Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №78(01.07.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ДИСКУССИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

БЕЛОРУССИЯ



Хроника

В первой декаде июня Совет министров РБ разработал и утвердил план основных мероприятий по развитию сотрудничества Белоруссии и Москвы в 2003 г. Согласно этому документу объем белорусского экспорта в Москву в текущем году должен возрасти по сравнению с 2002 г. на 20%. Министерству промышленности поставлена задача до 01.01.2004 увеличить экспортные поставки в Москву до 500 миллионов долларов, более, чем на 100 млн. долл. поставят товаров в российскую столицу госконцерны “Беллегпром” и “Белнефтехим”. Предприятия минсельхозпрода должны реализовать в Москве сельхозпродукции на 95 млн. долл.

В Москве на базе торговых домов “Беларусь” и “Москва — Могилев” начался процесс создания оптово-розничных компаний с привлечением средств российских финансовых организаций.

12 июня. Состоялось подписание соглашения между Республикой Беларусь и Белорусским экзархатом Русской православной Церкви. Документ подписали премьер-министр РБ Геннадий Новицкий и митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси. Ранее предполагалось, что текст соглашения от лица государства подпишет президент республики. Само соглашение отличается от первоначального варианта, оно сокращено и приобрело рамочный характер.

11-12 июня. В Москве прошли переговоры руководства «Газпрома» с белорусской делегацией во главе с первым вице-премьером Сергеем Сидорским. Белорусскую сторону также представляли министр энергетики РБ Владимир Семашко и генеральный директор ОАО “Белтрансгаз” Петр Петух. По итогам переговоров был подписан протокол.

13 июня. Комитет по соблюдению норм и стандартов Международной организации труда (МОТ) второй раз внес Белоруссию в спецпараграф МОТ. В отношениях со странами, входящими в этот список, МОТ рекомендует соблюдать крайнюю осторожность. Все члены комитета в этот день высказались за предупредительные санкции в отношении официального Минска единогласно.

13 июня. Президент РБ Александр Лукашенко принял министра иностранных дел республики Сергея Мартынова, который проинформировал главу государства о процессах формирования общего экономического пространства в Европе, взаимоотношениях Белоруссии с Европейским союзом и об участии в заседании Совета евроатлантического партнерства, а также о результатах визита в Алжир.

Лукашенко дал поручения по развитию экономического и иного сотрудничества Беларуси в рамках новой концепции ЕС о партнерстве со странами-соседями, а также по расширению торгово-экономических и научно-технических отношений с Алжиром и другими странами.

14 июня. Сойм партии БНФ сделал заявление, в котором протестует против введения российского рубля в Белоруссии, поскольку уничтожение национальной валюты противоречит конституции РБ и ставит под угрозу экономическую независимость республики.

14 июня. В Белоруссию с визитом по приглашению командования Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны республики прибыла делегация командования объединенных Военно-воздушных сил (ОВВС) НАТО "Север".

Стороны обсудили возможные направления военного сотрудничества, а делегация НАТО во главе с начальником управления военного сотрудничества ОВВС полковником Владимиром Латалом (Чехия) посетила 61-ю истребительную авиационную базу (г. Барановичи) и 558-й авиационный ремонтный завод. Основная цель визита была достигнута -  установлены прямые контакты между штабами объединенных ВВС НАТО "Север" и ВВС-ПВО Белоруссии, которая входит в число  стран-партнеров Совета евроатлантического партнерства (СЕАП).

15 июня. Министерстве статистики и анализа РБ информировало, что тарифы на услуги связи для населения возросли почти на 20% за пять месяцев 2003 г., в том числе на услуги телеграфной связи рост составил 30%, абонентская плата за пользование домашним телефоном выросла на 20%, почтовой и междугородней телефонной связью - на 18%.

16 июня. Заместитель председателя правления Национального банка Беларуси (НББ) Владимир Сенько заявил, что договоренность о введении российского рубля с 1 января 2005 г. еще окончательно не проработана.

Сенько также подчеркнул, что готовящееся к подписанию главами Белоруссии и России соглашение о введении российского рубля означает лишь готовность республики признать российский рубль в качестве платежного средства, а не новой валюты.

16 июня. Власти Республики Польши проинформировали своих восточных соседей о том, что введение визового режима для граждан Белоруссии, Украины и России откладывается до октября.

В официальном коммюнике МИД РП было отмечено, что введение виз отложено исходя из интересов польских граждан, выезжающих в эти страны в сезон летних отпусков.

16 июня. Глава белорусского государства принял президента Национальной академии наук РБ Михаила Мясниковича. В ходе встречи были обсуждены проблемы реформирования НАН Беларуси, а также вопросы, связанные с преобразованиями в научной деятельности. Александр Лукашенко подчеркнул, что научные исследования должны иметь прикладной характер и быть востребованы государством и обществом. Президент потребовал активизировать взаимодействие науки с реальным сектором экономики. На встрече также затрагивалась проблема создания в республике совместно с Россией космической системы.

16-17 июня. В Минск с первым официальным визитом прибыл премьер Украины Виктор Янукович. В ходе переговоров с белорусским премьером Геннадием Новицким затрагивались и вопросы, связанные с взаимной задолженностью и антидемпинговыми мерами Киева в отношении белорусских товаров (фосфорных удобрений, химических волокон и спичек). Самая спорной проблемой в двусторонних отношениях остается вопрос о долгах.

Президент РБ Александр Лукашенко, принимая Виктора Януковича, отметил, что Украина занимает третье место во внешнем товарообороте Белоруссии, а республика в свою очередь — четвертый по значимости торговый партнер Украины. Географическая близость государств и имеющийся экономический потенциал являются основой для значительного увеличения взаимной торговли, считает белорусский лидер. По мнению Александра Лукашенко, во многом по причине несогласованности действий и искусственных преград уровень торговли между двумя странами за предыдущий период снизился.

Александр Лукашенко подчеркнул, что Белоруссия высказывает готовность консолидированно выступать с Украиной в рамках «четверки» и взаимодействовать в формате Группы высокого уровня, поскольку интересы обеих стран здесь во многом совпадают.

17 июня. Председатель комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Палаты представителей Национального собрания РБ Игорь Котляров (секретарь по идеологии ЦК Коммунистической партии Белоруссии) заявил на пресс-конференции, что его комиссия совместно с «Товариществом белорусского языка им. Франциска Скорины» разрабатывают поправки к «Закону о языках в РБ», которые в случае их принятия парламентом (внесение поправок намечено на осень) резко сузят права и область применения  русского языка в Белоруссии. При этом, Котляров выразил сожаление, что действующая Конституция РБ не позволяет пока решать вопрос перевода образования на белорусский язык административными методами.

17 июня. В Москве прошла премьера документального фильма сербской драматической актрисы и общественного деятеля Иваны Жигон о первом президенте Республики Беларусь Александре Лукашенко. На премьерном показе присутствовал государственный секретарь Союзного государства Павел Бородин, сотрудники дипмиссии РБ и другие официальные лица, представители общественности.

17 июня. Партия БНФ, Объединенная гражданская партия, Белорусская социал-демократическая партия, Белорусская партия труда и Партия коммунистов Белорусская заявили о создании властями РБ условий для ликвидации оппозиционных политических партий.

18 июня. Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко провел совещание по «принципиальнейшему» вопросу использования российского рубля в качестве единой валюты Союзного государства. Белорусский лидер констатировал, что процесс несколько затянулся по вине обеих стран. Лукашенко подчеркнул, что никаких обещаний, заявлений и заверений во время встречи с вице-премьером–министром финансов России Алексеем Кудриным и Председателем ЦБР Сергеем Игнатьевым не было и быть не могло.

 Валютный союз, равно как и союз с Россией в целом, по мнению Лукашенко, должен строиться только на равноправной основе, а соглашение по единой валюте может быть подписано и запущено в жизнь лишь после выполнения всех ранее достигнутых белорусско-российских договоренностей по созданию Единого экономического пространства. Единая валюта станет завершающим венцом этого процесса.

Президент специально отметил, что ряд ранее достигнутых договоренностей не выполнены российской стороной (например, по компенсации потерь белорусской стороны в размере 150-200 млн. долларов ежегодно от взимания косвенных налогов). Поэтому Минск беспокоит вопрос гарантий, которые должны носить не только экономический, но и политический характер: Белоруссия будет добиваться полноправного участия в принятии решений в рамках Союзного государства.

Александр Лукашенко не стал отрицать, что в республике может состояться референдум, на котором граждане РБ могут расширить круг лиц, которым предоставлено право баллотироваться на должность президента, разрешив занимать ее более двух сроков.

18-19 июня. В Минске прошла международная научно-практическая конференция «Демократизация телевизионного вещания в Республике Беларусь – требование времени». Среди её участников – Белорусская ассоциация журналистов (БАЖ), Совет Европы и Артикль 19. От имени организаторов, участников конференции приветствовали президент БАЖ Жанна Литвина и Марио Отхаймер, представляющий Совет Европы.

19 июня. Александр Лукашенко выступил в Бресте перед участниками республиканского семинара "Инвестиционная политика государства". За последние 10 лет, подчеркнул он,  в экономику Белоруссии вложено 22 млрд. долларов инвестиций из собственных средств, а иностранных инвестиций привлечено всего 4 млрд., из которых 2,5 млрд. - кредиты под гарантии правительства. Лукашенко признал, что внутренние инвестиционные источники республики ограничены, в этих условиях привлечение иностранного капитала стало важнейшим направлением государственной политики.

20 июня.  В Москве прошел круглый стол Совета по внешней и оборонной политике «Россия и Беларусь в мире XXI в.», в котором приняли участие известные белорусские и российские парламентарии, политологи, экономисты, ответственные работники союзных структур и эксперты.

