НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
Константин Затулин: Раноили поздно Карабах будет признан независимым государством
PanARMENIAN.Net,
17.11.08
Без участия представителей Нагорного Карабаха
никакого урегулирования конфликта не будет. Об этом на пресс-конференции в
Ереване заявил директор Института стран СНГ, депутат Госдумы РФ Константин
Затулин. По его словам, Майндорфская декларация является уникальным документом,
но подпись представителя Нагорного Каарабаха пока там невозможна. «Главное, что
там, наконец, зафиксировано – никакое военное решение карабахского конфликта
невозможно. Что касается заявлений азербайджанской стороны, да и настроений
части армянского общества о том, что Россия “сдаст Карабах, кинет Армению”, то
я считаю их некорректными. Россия не может сдать то, что ей не принадлежит и не
может давить на Армению или Карабах. Странно, что звучат такие заявления», -
подчеркнул Затулин.
Он также отметил, что РФ не готова признать
независимость Нагорного Карабаха, «равно как и Армения». «Но можно сколько
угодно не признавать де-юре состоявшееся государство, рано или поздно это
придется всем сделать. За 17 лет Нагорный Карабах показал всему миру, что он –
динамично развивающаяся, демократическая страна, в отличие от, скажем,
Азербайджана. Также никто в мире не может сказать, что принцип права нации на
самоопределение является вторичным, игнорировать волю народа никто не вправе. Я
просто уверен, что рано или поздно Нагорный Карабах будет признан в качестве
независимого государства», - сказал директор Института стран СНГ.
2 ноября по итогам состоявшейся в Майндорфе в
Подмосковье встречи президентов Армении, России и Азербайджана Сержа Саркисяна,
Дмитрия Медведева была принята Декларация по урегулированию нагорно-карабахского
конфликта на основе принципов и норм международного права и принятых в этих
рамках решений и документов.
Конференция «Закавказье:новые реальности, изменения, перспективы» нацелена на выявление возможностибудущего сотрудничества - Затулин
Новости-Армения,
17.11.08
Повестка конференции «Закавказье: новые реальности,
изменения, перспективы», проходящая в Доме Москвы в Ереване, не только
взаимосвязана с событиями прошлого, но и нацелена на будущее, сказал первый
заместитель Комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с
соотечественниками, директор Института стран СНГ Константин Затулин.
Организаторами конференции являются Институт стран
СНГ и Армянский филиал Института стран СНГ.
«Нам еще раз надо сделать попытку выслушать мнение
друг друга и понять, как в реальных условиях возможно сотрудничество, в чем
риски для этого, в чем угрозы, которые может сулить ближайшая перспектива», -
сказал Затулин, приветствуя участников конференции.
Он отметил, что вспышка вооруженного конфликта в Южной
Осетии и его последствия открыли новый этап в истории региона, по крайней мере,
в России, по его словам, сегодня на карте региона появились еще две признанные
ею республики – Южная Осетия и Абхазия.
«Параллельно и в связи с этим мы наблюдаем изменения
отношений между Арменией и Турцией. Турция выдвинула идею о платформе
безопасности, которую Россия поддержала. Я думаю, что редко в истории мы
сталкивались с тем, чтобы Россия и Турция совместно выдвигали какие-то
инициативы, касающиеся кавказского региона. Но это тот случай, когда это
произошло», - подчеркнул он.
По словам Затулина, организаторы конференции
преследовали цель понять как присутствующие отнеслись к происшедшему недавно, и
каковы, по их мнению, последствия признания Россией независимости Южной Осетии
и Абхазии, как этот конфликт повлиял на внутриполитическое состояние Грузии и
каковы перспективы дальнейшего развития этой страны.
«Речь пойдет и о том, усилились или ослабли позиции
Армении в регионе после этого конфликта, улучшились ли перспективы
урегулирования карабахского вопроса, как все происшедшее сказывается на позиции
Азербайджана, на российско-турецких и российско-армянских отношениях, является
ли предложение Турции о создании платформы безопасности на Южном Кавказе просто
тактическим пропагандистским маневром или изменением позиций, каково отношение
Ирана к происходящему на Кавказе, существуют ли принципиальные различия в
подходах ко многим проблемам со стороны Запада», - подчеркнул он.
Затулин отметил, что нельзя было обойти вниманием
тот факт, что в мире бушует экономический кризис, который, безусловно, будет
иметь политические последствия, и каковы они будут для перспектив развития
региона.
В свою очередь, председатель постоянной
парламентской комиссии по вопросам науки, образования, культуры, молодежи и
спорта Армен Ашотян сказал, что круг вопросов конференции является актуальным
для политической элиты республики.
«Вся ситуация на Южном Кавказе так или иначе
проецируется на армянскую политику и экономику, что естественно имеет выход на
внутриполитическом поле», - пояснил он.
Он подчеркнул, что вопросы геополитики на Южном
Кавказе являются одними из самых основных, которые поднимает армянская
оппозиция, поэтому обсуждаемые вопросы с политологической точки зрения
претендуют на большую объективность.
