Федеральная целевая программа развития Калининградской области на период до 2010 года
(Утверждена Постановлением Правительства
Российской Федерации от 7 декабря 2001 г. N 866)
(извлечение)
ПАСПОРТ
Федеральной целевой программы развития
Калининградской области на период до 2010 года
Наименование Программы - Федеральная
целевая программа развития Калининградской области на период до 2010 года
Основание для разработки Программы -
раздел II протокола заседания Правительства Российской Федерации от 22 марта
2001 г. N 11
Государственный заказчик Программы -
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации
Основные разработчики Программы -
администрация Калининградской области, Институт экономики переходного
периода
Основная цель Программы - создание условий
для устойчивого социально - экономического развития Калининградской области,
сопоставимого с уровнем развития сопредельных стран, а также благоприятного
инвестиционного климата в регионе для сближения России и Европейского
сообщества
Основные задачи Программы-
а) обеспечение геостратегических интересов
России в Балтийском регионе:
развитие Калининграда как крупного
транспортного узла России;
обеспечение устойчивого энергоснабжения
области;
улучшение экологической обстановки,
обеспечение защиты окружающей среды с учетом выполнения обязательств России,
определенных международными договорами;
б) задачи общефедерального значения:
трансформация экономической структуры
региона в направлении экспортной ориентации;
совершенствование механизма
функционирования Особой экономической зоны в Калининградской области;
развитие телекоммуникационной
инфраструктуры;
развитие туристско - рекреационного
комплекса;
в) задачи регионального значения,
требующие государственной поддержки:
комплексное развитие сельского
хозяйства;
развитие рыбопромышленного комплекса;
развитие отраслей социальной сферы
Сроки и этапы реализации Программы-
Программа реализуется в 2002 - 2010 гг. и существляется в 2 этапа:
I этап (2002 - 2005 годы) - осуществляются
мероприятия, необходимые для решения наиболее актуальных проблем в экономике и
социальной сфере, создания эффективного механизма функционирования Особой
экономической зоны в Калининградской области, включая проекты, создающие базу
для реализации стратегических направлений развития области;
II этап (2006 - 2010 годы) - продолжается
реализация инвестиционных и социальных мероприятий, закрепляющих достигнутые на
I этапе реализации Программы положительные сдвиги в развитии экономики и
реформировании социальной сферы
Исполнители основных мероприятий -
предприятия и организации Калининградской области.
Исполнители программных мероприятий,
поставщики оборудования будут определяться на конкурсной основе в соответствии с
Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд".
Объемы и источники финансирования - объем
финансирования Программы составляет 93 049,74 млн. рублей, в ценах 2001
года.
Оценка действующих мер по улучшению
социально - экономического положения Калининградской области
…
В 1996 году был принят Федеральный закон
"Об Особой экономической зоне в Калининградской области", направленный на
выравнивание экономических условий развития области с остальными регионами
Российской Федерации.
В результате действия этого Закона и
порядка определения происхождения товаров из Особой экономической зоны в
Калининградской области, утвержденного распоряжением Государственного
таможенного комитета Российской Федерации и администрации Калининградской
области от 31 декабря 1998 г., существенно повысилась роль в функционировании
экономики области внешнеэкономической деятельности.
Применение указанного Закона позволило
расширить ассортимент произведенной в Особой экономической зоне в
Калининградской области продукции, дополнительно создать рабочие места, привлечь
иностранные инвестиции.
В 1999 году с использованием механизма
Особой экономической зоны в Калининградской области было произведено и
отправлено в Россию товаров на сумму более 270 млн. долларов США, что составило
более 70 процентов всего объема промышленного производства области, в 2000 году
- более 430 млн. долларов США или более 80 процентов всего объема промышленного
производства области.
В регионе зарегистрировано более 1800
организаций с иностранным капиталом, филиалов и представительств иностранных
фирм. В создании организаций приняли участие инвесторы более чем из 50 стран
мира.
В 1993 - 2000 годах объем накопленных
иностранных инвестиций составил 62 млн. долларов США, из которых более 65
процентов приходится на прямые инвестиции. В 2000 году в экономику области
поступили иностранные инвестиции в размере 19,1 млн. долларов США.
По сравнению с 1999 годом их рост составил
104,8 процента.
Как показывает анализ действия нормативных
актов, регламентирующих статус и хозяйственно - правовой режим Особой
экономической зоны в Калининградской области, преимущества режима Особой
экономической зоны в Калининградской области были использованы не полностью.
