Москва привлекает бизнесменов-соотечественников из-за рубежаА.Докучаева
3-4 октября с.г. в здании Мэрии
Москвы состоялся второй Круглый стол "Зарубежная диаспора - экономический
потенциал России". Первое заседание этого круглого стола прошло в Москве
6-7 февраля 2002 года. Как и первый «круглый стол» был организован и проведен
Департаментом Международных связей Правительства Москвы и Московским отделением
государственно-общественного фонда «Россияне». В работе Круглого стола
участвовали более 200 предпринимателей из 31 страны. Интерес к работе проявили
также представители Администрации Президента РФ, Государственной Думы РФ,
Правительства Российской Федерации, ряда федеральных министерств и ведомств.
Московское Правительство продолжило прямой
разговор с соотечественниками, стремящимися наладить деловые отношения с
российской столицей. Заседание открыл своим выступлением Мэр Москвы.
Приветствие участникам прислала Председатель Правительственной комиссии по делам
соотечественников за рубежом, заместитель председателя Правительства Российской
Федерации В.И. Матвиенко.
С докладами выступили: Министр
Правительства Москвы, руководитель Департамента науки и промышленной политики
Правительства Москвы - Е.А. Пантелеев, который рассказал о развитии и
укреплении взаимовыгодного сотрудничества между хозяйствующими субъектами
столицы и деловыми кругами российского зарубежья. Об организации
таможенного контроля в Московском регионе и о мерах, принимаемых по системе
таможенного администрирования, сообщил Р.С. Мухутдинов - Первый заместитель
начальника Управления, начальник службы Организации таможенного контроля
Центрального таможенного управления ГТК РФ. Президент Московской
торгово-промышленной палаты Л.В. Говоров осветил вопросы участия МТПП в
программах Правительства Москвы по поддержке соотечественников за рубежом.
В обсуждениях механизмов реализации
экономических проблем российских диаспор через совместные, перспективные проекты
принимали участие представители Великобритании, Новой Зеландии, Франции, Италии,
Армении, Азербайджана, Кыргызстана, Эстонии, Казахстана, Грузии, Латвии и других
стран ближнего и дальнего зарубежья.
Работа Круглого стола включала заседание
по секциям: "Торговля, грузоперевозки и сфера услуг"; "Строительство,
промышленность, инвестиционные проекты"; "Туризм, информационные технологии,
связь"; "Банки Москвы и инвестиционные возможности", в которых рассматривались
интересные бизнес-проекты.
В рамках Круглого стола состоялась
презентация Комплексной целевой среднесрочной программы поддержки
соотечественников за рубежом на 2003-2005годы, представляющей собой масштабный
перечень практических мер Правительства Москвы по работе с зарубежными
соотечественниками. По этому вопросу выступил Руководитель Департамента
международных связей Правительства Москвы Г.Л. Мурадов.
Ниже публикуем выступления Мэра Москвы,
руководителя департамента Международных связей и итоговый документ прошедшего
Круглого стола.
Выступление Мэра Москвы Ю.М. Лужкова на Круглом столе "Зарубежная диаспора -- экономический потенциал России" 3 октября 2002 года.
Уважаемые участники "круглого стола"!
Дорогие соотечественники!
Я хотел бы сердечно поприветствовать вас в
Москве, в этом зале.
С момента проведения первого "круглого
стола" прошел ровно год. Мы можем подвести некоторые итоги этой работы. Нужно
сказать, что работа по формированию организационной системы взаимодействия с
нашими соотечественниками в направлении развития бизнеса началась. Мы имеем
сегодня около ста предложений по совместным проектам, по 17-ти уже идет работа.
Остальные - либо не являются реальными или экономически выгодными, либо
находятся в дополнительной проработке. Одним словом, у нас с вами есть о чем
говорить. И за этот период приняты некоторые решения, которые, безусловно,
работают на пользу тех целей, которые первый ""круглый стол"" обозначил и
объявил.