При этом Ашотян выразил надежду, что попытка
обсуждать спектр вопросов не с политической, а с аналитической точки зрения
даст возможность увеличить продуктивность подобных мероприятий в аспекте
стратегии мозговых штурмов.
В конференции принимают участие политики,
общественные деятели и эксперты из России, Армении, Грузии, Нагорного Карабаха,
Южной Осетии, Абхазии и Ирана.
Темами обсуждений в секциях является «Новая
геополитическая ситуация в Закавказье» и «Положение российских соотечественников
в странах Закавказья».
После войны между Грузиейи Южной Осетией начался новый этап в истории Кавказа
PanARMENIAN.Net, 17.11.08
Вооруженный конфликт между Грузией и Южной Осетией
и его последствия начали новый этап в истории региона и на карте появились еще
две признанные Россией республики: Южная Осетия и Абхазия. Об этом в Ереване на
открытии конференции «Закавказье: новые реальности, изменения, перспективы»
заявил директор Института стран СНГ, депутат Госдумы РФ Константин Затулин. По
его словам, параллельно с этим процессом наблюдаются изменения отношений между
Арменией и Турцией. «Турция стала инициатором Платформы безопасности и
стабильности на Кавказе, которую поддержала Россия. По моему, это редкий в
истории случай, когда Россия и Турция совместно выдвигают какие-то инициативы
по Кавказу», - отметил Затулин.
Он также отметил, что в ходе конференции
предполагается уточнить позиции Армении после августовского конфликта и как он
может повлиять на урегулирование нагорно-карабахского конфликта, на
армяно-турецкие отношения и на общую ситуацию в регионе.
Идея Кавказской платформы- попытка Турции самоутвердиться в качестве региональной державы
PanARMENIAN.Net,
17.11.08
Турецкая идея Платформы безопасности и стабильности
на Кавказе является всего лишь попыткой Турции самоутвердиться в качестве
региональной державы. Об этом на пресс-конференции в Ереване заявил директор
Института стран СНГ, депутат Госдумы РФ Константин Затулин. «Турция хочет дать
понять своим западным союзникам, что дела региона решаются в самом регионе без
участия нерегиональных сил, чему подтверждением стала негативная реакция Анкары
на присутствие в Черном море кораблей ВМФ США в августе этого года. Фактически,
Турция демонстрирует свою независимость и явно не хочет оставаться форпостом
Запада, как это было во времена «холодной войны», - подчеркнул Затулин.
Вместе с тем российский политик отметил, что без
участия Ирана любая инициатива в регионе обречена на провал. «Иран является
такой же региональной страной, как Турция или Россия, не говоря уже о странах
Южного Кавказа», - сказал он.
Платформа безопасности и стабильности на Кавказе
была предложена премьер-министром Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом после
августовских событий на Южном Кавказе. Участниками Пакта, по замыслу Анкары,
должны стать Турция, Россия, Армения, Грузия и Азербайджан.
Директор института СНГ:«Россия и Турция редко совместно выдвигали какие-либо инициативы относительноКавказского региона»
1st News, 18.11.08
«Турция представила идею о создании платформы
безопасности, и в этом плане Россия выступила «за». Я считаю, что в истории мы
редко сталкиваемся с тем, чтобы Россия и Турция совместно выдвигали какие-либо
инициативы относительно Кавказского региона», так заявил на конференции в
Ереване «Закавказье: новые реальности, перемены, перспективы» директор
Института стран СНГ Константин Затулин.
Также директор отметил, что вспышка военного
конфликта в Южной Осетии и его результаты открыли новый этап в истории региона,
во всяком случае, в России. «Сегодня на карте региона появились признанные
Россией еще два государства – это Южная Осетия и Абхазия», отметил он, передает
Panorama.am.
«Организаторы конференции стремятся понять то, как
относятся ее участники к происходящему и каковы, по их мнению, следствия
признания со стороны РФ независимости Южной Осетии и Абхазии, как этот конфликт
повлиял на внутриполитическую ситуацию Грузии и каковы перспективы дальнейшего
развития этой страны», добавил он.
Отметим, что на конференции приняли участие эксперты
из Армении, Ирана и России, а также сепаратистских областей - Нагорного
Карабаха, Южной Осетии и Абхазии.
Затулин: решать проблемыЗакавказья надо при участии Абхазии и Южной Осетии
ТРК «МИР», 18.11.08
Решать политические проблемы Закавказского региона
без полноправного участия Абхазии и Южной Осетии не имеет смысла. Такое
заявление сделал сегодня в Ереване директор Института СНГ Константин Затулин на
международной конференции «Закавказье: новые реальности, проблемы и измерения».
Участники обсуждали ситуацию в регионе Южного Кавказа.
Константин Затулин считает, что переговорный процесс с инициативой и при
посредничестве Европейского союза не даст большого продвижения в деле
нормализации обстановки в регионе.
«Жизнь продолжается и не может ждать окончания
женевских переговоров. Потребности Абхазии и Южной Осетии - это возрождение
экономики и возвращение к нормальной жизни», - убежден первый зампредседателя
Комитета по делам СНГ Государственной Думы Константин Затулин.
