Независимая Молдова, 9 октября 2002 Европейский вектор СНГАлександр Исаев
О чем говорили президенты за закрытыми дверями?
Инициативы Молдовы по реформированию СНГ
стали известны задолго до начала кишиневского саммита. Предложений по
совершенствованию Содружества выдвигалось много и прежде, и теперь. Однако, по
оценкам экспертов, инициативы нашей страны содержат положения, реализация
которых может на деле привести к модернизации СНГ.
Президент Воронин предложил реорганизовать
СНГ на принципах и нормах Европейского Союза. Предложение более чем неожиданное.
Практическая реализация этих предложений способна изменить всю логику
европейской политики. Интенсивный обмен мнениями по этой инициативе велся и до,
и во время саммита СНГ.
Как и каждая рабочая встреча, саммит
оставил за закрытыми дверями, где совещались главы государств, гораздо больше
информации, чем было предложено широкой публике. Тема сближения стандартов
Содружества со стандартами СНГ прослеживалась в пресс-конференциях и в
заявлениях для прессы лишь мельком. Например, в итоговом заявлении по
результатам заседания Совета глав государства СНГ президент России Владимир
Путин подчеркнул: "Центральной темой саммита стали аспекты совершенствования
структур и механизмов Содружества. Был рассмотрен пакет мер, предусматривающих
более строгий контроль за ходом выполнения принятых решений". Контроль - это,
кстати, тоже часть пакета предложений, внесенных Молдовой. Но тема сближения
стандартов в открытой части саммита не звучала. Почему? Только потому, что в
самое ближайшее время она найдет весьма неожиданное продолжение.
Два письма
После встречи с глазу на глаз Президент
Российской Федерации и Президент Республики Молдова приняли решения представить
для широкой публики собственные соображения по этой проблеме. Они содержатся в
переписке двух президентов, состоявшейся накануне саммита. Такой способ
доведения собственных позиций до широкой публики во многом объясним. У саммита
СНГ своя повестка дня и прокрустово ложе протокола не всегда позволяет выразить
все те новые акценты, которые неожиданно вторглись в организацию с десятилетним
стажем.
30 августа Владимир Воронин отправляет
своему российскому коллеге письмо, в котором пишет:
"О необходимости совершенствования
механизмов взаимодействия в рамках СНГ, реформирования исполнительных структур
Содружества, изменения его образа в мире не раз заявляли практически все главы
государств СНГ. Некоторые аспекты названных проблем будут обсуждаться и на
предстоящем октябрьском саммите в Кишиневе.
Вместе с тем считаю целесообразным еще до
начала саммита попытаться придать определенную тональность предстоящим
дискуссиям, касающимся реформирования исполнительных структур СНГ и изменения
образа Содружества в мире.
Мне представляется, что сложившаяся
ситуация, при которой интеграционные процессы в СНГ рассматриваются и у нас, и
на Западе как альтернатива тому, что происходит в Европейском Союзе и на его
ближайших перифериях, более не может быть приемлема. Потери для всех нас от
такого положения вещей слишком велики.
По моему мнению, нужно четко заявить, что
между процессами, происходящими в ЕС и СНГ, нет принципиальных противоречий. Эти
интеграционные процессы стремятся к одним и тем же целям: безопасности и
стабильности, процветанию народов объединенной Европы. Поэтому усилия,
направленные обеими сторонами, придадут процессу объединения Европы необходимое
ускорение".
Президент Молдовы выражает в этом письме
уверенность, что именно сейчас создалась благоприятная атмосфера для того, чтобы
придать Содружеству новый импульс, наполнить его новым смыслом. Здесь достаточно
показателен пример лидера СНГ - России, которая уверенно идет по пути сближения
с Западом: достаточно вспомнить о последних инициативах по расширению
сотрудничества России с НАТО и Европейским Союзом.
"Эти усилия России встречают полное
понимание и поддержку у Республики Молдова, определившей одним из своих главных
приоритетов ускорение европейской интеграции, которую мы не представляем без
участия Содружества, - пишет президент Воронин. - Сегодня нам представляется
шанс изменить саму логику европейской политики, избавиться от взаимного
недоверия и подозрительности, еще существующей между Западом и Востоком Европы".
В ответном письме председатель Совета глав
государств СНГ, президент России Владимир Путин полностью поддержал инициативы
президента Молдовы.
"Представляется очень верной Ваша мысль о
принципиальной схожести целей и задач интеграционных процессов в различных
регионах Европы, - пишет Владимир Путин. - Россия последовательно выступает за
достойное совместное вхождение стран-участников СНГ в международное сообщество,
в том числе и на европейском направлении. Видим в этом один из важных путей
преодоления сохраняющегося на Западе неадекватного, предвзятого представления о
СНГ, на которое Вы справедливо указываете.
Мы все считали, что суть интеграции на
пространстве Содружества не в том, чтобы отгородиться от остального мира, а в
том, чтобы помочь друг другу занять подобающее место в общей семье народов.
Сотрудничество в формате СНГ, у которого,
конечно, есть своя специфическая "повестка дня", объективно нацелено на
укрепление всеобъемлющей и неделимой безопасности, способствует формированию
единого общеевропейского пространства без разделительных линий.
Убежден, что сегодня имеются широкие
возможности для активного вовлечения нашего Содружества в строительство
европейской архитектуры в конструктивном взаимодействии с Европейским Союзом.
Уже сейчас многие государства - участники СНГ стремятся координировать свои
внешнеполитические шаги в этом направлении.
Считаю, что в ходе предстоящего саммита
будет полезно обменяться мнениями по актуальным, значимым для будущего СНГ
идеям, в том числе сформулированным в Вашем послании".
И далее: "По итогам обсуждения в Кишиневе
можно будет договориться поручить экспертам государств-участников совместно с
исполнительным комитетом СНГ подготовить проект декларации".
После
саммита
Уже известно, что эксперты
государств-участников СНГ совместно с Исполнительным комитетом Содружества
работают над проектами документов, которые должны стать базой для реализации
новых инициатив.
Легко понять, что реализация идей, о
которых говорят президенты Молдовы и России, действительно, способна кардинально
изменить политику на европейском континенте. Стремление к интеграции между
странами СНГ и ЕС так же объективно, как стремление к интеграции внутри СНГ.
Однако до сих пор главным препятствием в этом движении остается "боязнь России",
которая присутствует в Западной Европе - и которая чувствуется в отношении ко
всем странам СНГ. Новые инициативы, которые обсуждаются в Содружестве, открывают
"третий путь" - возможность быть вместе, не сливаясь, сохранить различия, но
жить по единым для всех правилам. Это по-настоящему европейская политика.
Более того, реализация этих идей может
определить будущее многих стран, которые сейчас чувствуют себя затерянными на
"разделительной линии" между СНГ и Евросоюзом. "Куда идти - на Запад или на
Восток?" - этот вопрос может и должен уйти в прошлое. У нас всегда много
говорили о том, что надо ориентироваться "сразу на всех". Новые инициативы по
реформированию Содружества ВПЕРВЫЕ могут наполнить эту фразу реальным смыслом.
Противостояние уже сейчас безнадежно
устарело. И тот, кто призывает "двигаться в Европу, отряся со своих ног прах
Востока" - на деле является разрушителем объединенной Европы, строителем тяжелых
и мучительных препятствий на пути европейской интеграции.
|