Мы можем сказать о том, что за этот год мы
смогли разработать и принять Комплексную целевую среднесрочную Программу
Правительства Москвы по поддержке соотечественников за рубежом на 2003 - 2005
годы. Вчера на встрече организационного комитета по созданию Совета российских
соотечественников мы об этом говорили. Это - серьезная программа. У нее -- не
только бумажная основа, но и реальное воплощение. Правительство города,
Московская городская Дума, придавая большое значение реализации этой программы,
предусмотрели 500 млн. рублей в бюджете столицы на мероприятия, которые
обеспечивают ее выполнение. Мы уверены, что к этим ресурсам будут добавлены еще
и значительные средства нашими коммерческими структурами, организациями,
работающими в Москве с Правительством города. Конечно, если мы найдем выгодные
сферы приложения наших сил.
Я хочу вам, дорогие соотечественники,
доложить о том, что сегодня можно говорить с полной определенностью, что наша
государственная власть, Президент России больше внимания уделяют проблематике
поддержки наших соотечественников за рубежом, яснее ее позиционируют.
Государственная Дума, усилиями Б.Н.Пастухова и других депутатов, также стала
высказываться определеннее и принимать более ясные решения и соответствующие
меры, которые нам кажутся гораздо более эффективными, чем то хаотическое поле,
та эклектика, которая была в течение 10 лет продемонстрирована и реализована.
Скорее, можно говорить об отсутствии какой-либо реализации ее предыдущей
властью. Это были слова, которые не подкреплялись делами. Сейчас же слова
замещаются ясными, положительными тенденциями, может быть, и не отражающими еще
в полном объеме, но, по крайней мере, присутствующими. Я рассчитываю на то, что
Российское государство, Правительство России через инициативы Государственной
Думы также сформирует и свои программные цели, и решат вопросы ресурсного
обеспечения и т.д. Я это говорю сознательно, учитывая, что Борис Николаевич -
это не последняя структура в Государственной Думе -- и, по своим способностям,
может заставить кого угодно решать такого рода вопросы, тем более, что сейчас
обсуждается в разных чтениях бюджет 2003 г. и место для ресурсного обеспечения
проблемы взаимодействия с нашими соотечественниками в бюджете следующего года
обязательно должно быть.
Вчера было принято прекрасное решение;
решение консолидированное, осмысленное: сформирован Международный совет
поддержки соотечественников за рубежом. Мы за истекший период создали структуры,
которые направлены на правовую защиту соотечественников за рубежом. Это особенно
важно было сделать, учитывая, что громадное количество соотечественников у нас
осталось за границами России. Такой Комитет был создан. И все это говорит о том,
что мы, может быть, не в полной мере, но тем не менее движемся в направлении,
которое позволит нам всю работу, являющуюся целью и первого "круглого стола",
развить. И то, что мы собрали сейчас вместе с вами вновь ""круглый стол"",
говорит о системности подхода к реализации этих целей.
Есть ли сегодня экономические возможности
для того, чтобы говорить о развитии делового сотрудничества с русским
зарубежьем? Я сейчас, конечно же, в первую очередь касаюсь возможностей Москвы.
Хотя сразу же имею основания заявить о том, что экономика России
стабилизируется, стабилизируется и развивается, может быть, не такими
ошеломительными темпами. Но в любом случае, это уже не те времена, которые мы
переживали, когда видели развал экономики, государства и отсутствие замещения
этой государственной экономики теми рыночными структурами, которые нам так
активно и многословно обещал господин Чубайс.
Москва в течение последних лет, я могу
сказать, что нет добра без худа, есть такая обратного характера пословица в
русском языке. Мы, пережив дефолт 1998 г., имеем в городе за 9 месяцев этого
года темпы развития экономики на уровне 8,9%, плюс. К концу года, это трудно
прогнозировать, мы ожидаем точно в районе плюс 7-9% рост экономического
потенциала самого мощного субъекта Федерации в России - г. Москвы. Это и рост
промышленного производства, это и развитие инвестиционного, в частности,
строительного комплекса. Это и рост объемов товарооборота, рост объемов
торговли. Нужно сказать о том, что мы вышли по объемам оптовой торговли на
уровень 40% от всего объема оптовой торговли в Российской Федерации. Это --
Москва. Объем розничной торговли у нас составляет 30% от объема Российской
Федерации. Это -- тоже Москва. В ней представлены все отрасли промышленности.
