Особенности военно-технического сотрудничества между Белоруссией и Россией
Владислав Лосев (Минск)
Одним из самых главных направлений белорусско-российской
интеграции, бесспорно, является восстановление единого оборонного пространства
Белоруссии и Россией. Особенно злободневным этот вопрос стал в последнее время
(после разгрома Ирака) когда Соединенные Штаты в очередной раз дали понять, что
главным для них являются исключительно их собственные интересы, которые они
намерены продвигать по всему миру любыми, в том числе и военными методами.
Надо сказать, что военная угроза со стороны США и НАТО
воспринимается в целом в Белоруссии достаточно отвлеченно и в массовом сознании
относится к разряду маловероятных событий.
Однако все же определенное беспокойство в белорусском
обществе вызвали недавние сообщения о намерении США перебросить крупные
контингенты своих войск в Польшу с последующим их размещением вдоль
польско-белорусской границы. Подобная реакция в Белоруссии вполне объяснима, так
как появление больших масс американских войск непосредственно на рубежах
республики если и не несет в себе угрозу незамедлительной агрессии, то уж
неизбежно повлечет за собой усиление разведывательной и иной
недружественной деятельности в отношении Республики Беларусь. В связи с этим
Александр Лукашенко заявил, что Белоруссия рассматривает возможную
передислокацию американских военных баз в Польшу и ряд других
восточно-европейских стран как «угрозу национальной безопасности и нашим
интересам», что может привести к ответным действиям с белорусской стороны.
В современных международных условиях единственным
реальным гарантом безопасности и территориальной целостности Белоруссии является
Россия, поэтому для общественности представляет большой интерес существующее
состояние белорусско-российских отношений в военной области, тем более, что
Договор о создании Союзного государства предусматривает создание единого
оборонного пространства.
Как показали недавние события в районе Персидского
залива, решающее значение в современном военном противоборстве имеет
техническое оснащение вооруженных сил, которое играет определяющую роль в
достижении победы в нынешних войнах. И никакая численность войск не
способна возместить недостачу современных вооружений и профессиональное
владение ими. Это касается, в первую очередь, авиации и систем противовоздушной
обороны.
Военно-политическое руководство Белоруссии это, по всей
видимости, осознает и уделяет внимание состоянию систем вооруженной борьбы в
воздухе. Так, в 2002 году были приняты Концепция развития авиации ВВС и войск
ПВО на период до 2010 года и Концепция развития зенитных ракетных войск.
Согласно этим документам преимущество будет отдано не приобретению новых
образцов военной техники, а модернизации ныне стоящих на вооружении еще
советских систем. В результате модернизации предполагается обеспечить
«выход на самый высокий уровень противодействия воздушному нападению
противника».
По планам белорусских военных процесс модернизации должен
быть завершен через 10-12 лет, хотя определенные результаты получены уже в
настоящее время. Так, государственным научно-производственным объединением
«Агат» в интересах ВВС и ПВО создан модернизированный пункт управления,
который по данным производителей отличается рядом преимуществ: возросла его
подвижность, сокращено время обработки данных и повышена точность информации, а
также увеличено количество отслеживаемых в реальном времени целей. При этом до
80-ти процентов элементной базы новых разработок производится (опять же по
утверждению изготовителей) в Белоруссии, что является, например, предметом
особой гордости президента республики.
Белорусско-российское военно-технического сотрудничество
осуществляется в рамках Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г.
За это время был принят ряд двусторонних межправительственных соглашений, в том
числе «О военно-техническом сотрудничестве», «О производственной и
научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности», «О
порядке взаимодействия при осуществлении экспорта продукции военного назначения
в третьи страны». Основными направлениями белорусско-российского
военно-технического сотрудничества являются взаимные поставки комплектующих
изделий и запасных частей к продукции военного назначения, оказание услуг по
ремонту и модернизации вооружения и военной техники белорусской армии, обучение
в российских военно-учебных заведениях белорусских военнослужащих. В то же время
изделия ряда ведущих белорусских оборонных предприятий (прежде всего,
оптико-электронное оборудование) уже не отвечают в должной мере соответствующим
требованиям, которые предъявляются к параметрам приборов, узлов и механизмов,
используемых в системах вооружений российских ВС, и сегодня предназначаются в
основном для комплектования техники и вооружений поставляемых Рособоронэкспортом
в третьи страны.