Ввоз товаров без уплаты таможенных
платежей увеличил темп спада промышленного и сельскохозяйственного производства
(рост промышленного производства начался только после кризиса 1998 года и идет
он в русле общероссийских тенденций). Определенное положительное влияние оказало
введение механизма количественных ограничений режима свободной таможенной
зоны.
Объем как иностранных, так и отечественных
инвестиций в области остается на низком уровне, причем объем иностранных
инвестиций постоянно сокращается.
Низкий уровень цен не смог компенсировать
для населения спад в реальном секторе экономики, поэтому в 1990-е годы ухудшился
ряд показателей, характеризующих денежные доходы населения, а некоторое
улучшение в этой области наметилось лишь после кризиса.
Внешнеторговый оборот области рос за счет
импорта, а не за счет экспорта - из-за проблем с транспортировкой товаров через
Литву и Белоруссию. Калининградская область - единственная область, имеющая в
стране незамерзающие порты, не стала для России "окном в Европу".
Таким образом, Калининградская область
отстает от России в целом по среднедушевой величине валового продукта более чем
в 1,5 раза, уровню инвестиций в основной капитал - вдвое, уровню жизни населения
- в 1,4 раза.
Стратегия развития Калининградской области
Федеральная политика в отношении
Калининградской области ориентирована на обеспечение статуса Калининградской
области как неотъемлемой части Российской Федерации, на развитие интеграционных
связей с другими регионами России, использование преимуществ анклавного
положения в общеевропейском хозяйственном пространстве, трансформацию
экономической структуры региона в направлении развития экспортного
потенциала.
Реализация Программы позволит ослабить
влияние внутренних и внешних социально - политических и экономических факторов,
связанных с анклавным положением области для Российской Федерации.
В основу экономической стратегии развития
региона положена концепция совершенствования функционирования Особой
экономической зоны в Калининградской области, предусматривающая ускорение
социально - экономического развития области, повышение жизненного уровня
населения на основе развития торгово - экономического и научно - технического
сотрудничества с зарубежными странами, обеспечение благоприятных условий для
привлечения иностранных инвестиций, технологий, использование управленческого
опыта, потенциала российских организаций, увеличение экспортных возможностей
региона.
Реализация Федерального закона "Об Особой
экономической зоне в Калининградской области" обеспечивает сочетание
общегосударственных и региональных интересов, создает условия для
макроэкономической стабильности.
С целью совершенствования Закона
необходимо:
установить гарантии стабильности развития
Особой экономической зоны в Калининградской области на длительный период;
провести инвентаризацию законодательных и нормативных актов Российской Федерации
и Калининградской области в целях исключения противоречий по применению
положений Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской
области" и внести
поправки в соответствующие
законодательные акты.
Одним из важнейших факторов
успешного функционирования Особой экономической зоны в Калининградской области
является создание гибкой системы управления, обеспечивающей своевременное
принятие решений. Поэтому необходимо создание такой структуры, которая была бы
максимально заинтересована в развитии Особой экономической зоны в
Калининградской области, наделена широким кругом полномочий и ответственностью
за выполнение возложенных на нее задач. Круг самостоятельно принимаемых такой
структурой решений должен быть законодательно определен.
Позитивное влияние может также
оказать достижение между Российской Федерацией и Европейским союзом
договоренностей о развитии Калининградской области как региона сотрудничества,
которые должны обеспечить:
реализацию международных гарантий
стабильности законодательства режима Особой экономической зоны в Калининградской
области;
применение на территории Особой
экономической зоны в Калининградской области стандартов Европейского союза для
определенных видов деятельности и определенных видов товаров;
введение специального упрощенного
режима оформления документов для посещения области гражданами стран Шенгенского
соглашения и наоборот.
В Программе предусмотрен принцип
избирательной концентрации средств по приоритетным с точки зрения компенсации
оторванности региона от основной территории Российской Федерации и превращения
Калининградской области в зону экспортного производства направлениям.
1. Развитие транспортного комплекса
как одной из основных составляющих улучшения инвестиционного климата
Калининградской области, формирование крупного международного
многофункционального транспортного узла, совершенствование тарифной политики в
сфере транзитного перемещения грузов и пассажиров.
В связи с расширением Европейского
союза возникает угроза транспортной изоляции Калининградской области. Без
наличия полноценного транспортного сообщения области как с основной территорией
России, так и со странами Европы невозможно использовать выгоды экономико -
географического положения региона.
Решение транспортных проблем
обеспечит возможность организации устойчивого сообщения области с другими
регионами России, выхода российских производителей на важнейшие мировые
транспортные пути, уменьшение валютной составляющей их транспортных расходов.
