Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №209(18.11.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
УКРАИНА
БЕЛОРУССИЯ
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН



Хроника

7 ноября. Численность постоянного населения Узбекистана по состоянию на 1 октября составила 27,4 миллиона человек, что на 355,5 тысячи или 1,3% больше показателя начала года.

По данным Государственного комитета по статистике, естественный прирост населения с начала года составил 379 тысяч человек, из которых 270,7 тысячи или 71,4% пришлось на сельскую местность.

Сальдо миграции за девять месяцев, по предварительным данным, составило минус 23,4 тысячи человек против минус 45,8 тысячи в соответствующем периоде 2007 года.

Число родившихся в январе-сентябре составило 484,4 тысячи человек, что на 30,1 тысячи человек или 6,6% больше аналогичного показателя прошлого года. Коэффициент рождаемости увеличился с 22,6 до 23,7 промилле.

Рождаемость увеличилась во всех регионах, кроме Ферганской и Хорезмской областей. Значительное увеличение рождаемости наблюдается в Андижанской (с 22,4 до 25,2 промилле), Кашкадарьинской (с 23,2 до 24,9), Наманганской (с 23,0 до 24,7), Самаркандской (с 23,9 до 25,5) и Сурхандарьинской (с 23,7 до 25,5) областях. Наиболее низкий уровень рождаемости сохраняется в Ташкенте – 19,2 промилле.

Показатель смертности снизился во всех регионах, кроме Каракалпакстана, Ферганской и Хорезмской областей. Самый высокий уровень смертности сохраняется в Ташкенте и составляет 8,1 промилле. В структуре общей смертности 59,5% составляют болезни системы кровообращения, 7% – новообразования, 6,4% – болезни органов дыхания, 6,3% – несчастные случаи, отравления и травмы.

7 ноября. Недвижимость в Казахстане вновь начнет дорожать в следующем году, считает глава государства Нурсултан Назарбаев. "Я уверен, что в следующем году начнется подъем (цен на рынке жилья), а не снижение", - заявил он в ходе антикоррупционного форума правящей партии "Нур Отан".

В этой связи президент полагает, что в настоящее время населению выгодно вкладывать средства в недвижимость.

"Не надо ждать и не надо откладывать свои деньги в чулок. (...) Людям сейчас очень выгодно вкладывать деньги именно в жилье", - сказал Н.Назарбаев.

Как известно, в Казахстане с августа прошлого года, когда проявились первые кризисные явления на мировом ипотечном рынке, стали постепенно снижаться цены на жилье, а с развитием мирового финансового кризиса возникли проблемы у строительных компаний республики, большинство из которых не смогло выполнить обязательства перед дольщиками, своевременно построить им жилье. В результате правительство было вынуждено через коммерческие банки оказать финансовую поддержку строительной отрасли, и компании сейчас постепенно реанимируют замороженное строительство.

8 ноября. Террористическая угроза постоянно возрастает как на территории Киргизии, так и во всем центрально-азиатском регионе. Об этом заявил представитель центрально-азиатского отделения антитеррористического центра СНГ Нурлан Досалиев на Международной конференции "Внешнеполитическая ориентация стран Центральной Азии в свете глобальной трансформации мировой системы международных отношений", передает ИА REGNUM.

По словам Нурлана Досалиева, существенное влияние на ситуацию оказывают события, происходящие в Афганистане. "Надо отметить, что присутствие американских войск в Афганистане результатов не дает, и ни о каком снижении угрозы терроризма речи не идет", - подчеркнул он.

Как отмечает представитель антитеррористического центра, в последнее время также значительно возросла угроза идеологического экстремизма. "Уже в северных областях Киргизии силовики задерживают не только рядовых сторонников, но и функционеров религиозно-экстремистских организаций с западным уровнем подготовки. Одной из наглядных иллюстраций происходящего может являться тот факт, что посольство Киргизии в Лондоне находится в одном здании со штаб-квартирой РЭО "Хизб ут-Тахрир", - сказал он. "Мы говорим, что 80% населения Киргизии - мусульмане. Но более половины из них обладает неправильными знаниями ислама, которые могут подвергнуть опасности само существование государства. При этом следует отметить, что угроза конституционным устоям стран Центральной Азии подпитывается западными силами", - подытожил Нурлан Досалиев.

10 ноября. "ИТЕРА-Инвест-Строй", входящая в международную группу компаний "ИТЕРА", выиграла тендеры на строительство двух ипподромов в Туркмении. Об этом сообщила пресс-служба МГК "ИТЕРА".

Предложения компании о возведении объектов, соответствующих мировым стандартам, признаны лучшими и утверждены постановлением президента Туркменистана. Они будут построены по государственному заказу в Балканском и Лебапском велаятах республики на площадях по 51,5 га.

Ипподромные комплексы призваны стать центрами самых ярких национальных зрелищ в областных городах Туркмении. Согласно проектам, они включают в себя зрительские трибуны на 3 тыс мест, дорожки для лошадиных бегов. Каждый ипподром будет оборудован 4 конюшнями и плавательным бассейном для 200 лошадей, тренировочными площадками, ветеринарно-лабораторным комплексом, центром допингового контроля и зданиями хозяйственно- технического обслуживания животных. Для проведения праздничных мероприятий предусмотрено возведение амфитеатра, юрт-павильонов и банкетного ресторана. Первые лошадиные бега на новых ипподромах планируется провести к концу 2010 г.

"ИТЕРА-Инвест-Строй" выступает в Туркмении генеральным подрядчиком еще трех крупных проектов. Компания возводит офисный центр МГК "ИТЕРА" в Ашхабаде, гостиницу в курортной зоне "Аваза" на Каспийском побережье и спортивный комплекс со стадионом на 10 тысяч мест в городе Туркменабате, который откроется в канун Нового 2009 года.

10 ноября. Fitch Ratings понизило суверенные рейтинги Казахстана. Как говорится в официальном сообщении рейтингового агентства, долгосрочный РДЭ в иностранной валюте понижен с "BBB"/прогноз "Негативный" до "BBB-" (BBB минус)/прогноз "Негативный"; долгосрочный РДЭ в национальной валюте понижен с "BBB+"/прогноз "Негативный" до "BBB"/прогноз "Негативный"; краткосрочный РДЭ в иностранной валюте подтвержден на уровне "F3"; рейтинг странового потолка понижен с уровня "BBB+" до "BBB".