Определенные возможности для расширения перспективного
сотрудничества заложены в совместном проектировании и производстве
средств радиосвязи различного назначения для разрабатываемых оборонными
предприятиями Белоруссии систем автоматизированного управления войсками и
оружием и для оснащения белорусских войск средствами подвижной связи нового
поколения (типа «Акведук»). В настоящее время комплектующие белорусского
производства уже используются в российских авиационных радиостанциях Р-864,
предназначенных для новой и модернизируемой авиационной техники.
Всего же в совместных белорусско-российских программах по модернизации
техники и вооружений советского производства в той или иной степени участвуют
более сотни белорусских предприятий.
Наиболее успешным примером военно-технического
сотрудничества Белоруссии и России является созданная в феврале 2000 года с
целью разработки, производства и модернизации средств ПВО Межгосударственная
финансово-промышленная группа (МФПГ) «Оборонительные системы», объединяющая 24
российских и 3 белорусских предприятия. В 2000-2001 гг. в рамках МФПГ
«Оборонительные системы» (за счет собственных средств российских участников
группы) была произведена глубокая доработка одного из самых массовых за рубежом
маловысотных зенитных ракетных комплексов «Печора», белорусско-российский
вариант модернизации которого - ЗРК «Печора 2М» недавно стал победителем
международного тендера, проведенного в одном из государств Ближнего Востока.
Если соотнести роли российского и белорусского
оборонных комплексов, то последний выполняет в большинстве случаев
вспомогательную функцию и представлен в основном ремонтными заводами
(Барановичский авиаремонтный завод, Борисовский танковый завод и некоторые
другие), предприятиями-изготовителями комплектующих к системам ПВО и ПРО
(Минский завод вычислительной техники – поставщик элементной базы для
вычислительных систем корпуса ПРО под Москвой), а также производствами,
выпускающими продукцию, разработанную в российских проектных организациях
(Минский завод колесных тягачей, например, производит транспортные средства,
спроектированные в НИИ автомобильной техники МО в г. Люберцы Московской
области).
В целом же уровень белорусско-российского сотрудничества
в области оборонной промышленности еще далек от требований, соответствующих
единому оборонному пространству. Для того чтобы повысить эффективность
военно-технического взаимодействия и в конечном итоге воссоздать
общий оборонный комплекс необходимо на деле перейти к единому оборонному заказу
Союзного государства, совместным программам научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ.
Однако для этого нужны серьезные политические решения, к
которым до сих пор не готово белорусское руководство. По этой же причине до сих
не подписано Соглашение о Единой системе ПВО и не создано командование
региональной группировки войск. Пока для этого нет соответствующих условий – в
республике отсутствует необходимая законодательная база и в силу этого
обстоятельства не могут быть приняты соответствующие решения главнокомандующим
белорусских вооруженных сил.
Сотрудничество между Белоруссией и Россией в сфере
обороны должно включать и мероприятия дипломатического, экономического и
информационного порядка. Активные партнерские отношения Белоруссии и России в
рамках различных программ с Североатлантическим альянсом, которые наблюдается в
последнее время, сами по себе не должны успокаивать, поскольку НАТО сегодня
отводятся вторичные и ограниченные функции в поддержании миропорядка и
безопасности. Угроза потенциальных упреждающих ударов по «государствам-изгоям»
исходит не от НАТО(или ЕС), а от политического и военного руководства США.
Доктрина последнего предполагает селекцию европейских стран-союзниц с целью
выделения государств, готовых к тесному взаимодействию с Вашингтоном как для
проведения операций «со специальной целью», так и для долговременного военного
союза без всяких оговорок. Поскольку первое такое послушное США государство уже
определено – это Польша(со всеми вытекающими из этого последствиями для
Белоруссии),- то и затягивать конкретные шаги по военно-техническому сближению с
Россией Минску не стоит.
|