Затулин втягивает Иран вкавказские проблемы
PanARMENIAN, 18.11.08
Турецкая идея Платформы безопасности и стабильности
на Кавказе является всего лишь попыткой Турции самоутвердиться в качестве
региональной державы. Об этом на пресс-конференции в Ереване заявил директор
Института стран СНГ, депутат Госдумы РФ Константин Затулин. «Турция хочет дать
понять своим западным союзникам, что дела региона решаются в самом регионе без
участия нерегиональных сил, чему подтверждением стала негативная реакция Анкары
на присутствие в Черном море кораблей ВМФ США в августе этого года. Фактически,
Турция демонстрирует свою независимость и явно не хочет оставаться форпостом
Запада, как это было во времена «холодной войны», - подчеркнул Затулин.
Вместе с тем российский политик отметил, что без
участия Ирана любая инициатива в регионе обречена на провал. «Иран является
такой же региональной страной, как Турция или Россия, не говоря уже о странах
Южного Кавказа», - сказал он.
Платформа безопасности и стабильности на Кавказе
была предложена премьер-министром Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом после
августовских событий на Южном Кавказе. Участниками Пакта, по замыслу Анкары,
должны стать Турция, Россия, Армения, Грузия и Азербайджан.
Нормализацияармяно-турецких отношений ослабит зависимость Армении от Грузии в вопросетранзита и коммуникаций - Затулин
Новости-Армения,
18.11.08
Нормализация армяно-турецких отношений ослабит
зависимость Армении от Грузии в вопросе транзита и коммуникаций, сказал первый
заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с
соотечественниками, директор Института стран СНГ Константин Затулин.
«Россия заинтересована в том, чтобы армяно-турецкие
отношения улучшались, даже по самым прагматическим обстоятельствам», - сказал
Затулин во вторник в Ереване в Международном пресс-центре «Новости».
Он отметил, что непонимание между Россией и Грузией
сказывается на российско-армянских отношениях.
«Армения, когда дело касается Грузии, всегда ведет
себя крайне осторожно, поскольку кошмар блокады и остановки транзита давлеет
над армянским общественным мнением и политикой страны», - сказал Затулин.
По его словам, если отношения с Турцией
нормализуются и приблизятся к уровню взаимоотношений Армении с Ираном, то
безусловно зависимость от Грузии в вопросе транзита и коммуникаций резко
ослабнет.
В данном аспекте он отметил, что высказанная Турцией
идея о создании платформы стабильности и безопасности в регионе вызвала
заинтересованность российской стороны.
Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган
предложил создать в регионе по географическому принципу Платформу стабильности
и безопасности, которая должна опираться на принципы ОБСЕ. Участниками данной
инициативы могут быть Армения, Грузия, Азербайджан, Россия, США и Турция.
«Если говорить по самой идее, то она сводится к
тому, что дела региона нужно решать в самом регионе с участием региональных
представителей, тех, кто в этом регионе присутствует. И безусловно Турция, Иран
и Россия являются странами, которые причастны к событиям в регионе и оказывают
на них влияние», - сказал Затулин.
При этом, по его словам, это не означает, что Турция
должна подменить Минскую группу ОБСЕ по карабахскому урегулированию.
Как считает депутат, причиной выдвижения инициативы
со стороны Турции может быть как изменение ее позиций по многим вопросам, так и
попытка возобновления диалога с Арменией, где Анкара заинтересована
продемонстрировать, что она самостоятельный игрок в регионе, а не просто
выполняет чье-то поручение.
«У Турции есть свои основания для обид на своих
стратегических партнеров. Европейский Союз поставил Турцию в конец длинной
очереди по членству в ЕС и Анкара понимает, что никакие меры по сохранению
светского характера турецкого государства не приводят к скорейшему вступлению
Турции в Евросоюз. Турция безусловно не во всем согласна с позицией США в их
действиях в Ираке и обеспокоена наличием в Ираке курдского правительства, что
болезненно для Турции», - сказал Затулин.
При этом он не исключил, что выдвижением этой
инициативы Турция, в том числе, дает знак своим партнерам по НАТО и в США, что
если они не будут учитывать в будущем их точку зрения – она готова
договариваться даже с Россией и у нее есть для этого возможности.
«Инициатива пока не выходит за пределы простой идеи
обсуждения вопросов в регионе сводя к минимуму привлечение внерегиональных сил.
Пока она выражена в такой форме, с ней можно соглашаться, а дальше – следует
обсуждать предложения», - сказал Затулин.
По мнению депутата ГосдумыРФ, урегулирование карабахского конфликта без участия Нагорного Карабаханевозможно
АрмИнфо, 18.11.08
Урегулирование карабахского конфликта без участия
Нагорного Карабаха невозможно. Подобное мнение выразил сегодня журналистам
первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам СНГ и
связям с соотечественниками, директор Института стран СНГ Константин Затулин.
«Однако, учитывая сегодняшнюю реальность, следует
отметить, что Декларация, безусловно, является уникальным документом высокого
уровня, подписанным тремя президентами, где наличие подписи президента НКР вряд
ли было бы возможно», - отметил он.
