МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
Хроника
13 января.
Примэрия (мэрия) Кишинева санкционировала ходатайство
Христианско-демократической народной партии (ХДНП) о проведении 19 января
"встречи с избирателями" в центре столицы. Лидер партии Ю.Рошка заявил, что
"ХДНП начинает готовиться к возобновлению акций протеста в режиме нон-стоп,
которые прекратятся только после окончательной отставки коммунистического
правления и восстановления демократии в Республике Молдова".
15 января.
Правительственная газета "Moldova Suverana" утверждает, что лидеры
христианско-демократической оппозиции готовят "государственный переворот. В свою
очередь, лидер ХДНП Ю.Рошка заявил, что власти прибегли к очередной кампании
дезинформации, призванной оправдать "грядущие политические репрессии".
Правительственная газета утверждает, что отказ Центральной избирательной
комиссии зарегистрировать инициативную группу по проведению консультативного
референдума о присоединении Республики Молдова к НАТО и Евросоюзу (ЕС) стал лишь
формальным предлогом для проведения митингов протеста ХДНП, которая, по сути,
преследует цель свержения коммунистической власти. "Moldova Suverana"
пишет также, что депутаты ХДНП руководствуются не "национальными интересами", а
"выполняют поступивший из-за Прута главный наказ - помешать Республике Молдова
обрести абсолютную легитимность…". Правительственная газета обвиняет Ю.Рошку в
том, что его финансируют определенные исламские террористические
группировки.
15 января.
Комитет Министров Совета Европы принял 15 января новую резолюцию по
Молдове, в которой руководству страны рекомендуется уделить особое внимание
соблюдению прав национальных меньшинств, проживающих на территории РМ.
Рекомендации были приняты в ходе заседания, на котором обсуждалось соблюдение
Молдовой, Германией и Арменией рамочной конвенция по защите национальных
меньшинств. Комитет Министров СЕ рекомендует Молдове "вести взвешенную политику,
учитывая законные интересы национальных меньшинств." Для обеспечения такого
равновесия и принимая во внимание "недавнюю напряженность, связанную с
некоторыми решениями, в том что касается русского языка", необходимо удвоить
усилия для "устранения недочетов, в таких областях, как, например, использование
языков". КМ СЕ отметил, что самым ущемленным национальным меньшинством в Молдове
являются цыгане.
16 января.
Правительство РМ приняло постановление, способное ускорить возобновление
ретрансляции румынского телеканала TVR-1 на территории Республики Молдова.
Согласно постановлению, в пятидневный срок с момента опубликования этого
документа министерству транспорта и связи надлежит обеспечить оформление
контракта между государственным предприятием "Радиокоммуникации" и министерством
финансов о предоставлении телевизионных услуг. Финансирование ретрансляции
телеканала TVR-1 на территории Республики Молдова будет осуществляться в счет
долга Кишинева перед правительством Румынии. Молдавской стороне не удалось
возместить кредит в 14 млн. USD в установленные сроки, и Бухарест принял
предложение Кишинева о конвертировании части долга в фонд оплаты
ретрансляции.
17 января.
Президент В.Воронин и Митрополит Молдовы ЕВП Владимир выступили с совместным
заявлением, в котором призвали граждан Республики Молдова оказать содействие в
реставрации Кэприянского монастыря (около 25 км к западу от Кишинева) -
памятника религиозной культуры особого исторического значения. Как отмечается в
обращении, Церковь Успения Богородицы, построенная господарем Александру чел Бун
в молдавском классическим архитектурном стиле, и Церковь Св.Георгия,
воздвигнутая в 1903 году, оказались в плачевном состоянии. "Если не принять
срочных мер по их спасению, Кэприянский монашеский комплекс, этот символ
единства нашего народа, нашего государства и нашей православной веры, может
исчезнуть как памятник истории и культуры. Наши потомки никогда не простят нам
этого".
18 января.
Визит президента Болгарии Г.Пырванова в Молдову "является событием огромного
значения для нашей страны и открывает новый политический год в Молдове,
связанный с надеждами на европейскую интеграцию, более тесное сотрудничество с
государствами ЕС", заявил президент РМ В.Воронин. В состоявшейся сегодня беседе
главы государств обсудили проблемы укрепления двустороннего сотрудничества в
области образования, науки и культуры, а также проблемы
регионального экономического сотрудничества. Отдельной темой обсуждения стало
нынешнее положение и перспективы этнокультурного развития болгарской диаспоры в
Молдове. Г.Пырванов поблагодарил руководство Молдовы за "политику толерантности
по отношению к проживающим в республике болгарам". В ходе визита президента
Республики Болгария в Молдову стороны подписали Соглашение о
сотрудничестве в таможенной области и Соглашение о сотрудничестве министерств
юстиции Республики Молдова и Республики Болгария.
18 января. В
Министерстве иностранных дел Российской Федерации 17 января состоялась встреча
первого заместителя министра иностранных дел РФ В.Трубникова со специальным
представителем Государственного департамента США Р.Периной. Как сообщила
пресс-служба МИД России, были обсуждены некоторые вопросы
российско-американского взаимодействия, в том числе в решении приднестровской
проблемы. Информационное агентство ПМР "Ольвия-пресс" полагает, что визит в
российский МИД Р.Перины может быть вызван интересом США к тому, насколько
успешно идет процесс вывода российских военных и вывоз вооружений из
Приднестровья после продления на заседании СМИД ОБСЕ сроков этой операции до
конца 2003 года.
18 января. -
Участники манифестации, организованной 19 января Христианско-демократической
народной партией (ХДНП) в центре столицы, поддержали ее обращение к
международному сообществу "принять энергичные меры по декоммунизации Республики
Молдова и восстановлению демократии в нашей
стране".
20 января.
Глава государства В.Воронин встретился с заместителем министра иностранных дел
Украины А.Чалым. На встрече молдавский президент и украинский вице-министр
обсудили вопросы, касающиеся продвижения общей линии европейской интеграции:
объединение усилий в этом направлении, разработка совместных инициатив и
проведение двусторонних консультаций по ряду проблем, представляющих общий
интерес. Стороны отметили, что важную роль в этом играет продолжение открытого
диалога, создание стабильной зоны на юго-востоке Европы, окончательное решение
приднестровского конфликта. В.Воронин и А.Чалый коснулись также нынешнего этапа
двусторонних молдавско-украинских отношений, выступив за оптимизацию
экономических и торговых связей и новые формы взаимовыгодного долгосрочного
сотрудничества, разработку конкретных проектов в различных сферах
деятельности.
20 января.
Начальник Генерального штаба Вооруженных сил РФ А.Квашнин приостановил на
полгода действие своей директивы о ликвидации Оперативной группы российских
войск (ОГРВ) в Приднестровье. Россия в соответствии с
обязательствами, взятыми на себя на Стамбульском саммите ОБСЕ в 1999 г.,
должна была вывести из региона все свои части и их вооружение до 31 декабря 2002
г.. Однако, поскольку на заседании СМИД ОБСЕ 7 декабря 2002 г. принято
решение о продлении этого срока на один год, Министерство обороны России
отменило прежние распоряжения относительно ликвидации ОГРВ.
20 января.
Российское ОАО "Стройтрансгаз" начало переговоры с молдавской стороной о
строительстве магистрального газопровода Дрокия-Унгены-Яссы. Генеральным
подрядчиком строительства данного объекта станет российская компания.
Предполагается, что газопровод соединит населенные пункты севера Молдовы с
Румынией и позволит увеличить экспортные поставки российского газа в эту страну.
Общая стоимость данного проекта оценивается примерно в 50 млн. долл. США.
Газопровод Дрокия - Унгены - Яссы позволит Молдове газифицировать ряд населенных
пунктов севера страны, а также получать от "Газпрома" деньги за обеспечение
транзита газа через свою территорию. При этом российскому газовому холдингу ввод
нового газопровода позволит увеличить на 1,7 млрд. кубометров в год объемы
природного газа, поставляемого сейчас в Румынию по другим газопроводам,
проходящим через север и центр страны.
21 января.
Либеральная партия (ЛП) обратилась ко всем демократическим и реформаторским
партиям с призывом создать ввиду предстоящих местных выборов политический альянс
под названием "Объединенный демократический центр". Либералы предлагают в основу
будущего "Объединенного демократического центра" заложить принцип поддержки
демократических реформ и рыночной экономики, интеграции в Евросоюз как
политический приоритет Республики Молдова, а также проведение политики
децентрализации государственной власти и расширения компетенций местных органов
управления.
21 января.
