Белорусско-российский союз и общественное движениеДеркач В.А. (Председатель республиканского общественного объединения «Гражданское единство»
С сожалением приходится констатировать,
что естественное стремление наших народов к воссоединению в прежде единое
государство федеративного типа изначально было использовано российскими
политтехнологами всего лишь как тактический ход, обеспечивающий в критическую
для России минуту продление полномочий первого президента России путем
переизбрания его на второй срок. Наши «союзные страдания», так поспешно начатые
«сверху» и оформляемые в дальнейших договорных документах, наиболее выпукло
проявились после подписания некорректного, логически противоречивого Договора о
создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года.
Подписанию таких важных обязательств
должны были предшествовать синхронные во времени гражданские инициативы и
мероприятия всех общественных сил с обеих сторон, способствующие объективному
выражению волеизъявления народов двух стран по столь судьбоносному для всех
вопросу. Это позволило бы избежать неясностей и путаницы в видении перспектив
Союзного государства.
Сказанное в такой же мере касается и
проекта Конституционного Акта, определяющего, опять же на основе Союзного
договора, государственное устройство Союзного государства и его правовой
системы. Неудивительно, что через три недели один из подписантов этого документа
вынужден был сложить с себя президентские полномочия.
Однако не стоит драматизировать ситуацию,
ибо наши «проблемы роста» сродни проблемам строительства Евросоюза. В 80-е годы
интеграционные процессы в Европейском Сообществе пребывали в коматозном
состоянии, но распад мировой системы социализма придал им новое ускорение и
динамику. И хотя нынешний век открыл для нас антиинтеграционную риторику ряда
национальных политиков европейских стран, объединение Европы продолжается не
только «вширь», но и «вглубь», продолжая процессы десуверенизации стран Европы,
субъектов международных отношений. Это лишнее подтверждение тому, что реформы и
преобразования, инициированные сверху, могут быть достигнуты в благоприятных
обстоятельствах при условии компромисса и решительности политических
руководителей в достижении намеченной цели. Если руководители в этом, конечно,
искренне заинтересованы.
В нашем же случае, сегодня со всей
очевидностью следует, что не система надгосударственных институтов в конечном
счете в силах обеспечить белорусско-российское единение, а союзное гражданское
общество, способное к вызреванию через гражданские институты наших стран.
В соответствии с действующим
законодательством в Республике Беларусь зарегистрированы и функционируют свыше
1000 общественных объединений с республиканским статусом, в том числе 18
политических партий, 39 профсоюзов, 35 ветеранских, 37 молодежных, 19 женских
организаций. В то же время по пальцам можно пересчитать те
общественно-политические структуры, которые в своих программных документах и
практической работе реализуют или хотя бы предусматривают объединительные
тенденции наших народов. Хотя многие из них положительно оценивают идею союзного
гражданского общества.
Чтобы понять и верно оценить создавшуюся
ситуацию, надо учитывать тот факт, что с начала 90-х годов значительная
часть белорусских общественных организаций формировалась под концептуальным
управлением со стороны агрессивного Запада. Обеспечивая свою деятельность
крупной финансовой поддержкой извне, национал-оппозиция сумела захватить важное
идеологическое поле – «гражданское общество», пытаясь противопоставить общество
государственной власти.
Парадокс, но получив поддержку
подавляющего большинства граждан Республики Беларусь на президентских выборах
94-го года, референдуме 96-го года и президентских выборах 1991 года,
политическое руководство страны оказало себе «медвежью услугу». Недвусмысленно
продемонстрировав ничтожность самозваных лидеров квазигражданского общества из
числа оппозиции, государственная власть, в условиях убедительных побед снизила
заинтересованность в развитии и стимулировании социальной активности гражданских
институтов.
Незавершенность формирования, не говоря
«неразвитость», гражданского общества в Республике Беларусь, привела к тому, что
идея объединения наших народов превратилась в предмет торга политических элит
двух государств, и как следствие, вызвала существенные разногласия.
Не хотелось бы считать, что идея
белорусско-российского единения лишь фарс политиков, перерастающий в трагедию
народов, но обстоятельства заставляют учитывать и это. Иначе чем объяснить, что
извечные враги нашего Союза, в частности Объединенная гражданская партия
Беларуси, пытаются вклиниться в интеграционное пространство Союзного
государства, находя себе союзников в лице Союза правых сил.
Кому это выгодно и почему?
В свое время Карл Маркс, парируя
политическое кредо иезуитов «Цель оправдывает средства», мудро ответил: «Цель,
для которой используются неправые средства – не есть правая цель». От себя
добавлю: как задуманный результат, эта, неправая цель -принципиально
недостижима. Это ответ и правым и всем, кто пытается играть в «союзные
игры».
|