Становление новой идеологии БеларусиАлександр Фадеев
Новый год белорусские радиослушатели
встретили без привычных передач на русском языке радиостанций "Маяк", "Голос
России" и "Юность". На частотах белорусского УКВ-диапазона с начала января была
прекращена ретрансляция программ этих российских радиостанций, а передатчики
стали обслуживать программы белорусской радиостанции "Столица" и минского
областного радиовещания. Белтелерадиокомпания заявила, что подобный шаг сделан
из-за недостатка средств госбюджета.
На самом деле речь идет об окончательном
переходе электронных СМИ на территории республики в монопольное управление
государственного идеологического аппарата. Напомним, что ранее в Беларуси
радикальным образом были урезаны объемы ретрансляции программ российских
телеканалов: 1-го, РТР, НТВ и даже "Культуры". При этом администрацией
президента РБ учитывался опыт соседней Украины, где господство российских
электронных СМИ воздействовало, с ее точки зрения, самым непосредственным
образом на внутриполитическую жизнь страны. Интересно, что решение белорусских
властей о прекращении ретрансляции популярных российских радиостанций было
встречено радикальной оппозицией бурей ликования. Даже лидер БНФ Валентин
Вечерко, который всегда резко критиковал любые меры администрации и
правительства, поспешил сделать специальное заявление о полезности и
своевременности такого шага, который «должен сработать как независимый
фактор».
Сегодня в Беларуси прочного внутреннего
единства, сбалансированности отношений между государством и обществом, о чем
говорил в своем новогоднем обращении к народу Александр Лукашенко, не
наблюдается. В этих условиях любое реформирование экономики, социальная
модернизация могут привести к параличу государственного аппарата, учитывая
весьма ограниченные финансовые резервы и возможности страны. Между тем
идеологическая машина запущена на полные обороты и выдвигает от имени президента
один за другим все новые амбициозные планы. Все это при известном консерватизме
верхушки госаппарата и аморфном состоянии белорусского общества объективно ведет
к усилению авторитаризма, хотя одновременно способствует сохранению определенной
устойчивости системы, гарантируя ее в ближайшей перспективе от политических
катаклизмов. Лукашенко в сложных экономических и внешнеполитических условиях, в
которые попала республика, интуитивно пытается удержать некое социальное
равновесие, пусть и ценой ухода от любых вариантов радикальной модернизации в
политике, экономике, общественной жизни и культурной сфере.
Наблюдаемая сейчас политическая и
социально-экономическая отсталость заметно сказываются на идеологии молодого
белорусского государства, которое де факто не
обладает хозяйственной самодостаточностью, имеет крайне ограниченные возможности
во внешнеполитической практике, но руководство которого в целях сохранения
власти не может и не желает признавать это. Дальнейшее укрепление института
личной власти президента сопровождается отстранением белорусского народа от
политической жизни.
Малочисленные и разрозненные политические
группы радикальной оппозиции не скрывают своих планов реформирования Беларуси по
западным канонам, выступают за отстранение, «отпад» Лукашенко от власти. Но, и в
этом специфика переживаемого момента, они не ставят условия передачи верховной
власти в республике органу народного представительства, парламенту, не требуют
ликвидации зафиксированных в основном законе страны огромных президентских
полномочий. Таким образом, можно предположить, что оппозиция ведет дело к замене
Лукашенко на политика с выраженной прозападной ориентацией, который сохранит всю
полноту власти в одних руках.
В целом, политическая доктрина оппозиции
исходит из стремления к европеизации Беларуси, но не путем ее последовательной
либерализации и демократизации, а путем реформирования «сверху», используя при
этом уже существующий механизм авторитарной власти. Подготавливаемый БНФ и
другими радикальными структурами оппозиции «поезд благополучия» в Европу явно
рассчитан не на всех граждан республики, а только на какую-то часть общества,
принимающую и разделяющую ценности оппозиции. В этом, возможно, кроется главное
внутреннее противоречие самой оппозиции: идея суверенитета, сохранения
независимости и национального государства белорусов на деле не подкрепляется
идеей установления демократического строя, основанного на самоуправлении народа,
без бюрократии и созданных помимо гражданской инициативы политических групп и
партий.
Низкая популярность прозападной оппозиции
во многом объясняется той коллизией, когда явное стремление радикалов к высотам
государственного управления, к безраздельному доминированию во власти вызывает
настороженность и недоверие белорусских граждан. Белорусский социум, как ни
парадоксально, стремится действительно сохранить государственно-общественный статус-кво, отвергая все варианты модернизации, которые
ведут к неравенству внутри республики. Это чутко уловила в свое время
президентская администрация, начав утверждать в сознании нации идею
ответственного перед обществом государства, основной целью которого является
сохранение социальных гарантий, предотвращение любых видов конфликтов и
безработицы, защита всех категорий граждан. Одновременно насаждается иллюзия,
что социальное равенство и солидарность, одновременное поднятие материального
благополучия всего населения достижимы в рамках реализации государственных
программ, при преобладающей роли государственного аппарата и на основе
отечественных ресурсов.