Президент РМ В.Воронин встретился с вице-министром иностранных дел РФ
В.Чижовым. В ходе встречи стороны обсудили перспективы расширения
Европейского союза, вопросы сотрудничества между Республикой Молдова и
Российской Федерацией в контексте политики европейской интеграции. Достигнута
договоренность о постоянном сотрудничестве министерств иностранных дел двух
государств как в вопросах европейской интеграции, так и в рамках Совета Европы и
ОБСЕ. В.Воронин отметил значение двусторонних консультаций между РМ и РФ в
рамках европейских структур в целях интенсификации усилий наших стран по
окончательному урегулированию приднестровского конфликта и реинтеграции
Республики Молдова.
21 января.
Президент В.Воронин встретился с послом США П.Смит и обсудил с ней вопросы
внешней политики РМ в области европейской интеграции, механизмы достижения этой
цели. Стороны еще раз подчеркнули необходимость объединения усилий международных
организаций, европейских структур, США и государств-посредников для
окончательного урегулирования приднестровского конфликта и территориального
объединения Молдовы. П.Смит передала президенту Воронину письмо главы
Белого дома, в котором Дж.Буш еще раз подчеркнул, что США
поддерживают линию Молдовы на европейскую интеграцию, утверждение
демократических ценностей и мирное и окончательное разрешение приднестровской
проблемы.
22 января.
Государственная служба по проведению приватизации в ПМР составила новую
Программу продажи государственных объектов на 2003-2004 г.г., в которую было
включено 68 объектов. По словам руководителя службы В.Емельянова,
программа уже одобрена сессией Верховного Совета ПМР в первом чтении. Госслужба
по приватизации составила также перечень не подлежащих продаже объектов,
который в ближайшее время будет направлен в Верховный Совет. Предлагается
запретить продавать около 200 объектов. В их число входят объекты министерства
обороны, госбезопасности, внутренних дел, здравоохранения, более 40 объектов
министерства сельского хозяйства, 18 объектов министерства промышленности и 7
-министерства информации и телекоммуникаций.
23 января.
Сегодня ночью в Российскую Федерацию отправлен третий в этом году
железнодорожный состав с военным имуществом бывшей 14-й армии, сообщил
представитель пресс-службы Миссии ОБСЕ в Республике Молдова М.Сидорофф. Эшелон
состоит из 14 вагонов с инженерным оборудованием. Всего из Приднестровья за 2002
год было отправлено 4 железнодорожных состава, из них два - с вооружением
и боеприпасами.
24 января.
Информационное агентство ПМР "Ольвия-пресс" публикует комментарии командующего
Южным направлением пограничных войск Украины генерала А.Яворского по поводу
высказываний официальных лиц Кишинева относительно якобы имеющей место
контрабанде оружия на украино-приднестровской границе Он заявил: "Мы
проводили и проводим значительную работу по контролю всех транспортных средств,
которые следуют из Молдовы в Украину, из Приднестровья в Украину, а также
транзитом из этих регионов через Украину. Проверяется как железнодорожный, так и
автомобильный транспорт. На протяжении этого года из Приднестровья следуют, в
основном, составы с вооружением и средствами тылового предназначения ОГРВ. На
сегодняшний день прошло уже семь таких составов. Все они были тщательно
проверены как пограничными войсками, так и таможенными службами.
Никаких запрещенных к вывозу, провозу через территорию Украины видов
вооружения обнаружено не было. Исходя из этого, я не нахожу
разумных, нормальных объяснений высказываниям президента Республики
Молдова".
25 января. В
Кишиневе с 25 по 28 марта намечено провести первую международную выставку
"Сотрудничество-2003", на которой свою продукцию представит ряд московских
предприятий. Свое участие в кишиневской выставке до настоящего времени
подтвердили более 30 московских производителей, работающих в пищевой
промышленности и других отраслях. Во время работы выставки планируется также
провести бизнес-форум для предпринимателей Молдовы и столицы России, семинары и
конференции по интересующим обе стороны торгово-экономическим вопросам.
Инициативу Торгово-промышленной палаты Республики Молдова об организации первой
международной выставки "Сотрудничество-2003" поддержал мэр Москвы Юрий
Лужков.
27 января.
Доверие жителей ПМР к приднестровскому рублю крепнет год от года, - отметил
председатель Приднестровского Республиканского Банка Э.Косовский.
По его словам, если три года тому
назад приднестровцы предпочитали обменивать приднестровские рубли на
доллары, теперь ситуация кардинально изменилась. Сейчас, благодаря проводимой
банком политике по стабилизации приднестровского рубля, население отдает
предпочтение местной валюте, потому что «обменивать приднестровские рубли на
доллары США стало невыгодно». Председателя ПРБ сообщил, что со 2 по 5 февраля в
Вашингтоне состоится международная банковская конференция глав Центральных
банков из всех стран мира, и на днях ПРБ получил приглашение на участие в работе
столь престижного форума от председателя Центрального банка США
А.Гринспэна. Э.Косовский расценил этот факт как «немаловажный шаг к
признанию ПМР мировым сообществом».
27 января. На
состоявшемся внеочередном заседании Постоянно действующего "круглого стола"
оппозиционные партии договорились провести в феврале ряд совместных акций
протеста с целью заставить коммунистическое правление отказаться в канун местных
выборов от антидемократического, по их оценкам, курса. За исключением Партии
социалистов, оппозиционные формирования выразили готовность содействовать
проведению таких мероприятий. Окончательное решение в этом вопросе будет принято
в ближайшие дни, после соответствующих консультаций между партийными лидерами.
28 января.
Процесс демаркации молдавско-украинской границы стартовал на
погранично-пропускном участке Крива-Мэмэлига, где состоялась церемония с
участием заместителя министра иностранных дел РМ В.Слоновского и заместителя
госсекретаря Украины А.Моцека. В присутствии военнослужащих пограничных войск
они установили два маркировочных пограничных столба. В тот же день руководители
делегации Молдавии и Украины подписали положение о порядке демаркации
молдавско-украинской границы.
28 января.
Парламентская группа Социал-демократического альянса объявила о решении
бойкотировать пленарные заседания законодательного органа в знак протеста против
самоуправных действий мажоритарной фракции, наложившей вето на ряд инициатив
депутатов от социал-демократов, в частности, на инициативу по пересмотру системы
выборов депутатов, в поддержку которой высказались более 210 тыс. избирателей.
28 января.
Президент Республики Молдова В.Воронин встретился с президентом Российской
Федерации В.Путиным в Киеве в рамках неформального саммита глав государств СНГ.
Они обсудили, в частности, экономические проблемы, а также вопросы, связанные с
решением приднестровского конфликта.
На встрече В.Воронин сообщил своему
российскому коллеге об успехах Республики Молдова в экономической области, в том
числе о бесперебойном обеспечении населения электроэнергией, о ситуации в
теплоэнергетическом секторе страны и др.
Отвечая на вопросы В.Путина, молдавский
президент заявил, что хотя диалог между Кишиневом и Тирасполем ведется, но
"никаких сдвигов в этом плане пока не наблюдается".
28 января.
Президент РМ В.Воронин встретился в Киеве в ходе саммита СНГ с президентом
Украины Л.Кучмой. Во время беседы он отметил, в частности, возможности
установления более короткого пути для транспортировки приобретаемого Молдовой у
России природного газа, который проходит транзитом через Украину. Это позволит
сократить стоимость газа.
В плане двусторонних отношений президенты
с удовлетворением подчеркнули, что в последнее время значительно
активизировался политический молдавско-украинский диалог. Позитивным шагом в
этом смысле было названо начало процесса демаркации государственной границы
между Украиной и Молдовой.
Президенты обсудили и некоторые аспекты,
касающиеся сотрудничества в области таможенного контроля и охраны границы.
Л.Кучма еще раз подтвердил поддержку его страной территориальной целостности РМ.
Стороны вновь выразили твердое намерение добиться урегулирования
приднестровского конфликта мирным путем.
29 января.
Партия коммунистов не отказывается ни от одного из пунктов своей
предвыборной программы, в том числе касающегося присоединения Республики Молдова
к Союзу Россия-Беларусь, заявила председатель парламента Е.Остапчук на
состоявшейся пресс-конференции по случаю визита в Кишинев белорусской
парламентской делегации. во главе со спикером нижней палаты белорусского
законодательного органа. Спикер уточнила, что молдавское руководство внимательно
следит за диалогом между Москвой и Минском и надеется, что, когда Союз
Россия-Беларусь примет конкретные формы, к нему смогут присоединиться и другие
государства.. Е.Остапчук подчеркнула, что нынешнее правление выступает как за
европейскую интеграцию, так и за интеграцию в СНГ, считая, что это может
способствовать более быстрому преодолению экономического кризиса, который
переживает в настоящий момент Республика Молдова.
29 января.
