Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №60(01.10.2002)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ



Конституционно-правовые аспекты статуса Калининградской области (по российским и зарубежным материалам)

Калининградская область в течение длительного времени находится в центре внимания политиков, ученых и публицистов. Интерес к вопросам статуса данного субъекта Российской Федерации обострился в связи с предстоящим вступлением стран, с которыми граничит Калининградская область, в ЕС. В результате этого внешние границы ЕС непосредственно соприкоснутся с границами Российской Федерации. Ученые и политики стремятся проанализировать возможные последствия этого для Российской Федерации в целом и Калининградской области, как той ее составной части, которую непосредственно затрагивают данные изменения.

П. «б» ст.3 Договора  о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Калининградской области 1996 г. возлагал на органы  государственной      власти Калининградской области полномочие по регулированию миграции на территорию Калининградской области, а также оказанию содействия «переселяющимся на территорию   Калининградской   области  лицам,  ранее  состоявшим  в  гражданстве      Союза  ССР,  проживающим или находящимся на территории Литвы, Латвии или Эстонии».

В ст.22 действующего Федерального закона об Особой экономической зоне в Калининградской области содержится положение о том, что «для лиц, ранее состоявших в гражданстве Союза ССР, проживающих или находящихся на территории Литвы, Латвии или Эстонии, родным языком для которых является русский, органами государственной власти Калининградской области обеспечиваются льготные условия для переселения на территорию Калининградской области и обустройства на этой территории» (выделено нами). Таким образом, изменение ситуации в этом регионе России прямо затрагивает интересы не только граждан России, проживающих на ее территории, но и соотечественников за рубежом.

Последствия вступления Польши и Литвы в Европейский Союз для Калининградской области

После распада СССР Калининградская область превратилась в эксклав, находящийся на расстоянии 400 км от основной территории Российской Федерации  и отделенный от нее двумя государствами. За прошедшие 10 лет с государствами-соседями у нее сложились особые отношения, касающиеся хозяйственной деятельности, таможенного,  пограничного режима и других сфер жизни. Вступление в ЕС налагает на  Польшу и Литву разнообразные обязательства, которые затрагивают и их отношения с Калининградской областью.

Во-первых, это - отмена безвизового режима проезда в Калининградскую область и из нее. Она коснется не только миллиона жителей Калининградской области. По информации СМИ между Калининградом и Россией по железной дороге ежегодно перемещается 960 000 человек, около полумиллиона пользуется автотранспортом и 100 000 летает самолетами (Konigsberg als deutsch-russisches Gemeinschaftsgebiet? Moskaus Transit-Кonflikt mit Polen, Litauen und der EU fordert zum Nachdenken heraus// National Zeitung.- 6.09.2002.).

Во-вторых, это – таможенный режим, поскольку граница с Калининградской областью превращается во внешнюю таможенную границу ЕС.

В-третьих, действие правовых предписаний ЕС с соответствующими ограничениями в хозяйственной сфере и в торговле. При этом особую проблему составляют вопросы энергетики.

Калининградская область рассматривается как РФ, так и ЕС в качестве неотъемлемой составной части Российской Федерации, которая должна развиваться в ее рамках. Выражая эту позицию ЕС  посол Швеции С.Хирдман прямо заявил на телепередаче, посвященной обсуждению проблем Калининградской области: «Европейский Союз считает, что Калининградская область – это настоящая  российская территория. Ничего другого» (Телепрограмма “Свобода слова” на НТВ от 31.05.02 Адрес в Интернете - http:svobodasova.ru). Вместе с тем, ее эксклавное положение создает условия для развития тесного сотрудничества со странами ЕС. Для того, чтобы вступление Польши и Литвы не привело к изоляции Калининградской области от соседей, должны быть не только  предприняты дипломатические усилия, но и разрешен целый ряд проблем, связанных с ее статусом.

2. Правовой статус Калининградской области по российскому праву

В Конституции РФ Калининградская область прямо упоминается в ст.65 в перечне субъектов федерации – областей. В силу этого на нее прямо распространяются нормы, регулирующие принципы организации Российской Федерации, разграничение предметов ведения и полномочий федерации и субъектов, а также правового статуса субъектов. В качестве субъекта федерации Калининградская область обладает в определенных рамках автономией. Вместе с тем конституционная идея государственного единства концептуализирует статус области в рамках единого экономического пространства, в котором осуществляется свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ст.8 Конституции РФ). Эта идея проводится и в других статьях Конституции (ст.71 и 74). Отсюда резонный вопрос о том, в каких пределах возможен особый хозяйственный режим в Калининградской области и насколько она может приблизиться к режиму ЕС, не вступая в противоречие с данными конституционными положениями (Hartwig M.Die EG-Erweiterung und die Kaliningradskaja Oblast// Kontinuitat und Neubeginn Staat und Recht in Europa zu Beginn des 21.Jahrhunderts.- Baden-Baden: Nomos Verlagsgesellschaft, 2001.- S.254).

12 января 1996 г. Российская Федерация и Калининградская область 12 января 1996 г. заключили Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Калининградской области. Данный Договор, как указывалось в его преамбуле, создавался с учетом «специфического географического положения» Калининградской области, ее значения для национальных интересов РФ. Сторонами руководило стремление создать условия для стабильного социально - экономического развития Калининградской области, расширения внешнеэкономической деятельности, укрепления ее экономических связей с другими субъектами Российской Федерации. Он состоял из восьми статей, в которых конкретизировались полномочия органов власти на федеральном уровне и на уровне области по таким предметам совместного ведения, как вопросы транзита грузов и пассажиров всеми видами транспорта в Калининградскую область и из нее; создание на территории Калининградской  области  международного транспортного узла, торгового и финансового центров; функционирование особой экономической зоны в Калининградской области и ее администрации, свободных таможенных зон; межбюджетные отношения и другим, прямо перечисленным в ст.1 Договора. Применительно к органам государственной власти Калининградской области устанавливалось, что они: участвуют  в подготовке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по предметам ведения, перечисленным в статье 1 Договора; регулируют в соответствии с федеральным законодательством и Договором вопросы миграции на территорию Калининградской области, а также оказывают содействие переселяющимся на территорию Калининградской области лицам, ранее состоявшим в гражданстве СССР, проживающим или находящимся на территории Литвы, Латвии или Эстонии; участвуют в создании особой экономической зоны в Калининградской области, обеспечивают функционирование ее администрации, а также осуществляют отдельные функции администрации особой экономической зоны в соответствии с федеральным законодательством; участвуют в разработке и реализации федеральных целевых программ; заключают в пределах своей компетенции соглашения с субъектами Российской Федерации, а также административно -территориальными образованиями, министерствами и ведомствами Российской Федерации и иностранных государств; принимают на основе федеральных законов законы Калининградской области и иные нормативно - правовые акты по предметам совместного ведения; осуществляют финансирование приоритетных программ социально - экономического развития Калининградской области на основе региональных целевых программ, утвержденных в установленном порядке.

