16 - 29 октября 2002 Континент (Алма-Ата) №20(82) Наследники ТимураВладимир Сергиенко
Говорить о геополитике Республики
Узбекистан и просто, и сложно. Просто – потому что, как и все остальные
центральноазиатские государства, Узбекистан лишь используется подлинными
геополитическими игроками в их "центральноазиатской игре". Сложно – потому что
он является единственным государством региона, которое за прошедшее десятилетие
несколько раз меняло свою внешнеполитическую ориентацию
Мы ни в коей мере не хотим осуждать
Узбекистан за это. Напротив, как опытный политик, Ислам Каримов действовал в
строгом соответствии с тезисом, согласно которому в политике нет постоянных
друзей, постоянны лишь национальные интересы. А интересы эти сформулированы в
его программной работе "Узбекистан. Свой путь обновления и прогресса". Их
сущность в установлении двусторонних взаимоотношений с ведущими странами
мирового сообщества с целью привлечения иностранных инвестиций для скорейшего
преодоления экономического кризиса, а также обеспечение мира и стабильности в
регионе, то есть провозглашение приоритета экономики над политикой.
Этими целями и объясняются все крены во
внешней политике Узбекистана, который в зависимости от ситуации ориентируется то
на Турцию, то на Китай, то на Германию или Южную Корею и Пакистан, то на США, то
на Россию.
Есть и еще один элемент, отличающий
Узбекистан от всех остальных государств региона. Ряд внешнеполитических идей
президента Ислама Каримова аргументируется традициями узбекской
государственности. Главный приоритет внешней политики Республики Узбекистан –
соседние страны. Ключевая региональная идея – "Туркестан – наш общий дом". Он
обосновывает претензии республики на региональное лидерство рядом факторов, в
том числе и при помощи исторических аргументов (наличие "великой истории и
великого духовного наследия", "великой культуры"), а также определением границ и
названия геополитического региона, в котором находится Узбекистан. Как
подчеркивает президент Каримов: "Мы далеки от желания принизить других. Однако в
ту пору, когда население некоторых нынешних стран жило еще племенами, на нашей
священной земле процветали науки и искусства".
Сегодня
образовавшийся после развала СССР идеологический вакуум в Узбекистане заполнен
новой государственной идеологией, в основе которой лежит провозглашение эмира
Тимура идеологическим и историко-культурным символом нации. Узбекскому народу
как наследнику Тимуридов отводится ведущая роль в Центрально-Азиатском регионе.
А это – прямая заявка как на строительство великого узбекского государства, так
и на политическое, экономическое и военное лидерство в Центральной Азии. Именно
таким образом в Узбекистане прочитывается наследие Тимура, и чтобы понять данную
особенность, не нужно обладать специальным историческим образованием, достаточно
лишь посетить Государственный музей истории Тимуридов в Ташкенте и взглянуть на
имеющуюся среди его экспонатов карту империи Тимура.
Идентификация современного Узбекистана с
империй Тимуридов, а эмира Тимура – с этническими узбеками, наряду с
объективными факторами, связанными с численностью населения Узбекистана, его
экономическим и военным потенциалом, географическим расположением и т. д., и
порождают миф о "стержневой" роли Узбекистана в Центральной Азии и его
способности проводить независимую внешнюю политику.
Возможно, для "внутреннего потребления"
этот миф не так уж и плох. Нельзя отобрать у народа веру, ничего не дав ему
взамен. Апелляция к наследию Тимура не только способствует национальной
самоидентификации узбеков, Тимур в глазах узбекских политиков воплощает величие,
силу и могущество. Символизируя великое прошлое, он делает более убедительным
новый мобилизующий лозунг узбекской элиты "Узбекистан – государство с большим
будущим".
Кроме того, в условиях построения нового
государственного порядка Тимур олицетворяет определенную форму власти, тип
правления. В этой связи несомненный политический подтекст несет надпись на
цоколе памятника Тимуру в Ташкенте, которая гласит: "В силе справедливость".
Именно так "железный эмир" перевернул знаменитую строчку из эпоса "Шахнамэ"
Фирдоуси "в справедливости сила". Ислам Каримов пошел еще дальше, его девиз:
"Сильная власть – сильное государство". И в этом есть своя логика, но к
внешнеполитическим амбициям она не имеет ни малейшего отношения. Напротив,
знакомство с внешней политикой суверенного Узбекистана показывает, что ее основа
– попытка использования чужих моделей и игра на противоречиях между великими
державами с целью получения как можно больших политических и экономических
дивидендов. По-другому, по-видимому, не только не может, но и быть не должно.