Объем внешней торговли Молдовы увеличился в 2002 г. на 22% и составил порядка
$1,788 млрд. Об этом свидетельствуют предварительные данные Министерства
экономики, составленные на основании таможенных деклараций. Заместитель министра
экономики, директор департамента внешнеэкономических связей М.Лупу сообщил, что
экспорт достиг $687,8 млн. (20,4%), импорт - $1,1 млрд. (23%). Наименьшее
отрицательное сальдо в торговле со странами СНГ - $36,2 млн.
«Приоритетным направлением деятельности в
2003 г. станет расширение торговли с Россией, которая традиционно является
основным торговым партнером республики», - сказал Лупу.
По его словам, введенные Украиной в одностороннем порядке изъятия привели к
тому, что импорт из соседней страны втрое превысил экспорт в нее молдавских
товаров. Барьеры, чинимые Украиной во внешней торговле, будут подняты в феврале
в Женеве на очередном раунде переговоров по вступлению Украины Всемирную
торговую организацию", - сказал Лупу.
30 января. На
встрече в верхах СНГ в Киеве президент Молдовы В.Воронин высказался за
установление "более короткого маршрута по транспортировке природного газа из
России по украинской территории, что позволило бы сделать его более дешевым для
Молдовы". Молдова закупает природный газ у российского концерна "Газпром" по $80
за тысячу кубометров. В ноябре 2001 г. подписано молдавско-российское
соглашение, в соответствии с которым Молдова оплачивает в 2003 г. газ по цене
$60 за тысячу куб.метров, а по остальным $20 дается трехлетняя отсрочка под 7%
годовых. Однако это соглашение до сих пор не вступило в силу.
Компания "Молдова-газ" импортирует в 2003
г. из России 2,7 млрд. кубометров газа, включая 1,1 млрд. по линии компании
"Газэкспорт" по цене $61,5 за тысячу кубометров и 1,6 млрд. кубометров через
концерн "Газпром". Из общего объема газа более 780 млн. кубометров
поступят в приднестровский регион.
Приднестровская проблема во внешней политике МолдавииГеннадий Коненко
После прекращения в 1992 году вооруженного
конфликта между Молдавией и Приднестровьем в результате энергичного
вмешательства России и подписания при участии тираспольского руководства
соответствующего соглашения (21 июля 1992 г.) приднестровский вопрос, оставаясь
ключевым звеном внутренней политики страны, становится также одним из основных
направлений внешнеполитического курса Республики Молдова.
Приднестровская
проблема приобрела
международный аспект в силу того, что инициатором
внутриполитического диалога между Кишиневом и Тирасполем и ведущим участником
миротворческой операции в регионе стало иностранное теперь для Молдовы
государство – Россия, а также потому, что вскоре к ее урегулированию
подключилась Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (1993 г.), а
затем в 1995г. и Украина.
Некоторые российские эксперты в области
молдавско-приднестровских отношений полагали и полагают, что Москва явно
поторопилась тогда давать согласие на прямое участие в переговорном процессе
ОБСЕ, не просчитав все возможные для себя последствия от этого посредничества.
Видимо, «горячее» желание находившихся в то время в России у власти политиков, в
т.ч. мининдел РФ А.Козырева, побыстрее «слиться с дружной западной семьей» и
обусловило принятие решения о сотрудничестве с ОБСЕ и др. международными
организациями и странами в деле урегулирования региональных конфликтов на
постсоветском пространстве.
Позднее к урегулированию присоединились,
так сказать, в добровольном порядке США, а из европейских структур – Совет
Европы и Евросоюз. Американцы на первом этапе занимались как бы изучением
проблемы и обстановки в регионе в целом, а также поисками путей более
эффективного воздействия на происходящие здесь события, и не только связанные с
урегулированием. СЕ и ЕС предложили переговорщикам, главным образом молдавской
стороне, консультативные услуги.
Делегации США и делегации СЕ и ЕС во время
своих поездок в Молдавию и Приднестровье считали необходимым обсудить с
властями, а также с представителями ОБСЕ и России в Кишиневе все аспекты
отношений между РМ и непризнанной ПМР, ход переговорного процесса и особо
проблемы вывода российских войск и вывоза из Приднестровья военного имущества,
прежде всего, боевой техники, вооружений и боеприпасов.
При посещении Москвы представители
Госдепартамента США и названных европейских организаций также довольно
часто инициировали обсуждение этих же вопросов в МИД РФ.
Особенно активно Молдавия стремилась
использовать внешний фактор в решении вопроса Приднестровья при президенте
П.Лучинском. Практически на всех региональных и международных форумах молдавские
представители в свои выступления в обязательном порядке включали приднестровскую
тематику, в т.ч. вопрос нахождения в регионе российских военных, и
стремились к тому, чтобы их точка зрения находила отражение в принимаемых на
форумах документах. Предварительных консультаций с Россией по этим вопросам,
которые ее непосредственно касались, молдаване старались всячески избегать.
Такая картина наблюдалась и на заседаниях ОБСЕ и ее подразделений в Вене, и на
саммитах и СМИД ОБСЕ, на встречах в рамках Совета Европы, Пакта
стабильности в Юго-Восточной Европе и даже Центрально-европейской
инициативы.
В ходе различных переговоров и встреч на
двустороннем уровне эта тематика также присутствовала постоянно. Она звучала в
беседах и с представителями крупных мировых и региональных держав, и с
представителями малых государств, например, таких, как Словения, Македония
или Киргизия.
В 1999 году США, Молдова и группа «ее
друзей» в ОБСЕ объединенными усилиями вынудили Россию взять на себя
обязательство вывести свои войска и вывезти вооружения из Приднестровья до конца
2002 года (на СМИД ОБСЕ в Португалии в декабре прошлого года этот срок был
продлен до 31 декабря 2003 года - прим. автора).
Это означало, что Москва окончательно
отказалась от прежнего принципа увязывания процесса политического урегулирования
с военным присутствием России в регионе. Нам остается теперь только участие в
миротворческой операции в Приднестровье вплоть до подписания документа об
окончательном и всеобъемлющем урегулировании конфликта и соглашения относительно
гарантий в постурегулировочный переходный период, предусматривающего также
военные гарантии, к обеспечению которых Россия надеется быть приглашенной.
Во время правления П.Лучинского в
1999-2001г.г. Молдавия активно прорабатывала с ОБСЕ и ее миссией в Кишиневе идею
реформирования и изменения формата ныне действующей миротворческой операции.
В предлагавшихся ОБСЕ вариантах, с
которыми Кишинев был полностью согласен, предусматривалось следующее:
- проведение операции в соответствии с мандатом, выданным ОБСЕ или ООН (в
этой связи напомним, что российский проект соглашения по нормализации отношений
между Молдавией и Приднестровьем, переданный сторонам в июле 2000 года и
известный больше как «примаковский», уже предусматривал проведение будущей
операции по поддержанию мира в регионе под эгидой ОБСЕ);
- подключение к институту военных
наблюдателей военнослужащих из стран-участниц ОБСЕ, не являющихся членами НАТО
(т.е., учитывалось возможное отрицательное отношение приднестровцев к этой
организации);
- изъятие института военных наблюдателей
из-под контроля Объединенной контрольной комиссии и Объединенного военного
командования Совместными миротворческими силами (СМС) и переподчинение его
специально создаваемой структуре ОБСЕ;
- возможное включение в состав СМС военных
контингентов стран-участниц ОБСЕ (тогда назывались страны Словакия, Финляндия,
Австрия и др.). При этом и молдаване, представители ОБСЕ уверяли Россию, что ее
роль (виртуальная?) в осуществлении миротворческой операции сохранится. Нынешние
власти РМ, хотя и делают иногда заявления о том, что проблема Приднестровья
является чисто внутренней, все же надеются найти выход из создавшейся
ситуации в деле ее урегулирования на путях дальнейшей интернационализации.
И их внешнеполитические шаги на этом направлении мало, чем отличаются от
действий прежних руководителей. Официальный Кишинев, привлекая к
решению приднестровской проблемы других, кроме России, участников, всегда
рассчитывал на ослабление или, по крайней мере, нейтрализацию российских позиций
в переговорном процессе. Даже сейчас, когда молдавское руководство
заявляет о необходимости развивать стратегическое партнерство с Россией,
настойчивое подключение США и европейских структур к проблеме объединения
страны, сознательно или нет, объективно служит этой цели. До сих пор в
Молдавии, и не только в рядах оппозиции, немало тех, кто считает Москву
союзником Приднестровья, а присутствие российских войск в регионе – одним
из факторов, мешающих урегулированию. Подобного рода точка зрения высказывается
порою и некоторыми официальными лицами.