Правовая природа данного Договора, как и других аналогичных договоров, оценивается учеными по-разному. Российские ученые (например, собственно автор данной модели С.Шахрай) рассматривают их как двухсторонние внутрифедеральные договоры. Немецкие ученые видят в них черты и международно-правового, и внутригосударственного договора и их сочетание не позволяет однозначно ответить на вопрос об их природе (Smidt R. Das Kaliningrader Gebiet (Sonderwirtschaftszone Jantar): Kompetenzabgrenzungsvertrag einerseits und Foederalgesetz “Ueber die Sonderwirtschaftszone Jantar” anderseits – Ein harmonisches Nebeneinander?//Osteuropa Recht, 2001.- H.1-2.- S.4).

Сравнение Договора РФ с Калининградской областью с другими аналогичными Договорами, заключенными с республиками в составе Российской Федерации свидетельствует о том, что права последних шире, чем права краев и областей. Калининградская область в этом отношении не отличалась от других областей.

31 мая 2002 года РФ и Калининградская область заключили Договор о прекращении действия Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Калининградской области. В Договоре указывается, что цели прежнего Договора «достигнуты», в связи с чем он прекращает свое действие.

Федеральный закон «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» был принят Государственной Думой 15 ноября 1995 года, одобрен Советом Федерации 5 января 1996 года и подписан Президентом 22 января 1996 года, т.е. работа над ним осуществлялась параллельно заключению Договора.

Это действующий акт, и, как сказано в его преамбуле, он определяет правовые и экономические основы создания и функционирования Особой экономической зоны в Калининградской области, учитывая ее специфическое географическое положение, значение для национальных интересов Российской Федерации.  Закон направлен «на создание благоприятных условий для социально-экономического развития Российской Федерации и Калининградской области».

В Законе установлено понятие Особой экономической зоны в Калининградской области, цели ее создания, режим инвестиций и предпринимательской деятельности ОЭЗ, таможенное регулирование в ОЭЗ, вопросы налогообложения, банков и банковской деятельности, валютного регулирования и валютного контроля, порядок въезда в ОЭЗ, пребывания в ней и выезда, социально-трудовые отношения, а также полномочия Калининградской областной Думы и администрации Калининградской области в отношении Особой экономической зоны и некоторые другие аспекты функционирования ОЭЗ.

Согласно Закону Особая экономическая зона в Калининградской области создается в пределах всей территории этой области, за исключением территорий объектов, имеющих оборонное и стратегическое значение для Российской Федерации, - военных баз, воинских частей, объектов оборонной промышленности, а также объектов нефтегазовых отраслей добывающей промышленности на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

В области устанавливается особый, льготный по сравнению с общим, режим инвестиций и предпринимательской деятельности, в том числе внешнеэкономической и инвестиционной деятельности. Целью установления такого льготного режима как и в других случаях является привлечение иностранных инвестиций для развития региона. Вместе с тем Особая экономическая зона является частью государственной и таможенной территории Российской Федерации.

В Законе определены полномочия органов законодательной и исполнительной власти Калининградской области. Калининградская областная Дума как законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации и администрация Калининградской области осуществляют полномочия по вопросам функционирования Особой экономической зоны в соответствии с Уставом (Основным законом) Калининградской области. Администрация Калининградской области выполняет функции администрации Особой экономической зоны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Калининградской области. Она координирует привлечение российских и иностранных инвестиций для реализации зональных инвестиционных проектов, осуществление предпринимательской деятельности.

Международные договоры Российской Федерации, затрагивающие вопросы Калининградской области заключаются в соответствии с Федеральным законом "O международных договорах Российской Федерации" по согласованию с органами государственной власти Калининградской области. Международные договоры Российской Федерации, затрагивающие вопросы Калининградской области, должны содержать положения, подтверждающие существующий статус Калининградской области в качестве неотъемлемой части Российской Федерации.

Калининградская область может заключать соглашения с административно-территориальными образованиями иностранных государств об экономическом, научно-техническом, культурном и спортивном сотрудничестве с административно-территориальными образованиями иностранных государств, в том числе со штатами, провинциями, кантонами, землями. Данные соглашения:

1) не должны противоречить законодательству Российской Федерации и международным договорам Российской Федерации;

2) должны содержать положения, подтверждающие существующий статус Калининградской области в качестве неотъемлемой части Российской Федерации;

3) не могут рассматриваться как международные договоры Российской Федерации;

4) подлежат обязательной регистрации Министерством иностранных дел Российской Федерации в порядке, установленном Президентом Российской Федерации;

5) вступают в силу не ранее дня их регистрации Министерством иностранных дел Российской Федерации.

Важным аспектом статуса области является участие в федерации в решении ее проблем. Развитие Особой экономической зоны осуществляется на основе федеральной государственной программы развития Особой экономической зоны, утверждаемой Правительством Российской Федерации по представлению органов государственной власти Калининградской области. Правительство Российской Федерации утверждает федеральную государственную программу развития Особой экономической зоны, в соответствии с которой в первоочередном порядке ежегодно выделяются средства из федерального бюджета для специальных федеральных, межрегиональных и региональных объектов финансирования, прежде всего связанных с размещением и деятельностью воинских частей и организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба.