"Сильные позиции государственного баланса по-прежнему обуславливают инвестиционный уровень рейтинга (страна является нетто-кредитором при очень низком уровне валютного долга), - отмечается в сообщении. - Однако способность страны управлять кризисом внутренней банковской системы ослабляется ввиду мирового финансового кризиса и падения цен на сырьевые товары, что обуславливает понижение на один уровень и "Негативный" прогноз. Несмотря на значительные меры поддержки со стороны властей Казахстана, качество банковских активов ухудшается вслед за резкой остановкой притока капитала летом 2007 г. и резкой коррекцией на рынке недвижимости. Банковский сектор представляет собой существенное условное обязательство для государства, и оказание поддержки банкам в сочетании с намерением поддерживать стабильность курса тенге в высоко долларизированной экономике на фоне более низких цен на нефть потенциально может привести к оттоку государственных валютных активов и ослаблению государственного баланса".

Кроме того, Fitch Ratings понизило на один уровень долгосрочные рейтинги дефолта эмитента ("РДЭ") в иностранной валюте семи казахстанских финансовых организаций: БТА Банка ("БТА"), Казкоммерцбанка ("ККБ"), Халык Банка, АТФБанка, Банка Развития Казахстана ("БРК"), Астаны-Финанс ("АФ") и КазАгроФинанса ("КАФ"). По этим рейтингам сохранен "Негативный" прогноз. Данное рейтинговое действие следует за понижением суверенных рейтингов.

Кроме того, агентство подтвердило рейтинги трех других казахстанских банков: Альянс Банка, Банка ЦентрКредит ("БЦК") и Темiрбанка. По рейтингу Альянс Банка сохранен прогноз "Негативный", по рейтингу БЦК сохранен прогноз "Развивающийся". Прогноз по рейтингу Темiрбанка изменен с "Развивающегося" на "Негативный".

Fitch также понизило на один уровень долгосрочные РДЭ Москоммерцбанка (российской дочерней структуры ККБ) и БТА Банка (Россия) (аффилированная структура БТА), сохранив по их рейтингам "Негативный" прогноз. Рейтинги двух других аффилированных банков БТА - БТА-Казань и БТА Банка (Грузия) - подтверждены и исключены из списка Rating Watch, по рейтингам присвоен "Негативный" прогноз.

10 ноября. Казахстан хочет до конца ноября реализовать антикризисную программу, дать дополнительный капитал банкам и кредиты - экономике, заявил премьер-министр страны Карим Масимов.

«Я думаю, за две недели мы разошьем тромбы, связанные с вопросом недокредитования экономики, через фонд стрессовых активов разошьем проблемные кредиты, докапитализируем банки, вольем ресурсы в экономику через фонд СамрукКазына», — сказал Масимов на совещании в правительстве.

«Я думаю, что достаточно существенный сдвиг в ближайшие две недели должен быть… Нам надо двигаться очень быстро», — цитирует Reuters.

По словам премьера, 25 ноября на заседании правительства власти будут «в полной мере готовы» огласить антикризисную программу.

Ранее власти заявили, что выделят замедляющейся экономике 15 млрд долларов в этом и в следующем годах, из них 10 млрд долларов — из Национального фонда. Четыре крупнейших банка уже согласились на правительственную помощь в размере 5 млрд долларов, однако детали договоренностей пока неизвестны.

«Консультантами правительства и СамрукКазына по вопросам рекапитализации банков являются Credit Suisse и JPMorgan», — сказал Масимов.

«Консультант правительства по созданию фонда стрессовых активов будет Citibank. Мы по этой программе вложим все лучшее из международной практики», — добавил он.

11 ноября. В Кыргызстане появится миротворческая мотострелковая рота. Об этом ИА "24.kg" сообщили в пресс-службе Министерства обороны КР.

По ее данным, такое решение сегодня окончательно принято в военном ведомстве республики. "Опираясь на мировой опыт и возможности зарубежных коллег, кыргызские военные уже сейчас приступили к реализации этой задачи. Ведь будучи активным членом мирового сообщества, Кыргызстан должен иметь военное подразделение, готовое под эгидой ООН участвовать в миротворческих миссиях", - отмечает пресс-служба Министерства обороны.

11 ноября. Указом президента Казахстана Адильбек Джаксыбеков назначен чрезвычайным и полномочным послом Республики Казахстан в Российской Федерации, сообщает пресс-служба президента.

54-летний Адильбек Джаксыбеков ранее был заместителем председателя партии «Нур Отан». До этого возглавлял администрацию президента Республики Казахстан.

11 ноября. В Бишкеке глава Минпромэнерго Сапарбек Балкибеков, выступая перед журналистами, заявил о том, что энергетики вынуждены возобновить лимитированную подачу электроэнергии населению. "В некоторых районах Кыргызстана возобновлены веерные отключения электроэнергии", - сообщили сегодня кыргызстанские СМИ со ссылкой на министра промышленности, энергетики и топливных ресурсов Сапарбека Балкибекова.

Глава Минпромэнерго отметил, что в связи с превышением лимитов потребления электроэнергии на 16 миллионов киловатт-часов энергокомпаниям дано задание принять самые жесткие меры по ее экономии.

"Сейчас возобновлены веерные отключения. Фактически это самый легкий путь", - подчеркнул по этому поводу Балкибеков. При этом он обратил внимание на то, что энергетики планировали проанализировать энергопотребление в первую неделю ноября, а после вводить принудительные разовые ограничения в тех районах, где превышены квоты.

Отключения электроэнергии, по словам министра, могут продолжаться до тех пор, пока регионы не войдут в лимит.

11 ноября. Навоийский горно-металлургический комбинат ввел в эксплуатацию пусковой комплекс по добыче урана на месторождении "Северный Канимех". Как сообщает Газета.уз, поставка оборудования для запуска пускового комплекса стоимостью около 14 млн долларов осуществлялась за счет кредита германской Nukem GmbH. Общий объем инвестиций в разработку данного месторождения в течение пяти лет составит около 30 млн долларов.

