Мероприятия по развитию и совершенствованию нормативно – правовой базы, необходимой для реализации Программы Приложение N 4
Специфика реализации Программы
обусловлена тем, что на территории Калининградской области находится Особая
экономическая зона. Несмотря на 10-летний срок с момента ее создания (Положение
об Особой экономической зоне в Калининградской области (СЭЗ "Янтарь") утверждено
Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 сентября 1991 г. N 497) не была
разработана целостная правовая концепция ее функционирования, учитывающая как
региональные интересы, так и интересы Российской Федерации в целом. Это привело
к тому, что стимулирование предпринимательской активности на территории
Калининградской области через установление особых административных, налоговых,
таможенных и финансовых льгот, принятое в мировой практике для подобных
(комплексных) зон, наталкивается на приоритетность более общих норм
регулирования хозяйственной деятельности, содержащихся в федеральном
законодательстве. Вследствие этого предоставление стимулирующих льгот носило
непоследовательный характер, имели место их попеременная отмена и
восстановление, что повлекло высокую степень зависимости функционирования Особой
экономической зоны от текущих социально - экономических и политических изменений
и не способствовало кардинальному улучшению инвестиционного климата.
Для исправления ситуации необходимо
внесение изменений в федеральное законодательство, регулирующее отношения,
связанные с функционированием Особой экономической зоны на территории
Калининградской области.
Для Особой экономической зоны в
Калининградской области можно предложить следующие правовые и организационные
меры:
упрощенная таможенная процедура
проведения экспортно - импортных операций, ввоза и вывоза валюты участниками
Особой экономической зоны и инвесторами, действующими в Особой экономической
зоне;
упрощенная процедура въезда и выезда
иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию Калининградской области
для работы и посещения Особой экономической зоны;
правовое закрепление особого режима
по земле;
льготы по коммунальным услугам;
создание портов "удобного
флага";
бесплатная и срочная (в срок, не
превышающий 30 дней) государственная экспертиза проектной документации для
начала реализации проектов Особой экономической зоны;
льготы по налогу на недвижимость для
участников Особой экономической зоны;
гарантия от неблагоприятного
изменения законодательства Российской Федерации для участников Особой
экономической зоны и инвесторов, действующих в Особой экономической зоне.
Для активизации инвестиционной
деятельности можно также предусмотреть льготы для инвесторов, предоставляющих
кредитные ресурсы по более низким ставкам.
Интересы Российской Федерации в
целом должны быть в первую очередь учтены и при предоставлении дополнительных
фискальных (налоговых и таможенных) льгот. Подобные льготы целесообразно
предоставлять выборочно - только тем участникам Особой экономической зоны,
которые реализуют стратегически важные для страны в целом приоритетные проекты.
Круг направлений, по которым реализуются данные проекты, должен быть ограничен и
законодательно закреплен.
Ими могут стать:
создание и внедрение
ресурсосберегающих (в первую очередь энергосберегающих) технологий;
создание и внедрение новых
источников энергии;
изобретение и внедрение новых видов
товаров и услуг, позволяющих создать временную "монополию на производство" на
мировом рынке.
В рамках особого соглашения между
Калининградской областью и Российской Федерацией может быть выработан иной
финансовый механизм развития Особой экономической зоны.
Для предотвращения злоупотреблений,
связанных с переводом активов и финансовых потоков из организаций, пользующихся
льготами, целесообразно было бы законодательно закрепить механизм лишения льгот
(в судебном порядке) при снижении определенных экономических показателей.
Наряду с общепринятыми
статистическими показателями социально - экономического развития необходимо
разработать показатели, позволяющие оценить эффективность функционирования
Особой экономической зоны в Калининградской области с учетом ее
особенностей.
Особое значение для Калининградской
области, учитывая ее эксклавное положение, имеет укрепление экономических и
научно - технических связей с остальными регионами Российской Федерации.
Необходимо проведение
сбалансированной промышленной политики в Особой экономической зоне,
стимулирование создания и развитие экспортно - ориентированных и
импортозамещающих производств, работающих на внутренний рынок Калининградской
области и России в целом.
Для реализации интересов Российской
Федерации в Калининградской области актуальными были бы и такие направления как
развитие сельского хозяйства, создание и развитие туристских зон и использование
в хозяйственной деятельности ныне простаивающих производственных мощностей.
Перспективным представляется
создание на территории Калининградской области международных (совместных) с
зарубежными странами свободных экономических зон, особенности и критерии
функционирования которых определяются международным договором.
|