КАЗАХСТАН
, 3 октября 2002 Есть ли перспективы у СВМДА?Андрей Чеботарев, политолог (Алма-Ата)
25-27 сентября в Алматы прошла
научно-практическая конференция "Совещание по взаимодействию и мерам доверия в
Азии: перспективы развития", организованная Министерством иностранных дел РК. В
работе конференции приняли участие дипломаты и представители
научно-исследовательских институтов из 16 стран-участниц СВМДА, а также 6
стран-наблюдателей и 3 международных организаций. Участники обсудили вопросы
дальнейшего сотрудничества азиатских стран в рамках СВМДА, в том числе в
военно-политической, экономической, культурной и гуманитарной сферах.
Как известно, первый саммит СВМДА
состоялся в июне этого года. На нем были приняты такие важные документы,
определяющие идеологию и деятельность данного международного объединения, как
Алматинский пакт и Декларация об устранении терроризма и содействии диалогу
между цивилизациями. Следующий саммит планируется провести в 2006 году. А в 2004
году должна состояться встреча глав внешнеполитических ведомств стран-участниц
СВМДА.
Судя по всему, прошедшая конференция своей
главной целью ставила поиск ответа на вопрос, а что же делать дальше. В
принципе, заняться странам-участницам по дальнейшему становлению и развитию
СВМДА есть чем. В частности, необходимо сформировать организационную структуру
объединения, в первую очередь секретариат, а также решить вопрос совместного
финансирования его деятельности. Пока же инициативу здесь в свои руки
по-прежнему берет Казахстан, выразивший намерение предоставить для секретариата
СВМДА помещение.
В то же время, как показали результаты
конференции, для дальнейшего развития объединения особенно необходимо решить
вопросы политического характера. Прежде всего, речь идет о разработке каталога
мер доверия СВМДА. Данный каталог призван определить механизмы, которые
способствовали бы снижению напряженности в Азии, расширить сотрудничество между
странами-участницами в атмосфере взаимопонимания и доверия. Второй важный вопрос
– их совместные действия по борьбе с международным терроризмом, экстремизмом,
преступностью, наркобизнесом и распространением оружия массового поражения.
В общем, сделать здесь предстоит еще очень
много. Пока же все находится на уровне идей и деклараций, и от того, насколько
они будут приняты всеми странами-участницами СВМДА, как будут реализованы,
зависят перспективы самого объединения. С учетом же того, что в СВМДА входят
сами разные и неоднородные страны азиатского континента, можно ожидать
неизбежное возникновение определенных трений и разногласий между ними по
вопросам дальнейшего развития объединения.
Очевидно, что страны-участницы до конца не
определили для себя и тем более не приняли общие параметры к пониманию мер
доверия. Даже Казахстан как главный инициатор создания СВМДА еще сам не может
однозначно определить значение этого ключевого для объединения понятия. По
словам вице-министра иностранных дел РК Кайрата Абусеитова, к мерам доверия
относятся обмен военной информацией, включая взаимное предоставление информации
о передвижениях своих войск, расширение приграничной торговли, послабления
визового режима, создание единой туристической сети, строительство
трансазиатской железной дороги и ряд других вопросов политического,
экономического и гуманитарного сотрудничества стран-участниц.
Однако, если, допустим, данные страны
договорятся о расширении сотрудничества между своими туристическими компаниями,
что выгодно для всех них в экономическом плане, то очень трудно представить
себе, что они будут сообщать друг другу свои военные секреты. Особенно если речь
идет о таких странах, как Индия и Пакистан или Израиль и Палестина, которые
находятся в состоянии военно-политического конфликта друг с другом. Вряд ли на
это также пойдут внешне лояльные друг к другу, но на деле давно соперничающие
между собой Иран и Турция или Афганистан.
Налицо то, что успешное развитие СВМДА
стало заложником современной международной обстановки. И это не только
всевозможные споры и конфликты между указанными выше и другими
странами-участницами. На очень многое здесь влияют США, которые на волне
антитеррористической операции в Афганистане получили большие возможности для
своего проникновения в Центральную Азию. Безусловно, что как стратегический
партнер и инвестор ряда азиатских государств США оказывают серьезное воздействие
на их внешнюю политику. Известное разделение Вашингтоном именно азиатских стран
на "злых", из так называемой "оси зла", и "не злых", можно расценить как попытку
вбить клин между ними, а также как своего рода сигнал последним, чтобы они в
конечном итоге определились в своих внешнеполитических предпочтениях.
За какие-то месяцы США получили
возможность для своего военного присутствия в Афганистане и трех
центрально-азиатских республиках, пытаются сделать это в Грузии. Казахстан также
поддался соблазну расширения выгодных для себя отношений с США по широкому
комплексу вопросов межгосударственного сотрудничества и уговорил их пользоваться
аэропортом в Алматы в случае, когда их самолетам понадобятся вынужденные
посадки. Правда, официальная пропаганда данных центрально-азиатских стран
оправдывает эти свои шаги навстречу США необходимостью совместного
противодействия международному терроризму и экстремизму. Вместе с тем, хотя то
же самое провозглашено и в рамках СВМДА, отдельные страны-участницы явно не в
восторге от присутствия подразделений Пентагона и НАТО вблизи их границ.