Такая Программа была утверждена Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2001 г. N 866 «О Федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2010 года». Основная цель Программы – «создание условий для устойчивого социально - экономического развития Калининградской области, сопоставимого с уровнем развития сопредельных стран (выделено мной – Г.А.), а также благоприятного инвестиционного климата в регионе для сближения России и Европейского сообщества». Объем финансирования Программы составляет 93 049,74 млн. рублей, в ценах 2001 года, однако в Программе указывается, что «финансирование мероприятий Программы подлежит ежегодно уточнению с учетом возможностей федерального бюджета». Эта невинная формулировка, к сожалению,  позволяет сокращать финансирование.

Предполагается, что Программа будет реализована в два этапа. На первом этапе (2002 - 2005 годы) осуществляются мероприятия, необходимые для решения наиболее актуальных проблем в экономике и социальной сфере, создания эффективного механизма функционирования Особой экономической зоны в Калининградской области, включая проекты, создающие базу для реализации стратегических направлений развития области.

На втором этапе (2006 - 2010 годы)  продолжается реализация инвестиционных и социальных мероприятий, закрепляющих достигнутые на I этапе реализации Программы положительные сдвиги в развитии экономики и реформировании социальной сферы.

Законодательством предусмотрена возможность ликвидации Особой экономической зоны в определенных случаях. Она осуществляется на основании федерального закона, принимаемого по инициативе Правительства Российской Федерации в случаях:

1) невыполнения целей и задач, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

2) несоответствия функционирования Особой экономической зоны жизненно важным интересам Российской Федерации.

В случае принятия  федерального закона о ликвидации Особой экономической зоны Правительство Российской Федерации устанавливает порядок и сроки ликвидации Особой экономической зоны с соблюдением законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, в том числе о защите законных прав и интересов российских и иностранных предпринимателей и инвесторов.

 Следует отметить, что действие данного  Закона по ряду положений приостановлено. Как отметил бывший председатель Комитета по экономической политике Государственной Думы С.Глазьев, это связано с отрицательным отношением к Закону Минфина (Телепрограмма “Свобода слова” на НТВ от 31.05.02 Адрес в Интернете - http:svobodasova.ru). По мнению ректора Академии народного хозяйства В.Мау этот Закон «способствовал ухудшению положения в Калининграде, поскольку стимулировал ввоз импортных товаров, а не внутреннее производство» (Телепрограмма “Свобода слова” на НТВ от 31.05.02 Адрес в Интернете - http:svobodasova.ru).

В Федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2010 года также отмечен целый ряд недостатков в правовом регулировании ее статуса, в том числе и относящихся к данному Закону. В Государственную Думу уже вносились предложения по его изменению, однако, поскольку проблему составляет статус особых экономических зон в целом,  и предпринимались попытки создать некий комплексный акт по этому вопросу, то решение проблем Калининградской области, как часть этой общей проблемы, отложено до ее решения в целом.

3.Вопросы изменения статуса Калининградской области

В связи с тем, что  Калининградская область оказалась отделенной от России территориями других государств и «продвинутой» на Запад дальше, чем любая другая ее территория, возникли идеи придания ей нового правового статуса. Следует отметить, что почти все предлагаемые варианты требуют изменения Конституции Российской Федерации.

В литературе нередко встречается аналогия сложившегося положения Калининградской области с Западным Берлином. Насколько она правомерна? Как известно, в свое время Советский Союз настаивал на особом статусе Западного Берлина, в то время как ФРГ считало его одной из своих земель, что было отражено и в Конституции Западного Берлина. Что касается Калининградской области, то она является неотъемлемой частью Российской Федерации и другие страны это не оспаривают, поэтому вряд ли эта аналогия уместна. Нередко она используется для аргументации необходимости создания «коридора» для свободного проезда в Россию из Калининградской области и в Калининградскую область из России. По мнению С.Иваненко, заместителя председателя партии «Яблоко», «в нынешней ситуации… возможно воспроизвести ситуацию Западного Берлина. Не является это проблемой. Но я считаю, что это – шаг назад, что нам сегодня нужно искать другие пути решения этой проблемы. И нужно ответить на все эти вопросы, но ответить не в духе «холодной войны», а в духе нормальных цивилизованных отношений» (3). Другая историческая аналогия – ситуация, сложившаяся в результате подписания Версальского договора из-за чего Восточная Пруссия оказалась отрезанной от Германии. При этом даже для побежденной Германии в Версальском договоре страны Антанты предусмотрели транзитный коридор, по которому на началах экстерриториальности перемещались люди, товары и т.д. Однако страны ЕС высказались против создания «коридора», и, по мнению В.Алксниса, «запад никогда не пойдет на что-то подобное в отношении России» (Телепрограмма “Свобода слова” на НТВ от 31.05.02 Адрес в Интернете - http:svobodasova.ru).

И в России, и за рубежом имеются сторонники превращения Калининградской области в «специальную зону европейского доверия». В противоположность взаимоотношениям периода «холодной войны» (а также аналогиям с «Данцигским коридором») предлагается выработать новую модель взаимоотношений Калининградской области с соседними странами. В этом смысле высказываются и соседи Калининградской области. По мнению Президента Польши А.Квасьневского Калининградская область «может стать хорошим экспериментальным полем для самой России, которое покажет, как проходит процесс адаптации к жестким европейским стандартам» (Квасьневский готов предложить Калининградской области особый статус // Газета.ru 15.01.2002. Адрес в Интернете  http://www.rambler.ru/db/news/msg.html?mid=2203832). В настоящий момент неясно, насколько эта идея отразиться на внутригосударственном статусе области, но не исключено, что потребуется его изменение.

Особый статус Калининградской области некоторые политики предлагают придать по аналогии с городами федерального значения Москвой и Санкт-Петербургом. С доктринальной точки зрения это не слишком удачная идея, поскольку  придание этим двум городам статуса городов федерального значения, подчеркивало, что в отличие других городов они равнозначны другим субъектам. В данном же случае идея состоит, наоборот, указать на особый статус Калининградской области, поэтому должны быть использованы иные конституционно-правовые способы.

 Высказывалось и предложение объявить Калининград столицей Союзного государства России и Белоруссии (Телепрограмма “Свобода слова” на НТВ от 31.05.02 Адрес в Интернете - http:svobodasova.ru).