Так что мы, пригласив вас в Москву, можем
говорить о том, что, конечно, сейчас пробуждаются и начинают активно работать
многие регионы Российской Федерации. Даже если мы с вами раскрутим по потенциалу
нашего города такое взаимодействие, то это будет хорошим и добрым началом. Хотя
я могу назвать, скажем, Белгородскую область - очень прилично развивается. Наши
волжские республики: Мордовия, Чувашия - очень прилично развиваются. Я уже не
говорю о Татарстане, который является экономически сильным. На Дальнем Востоке:
Хабаровский край - очень прилично развивается. То есть уже есть центры
кристаллизации развития. Это замечательно, потому что Москва никогда не хотела
оставаться в гордом одиночестве. Она пребывала в таком состоянии в течение
определенного времени, но сейчас мы видим, что нам уже все меньше и меньше
начинают завидовать регионы. А тем более, что с нашими инвестициями, я это особо
подчеркиваю для всех тех, кто участвует в "круглом столе", мы активно пошли в
регионы России. Мы строим и промышленные объекты, и жилье во многих областях
Центрального региона. Это и Ярославская область - полмиллиона квадратных метров
жилья, 5 гостиниц и т.д. В Тамбовской области (активно развивается область) -
тоже полмиллиона. В Калининградской области. У нас к ней сейчас особое внимание,
особая тревога за саму возможность свободного доступа наших граждан в
Калининградскую область. И тем, что Москва помогает области в строительстве
жилья, объектов торговли и многих других, мы еще раз подтверждаем, что это наш
регион. Мы не собираемся здесь какие-то осложнения допускать по самой
возможности и посещать, и приезжать, и работать с этим регионом.
Я могу назвать еще целый ряд областей,
куда мы начинаем осуществлять экспансию нашего капитала. Это -- примета времени.
И я думаю, что это может быть интересным и полезным для понимания тех новых
возможностей, которые наши зарубежные коллеги (в том числе и русские
предприниматели, живущие и работающие в различных государствах), могут взять на
учет и соответственно через Москву, через ее знание регионов, через ее гарантии
работать с другими нашими регионами.
Если говорить о деловом потенциале, то мы
сегодня гордимся тем, что в Москве работают 203 тысячи предприятий малого
бизнеса, причем это живые, работающие предприятия. И это -- 2 миллиона человек,
занятых в системе малого предпринимательства в городе. Если возьмете семейный
коэффициент, то получите 6 миллионов москвичей, которые связаны с малым
бизнесом, которые сказали государству: мы не хотим зависеть от тебя, мы не хотим
зависеть от твоей заработной платы, мы будем проявлять сами инициативу. И
наличие этих 203 тысяч предпринимательских структур и есть главный индикатор
деловой активности города. Ибо там, как говорится, пассивность просто
недопустима. Там нужно выживать, там нужно постоянно искать новые решения, новые
инвестиции, новые рынки сбыта своей продукции и т.д. Но это тот потенциал,
который позволяет и нашим зарубежным диаспорам работать с городом и находить
себе партнеров. Это, я считаю, очень и очень важно.
Еще хочу назвать одну цифру. В Москве 5,5
тысяч иностранных фирм, которые работают здесь с нашими структурами. Это мощный
потенциал. Там и крупные фирмы, и средние, и небольшие. Но мы осуществляем
совместную деятельность, совместную работу в рамках этого большого количества
фирм. Я бы сказал, что эта работа, в подавляющем своем большинстве, приносит
свои дивиденды и формирует этот приличный потенциал нашего взаимодействия с
иностранными системами. Там есть и русские фирмы, которые работают с Москвой, с
нашими организациями в таком, я бы сказал, весьма и весьма интересном режиме.
Мы сегодня имеем ситуацию, которая
является довольно новой в деловом плане. В последнее время она особенно
проявилась. Это активный возврат уведенных капиталов из России. Этот капитал
уводили русские, живущие здесь. Некоторые из них переехали куда-то. Но это
многие, многие миллиарды долларов. Индикатором этого возврата капитала - ибо
здесь прибыльность сегодня гораздо выше, размещение этих, в том числе и
уведенных денег, чем где-либо за рубежом - я бы назвал тот факт, что оффшорный
Кипр вышел на первое место по объемам инвестиций в Россию. Это хорошо.
