Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №78(01.07.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ДИСКУССИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Ольвия-пресс,
12 июня 2003

Старые проблемы нового государства

Е.Савельев

В нынешних политических условиях переговоры между руководством Молдовы и приднестровской стороной не имеют практического смысла. Молдавский президент фактически самоустранился от процесса урегулирования, тем самым, поставив под сомнение любой результат собственной инициативы по федерализации страны. В то же время, существующий режим на протяжении двух лет доказывает свою недееспособность, а прошедшие выборы показали и его недолговечность. Любые «инициативы» нынешней власти, направленные на устранение причин приднестровского конфликта, такие как придание русскому языку статуса второго государственного, изучение истории Молдавии вместо антинаучной «истории румын», наталкиваются на организованное сопротивление так называемой «оппозиции». Нынешние власти не способны противостоять идеологическому натиску национал-радикалов и последовательно сдают интересы избравших их молдаван, не желающих становиться румынами, и русскоязычных, стремящихся к сближению с Россией. Национал-радикальные формирования, которые в конце 80-х – начале 90-х гг. породили раскол молдавского общества и раскол республики, поставившие своей целью упразднение молдавской государственности, продолжают оставаться серьезной политической силой в Кишиневе. Хотя сам факт прихода ПКРМ к власти в феврале 2001 г. благодаря пророссийским лозунгам, говорит о том, что большинство избирателей продолжают ориентироваться на Россию.

Не для кого не является секретом, что прорумынская «оппозиция», представляет интересы довольно узкой части населения, граждан сопредельного государства, то есть, в условиях Молдавии, национального меньшинства или идентифицирующих себя с этим национальным меньшинством. При этом любая активность национал-радикалов представляет собой результат щедрого спонсирования из-за рубежа, прежде всего, из соседней Румынии, которая по идеологическим мотивам не собирается признавать молдавский культурный суверенитет и продолжает считать Молдову «вторым румынским государством». Все отношения Молдовы и Румынии строятся из стратегической задачи последней «объединения двух румынских государств». Значительные финансовые вливания, направленные на пропагандистскую деятельность дают свои результаты. Почти пятнадцать лет непрекращающегося идеологического давления, прежде всего в сфере образования, привели к тому, что на правом берегу целое поколение выросло воспитанным в духе румынизма. Национал радикалы постоянно рекрутируют в свои ряды молодежь, которая еще не имеет твердых жизненных установок. И если сейчас идеологические румыны имеют поддержку 8-10% избирателей, то в перспективе их электорат может значительно увеличиться, тем самым, усугубив раскол в обществе.

В начале 90-х гг. деструктивная политика пришедших к власти националистов привела не только к гражданскому конфликту, но и к открытой вооруженной агрессии, поставившей молдавское полиэтничное общество на грань гражданской войны. Курс на присоединение к Румынии привел не только к расколу общества, но и к расколу страны. Ультра правые, объявив незаконным акт возвращения Бессарабии Советскому Союзу создали условия для провозглашения независимости Приднестровья, которое никогда не входило в состав Румынии. Приднестровская Молдавская Республика стала правопреемницей Молдавской Автономной ССР, входившей в период 1924 – 1940 гг. в состав Украинской ССР.

После трагических событий 1992 г., закрепивших раскол бывшей Молдавской ССР, Приднестровье развивалось как самостоятельное государство. Здесь были созданы совершенно иные условия, чем в правобережной Молдавии: государственными языками стали русский, молдавский и украинский; было разрешено двойное гражданство. В обществе сложилась атмосфера национального согласия. За более чем десятилетний период развития в Приднестровье сформировалось цельное, консолидированное общество, стремящееся к единству со славянскими государствами Россией и Украиной. Выросло поколение не мыслящее себя в условиях унитарного прорумынского государства.

В то же время наличие самостоятельного государственного образования на левом берегу Днестра обеспечивало минимальное соблюдение прав русскоязычного населения Правобережья. Именно благодаря наличию Приднестровской государственности, в Молдавии не допустили угрозы фашизма, как это произошло в Прибалтике. Хотя опасность «реванша правых» и присоединения к Румынии остается, Республика Молдова продолжает существовать в виде суверенного государства,

Молдавия и сейчас, после 15-летнего лингвистического террора, представляет собой реально двуязычное государство. Борьба за придание русскому языку статуса государственного шла постоянно, тем не менее, до сих пор русскоязычные граждане РМ лишены своего естественного права общаться на родном языке. Поскольку русский язык не является государственным, русскоязычные вытеснены из всех сфер политической и общественной жизни, тем не менее, хотя русский язык и не имеет официального статуса, он продолжает оставаться языком межнационального общения. Насаждение одного языка в двуязычном государстве за счет вытеснения другого, в купе с изоляцией части населения от участия в общественной и политической жизни иначе как апартеидом не назовешь. Молдаване, русские и украинцы веками проживали совместно в Бессарабии, эти народы живут в Молдове не в диаспоре, они живут на своей земле и разговаривают на родном языке и никто не вправе навязывать им чужой язык, культуру, историю. Напротив румыны и те, кто себя таковым считает, живут в Молдавии в диаспоре и обязаны уважать культуру местного населения. («Чувствуйте себя как дома, но не забывайте, что вы в гостях»).

Как можно Молдове и Приднестровью строить сегодня общее государство, когда в молдавском обществе все еще не изжиты и не преодолены главные причины конфликта, когда силы, спровоцировавшие кровавый конфликт в 1992 г., продолжают набирать силу, когда бесхребетное руководство, неспособное отстоять интересы своих избирателей, большинства населения республики, создает все условия для реванша национал радикалов, нового прихода к власти сплоченного и бескомпромиссного меньшинства, «пятой колонны»? Если существование жизнеспособного и консолидированного Приднестровского государства до сих пор сдерживало национал радикалов от жесткого давления русскоязычного населения, то в случае его исчезновения или поглощения, кто сможет гарантировать соблюдение прав русскоязычных на обоих берегах Днестра, кто может поручиться, что молдавский народ не потеряет окончательно свою государственность, свою культуру и язык? Кроме того, в общем федеративном государстве застарелые проблемы молдавского общества в одночасье станут проблемами приднестровцев, которые в начале 90-х не допустили у себя разгула воинствующего румынизма. Большинство приднестровцев из хозяев своей земли превратятся в «чужаков», а с учетом современного законодательства Молдовы, половина граждан ПМР, как «прислужники сепаратистского режима», окажутся под угрозой ареста.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