По расчетам специалистов НГМК, ввод в эксплуатацию месторождения "Северный Канимех" позволит расширить урановую ресурсную базу комбината и увеличить его добычу в текущем году на 30% по сравнению с 2007 годом. По данным комбината, обеспеченность рентабельными запасами месторождения, на которое в перспективе возложен основной объем добычи урана, составляет 18 лет.

Ранее сообщалось, что НГМК инвестирует до конца 2012 года в модернизацию производства урана 165 млн долларов. Модернизации предусматривает расширение действующих добывающих и перерабатывающих мощностей, обновление парка технологического оборудования, а также строительство новых рудников. Финансирование программы будет осуществляться за счет собственных средств НГМК, а также зарубежных кредитов.

12 ноября. Чистые международные резервы Нацбанка Казахстана снизились на 4,2%, или $926,8 млн, при этом $241,4 млн из этого снижения пришлось на снижение цены золота на мировых рынках. Чистые валютные запасы уменьшились на $685,4 млн. Согласно формулировке, приведенной в сообщении, "операции по продаже валюты на внутреннем валютном рынке, снижение остатков на корреспондентских счетах банков второго уровня в иностранной валюте в Национальном банке, обслуживание внешнего долга правительства были частично нейтрализованы поступлениями валюты на счета правительства в Национальном банке". Таким образом, в октябре Нацбанк выступил нетто-продавцом валюты, в то время как в целом с начала года он был нетто-покупателем и приобрел, по оценкам председателя Нацбанка Анвара Сайденова, на вторую половину октября свыше $6 млрд.

12 ноября. Начальник отдела радиосвязи, радиовещания и телевидения Узбекского агентства связи и информатизации Юнус Камалов сообщил, что в республике разработана концепция перехода к цифровому телевещанию, которая будет воплощаться в практику поэтапно. Для начала в двух городах - Ташкенте и Бухаре - будут созданы опытные зон наземного цифрового телевещания.

Наземное эфирное цифровое телевещание - это предоставление услуг многопрограммного телевидения, улучшение показателей качества телепрограмм, оказание дополнительных интерактивных услуг. Появляется возможность передавать видеоизображение высокой четкости. Не менее важно и то, что цифровое телевещание позволяет гораздо эффективно использовать частотный ресурс страны, когда вместо одного аналогового телеканала можно формировать и передавать несколько цифровых.

Крупные торговые дома Inverson Technogies SA (Швейцария) и "Курт Миттерфельнер Гмбх" (Германия) поставили в Узбекистан цифровое телевещательное оборудование японской компании NEC и немецкой компании "Роде Шварц" для создания опытных зон наземного цифрового телевещания в городах Ташкенте и Бухаре. А систему условного абонентского доступа (шифрования ТВ-каналов) предоставила компания IRDETO (Голландия).

12 ноября. Узбекистан подал заявку на выход из Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Об этом «НГ» сообщили в МИД РФ. Официальная нота в секретариат организации уже поступила. Ожидается, что на днях, согласно уставу ЕврАзЭС, членство Узбекистана в этой организации будет приостановлено.

Выход из ЕврАзЭС Узбекистан объясняет неэффективной деятельностью организации и, как следствие, бессмысленностью пребывания в ней. Как утверждает официальный Ташкент, конкретных дивидендов от членства в организации нет никаких, поэтому предпочтение будет отдано сотрудничеству на двусторонней основе. Источник в МИД РФ заявил «НГ», что в Москве к решению Ташкента отнеслись спокойно: «В любом случае ЕврАзЭС не потеряет сильно, поскольку, числясь с 2006 года в альянсе, Узбекистан до сих пор не ратифицировал все соглашения».

13 ноября. В Таджикистане зафиксирован самый высокий в СНГ темп притока инвестиций в основной капитал, - сообщает Межгосударственный статистический комитет СНГ.

По данным Статкомитета СНГ, объем капиталовложений в январе-сентябре 2008 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в республике повысился на 77,5%, причем 70% инвестиций составили иностранные вложения.

"Этот скачок объясняется вливаниями в строительство ГЭС", - сообщает пресс-служба.

За Таджикистаном с большим отрывом следуют Азербайджан (38%), Беларусь (23%) и Узбекистан (19%). Далее идут Россия, где объем инвестиций в основной капитал составляет 13,1%, Армения (12%), Молдова (9%), Украина и Казахстан (8,2%). В Кыргызстане объем капиталовложений снизился на 2,2%.




От кетменной драки до войны – шаг

03.11.2008. Республик-Кз Инфо (Казахстан)

Евгения Борисова

Серьезным испытанием для всех постсоветских стран назвали политологи финансовый кризис. Всем ли его переживут? Как больно он ударит по неокрепшим экономикам республик Центральной Азии, если даже монстры мировой экономики выдерживают его с большим трудом? Эксперт Российского института стратегических исследований Аждар Куртов, например, полагает, что «ситуация в Киргизии в ближайшие пять лет будет зависеть от того, как «карта ляжет». Ей будет особенно тяжело.

4 ноября в Киргизии откроется Международная конференция «Внешнеполитическая ориентация стран Центральной Азии в свете глобальной трансформации мировой системы международных отношений». Она проводится Бишкекским филиалом Института стран СНГ. Предваряя форум, политологи дали большую пресс-конференцию в ИА «24.kg». Смотрите видеосюжет с нее наших коллег, а мы тем временем расскажем кратко, о чем шла речь на пресс-конференции.

Между Россией, США и Китаем

Ситуация в Центральной Азии ухудшается, — заявил завотделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин: «В Центральной Азии, которая представляет для мировых центров силы политический, стратегический и экономический интерес, происходят настораживающие процессы».

Эксперт назвал несколько угроз, с которыми, возможно, страны Центральной Азии столкнутся в обозримом будущем. Первая проблема — Афганистан, США и их союзники, по словам эксперта, уже готовы уйти оттуда. Однако ситуация в этой стране представляет угрозу для безопасности стран региона.

Вторая угроза — Иран. «Кто бы не победил на выборах в США, администрация Белого дома не изменит своего отношения к Тегерану, — подчеркнул Андрей Грозин. — Давление на него продолжится, не исключено возникновение военного конфликта, который затронет страны региона».