Я могу сказать о нашей политике. Здесь
можно реализовать какие-то принципы такого фарисейского толка, но надо еще и
стараться быть способными по-деловому посмотреть на всю экономическую ситуацию.
Сегодня имеются довольно большие денежные средства... В банках, да? В стеклянных
только или в чулках, "матрасного" плана. И я внес рискованное для меня, как
политического деятеля, официальное предложение В.В. Путину о том, чтобы денежные
средства, которые направляются на покупку жилья, на первичные
сельхозпредприятия, на первичную переработку сельхозсырья, на образовательные
цели, не подвергались бы анализу через налоговую декларацию. Чтобы не
требовались налоговые декларации, если человек покупает квартиру. Не требовались
налоговые декларации, если человек, скажем, вкладывает в частное учебное
заведение или частный детский садик, или в сельхозпредприятие, которое
перерабатывает первичную сельхозпродукцию. Т.е. это те объекты, в которые
государство, в силу сегодняшнего экономического положения, никогда не вложит
свои ресурсы. А развивать это нужно. Не может Россия позволить себе до
бесконечности покупать от 40 до 60% мясопродукции. Не может, не должна.
Слава Богу, мы сейчас раскрутили
производство зерна, которое удивляет всех нас. Здесь уже какие-то и рыночные
начинают механизмы действовать или, больше даже, механизмы, когда мы прижаты,
как говорится, к стенке, и уже деваться некуда, тогда мы начинаем что-то
соображать и начинаем действовать. Но здесь этому процессу нужно помочь. Я такое
же предложение попросил внести как лидер нашей политической организации "Единая
Россия", нашей фракции "Отечество - вся Россия" в Государственной Думе. Я думаю,
будет очень острое обсуждение этого вопроса. Но решать такого рода проблемы нам
необходимо.
Могу дать оценку по городу. В ресторанах у
нас очень высокие цены. У нас в течение длительного времени зарплата
выплачивалась двумя ручьями, и закрывать глаза на это ни в коем случае нельзя,
иначе мы попадем в какую-то область иррациональную, виртуальную, а не в реальную
область. Один поток - это официальная выплата зарплаты. И соответственно вторая
часть заработной платы выплачивалась в режиме всяких разрешенных на
государственном уровне социальных пособий. Этот второй поток гражданами
откладывался, формировался. Это деньги, заработанные в условиях, когда
государство вводило дикие совершенно налоги на доходы. Сейчас все нормализовано
в этом плане. И мы даже имеем преимущество по сравнению с уровнями налогов на
прибыль и подоходных налогов. Об этом, наверное, на "круглом столе" тоже будет
идти свой разговор.
Сегодня в России размещать производство
выгоднее, чем в других государствах. Это результирующая политики Правительства,
результирующая политики государства, Государственной Думы. Мы, Борис Николаевич,
не только критикуем нашу Государственную Думу, но и поддерживаем ее в этих самых
решениях. Я говорю нашему высокому собранию о том, что сегодня экономические
принципы размещения капитала здесь выгодны.
Речь идет также о безопасности вложения
своих денег. Ибо я среди тех, кто попал в список каких-то сверхбогатых людей в
мире, русских фамилий что-то там не наблюдаю. Но тем не менее способности наших
соотечественников к деловым решениям, способности думать очевидны. Посмотрите,
программисты в Соединенных Штатах основные откуда? Это Россия и я не знаю,
почему-то, Индия. Так что думать и действовать у нас способность есть, особенно
когда возникает тревожная ситуация, когда возникает опасность, которая подавляет
нашу лень и заставляет нас вращаться.
Мы можем говорить о том, что сегодня
законы города, наша политика - политика в городе - осуществляется принципиально
в направлении, которое обеспечивает безопасность вложений, безопасность денег,
которые приходят к нам из-за рубежа и размещаются с какими-то деловыми целями в
Москве. У нас в столице объем накопленных инвестиций - 20 млрд.долларов. Может
быть, это трудно сравнить с Китаем. Там, я думаю, эти бешеные инвестиции, в
конечном счете, могут дать и обратный результат. Но объем, который получила
Москва, соответствует 55% от всего объема иностранных инвестиций, которые
вложены в Российскую Федерацию. Значит, к Москве наши партнеры, которые хотят
работать в России, относятся с доверием. И мы нашей политикой, нашими законами,
практикой нашей работы ни разу не допускали ситуации, когда наши партнеры,
фирмы, которые работают вместе с г. Москвой, с Правительством Москвы, получали
бы какие-то дискомфорты или не решали бы какие-то свои проблемы здесь в городе.
