой помощи соотечественникам,
разработка и внедрение комплекса конкретных мер защиты и оказания правовой
помощи. |
МИД России, Минюст
России, МВД России, ФСБ России, Минобороны России при участии
Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (по
согласованию) |
3. Поддержка
деятельности правозащитников и адвокатов, отстаивающих права
соотечественников в правоохранительных органах и судах в странах
проживания с использованием международных механизмов и процедур. |
МИД России,
заинтересованные органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации (по согласованию) с участием правозащитных неправительственных
организаций (по согласованию) |
4. Разработка и
продвижение инициатив по созданию дополнительных международно-правовых
инструментов и процедур, а также совершенствованию механизмов действующих
инструментов и процедур защиты и обеспечения прав человека, включая права
лиц, принадлежащих к меньшинствам. |
МИД России, МВД
России, ФСБ России |
5. Подготовка
предложений по приведению Федерального закона «О государственной политике
Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» в
соответствие с действующим законодательством Российской Федерации. |
МИД России,
заинтересованные министерства и ведомства с участием комитетов и комиссий
палат Федерального Собрания Российской Федерации (по
согласованию) |
6. Мониторинг
положения соотечественников за рубежом и подготовка на его основе
ежегодного доклада «О положении соотечественников за рубежом и реализации
мер по их поддержке». Доведение основных положений ежегодного доклада до
сведения общественности, средств массовой информации, международных
организаций и иностранных государств, общественных и религиозных
организаций соотечественников. |
МИД России,
Росзарубежцентр, МПТР России, ИТАР-ТАСС |
7. Информационная
поддержка общественных организаций соотечественников в
государствах-участниках СНГ и странах Балтии по созданию механизмов
правовой помощи в целях защиты прав соотечественников в государствах
проживания (пребывания). |
МИД России, Минюст
России с участием комитетов и комиссий палат Федерального Собрания
Российской Федерации |
8. Предоставление
средствам массовой информации официальных материалов о положении
соотечественников за рубежом. Использование возможностей Интернета для
информирования общественности России и зарубежных стран о состоянии с
соблюдением прав соотечественников за рубежом и принимаемых мерах по их
защите. |
МИД России, МПТР
России, ИТАР-ТАСС с участием комитетов и комиссий палат Федерального
Собрания Российской Федерации (по согласованию) |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 к Основным
направлениям поддержки Российской Федерацией
соотечественников за рубежом
в 2002-2005 гг.
Меры по оказанию финансовой и экономической поддержки,
развитию гуманитарных, культурных, образовательных, научных, информационных и
деловых связей и контактов с соотечественниками
Мероприятия |
Исполнители |
1. Разработка методик
составления заявок на финансирование мероприятий по поддержке
соотечественников за рубежом, а также критериев их экспертизы и отбора
наиболее перспективных предложений. |
МИД России, Минфин
России |
2. Использование
механизмов международного сотрудничества Российской Федерации с
зарубежными странами (прежде всего - приграничного и межрегионального
сотрудничества с сопредельными странами) в интересах налаживания
экономических связей соотечественников за рубежом и их организаций с
хозяйствующими субъектами Российской Федерации. |
Минэкономразвития
России, Минпромнауки России, МНС России, ГТК России, МИД России, органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по
согласованию) |
3. Содействие
организациям соотечественников в получении информации о ситуации на
российских региональных рынках труда и о потребностях в рабочей силе,
привлекаемой для постоянной, временной и сезонной работы, а также об
условиях добровольного переселения в Россию. |
Минтруд России, МВД
России, МИД России, органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации (по согласованию) |
4. Проведение
двухсторонних переговоров с государствами-участниками СНГ и государствами
Балтии о мерах по реализации Соглашений о порядке создания и
функционирования филиалов высших учебных заведений в
государствах-участниках СНГ. |
Минобразование России,
МИД России, Росзарубежцентр |
5. Разработка и
налаживание механизмов оказания методической помощи действующим
российско-национальным (славянским) университетам, стационарным филиалам
ведущих вузов в странах СНГ, иным образовательньм учреждениям такого рода
за рубежом. |
Минобразование России,
МИД России, Росзарубежцентр, МГУ им. М.В.Ломоносова |
6. Проработка и
реализация проектов по целевому расширению возможностей очных и заочных
(дистанционных) форм обучения в российских образовательных учреждениях
соотечественников различных возрастных категорий. |
Минобразование России,
Минфин России, МИД России, Росзарубежцентр |
7. В рамках отпущенных
средств из федерального бюджета внесение в интересах соотечественников
необходимых изменений в распределение квот государственных стипендий,
выделяемых ежегодно для обучения в вузах России иностранных
студентов. |
Минобразование России,
МИД России |
8. Проработка
предложений по восстановлению сети образовательных курсов, в том числе по
русскому языку, в «дальнем» зарубежье. |
Росзарубежцентр, МИД
России, Минобразование России |
9. Проведение в
Российской Федерации олимпиад по русской словесности и другим
гуманитарным, естественнонаучным и прикладным дисциплинам для учащихся
образовательных учреждений зарубежных государств из числа
соотечественников. |
Минобразование России,
Росзарубежцентр, МИД России, Минфин России, Российская академия
образования, МГУ им. М.В.Ломоносова, Институт русского языка им.