Существование третьей угрозы Андрей Грозин объясняет наличием проблем внутри постсоветской Центральной Азии. «По моему мнению, в ЦА реален сценарий локального межгосударственного конфликта», — полагает он. Поводом, по его мнению, может стать «неопределенность» в вопросах границ, водопользования. «В условиях Центральной Азии кетменная драка может перерасти в межгосударственное столкновение», — сказал Андрей Грозин.

В свете обозначенных проблем, по мнению эксперта, странам региона необходимо коренным образом пересматривать внешние приоритеты. «Поле для маневра сокращается, — считает Андрей Грозин. — Давление нарастает. Причем не только со стороны России (после событий на Северном Кавказе), но и КНР, а также западных друзей».

Есть коррупция — нет инвестиций

Не стоит ждать от России масштабных вложений в ЦА, — заявил на пресс-конференции аналитик Российского института стратегических исследований Аждар Куртов: «Столкнувшись с финансовым кризисом, Россия, от которой в Киргизии ждут инвестиций, тоже переживает непростые времена и, возможно, будет вынуждена сокращать вложения за рубеж».

«От Кремля хотят, чтобы он дал команду компаниям и те вложили свои деньги в проекты, — говорил Аждар Куртов. — Но это частные компании, и указывать им, куда осуществлять инвестиции, Москва не может. Кроме того, России достаточно своих рек, где можно было бы создавать новые гидроэлектростанции».

Есть еще, по мнению российского аналитика, очень важный для Киргизии вопрос: «Почему в страну не идет бизнес?» Ответ на него — большая коррупция в Центральной Азии и в Киргизии в частности. Если крупные компании могут позволить себе с ней мириться, покупая, например, машины для сельских управ, то для малого и среднего бизнеса это слишком большое бремя.

Базы НАТО и ОДКБ — противостояние неизбежно?

«Может случиться, что послезавтра мирное сосуществование в Киргизии двух военных баз — НАТО и ОДКБ — осложнит жизнь в республике», — заявил на пресс-конференции директор Бишкекского филиала Института стран СНГ Александр Князев.

По мнению Александра Князева, политика многовекторности, которой пытаются придерживаться страны Центральной Азии, была возможна в 1990-е годы, когда Россия переживала переходный период и к региону не столь внимательно присматривался Китай. «В настоящее время геополитическая обстановка в мире меняется, — убежден эксперт. — Роль США снижается, а России и Китая — растет».

Именно поэтому на конференции «Внешнеполитическая ориентация стран Центральной Азии в свете глобальной трансформации мировой системы международных отношений» политологи и эксперты обсудят в том числе и проблемы — угрозы нахождения на территории Киргизии авиабаз НАТО и ОДКБ. Они мирно сосуществовали довольно долгое время. Но нынче на дворе иные времена, времена, когда меняется глобальный миропорядок, наблюдатели уже подмечают тенденции к соперничеству между этими двумя военными организациями. К чему оно приведет — пока сложно прогнозировать, но конфликты вполне возможны.




Андрей Грозин: Ситуация в Центральной Азии и Кыргызстане ухудшается

03.11.08,  Бишкек – ИА «24.kg»

Данияр Каримов

Ситуация в Центральной Азии и Кыргызстане ухудшается. Об этом заявил на пресс-конференции в ИА «24.kg» известный эксперт, завотделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин. Пресс-конференция посвящалась предстоящей Международной конференции на тему «Внешнеполитическая ориентация стран Центральной Азии в свете глобальной трансформации мировой системы международных отношений». Она намечена на 4-5 ноября и проводится благодаря филиалу Института стран СНГ.

«В Центральной Азии, которая представляет для мировых центров силы политический, стратегический и экономический интерес, происходят настораживающие процессы, - отметил он. – По моему субъективному мнению, ситуация ухудшается. В перспективе региону следует озаботиться собственной безопасностью. Дело идет к тому, что процессы, происходящие внутри и вокруг Центральной Азии, ухудшают обстановку. Если мечты, в которых пребывают элиты государств региона, сохранятся, постсоветские общества ЦА могут столкнуться с более серьезными проблемами и вызовами, чем раньше».

Андрей Грозин назвал несколько угроз, с которыми, возможно, страны Центральной Азии столкнутся в обозримом будущем. Первая – проблема Афганистана, из которой США и их союзники, по словам эксперта, уже готовы начать эвакуацию. По мнению эксперта, ситуация в этой стране ухудшается и может представлять угрозу для военной безопасности как Кыргызстана, так и других стран региона.

Вторая связана с Ираном. «Кто бы ни победил на выборах в США, администрация Белого дома не изменит своего отношения к Тегерану, - подчеркнул завотделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ. – Давление на него продолжится, и не исключено возникновение военного конфликта, который затронет страны региона».

Существование третьей Андрей Грозин объясняет наличием проблем внутри постсоветской Центральной Азии. «По моему мнению, в ЦА реален сценарий локального межгосударственного конфликта», - полагает он. Поводом, по его мнению, может стать «неопределенность» в вопросах границ, водопользования, принадлежности неких спорных территорий.

В свете обозначенных проблем, по мнению эксперта, странам региона необходимо коренным образом пересматривать внешние приоритеты. «Поле для маневра сокращается, - считает Андрей Грозин. – Давление нарастает. Причем не только со стороны России (после событий на Северном Кавказе), но и КНР, а также западных друзей».

«От государств Центральной Азии будет требоваться больше определенности, - заявил Андрей Грозин. – Мы будем наблюдать момент развилки истории. Причем этот выбор, думаю, лежит на плечах бизнес- и политической элиты. Общества всех постсоветских республик, за исключением государств Балтии, не оказывают серьезного воздействия на формирование внешнего курса страны».




Андрей Грозин: В условиях Центральной Азии кетменная драка может перерасти в межгосударственное столкновение

03.11-2008 Бишкек – ИА «24.kg»

Данияр Каримов

«В условиях Центральной Азии кетменная драка может перерасти в межгосударственное столкновение», - заявил на пресс-конференции в ИА «24.kg», отвечая на вопросы журналистов, известный эксперт, завотделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин.

По его словам, «если этого не происходило раньше, не значит, что не произойдет и в будущем». Андрей Грозин, как ИА «24.kg» сообщало ранее, считает, что в ЦА возможно возникновение локального конфликта. Поводом, по его мнению, может стать «неопределенность» в вопросах границ, водопользования, принадлежности неких спорных территорий.