В.Шумейко на пресс-конференции в Калининграде в 1999 г. высказал предложение повысить статус Калининградской области до Балтийской Республики (В.Шумейко предлагает повысить статус Калининградской области до Балтийской Республики// Baltic News Service, 25.02.1999.Адрес в Интернете http://www.enet.ru/~bns/990225/text/25.html), но это предложение было оценено некоторыми политиками как ошибочное из опасений сецессии (Б.Немцов не поддерживает идею Шумейко о придании Калининградской области статуса автономной республики// Baltic News Service, 27.07.98. Адрес в Интернете http://www.enet.ru/~bns980727/3.html).

Одно из самых экзотичных предложений – идея использования опыта Андорры. Это находящееся между Францией и Испанией княжество фактически находится под двойным протекторатом этих государств, которые выступают гарантами его государственности. Соправителями государства являются Епископ Урхельский и Президент Французской Республики. В немецкой литературе высказывалась идея организации российско-германского кондоминиума, для управления областью, а также международного протектората над ней (Konigsberg als deutsch-russisches Gemeinschaftsgebiet? Moskaus Transit-Кonflikt mit Polen, Litauen und der EU fordert zum Nachdenken heraus// National Zeitung.- 6.09.2002.).

4. Вопросы въезда в Калининградскую область и выезда из нее

Вопросы въезда  и выезда приобрели особую актуальность в связи с вступлением соседних с Калининградской областью государств в ЕС. В настоящее время для россиян, направляющихся в Калининградскую область и из нее, действует безвизовой режим. Однако государства-члены ЕС должны проводить единую политику, определяемую Шенгенскими соглашениями. Как государства, претендующие на членство в ЕС, Польша с июля 2003 г., а Литва с октября 2003 г. должны ввести визовой режим для россиян.  Это означает, что калининградцы для того, чтобы попасть в другой регион России, и соответственно россияне-жители других регионов – чтобы попасть в Калининградскую область, должны будут получать визу. С 2006 г. в обеих государствах будут действовать правила Шенгенского соглашения, те. режим въезда и выезда станет еще жестче.

Возникает коллизия между правом этих государств, устанавливать тот или иной режим пересечения их территории и правом российских граждан на свободу перемещения по собственной территории государства. Кроме того, введение визового режима может стать дополнительным экономическим фактором разобщения жителей Калининградской области с остальной частью России.

В настоящее время в Российская Федерация вопросы въезда в Калининградскую область, выезда из нее и пребывания на ее территории регулируется гл. VIII Федерального закона «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» 1996 г.

В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства этот порядок определяется законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

На территории Калининградской области действует единый порядок регистрации граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц с двойным гражданством и лиц без гражданства в соответствии с указанным Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Органам государственной власти Калининградской области в целях экономической безопасности предоставляется право самостоятельно устанавливать ограничения для определенных категорий иностранных граждан  и лиц без гражданства относительно срока и места пребывания в Калининградской области. При этом данные ограничения не должны нарушать права и свободы человека, гарантированные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Для лиц, ранее состоявших в гражданстве Союза ССР, проживающих или находящихся на территории Литвы, Латвии или Эстонии, родным языком  для которых является русский, органами государственной власти Калининградской области обеспечиваются льготные условия для переселения  на территорию Калининградской области и обустройства на этой территории.

Решение вопроса о въезде и выезде после вхождения государств-соседей Калининградской области в ЕС некоторые политики видят в том, что европейские государства должны сделать в данном случае исключение. Так, председатель Комитета по международным делам Государственной Думы С.Рогозин, ссылаясь на четырехсторонние соглашения по Западному Берлину, в соответствии с которыми его жители пересекали границу ГДР без виз, подчеркивает: «Если это было возможно тогда, то какие основания сегодня вообще ставить перед Российской федерацией вопрос о том, что она должна ужиматься … потому, что Европейское сообщество, Европейский Союз собирается расширяться» (Телепрограмма “Свобода слова” на НТВ от 31.05.02 Адрес в Интернете - http:svobodasova.ru). Другие считают решением проблемы установление максимально упрощенного визового режима.


Программа развития Калининградской области на период до 2010 года



Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 г. N 866

О Федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2010 года

В целях обеспечения устойчивого социально - экономического развития Калининградской области Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу развития Калининградской области на период до 2010 года (далее именуется - Программа).

2. Разрешить Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации - государственному заказчику Программы передавать администрации Калининградской области на договорной основе часть своих функций по организации управления реализацией Программы, финансированию мероприятий Программы в пределах средств федерального бюджета, выделенных на ее реализацию, заключению контрактов на выполнение подрядных работ.

3. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Министерству промышленности, науки и технологий Российской Федерации предусматривать ежегодно при формировании проекта федерального бюджета выделение средств на реализацию Программы.

Установить, что финансирование мероприятий Программы подлежит ежегодно уточнению с учетом возможностей федерального бюджета.

4. Признать утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г. N 1259 "О Федеральной целевой программе развития Особой экономической зоны в Калининградской области на 1998 - 2005 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 41, ст. 4707).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ




Федеральная целевая программа развития Калининградской области на период до 2010 года

(Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 г. N 866)

(извлечение)

ПАСПОРТ

Федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2010 года

Наименование Программы - Федеральная целевая программа развития Калининградской области на период до 2010 года

Основание для разработки Программы - раздел II протокола заседания Правительства Российской Федерации от 22 марта 2001 г. N 11

Государственный заказчик Программы - Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации

Основные разработчики Программы - администрация Калининградской области, Институт экономики переходного периода

Основная цель Программы - создание условий для устойчивого социально - экономического развития Калининградской области, сопоставимого с уровнем развития сопредельных стран, а также благоприятного инвестиционного климата в регионе для сближения России и Европейского сообщества

Основные задачи Программы-

а) обеспечение геостратегических интересов России в Балтийском регионе:

развитие Калининграда как крупного транспортного узла России;

обеспечение устойчивого энергоснабжения области;

улучшение экологической обстановки, обеспечение защиты окружающей среды с учетом выполнения обязательств России, определенных международными договорами;

б) задачи общефедерального значения:

трансформация экономической структуры региона в направлении экспортной ориентации;