Свой виток напряженности вносит и
возможная перспектива от начала военных действий США и их союзников против
Ирака. Кроме того, нет никаких гарантий, что под их "горячую руку" не попадут
некоторые другие страны-"изгои", например, Иран. Американская активность в
регионе явно провоцирует гонку вооружения. Тот же Иран в этом году провел
испытания баллистической ракеты "Шихаб-3", способной поразить цели в пределах
Ближнего и Среднего Востока. Новую баллистическую ракету средней дальности со
средствами преодоления противоракетной обороны испытал и Китай.
Не следует также забывать о том, что
некоторые из азиатских государств либо владеют ядерным оружием, либо активно
работают над его созданием. В связи с этим договоренность стран-участниц СВМДА о
совместном противодействии распространению оружия массового уничтожения рискует
стать формальной. То же самое можно сказать и о совместной борьбе с терроризмом,
если учесть, что спецслужбы некоторых стран Азии активно используют те или иные
террористические группировки в своих внешнеполитических целях, направляя или
поддерживая их акции против своих соперников на международной арене, в том числе
и своих… партнеров по СВМДА.
Понятно, что в таких условиях трудно
говорить о создании атмосферы полного доверия между азиатскими странами. Не
случайно, видимо, что к СВМДА не стали присоединяться ведущие страны
Азиатско-Тихоокеанского региона и некоторые ближневосточные государства. По
большому счету расхождения между декларациями и реальными делами, а также
конфликтные ситуации между соучастниками были и остаются проблемой практически
всех действующих на сегодня межгосударственных объединений. Вряд ли СВМДА, к
созданию которой, кстати, ее участники шли почти 10 лет, станет исключением из
этого правила.
Правда, казахстанская сторона явно
пытается избежать такой участи для своего "детища". Вариант мер доверия,
предложенный нашим МИДом, исходит из того, что соответствующий каталог должен
быть принят за основу всеми странами-участницами. Но затем каждая из них вправе
выбрать в нем те пункты, по которым она будет работать. А это получается, что
если та или иная страна выбрала, к примеру, участие в строительстве
трансазиатской железной дороги, то она может отказаться от послабления визового
режима в отношении своих партнеров по СВМДА. Не исключено, что все
страны-участницы примут такое явно устраивающее их предложение Казахстана.
Но подобный подход, каким бы компромиссным
на первый взгляд он не был, вольно или невольно может стать миной замедленного
действия для СВМДА. Как нельзя, скажем, быть наполовину больным, так и
сомнительно, что наполовину можно быть и членом какой-либо организации. Хотя
нужно признать, что сам Казахстан поступает точно так же, например, в ОБСЕ,
подписавшись, с одной стороны, под всеми принципами этой организации и, с другой
стороны, соблюдая из них в процессе проведения своей внутренней политики только
самые "удобные" для себя. Что касается СВМДА, то с учетом изложенных выше
моментов это объединение рискует превратиться в очередную формальную структуру,
созданную именно ради объединения, а не для реализации определенной общей цели.
№190 Эхо (Баку), 4 октября 2002 Казахстан обещает присоединиться к Баку-Джейхан, несмотря на все усилия Москвы заблокировать этот проектХ.Исмаилова
Казахстан присоединится к строительству
нефтепровода Актау-Баку-Тбилиси-Джейхан, а в дальнейшем будет отправлять по нему
свою нефть. С таким заявлением в Анкаре выступил посол Казахстана в Турции
Кайрат Сарыбай. По его словам, сама идея создания подобного транскаспийского
нефтепровода принадлежит Казахстану и была предложена Турции во время визита
турецкого президента Тургута Озала в Алматы в 1992 году. Как заявил К.Сарыбай, в
настоящее время в Казахстане создана специальная группа, которая занимается
процедурой присоединения страны к строительству магистрали из казахстанского
порта Актау в турецкий Джейхан (Тренд).
Тем временем в эти дни в Алматы
завершилась 10-я нефтегазовая конференция, в ходе которой были сделаны
критические заявления в адрес Баку-Джейхан. Примечательным можно назвать
выступление спецпредставителя президента РФ по вопросам Каспия Виктора
Калюжного. По сути он перешел все дипломатические границы для того, чтобы
убедить своих казахских коллег не присоединяться к проекту Баку-Джейхан.
