Кому достанется приз - Центральная Азия?
17.11.08. Новое
поколение (Казахстан)
Ботагоз Сейдахметова
Похоже, что Москва всерьез разрабатывает стратегию по
возвращению своего былого единоличного влияния в государствах Центральной Азии.
Ее региональные посланцы в лице политологов-русофилов и ученых мужей с
удовольствием вновь используют подзабытый термин “Средняя Азия и Казахстан”
(вместо - “Центральная”) по советскому клише.
И так же, как в былые времена холодной войны, мощной
российской пропаганде противостоит не менее мощно поставленная американская
агитация.
Между тем обе стороны идеологического противостояния по
какой-то причине продолжают уверять, что ни о каком возрождении холодной войны
речи быть не может
Для начала напомню, что под Центральной Азией с
некоторых пор подразумевают пять “-станов”, или бывших республик Советского
Союза - Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан и Таджикистан. После
развала Союза каждая из этих республик пошла по собственному пути развития, на
который их подталкивала действительность в виде внутренней ситуации, наличия или
отсутствия минеральных ресурсов, соответственно, экономического потенциала, а
также, и это немаловажный момент, интереса со стороны влиятельных соседей. В
таком соседстве с нашим регионом находятся Китай и Россия, со стороны
Таджикистана - Иран и Пакистан.
Многовекторность России?
Живя в таком соседстве, естественно, приходится
балансировать, дабы тривиально не быть подмятыми или поглощенными могучими
соседями. Политика многовекторности, которую избрали во внешней политике наши
республики, позволяет придерживаться более гибкого подхода в решении
внешнеполитических проблем. Такую модель в итоге приняли и Узбекистан, который
долгое время выбирал между Россией и США, и даже Туркменистан, придерживающийся
официального курса на нейтралитет.
Коротко говоря, многовекторность по своей сути означает
гибкую внешнюю политику, наличие большего числа друзей, нежели недругов.
В одном из своих интервью эксперт Института мировой
экономики и политики при Фонде первого президента Казахстана Аскар Абдрахманов
сказал, что “даже на фоне очевидного ослабления после 2005 года позиций США
говорить об однозначном преобладании России, так же, как о быстром усилении
позиций Китая не приходится”. По его мнению, “немного сильнее и опытнее стало
руководство самих стран Центральной Азии, и внешним игрокам, безусловно, с этим
приходится считаться”.
В качестве общих проблем для региона Аскар Абдрахманов
назвал такие, как “необходимость успешной адаптации к экономической
глобализации, борьба с религиозным экстремизмом, проблемные аспекты
сосуществования различающихся в языковом и культурном отношении социальных
групп”.
Кроме того, у нас масса общих интересов. Прежде всего,
проблема пресной воды, которую можно решить только собственными силами. Вода -
вообще самый больной вопрос во всем мире, который в других частях мира часто
решается исключительно военным способом. И, надо отметить, что в государствах
Центральной Азии решают многие общие проблемы, и водную в том числе, избегая
вооруженных конфликтов, и практически без экономического шантажа.
Между тем две великие державы - Китай и Россия -
пытаются вести свою игру в нашем регионе, и она не остается без внимания Запада,
не равнодушному к возможности монопольного влияния со стороны Москвы или Пекина
на наш регион, богатый минеральными ресурсами.
Кстати, по мнению некоторых политологов, ресурсы региона
являются, с другой стороны, “проклятием”. Объясняют это тем, что их наличие
позволяет не только привлекать инвестиции, но и играть на противоречиях между
теми, кто хочет заполучить доступ к их добыче, обработке и транспортировке.
Между тем Россия сегодня ведет массированную
пропагандистскую работу, дабы внушить, что-де государствам Центрально-Азиатского
региона пора отказаться от “пресловутой политики многовекторности”, чтобы
“определить единый стратегический курс развития и долговременного партнерства с
Россией”.
Мой давний приятель, доктор политических наук, директор
бишкекского филиала Института стран СНГ Александр Князев уверен, что “сегодня
Средняя Азия и Казахстан объективно являются сферами национальных интересов
России, которая, безусловно, заинтересована в том, чтобы все страны региона
выбрали именно “российский вектор”. При этом он задается вопросом, мол,
достаточно ли усилий Москва предпринимает для этого и “чем может обернуться для
среднеазиатских стран выбор иного направления”.
При этом доктор Князев приводит ряд примеров, которые
показывают, что без участия и надзора со стороны России ни одна страна региона
не сможет выжить.
К примеру, Узбекистан. Политолог говорит, что, метаясь
между Россией, США и Евросоюзом, Ташкент продолжает ту политику, которая
существовала до сих пор, когда страны Центрально-Азиатского региона, играя на
противоречиях между внешними центрами, искали выгоду для себя. Такую же выгоду,
по его мнению, ищут и Казахстан с Таджикистаном.
“Хотя в политике Астаны становится уже заметным крен к
продекларированному ею “стратегическому партнеру и союзнику” России, - говорит
Александр Князев. - Скажем, вывод казахстанского капитала из Грузии - это ведь
не только попытка спасти свои деньги, это же и очень важный политический шаг,
которым, кстати, ужасно недовольны в Вашингтоне, но который вполне позитивно,
думаю, оценен в Москве. Довольно ревниво сегодня в Казахстане относятся к
торговой экспансии “великого соседа”. Возможно, в Астане вспомнили-таки
известную еще в XIX веке поговорку: если придет черный китаец, рыжий русский
родным отцом покажется.
Что касается Таджикистана, то, по мнению Князева,
“Таджикистан самостоятельно с охраной границы однозначно не справляется”.
“Количество транспортируемых через таджикско-афганскую границу наркотиков растет
год от года, - говорит он. - Кто-то должен нести за это ответственность.
Думается, на данном участке границы контроль должен осуществляться коллективными
силами - будь то формат ШОС или ОДКБ, будь то возвращение российских
пограничников в Таджикистан”.
Этот “кто-то” все же, думается, не столько могучая
Россия, сколько региональные структуры, такие, как ШОС и ОДКБ, в которых
взаимоотношения членов организации строятся по принципу равноправного участия и
принятия решений.
Между тем в отношении нашего региона вечный
идеологический противник России устами советника президента США Джеймса Картера
в 1977-1981 годах Збигнева Бжезинского предрекал, что- де “Центральная Азия -
приз для того, кто хочет владеть миром”.
Сегодня Бжезинский критикует Россию за излишнюю
имперскую политику, он уверен, что “старые имперские схемы изолируют Россию и
создают ситуацию, когда все ее соседи не любят Россию и боятся ее”.
Будущее России связано с развитием ее провинций, считает
он. “Россия не сможет развиваться из-за исключительной централизации - все
решения принимаются в Москве. В результате этого остальные части страны
развиваются медленно. Я говорил о том, что, если бы в России сложилось
содружество российских же республик с центрами на Дальнем Востоке, в Сибири и
Москве, все регионы оказались бы в куда более выгодных позициях и смогли активно
сотрудничать со своими соседями, - уверяет американский политолог. - Например,
Дальний Восток в новой децентрализованной Россией смог бы наладить более
серьезные связи с богатыми Китаем и Японией. Западная Россия могла бы
скооперироваться со Скандинавскими странами. Если бы США были централизованной
страной, как Россия, у нас никогда бы не было Калифорнии и Нью-Йорка. Столичная
бюрократическая элита любит паразитировать на провинциальных регионах”.
Прав старик Бжезинский. России необходимо научиться
создавать друзей, а не политических противников. Кажется, это и называется
“многовекторностью”?
|