21 июня. Состоялось заседание политсовета Объединенной  гражданской партии, где было принято постановление «О подготовке к парламентским выборам», главной целью которого является организация деятельности по созданию единого списка кандидатов от демократических сил.

22 июня. В Минске после тяжелой болезни на 80-м году жизни скончался известный белорусский писатель Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии Василь Быков. Российским читателям пожилого и среднего возраста Василь Быков знаком, прежде всего, по таким произведениям, как «Третья ракета», «Альпийская баллада», «Дожить до рассвета», «Сотников» и «Знак беды». Ветеран-фронтовик, достигший высот писательского мастерства, Василь Быков последние годы жил в эмиграции – в Финляндии, Германии и Чехии. Он страдал онкологическим заболеванием и после неудачной операции, сделанной в Чехии, проходил курс лечения в минской областной больнице.

23 июня. До 33% годовых уменьшились с этого дня базовая ставка рефинансирования и учетная ставка Национального банка Беларуси(НББ). Такое решение принято правлением главного банка республики в соответствии с Банковским кодексом, а также с Основными направлениями денежно-кредитной политики РБ на 2003 г.

23 июня. Мероприятия по случаю Дня независимости открылись просмотром первого «национального» белорусского кинофильма "Анастасия Слуцкая", который финансировался из госбюджета. На премьере присутствовал президент РБ Александр Лукашенко.

23 июня. Редакция "Предпринимательской газеты" получила второе по счету предупреждение министерства информации и приказ о приостановлении выхода газеты на три месяца. Ранее заместитель министра информации С.Ничипорович подписал приказ о приостановлении издания "Предпринимательской газеты" сроком на три месяца "в связи с нарушением редакцией... законодательства о печати, которое выявилось в опубликовании недостоверных сообщений".

24 июня. Президент РБ Александр Лукашенко на совещании по вопросам создания белорусско-российской газотранспортной компании на базе «Белтрансгаза» заявил, что республика не продаст за бесценок свою собственность России. Цена этого вопроса, по словам Лукашенко, в экономическом, политическом, социальном смысле очень велика.

Ни за какие долги, ни за какую номинальную стоимость, по словам Лукашенко, акции "Белтрансгаза" продаваться не будут.

24 июня. В Варшаве "Raiffeisen Bank Polska S.A." совместно с ОАО "Приорбанк" провели семинар для польских деловых кругов, имеющих намерение начать работу на белорусском рынке. Семинар проходил под лозунгом "На Восток без опасений или как успешно работать на белорусском рынке".

 24 июня. Посольство Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии в Минске официально уведомило МИД РБ о том, что с этой даты для граждан Республики Беларусь вводится обязательное требование наличия транзитной визы при следовании через территорию СК. Стоимость транзитной визы для белорусов составит от 45 до 60 долларов США.

25 июня. Европейский союз призвал руководство Белоруссии принять незамедлительные меры по возобновлению выхода "Белорусской деловой газеты" и ее ежемесячного приложения "БДГ. Для служебного пользования", а также воздержаться от дальнейшего преследования независимых СМИ и журналистов.

Евросоюз выразил обеспокоенность отдельными положениями законопроекта о СМИ РБ и продолжающимся ущемлением оппозиционных газет и журналистов.

25 июня. Совет Палаты представителей Национального собрания принял решение об исключении из повестки дня законопроекта "О национализации". По мнению большинства парламентариев создатели данного документа не смогли дать четкого определения двух принципиальных понятий: "объекты национализации" и "мотивы общественной необходимости для целей национализации".

26-27 июня. В Минске Конституционный суд Республики Беларусь провел международную научно-практическую конференцию "Утверждение принципов правового демократического государства в Республике Беларусь посредством конституционного строя". Конференция была проведена при участии членов Венецианской комиссии Совета Европы.




Цвет власти

Александр Фадеев

18 июня начался новый отсчет в процессе утверждения подходов к потенциальной валюте Союзного государства. Результаты совещания в Минске по вопросам использования российского рубля в качестве единой валюты для России и Белоруссии, которое провел президент РБ Александр Лукашенко, в целом, не стали сенсацией. Еще до него не было недостатка в комментариях высокопоставленных руководителей Национального банка Беларуси, представителей министерства финансов, которые сводились к тому, что договоренность с Москвой о введении российского рубля в качестве валюты на территории республики с 1 января 2005 г. еще не является окончательной, не решен и вопрос о принципах работы будущего эмиссионного центра. Все разработки и документы в этой области носят исключительно проектный характер, и до реального соглашения могут корректироваться радикальным образом.

Высшее руководство республики, а вслед за ним и другие ответственные лица Белоруссии вдруг стали специально акцентировать внимание общественности на том, что не надо зацикливаться на 1 января 2005 г., поскольку российский рубль может стать единым платежным средством на белорусской территории и в более поздние сроки. Главным ориентиром предлагалось рассматривать уже 2008 г., когда действительно намечено осуществить переход на новую союзную валюту, причем, подчеркивалось, что это будет совсем не обязательно российский рубль. Явно было заметно и стремление укоренить в сознании экспертного сообщества и граждан Белоруссии тезис о том, что переход через пять лет на неизвестную пока союзную валюту может быть осуществлен и без промежуточного этапа, когда временную функцию единого платежного средства выполнял бы российский рубль. Кроме того, на новых денежных знаках в обязательном порядке должна быть размещена белорусская государственная символика.

Определенной сенсацией следует рассматривать лишь обращение Александра Лукашенко (впервые за несколько последних лет) к белорусской оппозиции с требованием обозначить отношение к этой проблеме и дать мотивированное заключение. Призыв этот выглядел довольно странным, поскольку белорусский президент еще до данного мероприятия отлично знал мнение главного специалиста по валютно-финансовым и банковским проблемам от оппозиции, бывшего председателя правления НББ(1991-1995 гг.) и одного из лидеров ОГП Станислава Богданкевича, который уже был подключен с ведома первого лица государства к обсуждению валютного соглашения с Москвой в стенах Национального банка буквально накануне. Богданкевич твердо высказался тогда против соглашения, считая, что сама идея перехода Белоруссии на российский рубль и отказа от национальной валюты неприемлема.

Именно поэтому, как представляется, он  был приглашен и на совещание к президенту. Дело в том, что практически все специалисты из различных министерств,  другие ведущие финансовые и экономические эксперты, ученые, функционеры президентской администрации, которые анализировали проект соглашения, положительно оценили этот документ, подчеркнув, что он выгоден Белоруссии, и советовали президенту быстрее принять его. Но, видимо, главу государства устроило бы другое мнение, где финансово-экономическая целесообразность не заслоняла последствий перехода на российскую валюту для власть предержащих, когда их полномочия и привилегии могли оказаться урезанными. Вот он и обратился к радикальной оппозиции как некогда Александр Македонский к оракулу оазиса Siwa, ведь все последнее время наблюдалось удивительное совпадение оценок перспектив интеграции со стороны первого лица республики и оппозиционных партий.

Проворнее всех политических структур здесь оказалось руководство Объединенной гражданской партии, которое поспешило заявить о нецелесообразности введения российского рубля на территории Беларуси, поскольку это грозит «серьезными негативными последствиями для страны». Интересно и другое – именно ОГП лидеры российского Союза правых сил Б.Немцов и И.Хакамада, став неожиданно в предвыборный период активнейшими поборниками объединения двух стран, представляют как проводника и опору интеграции в Белоруссии, а ее лидера Анатолия Лебедько прочат в качестве альтернативы А.Лукашенко на посту президента.

Очевидно и другое – президент явно решил если не отказаться от введения российской валюты в качестве платежного средства(мнение системной оппозиции известно заранее – оно может быть исключительно отрицательным), то, по крайней мере, максимально затянуть сам процесс. Так, впервые были поставлены достаточно жесткие условия перехода на российский рубль – выполнение всех ранее достигнутых договоренностей между двумя странами(большинство из них, заметим, не выполняется годами по вине белорусской стороны), включение основных положений валютного соглашения непосредственно в Конституционный акт Союзного государства, который должен быть принят на всенародном референдуме в России и Белоруссии. Ну а референдум, как хорошо известно в Минске, в России раньше весны следующего года даже с точки зрения права провести просто невозможно. Да и препятствие в виде реанимации президентом РБ требования о создании надбанковского совета с равным представительством от Белоруссии, который бы задавал правила эмиссионной политики, способно отодвинуть введение российского рубля на весьма отдаленную перспективу, поскольку оно по сути неприемлемо для Центрального банка и министерства финансов России.

Конечно, рассуждения Лукашенко о гарантиях повышения благосостояния белорусских граждан, об исключении политических игр в вопросе валютной трансформации носят оттенок демагогии. В частности, глава белорусского государства полон решимость «не допустить кулуарности при рассмотрении этого наиважнейшего вопроса», выслушать мнение представителей оппозиции, посоветоваться с народом. Почему то президента ранее не заботило то, что проекты союзного Договора, Конституционного акта СГ и целого ряда других белорусско-российских документов разрабатывался узкой группой белорусских специалистов в абсолютной тайне, в закрытом режиме и без общественной экспертизы.