Калюжный отметил, что экологические и экономические факторы должны быть
предпочтительнее во время принятия решений по Баку-Тбилиси-Джейхан. "Важно,
чтобы политика не стояла за выбором нового транспортного маршрута, новые
маршруты должны базироваться на экономических и экологических соображениях. Все,
что я сказал, касается конкретно предложенного маршрута Баку-Тбилиси-Джейхан", -
сказал Калюжный. Он отметил, что Казахстану в ближайшее время понадобятся новые
транспортные пути для экспорта каспийской нефти. По мнению Калюжного, южный
маршрут перекачки нефти через Иран более конкурентоспособен. "Если, конечно, вы
сможете забыть об известных политических проблемах", - добавил он. Напомним, что
Казахстан планирует экспортировать около 3 млн. баррелей нефти в день в 2015
году. Такие прогнозы дают казахские эксперты. Однако, как отмечает влиятельное
экономическое издание Forbes, нефтяные компании не так уж оптимистичны в своих
прогнозах насчет нефтяных залежей в казахских месторождениях. По их мнению, риск
может себя не оправдать, и, что интересно, на такой вывод их натолкнул
азербайджанский опыт работы на Каспии. Советник Белого дома и госдепартамента
США Стивен Манн выступил с критикой политики руководства Казахстана в отношении
международных нефтяных компаний. Выступая на конференции, проходившей в рамках
международной нефтегазовой выставки, он заявил, что "определенные действия"
руководства страны "могут нанести ущерб развитию Казахстана". В частности,
С.Манн подверг критике попытки казахстанского правительства пересмотреть уже
существующие контракты с нефтяными компаниями. "В условиях ослабленной экономики
пересмотр контрактов послужит сдерживающим фактором для инвесторов", - считает
советник Белого дома. Он также выразил обеспокоенность по поводу намерения
властей Казахстана заменить иностранный персонал на местный, а импортное
оборудование - на аналоги отечественного производства, передает АР. Манн намерен
встретиться с представителями правительства Казахстана с тем, чтобы обсудить
вопросы установления сообщения между портом Атырау - центром нефтяной
промышленности Казахстана и нефтепроводом Баку-Тбилиси-Джейхан. Как пишет
Forbes, глава представительства ExxonMobile в Казахстане Джеймс Тейлор отметил,
что в регионе остаются огромные запасы нефти, но их не так уж легко
эксплуатировать. Другой высокопоставленный представитель нефтяной компании,
согласно Forbes, заявил, что они скептически относятся к перспективам казахских
месторождений, учитывая разочарование, которое постигло их во время работ на
азербайджанском секторе Каспия.
"Я не вижу никакого энтузиазма ни в моей
компании, ни среди моих коллег (насчет планируемого тендера на участие в
консорциуме по разработке казахских месторождений), - сказал источник. -
Азербайджан только доказал то, что люди знали всегда: только десятая часть
разрабатываемых структур - реальные месторождения". В свете критики Стивена
Манна заявление посла Казахстана в Анкаре можно считать дипломатическим казусом
или же желанием Астаны сбалансировать принципиально жесткую позицию по отношению
к американским нефтекомпаниям и протекционистскую политику участия в проекте
Баку-Джейхан, поддерживаемом Вашингтоном. Активные обсуждения на тему маршрутов
транспортировки каспийской нефти, приуроченные к проходящему в США
российско-американскому энергетическому саммиту, идут и в Москве. Вице-спикер
Госдумы Владимир Жириновский считает, что перспективы российско-американского
сотрудничества в области энергетики "могут быть огромные, особенно в связи с
резким изменением обстановки на Ближнем Востоке, и в отношении Ирака, и в
отношении Ирана, и в отношении Каспия". Как считает вице-спикер, "России и
Америке выгодно иметь запасной вариант". Жириновский пояснил, что "может
оказаться невозможным использовать ресурсы Ближнего Востока - Ирака, Ирана и
самого Каспия - Азербайджана, Грузии, Армении". Жириновский считает "идеальным
вариантом" создание в ближайшие годы энергетических резервов и переход на
поставку российской нефти в большем объеме на рынки США. Он полагает, что Москве
и Вашингтону удастся договориться по ценам. "Им (США), конечно, хочется
подешевле, но зато мы с ними можем договориться об усилении нашего влияния в
Закавказье", - сказал Жириновский.
Парламентарий пояснил, что "27 долларов за
баррель может быть для США дорого - им желательно, например, $17-18". Однако
Россия эти $10 за баррель компенсирует за счет "недопущения перекачки каспийской
нефти по трубопроводу Баку-Джейхан, перекрытия возможных проектов напрямую из
Ирана - в Европу и в Америку, минуя Россию", отметил Жириновский. Таким образом,
по его словам, "мы получим усиление влияния и в Закавказье, и в Средней Азии".
Поэтому России выгодно "пристегнуть рынок США к российской нефти", резюмировал
вице-спикер Госдумы.
"Время новостей", 10 октября 2002 Октябрьские тезисы КажегельдинаАркадий Дубнов
Экс-премьер Казахстана не хочет быть "вождем".