«Реализация крупных проектов - вы знаете, о чем я говорю, - может восприниматься соседями как попытки получить для себя рычаги политического и экономического давления, - заявил Андрей Грозин. – В условиях Центральной Азии вполне возможно ожидать применения силовых методов воздействия на ту или иную сторону». Причиной обострения отношений, как полагает эксперт, может послужить нежелание «некоторых государств, примеряющих на себя роль региональных лидеров», чтобы соседи расценивали какие-либо их действия как проявление слабости.




НАТО или ОДКБ. Иного не дано?

04.11.08. КАБАР (Киргизия)

Эльвира Козубекова

Мы, оказывается, должны выбирать между НАТО или ОДКБ! Ультимативные заявления по этому поводу звучат который год. Уже не в первый раз об этом говорит Александр Князев, ставший недавно директором филиала Института стран СНГ. Вчера он выступил на пресс-конференции в информационном агентстве "24.kg".

Как утверждает А.Князев, мирное сосуществование в Кыргызстане двух военных баз - НАТО и ОДКБ - осложнит жизнь республике, и по этой причине Кыргызстану необходимо определиться в выборе стратегического партнера, отказавшись от многовекоторной политики. По его словам, политика многовекторности, которой пытаются придерживаться страны Центральной Азии, была возможна в 1990-е годы, когда Россия переживала переходный период, и к региону не столь внимательно присматривался Китай. "Однако в настоящее время геополитическая обстановка в мире меняется. Роль США снижается, а России и Китая - растет", - считает эксперт.

Тем более, по мнению А.Князева, если авиабазы НАТО и ОДКБ в Кыргызстане мирно сосуществовали несколько лет, то в последнее время наблюдаются тенденции к соперничеству между двумя военными организациями.

Определенность в отношениях!

Теперь, по этой и многим другим причинам, мировые державы в ближайшем будущем будут требовать от стран Центральной Азии большей определенности. По мнению заведующего отделом Средней Азии и Казахстана (название из советского прошлого, так как уже более десяти лет "Средняя Азия и Казахстан" называются "Центральной Азией") Института стран СНГ Андрея Грозина, в Центрально-азиатском регионе, который представляет значимый интерес для мировых держав, происходят настораживающие процессы. "В перспективе региону следует позаботиться о собственной безопасности",- сказал он, добавив, что "процессы вокруг этого региона ухудшаются".

"Давление на регион будет постоянно нарастать не только со стороны России, но также Китая и Западных стран. Теперь от всех центрально-азиатских стран будут требовать большей определенности. Если мечты, в которых пребывают элиты государств региона, сохранятся, постсоветские общества Центральной Азии могут столкнуться с более серьезными проблемами и вызовами, чем раньше", - чуть ли не пригрозил он.

А.Грозин считает, что существует несколько угроз, с которыми в скором будущем столкнутся страны Центральной Азии. По мнению эксперта, первая проблема – ситуация вокруг Афганистана, которая может представлять угрозу для военной безопасности как Кыргызстана, так и других стран региона.

Вторая проблема связана с Ираном. Как заявили участники пресс-конференции, не имеет значения, кто победит на выборах в президенты США. "Главное, что Вашингтон не изменит своего отношения к Тегерану. Давление на Иран продолжится, и не исключено возникновение военного конфликта, который затронет страны Центрально-Азиатского региона", - заявил А.Грозин.

Третья проблема связана с наличием внутренних конфликтов в Центрально-азиатском регионе. "Здесь реален сценарий локального межгосударственного конфликта", - полагает он. Поводом, по его мнению, может стать "неопределенность" в вопросах границ, водопользования, принадлежности спорных территорий.

Кетменские драки и гидроэнергетические проекты

В связи с этими проблемами, связанными, в основном, с границами и водопользованием, по мнению экспертов, в Центрально-азиатском регионе любой любое локальное столкновение в виде "кетменной драки" может перерасти в международный конфликт.

Кроме того, по мнению А.Грозина, реализация таких проектов, как строительство крупных гидроэнергетических объектов, может расцениваться остальными центрально-азиатскими странами как ущемление интересов соседних государств, а также как попытка применить "рычаг" воздействия по отношению к ним. То есть, Кыргызстану нежелательно пользоваться своими "рычагами".

Внешние приоритеты

В свете этих проблем странам региона необходимо коренным образом пересматривать внешние приоритеты. Причем бремя выбора будет лежать на плечах элиты каждой центрально-азиатской страны. По мнению А.Князева, странам региона необходимо определиться со стратегическим партнером. "От того, каким будет выбор - зависит судьба страны",- грозно заключили эксперты.

Вашингтон любит кашу

"Вашингтонская политика любит заваривать кашу, а расхлебывать ее приходится другим", - сказал вчера на той же пресс-конференции сотрудник Российского института стратегических исследований Аждар Куртов. По его мнению, мы сейчас переживаем непростой период - явной военной угрозы не существует, "однако Центрально-азиатский регион остается достаточно хрупким".

Аждар Куртов выразил обеспокоенность развитием ситуации в Афганистане и Иране, которая может иметь тяжелые последствия для нашего региона. Решение проблем А.Куртов видит в более тесном сотрудничестве стран Центральной Азии в рамках военного союза Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

ОДКБ, по мнению эксперта, необходимо усиливать и развивать в свете внешних опасностей. Но для этого лидерам государств Центральной Азии необходимо проводить более четко ориентированную внешнюю политику. Эксперты призвали не забывать о печальном опыте XX столетия, в частности, опыте Второй мировой войны. Наверное, они уже информированы о грядущем новом переделе мира.

Итоговый документ международной конференции «Внешнеполитическая ориентация стран Центральной Азии в свете глобальной трансформации мировой системы международных отношений»

Международная конференция «Внешнеполитическая ориентация стран Центральной Азии в свете глобальной трансформации мировой системы международных отношений» проходила 4-5 ноября на Иссык-Куле. Ее организатором являлся Общественный фонд Александра Князева. В конференции принимали участие известные эксперты из стран Центральной Азии и России, обсудившие в течение двух дней геополитические аспекты формирования внешней политики стран Центральной Азии, включая и сферу безопасности (политика «многовекторности» и ее роль в развитии стран региона), возможности стран Центральной Азии и России по формированию структур региональной безопасности в рамках действующих международных и региональных организаций (СНГ, ОДКБ, ШОС) и без участия внерегиональных сил, а также результаты военного присутствия США и НАТО в Центральной Азии и основные угрозы региональной безопасности. Отдельным вопросом были рассмотрены экономические аспекты внешней политики стран Центральной Азии в контексте проблематики региональной безопасности.