И эта политика продолжается.
Эта политика является базисной для всех
структур города. И мы говорим о том, что сейчас складываются условия, когда мы
можем, имея, конечно, ограничения по обязательности, скажем, при проведении
тендеров, различных аукционов и конкурсов, рассматривать только деловую
составляющую. Мы имеем возможности сформировать систему льгот и преференций для
тех бизнесменов, которые являются нашими соотечественниками. Это делается везде,
в самых сверхрыночных странах. Это мы делаем и в Москве.
Мне рассказывал В.П.Шанцев, он побывал в
Исландии: вот рынок, там рыночная страна. Приезжает теплоход наш с товарами.
Наши моряки (делать особенно нечего) предлагают разгрузить теплоход. Получают
отказ. Предлагают дешевле разгрузить теплоход. - Опять, нет. Почему? У нас есть
приоритет: только нашим, - говорят они на чистом исландском языке. То же самое
нам нужно делать. Это, я считаю, серьезные возможности для такого
взаимодействия.
Одним словом, мы сейчас, за это время,
лучше сорганизовались. Мы лучше понимаем задачи; мы стали покрепче в
экономическом плане; мы выделяем ресурсы на целевые мероприятия, которые
расписаны в нашей Комплексной программе по взаимодействию и поддержке
соотечественников. Мы готовы вести диалог с нашими соотечественниками в рамках
бизнеса, по развитию бизнеса с русскими диаспорами, с русскими деловыми людьми,
с русскими фирмами зарубежными, которые хотят работать в Москве и которые хотят
через Москву, возможно, приходить с бизнесом в Россию.
Спасибо за внимание.
Выступление руководителя Департамента Международных связей Правительства Москвы Г.Л.Мурадова
Дамы и господа!
Уважаемые участники Круглого стола!
Прежде всего, я хотел бы приветствовать в
Москве всех участников нашего Круглого стола и поблагодарить за то, что вы нашли
возможным откликнуться на наше предложение, отложить на время свои дела и
приехать в Москву.
Круглый стол становится важным институтом
взаимодействия с соотечественниками и действенным инструментом развития и
укрепления экономических позиций российского бизнеса за рубежом, а следовательно
и усиления позиций организаций наших соотечественников.
Усилия Правительства Москвы по созданию и
развитию эффективной модели взаимодействия с зарубежными соотечественниками
являются составной частью общегосударственной политики, направленной на
"собирание" и структурирование зарубежного "русского мира".
В последние два года Правительство Москвы
провело серьезную организационную работу по систематизации и повышению
эффективности своей деятельности на данном направлении. Комплекс вопросов по
поддержке соотечественников уже дважды обсуждался на заседаниях Правительства.
Как вам известно, в рамках Департамента международных связей создан отдел по
работе с соотечественниками. Для координации деятельности подразделений
правительства сформирована Межведомственная комиссия. Начал свою деятельность
Московский центр международного сотрудничества. На сегодняшний день имеется
принципиальное решение Мэра о создании Московского дома соотечественника. Для
его размещения выделено помещение в самом центре Москвы, которое сейчас
ремонтируется. Мы хотим, чтобы Москва не только была Вашим вторым домом, но и
чтобы в этом доме был очаг, обогревающий Вас своим теплом.
20 августа текущего года Правительством
Москвы утверждена Комплексная целевая среднесрочная программа поддержки
соотечественников за рубежом на 2003-2005 года. На ее реализацию в бюджете
столицы в этот период предусмотрено почти 500 млн. руб. Программа является
важным этапом реализации долгосрочной стратегии Правительства Москвы по
поддержке соотечественников за рубежом. Заложенные в ней мероприятия получат
свое дальнейшее развитие на этапе 2006-2008 годов.