Бывший премьер-министр Казахстана и самый
известный лидер оппозиции в этой стране Акежан Кажегельдин после нескольких
месяцев молчания ответил на призыв руководителей движения "Демократический выбор
Казахстана" (ДВК) стать третьим сопредседателем организации. Текст этого ответа
на днях попал в распоряжение газеты "Время новостей".
В нем Кажегельдин благодарит Галымжана
Жакиянова и Мухтара Аблязова (этим летом бывший аким Павлодарской области и
бывший министр энергетики приговорены соответственно к семи и шести годам
заключения за "превышение служебных полномочий", но общественность Казахстана и
Запада убеждена, что их преследуют по политическим причинам) за предложение, но
отклоняет его: "Находясь в эмиграции, сложно руководить повседневной
деятельностью политической организации".
Кажегельдин предложил упразднить институт
"сопредседателей" и передать руководство ДВК политсовету, куда он готов войти
наряду с другими лидерами оппозиции. Экс-премьер призывает не уподобляться
Нурсултану Назарбаеву с "его маниакальной страстью контролировать все и всех и
неумением делиться полномочиями", поэтому он уверен: "Нам не пристало порождать
новый вождизм..." Задача лидера, по Кажегельдину, - "продуцировать новые идеи,
привлекать к борьбе новые ресурсы". Цель этой борьбы "общая" - победа над
"режимом Назарбаева" мирными, демократическими средствами. Тому, как вести эту
борьбу, и посвящено тщательно выстроенное обращение Кажегельдина к соратникам,
которое иначе как "октябрьскими тезисами" не назовешь.
"Казахстан - без Назарбаева!" - под таким
лозунгом, по мнению экс-премьера, должна действовать объединенная оппозиция. Он
предлагает ДВК принять четкие уставные и программные документы, определяющие
цели движения. Кажегельдин видит их так: "устранение коррумпированного режима
Назарбаева", политическая и конституционная реформы, которые "не допустят впредь
появления на казахской земле диктатуры" и обеспечат "подлинное разделение
властей и гарантии свобод граждан", "приход оппозиции к власти на честных
выборах, обеспечение социальной справедливости и равенства возможностей".
Акежан Кажегельдин призывает к скорейшему
проведению чрезвычайного съезда ДВК, чтобы упредить попытки властей юридически
ликвидировать движение. Он сообщает соратникам о готовности одной из
авторитетных международных организаций взять предстоящий съезд под патронат и
пригласить также на него "представителей политической элиты Запада". Избранный
на съезде политсовет ДВК должен стать "прообразом будущего правительства
национального единства" Казахстана, которое будет "руководить страной в
переходный период". "Назарбаев не верит, что оппозиция может сомкнуть ряды до
такой степени, но нам придется его огорчить", - уверен бывший премьер
Казахстана.
Кризис кризиса власти в КазахстанеСергей Фадеев, политолог (Нижний Новгород)
Мода бывает на все, даже на писание и
проговаривание определенных мыслей. В Казахстане, среде казахстанских политиков
и политических комментаторов, практически год как не проходит мода на
рассуждения о кризисе модели управления и самой власти Назарбаева. Назарбаев-де
устал, растерялся, плох, болен, окружение – деморализовано, семейная модель
управления - изжила себя и вот-вот рухнет во славу торжества общедемократических
ценностей. Шума действительно много, но «колосс на глиняных ногах» все стоит и
стоит, даже почти не покачивается.
Обидно…
Уже избитый тезис о том, что в Казахстане
грядет (варианты – грянул, близится, надвигается) Великий передел власти требует
комментариев.
Тезис 1. Бесспорный. Насколько долговечны
«азиатские» режимы и могут ли их смести коррупционные скандалы.
Казахстанская оппозиция в своих прогнозах
о скором «закате назарбаевщины» особо упирают на материалы американских
анти-коррупционных расследований. Якобы, суд, какого там округа вынес
нелицеприятный и однозначный вердикт – виновен! Крал Назарбаев нефтедоллары и
откладывал малую толику на черный день в швейцарских банках. Обвинения
серьезные, но, во-первых, все «громкие» судебные решения почему-то существуют
только в виде интернет-сообщений, что наводит на мысль об их, так скажем
«виртуальности», во-вторых, - обратимся к современной истории, - может ли
коррупционный скандал в наше время свалить лидера средней и чуть более того
страны? Где-нибудь такое произошло?
Увы, нет. Совершенно благополучно пережили
и Дик Чейни (вице-президент США), и Сильвио Берлускони (премьер Италии) и едва
не весь французский полит-бомонд («дело Фальконе») примерно такие же
обвинения, а воз правосудия поныне там. Неподсудны. Доказать можно, судить –
нельзя.
