Мировая экономика и политика № 8, 29 октября 2002 Заветная мечта ТуркменбашиЕвгений Огибенин, Павел Графов
Попадет ли
туркменский газ в Европу?
В настоящее время на долю Туркменистана
приходится 2,86 трлн м? голубого топлива, что составляет около 2% разведанных
мировых запасов. Потенциал туркменского шельфа Каспия оценивается, по последним
данным, еще в 11 трлн м?, общие же оценки колеблются в пределах от 15,53 до 23
трлн кубических метров.
Промышленная добыча природного газа в
тогда еще советской республике началась в 1966 г. с освоения Ачакского
газоконденсатного месторождения. На сегодняшний день в Туркменистане открыто 144
месторождения; перспективные с точки зрения добычи газа площади занимают около
80% его территории. Не случайно именно на природный газ сделал ставку президент
Сапармурат Ниязов, провозгласивший после развала СССР намерение превратить свою
родину в "азиатский Кувейт".
Однако реальность внесла свои коррективы.
После 1991 г., ставшего пиковым по объемам добычи газа, начался неудержимый
спад. Одной из его причин стал износ оборудования добывающих мощностей, большая
часть которых была заложена в 60-70-х гг. Кроме того, возникли серьезные
проблемы со сбытом, а именно с оплатой поставок топлива на Украину. В конечном
итоге во II квартале 1997 г. значительная часть газовых скважин была
законсервирована, а к 1998 г. уровень добычи снизился до минимального и составил
всего 13,2 млрд м?, то есть практически сравнялся с уровнем внутреннего
потребления (11,4 млрд м?). В кризисные годы число действующих эксплуатационных
скважин сократилось с 3000 до 622, то есть почти в пять раз.
Начиная с 1999 г. ситуация стала
постепенно исправляться, объемы добычи начали расти. В 2001 г. в республике было
добыто 47,9 млрд м?, из которых 37,2 млрд м? поставлено на экспорт. Доля
природного газа в структуре экспорта Туркменистана составила около 56
процентов.
По данным туркменского Национального
института статистики и информации, за 8 месяцев 2002 г. в республике было добыто
36 млрд м? газа, что на 15% выше показателей аналогичного периода прошлого года.
Утвержденный правительством страны план на этот год составляет 70,8 млрд м?, из
которых 56,5 млрд м? намечено направить на экспорт. Выполнение задачи по
увеличению объемов добычи предполагается обеспечить путем наращивания мощностей
на месторождениях Довлетабад, Балгуйы, Малай, Корпедже и некоторых других. По
утверждению туркменского руководства, республика сегодня способна добывать около
80 млрд м? газа в год, а к 2010 г. эта цифра может увеличиться до 120 млрд м?.
Соответственно объем экспортных поставок к 2005 г. должен составить 75 млрд м?,
а к 2010 г. - 100 млрд м? в год.
Соответствие этих прогнозов
действительности вызывает определенные сомнения, но даже если допустить, что они
сбудутся на все 100%, возникает еще одна серьезная проблема - возможности
поставок туркменского природного газа за рубеж жестко ограничены пропускной
способностью экспортных трубопроводов. Парадокс заключается в том, что
республика, со всех сторон окруженная потребителями газа, ни с одним из них не
связана напрямую.
В настоящее время Туркменистан
осуществляет экспортные поставки через две системы магистральных газопроводов.
"Северный" маршрут обеспечивает транспортировку газа из восточных газодобывающих
регионов по трубопроводной системе "Средняя Азия - Центр" через Узбекистан и
Казахстан в Россию, далее на Украину, откуда возможно проникновение на
европейский рынок. "Южный" маршрут предназначен для экспорта газа из западных
газодобывающих регионов в Иран, через который теоретически возможен выход как в
Турцию, так и на азиатский рынок.
В 2001 г. по трубопроводу "Средняя Азия -
Центр" Туркменистан экспортировал около 33 млрд м? природного газа. В текущем
году объемы поставок по этому маршруту планируется увеличить до 50 млрд м?,
однако перспектива дальнейшего расширения экспорта в данном направлении
представляется маловероятной. Степень изношенности туркменской трубопроводной
системы составляет, по разным оценкам, 72-87%. В частности, в серьезной
модернизации нуждается вся транспортно-технологическая цепочка от месторождения
Довлетабад-Донмез до компрессорной станции Дарьялык, расположенной на
туркмено-узбекской границе. И хотя такая работа в настоящее время ведется,
проблемы это не решает - в реконструкции нуждается вся система "Средняя Азия -
Центр", построенная еще в 70-е гг. Только для ремонта транзитного участка
протяженностью 836 км, проходящего по территории Казахстана, необходимо порядка
$360 млн. На начальном этапе работы системы ее пропускная способность достигала
50 млрд м? в год, однако в процессе эксплуатации снизилась до 35-36 млрд м?.