А.С.Пушкина, заинтересованные органы исполнительной власти субъектов
РФ |
10. Организация
повышения квалификации научно-педагогических кадров для учреждений
образования с русским языком обучения зарубежных стран. Содействие
организации и проведению ежегодного конкурса «Лучший учитель русской
словесности» среди педагогов школ с русским языком обучения
государств-участников СНГ и государств Балтии. |
Минобразование России,
МИД России, Минфин России, МГУ им. М.В.Ломоносова, Институт русского языка
им. А.С.Пушкина (по согласованию) |
11. Осуществление
проектов целевых поставок, в том числе на коммерческой основе,
учебно-методической литературы для общеобразовательных, воскресных школ,
иных образовательных учреждений, осуществляющих обучение на языках народов
России в зарубежных государствах. |
Минобразование России,
Минфин России, ГТК России, МИД России, Росзарубежцентр, органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по
согласованию) |
12. Поддержка театров,
профессиональных творческих коллективов и студий, действующих за рубежом и
пропагандирующих российскую культуру. Организация творческих семинаров,
встреч и мастер-классов для творческих деятелей - соотечественников из
государств-участников СНГ и государств Балтии. Оказание содействия
известным деятелям культуры и искусства, писателям, художникам, молодым
дарованиям из среды соотечественников, в том числе содействие их участию в
творческих международных конкурсах. |
Минкультуры России,
Росзарубежцентр, Минфин России, МИД России, Российский фонд культуры (по
согласованию), Литературный институт им. М.Горького (по
согласованию) |
13. Подготовка и
реализация проектов за счет привлечения внебюджетных источников по изданию
литературных произведений писателей из числа соотечественников за рубежом
в серии «Библиотека русского зарубежья». |
Минкультуры России,
Российский фонд культуры, Литературный институт им. М.Горького (по
согласованию) с привлечением неправительственных организаций и российских
компаний (по согласованию) |
14. Осуществление мер
по выявлению и сохранению в странах проживания соотечественников
памятников, связанных с культурой и историей России. |
Росзарубежцентр,
Минкультуры России, МИД России |
15. Организация в
странах проживания соотечественников семейных конкурсов на знание истории
и культуры России с приглашением победителей на отдых в Российскую
Федерацию. |
Росзарубежцентр, МИД
России, Минкультуры России, ИТАР-ТАСС, ВГТРК |
16. Подготовка и
распространение среди соотечественников за рубежом цикла специальных книг
для семейного чтения по истории, географии, экономике, народонаселению,
государственному устройству, политической и культурной жизни современной
России. |
МИД России,
Минобразование России, Минкультуры России, МПТР |
17. Подготовка и
внесение на рассмотрение Правительства Российской Федерации предложений по
созданию в странах СНГ российских центров науки и культуры. |
МИД России,
Росзарубежцентр, Минфин России |
18. Проведение в
зарубежных государствах Дней культуры регионов России, тематических
выставок, презентаций, конференций и иных мероприятий с привлечением
соотечественников и их организаций. |
Росзарубежцентр,
Минкультуры России, федеральные органы исполнительной власти, органы
исполнительной власти заинтересованных субъектов Российской
Федерации |
19. Взаимодействие с
русскоязычными средствами массовой информации за рубежом в интересах
передачи соотечественникам объективной информации о событиях в
России. |
МИД России, ИТАР-ТАСС,
МПТР России, ВГТРК, Всемирная ассоциация русской прессы (по
согласованию) |
20. Проработка и
принятие проектов, в том числе на коммерческой основе, связанных с
расширением теле- и радиовещания из России на различные страны и регионы
мира, подготовкой специализированных программ и акций. |
МПТР России, ВГТРК,
ИТАР-ТАСС, МИД России |
21. Распространение
периодических и иных печатных изданий, кинопродукции, аудио- и
видеоматериалов на родных языках соотечественников, в том числе на основе
принятия мер внутригосударственного характера и заключения международных
договоров Российской Федерации. |
МПТР России, ВГТРК,
Минфин России, ИТАР-ТАСС, МИД России, Агентство «Роспечать» |
22. Организация схем,
механизмов и форм подписки соотечественников за рубежом и их общественных
и религиозных организаций на периодические издания, выходящие в Российской
Федерации. |
МИД России, Минфин
России, Агентство «Роспечать» |
23. Создание при
органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации
консультативных органов по связям с соотечественниками за рубежом |
Органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации (по согласованию), заинтересованные
комиссии и комитеты палат Федерального собрания Российской Федерации (по
согласованию), МИД России |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 к Основным
направлениям поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом в
2002-2005 гг.