Для этого необходимо:
решить вопрос уровня тарифов при
транзитных перевозках в (из) Калининградскую область в связи с переходом Литвы
на нормы и правила Европейского союза;
обеспечить величину суммарного
железнодорожного тарифа за провоз грузов из России в Калининград и обратно не
выше аналогичного тарифа по территории России;
решить вопрос компенсации
дополнительных расходов, связанных с транзитом грузов и пассажиров в (из)
Калининградскую область через территории иностранных государств;
осуществить строительство автодорог,
которые будут являться составной частью европейских транспортных коридоров.
2. Обеспечение устойчивого
функционирования энергетического комплекса региона.
Калининградская область
характеризуется почти полной зависимостью от поставок энергоносителей в регион.
Отсутствие прямых связей с российской энергосистемой и стремление стран Балтии
перевести электростанции на синхронную работу в энергосистеме Европейского союза
в связи с вхождением в эту организацию существенно снижают энергетическую
безопасность области.
Положение осложняется отсутствием
долгосрочных соглашений с Литвой и Белоруссией о транзитном энергоснабжении
Калининградской области, что может привести к полной энергетической изоляции
региона от энергосистем России.
Для решения указанных проблем
необходимо осуществить строительство базового энергоисточника - Калининградской
ТЭЦ-2 (ввод первой очереди - энергоблока мощностью 450 МВт в 2005 году, вопрос о
строительстве второй очереди будет рассмотрен дополнительно), модернизацию
Калининградской ТЭЦ-1 и других действующих энергоисточников, реконструкцию
действующего газопровода, а также при необходимости строительство второго
газопровода в Калининградскую область.
Представляется целесообразным
определить принципы тарифной политики в отношении доставки энергоносителей на
территорию области и порядок возмещения дополнительных издержек, связанных с
эксклавностью территории.
3. Совершенствование систем связи и
телекоммуникаций. Благодаря своему географическому положению Калининград имеет
предпосылки для превращения в крупный узел связи и телекоммуникаций, соединяющий
не только Россию и Европу, но и различные страны Балтийского региона. Для этого
необходимо наличие достаточно мощных, имеющих большую пропускную способность
систем
связи, позволяющих обеспечить
высокое качество услуг с использованием всего спектра передовых технологий.
Программой предусмотрена реализация
первоочередных мер, к которым относятся прокладка оптико - волоконных линий
связи, строительство радиотелевизионной передающей станции и развитие объектов
телефонной связи.
4. Создание условий для развития
туристско - рекреационного комплекса, способного стать одним из эффективных
рычагов структурной перестройки экономики.
Целью государственной политики в
сфере туризма и рекреации в Калининградской области является создание и развитие
на ее территории конкурентоспособной туристско - рекреационной индустрии.
Достижение этой цели
предполагает:
совершенствование нормативно -
правовой базы развития туризма и рекреации;
развитие межрегионального и
международного сотрудничества; содействие развитию инфраструктуры туризма;
создание системы информационного
обеспечения сферы туризма, в том числе путем широкого внедрения новых
информационных технологий, проведение активной рекламной деятельности
по продвижению туристских продуктов Калининградской области на
внутренний и внешний рынки;
дальнейшее совершенствование
региональной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации
туристских кадров.
Реализация указанных мер будет
способствовать переходу от фрагментарного к комплексному подходу решения
проблем туристско - рекреационного комплекса области.
Устойчивое развитие отрасли окажет
стимулирующее воздействие на торговлю, строительство, транспорт,
промышленность и сельское хозяйство, объекты культуры. В результате этого
будут привлечены дополнительные финансовые ресурсы в экономику области,
обеспечена занятость значительной части населения, а также повышен спрос
на транспортные пассажирские перевозки, продукцию местных
товаропроизводителей.
5. Решение экологических
проблем.
Выполнение мероприятий с учетом
обязательств России, определенных международными договорами (Хельсинкской
конвенцией по охране вод Балтийского моря и созданию системы защиты побережья
Балтийского моря) и международными соглашениями в области охраны окружающей
среды.
В целях улучшения экологической
обстановки и выхода на нормативный уровень показателей, характеризующих
состояние окружающей среды, в ближайшее время необходимо осуществить
строительство очистных сооружений, систем водоснабжения и канализации в
населенных пунктах области, полигона по утилизации промышленных и бытовых
отходов, провести работы по инженерной защите населенных пунктов области от
наводнений и затоплений, берегоукреплению Балтийского моря.