Сегодня речь идет о стремлении в решении
приднестровского конфликта наладить тесное и координированное сотрудничество,
прежде всего, с США. Использование потенциала уже существующего
пятистороннего механизма в переговорном процессе, включающего, как известно,
кроме самой Молдавии, Приднестровье, Россию, Украину и ОБСЕ, отходит как бы на
второй план. Отныне Кишинев, как кажется, решил сделать ставку на
Вашингтон. Еще до своего официального визита в США В.Воронин подчеркивал, что,
хотя США не являются гарантом урегулирования приднестровской проблемы, именно
они придали переговорному процессу особую динамику. А после визита представитель
президента РМ на переговорах по приднестровскому урегулированию В.Стурза уже
заявляет о том, что американский фактор будет играть в этом деле решающую
роль.
В последнее время представители США,
наряду с призывами к Кишиневу проявлять больше гибкости на переговорах по
урегулированию, стали все чаще говорить о том, что в политике «кнута и
пряника» по отношению к Приднестровью следует перейти к ее первой составляющей,
оказывая на него давление с помощью мер как торгово-экономического, так и
политико - дипломатического характера. По некоторым сведениям, спецпредставитель
Госдепартамента США Р. Перина недавно вновь говорил об этом в ходе
своих переговоров в МИД России.
Молдавское руководство, которое
практически всегда уповало на помощь посредников в решении приднестровской
проблемы, будучи не в состоянии пока предложить собственную цельную концепцию
нормализации отношений с Приднестровьем, с радостью ухватилось за эту
«спасительную» идею и стало все больше действовать в этом ключе.
Началось, как известно, с принятия новых
дискриминационных таможенных правил для Приднестровья и введения импортных
пошлин на ввозимые в Молдавию из Приднестровья товары. Затем последовало
правительственное обращение к иностранным официальным и деловым кругам
воздержаться от участия в приватизации приднестровских предприятий.
В политической и дипломатической областях
Кишинев также ужесточил свою позицию. Буквально накануне заседания СМИД ОБСЕ в
Португалии (6-7 декабря 2002 г.) молдаване отказались подписать т.н. Декларацию
о намерениях, одобренную всеми остальными участниками переговоров,
которая закрепляла положение Киевского проекта соглашения об урегулировании от 3
июля 2002 года относительно федеративного устройства будущего молдавского
государства.
И в Португалии, и в Чехии (на заседании
Совета Евро-атлантического партнерства) молдавская делегация призывала к
принятию жестких мер к Приднестровью за его неконструктивную позицию на
переговорах по урегулированию, а также в силу того, что «тоталитарный и
криминальный» режим в ПМР якобы угрожает стабильности в регионе. В г.Порту на
СМИД ОБСЕ, несмотря на алармистское выступление представителя Молдовы, все же
были приняты относительно мягкие формулировки в отношении Тирасполя, хотя и
осуждающие его действия в вопросах урегулирования, а также в вопросе вывоза
российского военного имущества из Приднестровья. Это можно объяснить тем, что
т.н. резолюция по Молдавии принималась в контексте общего документа, где
затрагивалось большое количество других проблем, решение которых требовало
консенсусного подхода, а нагнетание обстановки могло повлечь непринятие
итогового документа вообще.
Призыв в Праге к вмешательству во
внутримолдавский диалог и переговорный процесс в целом также пока не дал
Кишиневу ожидаемых результатов (там обсуждались и решались, как известно, другие
задачи).
Несколько другой подход к политике
Приднестровья был продемонстрирован в ходе визита президента В.Воронина в
Вашингтон (16-20 декабря 2002 г.). В совместном заявлении президентов США и РМ,
подписанном по завершении молдавско-американских переговоров на высшем
уровне, речь шла о возможном применении к Тирасполю адресных мер, если он будет
по-прежнему занимать неконструктивную позицию на переговорах по урегулированию и
препятствовать вывозу российского оружия.
Ужесточение позиции Кишинева в его
приднестровской политике после вашингтонской поездки В.Воронина нашло свое
подтверждение в последующих действиях молдавского правительства. В конце декабря
Министерство иностранных дел РМ направило всем аккредитованным в Кишиневе
дипломатическим миссиям и представительствам международных организаций ноту, в
которой излагалась просьба не выдавать визы официальным представителям ПМР,
осуществлять все контакты с тираспольской администрацией с разрешения
министерства, совершать поездки в регион в сопровождении молдавских
представителей. Глава молдавской делегации на переговорах по урегулированию
В.Стурза, в свою очередь, заявил, что в Приднестровье без ведома МИД
РМ не должно проводиться никаких мероприятий, не связанных с переговорным
процессом.
К сожалению, российская сторона также
внесла вклад в осложнение обстановки вокруг Приднестровья – 25 декабря 2002 года
Госдума приняла решение о прекращении деятельности своей комиссии по содействию
урегулированию политической и экономической ситуации в Приднестровье. Сама
комиссия, естественно, была упразднена.
Представляется, что последние
антиприднестровские по сути акции молдавских властей, предпринятые
фактически с подачи США, ведут к обострению отношений между Кишиневом и
Тирасполем, препятствуя тем самым поиску взаимоприемлемых решений.
Запланированная на январь встреча политических экспертов Молдавии,
Приднестровья, России, Украины и ОБСЕ вновь может окончиться безрезультатно,
если она, конечно, вообще состоится в намеченные сроки.
Декабрь 2002 года. Интеграция Вектор дружбы - приоритет молдавской действительности
По случаю 11-летней годовщины создания СНГ
редакция обратилась к нескольким государственным и общественным деятелям с
просьбой высказать свой взгляд на проблему дальнейшего развития Содружества. Василий Матвеевич ИОВВ, первый вице-премьер Республики
Молдова, любезно согласился высказать свою позицию по этим вопросам.
Как ни парадоксально, развитие современной
независимой Молдовы за последние одиннадцать лет сопровождалось порой
неоправданно многими негативными тенденциями. Радость и надежда людей на лучшую
жизнь в начальном периоде независимости угасала из года в год, и вскоре стало
понятно, что отдельно жизнь не построишь, что десятилетние связи между народами
бывшей огромной страны не отрубишь одним махом. В начале девяностых годов бывшие
советские республики занимали более 90% внешнеторгового оборота Молдовы. Импорт
из этих стран покрывал все национальные потребности нефтетоваров, угля и
природного газа, 85% химической промышленности, 60% машиностроения и.т.д. В то
же время молдавский экспорт осуществлялся на девяносто процентов в обратном
направлении.
Но в скором времени эти отношения стали
таять без того чтобы правители "реформаторы" заботились бы о приобретении новых.
Помимо других ошибок руководства страной, это также могло стать одной из причин
постоянного снижения экономических показателей страны и, в конечном счете -
падения уровня жизни людей.
Не стоило труда убедиться, что
провозглашение независимости еще не критерий успешного развития какого- нибудь
государства. Тем более что Запад и не думал создать какую-нибудь нишу на
европейском рынке для молдавских товарах.
Таким образом, вступление Молдовы в 1994 в
Содружество Независимых Государств отразил объективную реальность и выразил
стремление молдавского народа возобновить недавно потерянные связи в восточном
направлении. Это был выбор дальнейшего развития с учетом новой политической
модели государства, в соответствии с национальной и геополитической спецификой
Молдовы.
За короткое время объемы и ритмы
взаимосвязей со странами СНГ пошли в гору. В принципе, экономические агенты
страны и не собирались терять выгодные связи в восточном направлении. Молдавский
продукт полей не перестал являться в Москве, Минске и других столицах (и
регионах) СНГ. Даже в особенно трудное время днестровского конфликта, когда
Тираспольские незаконные формирования блокировали железную дорогу или
перекрывали магистрали природного газа, откровенно преграждали пути молдавских
продуктов на восток - наш производитель находил испытанную дорогу для реализации
своего товара, на радость многим россиянам, белорусам, казахам, украинцам...
Все это так, но только после вступления
Молдовы в СНГ взаимный товарооборот с партнерами по Содружеству получил
программный возрастающий характер. Ныне Молдова участвует во всех Комиссиях и
Советах Исполкома СНГ, за исключением военных, является также и членом
Межпарламентской ассамблеи Содружества. Мы подписали и соблюдаем более двухсот
документов многостороннего интеграционного характера. Подтверждением нашего
стремления к дальнейшей интеграции со странами Содружества, стал недавний
октябрьский саммит СНГ в Кишиневе.
Экономические связи с нашими восточными
партнерами находятся в росте уже третий год подряд. Товарооборот со странами СНГ
занимают больше половины коммерческих операций Молдовы. Ожидаем, что они будут
развиваться в более высоких ритмах, если учесть, что только в этом году, на
молдавских полях появились несколько сот, а то и тысяч, новых единиц
сельхозтехники из Украины, Белоруссии и России. На их основе была создана дюжина
машино- тракторных станций, что стало хорошим подспорьем для молдавских
тружениках полей.
