Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №62(01.11.2002)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ФОРУМ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Независимая Молдова,
9 октября 2002

Европейский вектор СНГ

Александр Исаев

О чем говорили президенты за закрытыми дверями?

Инициативы Молдовы по реформированию СНГ стали известны задолго до начала кишиневского саммита. Предложений по совершенствованию Содружества выдвигалось много и прежде, и теперь. Однако, по оценкам экспертов, инициативы нашей страны содержат положения, реализация которых может на деле привести к модернизации СНГ.

Президент Воронин предложил реорганизовать СНГ на принципах и нормах Европейского Союза. Предложение более чем неожиданное. Практическая реализация этих предложений способна изменить всю логику европейской политики. Интенсивный обмен мнениями по этой инициативе велся и до, и во время саммита СНГ.

Как и каждая рабочая встреча, саммит оставил за закрытыми дверями, где совещались главы государств, гораздо больше информации, чем было предложено широкой публике. Тема сближения стандартов Содружества со стандартами СНГ прослеживалась в пресс-конференциях и в заявлениях для прессы лишь мельком. Например, в итоговом заявлении по результатам заседания Совета глав государства СНГ президент России Владимир Путин подчеркнул: "Центральной темой саммита стали аспекты совершенствования структур и механизмов Содружества. Был рассмотрен пакет мер, предусматривающих более строгий контроль за ходом выполнения принятых решений". Контроль - это, кстати, тоже часть пакета предложений, внесенных Молдовой. Но тема сближения стандартов в открытой части саммита не звучала. Почему? Только потому, что в самое ближайшее время она найдет весьма неожиданное продолжение.

Два письма

После встречи с глазу на глаз Президент Российской Федерации и Президент Республики Молдова приняли решения представить для широкой публики собственные соображения по этой проблеме. Они содержатся в переписке двух президентов, состоявшейся накануне саммита. Такой способ доведения собственных позиций до широкой публики во многом объясним. У саммита СНГ своя повестка дня и прокрустово ложе протокола не всегда позволяет выразить все те новые акценты, которые неожиданно вторглись в организацию с десятилетним стажем.

30 августа Владимир Воронин отправляет своему российскому коллеге письмо, в котором пишет:

"О необходимости совершенствования механизмов взаимодействия в рамках СНГ, реформирования исполнительных структур Содружества, изменения его образа в мире не раз заявляли практически все главы государств СНГ. Некоторые аспекты названных проблем будут обсуждаться и на предстоящем октябрьском саммите в Кишиневе.

Вместе с тем считаю целесообразным еще до начала саммита попытаться придать определенную тональность предстоящим дискуссиям, касающимся реформирования исполнительных структур СНГ и изменения образа Содружества в мире.

Мне представляется, что сложившаяся ситуация, при которой интеграционные процессы в СНГ рассматриваются и у нас, и на Западе как альтернатива тому, что происходит в Европейском Союзе и на его ближайших перифериях, более не может быть приемлема. Потери для всех нас от такого положения вещей слишком велики.

По моему мнению, нужно четко заявить, что между процессами, происходящими в ЕС и СНГ, нет принципиальных противоречий. Эти интеграционные процессы стремятся к одним и тем же целям: безопасности и стабильности, процветанию народов объединенной Европы. Поэтому усилия, направленные обеими сторонами, придадут процессу объединения Европы необходимое ускорение".

Президент Молдовы выражает в этом письме уверенность, что именно сейчас создалась благоприятная атмосфера для того, чтобы придать Содружеству новый импульс, наполнить его новым смыслом. Здесь достаточно показателен пример лидера СНГ - России, которая уверенно идет по пути сближения с Западом: достаточно вспомнить о последних инициативах по расширению сотрудничества России с НАТО и Европейским Союзом.

"Эти усилия России встречают полное понимание и поддержку у Республики Молдова, определившей одним из своих главных приоритетов ускорение европейской интеграции, которую мы не представляем без участия Содружества, - пишет президент Воронин. - Сегодня нам представляется шанс изменить саму логику европейской политики, избавиться от взаимного недоверия и подозрительности, еще существующей между Западом и Востоком Европы".

В ответном письме председатель Совета глав государств СНГ, президент России Владимир Путин полностью поддержал инициативы президента Молдовы.

"Представляется очень верной Ваша мысль о принципиальной схожести целей и задач интеграционных процессов в различных регионах Европы, - пишет Владимир Путин. - Россия последовательно выступает за достойное совместное вхождение стран-участников СНГ в международное сообщество, в том числе и на европейском направлении. Видим в этом один из важных путей преодоления сохраняющегося на Западе неадекватного, предвзятого представления о СНГ, на которое Вы справедливо указываете.

Мы все считали, что суть интеграции на пространстве Содружества не в том, чтобы отгородиться от остального мира, а в том, чтобы помочь друг другу занять подобающее место в общей семье народов.

Сотрудничество в формате СНГ, у которого, конечно, есть своя специфическая "повестка дня", объективно нацелено на укрепление всеобъемлющей и неделимой безопасности, способствует формированию единого общеевропейского пространства без разделительных линий.

Убежден, что сегодня имеются широкие возможности для активного вовлечения нашего Содружества в строительство европейской архитектуры в конструктивном взаимодействии с Европейским Союзом. Уже сейчас многие государства - участники СНГ стремятся координировать свои внешнеполитические шаги в этом направлении.

Считаю, что в ходе предстоящего саммита будет полезно обменяться мнениями по актуальным, значимым для будущего СНГ идеям, в том числе сформулированным в Вашем послании".

И далее: "По итогам обсуждения в Кишиневе можно будет договориться поручить экспертам государств-участников совместно с исполнительным комитетом СНГ подготовить проект декларации".

После саммита

Уже известно, что эксперты государств-участников СНГ совместно с Исполнительным комитетом Содружества работают над проектами документов, которые должны стать базой для реализации новых инициатив.

Легко понять, что реализация идей, о которых говорят президенты Молдовы и России, действительно, способна кардинально изменить политику на европейском континенте. Стремление к интеграции между странами СНГ и ЕС так же объективно, как стремление к интеграции внутри СНГ. Однако до сих пор главным препятствием в этом движении остается "боязнь России", которая присутствует в Западной Европе - и которая чувствуется в отношении ко всем странам СНГ. Новые инициативы, которые обсуждаются в Содружестве, открывают "третий путь" - возможность быть вместе, не сливаясь, сохранить различия, но жить по единым для всех правилам. Это по-настоящему европейская политика.

Более того, реализация этих идей может определить будущее многих стран, которые сейчас чувствуют себя затерянными на "разделительной линии" между СНГ и Евросоюзом. "Куда идти - на Запад или на Восток?" - этот вопрос может и должен уйти в прошлое. У нас всегда много говорили о том, что надо ориентироваться "сразу на всех". Новые инициативы по реформированию Содружества ВПЕРВЫЕ могут наполнить эту фразу реальным смыслом.

Противостояние уже сейчас безнадежно устарело. И тот, кто призывает "двигаться в Европу, отряся со своих ног прах Востока" - на деле является разрушителем объединенной Европы, строителем тяжелых и мучительных препятствий на пути европейской интеграции.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