Еще менее тревожат высшую элиту РБ, как представляется, интересы национальной экономики «в чистом виде». Наиболее авторитетные финансисты и экономисты республики, в их числе директор Белгазпромбанка Валерий Дашкевич и известный независимый специалист в сфере национальной экономики президент аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико, аргументировано доказали, что Москва пошла на весьма выгодные для Белоруссии условия введения российского рубля. Да и руководство Национального банка Беларуси готово отказаться от проведения самостоятельной курсовой политики(что предусматривает соглашение с Россией), поскольку переход на российский рубль снимает с НББ заботу и всякую ответственность за устойчивость курса новой валюты. Гарантии финансирования Россией всех издержек технического характера(с 30% перекрытием), которые будут сопровождать процесс перехода, только приветствуются белорусскими банкирами. Кроме того, НББ явно устраивает и то положение в соглашении, где ему дано право увеличивать свои внутренние активы пропорционально их приросту в Центральном банке России.

Не правы, с нашей точки зрения, и те политологи и эксперты, которые усмотрели в демарше Лукашенко прелюдию к очередному торгу с Россией с целью добиться новых финансовых, экономических выгод для республики. Скорее всего, белорусскую власть интересуют не финансово-хозяйственные дивиденды, тем более не символика и цвет будущих союзных денежных знаков, а нечто неизмеримо более важное – возможность сохранить при всех раскладах максимально полное и централизованное управление всеми сторонами жизни Белоруссии в своих собственных руках.

Есть в этой связи и другая подоплека, которая объясняет то, с какой целью белорусская «горка» пытается затянуть переходный период. На лицо ожидания перемен на политическом поле союзной России в электоральный период, которые, по убеждению ряда высокопоставленных управленцев республики, наступят уже зимой этого года после выборов в нижнюю палату российского парламента. Очевидно политические цвета депутатов, составляющих сегодня большинство в Государственной Думе(и, скажем прямо, не только парламентариев), явно не устраивают нынешний правящий класс республики. «Полевение» Думы рассматривается как предрешенное и желательное для Минска.

 Поэтому следует ожидать и активизации теневых контактов белорусской власти с функционерами компартии в России, и выстраивания, не без помощи президента РБ, соответствующего пиара для показа неспособности нынешнего российского политического руководства и парламентского корпуса России (провал унификации законов и пр.)   к реализации идей объединения с Белоруссией, заложенных в союзном Договоре. При этом, что не следует забывать, роль интеграционной тематики в предстоящих в России парламентских и президентских выборах в самой Белоруссии склонны излишне преувеличивать, также как и предвыборный потенциал левых и симпатии российского электората к КПРФ. В воспаленном воображении отдельных высших функционеров из Минска большинство регионов на российской политической карте представляется окрашеннным в «красный» цвет.  Такого рода политический дальтонизм может дорого обойтись и правящему классу Белоруссии, и белорусскому государству.




Особенности военно-технического  сотрудничества между Белоруссией и Россией

Владислав Лосев (Минск)

Одним из самых главных направлений белорусско-российской интеграции, бесспорно, является восстановление единого оборонного пространства Белоруссии и Россией. Особенно злободневным этот вопрос стал в последнее время (после разгрома Ирака) когда Соединенные Штаты в очередной раз дали понять, что главным для них являются исключительно их собственные интересы, которые они намерены продвигать по всему миру любыми, в том числе и военными методами.

Надо сказать, что военная угроза со стороны США и НАТО воспринимается в целом в Белоруссии достаточно отвлеченно и в массовом сознании относится к разряду маловероятных событий.

Однако все же определенное беспокойство в белорусском обществе вызвали недавние сообщения о намерении США перебросить крупные контингенты своих войск в Польшу с последующим их размещением вдоль польско-белорусской границы. Подобная реакция в Белоруссии вполне объяснима, так как появление больших масс американских войск непосредственно на рубежах республики если и не несет в себе угрозу незамедлительной агрессии, то уж неизбежно повлечет за собой усиление разведывательной  и иной недружественной деятельности в отношении Республики Беларусь. В связи с этим Александр Лукашенко заявил, что Белоруссия рассматривает возможную передислокацию американских военных баз в Польшу и ряд других восточно-европейских стран как «угрозу национальной безопасности и нашим интересам», что может привести к ответным действиям с белорусской стороны.

В современных международных условиях единственным реальным гарантом безопасности и территориальной целостности Белоруссии является Россия, поэтому для общественности представляет большой интерес существующее состояние белорусско-российских отношений в военной области, тем более, что Договор о создании Союзного государства предусматривает создание единого оборонного пространства.

Как показали недавние события в районе Персидского залива, решающее значение в современном военном противоборстве  имеет техническое оснащение вооруженных сил, которое играет определяющую роль в достижении победы в нынешних войнах. И никакая численность войск не способна  возместить недостачу современных вооружений и профессиональное владение ими. Это касается, в первую очередь, авиации и систем противовоздушной обороны.

Военно-политическое руководство Белоруссии это, по всей видимости, осознает и уделяет внимание состоянию систем вооруженной борьбы в воздухе. Так, в 2002 году были приняты Концепция развития авиации ВВС и войск ПВО на период до 2010 года и Концепция развития зенитных ракетных войск. Согласно этим документам преимущество будет отдано не  приобретению новых образцов военной техники, а  модернизации ныне стоящих на вооружении еще советских систем. В результате модернизации  предполагается обеспечить «выход на самый высокий уровень противодействия воздушному нападению противника».

По планам белорусских военных процесс модернизации должен быть завершен через 10-12 лет, хотя определенные результаты получены уже в настоящее время. Так, государственным научно-производственным объединением «Агат» в интересах  ВВС и ПВО создан модернизированный пункт управления, который по данным производителей отличается рядом преимуществ: возросла его подвижность, сокращено время обработки данных и повышена точность информации, а также увеличено количество отслеживаемых в реальном времени целей. При этом до 80-ти процентов элементной базы новых разработок производится (опять же по утверждению изготовителей) в Белоруссии, что является, например, предметом особой гордости президента республики.

Белорусско-российское военно-технического сотрудничество осуществляется в рамках Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. За это время был принят ряд двусторонних межправительственных соглашений, в том числе «О военно-техническом сотрудничестве», «О производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности», «О порядке взаимодействия при осуществлении экспорта продукции военного назначения в третьи страны». Основными направлениями белорусско-российского военно-технического сотрудничества являются взаимные поставки комплектующих изделий и запасных частей к продукции военного назначения, оказание услуг по ремонту и модернизации вооружения и военной техники белорусской армии, обучение в российских военно-учебных заведениях белорусских военнослужащих. В то же время изделия ряда ведущих белорусских оборонных предприятий (прежде всего, оптико-электронное оборудование) уже не отвечают в должной мере соответствующим требованиям, которые предъявляются к параметрам приборов, узлов и механизмов, используемых в системах вооружений российских ВС, и сегодня предназначаются в основном для комплектования техники и вооружений поставляемых Рособоронэкспортом в третьи страны.

Определенные возможности для расширения перспективного сотрудничества заложены в совместном  проектировании  и производстве средств радиосвязи различного назначения для  разрабатываемых оборонными предприятиями Белоруссии систем автоматизированного управления войсками и оружием и для оснащения белорусских войск средствами подвижной связи нового поколения (типа «Акведук»).  В настоящее время комплектующие белорусского производства уже используются в российских авиационных радиостанциях Р-864, предназначенных  для  новой и модернизируемой авиационной техники. Всего же в совместных белорусско-российских программах  по модернизации техники и вооружений советского производства в той или иной степени участвуют более сотни белорусских предприятий.

Наиболее успешным примером военно-технического сотрудничества Белоруссии и России является созданная в феврале 2000 года с целью разработки, производства и модернизации средств ПВО Межгосударственная финансово-промышленная группа (МФПГ) «Оборонительные системы», объединяющая 24 российских и 3 белорусских предприятия. В 2000-2001 гг. в рамках МФПГ «Оборонительные системы» (за счет собственных средств российских участников группы) была произведена глубокая доработка одного из самых массовых за рубежом маловысотных зенитных ракетных комплексов «Печора», белорусско-российский вариант модернизации которого - ЗРК «Печора 2М» недавно стал победителем международного тендера, проведенного в одном из государств Ближнего Востока.

Если  соотнести роли российского и белорусского оборонных комплексов, то последний выполняет в большинстве случаев вспомогательную функцию и представлен в основном ремонтными заводами (Барановичский авиаремонтный завод, Борисовский танковый завод и некоторые другие), предприятиями-изготовителями комплектующих к системам ПВО и ПРО (Минский завод вычислительной техники – поставщик элементной базы для вычислительных систем корпуса ПРО под Москвой), а также производствами,  выпускающими продукцию, разработанную в российских проектных организациях (Минский завод колесных тягачей, например, производит транспортные средства, спроектированные в НИИ автомобильной техники МО в г. Люберцы Московской области).

В целом же уровень белорусско-российского сотрудничества в области оборонной промышленности еще далек от требований, соответствующих единому оборонному пространству. Для того чтобы повысить эффективность военно-технического взаимодействия  и в конечном итоге воссоздать  общий оборонный комплекс необходимо на деле перейти к единому оборонному заказу Союзного государства, совместным программам научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Однако для этого нужны серьезные политические решения, к которым до сих пор не готово белорусское руководство. По этой же причине до сих не подписано Соглашение о Единой системе ПВО и не создано командование региональной группировки войск. Пока для этого нет соответствующих условий – в республике отсутствует необходимая законодательная база и в силу этого обстоятельства не могут быть приняты соответствующие решения главнокомандующим белорусских вооруженных сил.