Конечно, такой сложный процесс как
создание сообщества государств на экономической основе нелегкое дело. При вех
приложенных усилий, трудностей общего развития остаются немало. Одним из главных
недостатков я бы назвал то, что до сих пор в рамках Содружества нам не удалось
построить эффективный таможенный союз. Да, мы имеем общую зону свободной
торговли, но изъятия отдельных товаров из этой зоны, для молдавской торговле,
может быть иногда очень существенной.
К примеру, Российская Федерация изъяла из
режима свободной торговли несколько товаров, которые в общем объеме экспорта
Республики Молдова на российский рынок занимают около 50%. (Идет речь о сахаре,
табачных изделий, спирте и водке.) Остановлюсь только на примере с экспортом
свекловичного сахара. Как известно, свекловичный сахар в Молдове является
стратегическим товаром. То есть, успех или неуспех в этой отрасли может оставить
существенный след в развитии благополучия страны. В былые годы наши хозяйства
экспортировали в два-три раза больше товара, чем его потреблялось на внутреннем
рынке. Основная часть экспорта шла в Россию. Но из-за дополнительных тарифов в
этом направлении, молдавский сахар, с отличными вкусовыми и экологическими
качествами, к сожалению ныне чаще продают в каких-нибудь арабских государствах,
скажем, чем регионах нашего огромного партнера по Содружеству. Похожая ситуация
по отдельным позициям и в отношениях с некоторыми другими партнерами по СНГ.
Ясно, нам предстоит еще много работы по
решению проблем в этом направлении. Отрадно, что переговоры в данной области
всегда проходят заинтересованно, с желанием идти навстречу друг другу. Таким
образом, надеемся найти решение и этим вопросам. По сахару и остальным изъятым
позициям, мы с Россией скоро подпишем соглашение, которое позволит-таки
молдавским товарам найти свое место на рынке этой страны. Это и станет примером
углубления интеграционных процессов на основе паритетного развития двухсторонних
отношений.
Нет сомнения, что в постоянной ежедневной
работе по сближению наших народов как раз кроится перспектива Содружества
Независимых Государств. Нам кажется, также, что в этом благородном деле должны
участвовать не только государственные органы. Неправительственные общественные
организации обладают достаточной силой и компетенцией для посильного вклад в
деле развития нашего Содружества. Поэтому, мы задумали создать в Кишиневе Центр
развития СНГ, который силами общественности мог бы претворить в жизнь разные
проекты интеграционного характера.
Нужно усилить и поощрять связи на
культурном, научном, молодежном, да просто на обычном человеческом уровне. Ведь
мы, народы составляющие СНГ - не только партнеры, мы в первую очередь -
испытанные друзья. На дружественной ноте нам и следует создавать свое совместное
будущее.
Ольвия – пресс, 20 января 2003 Молдавский тупик переговорного процессаИгорь Петров
В последнее время усилиями гарантов и
посредников переговорный процесс по молдо-приднестровскому урегулированию,
сведенный на уровень экспертов и представителей сторон, с трудом, но движется.
17-18 декабря минувшего года в Москве прошли консультации между участниками
переговорного процесса. Консультации продолжатся в январе 2003 г. в Кишиневе.
Сегодня, когда международное сообщество заявило о необходимости скорейшего
урегулирования отношений Приднестровья и Молдовы, представляется актуальным еще
раз отметить главные барьеры на пути переговоров и ситуацию, в которой
приходится их преодолевать.
Сложности в развитии переговорного
процесса молдавская сторона традиционно связывает с неуступчивостью руководства
Приднестровской Молдавской Республики. Но на современном этапе разрешение
приднестровского вопроса менее всего зависит от властей ПМР. Сейчас позиция
приднестровской стороны как никогда близка к позиции гарантов и посредников.
Приднестровье согласно строить «общее государство» с Молдовой с учетом
собственных национальных интересов и нашло в этом стремлении поддержку России,
Украины и ОБСЕ.
Внутриполитическая нестабильность в
Молдове, связанная с принципами унитаризма и монолингвизма, является одним из
основных барьеров на пути урегулирования отношений между Молдовой и
Приднестровьем. Нельзя забывать, что основы современной молдавской
государственности были заложены прорумынскими элементами по румынскому
образцу и с перспективой присоединения к Румынии, и послужили главной причиной
возникновения в начале 90-х гг. приднестровского конфликта. В таком
многонациональном крае как Молдавия, веками ориентировавшемся на Россию,
румынский монолингвизм в совокупности с унитаризмом являются абсурдом, самим
своим существованием грубо нарушающим права человека. Порочные государственные
основы, заложенные национал-радикалами в эпоху крушения Советского Союза, и
сегодня продолжают дестабилизировать обстановку в РМ. Приднестровью приходится
строить «общее государство» с весьма нестабильным образованием, не имеющим
твердых перспектив своей государственности.
Политическая нестабильность в государстве,
по форме не соответствующем содержанию, вполне закономерна. На протяжении всей
своей новейшей истории Молдова сотрясаема перманентным политическим кризисом.
Недолгая стабилизация в политической и экономической жизни в 1994-1998 гг., была
связанна с приходом к власти левоцентристов. Однако парламентские выборы 1998 г.
стали реваншем правых радикалов, левые были дезорганизованы и расколоты.
На парламентских выборах 2001 г. Воронин
пожал плоды деструктивной политики правых. Народ проголосовал за «коммунистов»,
поскольку альтернативы слева им уже не было. Конгломерат мелких предвыборных
формирований, претендующих на политическое наследство Аграрной партии и блока
«Социалистическое Единство», по сути, отдал голоса избирателей сохранившей
политическую устойчивость ПКРМ.
ПКРМ пришла к власти в Республике Молдова
на фоне масштабного политического кризиса, обусловленного трехлетней
деятельностью правого парламента. Но надежды избирателей на позитивные
политические реформы и стабилизацию после прихода к власти ПКРМ оказались
напрасными. Напротив, новая власть после недолгих заигрываний с Москвой
продолжила движение в тупик. Выступления правых радикалов дали возможность
молдавскому руководству отступить от выполнения своих предвыборных обещаний и
спокойно заняться переделом собственности и укреплением своей власти на местах.
Именно в этом контексте руководство Республики Молдова рассматривает и решение
приднестровской проблемы. Вопрос собственности – главный фактор, обуславливающий
позицию Кишинева по приднестровскому вопросу. Можно поспорить, что Кишинев
согласится на любой вариант урегулирования, который позволит молдавским властям
«наложить лапу» на приднестровскую собственность.
Приднестровская проблема – единственное
предвыборное обещание, которое не дает покоя руководству РМ. Проект
федерализации, предложенный посредниками еще в июле 2002 г., несмотря на бурное
обсуждение в обществе, не нашел поддержки официального Кишинева. Посредникам
приходится прибегать к всевозможным рычагам давления на молдавскую сторону для
того, чтобы переговорный процесс не замирал на мертвой точке. Процесс стоит на
месте постольку, поскольку он всегда зависел от готовности молдавской стороны к
изменению собственной политической системы. Но в РМ никто не согласится
реформировать структуру власти с учетом интересов Приднестровья.
Складывается ситуация, когда прогресс в
переговорном процессе никак не может быть связан с сегодняшним политическим
режимом в Кишиневе. Надежды нет и на то, что позитивные перемены будут
связаны с изменением политической ситуации. Правые радикалы уже показали свою
позицию, которая не претерпела изменений с 1992 г. Левые, напуганные активностью
правых радикалов, молчат. Центристы теряют свою социальную базу. Молдавские
бизнесмены вполне удовлетворены социально-экономической программой ПКРМ и не
видят необходимости ставить на другую «лошадку». Тем временем молдавские власти
продолжают «закручивать гайки», в парламенте РМ обсуждается направленный против
Приднестровья закон «О противодействии экстремистской деятельности». Молдова
оказалась в политическом тупике. Парадоксально, но «коммунисты», не имеющие
конкурентов слева, действуют в соответствии с программой правых радикалов.
Альтернатив нет.
Другим фактором, тормозящим переговорный
процесс, является экономическая разруха соседнего государства. Не секрет, что
Молдова одно из беднейших государств мира. Легко можно понять озабоченные
интересами собственного народа приднестровские власти, которые стремятся к
независимости. Небольшое государство, сохранившее свой богатый экономический
потенциал, не намерено объединяться с насквозь коррумпированной, имеющей
миллиардные задолженности «черной дырой».