совершенствование механизма функционирования Особой экономической зоны в Калининградской области;

развитие телекоммуникационной инфраструктуры;

развитие туристско - рекреационного комплекса;

в) задачи регионального значения, требующие государственной поддержки:

комплексное развитие сельского хозяйства;

развитие рыбопромышленного комплекса;

развитие отраслей социальной сферы

Сроки и этапы реализации Программы- Программа реализуется в 2002 - 2010 гг. и существляется в 2 этапа:

I этап (2002 - 2005 годы) - осуществляются мероприятия, необходимые для решения наиболее актуальных проблем в экономике и социальной сфере, создания эффективного механизма функционирования Особой экономической зоны в Калининградской области, включая проекты, создающие базу для реализации стратегических направлений развития области;

II этап (2006 - 2010 годы) - продолжается реализация инвестиционных и социальных мероприятий, закрепляющих достигнутые на I этапе реализации Программы положительные сдвиги в развитии экономики и реформировании социальной сферы

Исполнители основных мероприятий - предприятия и организации Калининградской области.

Исполнители программных мероприятий, поставщики оборудования будут определяться на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд".

Объемы и источники финансирования - объем финансирования Программы составляет 93 049,74 млн. рублей, в ценах 2001 года.

Оценка действующих мер по улучшению социально - экономического положения Калининградской области

В 1996 году был принят Федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Калининградской области", направленный на выравнивание экономических условий развития области с остальными регионами Российской Федерации.

В результате действия этого Закона и порядка определения происхождения товаров из Особой экономической зоны в Калининградской области, утвержденного распоряжением Государственного таможенного комитета Российской Федерации и администрации Калининградской области от 31 декабря 1998 г., существенно повысилась роль в функционировании экономики области внешнеэкономической деятельности.

Применение указанного Закона позволило расширить ассортимент произведенной в Особой экономической зоне в Калининградской области продукции, дополнительно создать рабочие места, привлечь иностранные инвестиции.

В 1999 году с использованием механизма Особой экономической зоны в Калининградской области было произведено и отправлено в Россию товаров на сумму более 270 млн. долларов США, что составило более 70 процентов всего объема промышленного производства области, в 2000 году - более 430 млн. долларов США или более 80 процентов всего объема промышленного производства области.

В регионе зарегистрировано более 1800 организаций с иностранным капиталом, филиалов и представительств иностранных фирм. В создании организаций приняли участие инвесторы более чем из 50 стран мира.

В 1993 - 2000 годах объем накопленных иностранных инвестиций составил 62 млн. долларов США, из которых более 65 процентов приходится на прямые инвестиции. В 2000 году в экономику области поступили иностранные инвестиции в размере 19,1 млн. долларов США.

По сравнению с 1999 годом их рост составил 104,8 процента.

Как показывает анализ действия нормативных актов, регламентирующих статус и хозяйственно - правовой режим Особой экономической зоны в Калининградской области, преимущества режима Особой экономической зоны в Калининградской области были использованы не полностью.

Ввоз товаров без уплаты таможенных платежей увеличил темп спада промышленного и сельскохозяйственного производства (рост промышленного производства начался только после кризиса 1998 года и идет он в русле общероссийских тенденций). Определенное положительное влияние оказало введение механизма количественных ограничений режима свободной таможенной зоны.

Объем как иностранных, так и отечественных инвестиций в области остается на низком уровне, причем объем иностранных инвестиций постоянно сокращается.

Низкий уровень цен не смог компенсировать для населения спад в реальном секторе экономики, поэтому в 1990-е годы ухудшился ряд показателей, характеризующих денежные доходы населения, а некоторое улучшение в этой области наметилось лишь после кризиса.

Внешнеторговый оборот области рос за счет импорта, а не за счет экспорта - из-за проблем с транспортировкой товаров через Литву и Белоруссию. Калининградская область - единственная область, имеющая в стране незамерзающие порты, не стала для России "окном в Европу".

Таким образом, Калининградская область отстает от России в целом по среднедушевой величине валового продукта более чем в 1,5 раза, уровню инвестиций в основной капитал - вдвое, уровню жизни населения - в 1,4 раза.

Стратегия развития Калининградской области

Федеральная политика в отношении Калининградской области ориентирована на обеспечение статуса Калининградской области как неотъемлемой части Российской Федерации, на развитие интеграционных связей с другими регионами России, использование преимуществ анклавного положения в общеевропейском хозяйственном пространстве, трансформацию экономической структуры региона в направлении развития экспортного потенциала.

Реализация Программы позволит ослабить влияние внутренних и внешних социально - политических и экономических факторов, связанных с анклавным положением области для Российской Федерации.

В основу экономической стратегии развития региона положена концепция совершенствования функционирования Особой экономической зоны в Калининградской области, предусматривающая ускорение социально - экономического развития области, повышение жизненного уровня населения на основе развития торгово - экономического и научно - технического сотрудничества с зарубежными странами, обеспечение благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций, технологий, использование управленческого опыта, потенциала российских организаций, увеличение экспортных возможностей региона.

Реализация Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" обеспечивает сочетание общегосударственных и региональных интересов, создает условия для макроэкономической стабильности.

С целью совершенствования Закона необходимо:

установить гарантии стабильности развития Особой экономической зоны в Калининградской области на длительный период; провести инвентаризацию законодательных и нормативных актов Российской Федерации и Калининградской области в целях исключения противоречий по применению положений Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" и внести

 поправки в соответствующие законодательные акты.

 Одним из важнейших факторов успешного функционирования Особой экономической зоны в Калининградской области является создание гибкой системы управления, обеспечивающей своевременное принятие решений. Поэтому необходимо создание такой структуры, которая была бы максимально заинтересована в развитии Особой экономической зоны в Калининградской области, наделена широким кругом полномочий и ответственностью за выполнение возложенных на нее задач. Круг самостоятельно принимаемых такой структурой решений должен быть законодательно определен.