В то же время, он отметил, что смысл документа очень
важен для армянской стороны, важен как ни для кого другого. Российский
парламентарий отметил, что основная дискуссия по поводу Декларации происходит
внутри армянского общества, поскольку некоторым политикам кажется неудовлетворительным
отсутствие подписи Нагорного Карабаха под Московским документом.
«Отсутствие подписи НКР под Декларацией является
продолжением традиций, которые уже несколько лет существуют в переговорном
процессе. Представлять точку зрения Карабаха с определенного момента взялась
Армения, что в персональном плане было понятно, поскольку руководителями
Армении один за другим становились выходцы из Нагорного Карабаха и
непосредственные участники событий. Хорошо это или плохо, я не берусь
оценивать, но странно упрекать Россию за вопросы, которые должны быть решены
между Арменией и НКР», - подытожил Затулин.
2 ноября 2008 года по итогам трехсторонней встречи,
прошедшей в подмосковном замке Майндорф, президенты Армении, России и
Азербайджана подписали декларацию по Нагорному Карабаху. Главы трех государств
договорились совместно работать над оздоровлением ситуации на Кавказе, а также
поручили министрам иностранных дел продолжить работу по урегулированию
нагорно-карабахского конфликта.
Владимир Жарихин: Тбилисинамерен использовать международную полицию
www.k2kapital.com
18.11.08
Владимир Жарихин,
зам. Директора Института стран СНГ
На открывающемся в Женеве втором раунде дискуссий по
проблемам безопасности и стабильности в Закавказье вновь грузинская сторона
выставляет неприемлемые условия.
Грузия требует вовсе не ввода международного
миротворческого контингента. И в Москве ошибались, думая, что Грузия стремиться
заменить российских миротворцев международными миротворцами. Грузинская сторона
настаивала на вводе международных полицейских сил.
В этом и состоит существенная разница. Дело в том,
что миротворческие силы призваны разъединять конфликтующие стороны до тех пор,
пока не будет выработано решение по урегулированию проблемы. Международные
полицейские силы, напротив, принуждают одну из сторон конфликта к принятию воли
другой. Иными словами официальный Тбилиси намерен заставить абхазов и осетин
жить в едином с Грузией государстве используя потенциал международных
организаций.
Однако , если и ранее это было сделать невозможно,
то теперь в изменившихся условиях и при нынешнем статусе-кво это совершенно
невозможно. Сейчас российский контингент пребывает уже не как миротворческий
контингент, а в соответствии с заключенными с Абхазией и Южной Осетией
договорами уже в статусе российских вооруженных сил на территории иностранного
государства.
Грузинское руководство не расположено к
компромиссам. Но ситуация представляется еще сложней. Грузинская оппозиция
также пока не осознает их необходимость.
Россия не ведет диалог с Грузией, согласившись на
проведение встреч в формате международной конференции при участии международных
посредников, и сама принимая участие в качестве посредника.
Во время этих дискуссий Евросоюз смог лишний раз
убедиться в неконструктивной позиции Грузии , когда грузинская делегация
отказалась сесть за один стол переговоров с делегациями Абхазии и Южной Осетии.
Но сам факт присутствия на переговорах делегаций вновьобразованных государств
ничего общего не имеет с признанием или непризнанием их со стороны Грузии.
Когда велись переговоры по подготовке Дейтонских
соглашений о прекращения огня, разделении враждующих сторон и обособлении
территорий, положившие конец гражданской войне в Боснии и Герцеговине 1992—1995
годов, никто и не де ставил вопрос о том, что в ходе них одна из сторон
конфликта получает международное признание. Вырабатывалось взаимоприемлемое
решение с участием всех сторон конфликта.
Абхазия и Южная Осетия уже согласились на
присутствие международных миротворческих сил на территории Грузии. Более того,
эти силы уже присутствуют и только Евросоюз пожелал придать им статус
наблюдателей.
Перспективы урегулирования остаются весьма
туманными. Пока представляется, что сама проблема будет решена в неком
историческом периоде подобно тому, как решается проблема на Кипре.
Белорусский «форум грез»
20.11.08
Владислав Лосев
Белорусский официоз бьет в литавры. Как сообщают
белорусские государственные ТВ-каналы, 18 ноября в Лондоне с большим успехом,
если не триумфом, прошел Белорусский инвестиционный форум, работу которого со
стороны РБ возглавил премьер-министр Сергей Сидорский. Накануне же глава
белорусского правительства имел аудиенцию с лордом-наместником церемониального
графства Лондонский Сити Ианом Людером. Данное графство, как известно, в силу
сложившихся исторических обстоятельств является одним из ведущих мировых
финансовых центров. Во время беседы с лордом-наместником Сидорский высказал
заинтересованность в использовании опыта Великобритании в развитии финансового
рынка.
Надо понимать, что первым шагом в этом направлении
со стороны белорусской власти стало намерение возвести в центре столицы
Белоруссии «ультросовременный город в городе» Минск-Сити. На иное название у
Александра Лукашенко видимо фантазии не хватило. Очевидно, белорусский официоз
полагает, что если в Минске появится свой «Сити», то его также полюбят мировые
толстосумы, как они любят его лондонский прообраз. Собственно, подражательский
подход характерен для белорусской верхушки.