Однако говорить, что сегодня нет шансов на
прогресс в переговорном процессе, нельзя. Посредники и гаранты переговорного
процесса начинают занимать все более активную и жесткую позицию по
приднестровскому вопросу. Прежде всего, выделяется позиция украинской стороны,
которая на последних совещаниях в Москве выдвинула сенсационную инициативу,
согласно которой всем сторонам и участникам переговорного процесса предлагается
признать Приднестровскую республику во всех ее проявлениях вплоть до
окончательного урегулирования проблемы.
Более внятную позицию начинает занимать и
Москва. Согласно последним заявлениям российского МИДа, военное присутствие
России в Приднестровье сохранится как минимум до окончательного разрешения
конфликта. Реализация этих намерений исключает силовой вариант развития событий,
который, по-видимому, готовится Кишиневом.
Предстоящая встреча в Кишиневе может и не
стать серьезным этапом в процессе урегулирования приднестровской проблемы, хотя
сюрпризы и не исключены. Интрига сохраняется: продолжится ли эволюция позиции
России, будут ли иметь продолжение последние украинские инициативы? Ясно, что
только усилия гарантов и посредников смогут повлиять на развитие процесса.
Независимо от содержания предстоящих переговоров сами консультации необходимы,
ведь гаранты и посредники давно поняли что ключ к урегулированию – договорной
характер будущих отношений. Возможно, переговорный процесс движется слишком
медленно, но пока он движется, мир на Днестре сохраняется, а плохой мир лучше
хорошей войны.
Российско-приднестровский информационно-аналитический центр, 22 января 2003 О "европейском векторе" и непризнанном государствеВ.Журавлев
В последние годы стало модным среди
политических руководителей государств бывшего советского блока, а то и бывших
советских республик говорить о западной ориентации и европейском векторе своей
политики. Вот и президент Молдовы В. Воронин, подводя политические итоги
минувшего года, отметил в качестве значимого политического факта открытое
признание европейского вектора развития
для Молдовы.
Можно было бы напомнить лидеру компартии
Молдовы, что на выборы ПКРМ шла под другими лозунгами, в которых главной задачей
провозглашалась ориентация внешней политики страны на союз России и Беларуси. Но
пусть это будет возможной темой для идеологической внутрипартийной дискуссии. В
конце концов марксистский "призрак коммунизма", активно бродивший когда-то по
Европе, пришёл туда не из Сибири. Кто знает, может быть молдавские европейцы
инициируют теперь неокоммунистическое движение в объединённой Европе и всё таки
осуществят идею победы коммунизма.
Интереснее отметить объективные причины,
побуждающие В. Воронина, как и других политиков, делать подобные заявления.
Президент Молдовы мыслит процессами: "Европейский выбор Молдовы - это процесс.
Процесс долговременного и поэтапного реформирования нашей страны".
Однако далее выясняется, что развитие
процесса "европеизации Молдовы" он ставит в зависимость от … Национальной
комиссии по европейской интеграции.
В своё время известный русский
путешественник и этнограф Миклухо-Маклай, исследуя южные острова где-то в районе
Новой Гвинеи, вступил в контакт с местными аборигенами. История не сохранила
точных сведений, имелись ли среди папуасов сторонники проведения референдума о
присоединении к Европе, проводились ли по этому поводу митинги и круглые столы и
принял ли совет старейшин решение о создании соответствующей комиссии.
Известно другое, что все европейские
государства, владевшие колониями, создавали департаменты и комитеты по
управлению заморскими территориями. Деятельность этих колониальных комитетов
явилась прообразом современных мониторинговых комиссий Совета Европы, которые
рассматривают широкий круг вопросов, в том числе выполнение Молдовой своих
обязательств перед СЕ, а также двух резолюций по РМ, принятых ПАСЕ в прошлом
году.
Что же такое "европеизация" в начале XXI
века? Чем она так привлекательна для молдавского, и не только, истеблишмента? По
всей видимости, как всякий глобальный исторический процесс, а здесь с молдавским
президентом трудно не согласиться, "европеизация" имеет две стороны: позитивную
и негативную. Позитивная заключается в том, что политическое руководство
провинциального государства попадает в элитный западный клуб. В нём оно будет,
естественно, находиться на глубокой периферии, но зато получит определённый
статус, который позволит укрепить его положение внутри страны. А для всех
новоиспечённых государственных руководителей это весьма актуально.
Но на фоне "европеизации" политической
элиты, происходит массовая "папуасизация" остального населения страны.
Сокращение продолжительности жизни, социокультурный шок, рост преступности,
массовая миграция, падение уровня жизни большинства народа - все эти явления
являются неизбежной платой за вестернизацию и характерны для всех без исключения
стран, подвергаемых этой процедуре. Прагматичному западу необходимы дешёвое
сырьё, дешёвые рабочие руки, контроль над политическими процессами,
обеспечивающий политическую стабильность и комфорт для самого запада. Все
западные международные институты и условия ими выдвигаемые направлены на
наиболее эффективное выкачивание ресурсов новой Латинской Америки, которой стали
страны восточной и южной Европы бывшего советского блока. В этом, собственно, и
состоит глобализация по европейски.
Впрочем, молдавское руководство надеется в
процессе "европеизации" одновременно и решить задачу "объединения страны", как
оно называет политику поглощения Приднестровской республики. Молдова на
приднестровской проблеме пытается нажить себе даже некоторый политический
капитал. По словам В. Воронина: "Задача объединения Молдовы стала основой для
конструктивного и беспрецедентного сотрудничества нашей страны и с Европейским
союзом, и с Россией, и с Украиной, а теперь и с Соединенными Штатами".
Действительно, не было бы Приднестровья,
волею судьбы и своего народа, ставшего государственным образованием, о чём стали
бы говорить молдавские президенты с трибун всевозможных форумов и конференций? О
коррупции в собственном государстве, о разворованной экономике, о деградирующем
населении? О своём стремлении перейти на "европейские стандарты" и стать частью
Европы?
А так, по словам В. Воронина, "Молдова
обретает известность не только как зона хронического
территориально-политического конфликта и нищеты, но как страна, способная
пережить этот конфликт, объединиться, показать пример выхода из подобных
кризисов на основе самых современных стандартов."
Приднестровский вопрос для Молдовы стал
хорошим средством проведения как внутриполитических, так и международных
PR-кампаний. Вот уже и представитель молдавского президента В. Стурза на
переговорах по Приднестровью подчёркивает международное значение урегулирования
приднестровского вопроса: "Мы, шаг за шагом, пытаемся убедить международное
сообщество в необходимости правильного и незамедлительного решения проблемы.
Хочу отметить, что постепенно международное сообщество осознает это".
Нельзя не согласиться с представителем
молдавского президента, что к вопросам приднестровского урегулирования, как и
вообще к проблемам непризнанных государств надо относиться более ответственно и
объективно, чем это сегодня принято в "международном сообществе".
Как известно, вся мировая история состоит
из возникновения, развития и упадка одних государств и появления на их месте
новых государственных образований. Обычно это происходит либо вследствие войны,
либо в результате внутренних политических процессов. Остановить этот процесс
невозможно, однако ему можно придать, по возможности, предсказуемый и
неконфликтный характер, на что и направлена существующая система международных
отношений и международное право. К сожалению, на практике со стороны
международного сообщества часто приходится сталкиваться с практикой двойных
стандартов, когда есть "сепаратисты" и есть "борцы за независимость". Во многом
это объясняется тем фактором, что мировое сообщество всё более превращается в
мировую систему, имеющую единый управляющий центр. Сегодня сложно сказать,
приведёт ли нынешняя эволюция системы международных отношений к появлению
мирового правительства, однако появление мировой сверхдержавы в лице США,
обладающей колоссальной информационной, военной, политической и финансовой мощью
является политическим фактом. Как следствие, международное право из инструмента
объективного согласования интересов суверенных государств всё больше
превращается в инструмент реализации интересов политических элит США и их
союзников.
Вообще, термин "сепаратизм" приобрёл в
настоящее время настолько абстрактное значение (выхода из состава государства
части территории), что утратил своё позитивное содержание. Автоматически
противопоставляются принцип территориальной целостности государства как условие
политической стабильности и сепаратизм как фактор политической нестабильности.
При этом не рассматриваются параметры и условия политического конфликта, не
анализируются его причины и последствия. Конкретные обстоятельства конфликта, а
соответственно его суть и характеристики приносятся в жертву абстрактной схеме
территориальной целостности и нерушимости границ. Однако эти принципы,
появившиеся как следствие равновесия двуполярной политической системы эпохи
Хельсинских соглашений, утратили свой первоначальный смысл и значение после
краха социалистического лагеря и появления на мировой карте новых государств
взамен прекративших своё существование. В новых условиях уже давно назрела
необходимость поиска новых подходов к процедуре легитимации новых
государственных образований как способу разрешения конфликтных ситуаций.