Сотрудничество между Белоруссией и Россией в сфере обороны должно включать и мероприятия дипломатического, экономического и информационного порядка. Активные партнерские отношения Белоруссии и России в рамках различных программ с Североатлантическим альянсом, которые наблюдается в последнее время, сами по себе не должны успокаивать, поскольку НАТО сегодня отводятся вторичные и ограниченные функции в поддержании миропорядка и безопасности. Угроза потенциальных упреждающих ударов по «государствам-изгоям» исходит не от НАТО(или ЕС), а от политического и военного руководства США. Доктрина последнего предполагает селекцию европейских стран-союзниц с целью выделения государств, готовых к тесному взаимодействию с Вашингтоном как для проведения операций «со специальной целью», так и для долговременного военного союза без всяких оговорок. Поскольку первое такое послушное США государство уже определено – это Польша(со всеми вытекающими из этого последствиями для Белоруссии),- то и затягивать конкретные шаги по военно-техническому сближению с Россией Минску не стоит.




Вся надежда на «партизанку

09.06.03. Белорусская газета

Ирина Чернявка

Беларусь - маленькая миролюбивая страна. Но в случае нападения агрессора готова дать отпор. Причем основная наша сила не армия, а народ, который в партизанской борьбе будет наносить противнику самые ощутимые удары. Так вкратце можно описать нынешнюю концепцию территориальной обороны, в соответствии с которой уже третий год проходит реформирование белорусской армии. 4 июня эту концепцию на суд журналистов вынесло руководство Западного оперативного командования (ЗОК), штаб которого находится в Гродно. Войска ЗОК располагаются на территории Брестской и Гродненской областей и в некоторых районах Минской области.

«Обстановку непосредственно вокруг Беларуси нельзя охарактеризовать как идеальную с точки зрения интересов ее национальной безопасности», - сообщил журналистам старший офицер разведотдела штаба ЗОК майор Дмитрий Свириденок.

«Новые угрозы», которые стали учитывать белорусские военные, исходят от упрочившейся после войны в Ираке системы однополярного мира во главе с США, стремящимися расширить зону своего влияния. Решительность США в отношении Ирака показала нашим военным, что «американское руководство и далее будет предпринимать крайние меры с целью ликвидации неугодных политических режимов».

Белорусские военные говорят, что у них «есть все основания предполагать» наличие у США долговременной стратегии давления на Беларусь. Вашингтон, считают военные, стремится к политической и экономической изоляции Беларуси от Европы с целью «стимулировать ухудшение экономической обстановки и вызвать недовольство общества существующим строем».

При этом США избирает путь «давления на российские элиты», чтобы «устранить сложившуюся политическую систему в Беларуси путем давления из Москвы».

Польша тоже стремится превратиться в региональную сверхдержаву, считают военные, а потому является проводником политики США в регионе: не только поддержала планы по созданию ПРО, но и заявила о готовности предоставить свою территорию для развертывания ее элементов. Территория Польши также рассматривается как один из возможных вариантов перемещения американских военных баз с территории Германии. В частности, по информации белорусских военных, предполагается передислоцировать авиабазы США на военные аэродромы в Бяла-Подляске, Миньске-Мазовецком и Повидзе, а сухопутные части - в Свентошув.

Страны Балтии приводят свои вооруженные силы в соответствие со стандартами НАТО. Переоборудуется инфраструктура - аэродромы, путепроводы, морские порты. Развернуты системы наблюдения за территориями Беларуси и Российской Федерации.

В новых реалиях белорусской армии нечего противопоставить мощной военной машине США и НАТО, признал командующий войсками ЗОК генерал-майор Анатолий Никитин. Цель реформы, которую армия должна завершить в 2005г. - «создать маленькую мобильную армию, не в ущерб экономическим возможностям страны». Для этого Вооруженные силы должны сократить численность личного состава до 50 тыс. человек. Сейчас в белорусской армии служат 83 тыс.

Анализ недавних войн показал нашим военным, что ведущая роль принадлежит силам ВВС и ПВО, сухопутные войска «завершают войны». Этот принцип разделения и лег в основу двухвидовой системы Вооруженных сил, принятой в Беларуси. В соответствии с этим принципом была реформирована структура управления войсками: вместо трех армий Вооруженные силы сейчас состоят из двух оперативных командований - Западного со штабом в Гродно и Северо-западного со штабом в Борисове. В оперативно-тактических учениях 50% времени уделяется воздушным операциям. Например, на предстоящих в октябре учениях «Чистое небо» будут отрабатываться «небольшие уколы с воздуха по противнику с целью сорвать его планы».

Между тем в белорусской армии есть ряд «глобальных проблем». Одна из них - боевая готовность. 15 лет на службу не призывались солдаты запаса, кроме того, все хуже здоровье молодежи, которая сегодня приходит в армейские ряды. Нет финансовых возможностей для обновления вооружения, потому основная задача - сохранить то, что есть.

«Войну начинают политики, продолжает армия, заканчивает народ», - сказал генерал Никитин. В «начале» и «продолжении» возможной войны Беларуси не следует рассчитывать на успех - это признают и сами военные. Одна надежда - народ. Его роль в возможной войне определяется концепцией Территориальной обороны, утвержденной в ноябре прошлого года указом президента.

«Защитить суверенитет, независимость и территориальную целостность страны возможно при условии придания обороне государства всеобщего, тотального, всенародного характера», - так представил суть концепции старший офицер отдела территориальной обороны штаба ЗОК подполковник Олег Лихонос.

«Идея такова, чтобы каждый человек боролся за свой дом, - прокомментировал Никитин. - Когда регулярные войска отходят, остаются войска территориальной обороны - уходят в партизаны и борются, изматывают армию противника маленькими территориальными баталиями».

Войска территориальной обороны созываются в военное время из числа солдат запаса старшего возраста. По оценке Никитина, в Беларуси в случае необходимости можно поставить под ружье до 14% гражданского населения. Командующими территориальными войсками будут председатели облисполкомов, развертывание и управление будут осуществляться структурами КГБ. Белорусская идея: численность подготовленных войск территориальной обороны к 2005г. должна равняться численности регулярной армии.

Сейчас создание войск территориальной обороны идет полным ходом. В секретных укрытиях готовятся схроны оружия, медикаментов и обмундирования, ведется призыв солдат запаса. По заданию президента на территории ЗОК в этом году должны были быть подняты по тревоге 1.000 запасников.

«Американцы не вояки, - оценивает перспективы генерал Никитин. - У них лучшая техника, но когда начинаются потери - они отступают. Человеческий фактор для них играет большую роль: это и сила, и слабость. Это только у нас могли похоронить полмиллиона человек, и никто не заметил; до сих пор неизвестны все погибшие в Великой Отечественной войне».

Однако и у нас, по словам Никитина, человеческому фактору отдается немаловажная роль: «Если людям будет противен режим, который придет, - они будут с ним воевать. Если приятен - сдадутся».




Белорусский сценарий не проходит

16 – 23.06.03. Белорусский  рынок, 23(556)

Татьяна Маненок

В канун приватизации “Белтрансгаза” российский “Газпром”приступил к ревизии его хозяйства

Чем ближе 1 июля — контрольный срок создания совместного с ОАО “Газпром” предприятия на базе “Белтрансгаза”, тем выше напряжение вокруг знакового для белорусской власти вопроса. Впрочем, нервничать приходится только Минску — “Газпром”, который через две недели должен положить почин большой приватизации в Беларуси, абсолютно хладнокровен.

Но уже понятно, что предварительный сценарий продажи “Белтрансгаза” дал сбой. По крайней мере, вариант конкурсной продажи госпакета акций газотранспортного монополиста Беларуси уже исключается — иначе белорусское правительство обязано было объявить об условиях конкурса, как минимум, за месяц. Можно говорить о продаже стратегического для белорусской экономики предприятия в одни руки — впрочем, российская сторона это называет “вхождением” “Газпрома” в акционерный капитал “Бел- трансгаза”.

Ясно также, что белорусским чиновникам больше не надо фантазировать на тему возможных условий и схем создания СП. Теперь инициативу в свои руки взял “Газпром”.

За последние 10 лет “Газпром” несколько раз пытался акционировать естественного монополиста Беларуси, и все попытки были неудачными. Не сильно, видимо, и хотел. Теперь иллюзий на этот счет нет — “Белтрансгаз” будет приватизирован, как того хочет “Газпром”.

На минувшей неделе, 11 июня, белорусская делегация во главе с первым вице-премьером Сергеем Сидорским провела переговоры в Москве с руководством “Газпрома”. В составе минской делегации были также министр энергетики Беларуси Владимир Семашко и генеральный директор ОАО “Белтрансгаз” Петр Петух. А 12 июня состоялось заседание совместной рабочей группы Беларуси и ОАО “Газпром”. По итогам этой встречи подписан протокол.

Белорусская сторона не разглашает его детали. Однако в пресс-службе “Газпрома” сообщили, что, в соответствии с итоговым протоколом заседания, белорусская сторона обязалась до 18 июня направить в “Газпром” перечень объектов, которые находятся в собственности “Белтрансгаза”, с указанием их балансовой стоимости. Кроме того, она должна представить сведения о том, какие объекты будут реконструированы и сколько это будет стоить, а также прогноз развития ОАО “Белтрансгаз” до 2015 года.

К этому же сроку Минск попросили представить официальную информацию о действующих сейчас в Беларуси ценах на природный газ и тарифах на его транспортировку, а также прогноз их изменения до 2015 г.

На заседании рабочей группы белорусскую делегацию упрекнули, что Минск до этого времени так и не объявил официальные предложения по условиям создания СП. Белорусские переговорщики сказали, что предложения по участию ОАО “Газпром” в совместном акционерном обществе с указанием величины пакета акций, его стоимости и дополнительных условий будут подготовлены только к 30 июня 2003 года. Кстати, раньше “Газпром” предлагал свою помощь в этом деле, но белорусская сторона отказалась.

Очередное заседание рабочей группы по созданию СП пройдет в Минске. На этом заседании планируется рассмотреть предварительные расчеты по вариантам вхождения “Газпрома” в совместное с “Белтрансгазом” СП.

