Белорусская деловая газета, 1 ноября 2002 Служители идеиЮрий Рабчук
Процесс интеграции России и Беларуси вот
уже несколько месяцев находится в подвешенном состоянии. Очевидно, что тормозит
развитие союзного государства не столько даже недоработка межгосударственной
правовой базы, сколько отношение к этому самому государству первых лиц двух
стран. И как бы ни пытались убедить нас в том, что союз Беларуси и России
состоялся, вакуум в двусторонних отношениях, который заполняется скандалами,
говорит об обратном. О роли личных отношений в истории создания Союзного
государства России и Беларуси корреспондент «БДГ» беседует с директором
московского Института стран СНГ Константином ЗАТУЛИНЫМ.
— Не последнюю
роль в двусторонних отношениях государств играют межличностные отношения их
лидеров. Вы, Константин Федорович, хорошо знаете и Лукашенко, и Путина. Как вы
думаете, всегда ли они находят общий язык?
— Действительно, от личных отношений между
главами двух государств зависит очень многое, тем более что и Российская
Федерация, и Республика Беларусь являются государствами с сильной президентской
властью. Очень многое, но не все. Не надо сбрасывать со счетов то
обстоятельство, что мы — не абсолютно неизвестные друг другу люди, не абсолютно
независимые друг от друга народы. История и судьба нас очень сильно переплели
родством, одной верой и так далее. Уже было много разного рода поводов хоронить
идею российско-белорусской интеграции, было много ошибок с обеих сторон, в том
числе совершенных на уровне президентов. Поэтому надо исключить ситуацию, при
которой дело интеграции зависит исключительно от воли первых лиц. Необходимо,
чтобы в дискуссию о реальных формах интеграции включились как можно более
широкие политические круги. То, что не произошли выборы в единый законодательный
орган, не создан настоящий союзный парламент, является крупным минусом.
— Иными словами,
президенты приходят и уходят, а народы остаются. И отношения между белорусским и
российским народами важнее отношений между президентами.
— Я бы не противопоставлял одно другому,
мне хотелось бы, чтобы наши президенты находили общий язык. Если по каким-то
причинам им это дается непросто, они должны совершить над собой усилие. Потому
что дело российско-белорусской интеграции важнее личных прихотей, желаний и
мнений друг о друге.
— Президент
Лукашенко назвал условия России по созданию союзного государства оскорбительными
для Беларуси. Понятна ли вам его обида?
— Вполне понятна. На мой взгляд, президент
Беларуси в этом не одинок. Я слышал выступления представителей целого ряда так
называемой непримиримой к Лукашенко оппозиции. Многие из них считают
оскорбительным предложение войти областями в состав России на основе действующей
Конституции РФ. Я считаю, что это был недостаточно продуманный шаг со стороны
советников президента — вложить в его уста явно нереализуемый вариант
объединения. Белорусская сторона — будь то президент или оппозиция — определенно
не готова отказаться от идеи существования Беларуси как общности, распустить
государство, как моток шерсти, по шести областям или на каких-то других
принципах. С этой точки зрения неверно считать священной и неприкасаемой
российскую Конституцию и не считать столь же значимой белорусскую. Президент
Путин, надо отдать ему должное, назвал и два других варианта. Но, отвечая на
вопросы на пресс-конференции, не оставил сомнений в том, что лично он больше
привержен одному пути. Это было ошибкой — президент не должен связывать себя
заведомо нереализуемым вариантом. Потому и возникло впечатление, что его
интересует не решение проблемы, а создание сложностей для президента Беларуси,
который, как известно, вызывает у политических сил России неоднозначную реакцию.
Президент России должен быть выше партийных и политических пристрастий, он
должен оценивать: а что же произойдет, если не произойдет интеграция? Поможет
или помешает это Лукашенко — должно быть на заднем плане. Впрочем, в письме
Путина, позднее переданном Лукашенко, уже не было той категоричности и
настойчивости. Хотя в нем не до конца преодолены предубеждения и вариант
вхождения Беларуси в Россию назван в числе приоритетных. Мне кажется, надо бы
вообще забыть об этом варианте, потому что он существует только отвлеченно
теоретически.
— Некоторые
аналитики высказывают предположение относительно того, почему Лукашенко
противится планам Кремля: якобы в новом объединении для него не найдется
соответствующей его амбициям руководящей должности. Согласны ли вы с
этим?
— Президента Лукашенко интересует его
политическая судьба, и это вполне естественно. Насколько я знаю Лукашенко, он
достаточно серьезно воспринимает свою ответственность перед Беларусью и
белорусским народом. Может, он не всегда готов гарантировать населению страны
соблюдение всех демократических норм, когда дело касается острых вопросов,
конфликтов с его политическими противниками и оппонентами, и здесь он совершает
ненужные ошибки. Но он почти по-религиозному предан идее служения Беларуси. И
такая преданность идее, как он ее понимает, отождествляется у него со своим
постом. Для него важно знать, какой будет судьба этого поста. Мы можем говорить,
что его интерес слишком конъюнктурный, что Лукашенко печется только о себе. Но
это не приблизит нас к решению вопроса об интеграции. Мы должны успокоить
Лукашенко и политическую элиту Беларуси и найти для них привлекательные моменты
в объединении двух стран. Ведь они находились всегда, в течение всего
исторического пути России — и царским правительством, и советским.
— Не потому ли
Россия торопится вобрать в себя Беларусь, что с уходом Лукашенко ей труднее
будет найти в Минске достаточно сговорчивого союзника?
— Я не убежден, что мы можем говорить о
Лукашенко как о сговорчивом союзнике по всем вопросам. Но убежден в том, что он
с уважением относится к ряду интересов России. Мы не можем пожаловаться на
Лукашенко в том, что касается поддержки России в самых сложных внутренних
вопросах, не слышали его критики в отношении решения чеченского вопроса, он не
был в числе аплодирующих продвижению НАТО на Восток… Безусловно, союз с
Беларусью, а тем более единое государство с Беларусью — это решение многих
проблем России на западном направлении. Да, Западная Европа отторгает Лукашенко,
но путь в Европу для России лежит через Беларусь. И мы должны не ждать, когда
закончится срок полномочий Лукашенко, а пытаться реализовать идею объединения в
течение этого периода. Этот проект очень уязвим именно потому, что до сих пор он
был связан исключительно с взаимоотношениями двух бюрократий — российской и
белорусской.
— С потерей
Беларусью суверенитета не согласится большинство белорусов. Почему бы России не
строить отношения с нашей страной на основе добрососедства?
— Именно так Россия и строит отношения с
Беларусью. Мы не должны забывать, что идея объединения была выдвинута именно
Беларусью. И не при Лукашенко, а при Кебиче осенью 93-го года начались первые
переговоры об объединении денежных систем. Они основывались на том, что
белорусская экономика, государство в целом без поддержки России испытывали бы
гораздо большие сложности. Те, кто критикует сегодня объединительные процессы,
не могут не понимать, что объем помощи, предоставляемый вашей стране в разных
формах, нельзя заменить аплодисментами Госдепартамента США. Я не верю, что
сегодня кто-то сможет оказывать такую экономическую поддержку Беларуси, как
Россия.
|