Другой вопрос, как долго великие державы позволят находиться в состоянии
неопределенности. И не окажется ли Узбекистан, как в известной притче, в
ситуации, когда в его очередной зов о помощи никто просто-напросто не
поверит.
В поисках модели
для подражания
Как уже говорилось выше, в основе
внешнеполитической концепции Узбекистана лежит экономика. Именно этим
обстоятельством объясняется его довольно прохладное отношение к выходящим за
экономические рамки интеграционным инициативам в СНГ. Узбекистан в течение всех
десяти лет рассматривал эту структуру только как объединение, способствующее
формированию рынка на постсоветском пространстве и возрождению кооперационных и
межхозяйственных связей между предприятиями на новой основе.
Более того, стремительные политические и
экономические реформы в России и Казахстане, взявших курс на демократическую
модернизацию и рыночные преобразования, пугали Ислама Каримова, отдававшего себе
отчет в том, что они могут "взорвать" Узбекистан. Еще на заре своей
президентской карьеры в декабре 1991 года он имел возможность убедиться на
собственном примере, сколь велика в Узбекистане мобилизующая сила ислама, и
искушать судьбу еще раз у него не было ни малейшего желания. Попытки США
повлиять на характер и темпы преобразований встретили резкий отпор со стороны
Ислама Каримова, который в августе 1992-го резко критиковал американских
дипломатов за контакты с оппозицией и сбор недостоверной и тенденциозной
информации.
Ориентиром была выбрана в меру светская и
в меру демократическая Турция. "Моя страна будет идти по турецкому пути" – эти
слова произнес президент Ислам Каримов во время своего первого визита в Турцию в
декабре 1991 года.
Однако идиллия продолжалась недолго, уже с
1993-го в Узбекистане активно заговорили о применимости для него "китайской
модели развития". Такой крен объясняется тем, что у Ислама Каримова не встретила
понимания идея Тургута Озала об интеграции тюркских народов под эгидой Турции.
Как он подчеркивал позднее, "Турция хочет, чтобы мы стали турками. Мы – узбеки,
а не турки". Определенное влияние на охлаждение отношений с Турцией сыграла и
победа на выборах 1996-го исламской партии Эрбакана, лишившая Каримова
аргументов в пользу светского пути развития Узбекистана. Накануне очередного
визита в Анкару в ноябре 1997-го Ислам Каримов не только подверг резкой критике
политику Турции в Центральной Азии, но и посчитал нужным подчеркнуть, что
"Узбекистан придерживается узбекской модели".
Однако это не означало, что "турецкий
фактор" снимался с повестки дня. Напротив, он достаточно активно использовался,
когда возникала необходимость обозначить свою исключительность во
взаимоотношениях в рамках СНГ. Подписывая 9 мая 1996 года Договор о вечной
дружбе, Ислам Каримов и Сулейман Демирель высказали тревогу в отношении того,
что они рассматривали как сигналы имперской политики России. По словам Ислама
Каримова, визит президента Демиреля в Ташкент и подписание договора "пришлись на
самое подходящее время". Напомним, что накануне, 29 марта и 2 апреля, на
территории СНГ возникло два новых межгосударственных объединения, закрепленных
Договором об углубленной интеграции между Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и
Россией и Договором о создании Сообщества Белоруссии и России. Оба объединения
были оценены президентом Каримовым как "завеса, за которой Москва сможет грабить
южные государства и навсегда оставить их в бедности". Столь резкие оценки по
отношению к России не позволял себе ни о дин из политических лидеров государств
СНГ.
Странное
сотрудничество
Нельзя сказать, что Узбекистан не
поддерживает отношения с Россией. Более того, Ислам Каримов даже подверг критике
российских журналистов за такие оценки. Во время своего официального визита в
мае 2001-го в Москву он подчеркнул: "Разговоры о том, что Узбекистан
дистанцируется от России, ведет тот, кто не вникает в ситуацию. У Москвы и
Ташкента нет позиций, по которым они бы расходились, но есть вопросы, по которым
Узбекистан выступает с самостоятельных позиций, при этом они не противоречат
стратегическим интересам России".