Представить, что стороны согласуют все условия и процедурные вопросы, а также ряд сопутствующих проблем, касающихся столь глобального для белорусской экономики проекта, в течение одного дня, достаточно сложно. Тем не менее премьер-министр Беларуси Геннадий Новицкий заявил 11 июня белорусским журналистам, что совместное белорусско-российское предприятие на базе “Белтрансгаза” будет создано к 1 июля, как и предусмотрено межправительственным соглашением Беларуси и России.

“БР” писал, что в начале мая президиум Совета министров Беларуси одобрил стартовые условия создания СП на базе “Белтрансгаза”. Пакет документов давно лег на стол Александру Лукашенко, который должен был принять окончательное решение.

Правительство на всякий случай подстраховалось, предложив 3 варианта создания СП. Напомним, что по первому сценарию оно собиралось выставить на аукцион 48,99% акций “Белтрансгаза”, и в торгах могут участвовать все, кто готов выполнить дополнительные условия. Второй вариант предусматривает поэтапную продажу пакетов акций в 20, 30 и 48,99% — по схеме, которую Минск реализует на своих нефтехимических предприятиях. “Газпрому” в этом случае предлагалась роль стратегического инвестора. Наконец, еще один вариант — прямая продажа инвестору 48,99% акций при условии проведения вторичной эмиссии акций.

Заметим, что при любом раскладе уступать российскому партнеру контрольный пакет Минск не собирался — 50% плюс одну акцию компании он застолбил за собой.

Рыночную стоимость акций “Белтрансгаза” белорусская сторона оценила в 7 трлн. BYR (эквивалент 3,5 млрд. USD) — это в 5 раз выше, чем его уставный капитал, который составляет 1,15 трлн. BYR (около 600 млн. USD).

Продажа пакета “Белтрансгаза” обставлена рядом дополнительных условий. Самое главное, инвестор должен полностью обеспечить растущие потребности Беларуси в стратегическом для ее экономики топливе, которые в этом году составляют 16,5 млрд. кубометров. Уже в будущем году он обязан поставить в страну 19 млрд. куб. м, в 2005 — 19,5 млрд. куб. м, в 2010 — 21 млрд. куб. м, в 2015 — 21,9 млрд. куб. м, в 2020 году — 24 млрд. куб. м по оптовой цене 5-го пояса России.

При этом покупатель должен в ближайшие 1-2 года инвестировать в газотранспортную систему Беларуси 200 млн. USD. Он обязан обладать запасами газа, чтобы загрузить белорусскую транзитную трубу, а также взять на себя обязательства по дальнейшему строительству Прибугского и Василевичского подземных хранилищ газа, участвовать в реконструкции белорусской газотранспортной системы и обеспечить социальные гарантий для работников “Белтрансгаза”.

Мало кто сомневался в том, что “Газпром” оспорит рыночную стоимость “Белтрансгаза”, названную белорусской стороной, а также дополнительные условия об объемах поставок газа по льготных ценах. Известно, что “Газпром” согласился на поставку в Беларусь лишь 10,2 млрд. кубометров дешевого газа, да и то лишь при условии приватизации “Белтрансгаза”.

Предполагалось, что совещание по приватизации “Белтрансгаза” Александр Лукашенко проведет в начале июня, однако оно было отложено. Возможно, белорусский президент, прежде чем принять решение, хотел услышать позицию российской стороны. Теперь эта позиция ясна. По имеющейся информации, совещание у А. Лукашенко по созданию СП должно состояться на днях. В Минэкономики подчеркивают, что только после этого будет озвучена официальная позиция белорусской стороны.

Справка “БР”

Балансовая прибыль “Белтрансгаза” за 2002 год составила 103,9 млрд. BYR. “Белтрансгаз” оценивает свои инвестиционные потребности в капвложениях до 2010 г. в 1 млрд. USD.

На балансе “Белтрансгаза” находится 6,9 тыс. км магистральных газопроводов, 218 газораспределительных станций, 7 компрессорных станций и 2 подземных хранилища природного газа.




Убыточная экономика

15.06.03. Аргументы и Факты в Белоруссии

Виталий Чуясов, Иван Потопов

В Беларуси растет доля убыточных предприятий: к началу лета почти каждое второе не сводило концы с концами. Почему власти не закрывают заводы и фабрики, продукцию которых никто не хочет покупать, а если она и продается, то вырученные деньги не покрывают издержек на ее выпуск?

Статистические органы ежемесячно подводят итоги работы белорусской экономики, исследуя ее по 16 критериям - важнейшим прогнозным показателям социально-экономического развития. В первом квартале 10 из них были выполнены (лучше прошлогодних успехов этого же периода, когда правительство осилило лишь половину намеченного). Видимо, это стало одной из причин, по которым Совет министров был избавлен от ежеквартального отчета перед президентом.

Наиболее впечатляющих успехов белорусская экономика достигла в сфере жилищного строительства: к маю 2003 года было введено в эксплуатацию 990 тысяч квадратных метров общей площади - 35-процентный рост по сравнению с прошлым годом. Эксперты объясняют это продолжающейся практикой выделения государственных средств на льготных условиях на жилищные кредиты. Напомним, в этом году общая сумма кредитных ресурсов, направляемых на эти цели, должна составить 152 млрд. рублей. Однако 2003 год - последний год, когда белорусское государство печатает деньги, передавая их на льготных условиях (по ставке примерно в 2,5 раза ниже уровня инфляции) тем, кто строит себе квартиру или дом. В следующем году "строительный бум" будет выглядеть гораздо скромнее.

Самым провальным показателем статистики наградили белорусское сельское хозяйство, которое не то, что не смогло выйти на прогнозный рост, а даже не достигло прошлогодних результатов. Одна из причин этого имеет отношение не столько к экономике, сколько к демографии: белорусская деревня продолжает вымирать, что приводит к падению производства в личных хозяйствах крестьян. Так, если сельхозпредприятиям еще удалось "вытянуть" 1,2% роста производства, то частники произвели и сдали государству продукции меньше прошлогодней примерно на 4%. В одночасье сломить эту тенденцию, конечно же, очень трудно.

Зато другой провал прогноза - по росту иностранных инвестиций - больше на совести именно правительства, поскольку во многом зависит от экономических факторов. На год намечено привлечь в белорусскую экономику 1,5 млрд. долларов. Если деньги будут вкладываться с нынешними темпами (а пока удалось насобирать $270 млн., из которых только чуть больше трети составляют прямые инвестиции), то по итогам года белорусская экономика опять окажется "на бобах".

Впрочем, разница в несколько процентов между прогнозными и реальными достижениями меркнет перед огромной цифрой в 47,4% доли убыточных предприятий в белорусской экономике. До сих пор государственная политика заключается в том, чтобы снижать издержки на выпуск продукции на них за счет "внутренних резервов" - например, сокращать материало- или энергоемкость. Но для белорусской "несырьевой" экономики эти резервы уже подходят к концу. Так, например, не выполнен показатель по материалоемкости (она снижена на 0,5% вместо 0,8%), а энергоемкость ВВП в первом квартале вместо прогнозируемого снижения на 0,5% выросла на 2%. А как еще можно сократить издержки? При капитализме самым распространенным способом являются увольнения. Официальная статистика умалчивает, сколько работников заняты на убыточных заводах и фабриках, однако, учитывая масштаб проблемы, речь может идти о сотнях тысяч граждан.

Членам белорусского правительства рост безработицы может явиться только в страшном сне. Поэтому Совет министров не может решиться на отказ даже от такого одиозного в нынешних условиях прогнозного показателя как рост выпуска продукции, заменив его уровнем рентабельности (прибыльности). В итоге убыточные предприятия с каждым годом получают новые задания увеличить производство, и чем больше они его увеличивают, тем более убыточными становятся. Зато белорусское государство обеспечивает один из самых низких уровней безработицы в Европе. Долго ли еще это будет продолжаться? Судя по ответу, который дал корреспонденту "АиФ" замминистра экономики Беларуси Леонид Демидов, - как минимум еще год: на 2004-й предприятия опять получат задания нарастить объемы - иначе говоря, сохранить рабочие места. Работников убыточных предприятий это должно на время успокоить; экономистов - насторожить еще больше.




Был ли торг?

16.06.03. nmn.by

А. Суздальцев(Минск)

Информационный  голод  мучителен. Он    порождает  галлюцинации. Такого  рода «миражи» исключительно опасны, так  как  опытные  организаторы «виртуальных»  войн  мастерски  владеют  искусством  дозировать  правду и ложь,  создавая  этим   мифы  и  некие  образы. Если  на  эти  политпиротехнические уловки  попадается  публика, то  дело  наполовину сделано. 

     За годы  существования  режима А. Лукашенко в среде аналитиков сформировались свои аксиомы, шаблоны и традиции выживания в  обстановке информационного голода.  Привычка  толковать каждый шаг исполнительной  власти в рамках раз и навсегда заданной схемы  чревата  конфузами. Не стала исключением и последняя неделя.       

Очередной крик «Волки!»  раздался    во  вторник -  10 июня.  В  информационных  сумерках  субботнего (7 июня)  заседания  рабочей группы по разработке предложений об образовании единого эмиссионного центра Союзного государства   среди   оппозиционного  аналитического  истэблишмента  возникла  идея о  том, что  А.Лукашенко  «готов  передать контроль над  финансовой  системой  страны в руки соседнего  государства».  Более  того, учитывая  политическую меркантильность белорусского  президента,  часть  наших коллег  пришла к  выводу о  состоявшейся  сделке -  В.Путин  «увязал  подписание Конституционного  акта  с согласием  Беларуси  перейти  на  российский  рубль  на условиях  Москвы (выделено  мною – А.С.). И  Лукашенко  согласился  заплатить  за  свой  третий  срок  такую страшную цену  -  экономический   суверенитет государства».  По идее получается, что  Москва в рамках политического торга взвесила  на неких весах  аргументы А. Лукашенко, согласилась  на политический обмен – российский рубль за  «третий срок». Интересная версия. 