Чем в корне Казахстан отличается от
окружающих его стран – уровнем элементарной цивилизованности, где под
цивилизованностью понимается ее изначальный смысл – т.е. уровень развития
городской, европейской культуры. (Восточные города Южной Средней Азии
имеют иную, общинную, махаллистскую природу и являются логическим
продолжением окрестного сельского родо-племенного ландшафта со всеми вытекающими
последствиями). Европеизированность Назарбаева не просто бросается в глаза, она
закономерный результат исторического развития и сложившейся полиэтничности
казахстанского общества.
Семейная модель власти не просто живуча.
Правомерно ставить вопрос об оптимальной
эффективности такого способа управления (и производства) для транзитных и
развивающихся стран т.н. «третьего мира» вообще. Все-таки К.Маркс был не самым
последним экономистом, когда писал об азиатском способе производства и деспотии,
как оптимальном механизме управления подобными обществами.
По крайней мере, исключений из этого
правила пока абсолютно не наблюдается, а только находит подтверждения на
огромном фактическом материале Индии, Шри-Ланки, Малайзии, Индонезии,
Азербайджана, Грузии, большей части стран Африки и едва не половине государств
южной и Латинской Америки.
Власть Назарбаева, именно в силу своей
«европеизированности» представляет собой наиболее умеренный, сбалансированный
пример «Семейной Олигархии». Сама постановка вопроса о выборе преемника говорит
о том, что политическая система достаточно свободна и вариативна. В
«классических» восточных деспотиях преемников либо нет вообще (лидер
абсолютно незаменим, непогрешим и т.д.), либо достаточно четко и загодя
определен и прописан.
Назарбаева очень выручает откровенно
выигрышный фон – «живой пророк» Ниязов, мелкий вождь Рахмонов, перманентно
хамелионистый Каримов, «демократ-кровавые ручки» Акаев – у каждого из
перечисленных за душой такое, столько всяких скелетов в шкафах понавешано (и не
только в шкафах, но и в тюрьмах), что Назарбаев в этой компании смотрится едва
ли не геополитическим паинькой, даже, своего рода, защитным щитом от ужасов
самой что ни на есть Средней Азии.
Все не просто познается в сравнении -
политика сравнением определяется.
Тезис 2. Дискуссионный. Есть ли вообще
кризис власти в Казахстане.
Казахстанская оппозиция, как метко
подметил в своем последнем интервью один из ее идеологов профессор Н.Масанов,
слагается из двух непропорционально разных элементов – убежденных оппозиционеров
с незапятнанной репутацией, пустым кошельком и светлыми идеалами (Н.Масанов,
С.Дуванов и пр.) – это оппозиция от ума, оппозиция от убеждений, второй
подвид казахстанской оппозиции – это оппозиция от горя, оппозиция от неправильно
выбранной позиции, изгой-оппозиция, то есть те, кто под флагом демократии (и
прочими флагами) сводит личные счеты с конкретным Н.Назарбаевым. Последних можно
назвать еще олигарх- или бизнес-оппозицией, и не в смысле того, что все
они бизнесмены, а потому что само оппозиционирование для них – выгодный доходный
бизнес.
Есть еще незначительная прослойка
оппортунистической (в буквальном значении слова – «оппортуно» значит «удобное»)
интеллигенции, вечно рефлексирующей на тему своей недостаточной оцененности и
востребованности. Причем мерилом оцененности и востребованности, в последнее
время, все чаще выступают энные суммы американских долларов.
Они функционируют в оппозиции по принципу
вошел/вышел. Подкормили из правительственной ладошки, пригрели у бюджетного
костерка, приютили в мягком правительственном кресле – вышел из оппозиции;
выгнали из кабинета, отняли персональное авто, забыли при раздаче
очередных порций административной халявы – вошел в оппозицию.
Ну да речь, в конечном итоге не о них. А о
стабильности власти вообще. И режима Н.Назарбаева, в частности.
Парадокс. Дело в том, что самому
Назарбаеву нужна и даже выгодна определенная нестабильность в его окружении.
Подобная полит-неустойчивость позволяет иметь широкое поля для маневра, в
том числе и кадрового. Говорят, команда Назарбаева не меняется, он постоянно
тасует одну и ту же колоду. Доля истины в этом есть, но не сам ли Назарбаев
выдвигал на первые роли в государстве буйную поросль молодых реформаторов, тех
же – Джандосова, Аблязова, Жакиянова, Байменова, Есенбаева и т.д.
Другое дело, что молодая поросль оказалась
столь непомерно амбициозной, что при живом президенте, принялась громко заявлять
о своих особенных финансовых и политических интересах. Элементарно попыталась
перераспределить финансовые потоки, поверила в собственную исключительность и
незаменимость, постаралась заработать милостивый кивок джентльменов из
ГосДепа.
Современный кризис казахстанской оппозиции
– суть кризис переходного возраста, пубертатного периода, мучительная ломка
молодого организма подчас приводит к мутациям голоса, юношеской неловкости,
угловатости, угрюмому нигилизму и протесту, максимализму во взглядах и
радикализму в методах отстаивания своего мнения. У «младотурков» зачесались
кулачки и они попробовали их размять на стареньком Назарбаеве. Назарбаев не
просто принял удар, но и ответил, чем мог, вместо словесных разборок упек
младо-оппозиционеров в колонии, благо формальных поводы имелись.