Осуществляемая компанией КазТрансГаз программа реабилитации позволит к концу
2002 г. довести мощность магистрали до 48-50 млрд м? в год, а в перспективе и до
60 млрд м?. Однако даже в случае успеха останется узбекский транзитный участок,
максимальная пропускная способность которого, по заявлению официального
Ташкента, составляет 40 млрд м? в год.
Не следует забывать и о том, что
Туркменистан - не единственная страна в Центральной Азии, которая хотела бы
увеличить производство и экспорт газа. Казахстан к 2010 г. планирует довести
добычу до 50-60 млрд м?, на внешние рынки пойдет, соответственно, около 40-50
млрд м?. Увеличить добычу и экспорт голубого топлива намерен и Узбекистан,
ежегодно производящий свыше 50 млрд м?, при этом основные запасы газа в
республике находятся в ее юго-западной и западной частях. И Астана, и Ташкент
уже неоднократно заявляли, что объемы транзита газа через их территорию будут
зависеть от собственных экспортных планов этих государств. Таким образом,
возможности использования "северного" маршрута для увеличения объемов экспорта
из Туркменистана ограничены.
"Южный" вариант представляет собой
построенный в 1997 г. газопровод Корпедже - Курт-Куи длиной 193 км. В
соответствии с соглашением, подписанным между Туркменистаном и Ираном в 1995 г.
сроком на 25 лет, объем поставок по этому маршруту должен составлять не менее 5
млрд м? в год. Этот небольшой участок является частью амбициозного проекта
стоимостью $800 млн, в рамках которого предполагалось экспортировать туркменский
газ через Иран в Турцию и далее в Европу. В Ашхабаде всерьез рассчитывали
поставлять в этом направлении до 30 млрд м? в год.
Однако в Тегеране не ощущается горячего
желания реэкспортировать газ своего северного соседа в Турцию - запасы газа в
Южном Иране значительно больше, чем во всех центральноазиатских государствах,
вместе взятых, и никакой помощи со стороны тут не требуется. Тегеран
последовательно развивает свою газотранспортную сеть и планирует построить новый
трубопровод для организации крупномасштабного экспорта собственного газа в
Турцию и Европу (проект IGAT-4).
В настоящее время практически все топливо,
поступающее по магистрали с пропускной способностью 8 млрд м? в год, сжигается
на электростанциях северных районов Ирана. Относительно существующих объемов
поставок однозначного мнения нет. По словам туркменской стороны, в 2001 г. в
Иран было отгружено 6,5 млрд м?, однако исполнительный директор иранской
Национальной газовой компании (NIGC) Хамдаллах Мохаммеднеджад настаивает на
цифре 4,5 млрд м?. Что касается перспектив "южного" направления, то, по словам
иранцев, импорт газа из Туркменистана в ближайшее время останется на том же
уровне.
Еще одним "проектом века", на который в
Ашхабаде возлагались большие надежды, был Транскаспийский трубопровод,
предназначенный для транспортировки туркменского газа через Каспийское море,
Азербайджан и Грузию в Турцию и далее в Европу. Этот вариант пользовался горячей
поддержкой США - проведение изыскательских работ и подготовка
технико-экономического обоснования осуществлялась компанией Exxon на деньги,
выделенные американской Ассоциацией поддержки промышленности и
предпринимательства. Стоимость строительства была предварительно оценена в $3
миллиарда.
В руководстве республики Транскаспийский
маршрут считали наиболее реальным, к его реализации было намечено приступить уже
в 2002 г. Рассчитывая на финансовую поддержку американцев, Туркменистан выполнил
ряд выдвинутых Вашингтоном условий - в частности, из нейтральной республики была
выведена группировка российских пограничников.
Однако у проекта был и серьезный противник
- Иран. Ссылаясь на неопределенность статуса Каспия, официальный Тегеран
выступил резко против начала строительства. На самом деле причина его возмущения
была гораздо более прозаичной - Транскаспийский маршрут служил альтернативой
иранскому варианту, поэтому, собственно, он и поддерживался Вашингтоном. Тем не
менее в Ашхабаде не могли не считаться с мнением соседа, обладающего одной из
самых мощных армий в регионе.