Итоговый документ, не являясь изложением единого мнения всех участников конференции, отражает преобладавшие в дискуссиях конференции оценки наиболее актуальных проблемам внешней политики стран Центральной Азии в контексте безопасности стран региона.

На протяжении последних лет мировая система международных отношений находится в состоянии радикальной трансформации. В период конца 1990-х – 2008 гг. стали реально просматриваться контуры многополюсного мироустройства. Прецеденты признания независимости Косова, Абхазии и Южной Осетии означают, что международное право, изначально содержавшее в себе противоречие двух принципов – принципа территориальной целостности и принципа самоопределения – уже не способно  выполнять роль правового регулятора международных отношений. Страны региона испытывает на себе растущее воздействие мировых центров силы, связанное с региональным энергоресурсным потенциалом, что порождает политическую конъюнктуру и, как следствие, конфликтность.

Принцип многовекторности, лежащий в основе внешнеполитической практики стран Центральной Азии все более обнаруживает свои естественные пределы. Многовекторность центральноазиатских государств во многом явилась и является следствием неготовности России после распада СССР выработать адекватную программу по развитию реально союзнических отношений в сферах экономики, политики и безопасности. В этих условиях другие основные внешние игроки в регионе – США, ЕС и Китай продолжают форматировать регион, каждый в рамках своего понимания роли и места Центральной Азии в глобальном мире, и, одновременно, остаются полюсами притяжения для стран Центральной Азии  как с точки зрения экономики, так  и с точки зрения безопасности и геополитики. Наиболее заметно это на примере Киргизии –  страны, которая представляет собой крайнюю форму модели многовекторности, той модели, которой в той или иной степени следуют все страны региона.      

Россия в отличие от других держав не только имеет оправданные интересы в регионе, но и несет определенную историческую ответственность за судьбу Центральной Азии. Однако складывающаяся ситуация выявляет слабость аналитического обеспечения принимаемых политических решений по вопросам усиления стратегического и союзнического взаимодействия как в странах Центральной Азии, так и в самой России. Отсутствуют новые идеи и проектные подходы к развитию российско-центральноазиатских отношений. Экспертное сообщество стран Центральной Азии и российское экспертное сообщество разобщены и сталкиваются с многочисленными дилеммами, зачастую «работая» в рамках чужеродных и навязываемых извне алгоритмов, мифов, проектов и концептов, одновременно, следуя в фарватере узконациональных политик своих государств. Таким образом, пока не выработаны общие цели и принципы развития российско-центральноазиатского сотрудничества, крайне преждевременно говорить о преодолении буферного статуса центральноазиатских государств и определению ими своих внешнеполитических приоритетов на основе подлинных национальных интересов.  

Как представляется, на поиск решений этих проблем и должны быть направлены основные силы и интеллектуальные ресурсы экспертно-аналитических сообществ России и стран Центральной Азии. В этом плане заслуживает особого внимания идея тесной и стратегической увязки вопросов форсирования экономического развития российской Сибири, Центральной Азии, Ирана, китайского Синьцзяна с вопросами стабилизации обстановки в Афганистане, Пакистане и развитием данных пространств, что может быть осуществлено в рамках ШОС.

В условиях снижения дееспособности и значимости международных организаций, оказавшихся втянутыми в реализацию политических планов отдельных государств (ООН) или ставших инструментом вмешательства в дела суверенных государств (ОБСЕ), актуальным становится вопрос о возрастании роли региональных организаций по обеспечению безопасности Центральной Азии и сопредельных государств.

ОДКБ способна, в отличие от НАТО, реально локализовать угрозы региональной безопасности и развиваться в этом направлении. ОДКБ на сегодняшний день проходит стадию институционализации, согласования позиций стран-членов организации и рассматривается многими странами региона как организация, способная в среднесрочной перспективе стать эффективным механизмом обеспечения региональной безопасности.

Вопросы организации пограничной безопасности регулярно поднимаются на встречах различного уровня между республиками Центральной Азии, а также в рамках существующих региональных организаций. Однако на сегодняшний день обсуждение данного вопроса не смогло трансформироваться в реальные действия. Как следствие этого республики региона сконцентрировали свои усилия на повышении эффективности в обеспечении охраны собственных границ. Для оптимизации этого процесса важным было бы создание механизмов совместного контроля в рамках ОДКБ и ШОС за ситуацией на границе с Афганистаном, в частности – по контролю за контрабандой и транзитом наркотиков.

Афганская проблема, порождающая значительную часть угроз региональной безопасности, не имеет военного решения. Результатом антитеррористической кампании США стали новая активизация террористических группировок, многократный рост производства наркотиков, нелегальной миграции, незаконной торговли оружием и других угроз безопасности самого Афганистана и всех стран евразийского континента. Продолжение конфликта сохраняет угрозы для стран-участниц и наблюдателей ШОС, но при этом происходит трансформация этих угроз – продолжающееся незаконное производство наркотических веществ и их распространение подрывает национальную безопасность стран-соседей Афганистана, других стран евразийского континента. На этом фоне происходит активизация экстремистских и террористических организаций. Для стран Центральной Азии дестабилизация Афганистана ведет к ухудшению ситуации в сфере внутренней безопасности. Усиление криминальных и экстремистских структур создает угрозу их влияния на легальные институты власти и формирования нестабильного и депрессивного пространства в регионе. Особую опасность вызывает также тенденция наркотизации экономик государств Центральной Азии.