Новая официальная идеология Беларуси
базируется на противодействии рыночной стихийности, свободе предпринимательства.
Стремление государства держать в своих руках весь совокупный контроль над
социально-экономическими и политическими процессами диктует и наличие
ограничений на свободное включение граждан в политическую практику(это
закреплено в правовом поле республики). Правящий класс всячески оправдывает
существующие искусственные ограничения политической активности населения заботой
о стабильности и поддержании социального мира. Другим столпом государственной
доктрины является отношение к президенту и президентской власти как главной
гарантии, силе, не позволяющей подчинить государство и общество интересам узких
политических, финансовых или иных элитарных групп, в первую очередь иностранных,
включая российские, групп давления. Идеалом провозглашено социальное партнерство
государства и общества, социальное равенство, но при сохранении за
государственным аппаратом всей полноты власти и ответственности за все стороны
жизни граждан республики.
Анализ государственной идеологии РБ
показывает, что она во многом копирует постулаты социал-демократии стран
Центральной и Восточной Европы – в меньшей степени польской, в большей
словацкой. Отсюда и неприятие мировоззренческой нейтральности, и объявление
властной элиты Беларуси о следовании христианским ценностям и гуманистическим
традициям. В последнее время заметно наложение на социал-демократическую матрицу
политики по активному использованию потенциала национальной идеи и попытки
отказа от концепции неприятия союзов односторонней направленности,
равноудаленности от центров силы. Власти Беларуси активно ищут мощных и богатых
союзников географически расположенных как можно далее от территории своей
страны, у которых уже в силу этого обстоятельства не должно возникать соблазна
поглотить ее регионы или республику в целом. В этом ракурсе Россия после
известных инициатив В.Путина окончательно потеряла свою притягательность, а
белорусская дипломатия преимущественно занята сегодня обеспечением международных
гарантий независимости Беларуси.
Государство, если исходить из
общепризнанного утверждения социологов, - это увеличенная копия семьи. Очевидно,
что белорусы в своей абсолютной массе не жаждут, чтобы их государство было
гипертрофированной копией семьи нынешнего президента. Что же касается самого
белорусского общества, то не следует, видимо, преувеличивать его замкнутый
характер, политическую инертность и приверженность сложившемуся
социально-хозяйственному укладу советского типа. Это не те ценности, которые
граждане Беларуси будут отстаивать. Речь скорее об отсутствии генератора реформ,
как внутри республики, так и за ее пределами, сил, готовых взять на себя
ответственность за их последствия и всю финансовую тяжесть. Как представляется,
белорусские граждане в этом вопросе перестали уповать на внутренний потенциал
своего государства, переход на более высокий уровень социальной организации и
материального обеспечения сопровождается в их сознании с надеждами на внешнюю
помощь богатых стран или блоков государств.
В этом контексте замыслы создания
белорусско-российского государства пользуются определенной поддержкой,
сторонников унии с Россией немало, но ждать сегодня от белорусов решительных
действий во имя воплощения федеративных идей в политическую практику – напрасно.
С одной стороны, как уже отмечалось выше, белорусский народ отстранен от
политики, с другой – правящий класс республики в деле сближения с Россией
озабочен сохранением своей, немалой, заметим, власти, все время демонстрирует
двойственность, переходящую время от времени в двуличную политику. Да, отношение
большинства белорусов к России остается вполне дружественным и доброжелательным,
но темпы создания единого государства с ней и достигнутые за последние годы
весьма скромные результаты их явно разочаровали. Не стоит забывать при этом, что
поиски виновников краха идеи союзного государства сопровождаются в Беларуси
организованной сверху кампанией по «рациональному» объяснению причин такого
положения дел, при которой гражданам республики подсовывается готовый ответ в
виде бездарной политики руководителей российского государства, заведших дело
интеграции в тупик.
Правда, иллюзии верхов сформировать резко
отрицательное общественное мнение вокруг августовских интеграционных усилий
Кремля с помощью пропаганды и откровенной демагогии быстро растаяли. Это
насторожило белорусские власти, которые срочно предприняли меры по разработке
концепции, призванной оправдать тот капитулянтский курс, которым они следуют по
отношению к программе строительства союзного государства. Ключевыми положениями
концепции являются аргументы в пользу отложенности мер по реализации договоров с
Россией и выдвижение требования полного равноправия Беларуси в потенциальном
союзе. Такому развороту событий может объективно помешать только одно – реальное
ощущение всем белорусским обществом роста силы, экономического могущества,
международного престижа России, готовность ее прийти на помощь соседней
Белоруссии. Лучший агитатор за союзное государство известен, это – высокий
материальный достаток граждан России, рост их прав и социальных гарантий со
стороны государства. Если всего этого удастся достигнуть, то все рассуждения об
абсолютном равенстве Беларуси в партнерских отношениях с Россией быстро
забудутся и останутся в прошлом.
|