 Позитивное влияние может также оказать достижение между Российской Федерацией и Европейским союзом договоренностей о развитии Калининградской области как региона сотрудничества, которые должны обеспечить:

 реализацию международных гарантий стабильности законодательства режима Особой экономической зоны в Калининградской области;

 применение на территории Особой экономической зоны в Калининградской области стандартов Европейского союза для определенных видов деятельности и определенных видов товаров;

 введение специального упрощенного режима оформления документов для посещения области гражданами стран Шенгенского соглашения и наоборот.

 В Программе предусмотрен принцип избирательной концентрации средств по приоритетным с точки зрения компенсации оторванности региона от основной территории Российской Федерации и превращения Калининградской области в зону экспортного производства направлениям.

 1. Развитие транспортного комплекса как одной из основных составляющих улучшения инвестиционного климата Калининградской области, формирование крупного международного многофункционального транспортного узла, совершенствование тарифной политики в сфере транзитного перемещения грузов и пассажиров.

 В связи с расширением Европейского союза возникает угроза транспортной изоляции Калининградской области. Без наличия полноценного транспортного сообщения области как с основной территорией России, так и со странами Европы невозможно использовать выгоды экономико - географического положения региона.

 Решение транспортных проблем обеспечит возможность организации устойчивого сообщения области с другими регионами России, выхода российских производителей на важнейшие мировые транспортные пути, уменьшение валютной составляющей их транспортных расходов. Для этого необходимо:

 решить вопрос уровня тарифов при транзитных перевозках в (из) Калининградскую область в связи с переходом Литвы на нормы и правила Европейского союза;

 обеспечить величину суммарного железнодорожного тарифа за провоз грузов из России в Калининград и обратно не выше аналогичного тарифа по территории России;

 решить вопрос компенсации дополнительных расходов, связанных с транзитом грузов и пассажиров в (из) Калининградскую область через территории иностранных государств;

 осуществить строительство автодорог, которые будут являться составной частью европейских транспортных коридоров.

2. Обеспечение устойчивого функционирования энергетического комплекса региона.

 Калининградская область характеризуется почти полной зависимостью от поставок энергоносителей в регион. Отсутствие прямых связей с российской энергосистемой и стремление стран Балтии перевести электростанции на синхронную работу в энергосистеме Европейского союза в связи с вхождением в эту организацию существенно снижают энергетическую безопасность области.

 Положение осложняется отсутствием долгосрочных соглашений с Литвой и Белоруссией о транзитном энергоснабжении Калининградской области, что может привести к полной энергетической изоляции региона от энергосистем России.

 Для решения указанных проблем необходимо осуществить строительство базового энергоисточника - Калининградской ТЭЦ-2 (ввод первой очереди - энергоблока мощностью 450 МВт в 2005 году, вопрос о строительстве второй очереди будет рассмотрен дополнительно), модернизацию Калининградской ТЭЦ-1 и других действующих энергоисточников, реконструкцию действующего газопровода, а также при необходимости строительство второго газопровода в Калининградскую область.

 Представляется целесообразным определить принципы тарифной политики в отношении доставки энергоносителей на территорию области и порядок возмещения дополнительных издержек, связанных с эксклавностью территории.

 3. Совершенствование систем связи и телекоммуникаций. Благодаря своему географическому положению Калининград имеет предпосылки для превращения в крупный узел связи и телекоммуникаций, соединяющий не только Россию и Европу, но и различные страны Балтийского региона. Для этого необходимо наличие достаточно мощных, имеющих большую пропускную способность систем

 связи, позволяющих обеспечить высокое качество услуг с использованием всего спектра передовых технологий.

 Программой предусмотрена реализация первоочередных мер, к которым относятся прокладка оптико - волоконных линий связи, строительство радиотелевизионной передающей станции и развитие объектов телефонной связи.

 4. Создание условий для развития туристско - рекреационного комплекса, способного стать одним из эффективных рычагов структурной перестройки экономики.

 Целью государственной политики в сфере туризма и рекреации в Калининградской области является создание и развитие на ее территории конкурентоспособной туристско - рекреационной индустрии.

 Достижение этой цели предполагает:

 совершенствование нормативно - правовой базы развития туризма и рекреации;

 развитие межрегионального и международного сотрудничества; содействие развитию инфраструктуры туризма;

 создание системы информационного обеспечения сферы туризма, в  том числе путем широкого внедрения новых информационных  технологий, проведение активной рекламной деятельности по  продвижению туристских продуктов Калининградской области на  внутренний и внешний рынки;

 дальнейшее совершенствование региональной системы подготовки,  переподготовки и повышения квалификации туристских кадров.

Реализация указанных мер будет способствовать переходу от  фрагментарного к комплексному подходу решения проблем туристско - рекреационного комплекса области.

 Устойчивое развитие отрасли окажет стимулирующее воздействие  на торговлю, строительство, транспорт, промышленность и сельское  хозяйство, объекты культуры. В результате этого будут привлечены  дополнительные финансовые ресурсы в экономику области, обеспечена  занятость значительной части населения, а также повышен спрос на  транспортные пассажирские перевозки, продукцию местных  товаропроизводителей.

 5. Решение экологических проблем.

 Выполнение мероприятий с учетом обязательств России, определенных международными договорами (Хельсинкской конвенцией по охране вод Балтийского моря и созданию системы защиты побережья Балтийского моря) и международными соглашениями в области охраны окружающей среды.

 В целях улучшения экологической обстановки и выхода на нормативный уровень показателей, характеризующих состояние окружающей среды, в ближайшее время необходимо осуществить строительство очистных сооружений, систем водоснабжения и канализации в населенных пунктах области, полигона по утилизации промышленных и бытовых отходов, провести работы по инженерной защите населенных пунктов области от наводнений и затоплений, берегоукреплению Балтийского моря.

 Создание центра утилизации и реновации, а также решение вопросов утилизации специальной техники и техногенных отходов позволит улучшить экологическую обстановку в области и снизит вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций.

 Для привлечения средств на осуществление природоохранных мероприятий необходимо включение Калининградской области в международные экологические программы, в первую очередь, проводимые под эгидой Европейского союза, с учетом влияния, оказываемого трансграничным переносом загрязняющих веществ из стран Западной Европы на территорию области.

 6. Развитие социальной сферы.