Внутриполитическое противостояние, отягощенное иностранной (США) агрессией и неэффективным вмешательством международных сил (НАТО), ставит на повестку дня участие в переговорном процессе других внешних сил. ШОС в целом и ее отдельные  участники, члены и наблюдатели, обладают значительным миротворческим опытом, в том числе опытом международного посредничества. Необходимо создание под эгидой ШОС постоянно действующего переговорного процесса, в котором должны участвовать все субъекты современного афганского политического процесса: государственные структуры, политические партии, этнические сообщества, представители регионов, религиозные деятели. Единственным критерием исключения из переговорного процесса тех или иных группировок или движений должна быть их связь с международными террористическими и экстремистскими силами. 

Угрозы, исходящие с территории Афганистана, могут быть устранены исключительно политическими и экономическими средствами. Важнейшая из причин антиправительственной активности в Афганистане – американское и в целом иностранное военное присутствие. В свою очередь, конфликт в Афганистане является оправданием для военного присутствия США и НАТО в странах Центральной Азии, порождающего дополнительные угрозы и риски. Появление американских военных баз на территории центральноазиатских стран было результатом понимания общих для всех проблем. Однако реальное функционирование этих баз не соответствует согласованным задачам и становится предметом дополнительной конфликтности в регионе. Эта задача требует принятия самостоятельного  ответственного решения центральноазиатских государств.

Мировой финансовый кризис вызвал огромный интерес к вопросам экономического состояния и обеспечения экономической безопасности. Руководство стран региона должно четко осознавать, что антикризисные меры и в целом экономическая политика (включая ее внутренний и внешнеэкономический фактор) являются основой экономической безопасности каждой страны и региона в целом.

К причинам кризиса в странах Центральной Азии можно отнести следующие факторы:

• Экономический кризис обусловлен непродуманностью реформ, промахами

в банковской, торговой, производственной сферах;

• Ориентиром экономического роста принято считать валовые темпы прироста экономики, тогда как следует ориентироваться на обеспечение устойчивого роста на базе увеличения конкурентоспособности производства и повышения уровня жизни населения; 

• Главная беда в условиях рыночных преобразований не в остроте внутреннего кризиса экономики, а в глубокой зависимости от внешних сил;

•Проблемы, связанные с большими миграционными потоками, которые представляют угрозу экономического развития как странам донорам, так и принимающим странам;

• Финансовые кризисы, как отражение мировых экономических кризисов;

• Поворот к цивилизованному развитию экономики в ХХI в. должен базироваться не на мнимых демократических свободах, лишенных моральных ограничений, а опираться на предпринимательскую инициативу и разумную деятельность государства в процессе активного регулирования национальной экономики.

Преодоление кризиса во всех странах Центральной Азии возможно лишь при условии существенных инвестиционных вливаний в наиболее пострадавшие от него отрасли (электроэнергетики, банковского сектора, промышленности) с учетом специфики в каждой из стран региона. Для стран Центральной Азии сложно переоценить значимость российских инвестиций в экономики стран Центральной Азии с точки зрения обеспечения их экономической безопасности. При этом правительствам этих стран следовало бы четко представлять достаточно высокие риски вложения капиталов в ослабленные кризисами экономические системы, которые выражаются в рисках неплатежей, нерентабельности, валютные риски, связанные с нестабильностью национальных валют.  А в ряде стран эти риски усиливаются риском политической нестабильности. Именно инвестиционная составляющая формирует основу антикризисной и экономической политики в целом. Ориентация на Россию в инвестиционной сфере не исключает сотрудничества стран региона с другими странами, в том числе в рамках ШОС. Но выбор основного инвестиционного партнера должен сопровождаться и созданием для него определенных законодательно утвержденных преференций.

Сохранение реального суверенитета стран региона в условиях глобализации требует ускорения интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС или ЕЭП. Основным препятствием этим процессам является доминирование эгоистических интересов отдельных стран или элитных групп. Развитие регионального сотрудничества требует обращения к новым принципам, направленным на действительное обеспечение позитивного развития всех стран региона: прежде всего, к этическим. Во всех государствах сформировались олигархические и финансово-промышленные группы, преследующие интересы, неадекватные не только межгосударственным, но даже и национальным интересам отдельных государств и способные в силу специфики местных политических систем оказывать существенное воздействие как на политические пристрастия первых лиц, так и на политику государств региона в целом. Теневой характер огромных секторов экономики в каждой из стран региона также зачастую препятствует легальным интеграционным инициативам.

Иссык-Куль, 4-5 ноября 2008 года




Узбекистан пошел в обход союзника

10.11.08, Независимая газета

Виктория Панфилова

Ташкент рассматривает альтернативные маршруты транзита своих природных ресурсов

Узбекистан увеличивает объемы экспорта природного газа с 17 до 25 млрд. кубометров ежегодно. Это стало возможным благодаря увеличению общей добычи голубого топлива с 62 до 65 млрд. кубометров. Основным покупателем узбекских энергоресурсов до сих пор являлась Россия. С появлением дополнительных объемов Ташкент готов рассматривать альтернативные маршруты поставок газа.

Президент Узбекистана Ислам Каримов озаботился нереализованным потенциалом своей страны в газовой сфере. Республика, по его словам, располагающая ресурсами до 3 трлн. кубометров газа, имеет "светлое экспортное будущее". До сих пор Узбекистан поставлял основной объем газа только по одному трубопроводу "Средняя Азия – Центр" (новое название "Центральная Азия – Центр"). При этом, как уточнил Каримов, "Узбекистан до настоящего времени не участвовал в альтернативных проектах, связанных с поиском новых маршрутов, по которым мог бы реализовывать свой потенциал в газовой сфере".

Как известно, узбекский газ идет по двум основным трубопроводам: "Бухара–Урал" – для внутреннего российского потребителя и "Центральная Азия – Центр". По второй трубе осуществляются экспортные поставки узбекского газа. В сентябре нынешнего года во время визита премьер-министра России Владимира Путина в Ташкент было подписано соглашение о закупках узбекского газа по мировым ценам, а также о строительстве дополнительной ветки газопровода, который пройдет параллельно трубопроводу "Центральная Азия – Центр". Всего в Россию экспортируется около 13 млрд. куб. м газа. Кроме того, определенное количество углеводородов Узбекистан ежегодно поставляет на внутренние рынки стран СНГ: в Казахстан – 1,6 млрд. куб. м газа, в Киргизию – 0,75 млрд., в Таджикистан – 0,72 млрд. куб. м. При этом в Ташкенте уверены, что эсэнгэшный рынок по ценовому фактору менее привлекательный, нежели рынки дальнего зарубежья и особенно европейский.