По-видимому, в этой "самостоятельной
позиции" и заключается вся суть. Когда и где ему выгодно, Узбекистан готов
"дружить домами", но там, где речь идет о необходимости поступиться принципами в
интересах коллективной безопасности, дружба заканчивается. Вряд ли имеет смысл
осуждать Узбекистан за такую политику. В конце концов, он всего лишь следует
своим национальным интересам, и если эти интересы вступают в противоречие с
интересами других государств, в том не его вина. В большей степени виновато само
российское руководство, у которого до настоящего времени отсутствует
сколь-нибудь целостная центральноазиатская политика.
В период 1992–1994 годов, когда,
собственно говоря, формировался новый для региона расклад геополитических сил, и
происходило становление новых независимых государств Центральной Азии, Россия
играла в регионе присутствующую роль. И Узбекистан, взявший на вооружение
идеологию Тимуридов и объективно менее подверженный русскому влиянию, не мог не
воспользоваться этим благоприятным моментом. В отличие от других постсоветских
государств Центральной Азии, "катапультирование в независимость" было воспринято
им не только не со страхом, но с определенной долей оптимизма.
Только одно обстоятельство омрачало жизнь
Ташкенту – угроза исламского экстремизма. И когда эта угроза становилась
реальностью, отношения Ташкента и Москвы моментально приобретали иные оттенки.
Достаточно вспомнить, что первыми свои подписи под Договором о коллективной
безопасности поставили в мае 1992-го. Узбекистан и Россия. Правда, до этого в
1991-м имели место события в Намангане.
Второй "звонок" прозвенел осенью 1996-го,
когда движение "Талибан" захватило Кабул и отбросило правительственные войска
Раббани за перевал Саланг. Ташкент, понимая, что в случае прорыва талибами
границы без поддержки России он не справится, принял участие в формировании
антиталибской коалиции, хотя уже в то время у него была "самостоятельная
позиция".
Почему эта позиция появилась, понятно.
Апрель 1995-го стал переломным для отношений между Узбекистаном и США.
Узбекистан посетил министр обороны США У. Перри, выразивший поддержку процессу
демократизации и стабильности и назвавший эту страну "островом стабильности". Не
остались не замеченными в Вашингтоне и другие факты, сигнализирующие о
стремлении Ислама Каримова установить с США основанные на сотрудничестве
отношения. Так, при голосовании резолюции ООН, осуждающей введенное США
экономическое эмбарго в отношении Кубы (12 ноября 1996-го), среди трех стран,
поддержавших это эмбарго, наряду с США и Израилем оказался и Узбекистан. Годом
позже президент Узбекистана единственный из руководителей стран Центральной Азии
публично одобрил инициированное Вашингтоном эмбарго против Ирана. Тон
официальных заявлений американской администрации по отношению к Узбекистану
изменился, она начала выражать большее беспокойство по поводу "стабильности",
чем по поводу "демократии" в этой стране. Америка признал а Узбекистан
региональной державой, и это должно было сигнализировать России, что в скором
времени Узбекистан не преминет воспользоваться "самостоятельной позицией".
Так оно и произошло двумя годами позже.
Капитуляция подразделений генерала Дустума перед движением "Талибан" в
августе-сентябре 1998-го привела к краху всей существовавшей на тот момент
региональной системы безопасности. Отряды движения "Талибан" вышли на узбекский
участок бывшей советско-афганской границы в районе города Термез. Одновременно,
в результате так называемого Ошского инцидента, произошедшего в самый разгар
наступления талибов, было прервано снабжение отрядов Ахмад Шаха Масуда в
Северном Афганистане.
30 ноября 1998-го на пресс-конференции,
посвященной визиту президента Аскара Акаева, Ислам Каримов выступил с резкими
заявлениями в адрес российских спецслужб и Таджикистана, обвинив их в
организации мятежа полковника Махмуда Худойбердыева. Весной 1999-го Ташкент
вышел из Договора о коллективной безопасности и стал новым членом ГУАМ, добавив
к названию этой организации еще одно "У". Тем самым Узбекистан давал понять, что
в помощи России он больше не нуждается.
Но тут прозвенел третий "звонок". Летом
1999-го произошли так называемые Баткенские события. Группы боевиков из
Исламского движения Узбекистана под руководством Джумы Намангани атаковали с
территории Таджикистана горные районы Кыргызстана и захватили несколько сел.
Боевики стремились прорваться в узбекскую часть Ферганской долины и поднять там
восстание против режима Каримова. Угроза была настолько реальной, что,
по-видимому, нужен был лишь удобный повод, чтобы, "сохранив лицо", возобновить
военно-техническое сотрудничество с Россией.