Никакая оппозиционность не предохраняет от
ответственности за уголовно-наказуемые деяния – это априори. Демократ
по-убеждениям может и бывает вором не менее наглым, чем замшелый ретроград,
старый партаппаратчик или «красный директор». Идеологический окрас всегда
есть форма, маскирующая содержание.
Все проходит, пройдет и это, - говорили
древние. Жизнь в Азии течет медленно. «Младодемократы» Казахстана ошиблись
в главном – они не попали в такт колесу истории. Сколь с ночи не кукарекай,
Солнце Демократии раньше утра не взойдет.
Управляемая нестабильность политического
режима современного Казахстана есть отнюдь не свидетельство общего кризиса
власти, а скорее – поиск новой, более оптимальной модели функционирования
сложившейся системы.
Говорить о наличествующем в Казахстане
кризисе (тем более глубоком), возможно, несколько преждевременно. На данный
момент он имеет место быть не только применительно к действующей Власти, но и
присущ силам с ней (Властью) борющимся.
(О чем подробнее в
следующей статье).
Свет Православия в Казахстане, 9 октября 2002 О возобновлении православной миссии среди казахского народаИеромонах Владимир (Утегенов)
В свете
праздничного 2000 года от Р.Х., необходимо отрадно сказать несколько слов о
проповеди христианства на территории
Казахстана.
Всякий раз, когда совершается Таинство
Крещения, мы слышим слова Спасителя в Евангелии от Матфея, обращенные к его
ученикам: "Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго
Духа..." (Мф. 28, 19). Эти слова по особому звучат, вернее открываются своей
вечной новизной, когда в Церковь приходят те, кто традиционно связывает свой
народ не с христианством, а с какой-либо другой религией.
Как известно, казахский народ обычно
рассматривают в религиозном плане как носителя ислама, да и сами казахи в
большинстве своем считают себя мусульманами. Поэтому для многих слово
"возобновление", поставленное в заголовке данного доклада, может показаться
неуместным. Однако именно вопрос о возобновлении православной миссии ставит
перед нами современный мир и сегодняшний Казахстан.
Сначала хотелось бы коснуться истории
христианства в Средней Азии и Казахстане. Вот что говорят нам историки.
Распространение христианства в Казахстане
тесно связано с политической и культурной историей народов Средней Азии,
Ближнего и Среднего Востока. Здесь важную роль играл Великий шелковый путь,
северное направление которого переместилось в VI-VII вв. на территорию Южного
Казахстана и Семиречья, где находились центры Западно-Тюркской империи,
происходило бурное формирование и развитие городов Отрар, Тараз, Навакент,
Испиджаб. На всем протяжении этого пути неизменно встречаются памятники
сирийской письменности, сирийского христианства. Наиболее ранним считается
сообщение о христианах Мерва (территория современного Туркменистана), где в
начале IV в. создается епископство, упоминаемое в источниках с 334 г. Эта дата
позволяет нам говорить, хотя бы формально, о православии первого мервского
епископа, т. к. только в 431 г. на соборе в Ефесе было осуждено несторианство,
ставшее впоследствии принадлежностью сирийских христиан. В начале V в. это уже
митрополия, функционируют храмы и монастыри не только православных, как их
называют - мелькитов - "царских людей", т. е. исповедующих официальную веру
Византийской империи, но и различных сект. В Мерве обнаружен христианский
некрополь, захоронения в котором велись с III по VI века. Предполагается, что
небольшой монастырь, раскопанный там же, построен в IV в., принадлежал мелькитам
(т. е. православным), покинувшим его в середине VI в. возможно под напором
несториан. Именно отсюда, из Мерва, в VII-VIII в. несторианство распространяется
в городах Южного Казахстана и Семиречья. Во многих городах имелись христианские
церкви. При патриархе Тимофее (780-819) христианство было принято царем тюрок,
на рубеже IX-X вв. была образована особая карлукская метрополия, в Таразе и
Мерке действовали христианские церкви, христиане проживали в городах по
Сырдарье. Известно о христианах илийской долины, которые имели свою церковь и
селение в Каялыке, есть свидетельство о существовании здесь трех храмов,
принадлежавших несторианам. В период арабского господства, в XI в. халифом было
постановлено, чтобы епископы яковитов и мелькитов (православных) подчинялись
несторианскому католикосу и исполняли его эдикты. С конца X в. католикос
несториан утверждался халифом.
Кроме несториан, яковитов и православных
(мелькитов), известны здесь и армяне-григориане. На каталонской карте мира,
острове Майорка (XIV в.), на берегу озера Иссык-Куль изображено здание,
увенчанное крестом, и указывается, что это монастырь армянских братьев, где
хранились мощи святого апостола и евангелиста Матфея.
