Part.org.ua, 28 октября 2002 При любом премьере, кроме Кинаха, источник власти перейдет от АП к ВРОлеся Яхно
Кабмин всегда был заложником борьбы между
Президентом и ВР. Сегодня мы наблюдаем ту же ситуацию. Правда, конфликт
происходит не между Президентом и ВР, а между АП и ВР.
Большинство как инструмент для достижения
компромисса между ведущими финансово-политическими группами, достижения
договоренностей по ключевым вопросам внешней и внутренней политики, что сделало
бы понятным сценарий развития событий в политической жизни страны до 2004 года,
не оправдало надежд своих создателей.
Несмотря на неоднократные заявления о
создании парламентского большинства, пропрезидентские фракции так и не смогли
доказать его дееспособность на деле: пропрезидентские силы не распределили
комитеты ВР, не сформировали коалиционное правительство и не взяли на себя
ответственность за деятельность парламента. Никакие попытки оживить переговорный
процесс по его формированию ни к чему не привели. Даже встреча 21 октября в
формате премьер-президент–большинство в столь символическом для политиков
здании, как Украинский Дом не дала ожидаемых результатов. И работа парламента на
прошлой неделе как нельзя лучше об этом засвидетельствовала. В четверг 24
октября, день голосования, парламент очередной раз продемонстрировал отсутствие
большинства, не дотянув до 226 голосов (проект большинства получил 220
голосов).
О чем это говорит? О том, что фактически
ресурс договоренности между силами, представляющими разные интересы, исчерпан.
Ключевые игроки исчерпали свои ресурсы и зашли в политический тупик. Произошло
обездвиживание политической системы. Мы видим, что вот уже несколько месяцев
парламент так и не может начать работать. В самом же большинстве возникли такие
понятия, как «большинство большинства» и «меньшинство меньшинства». Поэтому
представляется, что точкой, которая сдвинет с места переговорный процесс, станет
должность премьера. Правда, это еще большой вопрос, хотели и хотят ли
противоборствующие стороны достичь компромисса, поскольку вполне вероятно, что
потери для ключевых игроков в случае его достижения могут быть значительно
большими, чем в случае конфронтации между ними. Власть как исходный пункт и
конечная цель политического действия, является сегодня определяющим фактором в
активности политических сил.
Но вернемся к вопросу премьера. За всю
историю независимости Украины Кабинет министров был заложником борьбы между
Президентом и парламентом. Конституция Украины не смогла привести к консенсусу
представителей исполнительной и законодательной власти, поскольку она всего лишь
закрепила ситуацию, которая сложилась к 1996 году, когда отсутствие
конституционного закрепления полномочий Президента и парламента привело к борьбе
за доминирование в системе власти, а разменной монетой в конфликтах между ними
выступало правительство. Поэтому-то и происходили такие частые смены глав
правительств. Сегодня, в принципе, мы наблюдаем ту же самую ситуацию.
Единственное различие это, что конфликт происходит не между Президентом и ВР, а
между АП и ВР, поскольку все понимают, что реальная борьба идет между
потенциальными кандидатами на президентство.
На сегодня фракциями большинства
предложены четыре кандидатуры: первый вице-премьер Олег Дубина (предложен
фракцией «Народный выбор»), премьер-министр Анатолий Кинах («Трудовая Украина» и
ПППУ, СДПУ(о)), Николай Азаров («Европейский выбор»), Виктор Янукович («Регионы
Украины»).
В данном материале мы не будем
рассматривать шансы каждого из кандидатов, это предмет следующих текстов.
Скорее, остановимся на том, какие факторы будут определяющими при избрании той
или иной кандидатуры.Во-первых, список кандидатур не заканчивается на уже
предложенных персоналиях. По словам Президента, он готов рассмотреть кандидатуры
большинства, но также сохраняет за собой право сделать собственное предложение.
Во-вторых, как считают многие аналитики,
важным фактором при избрании премьера является то, какая роль будет отведена
новому премьеру: кандидата от власти на выборах-2004 или же просто переходного
премьера. Ввиду нынешней политической конфронтации, вряд ли, можно ожидать, что
какая-либо из сил допустит на премьерскую должность того, кто впоследствии может
стать кандидатом на президентство (согласно Конституции, в случае досрочной
отставки Президента, на период до избрания и вступления в должность нового главы
государства обязанности и.о. президента возлагаются на главу Кабинета
министров). Скорее всего, как раз политическая неперспективность должна стать
одной из основных характеристик кандидата на премьерский пост.
В-третьих, две принципиально разные
ситуации, когда главой правительства по-прежнему остается Кинах и когда придет
новый премьер. Поскольку любой, кто будет избран, кроме ныне действующего
премьера, изменит политическую конфигурацию. Источник власти резко перейдет от
АП к Верховной Раде. И дело не в том, насколько новый премьер будет
антимедведчуковским, а в том, что он будет избран большинством. Более того,
количество голосов, полученных вследствие голосования по премьеру, и будет
означать реальное большинство.
|