И такой повод появился в лице нового
президента России Владимира Путина. И хотя контакты между Москвой и Ташкентом
особо не афишировались, уже в начале 2000-го в российской прессе начали
появляться сообщения, намекающие на некое "стратегическое партнерство" двух
стран. В мае Владимир Путин нанес свой первый официальный визит в Центральную
Азию, и нанес он его в Ташкент. На пресс-конференции в Ташкенте Путин заявил,
что любая угроза Узбекистану – это угроза России. Ислам Каримов ответил, что его
страна обращается к России за помощью, поскольку Узбекистан не может
самостоятельно противостоять враждебным силам. Казалось, отношения между
государствами входят в нормальное русло, но вмешались объективные
обстоятельства, заставившие Ташкент вновь вспомнить о своей "самостоятельной
позиции".
Лето и осень 2000-го выдались жаркими. В
августе боевики ИДУ атаковали территорию Узбекистана в Сурхандарьинской области,
а в сентябре талибы предприняли массированное наступление на позиции Северного
альянса и практически вышли к южным границам СНГ. Ташкент, отвергнув идею России
о создании коллективных региональных вооруженных сил, пошел на прямой диалог с
талибами. 5 октября новый министр обороны Узбекистана Кодыр Гуломов объявил о
сокращении войсковой группировки на границе с той частью Афганистана, которая
контролируется талибами, а глава МИД Абдулазиз Комилов признался: "Я сам за
последнее время неоднократно встречался с главой талибов муллой Омаром и его
министром иностранных дел муллой Муттавакилем". Сам Ислам Каримов пришел к
выводу, что тотальная победа талибов "не означает того, что они намерены
нарушить южные границы СНГ", а после визита в Ашхабад выступил с заявлением, в
котором призвал Россию не пугать Узбекистан и другие страны этого региона
талибами. "Сама талибанская угроза , как и "опасность внутреннего исламизма"
сильно преувеличена, – сказал он, – фактически просто-напросто выдумана Москвой,
которая преследует исключительно свои цели – сохранить военно-политический
контроль над Средней Азией".
В декабре руководство Узбекистана
выступило против американских и российских планов нанесения по Афганистану
военных ударов и вышло с предложением о подключении к диалогу с талибами всех
государств СНГ. Ислам Каримов заявил, что его стране "не нужна вялотекущая война
с талибами, которые стали реально существующей силой в Афганистане".
Однако новый год не принес ожидаемой
стабилизации в регионе. Напротив, большинством экспертов ситуация в нем
оценивалась как нестабильная. Оказалась несостоятельной и ставка на талибов.
Весной Северный альянс начал контрнаступление и не только вернул себе утраченные
позиции, но и серьезно потеснил движение "Талибан". Более того, международное
сообщество пообещало поддержку Северному альянсу, в то время как в отношении
талибов еще в декабре Советом Безопасности ООН были введены санкции. Как опытный
политик, Ислам Каримов не мог не почувствовать, что попутные ветры дуют в паруса
российской политики в регионе.
Опыт прошлого года, да и имеющая место
вероятность повторения вторжения боевиков подсказали Исламу Каримову единственно
возможный выход из создавшейся пиковой для него ситуации: не теряя лица,
попытаться использовать потенциал членов ЦАЭС, входящих в систему ДКБ, и через
них урегулировать несколько подпорченные отношения с Россией. На саммите ЦАЭС,
прошедшем в рождественские дни 2000-го в Алматы, он делает очередной реверанс в
сторону России. "Стабильность и процветание нашей страны мы тесно увязываем с
безопасностью Таджикистана, Казахстана и Киргизии, – заявляет Ислам Каримов на
пресс-конференции по итогам саммита. С нами великая Россия с огромным
потенциалом и доверием, которое мы выражаем ей, а также ее 201-й дивизии,
российским пограничникам, охраняющим границы Таджикистана с Афганистаном".
В марте 2001-го Ташкент посетила
представительная военная делегация России, с которой достигается договоренность
о поставках в Узбекистан военной техники. В это же время огласке придается факт
переговоров Узбекистана с представителями Северного альянса. 15 марта Ташкент
посетил министр иностранных дел Афганистана доктор Абдулла, который провел
переговоры с Абдулазизом Камиловым. Стороны открытым текстом заговорили о
координации усилий по борьбе с ИДУ. Доктор Абдулла заверил узбекскую сторону,
что Северный альянс предпримет все меры для пресечения деятельности исламских
боевиков на контролируемой им территории.