Несколько лет назад только и было разговоров, что о
Парке высоких технологий (ПВТ) или как любил говорить Александр Лукашенко
«белорусской силиконовой долине» (чтобы было как в Америке). И что мы имеем в
итоге? Образована дирекция с высокими зарплатами, имеется юридический адрес и
ведется какое-то строительство. Вообще же, в отличие от прочих стран мира,
белорусский ПВТ – это не место средоточия предприятий и специалистов прорывных
высокотехнологичных отраслей экономики, а название особого налогово-правового
режима, который в соответствии с декретом президента РБ будет находиться в силе
до 2020 года.
То есть в Белоруссии создан некий виртуальный
технопарк, построенный по принципу экстерриториальности. Предприятия только
регистрируются в технопарке, а территориально могут располагаться в любой точке
Минска или Республики Беларусь. В этом, по мнению «отцов» белорусского ПВТ, как
раз и состоит «изюминка».
К тому же государство, по словам директора ПВТ
Валерия Цепкало, не вкладывает ни копейки в развитие информационных технологий,
ограничиваясь только выделением некоторых средств на развитие инфраструктуры.
Взамен в технопарке существует особый режим, а точнее полное отсутствие
налогообложения, включая все местные платежи в бюджет. Исключение составляет
лишь подоходный налог с фиксированной ставкой в 9 процентов. Сняты также
таможенные пошлины и НДС на ввоз технологического оборудования. Картинка почти
идиллическая. Хотя независимые источники утверждают совсем иное, например, что
государство вбухивает совсем не маленькие деньги в этот проект.
Изначально перед администрацией парка были
поставлены две главные задачи: рост экспорта и внедрение современных
информационных технологий (ИТ) в промышленность Белоруссии. По официальным
данным в 2007 году 85% разработанного в парке программного обеспечения было
поставлено за рубеж, и лишь 15% предназначалось предприятиям республики. В
реальности же белорусской промышленности вообще достаются лишь крохи от
деятельности ПВТ.
По словам Цепкало, в настоящее время в ПВТ
зарегистрировано 46 резидентов, около 28% – иностранные компании, 15% –
совместные предприятия и 57% – белорусские. Среди иностранных значатся такие
торговые знаки как французская корпорация Abaxia, шведско-финская компания
TietoEnator. Крупнейшим же резидентом ПВТ является фирма EPAM (штаб-квартира в
США) в интересах которой работает более двух тысяч человек, кроме того, в парке
зарегистрирована одна из компаний группы IBA. Свои центры в белорусском ПВТ
разместили и некоторые российские компании: «Галактика», «Белсофт-Борлас групп»
и другие.
В целом для иностранных партнеров, желающих
поучаствовать в проекте ПВТ, белорусской властью созданы вполне подходящие
условия. И надо сказать, что те западные компании, которые решились на такой
шаг, активно используют их в своих интересах. Для работы в зарегистрированных в
ПВТ филиалах, центрах и дочерних предприятиях зарубежных ИТ-корпораций с
помощью высоких для Белоруссии зарплат (от 1000 дол.) привлекаются практически
все мало-мальски толковые выпускники и даже студенты ВУЗов и средних
специальных учебных заведений, готовящих программистов.
При этом белорусские специалисты, сотрудничающие
через ПВТ с западными компаниями выполняют наиболее рутинную и наименее
квалифицированную работу, становясь своего рода подмастерьями у зарубежных
ИТ-мастеров, что никак не способствует повышению их квалификации и творческого
потенциала. Ну а наиболее одаренным и трудолюбивым белорусским программистам,
западный работодатель предлагает продолжить свою профессиональную деятельность
уже где-нибудь на территории США или ЕС. Белорусская же экономика испытывает
все нарастающий голод в программистских кадрах.
Таким образом, ПВТ вместо того, чтобы стать
«рассадником» высоких технологий для белорусской промышленности фактически
превратился в некий ИТ-оффшор для западных компаний, где белорусские программисты
просто батрачат на транснациональные корпорации. И совсем не понятно, в чем же
собственно состоит интерес Республики Беларусь в этой «перекачке мозгов» в
пользу западных ТНК. Единственное, что приходит на ум, это возможность
пристроить своих «хлопцев», чтобы они подзаработали деньжат, а потом промотали
их в местных кабаках.
Но вернемся в Лондон. Помимо уже упомянутой
аудиенции у лорда-наместника Лондонского Сити накануне Белорусского
инвестиционного форума Сергей Сидорский имел встречу с некоторыми членами
британского парламента, которых, по сведениям белорусских СМИ, интересовали не
только вопросы предстоящей либерализации белорусской экономики и, возможно,
политической жизни, но, главным образом, опыт Белоруссии по воспитанию
детей-сирот.