Создание центра утилизации и
реновации, а также решение вопросов утилизации специальной техники и техногенных
отходов позволит улучшить экологическую обстановку в области и снизит
вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций.
Для привлечения средств на
осуществление природоохранных мероприятий необходимо включение Калининградской
области в международные экологические программы, в первую очередь, проводимые
под эгидой Европейского союза, с учетом влияния, оказываемого трансграничным
переносом загрязняющих веществ из стран Западной Европы на территорию
области.
6. Развитие социальной сферы.
Условия жизнедеятельности, здоровье,
образовательный, профессиональный и культурный уровень населения,
демографическая ситуация и степень социального благополучия напрямую влияют на
политическую обстановку в области и настроение ее жителей, а значит, оказывают
непосредственное влияние на реализацию интересов России в регионе.
Социальная напряженность в
Калининградской области во многом порождена общими проблемами области, главным
образом территориальной изолированностью.
Начиная с 2002 года вопросы
обеспечения жильем участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской
АЭС, а также ряда категорий граждан, на которых распространяется действие Закона
АЭС", будут решаться в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем участников
ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф" федеральной целевой
программы "Жилище".
Одна из нерешенных проблем -
обеспечение жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы в запас
или в отставку. В этой сфере сложилась кризисная ситуация, которая негативно
отражается на боевой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, ведет к
оттоку квалифицированных специалистов.
Для поэтапного обеспечения жильем
военнослужащих и снятия социальной напряженности в области необходимо ежегодно
вводить в эксплуатацию более 5 тыс. квартир.
7. Развитие сферы научно -
технической и инновационной деятельности.
Формирование и реализация научно -
технической и инновационной политики основываются на создании системы, которая
позволит в кратчайшие сроки и эффективно использовать в производстве
интеллектуальный и научный потенциал области.
Развитие научно - технической и
инновационной деятельности имеет целью в максимальной степени использовать
имеющийся в области кадровый и производственный потенциал, обеспечить повышение
уровня занятости населения. Приоритетные направления в этой сфере включают в
себя:
создание условий для развития
инновационной инфраструктуры, обеспечивающей использование результатов научных
исследований и разработок;
создание механизмов и стимулов
развития инновационных организаций, работающих в области коммерциализации
технологий;
подготовку менеджеров для
инновационной деятельности в научно - технической и промышленной сферах;
формирование сбалансированной
инновационно - восприимчивой структуры экономики Калининградской области с целью
повышения конкурентоспособности продукции и технического уровня производства,
замещения импортной продукции продукцией собственного производства;
стимулирование научно - технических
новаций, развитие социально значимых и экспортно - ориентированных
производств;
разработку программы санации и
перепрофилирования организаций в соответствии с критериями и приоритетами,
установленными настоящей Программой;
содействие повышению
конкурентоспособности отечественных производителей, повышение роли отраслей,
производящих продукцию с высокой долей добавленной стоимости;
разработку предложений по повышению
эффективности промышленных организаций на основе новых технологий и освоения
производства наукоемкой продукции;
улучшение технической оснащенности
рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих организаций;
дальнейшее развитие интеграционных
процессов в научно - образовательной сфере;
расширение информационных услуг,
разработку новых технологий производства продукции.
8. Улучшение инвестиционного климата
и условий предпринимательской деятельности.
Важным направлением, обеспечивающим
общегосударственные и федеральные интересы в регионе, является использование
позитивного потенциала сотрудничества между Россией и Европейским союзом.
Эффективное применение режима Особой
экономической зоны в Калининградской области в расширяющемся пространстве
Европейского союза предполагает:
а) улучшение инвестиционного климата
в регионе.
Для этого необходимо осуществление
следующих мер:
создание благоприятных условий для
развития предпринимательства;
решение инфраструктурных проблем
(транспортных, энергетических, связи, социальной защиты населения) и проблем
градостроительства;
совершенствование режима Особой
экономической зоны;
создание благоприятного визового
режима как для жителей Калининградской области, так и для иностранных
граждан;
заключение специального соглашения
со страховой компанией, осуществляющей деятельность на мировом рынке и согласной
застраховать риск инвесторов в Особой экономической зоне.
Для решения этих задач
предполагается проведение международных переговоров;
б) создание благоприятной среды для
развития предпринимательства.
Развитие малого предпринимательства
требует принятия мер, создающих правовые, организационные и экономические
условия для субъектов малого предпринимательства, которые в максимальной степени
стимулировали бы активизацию их производственной, инвестиционной и инновационной
деятельности.