Над Программой трудилась рабочая группа, в
состав которой вошли видные ученные, представители Правительства Москвы,
специалисты в области межнациональных отношений, представители фондов,
занимающихся поддержкой соотечественников за рубежом, члены Совета
соотечественников при Государственной Думе Федерального собрания РФ. Активное
участие в ее работе принимали также члены межведомственной комиссии
Правительства Москвы.
Главной целью Программы является создание
эффективной системы мер по поддержанию российских соотечественников, проживающих
за рубежом.
В качестве главных приоритетов в Программе
сформулированы задачи содействия организациям и объединениям соотечественников в
самоорганизации диаспоры, создании инфраструктуры, обеспечивающей эффективную
систему культурного, информационного, правового и экономического взаимодействия
с зарубежной диаспорой, активизации усилий по укреплению и развитию образования
на русском языке. Особое место в Программе отводится созданию разветвленной
информационной сети, способной обеспечить целостное представление о состоянии
"русского мира", а также прогнозировать развитие социально-политических и
культурных процессов, происходящих в российском зарубежье.
Все разнообразие конкретных мероприятий,
которые мы намереваемся осуществить, можно систематизировать по следующим
основным направлениям:
·
правовая защита соотечественников;
·
поддержка общественных организаций и объединений российской диаспоры;
·
оказание помощи соотечественникам в области здравоохранения;
·
поддержка русского языка, культуры и образования;
·
развитие экономического сотрудничества Москвы и российской диаспоры;
·
развитие информационного сотрудничества с российской диаспорой.
Эти направления не появились на пустом
месте. В текущем году такой комплексный, системный подход к вопросам оказания
поддержки наших соотечественников за рубежом проходит, а сегодня, наверное, уже
правильнее говорить прошел практическую апробацию. Перед тем, как предложить
Правительству эту программу, мы на практике отрабатывали алгоритмы такой работы.
Я не имею намерения утомлять вас долгими
перечислениями того, что сделано Правительством Москвы в этом году. Однако
некоторые мероприятия я сегодня не могу не озвучить. В текущем году начал
работать Центр по оказанию правовой помощи. Успешно развивается программа
"Стипендия Мэра Москвы". Оказана конкретная и, как сейчас принято говорить,
адресная помощь более, чем пятистам ветеранам войны, более 300 наших
соотечественников получат в лучших клиниках столицы квалифицированную помощь. Им
делаются сложные дорогостоящие операции, которые вне рамок нашей программы для
этих людей просто недоступны. В данном случае речь идет о спасенных человеческих
жизнях. Очень много внимания уделяется и поддержке и распространению русской
культуры и русского языка, возможности получения образования на русском языке.
Да, безусловно, нельзя отрицать, что
сегодня эти программы преимущественно ориентированны на зоны ближнего зарубежья.
Но это не потому, что эти страны территориально ближе. Просто ситуация здесь
наиболее отчаянная.
В основу данной Программы заложен принцип
подхода к российской диаспоре как к важнейшему демографическому,
интеллектуальному и социокультурному ресурсу России, способному стать весомым
фактором проведения российской внешней политики, развития экономических связей с
зарубежными странами и решения внутренних проблем за счет привлечения потенциала
диаспоры.
Комплексная программа по поддержке
соотечественников за рубежом основана на базовых принципах и подходах,
сформулированных в решениях законодательной и исполнительной власти Российской
Федерации.
В Программе заложена тенденция
постепенного относительного сокращения средств на поддержку объединений
соотечественников за рубежом путем простого грантового финансирования. Вместо
этого появился раздел экономической поддержки российской диаспоры путем оказания
содействия в развитии бизнеса наших соотечественников.
Уже в текущем году отрабатывается система
такого взаимодействия. Создана и начала работать рабочая группа по
предварительному отбору проектов от соотечественников и для соотечественников.
При Департаменте международных связей создан Московский центр международного
сотрудничества, который будет обрабатывать и сопровождать экономические проекты.
В странах СНГ и Балтии начался процесс
объединения бизнесменов наших соотечественников, что в свою очередь позволит
более эффективно поддерживать соотечественников.