Прав  В. Силицкий, когда  говорит, что зачастую  просто  надоедает   повторять из  года в год одни  и  те же  сентенции  о  белорусско-российской  интеграции. Но видимо  придется.

Вот  и  сегодняшняя «сенсация». Первое, что  в  ней бросается в глаза  -  постоянное присутствие в  массовом белорусском   политическом  сознании   идеи  некого «торга»  Кремля  с  А. Лукашенко.  Причем  мнение, что  В. Путин  постоянно  что-то  выторговывает  у  белорусского  президента, а тот  у  российского,   настолько  прочно  укоренилась  в белорусской  оппозиции, что  воспринимается, как  аксиома. Но обратите  внимание,  эта  «аксиома»  вовсе  не  является  правилом  для  Администрации  белорусского  президента,  где  прекрасно  знают, что  Москва с   А.Лукашенко не торгуется. А. Лукашенко   периодически  предлагают те  или  иные  варианты  участия  в политических  комбинациях.  Как правило, он  соглашается, так как  политических  ресурсов для  организации  торга  по  условиям  участия  у  него  нет.  Но  иногда и  отклоняет или  откровенно  «тянет  резину».

Белорусскому президенту нечем торговать. Нет  у  А. Лукашенко  высокого международного  авторитета, а только «особый»  международный   статус.  Хотя  до европейского Фиделя ему далеко, так как он так и не дождался  своего Карибского кризиса.

У него есть  относительно неплохой  российский  политический  ресурс, но  он представляет ценность  для российской  левой оппозиции. В то же время, российским  левым влияние А. Лукашенко  среди  региональных полумаргиналов  зачастую  просто  мешает, так как  согласно  формату  их  идеологии «Вождь должен быть один».  Для Кремля  этот «российский» ресурс белорусского президента  не представляет особую  опасность –  «вождь» иноземный и не русский.

Кстати, о национальности - для современной России  национальность  первых лиц государства имеет  особое значение. Времена господства над Кремлем кавказских и украинских кланов ушли навсегда. Москва живет  по американским правилам формирования  верхушки власти: «Президент должен быть белый англосакс и протестант. Кеннеди  - исключение, подтверждающее правило».  Может быть, поэтому в свое время  «кремлевская» тенденция А. Лукашенко вызывала у московских аналитиков усмешку. 

В январе 2003 года на минском  саммите, белорусский президент вдруг вбросил на стол переговоров свой  российский политический ресурс. Лучше бы он это не делал. В. Путин отреагировал «домашней заготовкой»: «Россия никогда не позволяла себе вмешательство во внутриполитические проблемы Белоруссии». А, между прочим,  могла бы. А. Лукашенко намек понял и политический торг так и не завязался.

Действительно, для того, чтобы  торговаться, надо  иметь  возможность  что-либо  предложить  Кремлю. Единственное, что сейчас белорусский  президент  может  бросить на  стол  переговоров  -  собственный  язык. В  определенные  моменты многолетнего интеграционного  марафона  лукашенковская  демагогия  начинала  основательно  допекать  российский  истэблишмент, но после  «газового»  ноября  2002 года  Александр  Григорьевич  может  позволить  себе  только  едкие  колкости  в адрес  своего  российского  коллеги и  политики  его администрации. Так что и  этот,  всегда  готовый «к употреблению», аргумент  ныне  обесценился.  Все  остальное  -  не  является  серьезной темой  для  политического  торга.

Хорошо или плохо, но дело   в том, что Беларусь  не  представляет  из  себя  некую самодостаточную универсальную    и  незаменимую ценность  для  российского  государства, какой, к примеру, является Украина и Казахстан. Даже  Армения  -   более  важным   геополитическим  фактором  для российской  внешней  политики,  чем  РБ.  Москва  прекрасно  понимает, что трасса  «Москва – Брест»,  которую можно  вполне  поменять  на   иную  транзитную коммуникацию,  что  зачастую и  делают,  ошалевшие  от  белорусского таможенного  и  гаишного «гостеприимства»,  российские  перевозчики, всегда  будет  открыта  для  россиян. Этому не помешает  даже  неожиданный  приход к власти в Минске любого нового лидера, включая  З. Позняка.  Проблема элементарного  выживании,  а также  Европа  и  США,   не  позволят  играться  с транзитом.  Все,  выше названное,  относится  и к белорусскому  транзиту  углеводородов. Кроме  того, нельзя  забывать и о потоке  белорусских товаров  через российскую  территорию.  Беларусь  не  является  монополистом  российско-европейских  коммуникаций.

Россия  за  годы  постоянных  стычек на  транзитных «дорогах»,  постепенно  вернулась  на «петровский»  вариант  решения  политических  споров – «лопатой землекопа». Она  неустанно и не жалея  своих, корпоративных, а  также  привлеченных инвестиций, строит дороги, порты, налаживает морские паромные переправы, тянет по болотам и дну морей  трубопроводы, так  как  справедливо  настороженно  относится  к  нищим  соседям  – любителям  экспроприации «с колес».

В  экономическом плане, имея  от  российского  ВВП не более 2%, мы  ничего интересного из себя  не  представляем. Наши  предприятия  не  являются  чем-то  уникальным и незаменимым  для  России.  Зачастую, к сожалению,   проще  вложить  капитал  в российские  заводы, чем  закладывать в бизнес-планы  фактор «золотой  акции» А. Лукашенко.

Нельзя не отметить попыток  белорусских властей завязать  политический  торг, а вернее, используя  аукционы по продаже  акций  белорусских  предприятий, попытаться  прицепить к  коммерческим вопросам  политические  обусловленности.

Определенную  ценность  имеет  белорусский  рынок, но и то в потенциале. В настоящее время, к сожалению, это рынок  нищих потребителей. Даже столица – почти  двухмиллионный  город, «не  вытянет»  ни одного  нормального  супермаркета  уровня  Москвы, Санкт-Петербурга  и, тем более, Варшавы.  А без нормального и дешевого  опта  белорусы  обречены на «отоваривание»  на рынках и в госмагазинах   по ценам в 2-3 раза  выше  мировых.

Конечно, можно  было  бы  устроить  политический торг  в отношении   двух  российских  военных  баз, но ведь  все  имеет  свою цену. Примером  такого  «ценового»  подхода  является  оставленная  российским флотом  база  в  Камрани (Вьетнам).  Конечно,  загоризонтные  радары  и  центры  связи стоят дорого и  требуют  постоянной  модернизации.  Но  в  тоже время,  учитывая  безальтернативную  зависимость Беларуси от  критически  важного  российского  импорта,  Россия  вполне  в силах, в случае, если бы   возникла  проблема  вокруг  размещения российских баз на   белорусской  территории,   компенсировать  строительство новых  объектов   в  Псковской  области  за  белорусский  счет.  Кто бы  при  этом  варианте  выиграл – вопрос  риторический.

В итоге, у  А.Лукашенко  нет  ни  экономических, ни  геополитических  аргументов, «тяжесть»  которых  позволила бы  перевести  их в  разряд  политических.   Отсюда  следует, что нет  и  предмета  торга.

Естественно,  А.Лукашенко  гнетет  такая  дискриминация.  Именно  поэтому  он стремится из основы  каждого   экономического  и  финансового спора  вытянуть политическую сердцевину, которая, что естественно,  присутствует  в любом  вопросе,  и пытается  завязать  на  ее  почве  перетягивание «политического каната».  Призыв к  политическому  торгу  мы    услышали от белорусского  президента  и на  его встрече  с  российскими  гостями -  министром финансов РФ Алексеем Кудриным и Председателем Центробанка РФ Сергеем Игнатьевым: «Невозможно экономические, финансовые процессы оторвать от политических. В деле объединения все должно решаться именно в комплексе — законодательство, налоговая политика, таможенная... Все вопросы должны вытягивать одновременно".  Теперь  А. Лукашенко призывает  поторговаться по  вопросу  перехода  Беларуси на российский  рубль, намекая, что   вопрос должен быть закреплен в  рамках  долгожданного  Конституционного  Акта.

Заинтересован ли  А. Лукашенко в приходе российского рубля в республику? Без сомнений, так как этот человек всю жизнь стремится к  легитимной безответственности и политической безнаказанности. Боле того, он уверен, что сможет обмануть всех, не говоря уже о Москве.

Но Москва  также прекрасно понимает, что А. Лукашенко, допуская российский рубль в  свою вотчину, фактически сбрасывает с  себя  ответственность за  социально-экономическую ситуацию в Республике Беларусь. С момента появления первого российского рубля в кассах белорусских магазинов, белорусские власти  и белорусская  оппозиция в полный унисон  начнут  убеждать обывателя в том, что  все проблемы в экономике пришли с востока, так  как  Москва «недофинансировала», «недоплатила» и «недообеспечила» трудолюбивый белорусский народ.  Нет сомнений, что    ложь такого формата будет населением воспринято исключительно благосклонно. Нечто подобное мы уже имели в своей недолгой независимой истории.