Меры по поддержке общественных организаций (ассоциаций) и
объединений соотечественников, их проектов и инициатив
Мероприятия |
Исполнители |
1. Содействие
процессам самоорганизации соотечественников, оказание помощи в проведении
объединительных мероприятий, конференций, целевых семинаров и школ для
актива общественных структур соотечественников. |
МИД России,
Росзарубежцентр, федеральные органы исполнительной власти и органы
исполнительной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации (по
согласованию) |
2. Содействие
реализации инициатив по созданию всемирной и региональных международных
неправительственных организаций российских соотечественников. Создание
инфраструктуры информационных и деловых связей между активно действующими
организациями соотечественников |
Росзарубежцентр, МИД
России, Минэкономразвития России, ИТАР ТАСС, органы исполнительной власти
субъектов РФ (по согласованию) |
3. Налаживание и
поддержание контактов с заинтересованными общественными и религиозными
организациями соотечественников, физическими лицами, проработка конкретных
проектов поддержки и взаимодействия с соотечественниками. |
МИД России,
Росзарубежцентр, ИТАР-ТАСС, ВГТРК |
4. Привлечение
общественных и религиозных организаций соотечественников к деятельности
попечительских советов совместных университетов и иных образовательных
учреждений, а также филиалов образовательных учреждений России,
создаваемых на территории государств-участников СНГ и государств
Балтии. |
Минобразование России
с участием Совета ректоров российских вузов (по согласованию),
Росзарубежцентр, МИД России |
5. Содействие
общественным и религиозным организациям соотечественников за рубежом в
осуществлении ими культурной, просветительской, информационной,
гуманитарной деятельности, издании газет, бюллетеней, подготовке теле- и
радиопрограмм, создании и поддержке веб-сайтов, а также в иной законной
деятельности. Целевая закупка и поставка издаваемой в России
художественной и социально значимой русской литературы для нужд библиотек,
обслуживающих общественные и религиозные организации российских
соотечественников за рубежом. |
МИД России,
Росзарубежцентр, Минфин России, Минкультуры России, Минобразование России,
МПТР России, ГТК России, ИТАР-ТАСС, органы исполнительной власти
заинтересованных субъектов Российской Федерации (по
согласованию) |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4 к Основным
направлениям поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом в
2002-2005 гг.
Меры по поддержке социально незащищенных слоев
соотечественников
Мероприятия |
Исполнители |
1. Организация
медицинской реабилитации ветеранов Великой Отечественной войны (и
приравненных к ним категорий ветеранов) из государств-участников СНГ и
государств Балтии, в том числе в лечебных и санаторных учреждениях
Российской Федерации и государств проживания (пребывания). |
Минздрав России,
Минтруд России, МИД России, Минфин России, органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации (по согласованию) |
2. Разработка и
осуществление иных мер материальной помощи прежде всего соотечественникам
- ветеранам Великой Отечественной войны, которые проживают в тех
зарубежных государствах, законодательство которых не предусматривает
предоставления им льгот, аналогичных по объему и содержанию льготам,
установленным законодательством Российской Федерацией. |
Минтруд России, МИД
России, Минфин России, |
3. Организация в
Российской Федерации оздоровительного отдыха детей-соотечественников из
социально незащищенных семей. |
Минздрав России, МИД
России, Минфин России, органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации (по согласованию). |
4. Оказание прямой
финансовой помощи социально незащищенным категориям соотечественников на
индивидуальной основе. |
МИД России, Минфин
России. |
5. Подготовка
соглашений в области социального обеспечения с государствами
Балтии. |
Минтруд России, МИД
России. |
|