 Условия жизнедеятельности, здоровье, образовательный, профессиональный и культурный уровень населения, демографическая ситуация и степень социального благополучия напрямую влияют на политическую обстановку в области и настроение ее жителей, а значит, оказывают непосредственное влияние на реализацию интересов России в регионе.

 Социальная напряженность в Калининградской области во многом порождена общими проблемами области, главным образом территориальной изолированностью.

 Начиная с 2002 года вопросы обеспечения жильем участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, а также ряда категорий граждан, на которых распространяется действие Закона АЭС", будут решаться в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф" федеральной целевой программы "Жилище".

 Одна из нерешенных проблем - обеспечение жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку. В этой сфере сложилась кризисная ситуация, которая негативно отражается на боевой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, ведет к оттоку квалифицированных специалистов.

 Для поэтапного обеспечения жильем военнослужащих и снятия социальной напряженности в области необходимо ежегодно вводить в эксплуатацию более 5 тыс. квартир.

 7. Развитие сферы научно - технической и инновационной деятельности.

 Формирование и реализация научно - технической и инновационной политики основываются на создании системы, которая позволит в кратчайшие сроки и эффективно использовать в производстве интеллектуальный и научный потенциал области.

 Развитие научно - технической и инновационной деятельности имеет целью в максимальной степени использовать имеющийся в области кадровый и производственный потенциал, обеспечить повышение уровня занятости населения. Приоритетные направления в этой сфере включают в себя:

 создание условий для развития инновационной инфраструктуры, обеспечивающей использование результатов научных исследований и разработок;

 создание механизмов и стимулов развития инновационных организаций, работающих в области коммерциализации технологий;

 подготовку менеджеров для инновационной деятельности в научно - технической и промышленной сферах;

 формирование сбалансированной инновационно - восприимчивой структуры экономики Калининградской области с целью повышения конкурентоспособности продукции и технического уровня производства, замещения импортной продукции продукцией собственного производства;

 стимулирование научно - технических новаций, развитие социально значимых и экспортно - ориентированных производств;

 разработку программы санации и перепрофилирования организаций в соответствии с критериями и приоритетами, установленными настоящей Программой;

 содействие повышению конкурентоспособности отечественных производителей, повышение роли отраслей, производящих продукцию с высокой долей добавленной стоимости;

 разработку предложений по повышению эффективности промышленных организаций на основе новых технологий и освоения производства наукоемкой продукции;

 улучшение технической оснащенности рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих организаций;

 дальнейшее развитие интеграционных процессов в научно - образовательной сфере;

 расширение информационных услуг, разработку новых технологий производства продукции.

 8. Улучшение инвестиционного климата и условий предпринимательской деятельности.

 Важным направлением, обеспечивающим общегосударственные и федеральные интересы в регионе, является использование позитивного потенциала сотрудничества между Россией и Европейским союзом.

 Эффективное применение режима Особой экономической зоны в Калининградской области в расширяющемся пространстве Европейского союза предполагает:

 а) улучшение инвестиционного климата в регионе.

 Для этого необходимо осуществление следующих мер:

 создание благоприятных условий для развития предпринимательства;

 решение инфраструктурных проблем (транспортных, энергетических, связи, социальной защиты населения) и проблем градостроительства;

 совершенствование режима Особой экономической зоны;

 создание благоприятного визового режима как для жителей Калининградской области, так и для иностранных граждан;

 заключение специального соглашения со страховой компанией, осуществляющей деятельность на мировом рынке и согласной застраховать риск инвесторов в Особой экономической зоне.

 Для решения этих задач предполагается проведение международных переговоров;

 б) создание благоприятной среды для развития предпринимательства.

 Развитие малого предпринимательства требует принятия мер, создающих правовые, организационные и экономические условия для субъектов малого предпринимательства, которые в максимальной степени стимулировали бы активизацию их производственной, инвестиционной и инновационной деятельности.

 Для достижения этой цели предполагается осуществить:

 создание системы мониторинга деятельности малых предприятий; реализацию мероприятий, направленных на обучение и переподготовку кадров для сферы малого предпринимательства;

 создание и развитие областного инновационно - технологического центра (технопарка);

 разработку, реализацию и поддержку интеграционных программ в рамках межрегионального и международного сотрудничества путем оказания специализированных услуг субъектам малого предпринимательства на основе создания информационно - аналитических, экспертных, консалтинговых структур.

 В этой связи необходимы создание и апробация обновленной нормативной базы государственного регулирования по следующим направлениям:

 снижение барьеров входа на рынок;

 введение новой системы регистрации юридических лиц и мониторинг предпринимательской деятельности;

 устранение технических барьеров в процессе производства и торговли, усиление эффективности действующей системы сертификации;

 устранение излишнего и неэффективного административного регулирования предпринимательской деятельности;

 снижение издержек инвесторов при согласовании и реализации инвестиционных проектов.

 Для решения указанных вопросов необходимы согласованные действия федеральных и региональных органов власти;

 в) развитие экспортно - ориентированных и импортозамещающих производств.

 С этой целью в области необходимо создать условия для привлечения инвестиций, направляемых на создание новых и расширение действующих организаций, продукция которых будет поставляться как на внутренний рынок, так и на экспорт. При наличии производственных площадок и квалифицированных трудовых ресурсов целесообразно стимулировать создание нетрадиционных для  области конкурентоспособных производств. Наиболее перспективными в этом отношении представляются два направления:

 создание и развитие сборочных производств по выпуску автомототехники, персональных компьютеров, сложных бытовых приборов и других высокотехнологичных товаров с использованием импортных комплектующих, сырья и полуфабрикатов;

 создание производств по доработке и предпродажной подготовке экспортных товаров, произведенных в других регионах России.

Благодаря этому удастся провести структурную перестройку хозяйства области, укрепить ее экономический потенциал, повысить устойчивость к воздействию внешних факторов;

 г) развитие инфраструктуры внешнеэкономической деятельности.

Режим свободной таможенной зоны, действующий на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, стимулировал развитие сектора экономики, связанного с внешнеэкономической деятельностью.

Дальнейшее развитие внешнеэкономической деятельности требует создания соответствующей инфраструктуры (банковской, страховой, складской), способствующей переориентации на Калининградскую область транспортных потоков, идущих в настоящее время через другие государства, и содействующей привлечению российских и иностранных инвестиций;

 д) градостроительное планирование развития территории Калининградской области.