Было бы хорошо, если бы вы на этом
"круглом столе " завершили создание Бизнес-клуба деловых людей российского
зарубежья.
Я не могу сказать, что отработка программы
взаимодействия проходит гладко и просто. Пришлось вмешиваться в этот процесс и
Мэру Москвы Ю.М.Лужкову - необходимо было изменить сложившуюся практику
взаимодействия с зарубежным бизнесом, добиться того, чтобы при прочих равных
условиях проекты наших соотечественников получали приоритетное развитие.
Только один пример: Акционерное общество
"ASWEGA" г.Таллинн (Эстония) выпускает тепловые счетчики. На предприятии
работает более 90% русских. Есть поручение Ю.М.Лужкова об участии этого
коллектива в конкурсах по закупке выпускаемой им продукции в Москве. Но все
равно, дело не движется, конкурс в этом году до сих пор так и не был проведен.
Тем не менее хочу Вас заверить, что ДМС и МВК приложат все усилия, чтобы довести
такого рода проекты, при поддержке Мэра, до реализации.
С большим сожалением приходится признать,
что и многие другие проекты соотечественников пока не выходят на уровень
практического воплощения. И дело здесь не только в том, что недорабатывают
городские структуры. Часто и сами проекты, предлагаемые соотечественниками,
являются недостаточно продуманными, ориентированными только на получение
односторонней выгоды и не представляющими реального интереса для участников с
московской стороны. Многие из проектов были сформулированы лишь как идеи и не
получили дальнейшей проработки со стороны предложивших их бизнесменов. Просим
Вас в таких случаях не останавливаться на полпути. Разработка эффективных
проектов - это кропотливая и долгосрочная работа. Серьезные бизнесмены это
хорошо знают.
Я совершенно сознательно говорю сегодня
так подробно о программе поддержки соотечественников Правительства Москвы как о
едином документе, а не выделяю из нее лишь раздел, прямо посвященный развитию
экономического сотрудничества Москвы с российской диаспорой. Да, применительно к
нашему сегодняшнему обсуждению экономический аспект, безусловно, будет
превалировать. Но я уверен, что для всех нас экономический аспект - это не
единственная цель, это еще и действенный инструмент решения всего комплекса
стоящих перед нами как соотечественниками проблем.
Мы рассматриваем наших соотечественников,
посвятивших себя бизнесу, как наиболее активную и деятельную часть диаспоры. Мы
видим в вас своего рода локомотив процессов формирования и оформления диаспоры,
превращения ее из отдельных, часто разрозненных, иногда не находящих точек
соприкосновения даже в рамках одной страны групп, в консолидированную силу,
способную защищать свои права и интересы, также как права и интересы своих
собратьев в любой стране. Наверное, именно такое русское и российское
международное сообщество мы будем именовать "русским миром". Ведь речь идет не о
тысячах и даже не об одном - двух миллионах наших сограждан. За пределами России
сегодня находится более 30 миллионов людей, считающих себя российскими
соотечественниками. Эта цифра говорит сама за себя. Она не нуждается ни в каких
комментариях.
В заключение хочу сказать о произошедшем
вчера в этом здании событии, которое безусловно войдет в историю. Вчера была
реализована, высказанная еще на конгрессе соотечественников в 2001 году идея о
создании Международного Совета соотечественников. Позвольте от души поздравить
Вас с этим без преувеличения выдающимся событием. Его значение сегодня трудно
переоценить. Мы связываем с деятельностью вновь созданной международной
организации перспективы формирования российской диаспоры, как единого
динамичного организма, установления с ее помощью действенных связей между
объединениями соотечественников в различных странах мира, налаживание тесной
координации в их деятельности. Сегодня это только ядро, только зародыш. Но судя
по намерению организаторов - подлинных энтузиастов и поборников идеи объединения
соотечественников, они намерены обратиться ко всем организациям с предложением
войти и стать активными участниками Международного Совета, который только тогда
обретет плоть и кровь. Они намерены обратиться к нашим выдающимся современникам
- россиянам, "людям мира", принадлежащим всему человечеству поддержать
деятельность Совета, обогатить ее и одухотворить своим участием.