В начале  90-х  годов  Беларусь  внесла  вполне  достойный  вклад  в   развал  единой в то время  союзной  экономики. Стоит напомнить, что  первые  республиканские таможни, на полгода  раньше  чем в Прибалтике, появились именно на границах  республики. Еще находясь еще  в  составе  СССР, первой ввела  свою «валюту». Так родились «белочки»  и «зайчики». Уже потом появились «бобры» и «зубры». Острословы  намекали на  появление «гадюк» и «кабанов». Причем  в  стране продолжали ходить советские, а фактически российские рубли. Правительство В. Кебича с удовольствием использовало в своих целях такое валютное разнообразие, не забывая  при этом покритиковать российские реформы.

Нынешние белорусские власти помнят  о том благословенном времени. 10 апреля 2003 г. Председатель Правления Национального банка Беларуси П.П. Прокопович утверждал, что даже после 01.01.05 г. белорусский рубль не исчезнет, а будет, некоторое время  находиться в обращении наравне  с  российским. Спрашивается,  а на что пойдут российские  технические кредиты? По старой белорусской традиции, согласно которой  А. Лукашенко свои политические цели оплачивает  только чужими деньгами, российские кредиты пойдут на обеспечение президентских выборов 2006 года.  К этому  времени  вопрос о  возможности избираться на  третий срок, как надеется А. Лукашенко,  уже будет  решен. 

Есть еще и экономические потребности.  Власти прекрасно понимают, что республика не первый год находится  в  стадии  вялотекущего банкротства. Не может существовать страна, у которой чуть ли не 60% предприятий работают в убыток, а сельское хозяйство год от года уверенно и решительно  летит под откос.  Невозможно обеспечить страну только тем, что наконфискуешь на трассах  или реэкспортируешь из транзитных газопроводов.

Своей  валюты  у  страны никогда не было. Она существовала только формально, так как  в Беларуси   никогда не было нормального, своего, а не составленного из российских  кредитов, золотовалютного запаса. Те странные  золотые слитки,  без  проб и гербов, что радостно демонстрировал нам  господин Прокопович в августе 2001 года, являются ни чем иным, как  техническим золотом.  Республика  Беларусь всегда была наиболее  долларизированной страной в Евразии.  Поставки сырья, продукции и  товаров, аренда, коммунальные расходы, зарплаты, цены в магазинах и на рынках  полностью привязаны к доллару. Внешнеторговый   оборот  страны  производится  с  использованием  доллара, евро и российского рубля. Никакому коммерсанту и в голову не придет  использовать для внешней торговли белорусский рубль. «Зайчик» является только квитанцией  о выплате населением  инфляционного налога  в пользу молодого белорусского государства.

Кстати, с тем же успехом можно было  ввести в оборот  и американский доллар по примеру  Аргентины, но столько долларов страна не заработает – не тот  масштаб  внешнеторгового  оборота, да и технических кредитов  США Беларуси не даст.   Так что  ввод российского  рубля, который фактически сам жестко привязан к   дуэту  американского  доллара и  европейского евро, в  денежную  систему  республики  состоится.  Это решенное дело. 

Вопрос не в факте  замены белорусского рубля российским. Вопрос только о времени, которое потребуется  белорусским властям для  его быстрой  конвертации и вывозу  на  швейцарские депозиты.  Над прикрытием этой операции поработают  белорусские государственные СМИ, которые и обвинят Россию в «срыве договоренностей». Затем потребуются новые  технические кредиты, которых опять не хватит, и следующие, а в случае  их  отсутствия может появиться новое издание «зайчика» - скорее всего полузабытый  талер.  Вот тогда можно будет  пойти на третий круг бесконечной интеграции.

Является  ли  вопрос о  замене  белорусского  рубля  стоимостью 20350000  рублей  за 1  доллар USD ( без учета двух (!) деноминаций) российским рублем стоимостью 30512 рублей за все тот же  американский  доллар (без учета одной  деноминации)  вопросом  политического  торга? Да, это  вопрос  политики, так как статус  новой  валюты   должен быть  урегулирован  в  Конституции страны.

Кроме того,  расширение  рублевой зоны,  должно было бы способствовать повышению рейтинга  российского  президента на выборах 2004 года. Понимая  это, В.Путин в 2002 г. предложил  ускорить ввод  российского рубля и назвал  новую дату -  с 01.01.04 г., но в ответ  получил  резкий отказ  со стороны А. Лукашенко. Это была тактическая ошибка  белорусского президента, так  как   по этому  вопросу  действительно мог    завязаться политический  торг.   Но  Глава  белорусского государства, по причинам скорее психологическим, чем  политическим,  сам ограничил  свой  маневр. Так что  пропагандистская  ценность  акта  ввода российского рубля  в  экономику  соседней страны  к 01.01.05 г. для  Кремля  близка  к  нулю. 

Зато к тому  времени  обнажатся  финансовые  затраты, которые  будет должна  капиталистическая  Россия  потратить на  то, чтобы  социалистическая экономика Беларуси «переварила»  российский рубль.  Расходы предстоят солидные. Только на технические кредиты придется  выделить более 350 млн. долларов, а вместе с затратами на «социальные»  белорусские проблемы сумма  потянет 1 млрд. USD в год! А следующий год?

Трудно представить, как  будет в ГосДуме  проходить закон о бюджете страны с такой весомой дотационной «строчкой». Ссылки на  объединение ФРГ и ГДР в данном случае не помогут – государства остаются независимыми, если можно говорить о какой-либо  полной независимости в нашем глобальном мире.

Можно утверждать, что А. Лукашенко, в данном случае, вовсе не уступает Кремлю свой некий политический ресурс.  Россия вместо  преференций получает только головную боль. Так что торговаться не о чем. Предмета торга опять нет. На этой чаше весов лежит финансовая «кукла».

Обратимся  к товару, который  белорусские  аналитики  выложили на противоположную  чашу – референдум о третьем сроке. Во-первых, сама  форма    решения проблемы третьего срока  - референдум, под большим вопросом, о чем уже говорилось в статье «Задание на лето» -(www.nmn.by, 09/06/03).  Скорее всего,  власть будет решать проблему  своего «увековечивания» парламентским путем руками современного состава Палаты представителей. Рисковать с новым созывом 2004 года  А. Лукашенко не будет.  По мнению наших коллег, белорусский президент «купил» у Москвы свой «третий срок». Причем, как выше и объяснялось, «купил» за  финансовую «куклу». Интересно, а кто сказал, что решение проблемы третьего срока  находится в руках Кремля?

Итак, как и чем может помочь Москва  А. Лукашенко в решении  проблемы  своего  политического  бессмертия?   Но это неверный вопрос. Кремль прекрасно  ориентируется  в  рейтинге  А. Лукашенко, видит  ограниченность  его социальных,  экономических и финансовых  ресурсов. Так что вопрос надо ставить еще жестче – Как, если, по мнению белорусских оппозиционных  аналитиков, торг состоялся, Россия  обеспечит А. Лукашенко  третий срок?.. Да ни как не обеспечит, господа.

Чтобы выполнить такую невероятную работу, надо  не гонять А. Лукашенко по задним рядам в Санкт –Петербурге, а ставить рядышком перед лицом мирового бомонда. Надо не заикаться о приватизации «Белтрансгаза», необходимо срочно организовать целый белорусский кредитный «План Маршалла», допустить А. Лукашенко на  российскую политическую арену в политический сезон 2003-2004 года (!), принять как руководство к действию  лукашенковскую  антиамериканскую риторику. Последствия таких  «вывертов» понятны… Не меньше  работы у россиян окажется и на белорусском внутриполитическом поле. Здесь без мощной  российской «пятой колонны» не обойтись. Где она? Ее нет даже в проекте. Нет и пророссийской оппозиции, если не считать политического маргинала Синицина, которая  могла бы помочь в этом безнадежном деле.  И все это ради того, чтобы  на фоне регулярно переизбираемых российских президентов получить огромную фигуру политического Кащея Бессмертного? А заодно России светит оказаться под ударом всего мира, который от  В. Вечерки до  Дж. Буша  будет  обвинять В.Путина во вмешательстве во внутренние дела  Республики Беларусь. Кремль даже в вопросы  мятежной Абхазии  вмешивается  под прикрытием ООН, ОБСЕ и СНГ вместе взятых, не давая себя  спровоцировать руководству из Сухуми.

Нет в Москве ключа от «третьего срока». Не в силах она помочь А. Лукашенко в этом деле, но и запретить не в силах. Действительно, чем, кроме слов она может противодействовать попыткам А. Лукашенко закрепить себя навечно в президентском кресле?  Газ отключить? Это была бы лучшей поддержкой для Александра Григорьевича. При таком «давлении» ненавистной Москвы, народ  на руках внесет А. Лукашенко на Карла Маркса, 38.

Обе чаши весов пусты. Торга не было, так как нечем торговать. По-моему, уважаемые коллеги, мы  путаем аналитику с пропагандой, что чревато… Когда действительно «волки» придут, люди нам просто не поверят.

Но c другой стороны, возвращаясь к сути проблемы,  мы видим, что Москва твердо решилась на  такую финансово опасную  операцию, как  введение своего рубля в белорусскую денежную систему? Нет сомнений, что она прекрасно видит все риски договоренностей с лидером страны, который  в принципе не выполняет никаких  договоренностей и даже гордится этим. Что заставило, или, кто подтолкнул, Кремль так оживить «Белорусский вокзал» в эти дни? Появился  «московский сценарий?

На этих вопросах  стоит остановиться отдельно.




Картина не безнадежная

“Белорусская газета”, № 23, 23.06.03

18 июня в Сенате США выступил дипломат Джордж Крол, кандидатуру которого американский президент предложил на должность посла в Беларуси. Кролу предстоит пройти процедуру утверждения американским Конгрессом. На слушаниях по своей кандидатуре Джордж Крол рассказал о своем видении ситуации в Беларуси. Выступление выглядело вполне интеллигентно, но в то же время жестко.