Последнюю точку в этой эпопее поставил
Азербайджан. Если до сентября 1999 г. в Баку с определенными оговорками
поддерживали проект, то уже в октябре, после открытия в азербайджанском секторе
Каспия крупного газового месторождения, позиция официальных властей республики
резко изменилась. Азербайджан выразил готовность участвовать в строительстве
транскаспийского газопровода, но для экспорта своих энергоносителей - без
прокладки туркменского участка.
Планы расширения экспорта голубого топлива
Сапармурат Ниязов связывал и с Трансафганским проектом - магистральным
газопроводом длиной более 1200 км через территорию Афганистана. Ради его
осуществления Туркменбаши даже пошел на сближение с исламским движением
"Талибан", но талибам, как известно, так и не удалось взять под контроль всю
территорию страны. После завершения американской операции в Афганистане
реализация проекта снова стала казаться осуществимой. Однако, несмотря на
активизацию переговорного процесса, перспективы этого маршрута весьма и весьма
туманны.
Общий вывод из всего вышеизложенного
заключается в том, что мощности действующих магистральных газопроводов не
позволят Ашхабаду выполнить план по расширению экспорта газа в полном объеме, а
появление новых маршрутов в среднесрочной перспективе представляется
маловероятным.
Вариант выхода из создавшейся тупиковой
ситуации предложил Сапармурат Ниязов. По его словам, Туркменистан может в
ближайшее время переориентироваться на экспорт сжиженного природного газа (СПГ).
Надо сказать, что здесь Туркменбаши шагает в ногу со временем - доля СПГ в
мировой торговле газом довольно быстро увеличивается. В 2001 г. мировой объем
торговли этим видом топлива составил 147 млрд м?, или около 30% общего объема
мировой торговли газом. Основное преимущество технологии сжижения заключается в
том, что в этом процессе объем газа уменьшается в 600 раз, тем самым
обеспечивается возможность его транспортировки автомобильным, железнодорожным
или морским транспортом. СПГ находит применение в районах, в которые голубое
топливо по каким-то причинам невозможно доставить по газопроводам.
Строго говоря, Туркменистан уже
осуществляет поставки СПГ на экспорт, правда пока в небольших объемах. Первый
проект по производству сжиженного газа в республике был реализован летом 1998 г.
на Наипском газоконденсатном месторождении. Введенная в эксплуатацию
технологическая установка полностью обеспечила внутренние потребности республики
в данном виде топлива. Работы выполнили специалисты итальянской фирмы Технофрига
и строительного треста Лебапнефтегазстрой. Проектная мощность комплекса - 15
тыс. т в год, суточная выработка в 2001 г. составила 60 т. Производимый СПГ
экспортировался в Великобританию, Германию, Иран, ОАЭ, Афганистан и другие
страны небольшими партиями объемом от 200 до 1000 т через Государственную
товарно-сырьевую биржу Туркменистана.
Весной 2001 г. на Наипском месторождении
началось строительство нового комплекса по производству СПГ. Контракт реализуют
специалисты канадской компании Термодизайн инжениринг, основную часть
общестроительных работ выполняют туркменские специалисты (трест
Лебапнефтегазстрой). Канадская компания обеспечит поставку, монтаж и
пусконаладку технологического оборудования, а также обучение персонала. Комплекс
будет состоять из двух блоков, проектная мощность каждого из которых рассчитана
на переработку 4,5 млн м? газа и выпуск 240 т сжиженного топлива в сутки. Таким
образом, общая мощность комплекса составит порядка 500 т СПГ в сутки (около 170
тыс. т в год). По плану комплекс должен быть сдан в октябре 2002 г., его
продукция в основном будет отправляться на экспорт. Для этого в порту
Туркменбаши планируется построить терминал для загрузки сжиженного газа на
танкеры. Приемный терминал будет расположен в иранском порту Нека, откуда по
газопроводу длиной 500 км топливо предполагается транспортировать в Тегеран.
Тема получила продолжение в августе 2002
г. во время визита в Туркменистан представителей компании Itochu. На встрече с
руководством республики японские бизнесмены заявили о своей готовности
приступить к строительству сети средних и малых заводов по производству
сжиженного природного газа, ориентированных на экспорт. Предложение было сделано
в ходе переговоров лично президентом Ниязовым. По его мнению, стране необходимо
около 20 заводов по производству СПГ мощностью 70-100 тыс. м? в год. Если этот
проект действительно будет реализован, заветная мечта Туркменбаши может
наконец-то осуществиться - туркменский газ попадет-таки на европейские
рынки.
|