На самом форуме белорусской стороной было
представлено более 70 инвестиционных проектов, в числе которых строительство
завода по производству автобусов на Минском автомобильном заводе, создание
производства листового проката на Белорусском металлургическом заводе,
возведение каскадов гидроэлектростанций на реках Западная Двина и Днепр,
создание белорусского морского торгового флота и другие.
В общем замах был сделан большой, а вот результаты,
несмотря на весь треск белорусской пропаганды, довольно скромный. Был заключен
только один договор о намерениях между министерством энергетики РБ и польской
компанией «Кульчик-холдинг» о строительстве в Белоруссии электростанции на
сумму более 1 миллиарда долларов (что это за тепловая электростанция по такой
цене?), которая будет работать на польском угле. Всего же, по словам посла
Белоруссии в Великобритании Александра Михневича, речь может идти о возможных
проектах на сумму свыше 10 миллиардов долларов. Но это, как говорится, как Бог
положит.
Главным же достижением Белорусского инвестиционного
форума в Лондоне без сомнения являются экономические откровения белорусских
чиновников, прозвучавшие в британской столице. В частности, заместитель
председателя Национального банка Белоруссии г-н Матюшевский сообщил о планах
девальвации белорусского рубля, что для большинства граждан РБ является большой
неожиданностью. Ну а заместитель министра экономики РБ Андрей Тур придал
гласности предполагаемые цифры роста ВВП Белоруссии в 2009 году в 1-2%, что на
порядок ниже обычно называемого белорусскими властями показателя в 10-12%. Так
что в любом случае прошедший лондонский форум не был бесполезным, в том числе и
потому, что на нем были официально признаны хотя бы некоторые реалии
белорусской экономической жизни.
Россия и Грузия перешлиот трений к скачкам
KM.Ru, 20.11.08
Вчера завершился второй раунд женевских переговоров
по вопросам безопасности на Кавказе. В консультациях приняли участие
представители Южной Осетии, Абхазии, России, Грузии, США, Евросоюза, ОБСЕ и
ООН. На этот раз дискуссия состоялась и, в отличие от предыдущей встречи, ни
одна сторона не покинула переговоры.
«Мы сделали качественный скачок вперед, оставили
позади бесплодные процедурные трения и приступили к дискуссии по существу»,
цитирует ИА Росбалт слова спецпредставителя Генерального секретаря ООН по
Грузии Йохана Вербеке. В свою очередь, представитель ЕС Пьер Морель назвал
переговоры конструктивными, «большим шагом вперед» и добавил, что они вошли в
«полностью рабочую стадию». Более конкретную информацию о ходе переговоров
озвучил замминистра иностранных дел Абхазии Максима Гвинджия, и его комментарий
был уже не столь радужным. Оказывается, стороны провели встречи двух рабочих
групп, однако участвовали в них как неофициальные представители, пишет ИА
REGNUM. Напомним, что во время первого раунда грузинская делегация отказалась
от участия в общем заседании. А на одном из заседаний вообще не
предусматривалось участие представителей Южной Осетии и Абхазии, в связи с чем
российские представители также не приняли в нем участие. Во время же обсуждения
процедурных вопросов стало ясно, что югоосетинские и абхазские представители не
считают возможным для себя продолжить работу в предложенном формате. После
этого прошли консультации Пьера Мореля с представителями делегаций. В результате
была достигнута договоренность, что работа над дальнейшим форматом будет
продолжена с учетом необходимости должного уважения к статусу всех участников.
Однако, как видим, и сейчас делегации Абхазии и Южной Осетии так и не получили
официального статуса, а для того, чтобы все стороны участвовали в дискуссии на
равных, встреча рабочих групп в целом носила неофициальный статус. Нельзя не
заметить, что это явно занижает уровень женевских консультаций, так что вряд ли
в этом случае уместно говорить о каком-то прорыве.
Следующий раунд переговоров запланирован в Женеве на
17–18 декабря, а итоги завершившейся встречи для KM.RU комментирует заведующий
Отделом Кавказа Института стран СНГ Михаил Александров:
— Такие вот победные реляции об успехе (якобы) вот
этой женевской встречи не имеют под собой никаких оснований. Сторонам не
удалось прийти по-прежнему к согласию относительно формата переговоров. Участие
абхазской стороны, Грузии и Южной Осетии в переговорах носило, как было
подчеркнуто, неофициальный характер. Ранее говорилось о том, что вообще встреча
будет происходить в форме такого обеда или коктейля, на котором стороны,
естественно, не имеют официального статуса. Таким образом, вопрос о статусе
абхазской, южноосетинской сторон на переговорах не решен, и грузинская сторона
по-прежнему официально отказывается признавать статус абхазской и
южноосетинской делегаций.
Грузии вообще эти переговоры не нужны. Задача Грузии
— саботировать эти переговоры, но таким образом, чтобы никто не возложил именно
на Грузию вину за провал этих переговоров. Вот они начинают различные
дипломатические маневры: то по статусу, то требуют вывода осетинских и
российских войск из Лениногорского района, села Переви. Грузия сейчас требует
еще, чтобы разместили миротворцев Евросоюза на территории Абхазии и Южной
Осетии, как будто от них исходит угроза миру. Все эти нереалистические
требования направлены на то, чтобы фактически переговоры не проходили или
проходили в форме бессмысленного толчения воды в ступе. Никакие обязательства
Грузии не нужны, а любые переговоры по существу приведут к тому, что Грузия
будет вынуждена взять на себя определенные обязательства. Они хотят сохранить
свободу рук и при этом не потерять лицо в глазах Запада, прежде всего.