Нас, россиян, будут уважать везде и
всегда, только когда мы едины и четко выражаем свои интересы в рамках
интеграционных процессов в мире, проявляя себя как активную и влиятельную по
величине и значению часть человеческой цивилизации. Нам есть чем гордиться.
Давайте оставим в прошлом период депрессии и почувствуем в себе новые силы.
Сегодня можно с уверенностью
констатировать, что начался процесс осознания общности россиян в международном
масштабе, а значит и укрепления позиций России и россиян в мире, обеспечивающих
достойное будущее всем представителям многонационального российского народа, где
бы они ни проживали.
Резолюция Круглого стола "Зарубежная диаспора - экономический потенциал России"
Участники круглого стола "Зарубежная
диаспора - экономический потенциал России", выступая от имени деловых кругов
российской диаспоры и подводя итоги мероприятия, констатируют следующее.
Консолидация российской диаспоры,
структурирование "русского мира" остается на сегодняшний день одной из важнейших
задач российского государства и организаций зарубежных соотечественников. Первым
шагом на этом пути должно стать объединение различных социальных слоев диаспоры,
в первую очередь тех, от которых зависит создание и деятельность внутренних
экономических, финансовых и организационных механизмов поддержки и развития
русской культуры, языка, образования, общественных объединений
соотечественников.
Как показали итоги круглого стола,
московские предприятия готовы к развитию взаимовыгодного сотрудничества с
деловыми кругами российской диаспоры в сфере продвижения за рубеж
конкурентоспособной продукции и наукоемких технологий предприятий
научно-промышленного комплекса г. Москвы, обеспечении их современным
высокотехнологичным оборудованием, комплектующими изделиями, сырьем, не
производящимся в России и Москве, в привлечении инвестиций. Деловые круги
русского зарубежья в свою очередь заинтересованы в создании механизмов
реализации их интересов на российском и московском рынках.
В связи с этим мы всецело поддерживаем
создание постоянно действующего круглого стола деловых кругов русского зарубежья
как одной из форм консолидации самой активной части российской диаспоры,
укрепления экономической основы "русского мира".
Высоко оценивая практические шаги
правительства Москвы по реализации провозглашенного президентом Российской
Федерации В.В.Путиным курса на собирание "русского мира", на активизацию
экономического, культурного, интеллектуального потенциала российской диаспоры
считаем необходимым:
1. Приветствовать
создание Международного Совета российских соотечественников как важного шага на
пути консолидации российской диаспоры в международном масштабе.
2. Придать
круглому столу "Зарубежная диаспора - экономический потенциал России" статус
постоянно действующего.
3. Провести сбор
предложений деловых кругов русского зарубежья с целью разработки базы данных
коммерческих проектов.
4. В целях более
эффективного использования возможностей российской диаспоры и реализации
корпоративных интересов ее деловых кругов, в том числе в сфере продвижения
проектов на российский и московский рынки, создать в г. Москве международный
бизнес - центр российских соотечественников, проживающих за рубежом.
5. Поддержать
деятельность информационного портала в Интернете "Москва и соотечественники",
обеспечив функционирование специального раздела, посвященного проблемам
зарубежного русского бизнеса.
6. Рекомендовать
деловым кругам российской диаспоры активно использовать возможности:
"Московского центра международного сотрудничества", "Московского
промышленно-торгового центра интеграции и развития", информационно-маркетинговых
центров подразделений Правительства Москвы.
7. Принять меры к
созданию ассоциаций бизнесменов-соотечественников в странах их проживания.
8. Представлять на
рассмотрение Правительства Москвы бизнес-проекты в соответствии с установленным
Правительством Москвы порядком .
9. Поддержать
высказанное Мэром г. Москвы Ю.М, Лужковым намерение создать льготный режим для
деловых кругов российского зарубежья на рынке Москвы. Поручить аналитическому центру фонда "Россияне" внести в
Правительство Москвы предложения по выработке форм и механизмов льготного
режима, опираясь на международный опыт.
10. Поручить контроль за
прохождением проектов специальной рабочей группе при Межведомственной комиссии
по работе с соотечественниками Правительства Москвы. Рабочей группе отчитываться на заседаниях "круглого стола"
о проделанной работе.
Принято участниками Круглого стола 4
октября 2002 года.
|