В частности, Джордж Крол заявил: «С момента избрания президентом Александра Лукашенко Беларусь переживает острый и продолжительный кризис несоблюдения демократических свобод».

Впрочем, по мнению дипломата, «картина печальная, но не безнадежная». Он пообещал, что в случае одобрения его кандидатуры он собирается «продемонстрировать белорусским властям, что Соединенные Штаты предлагают не изоляцию, а пошаговый подход к улучшению взаимоотношений».

Крол заявил также, что намерен оказывать поддержку гражданскому обществу, независимым СМИ, а также организациям, которые занимаются продвижением идей демократии и рыночной экономики. Кроме того, дипломат заявил: «Я сделаю все возможное, чтобы разобраться с беспокоящей нас проблемой продажи вооружений и материалов в неблагоприятные регионы. Подобно остальным послам Соединенных Штатов по всему миру, я буду делать все возможное для определения и предотвращения возможных угроз в адрес США и мировой безопасности».

Крол считает, что в продвижении идей демократии в Беларуси США могут рассчитывать на поддержку не только государств Евросоюза, но и России. Дипломат подчеркнул: «Во имя безопасности и стабильности региона мы, а также наши европейские коллеги, особенно из числа соседей Беларуси, таких как Россия, не можем позволить, чтобы эта страна, стратегически расположенная в центре Европы, оказалось в опасности изоляции и нищеты. Мы должны сообща оказать Беларуси поддержку».

Напомним, что Джордж Крол уже имеет опыт работы в Беларуси. В 1992 г. он помогал установлению дипотношений между США и Беларусью. Кроме того, в 90-х гг. Крол работал заместителем американского посла в Республике Беларусь. Дипломат имеет опыт работы и в других государствах региона.




Засекреченный президент Мясникович

16.06.03. RR

Роман Яковлевский

Вокруг майского визита в США Михаила Мясниковича продолжают множиться разные версии. В том числе и о возможных каких-то секретных переговорах с американцами.

Вопреки существующей практике, когда любые зарубежные контакты представителей Беларуси, широко освещаются в государственных СМИ, недавнее посещение США президентом Национальной академии наук остается практически неизвестным. После недавнего секретного пребывания в Женеве главы МИД Беларуси Сергея Мартынова сроком почти в две недели, такие поездки посланцев официального Минска представляются весьма подозрительными. И вот теперь, уже главный ученый страны Михаил Мясникович оказался на Западе. Его пресс-секретарь Татьяна Орешко пояснила, что шеф налаживал "перспективный союз" с ведущими научными центрами США. И читал лекции о социально-экономическом развитии Беларуси. В то же время, довольно странную неосведомленность о поездке президента Мясниковича за океан проявил начальник управления информации и пресс-секретарь МИД Андрей Савиных. На своем ведомственном сайте и еженедельных брифингах он старательно информирует то о разных встречах белорусских послов, то о поездках детских музыкальных коллективов. А тут, по его словам, рупор белорусского МИД ничего о данном визите не знал. Любопытно, что и в посольстве США в Минске отказались от каких-либо комментариев по поводу этого визита Мясниковича. Похоже, президент Мясникович оказался засекреченным.

Стоит вспомнить, что до своего назначения в академию наук, Михаил Мясникович, которого нередко называют "талисманом" белорусской номенклатуры, служил главой администрации президента. А в долукашенковские времена был первым вице-премьером, в ведении которого, кстати, были и вопросы взаимоотношений с МВФ и другими западными структурами. И тогда его, в неформальных обстановках нарекли "Майклом". Надо полагать, некие связи у "Майкла" Мясниковича на Западе сохранились. Не секрет, что до недавних пор Лукашенко не доверял Мясниковичу, помня, как тот возглавлял предвыборный штаб соперника будущего президента на выборах 1994 года. Но после победы Лукашенко, бывшая правая рука экс-премьера Кебича быстро оказался на службе новой власти. Правда, с тех пор ни разу не выезжая за границу. Не пускали. В том числе и в Москву. А теперь он вдруг понадобился в роли этакого посланца Лукашенко, находящегося в весьма затруднительном положении. И вот теперь, уже в должности назначенного президента академии наук, он оказался ( не в первый раз) в США.

Неизвестно, говорил ли Мясникович о том, что Запад должен платить Беларуси и научным институтам страны компенсацию за, по его словам, "искусственное стимулирование эмиграции ученых в западные страны".

Некоторые ученые сослуживцы Мясниковича полагают, что во время пребывания за океаном, их президент не только зарабатывал деньги лекциями, но и мог выполнять весьма деликатные поручения хозяина страны. Например, сеять иллюзии у американцев по поводу перспективности западного вектора политики Лукашенко, вопреки отношению к этому Кремля. Надо полагать, какие-то свои намерения пытались осуществить и американцы, принимая у себя президента Мясниковича. В Минске даже заговорили об аналогиях миссии Мясниковича и гиммлеровского генерала Вольфа, который в конце войны вел сепаратные переговоры с Даллесом. По крайне мере, на такую реакцию Кремля очень рассчитывали те, кто послал номенклатурный "талисман" в США.




Соглашение о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью

Республика Беларусь как государство (далее — Государство) и Белорусская Православная Церковь (далее — Церковь), именуемые в дальнейшем Сторонами, руководствуясь Конституцией и законодательством Республики Беларусь, отмечая, что развитие и укрепление сотрудничества Государства и Церкви отвечают интересам белорусского народа, уважая право граждан на свободу совести и вероисповедания, принимая во внимание актуальность тесной взаимосвязи Сторон в решении задач по духовно-нравственному совершенствованию общества, исходя из необходимости развития договорно-правовой базы между Государством и Церковью, заключили настоящее Соглашение, определяющее согласованные позиции Сторон по основным направлениям сотрудничества и меры по реализации этих направлений, договорившись о следующем:

Статья 1

Государство признает, что:

Церковь является одним из важнейших социальных институтов, чей исторический опыт, духовный потенциал и многовековое культурное наследие оказали в прошлом и оказывают в настоящем существенное влияние на формирование духовных, культурных и национальных традиций белорусского народа;

духовные и культурные ценности, хранимые Церковью, представляют собой составную часть исторического достояния Беларуси и национального самосознания;

взаимодействие с Церковью выступает важным фактором общественной стабильности, гражданского единства и межконфессионального мира на белорусской земле.

Церкви гарантируются свобода внутренней организации, исполнения культовых обрядов и иных видов деятельности, а также право церковной юрисдикции на своей канонической территории в рамках Конституции и законодательства Республики Беларусь.

Статья 2

Церковь признает, что:

Государство является гарантом сохранения духовных и культурных традиций белорусского народа, в том числе исторически формировавшихся под влиянием Церкви;

отношение к Государству базируется на принципе уважения к нему как социальному институту, призванному обеспечивать общественный порядок, защищать национальные интересы, нравственность, охранять духовные и культурные ценности народа;

сотрудничество с Государством способствует активизации духовной и социальной деятельности Церкви, расширению возможностей для совместного противодействия псевдорелигиозным структурам, представляющим опасность для личности и общества.

Статья 3

Государство и Церковь признают, что приоритетными направлениями их сотрудничества являются общественная нравственность, воспитание и образование, культура и творческая деятельность, охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия, здравоохранение, социальное обеспечение, милосердие, благотворительность, поддержка института семьи, материнства и детства, попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы, воспитательная, социальная и психологическая работа с военнослужащими, охрана окружающей среды.

Стороны считают целесообразным начиная с 2003 года принятие по указанным направлениям соответствующими республиканскими органами государственного управления, иными государственными органами и Церковью совместных программ в целях согласованного и результативного сотрудничества в следующих сферах общественной деятельности:

воспитание и образование — Министерство образования;

наука — Национальная академия наук Беларуси, Министерство образования;

культура и творческая деятельность, охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия — Министерство культуры, облисполкомы, Минский горисполком;

здравоохранение — Министерство здравоохранения;

социальная защита, благотворительность, содействие укреплению института семьи, материнства и детства — Министерство труда и социальной защиты, облисполкомы, Минский горисполком;

средства массовой информации — Министерство информации;

профилактика правонарушений, попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы, и лицах, отбывших наказание, — Министерство внутренних дел;

воспитательная, социальная и психологическая работа с военнослужащими и сотрудниками военизированных формирований — Министерство обороны, Государственный комитет пограничных войск, Министерство внутренних дел, Министерство по чрезвычайным ситуациям;

охрана окружающей среды — Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Комитет по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС при Совете Министров Республики Беларусь.

При необходимости программы могут приниматься и по иным направлениям сотрудничества, определяемым Сторонами в лице их уполномоченных органов.

Координация деятельности по разработке и реализации мероприятий в соответствии с указанными программами возлагается на Комитет по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь.

Статья 4

Стороны признают, что настоящее Соглашение заключается во имя общественного блага и не имеет целью ущемление в правах каких-либо конфессий или граждан.

Статья 5

Стороны на регулярной основе пропагандируют опыт работы в сферах их сотрудничества, обмениваются актуальной информацией, прямо или косвенно затрагивающей интересы другой Стороны, проводят взаимные консультации и другие совместные мероприятия.

Статья 6

Внесение и настоящее Соглашение изменений и дополнений может быть осуществлено по обоюдному согласию Сторон.

Статья 7

Соглашение вступает в силу с момента его подписания и является бессрочным, если иное не определено Сторонами.

От имени Республики Беларусь Премьер-министр Республики Беларусь Г.Новицкий.

От имени Белорусской Православной Церкви Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси.

Минск, 12 июня 2003 года



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