Тут важно с нашей стороны не пытаться интерпретировать
это как начало нормальных переговоров, поскольку это как раз и решает ту
задачу, которую пытается решить Грузия, то есть представить дело таким образом,
что идут нормальные переговоры. А на самом деле нужно говорить о том, что
Грузия фактически срывает переговоры, саботирует переговоры, что никакого
успеха не будет, пока Грузия будет продолжать занимать неконструктивную
позицию. Конечно, трудно ожидать в этом вопросе поддержки со стороны Запада, им
эти переговоры тоже не очень нужны. Они нужны прежде всего Южной Осетии,
Абхазии, которые беспокоятся за свою безопасность, и России, которая стремится
не допустить возобновления военных действий.
Несколько слов о другойУкраине.
20.11.08
Олег Горбунов
Есть ощущение, что сложился новый штамп: Россия снова
катится к автократии, а некоторые соседние страны, ей противостоящие, образуют
как бы «демократический пояс» вокруг России. Украина приводится здесь в пример.
Грузию как-то уже неудобно называть демократией после гонений на оппозицию:
разгона водометами оппозиционного шествия 7 ноября 2007 г., травли оппозиции и т.д. А вот на Украине вроде такого не происходит: и антиющенковские
митинги, кажется, никто не запрещает да и в офисах партий не производится
неожиданных обысков… Правда, есть факты, выстраивающие иную картину – картину
как бы «подпольной» Украины, не видной для взгляда большинства граждан соседних
государств, да и многих украинцев, Украины, которая живет как бы в другом
измерении, но от этого не становится менее реальной, Украины, для которой действуют
другие правила.
Яркий пример того, что современный политический
режим на Украине очень и очень неоднозначен – история существования организации
«Донецкая республика», упорно ведущая антиоранжевую деятельность вот уже
несколько лет. За это и «получает» - активистов и лидеров часто вызывают в
суды, на допросы в Службу безопасности Украины. О том, какой они видят
современную Украину, в каком положении сейчас находится Русский мир на Украине
и что такое «Донецко-Криворожская республика» рассказывают Ирина Чуприна
(Донецкий Русский университет им. Артема) и Александр Цуркан, лидер «Донецкой
республики».
- Вы были приглашены на II Ассамблею Русского Мира,
которая проходила в Москве 3-4 ноября этого года. Как Вы считаете, может ли
формат фонда и его ассамблей объединить русских по всему миру, связать их
воедино с Отечеством? Что нужно предпринять для усиления связи России с
русскими на Украине?
- Безусловно, формат фонда
«Русский мир» и его ассамблей способствует сближению русских во всем мире, и должен в перспективе
сыграть важную роль в создании Единого Русского Духовного Пространства,
Русского Космоса. На наш взгляд (представителей Донецкого Русского Мира), на
сегодняшний день не существует Единого Русского Мира, а существуют своеобразные
– Русский Мир Москвы, Русский Мир Петербурга, Русский Мир России провинциальной
и Русский Мир зарубежья ближнего и дальнего… Наш Русский Донецкий Мир, Мир
Руси – сегодня в оккупации… И не наша вина, в том, что мы – в оккупации, а
вина тех властителей судеб народов, которые в 91-м, в Беловежской Пуще,
второпях, по дороге в баню решали вопросы мирового масштаба. За эти годы на
территории бывшего СССР при активном содействии идеологических врагов
произошла и смена информационного пространства с целью лишения народов их
исторической памяти и замены ценностных ориентиров, трансформации
культурно-исторической, этнической идентификации - для использования
человеческого ресурса на усмотрение глобализаторов в их интеграционных
проектах. Уже выросло новое поколение, но старшим поколением и политиками
еще не вполне осознан факт – насколько этим молодым людям сегодня не всегда
понятны, а иногда и чужды традиции их дедов и отцов (да и вообще, роль
традиции), насколько проблематичным может оказаться их политический, культурно-исторический
выбор. Мы, русские, в настоящее время оказались разделены государственными
границами, находимся в различных информационных пространствах, ибо на
сегодняшний день - разные политические векторы, определяемые главами
государств. Фонд «Русский Мир», на наш взгляд, призван шлифовать грани,
препятствующие нормальному общению, взаимопониманию русских во всем мире
независимо от политики государства, в котором они сегодня вынуждены жить (мы,
Донецкие – патриоты своей Русской земли, но не патриоты украинского
государства); нивелировать чуждые русской ментальности черты, нагло
навязываемые мировым сообществом; возрождать Русскую культуру, повышать роль,
статус русского языка во всем мире, укреплять Православие. Постановка вопроса
о том, может ли Фонд «Русский Мир» связать русских по всему миру с Отечеством,
по отношению к нам, проживающим на юго-востоке Украины, на русской территории,
оккупированной сегодня врагом,- не вполне корректен, т.к. наше Отечество –
Русь. Мы живем на Русской Земле, мы – русский народ, и целесообразнее
задавать вопрос о возможных путях преодоления ющенковского оккупационного
режима. Нам необходимо не медлить, а как можно быстрее освободить наше
Отечество от бандеровских оккупантов, американских холуев, расширять границы
РОДНОГО РУССКОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА, создавать качественно новый
ЕДИНЫЙ ВО ВСЕМ МИРЕ РУССКИЙ МИР, РУССКИЙ КОСМОС.