 Учитывая анклавность Калининградской области, концентрацию производительных сил и населения в отдельных районах (населенных пунктах), необходимо разрабатывать Территориальную комплексную схему градостроительного планирования развития территории Калининградской области и ее частей с элементами консолидированных схем.

 9. Обеспечение эффективной деятельности производственных организаций как основного структурного элемента экономической системы области.

 С этой целью целесообразно сосредоточить усилия на:

 внедрении в промышленности современных технологий, проведении реконструкции, модернизации и создании новых перерабатывающих мощностей (экспортно - ориентированных и импортозамещающих);

 развитии машиностроения и выпуске конкурентоспособной продукции;

 дальнейшем развитии целлюлозно - бумажной и мебельной промышленности;

 развитии легкой промышленности за счет модернизации оборудования, использования современных технологий ведущих фирм легкой промышленности, расширения и обновления ассортимента выпускаемой продукции;

 возрождении янтарной отрасли. Недостаточность финансирования не позволяет государственному унитарному предприятию "Калининградский янтарный комбинат" осуществить качественное техническое перевооружение производства и переход к новым технологиям. Решение проблем янтарной отрасли позволит обеспечить устойчивые валютные поступления за счет эффективного использования уникальных природных запасов янтаря;

 развитии рыбной промышленности на основе возрождения рыбопромыслового флота, что позволит обеспечить освоение сырьевых ресурсов Балтийского моря, сохранить право доступа к биологическим ресурсам в рыболовных зонах иностранных государств, значительно увеличить поставки рыбопродукции на внутрироссийский и зарубежный рынки, загрузить имеющиеся мощности рыбоперерабатывающих, судостроительных и судоремонтных организаций, сохранить кадровый и научно - технический потенциал отрасли.




Мероприятия по развитию и совершенствованию нормативно – правовой базы, необходимой для реализации Программы

Приложение N 4

 Специфика реализации Программы обусловлена тем, что на территории Калининградской области находится Особая экономическая зона. Несмотря на 10-летний срок с момента ее создания (Положение об Особой экономической зоне в Калининградской области (СЭЗ "Янтарь") утверждено Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 сентября 1991 г. N 497) не была разработана целостная правовая концепция ее функционирования, учитывающая как региональные интересы, так и интересы Российской Федерации в целом. Это привело к тому, что стимулирование предпринимательской активности на территории Калининградской области через установление особых административных, налоговых, таможенных и финансовых льгот, принятое в мировой практике для подобных (комплексных) зон, наталкивается на приоритетность более общих норм регулирования хозяйственной деятельности, содержащихся в федеральном законодательстве. Вследствие этого предоставление стимулирующих льгот носило непоследовательный характер, имели место их попеременная отмена и восстановление, что повлекло высокую степень зависимости функционирования Особой экономической зоны от текущих социально - экономических и политических изменений и не способствовало кардинальному улучшению инвестиционного климата.

 Для исправления ситуации необходимо внесение изменений в федеральное законодательство, регулирующее отношения, связанные с функционированием Особой экономической зоны на территории Калининградской области.

 Для Особой экономической зоны в Калининградской области можно предложить следующие правовые и организационные меры:

 упрощенная таможенная процедура проведения экспортно - импортных операций, ввоза и вывоза валюты участниками Особой экономической зоны и инвесторами, действующими в Особой экономической зоне;

 упрощенная процедура въезда и выезда иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию Калининградской области для работы и посещения Особой экономической зоны;

 правовое закрепление особого режима по земле;

 льготы по коммунальным услугам;

 создание портов "удобного флага";

 бесплатная и срочная (в срок, не превышающий 30 дней) государственная экспертиза проектной документации для начала реализации проектов Особой экономической зоны;

 льготы по налогу на недвижимость для участников Особой экономической зоны;

 гарантия от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации для участников Особой экономической зоны и инвесторов, действующих в Особой экономической зоне.

 Для активизации инвестиционной деятельности можно также предусмотреть льготы для инвесторов, предоставляющих кредитные ресурсы по более низким ставкам.

 Интересы Российской Федерации в целом должны быть в первую очередь учтены и при предоставлении дополнительных фискальных (налоговых и таможенных) льгот. Подобные льготы целесообразно предоставлять выборочно - только тем участникам Особой экономической зоны, которые реализуют стратегически важные для страны в целом приоритетные проекты. Круг направлений, по которым реализуются данные проекты, должен быть ограничен и законодательно закреплен.

Ими могут стать:

 создание и внедрение ресурсосберегающих (в первую очередь энергосберегающих) технологий;

 создание и внедрение новых источников энергии;

 изобретение и внедрение новых видов товаров и услуг, позволяющих создать временную "монополию на производство" на мировом рынке.

 В рамках особого соглашения между Калининградской областью и Российской Федерацией может быть выработан иной финансовый механизм развития Особой экономической зоны.

 Для предотвращения злоупотреблений, связанных с переводом активов и финансовых потоков из организаций, пользующихся льготами, целесообразно было бы законодательно закрепить механизм лишения льгот (в судебном порядке) при снижении определенных экономических показателей.

 Наряду с общепринятыми статистическими показателями социально - экономического развития необходимо разработать показатели, позволяющие оценить эффективность функционирования Особой экономической зоны в Калининградской области с учетом ее особенностей.

 Особое значение для Калининградской области, учитывая ее эксклавное положение, имеет укрепление экономических и научно - технических связей с остальными регионами Российской Федерации.

 Необходимо проведение сбалансированной промышленной политики в Особой экономической зоне, стимулирование создания и развитие экспортно - ориентированных и импортозамещающих производств, работающих на внутренний рынок Калининградской области и России в целом.

 Для реализации интересов Российской Федерации в Калининградской области актуальными были бы и такие направления как развитие сельского хозяйства, создание и развитие туристских зон и использование в хозяйственной деятельности ныне простаивающих производственных мощностей.

 Перспективным представляется создание на территории Калининградской области международных (совместных) с зарубежными странами свободных экономических зон, особенности и критерии функционирования которых определяются международным договором.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