Несторианский патриарх Илия III (XII в.)
добился учреждения митрополии в Кашгаре и Навакенте (развалины города рядом с
Бишкеком); в состав этой митрополии входило Семиречье. О том, что Семиречье было
излюбленным местом христиан, говорят повествования Марко Поло и Рубрука, находки
около 700 несторианских эпитафий на кладбище около Бишкека. На надгробных камнях
высекали крест и надписи на сирийском, а иногда и на тюркском языках. Надписи в
большинстве случаев придерживаются Слевкидского летоисчисления. Судя по тюркским
именам, христианскую веру приняли много представителей тюркского мира.
В XIII-XIV вв. в урочище Кара - Жигач
(около Бишкека) располагался город Тарсакент, буквально - "город христиан".
Все такого рода исторические данные можно
рассматривать как свидетельства первоначальной миссии христианской веры на
территории нынешнего Казахстана и Средней Азии, населенных тюркскими племенами,
потомками которых является и казахский народ. Большинство данных говорит о
несторианстве, которое как ересь, по-видимому, и не могло дать должного плода
своей миссии. Что касается православия, то Византийская империя уже не имела
возможности в силу политических обстоятельств поддерживать именно православную
миссию в столь отдаленных от ее границ территориях.
Теперь перейдем ко второй странице истории
православной миссии в Казахстане, которую уже открывает более близкий нам по
времени XIX в. Теперь - Православная Российская империя дает начало
свидетельству Православия среди казахского народа.
Еще известный алтайский миссионер
архимандрит Макарий (Глухарев) начал интересоваться казахами во время своих
кочевий. Есть данные, что уже в 20-х годах XIX в. в Святейшем Синоде ставился
вопрос о создании Киргизской миссии (казахов называли киргизами), время
считалось благоприятным, целые аулы желали принять православную веру. По разным
причинам только через 60 лет утверждается миссия. За это время, по свидетельству
очевидца, исламские проповедники, главным образом из Казани, успели наводнить
степь и распространить мусульманство у казахов. Таким образом, хочется особо
подчеркнуть, что ислам в Казахстане имеет только полуторовековую историю.
В 1880 г. руководитель Алтайской миссии
архимандрит Владимир (Петров) объехал район Семипалатинска и доложил Священному
синоду о необходимости миссионерства среди казахов. В 1882 г. Синод позволил
открыть Киргизскую миссию, как часть Алтайской, миссионером был назначен
священник Филарет Синьковский.
С 1895 г. Киргизская Миссия стала
самостоятельной, подчинившись Омскому епископу.
В 1898 г. миссия имела центр в г.
Семипалатинске и несколько миссионерских станов в округе.
Деятельность священников-миссионеров
состояла прежде всего в непрестанных миссионерских путешествиях по аулам с
проповедью Евангелия на казахском языке, строительстве храмов Киргизской Миссии,
устроение миссионерских школ для детей новокрещеных, преподавание в которых
велось на казахском и русском языках. Устраивались диспуты с мусульманскими
проповедниками. В храмах миссии службы шли на казахском языке, на клиросах
обычно пели по-казахски дети новокрещенных. Уже имелись переводы Нового Завета,
житий святых, утренних и вечерних молитв, различных богослужебных песнопений.
Перенимался опыт Алтайской миссии по созданию мужских и женских монастырей,
которые принимали новокрещеных послушников и послушниц и приучали их к
христианской вере.
Деятельность миссии прекратилась после
революции 1917 г. в России. Сейчас нигде в официальных источниках нет и намека о
православных христианах-казахах конца XIX - начала XX вв.
Наше время по особому ставит те же самые
вопросы. Миссия XIX в. в Казахстане как части России могла использовать весь
механизм государственной власти православного государства. В этом были свои
плюсы и минусы. Например, в дневнике миссионера Буконского стана священника
Ефрема Елисеева описывается случай, когда родственники одного новокрещеного
казаха пытались изолировать его от церкви. Вопрос иногда решался просто -
приезжали жандармы и вызволяли невольника.
Сейчас ситуация другая. Во-первых,
остается мнение, что казахи должны быть мусульманами, которое поддерживается
иноземными исламскими государствами. Несмотря на это, мы видим очень много
казахов в различных сектах протестантского толка, значительно больше, чем в
православных храмах. Одна из причин, как вы знаете - национальный вопрос.
Православие отождествляют только с русским
народом, а т. к. Россию обвиняют во всех бедах прошлого и настоящего, то заодно
отмежевываются и от православия. В сектах этой проблемы нет - там христианство
дается в американском, германском или южно-корейском варианте. Некоторые казахи
по тем же причинам идут к католикам.
Теперь, что касается православных казахов.
Их не так много, по Алматы, по моим скромным подсчетам, около 30-40 активно
посещающих храмы. Общее число казахов, крещенных в Православной церкви, мне не
известно, т. к. в храмы многие не ходят.