На наш взгляд, при этом необходимо
сочетать право народов на самоопределение с этическим принципом справедливости,
экономическим прагматизмом и обеспечением национальной безопасности всех
заинтересованных сторон.
В этой связи следует обратить внимание на
публикацию в "Финансовых Известиях" от 26 декабря 2002 года прогноза,
составленного Фондом перспективных исследований и инициатив совместно с
Институтом мировой экономики и международных отношений. В нём содержатся
интересные и актуальные мысли, связанные с "угрозой появления параллельной
системы непризнанных государств, причем в условиях углубляющегося кризиса
международно-правовой системы".
Нельзя не согласиться с авторами прогноза
в том, что "получила распространение практика двойных стандартов: одним народам,
по не вполне понятным основаниям, позволяют реализовать свое право на
самоопределение, а другим в этом отказывают". В тоже время утверждение авторов,
что "на исходе ХХ века система существующих в мире государств стала подвергаться
эрозии в результате появления значительного числа самоуправляемых территорий,
претендующих на статус государства, но не признаваемых в этом качестве
международным сообществом" представляется спорным. Причину и результат, на наш
взгляд, следует поменять местами. Скорее непризнанные государственные
образования возникли в результате эрозии системы существующих государств на
исходе ХХ века. Примеры Приднестровья, Абхазии, Нагорного Карабаха и других
территорий говорят именно об этом. Предлагаемый же в прогнозе подход не
учитывает объективные причины их возникновения, сводя тем самым суть проблемы
возникновения непризнанного государства к субъективному фактору. На наш
взгляд, при рассмотрении вопроса о признании
самопровозглашенного государства, наряду с указанными в прогнозе критериями
(жизнеспособность, нанесение ущерба безопасности государству-донору, наличие
границ с третьими странами или выхода к морю, согласие на отделение большинства
населения территории), следует также учитывать: стабильность контроля над
территорией; наличие легитимных, то есть, созданных в соответствии с
демократическими процедурами органов власти; готовность к соблюдению норм
международного права. По нашему мнению, все эти критерии выполнены в условиях
Приднестровской республики. Кстати, пикантный факт состоит в том, что Республика
Молдова, по терминологии авторов прогноза "государство-донор", является крупный
должником России и США. Жаль, в прогнозе не рассматривается ситуация, когда
экономически не благополучное "государство-донор", пытается присоединить к себе
независимую республику с целью присвоения себе её хозяйственного потенциала.
Надо отметить, что 2003 год будет во
многом ключевым для определения дальнейшей судьбы Приднестровья. Уход российских
войск создаёт новую геополитическую ситуацию в регионе, контуры которой
просматриваются уже сейчас.
США продолжают делать ставку на укрепление
ГУУАМ как альтернативе российскому влиянию. Госдепартамент США одобрил
инициативы по созданию информационного центра ГУУАМ в Киеве, созыву
межпарламентской ассамблеи стран ГУУАМ и формированию региональной зоны
свободной торговли. Теперь в Вашингтоне согласована "рамочная программа"
совместных действий Америки и стран ГУУАМ в торгово-транспортной и
правоохранительной областях.
Стоит сопоставить это с тезисом о
необходимости ликвидации российского военного присутствия в регионе,
содержащимся в декларации, подписанной в ходе визита президента Молдовы в
Вашингтон и с провозглашением "европейского вектора" развития Молдовы и картина
становится ясна. Молдова всё более втягивается в проамериканский и во многом
альтернативный России геополитический блок, а российско-американское
сотрудничество в решении конфликтных ситуаций на постсоветском пространстве всё
чаще соседствует с фактическим выдавливанием России из этих регионов и
установлением там американского влияния. Партнёрство с дядей Сэмом со стороны
России всё больше напоминает джентльменское соглашение пастуха с волком об
охране овечьего стада.
Закономерно, что и Приднестровье начинает
активизировать свои европейские контакты. Потенциальных возможностей в этом у
него не намного меньше чем у Кишинёва. Примечательно, в этой связи, появление в
Приднестровье новой общественной организации "За Европу, взаимопонимание и
сотрудничество" (ЕВС), основной целью которой является содействие интеграции
Приднестровской Молдавской Республики в Европейский союз. Для Приднестровья,
имеющего серьёзный интеллектуальный, экономический и культурный потенциал,
найти свою нишу в европейском сотрудничестве объективно легче, чем Кишинёву, с
его преобладанием аграрного сектора и социокультурным провинциальным
комплексом.
Есть и ещё один аргумент в пользу
европейской ориентации Приднестровья. Активно идущие в Европе процессы
интеграции предполагают появление и укрепление наднациональных органов и
ослабление роли национальных государств. Будущее Европы - это будущее
европейских регионов, а не национальных государств, тем более унитарных. В этих
условиях, при соответствующей политической и экономической ориентации
Приднестровья, логично предположить, что ОБСЕ поддержит конфедеративную модель
решения приднестровского вопроса, что вполне соответствует концепции договорной
федерации, содержащейся в киевском проекте соглашения между Кишиневом и
Тирасполем выдвинутым ОБСЕ.
Тем временем правительство Молдовы создало
новое министерство реинтеграции с целью сосредоточить усилия на окончательной
доработке статуса восточных районов Молдовы и вопросах общественно-экономической
интеграции республики. Дело благое.
Однако, как показывает практика, в том
числе и урегулирования приднестровского вопроса, созданием очередной
бюрократической структуры политические проблемы такого рода не решаются.
Ольвия-пресс, 24 января 2003 Встреча президента и кабинета министров ПМР с представителями общественных организацийB.Крамаренко
Наиболее крупное за последнее время
публичное выступление Президента ПМР и членов правительства состоялось 24
января в рамках их встречи с представителями общественных организаций
республики. Встречи такого рода стали традиционными, предыдущая состоялась в
августе прошлого года. Цель подобных мероприятий – в увеличении эффективности
работы министерств, что достигается путем открытого диалога представителей
общественности и исполнительной власти, совместного обсуждения наболевших
проблем.
В этот раз во Дворце Республики делегаты
от 22 общественных организаций были подробно проинформированы о процессах,
происходящих в различных сферах республики с учетом последних событий в мире, на
постсоветском пространстве, в Молдове. И президент, и каждый из
выступавших членов правительства говорил о прошедшем 2002 годе
как о времени, проведенном республикой в условиях непрекращающейся блокады со
стороны Молдовы.
Заместитель министра иностранных дел
В.Янковский, рассказывая о состоянии дел во внешней политике ПМР, отметил,
что с сентября 2001 года переговорный процесс по урегулированию отношений
Приднестровья и Молдовы практически остановлен ввиду нежелания молдавской
стороны искать точки соприкосновения по данной проблеме. Молдова принципиально
избегает таких понятий, как «федерация», «общее государство»,
активно добивается тотального давления на ПМР мирового сообщества путем
применения экономических санкций, причисления республики к «оси зла».
Широко ведется антиприднестровская пропаганда, устанавливаются новые
таможенные посты. В последнее время резко изменился политический вектор Молдовы
– от России к Западу. И все-таки, по словам В.Янковского, Молдова не добилась
главного – смены руководства ПМР, срыва приватизации, начавшейся в
республике. Более того, в МИДе считают, что в недалеком будущем у
приднестровской стороны появится возможность для политического
маневра. Это может произойти перед выборами в Молдове, когда она всецело
обратится к своим внутренним проблемам.
О том, как блокада повлияла на экономику
Приднестровья, представителям общественных организаций сообщила министр
экономики Е.Черненко. По основным показателям в народном хозяйстве
произошел откат к уровню 1999 года. Вследствие экономического «вредительства»
Молдовы потери республики составили 174 млн. долл. США. Наиболее сильно
пострадали Рыбницкий металлургический завод, мощности которого простояли
два месяца и только во II квартале начали набирать обороты, а также
предприятия легкой и электротехнической промышленности, потерявшие
основные рынки сбыта за пределами республики.
5-6 млн. долл. недополучил пенсионный фонд
Приднестровья, на 13 млн. меньше было выплачено зарплаты. Тем не менее,
министерство экономики изыскало внутренние резервы, благодаря чему удалось
несколько восполнить потери и уменьшить падение ВВП до 10%. Е.Черненко
выделила и ряд положительных тенденций в экономике 2002 года – более низкий
уровень инфляции, чем планировалось, увеличение розничного товарооборота,
отсутствие дефицита продукции.