Для достижения этой цели
предполагается осуществить:
создание системы мониторинга
деятельности малых предприятий; реализацию мероприятий, направленных на обучение
и переподготовку кадров для сферы малого предпринимательства;
создание и развитие областного
инновационно - технологического центра (технопарка);
разработку, реализацию и поддержку
интеграционных программ в рамках межрегионального и международного
сотрудничества путем оказания специализированных услуг субъектам малого
предпринимательства на основе создания информационно - аналитических,
экспертных, консалтинговых структур.
В этой связи необходимы создание и
апробация обновленной нормативной базы государственного регулирования по
следующим направлениям:
снижение барьеров входа на
рынок;
введение новой системы регистрации
юридических лиц и мониторинг предпринимательской деятельности;
устранение технических барьеров в
процессе производства и торговли, усиление эффективности действующей системы
сертификации;
устранение излишнего и
неэффективного административного регулирования предпринимательской
деятельности;
снижение издержек инвесторов при
согласовании и реализации инвестиционных проектов.
Для решения указанных вопросов
необходимы согласованные действия федеральных и региональных органов власти;
в) развитие экспортно -
ориентированных и импортозамещающих производств.
С этой целью в области необходимо
создать условия для привлечения инвестиций, направляемых на создание новых и
расширение действующих организаций, продукция которых будет поставляться как на
внутренний рынок, так и на экспорт. При наличии производственных площадок и
квалифицированных трудовых ресурсов целесообразно стимулировать создание
нетрадиционных для области конкурентоспособных производств. Наиболее
перспективными в этом отношении представляются два направления:
создание и развитие сборочных
производств по выпуску автомототехники, персональных компьютеров, сложных
бытовых приборов и других высокотехнологичных товаров с использованием импортных
комплектующих, сырья и полуфабрикатов;
создание производств по доработке и
предпродажной подготовке экспортных товаров, произведенных в других регионах
России.
Благодаря этому удастся провести
структурную перестройку хозяйства области, укрепить ее экономический потенциал,
повысить устойчивость к воздействию внешних факторов;
г) развитие инфраструктуры
внешнеэкономической деятельности.
Режим свободной таможенной зоны,
действующий на территории Особой экономической зоны в Калининградской области,
стимулировал развитие сектора экономики, связанного с внешнеэкономической
деятельностью.
Дальнейшее развитие внешнеэкономической
деятельности требует создания соответствующей инфраструктуры (банковской,
страховой, складской), способствующей переориентации на Калининградскую область
транспортных потоков, идущих в настоящее время через другие государства, и
содействующей привлечению российских и иностранных инвестиций;
д) градостроительное планирование
развития территории Калининградской области.
Учитывая анклавность Калининградской
области, концентрацию производительных сил и населения в отдельных районах
(населенных пунктах), необходимо разрабатывать Территориальную комплексную схему
градостроительного планирования развития территории Калининградской области и ее
частей с элементами консолидированных схем.
9. Обеспечение эффективной
деятельности производственных организаций как основного структурного элемента
экономической системы области.
С этой целью целесообразно
сосредоточить усилия на:
внедрении в промышленности
современных технологий, проведении реконструкции, модернизации и создании новых
перерабатывающих мощностей (экспортно - ориентированных и
импортозамещающих);
развитии машиностроения и выпуске
конкурентоспособной продукции;
дальнейшем развитии целлюлозно -
бумажной и мебельной промышленности;
развитии легкой промышленности за
счет модернизации оборудования, использования современных технологий ведущих
фирм легкой промышленности, расширения и обновления ассортимента выпускаемой
продукции;
возрождении янтарной отрасли.
Недостаточность финансирования не позволяет государственному унитарному
предприятию "Калининградский янтарный комбинат" осуществить качественное
техническое перевооружение производства и переход к новым технологиям. Решение
проблем янтарной отрасли позволит обеспечить устойчивые валютные поступления за
счет эффективного использования уникальных природных запасов янтаря;
развитии рыбной промышленности на
основе возрождения рыбопромыслового флота, что позволит обеспечить освоение
сырьевых ресурсов Балтийского моря, сохранить право доступа к биологическим
ресурсам в рыболовных зонах иностранных государств, значительно увеличить
поставки рыбопродукции на внутрироссийский и зарубежный рынки, загрузить
имеющиеся мощности рыбоперерабатывающих, судостроительных и судоремонтных
организаций, сохранить кадровый и научно - технический потенциал отрасли.
|