- Есть ли какая-то иная помощь в Вашей деятельности
со стороны России и российских организаций? Чувствуете ли Вы хотя бы поддержку?
- Никакой помощи и
поддержки нам в нашей деятельности со стороны России и российских организаций
нет. Да мы и не ждем.
И не просим. Мы любим свою Родину, понимаем, что место наше здесь, свои права
мы отстаиваем и будем отстаивать на своей родной Земле,- это наш долг,
обязанность, образ жизни во имя прошлого – памяти славных подвигов предков
наших и во имя будущего – судеб детей и внуков ныне живущих, судьбы Русского
Мира.
- Русские на Украине сейчас находятся в тяжёлом
положении. Украинская власть последовательно сокращает пространство русского
языка в СМИ, образовании, препятствует его распространению в системе госслужбы.
Недавно ряду российских каналов было запрещено вещание на Украине. Как в
Донецкой области население воспринимает эти процессы? Что нужно неотложно
предпринять для исправления этой ситуации?
- На Украине нынешняя
власть проводит поистине русофобскую политику. Информационная война
против русских и всего, что связано с Русью, Россией поражает
откровенным цинизмом и предательством
представителей разных партий, глав и ведомств, министерств образования,
связи, здравоохранения. Невероятно ускоренными темпами сокращается
пространство русского языка в СМИ, образовании, воспитании (начиная с детского
сада), здравоохранении (инструкции по назначению и употреблению медицинских
препаратов – для всех возрастных категорий, - исключительно по-украински, а
как быть старикам, среди которых много не владеющих украинским языком
вообще?!), в системе государственной службы, и не только государственной, в
системе информационных коммуникаций...Одна из последних новостей - заявление
Б.Червака, директора Департамента Госкомтелерадио Украины о том, что Украина
предпримет меры для того, чтобы в страну не попадала «антиукраинская
литература», которая чаще всего завозится из России и Белоруссии. В рамках
подготовки к 200-летнему юбилею Н.В.Гоголя украинские власти решили перевести
произведения писателя на украинский язык, убрав в его текстах слова, относящиеся
к России. Слова «русский», «Россия» заменяются «козацкий», «Украина».
Поговаривают, что на юбилейных торжествах, на которые будут приглашены
официальные лица России, начнутся просмотры украинского фильма «Тарас Бульба»,
а гостям будут дарить подправленный двуязычный семитомник Гоголя , изданный
за русские рубли. Как к этому можно относиться? Народ возмущен. В связи со
всем этим маразмом, проводим акции, разъяснительную,
образовательно-воспитательную работу среди школьников и студентов, заседания дискуссионных
клубов, используем всевозможные формы и методы в работе с общественностью.
Раздаем соответствующего характера литературу, систематически обновляем
народную газету. В Донецке народ смотрит в основном, российские телеканалы. В
последнее время, в свете обсуждаемых проблем относительно сокращения
телерадиоканалов и передач ИНТЕРА на русском языке, повысился спрос на
приобретение и установку спутниковых антенн. Любимыми местами выходного дня для
граждан не только Донецка, но и области давно уже стали книжный рынок и
радиорынок, интернет-клубы и интернет-кафе. Сложнее ситуация с информационным
пространством в отдаленных поселках и деревнях. Там особенно востребована
наша печатная продукция и живое слово. Донецкий Русский университет им.
Артема был создан 08.08.08. активистами «Донецкой республики» и
«Международного Русского Фронта» с целью организации более гибкой и
многоплановой просветительской, образовательной, воспитательной работы для
популяризации, пропаганды и развития русской культуры среди самых различных
социальных и возрастных категорий населения.
- Во время Гражданской войны Донецкий край был
некоторое время свободным - существовала Донецко-Криворожская республика во
главе с Артемом. Помнят ли об этом жители области?
- Да, во время гражданской
войны Донецкая Земля была некоторое время свободной – существовала Донецко-Криворожская
республика во главе с Артемом. Народ Донецкий помнит об этом и гордится
этим. «Донецкая республика» - правопреемник ДКР, - это уже факт, и
доказательство его – реакция нынешней государственной власти, СБУ,
выраженная в преследованиях активистов Донецкой республики, в судебных
разбирательствах, в бесконечных угрозах и в неадекватном толковании
содержания деятельности организации. Происки врагов наших воспринимаем как
неопровержимый и бесспорный факт признания ими 90 лет нашей государственности,
а иначе – к чему такая истерия с их стороны?
|