"Учитывая новые возможности страны, а в нынешнем году было открыто 10 месторождений, Узбекистан намерен реализовать другие альтернативные направления, кроме тех, которыми мы пользуемся", – заявил Ислам Каримов по окончании переговоров в Ташкенте с президентом Болгарии Георгием Пырвановым, который находился с официальным визитом в Узбекистане с 5 по 8 ноября. При этом узбекский лидер заметил, что "в вопросах использования энергоресурсов должны работать рыночные отношения".

До сих пор Ташкент воздерживался от участия в альтернативных поставках своих энергоресурсов в западном направлении, объясняя это дороговизной прокладки трубопроводов и, следовательно, экономической нецелесообразностью. Интерес к новым маршрутам Узбекистан стал проявлять после вояжа президента Латвии Валдиса Затлерса по странам Центральной Азии, который отметил, что Евросоюз заинтересован в выстраивании многовекторной диверсифицированной энергетической политики и собирается в полной мере возобновить сотрудничество с Ташкентом.

"Узбекистан как государство, которое занимает ключевые позиции в Центральной Азии, при реализации крупных транспортных проектов может стать одним из основных партнеров ЕС. Без помощи Ташкента будет трудно реализовывать проекты Транскаспийского газопровода, а также по поставкам энергоресурсов из Туркмении", – считает заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института СНГ Андрей Грозин.

По мнению аналитика Института стратегических исследований Аждара Куртова, участие Узбекистана в Транскаспийском трубопроводе будет зависеть от Туркмении. "Если Ашхабад действительно захочет протянуть трубу к месторождениям, которые находятся в районе Амударьи, тогда узбекский газ потенциально сможет влиться в Транскаспийский трубопровод", – заметил Куртов "НГ". Однако, по его мнению, "в условиях мирового финансового кризиса подобного рода дорогостоящие проекты вряд ли осуществимы".

Таким образом, реальным альтернативным направлением, в котором может участвовать Узбекистан, является китайское. Как известно, Пекин начал строительство трубопровода "Центральная Азия – Китай", который пройдет через Узбекистан и Казахстан. Астана уже подписала соответствующий договор с Китайской национальной нефтегазовой корпорацией о ежегодных поставках казахстанского газа в объеме 5 млрд. кубометров. Такой же объем голубого топлива должен поставлять и Узбекистан. Но дата подписания соответствующего договора между Ташкентом и Пекином пока не определена.

Зато, как стало известно, Узбекистан подписал с Поднебесной другой проект – строительства 530 км трубопровода, ведущего в Китай, пропускной способностью 30 млрд. кубометров ежегодно. Об этом сообщила Фергана.ру.




Узбекистан обиды не прощает?

12.11.08. Республик-Кз Инфо (Казахстан)

Асхат Ахметбеков

Узбекистан приостановил свое членство в ЕврАзЭС. Официального заявления Ташкента по этому поводу еще не было, но новость уже облетела Евразийское пространство. Экономисты и политологи называют разные причины этого решения Ислама Каримова, и в числе основных – улучшение отношений с Евросоюзом, буквально недавно отменившим санкции, введенные в 2005 году после событий в Андижане.

Однако казахстанский политолог Мурат Лаумулин видит причину  поступка Ислама Каримова не в развороте в сторону Евросоюза, а в том, что «Россия и Казахстан в свое время совершили унизительный для узбеков жест».

Дружба в тяжелые времена

По мнению главного научного сотрудника Института мировой экономики и политики при Фонде первого президента Республики Казахстан, доктора политических наук Мурата Лаумулина, последние действия узбекских властей являются следствием «тесного переплетения внешних и внутренних факторов».

- Узбекистан сам игнорирует многосторонние интеграционные процессы. Он вступил в  ЕврАзЭС, когда оказался в весьма сложном положении — при резком ухудшении отношений с Западом и неважном внутриэкономической ситуации. В реальности экономическая политика этой страны такова, что Ташкент не видит необходимости участвовать в этих структурах. Здесь есть свои экономические и политические резоны. К последним можно отнести упорное нежелание жертвовать маленькой толикой суверенитета в пользу наднонациональных структур, что рано или поздно потребуется, если интеграционные процессы будут идти так, как задумано, — подчеркнул он.

ЕврАзЭС в обмен на ГУАМ?

Кроме того, Узбекистан, по словам г-на Лаумулина, устраивает его сегодняшнее положение в экономической сфере, в частности, тарифная политика, которую он проводит со странами СНГ. В то же время политолог не стал напрямую увязывать последние действия Ташкента именно с отменой Евросоюзом жестких санкций в отношении республики:

- Просто пошло очередное движение маятника узбекской внешней политики. Вслед за приостановкой членства в ЕврАзЭС следует ожидать каких-то жестов в сторону ГУАМ. Может быть, это и сигнал США о том, что Узбекистан готов улучшить отношения с ним. Видимо, это рассчитано на будущую американскую администрацию. И потом: Россия и Казахстан в свое время совершили унизительный для узбеков жест, зачислив их во вторую категорию. Как вы знаете, существует основное ядро ЕвроАзЭС в лице России, Казахстана и Белоруссии, а Узбекистан «отправили» во второй эшелон, вместе с Киргизией и Таджикистаном. Поэтому их это не устраивает.

Не следует забывать, продолжил Мурат Лаумулин, и о проблеме вступления во Всемирную Торговую Организацию. «Еще неизвестно, как это будут решать Россия и Казахстан. Вступать нужно одновременно или с малым интервалом, а здесь возникает масса противоречивых правовых коллизий», — рассказал он.

И это притом, что сегодня внутри самого Узбекистана «нарастает кризис». Некоторые позитивные сдвиги в Узбекистане все же произошли, отметил политолог. В частности, властям страны удалось с начала 2000 года немного сгладить ситуацию в экономической политике. «Но все это было половинчато и не доведено до конца — либерализация курса сома, снижение жесткого госконтроля в экономике. Сейчас идет откат, кризис усиливается, демографическая база растет, проблем становится больше, а политическая система закостенела», — полагает Мурат Лаумулин.

- Многое упирается в личность Ислама Каримова, — резюмировал эксперт.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