В начале мая с государственным визитом
Москву посещает Ислам Каримов. В обращенных к Владимиру Путину словах он
подчеркнул: "Центральноазиатский регион является южным рубежом России, которая
заинтересована в мире и согласии в этом районе. Активность, которую вы
проявляете там, полностью поддерживается Ташкентом... В лице России мы имеем не
только гаранта безопасности, но и стратегического партнера".
Более того, было решено, что Узбекистан
присоединится к "Шанхайской пятерке", которая к этому времени уже существовала
как механизм регионального военно-политического сотрудничества. Через месяц
президенты России, Китая, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана
подписали соответствующие документы, и "Шанхайская пятерка" превратилась в
Шанхайскую организацию сотрудничества. И хотя по отмечаемой узбекской делегацией
уже в ходе юбилейного саммита "Шанхайской пятерки" "стержневой" роли Узбекистана
в этой организации было ясно, что "самостоятельной позиции" Ташкента не
избежать, тем не менее включение Узбекистана шестым членом ШОС было чрезвычайно
значимым событием для системы коллективной безопасности в регионе. Возможно,
грядущей конфронтации и удалось бы избежать, но опять вмешались объективные
обстоятельства.
Не было ни гроша,
да вдруг алтын
События 11 сентября 2001 года и начатая
США военная операция в Афганистане внесли существенные коррективы в позицию
Узбекистана. Он вновь почувствовал свою значимость для США, а следовательно –
возможность использовать их усиливающееся влияние в регионе в собственных
интересах.
Во имя укрепления своих отношений с США
Ислам Каримов пошел на беспрецедентный для его внешней политики шаг: дал
согласие на размещение на территории Узбекистана иностранных воинских
формирований. По-видимому, игра стоила свеч, обещая как политические, так и
экономические дивиденды.
Изменение отношения к себе Ташкента Москва
почувствовала уже в январе: главу российского МИД приняли там подчеркнуто
прохладно. В ответ на предложения дружбы российский министр услышал примерно
следующее: "Вечную дружбу в банк не положишь, и проценты по ней не
набегают".
В марте 2002-го во время визита Ислама
Каримова в США две страны подписали Декларацию о стратегическом партнерстве, в
которой Узбекистан был назван основным стратегическим партнером США в
Центральной Азии. Буквально сразу по возвращении в Ташкент Ислам Каримов сделал
любопытное признание. По его словам, Узбекистан и его народ последние пять лет
жили под угрозой вооруженного вторжения талибов, и "решающую роль в снятии
напряженности на южных рубежах Узбекистана сыграли исключительно США, их
решимость и хорошо подготовленные вооруженные силы, а не участники Договора о
коллективной безопасности в рамках СНГ".
Другими словами, Узбекистан окончательно
разочаровался в структурах, обеспечивающих коллективную безопасность в регионе.
О ДКБ речи нет, Узбекистан вышел из Договора еще в 1999-м. Другое дело – ШОС. Из
шести заседаний представителей государств – членов ШОС, проведенных в апреле-мае
в рамках подготовки к Санкт-Петербургскому саммиту, представители Узбекистана
приняли участие только в двух, касающихся согласования позиций по экономическому
сотрудничеству и по проекту хартии ШОС. Вопросы региональной безопасности,
обсуждаемые на остальных четырех совещаниях, Узбекистан оставил без
внимания.
"Самостоятельная позиция" Узбекистана
проявилась и во время Санкт-Петербургского саммита, когда остальные члены ШОС
готовы были пойти на беспрецедентный шаг – подписать документы без Узбекистана.
Совсем не случайно в тексте хартии ШОС оказались и слова о "недопущении любых
противоправных действий, направленных против интересов ШОС", а также положение о
принятии соответствующих мер воздействия в отношении государства – члена
организации, систематически нарушающего требования принятых ею к исполнению
документов.
Следующий любопытный шаг был сделан
Узбекистаном в отношении ГУУАМ. 14 июня Узбекистан заявил о своем выходе из этой
организации в виду "отсутствия прогресса в ее деятельности". Через неделю
Узбекистан вновь продемонстрировал "самостоятельную позицию", заявив, что лишь
приостанавливает членство в этой организации. Однако последнее решение, по всей
видимости, было принято под диктовку Белого дома. Уже 16 июня Госдепартамент США
завил: "Мы... считаем, что членство в ГУУАМ поможет укрепить позиции Узбекистана
как регионального лидера, и мы надеемся, что правительство Узбекистана
пересмотрит это решение". С мнением своего "стратегического партнера" Узбекистан
не мог не посчитаться. Такая вот "самостоятельная позиция".
|