Совсем недавно группа православных
казахов, в основном женщины, обратились с письмом в Епархиальное Управление, в
котором излагается просьба создать Казахский миссионерский православный центр, с
целью скоординировать усилия по переводу Нового Завета, и основных молитв на
казахский язык. Надо сказать, что дореволюционные переводы, о которых
упоминалось выше, если и существуют, то только в архивах.
Речь шла также о возможности службы на
казахском языке в особом храме или в одном из храмов города. Мое личное мнение,
что в этом нет необходимости, во всяком случае пока. Хотя, если возвратиться в
XIX в., существовал указ Святейшего Синода от 15 января 1883 г., предписывавший
повсеместно совершать богослужения для неславянского населения на их радоном
языке, но в нем было и одно характерное ограничение: "Во всяком случае, крещеные
инородцы должны смотреть на свои священные и богослужебные переводы собственно
как на пособие к уразумению церковно-славянского текста, который должен служить
для них основным и нормальным церковным и богослужебным текстом".
Есть некоторые частные вопросы, связанные
с проблемой переводов. Всем известны широко распространенные большим тиражом
современные протестантские переводы Нового Завета на казахский язык. Кроме того,
что это протестантская редакция, все личные имена даны в арабском звучании:
например, Иисус - Иса, Моисей - Муса, Иосиф - Жусун и т. д. Это, конечно же,
ориентация на Коран.
Если взять православный перевод, изданный
Киргизской миссией в XIX в. в Казани, здесь имена даны как и в
церковно-славянском тексте, но многие слова взяты из татарского языка или
устарели. Кроме того, представляет некоторую трудность устаревшая
орфография.
В заключение, хотелось бы отметить, что
Православие по природе носит миссионерский характер. Свидетельство о православии
несет всякий православный храм, где бы он ни находился. Проповедь Евангелия и
среди казахов осуществляет каждый священник на своем приходе своим ревностным
служении. Благолепие храма, красота Богослужения, церковного пения, все то, о
чем заботится каждый священник - есть одновременно и миссионерство. Можно
вспомнить послов святого князя Владимира, которые, не зная ни греческого языка,
ни смысла молитв, находясь в святой Софии Константинопольской - храме всех
храмов, узрели небесную Божественную красоту, что и определило выбор для Руси
православной веры.
Шайтан, уходи!
О. Валентин Сазонов рассказал забавный и
поучительный эпизод из жизни митрополита Иосифа (Чернова), услышанный им от
одной пожилой прихожанки Никольского Собора по имени Татьяна, которая была
духовным чадом Владыки (возможно, кто-нибудь из наших читателей ее помнит: у нее
были больные ноги и ее возили в инвалидной коляске).
Один пожилой казах переходил однажды по
мосту речку Весновку в районе улицы Сатпаева. Ступил на мост и обомлел - на
перилах шайтан сидит и на него смотрит. Собрался с духом старик и крикнул ему:
"Эй, шайтан, уходи!"
А он не уходит. Взмолился старик: "О,
Аллах, помоги, помоги прогнать шайтана! Шайтан, уходи!" А шайтан все равно не
уходит.
Вспомнил тогда пожилой человек, что где-то
здесь недалеко "русский бог" живет - так звали казахи русского архиерея. Там
недалеко было до архиерейского дома, где жил Владыка Иосиф. Прибежал к нему
старик, объяснил ситуацию: "Отец, помоги!" Владыка отвечает: "Ты скажи ему:
"Христос воскрес!" - и увидишь, что будет. Повтори сейчас, да не забудь по
дороге".
Идет старик и повторяет: "Христос
воскрес!" Однако пока дошел - забыл. А шайтан сидит, будто дожидается. Тогда
старик выпалил ему так, как вспомнил: "Сукрест накрест!"
И шайтан мгновенно пропал.
...Через неделю старик привел в Никольский
Собор всю свою семью креститься...
Вопрос из зала к Владыке:
Можно ли иноверцам, или казахам, дать
освященной воды, помазать их святым елеем, прочитать молитвы?
Владыка: Можно и нужно! Долг священника –
преподавать, утешать, укреплять. Эта наша живая, прямая обязанность. Нередко
приходится сталкиваться с таким явлением: имам или мулла говорит: "Я в этом не
могу тебе помочь, иди к "урус молла" – у него проси помощи". И когда приходят к
вам, не надо ставить условия – отрекайся от своей веры и принимай нашу". Дайте
то, что он просит, помня о том, что Бог-Отец есть Бог и Любовь для всех. Не
отказывайте: доброе семя благодати, вами посеянное, со временем приносит плод
добрый. У русских был князь Владимир, который повел крестить всю Русь, и за
которым она пошла. И возможно, со временем появится такой человек из среды
казахов, за которым пойдет народ в Православие… А нам всегда и везде надо являть
любвеобильный облик Христов…
|