Предвидя, что Молдова и впредь будет
продолжать экономическое противодействие, прогноз на новый экономический год
министр делает осторожно: доход бюджета останется на уровне 2002 года, рост
инфляции составит примерно 12%, на столько же могут увеличиться коммунальные
платежи и заработная плата.
Министр промышленности и экономики
А.Блашку сообщил собравшимся о том, что республика в целом благополучно
вступила в зимний период. Отопительная система выдержала сильные морозы, а
социальная сфера в этом году на 100% обеспечена теплом.
Министерством было принято решение не повышать существующие тарифы на газ.
Подводя итог встречи, президент И.Смирнов
определил приоритеты развития республики в наступившем году. Признание
Приднестровья, выход из кризиса представляется главе государства возможным
только при условии постоянного экономического роста в республике и расширения
хозяйственных связей с Украиной, Белоруссией, Россией. (Например, только с
Белоруссией Приднестровье в 2002 году увеличило товарооборот на 28,3 %).
Экономическому развитию Приднестровья, по
мнению президента, должна способствовать приватизация: каждое предприятие,
каждый гектар земли, которые используются по-хозяйски, обязательно принесут
пользу государству.
Кроме того, республике теперь нужно
научиться защищать себя в отсутствии российского военного контингента в
регионе.
Оценивая итоги 2002 года, И.Смирнов
выразил уверенность, что опыт выживания в блокадных условиях, накопленный
приднестровским народом, поможет ему и в будущем, а в процессе урегулирования
позиция официального Тирасполя все больше находит понимание как стран-гарантов,
так и международных организаций.
Независимая газета, 27 января 2003 Между Кишиневом и ТирасполемНаталья Приходко
Посол России в Молдавии к скорому решению проблемы
урегулирования на Днестре относится с пессимизмом.
Приоритеты российской политики в отношении
Молдавии были сформулированы Владимиром Путиным примерно год назад - это защита
прав соотечественников и поддержка российского бизнеса. В международном аспекте
в российско-молдавских отношениях ярче прочих выделяется проблема скорейшего
урегулирования приднестровского конфликта. Россию в последнее время критикуют (и
небезосновательно) за то, что она почти отстранилась от решения этого вопроса,
отдав его на откуп США. Об этом и о других аспектах взаимоотношений Москвы и
Кишинева - в интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в
Республике Молдова Павла Петровского.
То, что Москва проигрывает в политическом
влиянии в Молдавии даже не самой популярной здесь ПАСЕ, отмечают многие
наблюдатели. Может быть, это затишье перед каким-то кардинальным политическим
шагом Кремля?
Такие шаги уже сделаны: за последние два
года мы приняли ряд основополагающих документов. Главная цель здешней нашей
политики - иметь в лице Молдавии дружественное России государство. Что же
касается "конкурирования" с ПАСЕ, то договорами это не предусматривается. Кстати
сказать, Совету Европы и его Парламентской ассамблее самим еще предстоит
определить свое место в новой европейской политической системе. В отличие от
Евросоюза, объединяющего богатые страны континента, Совет Европы сегодня
вынужден в основном играть на пространстве бедных бывших советских республик. А
те, в свою очередь, пытаются через него интегрироваться в Европу. И Молдавия
здесь не исключение. К тому же ожидается, что в мае-ноябре этого года Молдавия
будет председательствовать в комитете министров иностранных дел Совета Европы.
Очевидно, Кишинев хочет уладить все проблемы, в том числе и поднятые в известных
рекомендациях ПАСЕ. Москва, конечно, с уважением относится к праву
дружественного молдавского государства отстаивать собственные интересы, в том
числе и в европейском направлении.
Кишинев уже заявил о том, что в проблеме
приднестровского урегулирования решающим может стать американский фактор. Это,
по мнению наблюдателей, стало возможным вследствие стратегии уступок Москвы и
тактических ошибок вроде ставки на "большую Молдову" в ее противостоянии с
"маленьким Приднестровьем". Что вы скажете на это?
Москва изначально сделала ставку на мирное
урегулирование приднестровского конфликта в рамках территориально целостной
Молдавии, поскольку на правом берегу Днестра проживают 400 тысяч наших
соотечественников, а на левом - 200 тысяч. Это означает, что в рамках целостного
молдавского государства Приднестровью следует предоставить необходимый и
достаточный правовой статус. И в этом смысле предложенный посредниками так
называемый киевский федеративный проект представляется вполне перспективным. По
моему личному мнению, для здешних условий наиболее приемлем вариант
асимметричной (разноуровневой) 3-4-субъектной федерации. Помимо Приднестровья,
определенный самостоятельный статус возможно было бы предоставить самому
Кишиневу (так же как в России такой статус имеет Москва) и, скажем, исторически
сложившемуся северному региону страны.
Но любые варианты и проекты будут
бессмысленны до той поры, пока стороны сами не захотят выработать
взаимоприемлемую формулу. А сегодня подобной политической воли я не вижу ни в
Тирасполе, ни в Кишиневе, где устремления высшего руководства по-прежнему не
встречают понимания на среднем управленческом уровне. Похоже, и сейчас еще в
сохранении непризнанного приднестровского образования и урезанной Республики
Молдова многие заинтересованы на обоих берегах. И потому к вопросу о вероятности
в ближайшем будущем подвижек в урегулировании я отношусь с пессимизмом.
Американцы же в соответствии с
прошлогодней декларацией Путина-Буша выразили готовность сотрудничать с Москвой
и в приднестровской проблематике. Но, как мне кажется, представители США,
непосредственно пообщавшись со сторонами, тоже поняли, что не так все здесь
просто. Ну не будут же они вводить сюда войска НАТО!
Кстати, после вступления в НАТО Румынии
границы альянса продвинутся до Молдавии. Почему в этих условиях Россия
добровольно отказывается от своего исторического военного присутствия в регионе,
вновь обязавшись, теперь уже к 2004 году, вывести оставшиеся в Приднестровье
подразделения своей Оперативной группы войск?
О каком военном присутствии России в
Молдавии может идти речь?! Сейчас здесь осталось менее чем полторы тысячи
военнослужащих ОГРВ, которые в основном несут караульную службу - охраняют
склады с боеприпасами. Правовой статус Оперативной группы остается
неопределенным. И по мере вывоза и утилизации вооружения, чему до сих пор
активно препятствовал Тирасполь, ее функции будут завершены.
Еще здесь находятся российские
миротворческие силы, участвующие в поддержании режима безопасности в
соответствии с соглашением 1992 года. По достижении урегулирования (если,
конечно, когда-нибудь это случится!) необходимо будет прописать новый
юридический статус российских миротворцев. Вот и все. Реального военного
российского присутствия здесь давно нет! Да и не оправданно оно в современных
условиях. И удивительно, что некое общественное мнение в России всерьез считает
его необходимым. Кроме того, наличие иностранной базы на территории Молдавии
противоречит Конституции, провозгласившей нейтральный статус республики. Или,
может, кто-то хочет, чтобы Москва, как в старые советские времена, заставила
Кишинев Основной закон государства изменить?
Вопреки здешнему законодательству и
пророссийским декларациям нынешнего руководства пространство для русского языка
в Молдавии по-прежнему сужается. В Кишиневе сегодня на русском нельзя защитить
диссертацию или оформить свидетельство о рождении ребенка, да и имя его запишут
на румынский манер - без отчества. В этой связи резонно спросить: здешняя
30-процентная русская диаспора обретет ли когда-нибудь политическое влияние,
равное хотя бы тому, каким обладают 7 процентов молдавских румын? И почему до
сих пор этого не произошло?
Российские представители постоянно
обращают внимание молдавских руководителей на подобные проблемы. Но лично я
думаю, что они автоматически оказались бы сняты с повестки дня с урегулированием
приднестровского конфликта, поскольку тогда русский должен был бы стать вторым
государственным языком.
Кроме того, в последнее время российской
стороной много делается для закрепления и расширения поля практического
использования русского языка. В прошлом году Россия впервые отправила в Молдавию
(включая Приднестровье) около 400 тысяч учебников, организовала переподготовку
преподавателей-руссистов, конкурсы русской словесности и т.п. Мы планируем
открыть в Кишиневе российский центр науки и культуры. Московское правительство
намерено открыть здесь "Русский дом", и, возможно, это произойдет уже в текущем
году.
Что же касается русской диаспоры в
Молдавии, то она и правда не слишком влиятельна, как, впрочем, и в других
государствах Содружества, - прежде всего по причине своей разобщенности. При
содействии нашего посольства большую часть здешних русских общин удалось
консолидировать в координационном совете. И сейчас ведутся переговоры по
подготовке соглашения о сотрудничестве правобережного координационного совета с
Союзом русских общин Приднестровья, сформированном также при участии посольства.
|